5 шагов по выходу из ж*пы

Ж*па — это энергетическая яма. Иными словами — апатия, низкоэнергетическое состояние.

Но зачем я использую такое грубое слово?

Исключительно ради наглядности.

Мысль сравнивать фрустрацию и блокировку энергии с анальным зажимом пришла впервые, конечно, Фрейду. Других таких дерзких в психологии не было. Но потом уже и аналитики, и телесно-ориентированные терапевты с удовольствием пользовались этим ярким образом. А Перлз так и вовсе рисовал все энергетические процессы в поле через анус и его деятельность, буквально на схемах подробно изображал, как именно все с энергией происходит. До этого он, правда, написал научную работу «оральное сопротивление», а психоаналитики не одобрили и сказали ему, что орального сопротивления не бывает, а бывает только анальное, на что Перлз обиделся и перестал считать себя психоаналитиком, но замечание учел. Потом он основал собственную грандиозную школу и столько, сколько понял и открыл про энергетическое поле Перлз, не понял, наверное, никто. Разве что Курт Левин.

Но в общем, это неважно, важно, что процессы блокировки энергии и фрустрации ее потока, а так же выход из этого состояния, нагляднее всего изображать через эти может быть и неприличные, но зато хорошо понятные и знакомые всем образы. Аналогия получается почти полная.

Итак. Чтобы выйти из ж*пы, нужно сделать 5 шагов.

Шаг 1. Осознать, что ты — в ж*пе.

Несмотря на то, что в ж*пе всегда довольно тесно, душно и темно, многие отрицают, что находятся в ней.

Некоторые даже настаивают, что это и есть безопасность и комфорт, а все, кто живут иначе, страдают.

То есть осознать свою фрустрацию — это уже полдела, но обычно это сложно, поскольку человек уже забыл, как бывает иначе и на чувственном уровне воссоздать другое состояние и представить, не может.

Однако, пока не поймешь, что это — ж*па, шаг из нее не сделаешь.

Шаг 2. Осознать, что ж*па конечна.

Идея о бесконечности ж*пы, о том, что все вокруг — суета сует, жизнь — дерьмо, юдоль страданий, сартровская блевотина и т.д. не просто не нова, но и трудно назвать философские направления, где эта идея не приветствовалась бы: от буддистов до экзистенциалистов. Даже эпикурейцы, которых зря противопоставляют стоиками, высказывались о жизни не очень позитивно и считали как и стоики, что привязанность к жизни порождает страдания. Но лучше оставить всю эту мрачность философам, которые любили забраться, если уж не в ж*пу, то хотя бы в бочку.

Жизнь намного шире и многообразней одной отдельно взятой ж*пы, и об этом нужно помнить. Аргументов и доводов искать не следует, в ж*пе их не найдешь. Нужна иррациональная вера в то, что ж*па конечна, однажды она закончится и в конце туннеля появится свет.

Шаг 3. Найти просвет в конце туннеля

Важно понять, с какой стороны выход. Обычно он там, где есть свет, но если все наглухо закупорено, можно ориентироваться по звукам. Где более шумно, там и выход. Иными словами выход из ж*пы там — где люди. Погружаться вглубь себя, искать внутри себя смысл и Бога, не следует. Это уведет все глубже и глубже в яму, то есть вы поняли куда.

Когда направление выбрано, необходимость движения осознана, можно сказать, что сделано две трети работы.

Остались два последних шага.

Шаг 4. Открыться

Некоторым кажется, что это самое сложное, почти невозможное. На самом деле, если это слишком сложно, нужно вернуться на три шага назад. То есть получше осознать, где ты находишься, осознать конечность этого и поверить в правильность выбранного направления. Все рефлексы сжимания и блокировки энергии на стадии 4-го шага связаны с тем, что предыдущие шаги не были сделаны.

Страх, который возникает при мысли о том, чтобы открыться миру и людям, связан с недостаточным пониманием того, насколько тесно и душно в ж*пе, насколько вредно там жить, насколько это опасно для жизни. Это все равно как бояться свежего воздуха и погибать от недостатка кислорода. То есть страх связан исключительно с тем, что человек плохо оценил масштабы своей фрустрации и ее опасность. Надо оценить.

Так же открыться может мешать жадность, мысль о том, что отдаешь нечто ценное, что пригодится самому, что неплохо бы поэкономить. Энергию невозможно накопить и сэкономить, любой запор вызывает интоксикацию, а не обогащение. Энергии становится больше только если ее тратить, если наладить с миром активный обмен. Если пытаться потреблять и не расходовать, возникнет непроходимость путей.

Шаг 5. Не ждать награды сразу

Когда человек делает первые шаги из своей ямы, заново учится открывать зажатый поток энергии, вспоминает, что такое спонтанность и активность, очень важно понимать идею конвертации энергии.

Многие, едва сделав шаг из ж*пы и отдав что-то миру, ожидают получить вознаграждение или хотя бы одобрение, а услышав, что это г**но, обижаются так, что возвращаются обратно. Многие так и живут от вылазки до вылазки, и каждый раз укрепляются в мысли, что лучше сидеть в ж*пе.

На самом деле важно понять, что прямой поток энергии человека (то есть его интерес, любовь, внимание) является ценным лишь для тех, кто его любит, для кого его значимость высока. Об этом я уже писала подробно. Для всех остальных людей интерес представляет лишь полезный продукт этого потока, то, что человек сделает посредством своего интереса, внимания, любви, что произведет, какую объективно полезную услугу предложит, то есть большинство людей интересуют лишь продукты нашего труда, особенно труда высокоспециализированного.

Но курс этой валюты, которой является энергия человека, все время меняется, в зависимости от прокачки его навыков и от того, насколько более значимой становится его персона для других. В какой-то момент его интерес и сам по себе будет цениться очень дорого (особенно близким кругом), а все, что он произведет (даже г**но) станет оцениваться на вес золота. Но торопиться в своих ожиданиях нельзя. Нужно смириться с мыслью о том, что курс сначала наверняка будет очень мал, но имеет все основания расти, если не закрываться и не опускать рук.

Если же выходить из ж*пы с мыслью, что все тебя оттуда только и ждут с хлебом и солью, очень быстро возникнет мысль, что кругом-таки враги. Они не враги, они скорее безразличные люди, и чтобы получить их расположение, нужно что-то сделать для них, что им (почему-то вдруг) понравится.

(С) Марина Комиссарова

Я в других соцсетях:

Комментарии

katerinafoto    01.08.15 14:03
Получается, что шило в ж*пе полезная вещь. )
Народная мудрость как-то двойственно об этом говорит. Вроде и с укором. И, в то же время, с некоторой завистью, как мне кажется.

beth4ever    01.08.15 14:12
По крайней мере, с шилом не засидишься :))

okalanga    01.08.15 16:09
Я вот, например, не могу оценить собственное положение. То есть то что «место темное и тесное» (и очень душное) невооруженным глазом видно, а вот направление движения отследить сложнее. То ли «медленное продвижение к выходу с неизбежными откатами», то ли это «шаг вперед и семь назад». То ли вообще ситуация критическая и надо рваться любой ценой, то ли резкие движения разрушат вообще всё, что осталось.
И поскольку «все на эмоциях» то на трезвую собственную оценку рассчитывать даже не приходится.

Это я к тому, что даже «шаг первый» выглядит простым только на словах.

Интересно, а «люди-глисты» бывают? с полным жизненным циклом в духе сартра для которых «вылаз наружу» действительно не имеет смысла?

evo_lutio    01.08.15 16:46
Нет, все люди — это люди.

okalanga    01.08.15 17:40
эээ… шутка пессимиста

zosya_bereza    01.08.15 17:00
Вот да: трудно бывает оценить, правда ли ты в ней.
То вроде все ок, движение присутствует, есть цели и ты как-то работаешь на них, и даже люди вокруг есть — а то тебе кажется, что ты еле ползешь, и над тобою уже стервятники кружат.
Наверное, в любом случае, даже если только временами ж… ощущается, значит, она все равно есть. Дело только в глубине.

zosya_bereza    01.08.15 17:08
А ещё, мне представляется, многих пугает шаг 5. Это нужно учиться себя держать в руках, чтобы понимать, что продукты твоей жизнедеятельности работы поперву весьма несовершенны, будут такими ещё долго, и чтобы сделаться действительно полезным кому-то, тебе предстоит стараться.
У меня вот с творчеством так. Навыки за годы бездействия частью утеряны (ибо и развиты были не слишком прочно), и не то что кому-то показывать продукт — за работу браться страшно. Потому что видно, сколько неудач впереди, прежде чем что-то реально красивое появится.

evo_lutio    01.08.15 19:12
Тут важно понять, что как бы ни получилось, делать, лучше, чем не делать. Вопрос не в результате, а в том, что энергию нужно тратить, расходовать. И творческую, и любовную, по каждому ресурсу, иначе она заблокируется. Так что страшно не должно быть, страшно должно быть не начинать.

zosya_bereza    01.08.15 19:27
Дык и делаю. Разблокирую заблокированное от неупотребления :) Достаточно представить, что будет через пять или десять лет, например. Если делать — в худшем случае будет куча неудачных попыток и кое-какие поделки любительского уровня. Если не делать — не будет вообще ничего.
К тому же желание делать не отпускает.
Выходом оказалось разрешить себе делать как получается, столько времени, сколько потребуется.

evo_lutio    01.08.15 19:40
Вы не совсем поняли о чем я.

Вы измеряете поток результатом: будут поделки, не будет поделки. А я говорю, что если поток заблокировать, не будет энергии. То есть делать надо не ради результата, а потому что если не делать, будет плохо, состояние будет плохое. Не ничего будет, а минус.

zosya_bereza    01.08.15 20:51
Да, теперь понятнее. Спасибо!

elektrikz    01.08.15 18:30
Можно ли предположить, что, открывшись миру (п.4), не ожидая лавров и наград (п.5), занимаясь интересным тебе делом и планомерно прокачивая свои ресурсы, ты не окажешься в… яме?

evo_lutio    01.08.15 18:34
Так вроде пост как раз об этом.

elektrikz    01.08.15 19:37
Пост о том, как выбраться ))
Так, может, лучше и не залезать?

evo_lutio    01.08.15 19:51
Конечно, это лучше.

ext_2367732    01.08.15 18:47
вообще, иногда полезно побыть в ж**е

я как-то более часа вынуждена была пробыть в маленькой лодке, путешествуя под горой Тайгетос через анфиладу полузатопленных залов огромной пещеры.
Было жутко, страшно, клаустрофобия

зато когда вышла на свежий воздух белого дня…. запахи, краски, шумы — ВСЕ радовало ))

evo_lutio    01.08.15 19:11
К сожалению, с энергетической ж*пой не так. Постепенно раскачивать рецепторы приходится. Восторг не захлестывает вдруг.

А просто так, специально посидеть в бочке и потом выбежать к морю, действительно освежает.

thin_lizard    01.08.15 19:04
Вот так работаешь над собой, учишься обосабливаться от общества, быть максимально автономной, что экстраверту не так и легко, достигаешь в этом некоторого успеха, а потом оказывается, что всё это время копала в противоположную от здоровой сторону…

evo_lutio    01.08.15 19:08
Ну обосабливаться тоже нужно.

Весь вопрос в энергии. Если ее кот наплакал, значит ж**па. Если достаточно и жизнь активна, значит все ок.

thalee_kaya    01.08.15 19:38
В подростковом возрасте и прочей ранней юности ты тратишь силы, потом отдыхаешь, и силы возвращаются с бонусом: все, что потратил, плюс ещё чуть-чуть. Где бы ты не был, чем бы не занимался. Мы это не ценим, но потом что-то неуловимо меняется. Связано ли это с чистой физиологией или с утратой какой-то «части души», фрустрацией, разочарованностью, я не знаю. Могу только подтвердить, что правда, бонус куда-то девается и без специальных мер уже и то, что потратил, возвращается с трудом.
Мне очень помогла рекомендация принимать ванны с солью- это просто гениально. Скачек на другой уровень, не ожидала такого эффекта. Тот самый бонус: когда сил вернулось намного больше, чем было потрачено. И можно потратить их куда-то дальше, а не просто искать ноги по кругу дом-работа-дом. Сейчас думаю, что ещё столь же простого и полезного можно для себя сделать) ну интуитивно понятно, что все, что с удовольствием делаешь, как минимум сил не отнимает так много, как даёт..

evo_lutio    01.08.15 19:51
Нельзя рассуждать в понятиях «отнимает — дает».

Бездействие все равно отнимает сил намного больше. Если не вкладывать энергию, она иссякает, поэтому мыслить, много ли приходит в ответ на потраченное, не стоит. Сколько бы ни пришло, если не тратить, уйдет все равно больше.

thalee_kaya    01.08.15 20:04
Да, бездействие страшная вещь. Спираль начинает раскручиваться, но не в ту сторону. Все схлопывается. Закручивается, стало быть. А изнутри ситуации это ещё и не очевидно.

Но что бы раскрутить в другую сторону.. Я про ловушку такую: сил хватает только на поддержание имеющихся процессов, условное до-работа-дом, а на развитие не хватает. Это как жить от зарплаты до зарплаты, условно) поневоле задумаешься, а на что трачу и нельзя ли где- то скроить, что б так хитро потратить, чтоб потом больше получить?) это, конечно, не от хорошей богатой жизни мысли, но, может быть, они оправданы? Может быть, секрет отчасти в этом, в каком-то особом планировании или спецмерех, которые можно принять?

evo_lutio    02.08.15 09:11
Это сложный вопрос. Но лучше все-таки не рассматривать, как трату сил.

То есть, посмотрите, допустим человек лежит и у него нет сил дойти до ближайшего леса. Крайний случай, допустим, но не физическая болезнь, а просто такое истощение. Но он решает собрать волю в кулак и дойти до этого леса. И дальше он, к примеру, сходил туда-сюда, но чувствует усталость сильную и думает, лучше бы я лежал как лежал. То есть ему кажется, что он потратил силы, а мог бы поэкономить. Но это неверный взгляд. Он устал, но сил от этого чуть позже прибудет больше, а если бы он лежал, их бы стало чуть позже еще меньше. То есть трата — именно бездействие, а любое действие — это прибыль, если даже на чувственном уровне чуть-чуть больше дискомфорта, но уже чуть позже энергии станет больше.

И так в любых делах и действиях.

katerinafoto    02.08.15 11:19
А вот с деньгами как? Есть всякие теории о том, что деньги должны двигаться, что нужно их вкладывать и тратить. Так ли это? Или копить тоже нормально?

deti_moi    01.08.15 20:02
> Страх, который возникает при мысли о том, чтобы открыться миру и людям, связан с недостаточным пониманием того, насколько тесно и душно в ж*пе, насколько вредно там жить, насколько это опасно для жизни.

Иногда мне кажется, что близких людей, застрявших в эгоцентризме (если имеются такие — а у меня имеется), нужно взять и просто оставить наедине с их прекрасной ж*пой. Перестать поддерживать и намекать, когда ноют, не приносить плюшки, не париться за подстройку с последующим соблазнением полезными активностями — а вот просто взять, крепко зажмуриться и оставить в ж*пе! И вот только тогда. Прочувствуют. Насколько тесно и душно, насколько вредно и опасно. Останавливает глупый страх, что близкий не заметит, как задний проход всосет его без остатка. Немного социал-дарвинизма не повредило бы, наверное.

daria2204    02.08.15 04:04
По моему опыту, мне так кажется, что бывает мешает открыться людям страх того, что окажешься еще глубже в ж*пе.
Потому что иногда так бывает, что оказываешься там, в т.ч. и благодаря близким, которые в сложный момент не поддержали, а воспользовались уязвимым положением и как раз таки толкнули в ту самую ж*пу. Мне помогло осознание того, что не все люди одинаковы. Что действительно есть много тех, кто пользуется уязвимым положением и поимеет свою выгоду в такой момент, но при этом есть и те, кто поможет и подаст руку.
Если утрированно, то как при автоавариях, кто то бежит к машине и вытаскивает ценные вещи, а кто то бежит, чтоб помощь оказать…. хотя зевак и обсуждающих всегда на порядок больше.
Чтоб встретить тех, кому интересен ты и твои продукты жизнедеятельности, придется открываться, просто зная, что равнодушных всегда больше, чем заинтересованных.

evo_lutio    02.08.15 08:21
Хаха, прекрасный комментарий.

Близкие должны. Люди руку протянут.

Нет, с такими ожиданиями трудно вылезать.

801_feliz    02.08.15 07:17
У меня часто бывает ощущение, что Король дает команду двигаться к предполагаемому выходу из Ж, а Королева воротит нос. Вроде НАДО, но что-то внутри тормозит и подкидывает тысячи причин, почему именно это решение ни к какому свету не выведет. И в результате я не могу понять, начинать движение, или тем самым я задвину себя еще глубже. У меня проблемы на этапе «поверить в правильность выбранного направления», то есть что выходить надо — сомнений нет, но сложно понять, откуда доносятся звуки. Пока пытаюсь искать какой-то компромисс, боюсь угробить спонтанность принуждением, но и стояние на месте угробит ведь ее еще больше.

evo_lutio    02.08.15 09:12
Да, в апатии обычно Королева, она за энергию отвечает и за поток, а когда Король начинает команды отдавать, его шлют подальше.

vasilisa_valis    02.08.15 07:19
Вся жизнь, как бегство из жопы. Стоит только остановиться, расслабиться и перестать шевелиться, как тебя туда опять засасывать начинает.

tacta    02.08.15 07:42
Если хотя бы немного наладить регулярную связь с ресурсами, ты чувствуешь что у тебя, оказывается, и ноги-руки есть, а раскачанные ресурсы, в принципе, не дают остановиться.

vasilisa_valis    02.08.15 09:02
Да, мышцы накачиваются, бежать становится легче. Но все равно, как только теряешь контроль, то сразу — здравствуй ж*опа. Хотя, может, если подальше от нее отбежать — т.е. развить всего побольше, то будет какое-то время на размышления так сказать в пути…

gorgius1    02.08.15 07:29
Впечатлили работы Перлза «Эго, голод и агрессия» и «Теория гештальт-терапии». Перли говорил, что не прочитал ни одной книги по гештальт-психологии, но создал гештальт-терапию)) Фрустрированных много: даже античные философские направления; мне показалось, что в философы обращались в основном разочаровавшиеся и разорившиеся люди, но бывали и исключения наподобие Марка Аврелия или Сенеки. Кстати, стоикам, тому же Сенеке, не давали покоя эпикурейцы, он постоянно ссылался на Эпикура, спорил с ним заочно. Да и вообще основатель стоиков Хрисипп спалгиатил несколько томов у других философов, видимо идей интересных было не так много для развития в рамках одной философской школы. А жопа тогда называлась по-другому: благоухающий сад, где можно уединиться с друзьями-единомышленниками)))

evo_lutio    02.08.15 08:15
Да нет, философы не фрустрированы. Они гении, а фрустрированный человек превращается в бездаря.

Перлз гений. Благоухающий сад — вообще о другом.

В общем, давайте в полной мере осознавать нашу ничтожность по сравнению с классиками.

evahappy    02.08.15 10:19
Спасибо за путеводитель. Теперь понятно что делать и куда идти.

Пункты 4-5 конечно самыми сложными видятся, (ошибки все равно будут, опыт самый разнообразный,и чаще неприятный поначалу, который придется усвоить и использовать) Хотя из комментариев понятно, что лучше делать, чем не делать.

У меня вот да, законсервироваться в пункте 3, в поисках смысла внутри себя и Бога, и найти в этом энергию — не удалось.

Теперь предстоит самое сложное, все-таки заставить себя пойти в лес.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio