Жителям Ямы

В комментариях к грустной теме про 38-летнюю женщину звучала мысль, что к 40 годам ловить человеку, в общем-то, нечего.

На самом деле, автор письма описывает, конечно, симптомы депрессии, а депрессии и юным свойственны тоже. В депрессивном состоянии человек смотрит на все окружающее так, как человек после пищевого отравления смотрит на еду: его от всего тошнит. Внутри него — сбой, процессы пищеварения разладились, поэтому даже самая вкусная еда кажется неприятной.

Человека в высокоэнергетическом состоянии (напоминаю, что депрессия — это низкоэнергетическое состояние, энергетическая яма, от глубины ямы зависит степень — от легкой степени, типа общей апатии, до тяжелой, когда человек уже не может существовать и даже двигаться и дышать ему трудно), человека в состоянии подъема сил, наоборот, привлекают самые простые и доступные вещи, кажутся ему интересными и наполняют его энергией: погода за окном (любая, и чем больше энергии тем более разная погода начинает радовать), возможность двигаться и дышать полной грудью, самая обычная еда, вода, лица людей, особенно близких, животные, в общем все, что называется «жизнь» кажется ему необыкновенно приятным и радостным. Его аккумулятор пашет на все сто.

Очень упрощенно можно сказать, что его рецепторы так остро отзываются на все впечатления и так активно проводят импульсы, дающие стимулы жизненной активности, что ему хочется жить — по той лишь уже причине, что он живет.

Апатичное состояние характеризуется тем, что человеку не хватает жизненных смыслов. «Зачем это все?» — начинает спрашивать себя и всех такой человек. Вы можете попытаться привести аргументы такому человеку, сказать что-нибудь про удовольствие от жизни, долг перед близкими или про возможность роста, все эти аргументы будут так же полезны, как вот этому вот нашему человеку после отравления пытаться говорить про то, что хлеб с маслом, а особенно с черной икрой, — это очень вкусно (а ему невкусно, даже тошнит) или что организму нужны углеводы и жиры (а у него конфликт с собственным организмом), и оба этих человека вас не поймут. Смысл жить как и смысл что-то есть существует только, когда существует хотя бы малейший аппетит. А иначе нет. Все лезет обратно.

Где взять аппетит к жизни? Как его поддержать и почему он исчезает вдруг?

С пищей все проще. За века человеческой цивилизации сложились пищевые привычки и способы добывать и готовить пищу. Поэтому отравление может быть только испорченными продуктами или случайными ядами. То есть внешний нонсен или какие-то индивидуальные особенности организма.

Куда сложнее с так называемой психической энергией, то есть с впечатлениями, информацией, ощущениями, эмоциями, с той пищей для мозга, в которой человек нуждается не меньше, чем в химических веществах. Химические вещества — белки, жиры, углеводы и пр. нужны как сырье, а вот чтобы внутренняя фабрика переработала это и извлекла из этого много жизненной энергии, необходимы еще многочисленные внутренние стимулы. У вас может вполне хватать белков и жиров, они могут лежать толстыми складки вокруг ваших бедер и талии, но вы будете чувствовать себя совершенно истощенным «морально» или «душевно», то есть не иметь тех самых стимулов, смыслов, мотивов хоть куда-нибудь двигаться.

На ранней стадии апатии (энергетической ямы) вы можете потерять желание делать что-либо полезное, сложное, начать «экономить энергию» и заниматься бездельем: играть во что-то, болтать с кем-то, валяться. Так же вы можете прибегать к различным допингам. Вы можете курить, чтобы немного постимулировать мозг никотином, пить, чтобы чуть-чуть растормошить заднюю кору алкоголем, есть много сладкого, чтобы обеспечить постоянный доступ утешительной глюкозы, пить кофе или кока-колу ради еще одного стимулятора — кофеина. Бездельные удовольствия «экономят» энергию, допинги вытрясают из мозга дополнительные крохи, поэтому состояние ваше временно улучшается, но это, как вы понимаете, ненадолго.

«Экономия» приводит к тому, что энергии становится меньше, а не больше. Вы, может быть, помните, что наш организм, и мозг тоже, отвечает сокращением на любую экономию, по принципу: «лежишь на диване? значит энергии завтра получишь меньше, куда тебе лишняя» а на любое поступление допингов извне, сокращает собственные внутренние стимулы. Это жестокая на первая взгляд, но очень мудрая и справедливая система, которая сложилась в результате эволюции нервной системы: от амебы до современного человека. Суть ее в том, что энергия выделяется только на работу (Работу — в широком смысле слова, на Делание).

Но если бы все было так просто! Если бы было достаточно абсолютно любой работы, чтобы получать много энергии. Нет, работа обязательно должна быть полезной с точки зрения мозга. А мозг наш в высшей степени амбивалентен, он считает полезным лишь то, что является с одной стороны приятным, с другой стороны правильным с точки зрения системы ценностей. Вот на это он отпускает энергию.

В разных системах амбивалентность эта описана в разных понятиях. Самая древняя и простая из известных «дух и тело», где душа должна объединить то и другое, более современная и сложная из известных «Супер-эго и Ид», где Эго должно объединить то и другое. Суть интеграции личности именно в том, что достичь гармонии между долгом (некими социальными требованиями к полезности индивида) и наслаждением (собственным комфортом и радостью), создав такую структуру личности, в которой между тем и другим не было бы противоречий, и это обеспечило бы постоянный доступ энергии. Пока же противоречие есть (Король и Королева в конфликте), человек ощущает с энергией постоянные перебои, ему все время не хватает сил на то, что сделать надо бы (не хватает мотивации, интереса, кайфа), а когда он пытается идти по пути удовлетворения своих желаний, он сталкивается с осуждением и чувством вины, переживает «изгнание».

Это я в двух словах рассказала то, к чему личность должна бы стремиться в идеале, чтобы быть в стабильно высоком состоянии энергии. Но вернемся к положению «в яме». Как выбираться из нее?

И автору письма, и всем тем, кто испытывает в том или ином виде состояние ямы, важно понять несколько главных вещей. Само по себе понимание ничего не изменит, однако откроет возможности для практических изменений.

1. Яма — это ситуативное состояние, но пока вы находитесь в ней, все в вас поддерживает это состояние, все вращается по одному и тому же порочному кругу, поэтому для выхода важно, точнее просто необходимо создать образ «другой жизни», понять, что за пределами вашей ямы для вас есть другие возможности (это я в шутливой несколько форме, но вполне серьезно описывала Здесь)

2. Когда вы создаете образ другой жизни, не нужно придумывать каких-то внешних желаемых условий. То есть образ вроде «мне делает предложение Голливуд сняться в главной роли» — неудачный и не только потому, что он нереалистичен, он никак не связан с состоянием ямы, потому что яма — внутри у вас. Представлять нужно, что вам стало лучше изнутри, вам что-то вдруг стало очень интересно, увлекательно, кто-то стал для вас важен, необходим, то есть нужно создать как бы внутренние ячейки для подключения внешних ресурсов.

3. Важно понять, что из себя представляет депрессивная «душа». Это закрытое от мира образование, которое не может получать энергию, в ней как бы оборваны провода, по которым ток мог бы добраться до ее мозга, она отключила станции приема сигналов. Что ни покажи такой душе, она не найдет это ни приятным, ни важным, если ее апатия сильна. Полуапатичная душа найдет приятным что-то неважное или недоступное для себя и тоже не сможет этим подпитать себя как следует. То есть проблема в отсутствии налаженных связей между душой и миром. Я неслучайно употребляю не самый корректный и устаревший термин «душа».

Испокон веков именно религия занималась тем, что создавала в «потерянной» или «заблудшей» душе потенциальные способы приема. Это называлось «проникнуться верой» или «принять в душу Бога». В настоящее время этот фокус доступен не многим, даже из так называемых «верующих». Человек может считать себя верующим, а на самом деле вся его вера будет состоять в инфантильном доверии к своему внешнему локусу контроля, то есть в ожидании каких-то благ извне и контроля извне, от батюшки или от светлых ангелов, которые являются в его фантазиях или даже галлюцинациях. Поэтому в настоящее время нельзя сказать, что религия является хорошим способом очищения души. Смотря кто и как ею пользуется. Некоторым наоборот вредно. Некоторые могут обойтись и без религий, но даже им важно почувствовать, как они изнутри открываются и наполняются светом. То есть «сначала стулья, потом деньги» — да, сначала вера и доверие к миру, потом из него что-то можно будет начать брать.

4. Если лимит веры или доверия к жизни изнутри получен (а в апатии бесполезно его искать вовне, не найдешь, все двери закрыты плотно), важно понять, что теоретически энергию можно получать из всего, вообще из всего, а вот практически придется пробовать разные простые и сложные вещи из тех, которые доступны. Принципа получения энергии два: 1) совмещение полезного с приятного или 2) балансировка между полезным и приятным.

Первый, конечно, намного лучше, однако, в яме он мало доступен. Но. Важно хвалить себя даже за короткие мгновения такого совмещения и чувствовать, как это наполняет внутренний аккумулятор. Второе в неглубокой яме немного доступней: чуть-чуть позаниматься полезным (это обычно то, что обеспечивает будущее), чуть-чуть приятным (это то, что дает удовольствие прямо сейчас), избегая при занятии полезным слишком сильного стресса (нагрузки), а при занятии приятным слишком вредных вещей. Важно проследить, как это постепенно расширяет энергетический потенциал (это и правда расширяет, но незаметно для сознания, и фокус в том, чтобы сознание начало это замечать, тогда дело пойдет живей).

5. Вот еще один прием для совмещения приятного и полезного в состоянии неглубокой ямы (при очень глубокой яме скорее всего потребуется помощь психиатров, состояние слишком болезненное и нужна помощь врача). Можно научиться получать удовольствие от стресса и это сразу же снизит стресс. Я буду описывать этот фокус подробнее, но многие люди находят его интуитивно. Если человек получает кайф от некоторой степени страданий (при совершении полезной работы) он расширяет свою зону комфорта и может быстрей накапливать энергию. Это парадоксальная способность нашего мозга — мозг может растолковать как удовольствие даже боль, на чем основаны практики различных экстремалов. Вместо стресса, который опасен и разрушителен, появляется «стресс», который не только не разрушителен, но и начинает снабжать энергией, вместо того, чтобы ее отнимать. Увлекаться чересчур аскетизмом и самоистязанием, конечно, не стоит, но научиться получать удовольствие от преодоления себя и от небольшой душевной боли при выполнении важной работы, то эволюционное качество, которое позволяет некоторым людям обходить других, так называемых «слабых», которые избегают любого напряжения, любой боли, любого дискомфорта.

6. Физический труд обладает способностью обновлять рецепторы. Люди, привыкшие физически трудиться, очень редко страдают от апатии. Они могут быть недовольны чем-то, но от глубокой ямы мозг их защищает, поскольку их привычка физически трудиться дает тот минимальный уровень психической стабильности, который позволяет держаться на плаву. От аддикций не защищает, правда.

Все это, конечно, пока обзорно. Выкарабкаться из ямы и почувствовать какой-то вкус к жизни и небольшой аппетит — мало, дальше важно создавать в своей личности конструкцию, которая бы мешала туда проваливаться и обеспечивала бы рост и расширение возможностей. Но эта индивидуальная работа делится на много разных частей, которые я обязательно буду описывать.

(С) Марина Комиссарова

Комментарии

botanechka    30.08.15 13:46
Интересно, как по разному люди воспринимают слова «апатия, депрессия». Для некоторых «я в депрессии» означает, что нет новых проектов и идей, однако вся повседневная активность сохраняется (дети, ужин, муж, фитнес, педикюр и тд). И тогда советы таких людей «в депрессии» (типа, соберись, тряпка) совершенно не помогают людям в энергетической яме, которые целый день из полезного только едят конфеты и смотрят ТВ.

evo_lutio    30.08.15 13:54
И то, и это — виды депрессии. Легкая и средняя степени. Тяжелая депрессия — когда нельзя уже шелохнуться — это доставляет муку.

Депрессия разные степени и виды имеет, но все это — низкоэнергетическое состояние. Первые что-то делают автоматически, привычное, но радости от жизни не получают, вторые уже не имеют сил на автоматическую работу и выполнение простого долга, а только валяются.

Лучше читать внимательно и плюс посты по ссылкам перед тем, как описывать свое «интересно». В тексте все это есть.

801_feliz    30.08.15 19:50
Если я правильно запомнила, » лень — это вялотекущая депрессия». Это фраза просто открыла мне глаза на мое состояние в свое время. И до сих пор как барометр.

evo_lutio    30.08.15 19:52
Да, именно так.

Комментарий удален

evo_lutio    30.08.15 14:34
В общем не понятно, что я имела в виду.

Ладно, потом как-нибудь напишу подробней.

Нет, события вообще не надо представлять. Надо представить просто возможность радости и удовольствия, изнутри. Вера нужна в счастье. И все.

e_movo    30.08.15 14:40
Мне кажется, это что-то типа такого должно быть: «Блииин, мне снова нужно делать холодные звонки! Как я это ненавижу, как мне от этого плохо… о, а я интересно выгляжу, когда страдаю, а если вот так? Ого, я еще интереснее в этот момент. Хм, пойду еще позвоню, ооо, как я прекрасна в своих страданиях, в них определенно есть нечто, что меня возвышает, хм, я прекрасна, я люблю себя!»
И становится веселее, словно ты играешь в это все, а не на самом деле занимаешься работой, которую не любишь.
А когда играешь, оно все иначе выглядит.

evo_lutio    30.08.15 14:57
Очень много «выгляжу» — это диссоциация, отделение себя от тела.

Хотя если вообще никак больше, то хотя бы так.

jane_bess    31.08.15 06:50
Я похожим образом закрывалась от стресса. Отделяла своего персонажа, который должен сыграть неприятную роль во внешнем мире, от себя настоящей, которая оставалась в безопасности. Т.е. это не я веду неприятный разговор, отвечают не мне, а персонажу с моим именем. Почти всегда помогало, кроме тех ситуаций, когда могут причинить настоящий вред физическому телу (оно у нас одно на двоих :))

katerinafoto    31.08.15 07:30
Ваш комментарий напомнил мне о подобных ситуациях в моей жизни. Лет в 14 я очень страдала от приступообразной застенчивости. Когда вдруг краснеешь, как рак в стрессовой ситуации и мечтаешь лишь о том, чтобы сквозь землю провалиться. Тогда, в юности, я как-то научилась отделять себя в такие моменты от своего тела и вдруг начинала смотреть на всё как бы со стороны. Персонажи тоже были и не один, «играла» то одно, то другое.
А сейчас этот тумблер по отделению себя от тела сам срабатывает, на автомате, стоит мне начать впадать в панику.
Но вот ради того, чтобы сделать неприятные дела, как написали выше, никогда этим отделением не пользовалась. Только для выхода из короткого стресса.

e_movo    31.08.15 11:38
Я иногда субличности для этого создаю, те персонажи, что могут жить годами, развиваясь — для общения с теми, с кем иначе общаться не могу в силу тех или иных причин.

evo_lutio    31.08.15 12:06
Их еще надо как-то интегрировать в единую личность.

helen_aprel    30.08.15 15:37
А в чем отличие веры в счастье от иллюзий в кредит? Иллюзии конкретны и сужают возможности, а вера наоборот расширяет?

evo_lutio    30.08.15 16:09
Давайте еще вопросы.

helen_aprel    30.08.15 16:16
Попыталась порассуждать, жаль не вышло)

evo_lutio    30.08.15 21:57
Иллюзии картины какие-то внешние, то что должно приходить извне.

А здесь речь о внутреннем доверии, что есть счастье в мире, есть покой, есть удовлетворенность. Внутренняя картина черная — нет его и быть не может. Извне не придет точно, все окна задраены. Должно родиться внутри. «Верую, ибо абсурдно». На пустом месте. Просто вбить кол и сказать — верю, и это первый импульс и первый толчок. Изнутри.

jane_bess    31.08.15 06:51
Со мной такое было. Неосознанно, правда. Эффект получился мгновенный, объективно в ситуации ничего не изменилось, но мне вдруг захотелось выйти на улицу. А до этого лежала лицом к стене, чередовала поспать и поплакать.

deti_moi    30.08.15 18:49
.У меня случился период в юности — то ли нагрузки перебрала, то ли «фазы Луны» — несколько дней было постоянно очень тревожно, почти до паники, ничего не радовало, все пугало, беспечные довольные люди ходили мимо, а мне казалось, что это навсегда (и как-то ума не хватило всерьез попросить медпомощи, несмотря на маму-педиатра). Так вот, меня тогда во многом вытянул образ, который я как-то интуитивно слепила: центральная площадь моего города, ступени к памятнику Ленина, рядом лужи, светит солнце, отражается в лужах, голуби мочат лапы и пьют водичку, я сижу на этих ступенях перед памятником, щурюсь на солнце и голубей, и мне _просто_хорошо_, я улыбаюсь, меня ничто не беспокоит. До сих пор этот образ иногда встает, когда печаль накатывает. Предощущения того самого «хорошо» — это был спасательный круг.

evo_lutio    30.08.15 19:05
Ну да, вот что-то типа того.

На пустом месте, просто изнутри, свет и доверие.

Если на терапии даже такой образ удается провести, уже есть движения сразу из депрессии. Но лучше когда человек сам, проактивно, это в себе вызывает и создает. Еще быстрей работает.

koriskos    30.08.15 21:01
о, так вот в чем дело. меня как-то из тяжелого состояния вытащил образ из детства, как я сижу на кухне с родными и смотрю на закат. а потом я думала: ну причем тут, блин, закат!? видимо, это был образ, связанный с теплом, уютом, доверием и безопасностью.

evo_lutio    30.08.15 14:36
Но такая вера тоже не дает энергии сама по себе. Она открывает внутренние возможности для ее получения из мира. И все.

sezession    30.08.15 19:05
Мысль про супер-профи тоже может обламывать. Когда так подумаешь, сразу видишь кучу других супер-профи, которые уже стали, а еще кучу тех, которые тоже лезут, но активнее, чем ты и снова — привет, депрессняк ))

rough_rosemary    30.08.15 20:40
Интересно, а я подумала более узко: вспоминаю свое хорошее состояние и ощущение относительно чего-то — к примеру, сейчас вообще никак не рисуется и все как отсохло, но я помню ощущение того как меня внутренне перло и тащило по рисованию (без каких-то прям очевидных внешних причин), и как я получала от этого много радости, поэтому легче принимать «засуху». Эта память поддерживает, знаешь, раз было — значит опять может быть) Но это по-моему такие локальные меры, когда не накатила совсем уж общая безнадега, а скорее тревога по какой-то области жизни, причем в которой был уже какой-то хороший опыт радости и удовольствия.
А еще если надо лезть в что-то совсем новое, а сил нет и ощущения что будет лучше тебе — там мрак и не от чего оттолкнуться)) наверное тогда можно общее состояние хорошее вспоминать или опыт и ощущение от преодоления трудностей, когда была радость осознания, что больше можешь, и как это было приятно, больше чувствовать себя хозяином своей жизни)
Хотя… тут не подбадривать нужно, скорее крепко надо прикинуть стоит ли в таком состоянии лезть туда, раз там такой мрак и стресс большой))

Комментарий удален

evo_lutio    30.08.15 15:00
Из рассуждений полностью исчез элемент удовольствия. Только удовольствие расширяет зону комфорта.

То есть мало терпения и смирения, если от этого совсем нет удовольствия. Один человек говорит «смирение», а подразумевает «радость», а второй говорит «смирение» и лицо его черное, хмурое, так вот второй саморазрушением занимается в «смирением» этом.

Комментарий удален

evo_lutio    30.08.15 15:28
Нет, не так.

Удовольствие от страданий — я же написала четко.

Только это сокращает стресс. От будущего нет. Это усиливает резерв и мотивацию иногда, а стресс сокращает только кайф в процессе.

Я отдельно эту тему распишу. Не хочу в комментариях на этом останавливаться.

adesigna    30.08.15 14:53
Вспоминаю полу-анекдот про деревенскую женщину, которой пересказали содержание Анны Карениной. «Корову бы ей купить!» — был её житейский совет Анне.

Смотрела документальный фильм Счастливые люди:Енисей. Люди живут фактически натуральным хозяйством — круглогодичный тяжелый физ труд. И много людей показали как раз с привычкой к этому трудовому круговороту. Не страдают апатией даже в 80 лет — вытесывают уток-обманок, чтобы на охоте использовать, рыбу всеми способами ловят. И рассчитывают строго на себя. И были персонажи, который из запоев выныривали только чтобы сколотить чуть денег на следующий уход в запой. И даже по фильму видно было, что труд физический как полезная работа ими не опознавался.

maa_pr    30.08.15 19:13
В своё время по работе приходилось общаться с большим числом женщин за 60, которые приходили собирать документы для наследства, тут уж у всех состояние низкоэнергетическое. Получилось так что отдельно работала с городскими бабушками и деревенскими. Разница очень заметна. С городскими всё хуже — не понимает зачем пришла, не слышит что ей говорят, либо плачет всё время либо очень резко настроена, и вроде это вызов какой-то, что она не собирается понимать и вникать зачем она к нам пришла, просто всё очень плохо у неё, а тут ещё я лезу с вопросами.
Деревенские бабушки, как правило, собраны, очень печальны, конечно, но без ажиотации. Адекватные, короче говоря. Я для себя тогда сделала вывод, что всё идёт из привычки трудиться, корове не скажешь, что у тебя горе и поэтому утром ты её доить не будешь. Жаль, что когда ты в яме корову заводить уже поздно(

adesigna    30.08.15 19:44
Город, получается, дополнительные требования предъявляет по навыкам поддержки себя в энергетическом тонусе.

matsea    30.08.15 21:55
Вот маленькие дети в этом смысле вроде коров. Изволь завтрак, обед и ужин, депресняк там у тебя или чего. Заодно еще теплые и любящие — дополнительный бонус.
Еще, я много общалась с лошадниками, люблю кататься. Все тетки вокруг конюшни всегда в очень хорошем тонусе, независимо от возраста. Тоже, лошадку изволь обиходить, плюс с лошадкой рядом нервничать нельзя, с лошадкой надо быть очень спокойным, а то это плохо кончится. Ну, и свежий воздух. В общем, похоже есть всякие практические способы, кроме коров.

jane_bess    31.08.15 07:25
С лошадками вообще немножко магия. Очень выправляют состояние, даже если просто погулять вместе, а не то что поскакать верхом от души. А когда не просто покататься, а более тесное общение — поработать лошадь, почистить, собрать/разобрать, попасти, похвалить/приструнить и все такое — то выстраиваются отношения немножко как в фильме «Аватар». И накрывает любовью, хочется его тискать, как котенка, а он и сам рад бы забраться ко мне на ручки, но соотношение массы таково, что приходится быть очень осторожным и нежным, хотя с сородичами они не церемонятся. Ох, расписалась тут, смотрю на его фото и меня прям заливает нежностью.

В общем да, на конюшне люди бодрые и проблемы воспринимают конструктивно, не тонут в эмоциях.

katerinafoto    30.08.15 14:58
А я-то думала, что просто лето в этом году какое-то особенно прекрасное выдалось, в смысле погоды. )))
И занятия спортом, вдруг, радовать стали, чего не было в феврале или в марте.
А на самом деле, похоже, что я выбралась из плохого энергетического состояния и погода здесь не при чём.
Представляю себе золотую осень — радостно. Зиму — тоже хорошо, снег, коньки, Новый год!

evo_lutio    30.08.15 15:01
))

adesigna    30.08.15 15:20
А у меня вдруг получилось с кайфом полы мыть! Если бы мне лет восемь-пять назад сказали, что я так смогу себя чувствовать — не поверила бы никогда!
А по спорту — был какой-то переключающий момент «вот мне не нравится — а вот уже нравится»? Или как-то само собой произошло?

katerinafoto    30.08.15 15:48
Нет, переключающего не было. Постепенно. Сперва через силу ходила занималась, но очень старалась не перетрудиться. Потому что знаю, если перетренируюсь (за счёт воли), потом 1000 отговорок придумаю почему мне в зал идти не надо и совсем заброшу тренировки на пару недель. Поэтому постепенно, без насилия. И вот как-то так незаметно, потихонечку занимаясь, вдруг заметила, что веса-то на некоторых тренажёрах на 10 кг выросли, а собственный вес на 6 кг меньше стал. В зеркало на себя смотреть стало приятно. А это всё очень здорово мотивирует продолжать тренироваться. Понимаешь, что вот он, результат, и что лучше выглядеть тоже можно.
Особенно радовалась, когда в джинсы трёхлетней давности влезла. )

adesigna    30.08.15 16:01
Спасибо! (Собираюсь собраться в спортзал и понимаю, что на силе воле не протяну, размышляю, как сакцентировать для самой себя «приятную» компоненту занятий)

queerness    30.08.15 20:30
А Вы найдите там симпатичного мускулистого тренера или посетителя и приходите чтобы на него полюбоваться :) Еще можно купить красивую форму и выгуливать ее в зал. А через пару месяцев будут заметны первые результаты, которые лучше всего будут мотивировать уже сами по себе.

katerinafoto    31.08.15 09:01
В этом посте содержится ссылка на пост про зону комфорта. Там в конце как раз про спортзал рассказано, про то как себя мотивировать, создавая мини потоки.

la_renar    30.08.15 17:04
У меня в этом году самое лучшее лето в жизни. )

rough_rosemary    30.08.15 21:29
В Питере лето в этом году — просто тест на энергетический режим:))) 3 месяца осени-весны)

jewelryfindings    30.08.15 16:27
Когда читаю по какому принципу мозг отпускает энергию — приходит на ум аналогия с грудным молоком. У меня были проблемы с количеством молока, так вот, я начиталась, что оно вырабатывается по такому принципу — чем чаще прикладываешь ребенка к груди, тем его больше. Мозг «дает команду» вырабатывать его больше для младенца, и наоборот — чем чаще ребенок сосет пустышку и бутылку со смесью, тем быстрее заканчивается молоко.

evo_lutio    30.08.15 16:32
Именно так.

Все по такому принципу. Я грудное молоко постоянно в постах привожу, даже по ссылкам.

Может поэтому аналогия приходят? Люди читают, забывают, потом им аналогия приходит, о эврика.

jewelryfindings    30.08.15 16:54
Не буду спорить, возможно.
Просто у меня весь этот процесс очень живо вспоминается, намучалась я с этим. И в конце концов, все равно перешли на искусственное, так как эффекта от висения на груди почти не было. Видимо, гормона не достаточно было. Зато в обратную сторону — почти мгновенно, в течение нескольких дней молока не стало.

privet_zveruga    30.08.15 17:06
Отследила тоже этот эффект. В какой-то момент чтения постов «сформулировала» для себя, что психика движется по рельсам, и не давно эту метафору встретила в одном из Ваших прошлых постов. Вот уж действительно рельсы!
С некоторых пор стали с друзьями свои новые шутки и придумки прогугливать и часть действительно уже кто-то где-то придумал. Некоторые из этих совпадений конечно можно списать на общий культурный контекст, но не все точно. И это тоже видимо эффект мозга, что он списывает ))

icereality    30.08.15 17:08
По сравнению с апатией и безразличием, когда все события как сквозь стеклянную стенку, даже душевная боль воспринимается с наслаждением — боже, я прямо чувствую, что я все-таки живу.

anitabandita    30.08.15 17:51
Очень интересный пост, для самоанализа.
Еще раз 10 перечитаю и может быть уложится в голове полностью))

«чем больше энергии тем более разная погода начинает радовать» — и действительно, в последнее время уже не тянет жаловаться на зиму или слякость. Я думала, это после покупки более теплой одежды, но поняла что сначала перестала жаловаться и лишь позднее одежду купила.

Описания из поста очень удобно использовать для самопроверки уровня своей батарейки и для определения ранней стадии ямы. Правда, человек наверное и так чувствует, какой у него уровень энергии. Но зато так будет осознанность выше.
Я когда начинаю понимать что-то в себе, внутри ощущение — словно поднялся на еще одну ступеньку на пути к чему-то хорошему — очень приятное чувство.

Супер фокус получать удовольствие от преодоления себя! Получается как бы прокачка силы воли, что ли. И как с мышцами тела, в самом начале только больно, а потом все приятнее эта боль.

Про обновление рецепторов при физическом труде тоже очень любопытная тема. Интуитивно вроде получается — уборку сделать, погулять, физкультура какая-нибудь.
В деревне рассказывали, что приехали к ним гости городские на охоту, застряли (холодно, грязно!), так женщины ветки искали и подкладывали под колеса, мужики тянули и толкали — и все с таким огромным удовольствием, что удивили хозяев даже ))

А вот про наполнение светом — у меня это ощущается в солнечном сплетении, интересно у кого так?

julie_s1    30.08.15 17:55
Когда читала то письмо, слово «депрессия» прямо вертелось на языке (депрессию пережила мама, так что я видела воочию), но так как термин клинический, не стала его употреблять (диагноз должен специалист ставить). Да, теперь понятно стало, почему бессмысленно было предлагать аргументы и способы, как можно порадоваться жизни — провода ведь оборваны, и от всего этого только затошнит.
Если автор выкарабкается из «ямы» (сама или с помощью профессионалов), окажется, что 38 — это чудесный возраст)) Это период такой наполненности вот этой, понимания себя, это очень женское время такое, 38 лет (мне так кажется). Мне 38, как и автору) Действительно, аккумулятор «раскачан» уже (знаете, как новый аккумулятор требуется несколько раз разрядить и снова зарядить) и пашет на все 100!

irater    30.08.15 18:54
>Представлять нужно, что вам стало лучше изнутри, вам что-то вдруг стало очень интересно, увлекательно, кто-то стал для вас важен, необходим, то есть нужно создать как бы внутренние ячейки для подключения внешних ресурсов.

Абсолютно точно!
Помню, когда меня, ближе к 50-ти, начало постепенно заносить в яму, новая любовь помогла совершить полную перезагрузку матрицы. Там такая подключилась внутренняя машина, что я продала квартиру, развелась и уволилась, чтобы заново замуж выйти, и свой бизнес поднять и в другую страну улететь. Вопрос возраста вообще исчез. Страх, кстати, тоже.
Так что 38 — это еще цветочки… У той женщины всё самое интересное, возможно, впереди.

deti_moi    30.08.15 19:02
По пункту 5 — снижение стресса за счет удовольствия от стресса — есть ощущение, что именно таким способом некоторые люди инсталлируют себе своеобразный мазохизм. Дама из моего ближнего круга после пары непростых лет с болезнями и траблами вошла во вкус, вроде, и жизнь наладилась, но она с пафосом рассказывает о своих бедах, а «у меня большая проблема» звучит так победно, что ой. Многие люди в возрасте пересаживаются на эти рельсы. Да и не в возрасте тоже: кайф же — ругать врагов — кому минздрав, кому гейропу, кому шудрократию.

evo_lutio    30.08.15 19:08
Такая проблема есть, но это о другом. Адаптация и застревание в роли жертвы.

А здесь речь об удовольствии от стресса, когда делаешь что-то полезное. А не просто удовольствие от лежания в грязной луже. Принципиально разные моменты. Кайф воина (в хорошем смысле) построен на удовольствие от боли и стресса, когда есть цель.

ami_il_mare    30.08.15 19:05
Как же глубоко и доступно вы осветили этот вопрос. Действительно, несколько раз выходя из «ямы» интуитивноя именно этот алгоритм и применяла, но не могла его для себя сформулировать и многие нюансы упускала, теперь это понятно. Понятно так же, почему я раз в несколько лет снова там оказываюсь — не удалось значит » создать в своей личности конструкцию, которая бы мешала туда провалится…»
Как вариант совмещения приятного и полезного на начальном этапе я советовала прошлой героине поехать в санаторий, например. Помню как сама будучи, видимо, уже в депрессии, очень терзалась тем, что мне так плохо, что убиваю себя еще и физически-начала курить, выпивать, чтобы просто уснуть, есть джанк и забросила любую физическую активность, и не могу себя преодолеть, и чувство вины перед собой отнимает последние силы. Тогда родители отправили меня насильно в санаторий советского типа, и вот эти паровые котлетки, процедурки, ежедневные терренкуры по 10 км и проч. сняли с меня чувство вины перед своим организмом и высвободилась какая-то энергия на жизнь. Вернулась способной дальше что-то менять.
А вот 5. пункт я себе формулировала как «шаг назад»-это выход их зоны комфорта, конечно. Но тут два варианта я нашла- делать что-то совсем новое, в чем ты не силен или учиться новому — спроса с тебя нет, ожиданий завышенных нет, снижается стресс от делания, либо именно шаг назад — спуститься на ступеньку ниже по карьерной лестнице-тут тебе все дается легко, хвалят, восхищаются, появляется энергия сделать рывок вперед.
П. 6 — как же помогает в таком состоянии просто драить квартиру до блеска с утра до вечера:)!

chortivnya    30.08.15 21:07
Касательно удовольствия от боли — чисто физически — это и к спорту относится, там ведь как, поначалу мышцы неразвиты, болят от нагрузок. Со временем привыкаешь, нагрузки увеличиваюся и боль становится даже приятной (если ничего не болит, значит, плохо тренировалась), в общем, спорт — это как раз вот это расширение зоны комфорта постепенное. Главное — с первых тренировок не переусердствовать и не пытаться прыгнуть выше головы, или хотя бы не намного выше.

rough_rosemary    30.08.15 21:14
Я тоже в плане удовольствия от боли подумала про зал: и в процессе нагрузка посильная и небольшой стресс-боль — приятны, возможно еще от того, что знаешь, что потянешь, оно скоро кончится и что это твой выбор, твое решение? :) (но — если не болит еще не значит что плохо тренировались же, мышцы и без мышечной боли могут расти, пишут))

power_l    31.08.15 09:11
Я раньше, думая о том как следует выбираться из ямы, представлял примерно такую картинку: глубокая яма, а я карабкаюсь наверх и выбираюсь оттуда. А теперь, кажется, что процесс выгладит по другому: — глубокая яма становится не такой глубокой, потом меньше, еще меньше, временами исчезает совсем, а потом и … навсегда.

a_j_bolid    31.08.15 11:01
Пост, что по ссылке, про ж, мне очень помог, как раз тогда, когда он был опубликован, снизу постучали.

А еще забавляют люди, которые человеку в состоянии клинической депрессии советуют: да ты развейся, спортом займись, бегать начни, в спортзал запишись. Я говорю, ребят, вы не понимаете, сил не хватает даже на то, чтобы лежать под одеялом в темноте. Поговорил с парой друзей, посоветовали одно и то же. Решил эксперимент провести: рассказал пяти парам друзей про то, что депрессия. Не специально, а так, между делом, в разговоре. Все пять (!) посоветовали одно и то же: в зал, бегать, спорт.

Одному человеку, в здравомыслии которого я не сомневался, я возразил: друг, это депрессия, нет ресурса ни на что. Он говорит: ну значит ты лузер, у которого воли нет.

Вот и поговорили.

vasilisa_valis    31.08.15 11:38
А что, по вашему, они могли еще посоветовать?
Я девочкам, когда мне жалуются на то, что нет сил, советую уборку дома сделать, шкаф разобрать с максимальным выбрасываем-отдаванием вещей, освобождением пространства, занавески постирать. Вот так — написать на бумажечке: день 1 — …, день 2 — …, и еще готовый комплекс упражнений на 5-10 минут (я делала Синди Кроуфорд 10 минут — не думаешь, тупо повторяешь)..
Вот зимой Эволюция советовала кашки себе заготовить на завтрак, само заготовить — проблема, шевелиться трудно, купить, смешать, залить)))
Когда совсем ничего не хочется, я не знаю, чем можно расшевелить себя еще..

a_j_bolid    31.08.15 11:49
Ну, кашки, уборка — это еще куда ни шло. Как раз в соответствии со скрижалями Эволюции — потихоньку, помаленьку выбираемся, делаем себе приятное, хвалим за маленькие успехи, подкапливаем энергию.

Но когда предлагают заняться СПОРТОМ… То есть, надеть кроссовки, и побежать, или в зал пойти, вес тягать — это совсем другое. Особенно в состоянии когда не то что кашка не лезет, а из-под одеяла выползти сил нет. Даже свет невыносим.

vasilisa_valis    31.08.15 12:01
Ну, просто уборка — это больше для женщины, мужчина же не должен этим заниматься, поэтому мысль «совсем грязью заросла» его не мучает. Ему легче вызвать уборщицу (хотя, даже для этого нужно пошевелить)..
А вот прийти в зал, хотя бы на дорожке постоять, может быть мужчинам ближе..

y_solveig    31.08.15 11:11
Странное наблюдение как мне кажется по теме поста: я полгода как замужем, до этого долгое время была одна с двумя детьми и кучей обязанностей, и чувствовала себя вполне бодрой. Всегда спрашивала себя перед подъемом «что сегодня мне нужно сделать? сходить в налоговую? а почему я хочу это сделать? а потому что там рядом ларёк с отличным молочным коктейлем!». Вот так и получалось, что я всегда делала только то, что хотела. Влюблялась в мужчин и наслаждалась отсутствием ответной любви.
Сейчас муж, очень любящий, избавил от значительной части обязанностей, а ни прилива энергии, ни увеличения количества свободного времени я не ощущаю почему-то и очень расстраиваюсь. Наоборот, как будто меньше сил стало…и желания что-то делать. Выводы делать боюсь.

vasilisa_valis    31.08.15 11:22
Спасибо за пост.
Спасибо за практические советы. Особенно 5. понравился. Всегда подозревала в себе мазохизм, когда через силу заставляла подниматься на 8 этаж и чувствовала как это круто каждый день подниматься легче и быстрее. Или кайф от работы в авральном режиме. Или уборка в доме, когда даже шевелиться не хочется. И чем больше себя заставляешь, тем больше энергии появляется. То есть, по идее, стресс должен забирать энергию, а тут наоборот прибавляет, от осознания какой ты классный.
Про после 40 это я загнула конечно)))

 
Впервые опубликовано — evo-lutio