Зона комфорта

Вроде все и знают, что в переделке себя нужна постепенность, но понимают не всегда.

Многие знают: да, заниматься в спортзале нужно начинать с малого, не нужно сразу бегать километры на беговой дорожке, не нужно тягать большие веса, нужно начать с нескольких упражнение. Но как люди это понимают?

Они понимают так, что их организм не способен сразу выдержать большие нагрузки, поэтому им нужно постепенно раскачиваться, а вот изменения реальные начнутся только после того, как они раскачаются и начнут заниматься как следует, на полную катушку. То есть период постепенного вхождения люди рассматривают как ненастоящий, подготовительный. Ну, кто же поверит, что от 15 минут ходьбы пешком могут начаться какие-то серьезные изменения в личности и теле? Хотя самые серьезные изменения происходят именно в этот период.

И так со всем. Решает человек научиться чему-то новому, к примеру, историю хочет выучить, чтобы стать культурным человеком. Или другой какой-нибудь предмет. Пока он не знает предмета, предмет ему очень неинтересен, он, максимум, минут 20 может об этом читать, а дальше его клонит в сон. Не может его мозг усваивать такое количество совершенно новой информации, которую даже присовокупить пока некуда. Но человек думает: нет, 20 минут в день – так историю никогда не освоишь, нужно хотя бы часа три в день. Но от мыслей о трех часах в день такого занудства ему хочется на всю жизнь некультурным остаться. И он откладывает изучение истории до тех времен, когда будет в силах читать в день по три часа (то есть никогда). А ведь мог бы по 20 минут в день читать и незаметно так измениться, что через какое-то время ему бы самому захотелось 2 часа.

Или похудение то же самое. Сократить объем еды немножко кажется совершенно бесполезным, уж если сокращать, так в два или три раза, а иначе никакого результата. Так думают многие люди.

На самом деле, все не так. Результат всегда один и тот же. Результат переделки тела или личности – это тот запас изменений, который человек получает, слегка выходя из зоны комфорта. Если вышел сильней, будет стресс, который обязательно нивелирует все результаты, уж каким путем, другой вопрос, но постарается. Может даже заболеть, в худшем случае. Потому что сильный стресс настраивает психику на то, что так поступать никогда нельзя, нельзя это делать, нужно этого избегать. Зато небольшой выход из зоны комфорта – это нормальные и достаточные изменения. Больше все равно не получится.

То есть атлет с кубиками на животе, который три часа потеет в зале, увеличивает кубики, когда прибавляет время тренировки или веса. Имея рыхлое пузо и попытавшись заниматься три часа в день с такой интенсивностью человек кубики не получил бы, умер. Зато тридцать минут умеренных занятий этому рыхлому человеку могут дать точно такой же результат, как и атлету, относительно его статус кво. То есть атлет занимается три часа, а толстяк тридцать минут, а результат у обоих одинаковый, если считать результатом разницу между было и стало, то есть сам эффект.

Эта мысль вроде бы проста, но многим она все равно не до конца очевидна. Все им кажется, что есть определенное количество часов, которое нужно отзаниматься, чтобы, наконец, получить результат. Но нет. Нужно отзаниматься столько часов или минут, сколько лично вам комфортно, плюс еще чуть-чуть, но только чуть-чуть, до легкого стресса. Легкий стресс — это — до порога отвращения, а не напряжения, которое людям, тренированным в данной сфере — кайф и совсем не стресс. Легкий стресс для спортсмена – это реки пота (да), а легкий стресс для лежебоки – учащенный пульс. Оба нагружены достаточно, и если стресс станет сильней, он начнет нивелировать результаты.

Не нужно ориентироваться на чужое физическое состояние: подготовленный человек не получает сильный стресс, когда падает в траву после марафона, а неподготовленный получает, всего лишь слегка физически устав. При разных возможностях психика по-разному и сигналит. Одному «давай-давай, ты еще можешь», а второму «давай-ка закругляйся». И этот голос нужно слушать.

Чтобы немного оттянуть стресс и расширить свою зону комфорта, есть разные приемы, которые связаны с созданием потоков энергии. Лежебока может протанцевать на дискотеке пару часов, будучи вдохновленным симпатичными девушками. От увлеченности и эйфории мозг сильный стресс не фиксирует, энергии хватает, и он разрешает телу танцевать два часа, а в зале стресс начинался через двадцать минут или уже через десять, и мозг говорил «хватит». После дискотеки у человека болят все мышцы, а после зала не болит ничего. Тем не менее, стресс в зале был сильней и заниматься дольше не стоило.

Обмануть стресс можно, и я уже писала, что при влюбленности или при творческой погруженности можно очень быстро и безопасно похудеть и так, что килограммы не вернутся, а если переламывать себя и сопротивляться стрессу – похудение будет опасным и обратимым. Также можно освоить тонны нового материала, решить гору новых задач, если ты – в потоке.

Начало стресса определяет, где та грань, после которой энергия исчерпана, и изменения невозможны, нежелательны, не нужны. Поэтому, чтобы максимально эффективно меняться, достаточно выходить из зоны комфорта совсем чуть-чуть, едва-едва, или вообще не выходить, а просто заниматься этим регулярно. И изменения все равно будут, причем достаточные и более стабильные.

Да, мечты, что можно из 52 волевым путем прыгнуть в 42 размер нужно отбросить. Это плохие мечты, они – путь в яму. Иногда так само получается, но опять же, если сложился поток, влюбленность появилась, деятельность какая-то увлекательная, воодушевляющий коллектив, новая яркая атмосфера, нечто, что вырвало человека из привычных условий, поместило в другую среду (физическая среда может остаться та же, но психическая полностью поменялась, а это для психики – главное) и он быстро, почти мгновенно поменялся. На волне, без сильного стресса. Это и есть – потоки.

Вне потока пытаться себя менять резко – глупо и вредно. Можно только постепенно. Изменения и так будут происходить, и куда лучше, если отнестись к себе нежно.

Смиритесь с тем, что вы далеко не всегда можете «решить и сделать», не верьте тем, кто врут, будто всегда могут. Они могут решить и сделать лишь то, что уже делают или почти делают, то, что рядом с зоной их комфорта, того, к чему они уже адаптированы и привыкли.

Смешно, когда фитоняшка похваляется перед толстушкой своей силой воли и называет вторую безвольной. Какая сила воли, если фитоняшка эта уже давно адаптирована к хождению в зал. И если бы волю можно было бы взвесить, ей нужно не более грамма воли, чтобы собрать сумку и туда рвануть. Ее инерция везет туда сама, как рельсы. И я об этом не раз уже писала. У нее есть рельсы, которые сложились постепенно (а может быть и быстро, если был чужой поток). А у толстушки рельсов нет, но воли у нее не меньше, а может быть даже больше, если она вообще задумывается о спортзале. Фитоняшка, например, тоже могла бы задумываться о совершенствовании себя, в других областях, а не ходить по одному и тому же, давно освоенному кругу. Освоенному либо постепенно, либо при помощи чужих потоков, но давно, и сейчас уже требующему — ноль воли.

По старым рельсам человека катается без усилий воли, они его сами возят как игрушечный поезд на батарейках, а вот если человек хочет хоть что-нибудь, хоть немножко в своей жизни изменить, ему требуется либо поток извне, либо очень постепенная, очень аккуратная работа над собой, с обязательными танцами с бубном вокруг себя, с поощрениями себя, с похвалами, с созданием для себя мини-потоков.

Мини-поток – это когда человек берет то, что он любит, и пытается хоть как-нибудь, хоть немного привязать к тому, что он пока не любит, но хочет освоить. Если хорошо подумать, такие состыковки почти всегда найти можно, иногда через посредничество других вещей.

А вот поток извне – вещь серьезная. Иногда он образуется и сам собой, в жизни появляются люди и обстоятельства (неслучайно, конечно), а иногда можно поток поймать самому. Или даже создать. Но начать можно с создания мини-потоков, то есть с нахождения для себя простых стимулов.

Стимул помогает расширить зону комфорта, иногда существенно расширить (ту зону, в которой деятельность приятна). То есть в обычном состоянии человеку надоедало заниматься в зале через 10 минут (физически он еще не устал, это неважно, важно ощущение неприятия деятельности – это начало стресса) а в новом спортивном костюме – через 20, а с хорошей музыкой в наушниках – 30, а когда он решил, что будет пить коктейль в фитнес-баре каждый раз после занятий, не жалея денег и не думая, что дома тоже можно взбить творог с ягодами в блендере, мотивация ходить в клуб стала еще немного больше.

Со временем зона комфорта растет сама собой (если не ломать стрессом), но мини-потоки каждый раз продляют ее еще немного (иногда даже существенно).

С учебой, имиджем, деньгами, работой, то же самое. Зона комфорта расширяется постепенно или от мини-потоков (небольших связей с другими ресурсами) или потоков (о которых потом).

Я в других соцсетях:

Комментарии

lady_carmine    09.06.15 19:18
Спасибо за пост.

На самом деле мелкие изменения — это сила! (хотя каждый раз приходится себе напоминать об этом, долбить прямо палкой в дурную голову :)) 20 минут в день — это 120 часов в год. По меркам IT 120 ч — это средних размеров проект. И год все равно пройдет, а историю (или что угодно) ты или выучишь, или нет. Или похудеешь. или нет (впрочем, в этом варианте еще и потолстеть можно). Это меня подруга научила такой мысли. Она в рыцарском клубе реконструкторов состояла и шила стеганки, такие штуки, похожие на современные пуховички, одуреть можно: сшиваешь подушечку, кладешь туда немного ваты, сшиваешь следующую… Мне это казалось нереальным просто. А она говорила: ну вот я трачу на это 30 минут в день. Через месяц будет стеганка.

Про спорт — есть сейчас организация, которая работает именно на создание потока. Они заявляют своей целью, что мы, мол, это все не про похудение или мышцы, это все — про создание здоровых привычек. Они создают группу, люди общаются, поддерживают друг друга, на тренировки ходят, как в гости к любимой бабушке. Молодцы же! Вернее, были бы молодцы, если бы до жесткача в плане питания и спорта не доводили, но уже хорошо, что прецедент создан. Люди приходят туда в поток.

evo_lutio    09.06.15 19:25
Тут главное, не считать 20 минут в год, зона комфорта будет расти. Никогда не останется на одних и тех же минутах.

Поэтому когда начинают считать 20 минут в год — получается не очень, потому что другой столько за месяц делает. Но и у него не будет на одном месте, нужно просто расти последовательно, а не прыгать сразу.

lady_carmine    10.06.15 07:28
Но мы же не буквально разговариваем про 20 минут? В примере со стеганкой — раньше за 20 минут шилось 5 подушечек, теперь, например, 10, в итоге стеганка будет получаться не за месяц, а за две недели. Или качество возрастет. Можно прямо изначально выделить показатели качества и решить, какой наращивать важнее всего, а какой — нет возможности (например, ну нету возможности выделять больше 20 мин в день занятому человеку, да и скорость работы/учебы имеет физические пределы, а вот качество можно и нужно развивать).

эх. мне ваши посты напоминают, будто вы — Шерлок Холмс, а мы, читатели — много-много докторов Ватсонов. «Все очень просто и очевидно. После того как ВЫ мне объяснили :( « (с) Этюд в багровых тонах

evo_lutio    09.06.15 19:26
Про организацию. Да, лучший поток — это секта. Лучше человечество не придумало пока.

Жаль побочки — море.

beth4ever    09.06.15 19:18
Мне такие потоки пару раз создавали хорошие тренера. Симпатичные люди, к которым хотелось вернуться, просто, чтобы полюбоваться, как они двигаются, работают. Хотя они и не делали ничего особенного лично для меня.
А вот унылый работник тренажерного зала в сетевом клубе может все настроение испортить.

evo_lutio    09.06.15 19:23
Да, благодаря симпатии к тренеру или какому-то частому посетителю залов, очень многие вовлекаются почти с нуля. А с нуля — сложнее всего. Когда ты что-то любишь, полюбить сильней уже несложно.

anna_actio    09.06.15 19:28
У меня есть пример — коллега. Помню, года четыре назад она слишком рьяно взялась за спорт. И жалобы ее помню, и много раз бросала, а потом снова начинала. В конце концов решила на йоге остановиться. Вроде как не так тяжело, но тело стало хорошеть и курить бросила.

А потом ее захлеснул поток в виде МЧ, замороченного на фитнессе. И она так гармонично взялась за себя в зале, что сейчас самая настоящая фитоняшка. Бегает марафоны, преодолевает полосы препятствий, зож и все дела.

Другое дело, что на грани фанатизма все это. И другим их несовершенство тыкает нет-нет в мордас, но молодец, достигла много и продолжает улучшать результат.

А я хотела спросить про 20 минут в день на дело. Если совсем энергии мало, то все равно некое волевое усилие должно присутствовать? Чтобы на первых порах уговорить себя эти 20 минут на дело потратить?

evo_lutio    09.06.15 19:31
Если 20 минут трудно, пусть будет 2 минуты.

Столько, сколько непротивно. Но обычно уже умственного решения (умозрительного хочу) хватает на импульс хотя бы 10-20 минут.

balcon_s_vidom    09.06.15 19:33
А бывает общение с людьми из прошлого напоминает нам о том, какими мы были раньше — и хочется в ту форму вернуться.

Мне поток начать заниматься своей физической формой неожиданно создала любимая подруга, которая приехала в гости из Москвы буквально на 2 дня. От общения с ней у меня вернулось ощущение молодости и силы, какой я себя чувствовала, когда жила в Москве пять лет назад, мощный флешбэк был. И на вот на этом ощущении я поняла, что у меня силы вернуться в прежнюю форму.

touragent2009    09.06.15 19:49
На своем опыте знаю, как работает с работой (неприятный проект- лучше делать хотя бы час в день, не оставляя на потом, т.к. изо дня в день становится легче, втягиваешься), с имиджем (когда что-то не нравится в зеркале, не думать «боже мой мне нужны тыщ сто чтоб все поправить», а сходишь на банальный копеечный пилинг, увидишь эффект и реакцию, а дальше как-то вся нужная программа реализуется), с новыми навыками (учить новый и не насущный для работы язык будет долго, но зато совершенно незаметно для себя, если просто каждый день читать на нем записи друзей и комментировать)… но вот деньги! В смысле накоплений — есть такая закономерность, но из нее непонятен выход. Например тебе нужно несколько миллионов, а у тебя максимум десятка остается по итогам месяца свободная. И ты думаешь — ну из десятки не сделаешь миллионы за обозримое время. И это обламывает, зачем копить эти десятки, бессмысленно абсолютно. С другой стороны есть пример такого рода, что когда кредит вынуждает платить «20 минут» в месяц, то выплачиваются как-то и миллионы за вменяемое время, под воздействием «долга», и доходы как-то вырастают сами собой под эти затраты. Но без внешнего долга трудно. Значит что, нужно понимать, что это сегодня десятка, а через год может быть ты сто сможешь так же отложить.Это об этом, так работает?
У Вас экономика отделена от работы вот… и ведь это часто, что деньги к деньгам а работа к работе, разные вещи.

evo_lutio    09.06.15 20:04
Нет, копить деньги — это не метод подключать ресурс экономики. Копить немного можно, когда он уже подключен и неплохо.

Но это не тема поста.

touragent2009    09.06.15 20:10
Спасибо, для меня это тоже ответ, потому что меня интригует упомянутый ресурс экономики, и не могу себе представить, как с ним отдельно работать, видимо пока Вы не напишете, и не представлю. Просто было упомянуто в конце, что и с деньгами — «то же самое». Попыталась выстроить аналогию.
Видимо же, это про подключение заработков как таковых, делать шаги для этого регулярно.

evo_lutio    09.06.15 20:37
Нет, экономика — это не заработок как таковой, а управление деньгами.

Я счастлива, что Вас интригует, я и не подозревала, что тема ресурсов может кого-то интриговать.

touragent2009    09.06.15 21:08
Вижу, что нужно больше думать над формулировками в ответах.
«Интригует» — в смысле «совсем загадка», взаимодействие с ним у Вас меньше освещено. Но при чтении с начала, загадкой были и все другие, а недавно даже про транс были примеры, я понимаю, что просто надо иметь терпение .

evo_lutio    09.06.15 21:23
Да при чем тут формулировки? Сама информация о том, что нечто для Вас загадка, а вот это чуть понятнее, а это вот совсем никак — лишняя совершенно. Я не тренер Ваш, мне все равно. Простите меня сердечно за это.

touragent2009    09.06.15 21:37
Поняла, еще раз, извините. Штука в том, что иногда ведь ты пишешь — и мне самой неясно так, как вот ясно Вам, что это именно такой посыл. Казалось, что писала о том, почему задала вопрос про деньги (потому что упомянуты в тексте, а придумать пример не получается). Но, хм, да, это ведь моя проблема.

grepolis    09.06.15 20:10
Я про из десятки не сделать миллиона расскажу для стимула.

У меня откладывались только свободные деньги — то есть совсем лишние. В какой-то месяц это мог быть вообще весь доход, в пять других — вообще ничего. Или тысяча рублей. Ну и так по чуть-чуть откладывалось и отложилось всего-навсего на очень хорошую машину.
Ещё была квартира очень далеко от Москвы, которую было решено продать, добавить те деньги на хорошую машину, занять дополнительно у друзей и купить квартиру в Москве.

Квартира очень далеко от Москвы как-то не продавалась, к тому же нравящаяся квартира для покупки не была доступна, даже если сложить имевшуюся квартиру, средства на хорошую машину и заёмные средства.
И тут в один день скакнул Евро и средства на очень хорошую машину превратились в средства на нравящуюся квартиру и ещё осталось на счету на разводку.

Так что никогда не знаешь, какая сумма в какую превратится в итоге, особенно учитывая возможности нынешнего накопления — хочешь в недвижимости копи, хочешь — в золоте, валюте, акциях, облигациях. Сюрпризов во всех случаях может быть масса — как приятных, так и неприятных — тем интереснее.

alamem    10.06.15 02:25
плюсуюсь про мелкие накопления. немного терпения и дисциплины, и крупные покупки (типа машины-квартиры) вполне осуществимы.

iskra_di    09.06.15 21:14
Эволюция, простите за офтоп

это у вас классическое заблуждение по управлению финансами. если хотите чутка разобраться
а — прочитайте the millionaire next door. это для нивелирования общих заблуждений по накоплениям.
б — и почитайте про сложные проценты. какого-нибудь аля последнюю книгу тони робинса, не лучший писатель в мире, но вопрос этот разжевывает очень подробно.

touragent2009    09.06.15 21:20
Спасибо. Да, оффтоп по моей вине, мои извинения.

lady_komsomolka    09.06.15 19:52
Десять лет назад у меня завязался в столовой разговор с коллегой на тему того, что ей нужно заняться физкультурой и пересмотреть питание. Она, разумеется, сама меня втянула в эту тему. Я ей минут 40 вдохновенно рассказывала об удовольствии от нагрузок, вкусном здоровом питании и режиме дня… Таким экспертом себя сразу почувствовала, хотя на тот момент у меня были сугубо теоретические знания, что в результате сама бросилась активно заниматься и менять режим, хотя до этого дальше теорий никогда не шла. И сбросила 25 кг. И долго лечилась потом, потому что были признаки истощения. А коллега… ну поболтали, она и забыла о разговоре, жила себе как раньше и дальше.

grepolis    09.06.15 19:55
Пришло тут в голову, что, помимо стимула, один из способов сознательного оттягивания стресса и расширения зоны комфорта в любой сфере, развитие в которой кажется привлекательным, но является стрессом из-за вложения усилий — это решение для себя, что между жизненными «сетами» таких усилий ты обязательно будешь морально восстанавливаться.

Ведь, например, для того, чтобы полностью выложиться в физическом упражнении, именно нервной системе надо дать до конца отдохнуть между занятиями.
Зазор между сетами, требующийся для того, чтобы мышцы полностью восстановились физически, составляет 1-3 минуты.
Но это не означает, что человек сможет выполнить следующий сет с той же интенсивностью и на том же количестве повторов (если количество повторов в предыдущем сете было максимальным, таким, что самый последний повтор выполнялся с огромным усилием). Для этого необходимо 4-6 минут отдыха — тогда сможешь на втором сете выложиться так же, как и на первом. А потом на третьем.
Вот после такого занятия мышцы будут приятно ныть 2-3 дня и можно будет их максимально накачать. И ещё и будешь удовольствие испытывать от постоянного напоминания этой болью о том, как здорово поработал.

То есть, по идее, даже 3 часа подряд можно было бы заниматься в вашем примере (если нет явных противопоказаний по здоровью), но с осознанием, что сейчас я закончу, отдохну и буду отдыхать столько, сколько потребуется моему организму. А не с тоскливой мыслью о том, что ну вот, завтра снова 3 часа заниматься.

И в том числе и таким образом и можно будет создавать мини-поток — даже высокострессовая и длительная работа будет выполняться с радостью в преддверии «плюшки» — отдыха.

Или это всё — одна из разновидностей стимула?

evo_lutio    09.06.15 20:03
Это все про дозировку интенсивности, про сеты и т.д.

Я пока о том, что не до жиру, быть бы живу.

Подключенный ресурс прокачивать не так уж сложно, хотя тоже лучше знать, как это происходит в психике.

А вот чтобы вообще подключить ресурс и не фрустрировать после стресса навсегда или надолго, это именно — про зону комфорта.

___tais    09.06.15 19:56
Буквально пару дней назад, в разговоре с сестрой обсуждали зону комфорта. Для меня — термин не то, чтобы новый, но непривычный. У неё муж работает в продажах и их постоянно жмут: выходите из зоны комфорта. А сестра с мужем бегают. Муж 10 км, сестра 3. Вот он теперь давит на неё: «Таня, выходи из зоны комфорта». Таня пока не выходит, мотивации не хватает, подчиняться ещё не хочет.

evo_lutio    09.06.15 20:00
Вот «выходите» — это все о силе воли. Не работает это все.

Я пишу, наоборот, «не выходите» или «выходите чуть-чуть».

vasilisa_valis    10.06.15 06:11
А по-мойму, когда тебя «жмут» и «давят», ты никуда не выйдешь. Скорее отвращение можно получить, если пугать.

___tais    10.06.15 08:55
Конечно, а если выйдешь, то ненадолго, это же стресс. Таня бегает 3 км, её муж считает, что она давно должна бегать 5 . Но у него на работе вообще это жёсткая директивная политика, которой он, похоже , проникся. По крайней мере, фразу «надо выходить из зоны комфорта» он использует часто, по словам сестры. Скоро они в гости приедут — хочу узнать у него конкретно, как в продажах их на это мотивируют.

sni_1    10.06.15 11:39
Возможно, словами «о зоне комфорта» тренер увлек её мужа в свой поток. И теперь муж пытается скопировать ситуацию. Уверен, измотанную и загнанную жену вышедшую за зону комфорта видеть вечером он не хочет.

А вообще, пытаюсь разобраться, зона комфорта может переместится не от потока, а например от авторитарного руководителя. Т.е. он превращает в некомфортную зону обычный темп, а ускоренный в комфортный. Опять же со взрослыми людьми такого авторитета сложно отыскать, но вот с детьми такое легко может произойти.

evo_lutio    10.06.15 11:46
Нет, без потока не может. Вам просто неясно, что такое поток.

alexispokrovski    09.06.15 20:06
Спасибо. Это те азы, к которым важно постоянно возвращаться. Кажется, вы говорили про две мантры — «психика пластична» и «выкарабкиваться постепенно».

Но как быть, если, постепенно и благополучно разогнав поток, слишком увлекаешься? Взяв пример с фитнессом — если втянулся за месяц-другой, и с удовольствием и в охотку, но возникает излишняя концентрация на этом фитнессе, и кроме фитнесса ничего не радует, свет клином сходится, ну и неизбежно переутомление прежде всего душевное. Потом реакция — фитнесс не радует, перегораешь, и апатия. Не отвращение, нет, а когда слишком концентрация на процессе, уже и не вспомнить, зачем оно все. Как сбалансировать разгон потока, чтобы в меру?

evo_lutio    09.06.15 20:40
Выкарабкиваться можно и не постепенно, я вот считаю, что без потока вообще все бесполезно, а в потоке можно достичь почти мгновенных преображений.

Я бы скорее сказала: не пытаться делать изменений на одной воле. Если уж на воле, то тихонечко, чтобы воля не превышала желание почти.

То есть постепенность — меньшее зло. Добро — создание потоков.

grepolis    09.06.15 20:57
А как понять, где иссякание потока, а где просто иссякание интереса? Ну вот, например, в детстве человек увлекался раскрасками, в отрочестве — чтением, в юности — спортом, в молодости — путешествиями, в зрелости — карьерой и так далее. Это же не значит, что поток иссяк, если книги надоели или спорт, или карьера? Просто всё переходит одно в другое — окружение может меняться, жизненные обстоятельства, жизненные цели. Ну вот и фитнес надоел. Потом, может, снова вернётся, а может, и нет.
Наверно, это зависит от того, как сам человек чувствует, так? Если он чувствует, что поток иссяк, и переживает по этому поводу, значит, так оно и есть, а если он чувствует, что просто иссяк интерес к данному предмету и возник интерес к чему-то другому, что заняло время и место, раньше занимаемое прежним увлечением, значит, это верно?

У меня сегодня какой-то театр одного актёра, извините. Только сегодня обсуждали с приятелем, что есть люди, которые на лекциях как начнут вопросы задавать, не остановишь, и оттягивают на себя таким образом всё внимание лектора, которое вообще-то предназначается целой аудитории народа.

evo_lutio    09.06.15 21:09
Давайте в личке это обсудим? Я все подробно объясню, как отличить, как понять, что такое поток, как он устроен, все, что в этом посте не написала, опишу Вам в личке.

grepolis    09.06.15 21:30
Ой, если у вас есть время только со мной заниматься обсуждением, то, конечно, мне это будет в огромную радость. Я из себя никакой особой ценности как собеседник не представляю, так что это только вложение с вашей стороны, и я могу подождать, пока вы про поток напишете для всех.
Я вам напишу в личку в любом случае, и если вы поймёте, что так неинтересно, просто не ответите мне.

sezession    09.06.15 21:37
Простите, не могу удержаться — это троллинг? )

grepolis    09.06.15 21:50
Нет, не троллинг, у меня эмпатия совсем отсутствует, вот такой результат. Из 100 баллов набирается восхитительные 3 балла. Я её пытаюсь развить, но получается плохо. Судя по сегодняшнему случаю, вообще не получается, короче.

evo_lutio    09.06.15 22:04
Нет, здесь эмпатия не нужна.

Здесь достаточно здравого смысла.

evo_lutio    09.06.15 21:37
Вы меня встречно тонко троллите что ли?

Или действительно не поняли толстый престолстый сарказм?

grepolis    09.06.15 21:45
Нет, не понял, я лопух :-(

sezession    09.06.15 21:45
У меня вот как раз с фитнесом похожая история чуть не случилась. Начала лихо так, каждый день, то бег, то гантели, читала про это, и т.д. Но у меня еще другие занятия есть, и в какой-то момент стало жалко столько времени на фитнес тратить, потому что остальное страдало. Теперь как-то равномерно распределилось, плюс стала искать способы оптимизировать — например, подбирать упражнения не менее эффективные, но менее затратные по времени.
Ну и цель держать в голове — для чего мне этот фитнес, не самоцель же он. Здоровье поправить, мышцы подкачать — ну так какая разница, через два месяца они начнут оформляться или через четыре? Зато мне потом этим результатом еще долгое время потом наслаждаться ))

alexispokrovski    10.06.15 04:43
Но как, Холмс? Как не увлечься слишком. Вообще понятно — «держать цель в голове», но вот конкретно.

sezession    10.06.15 07:38
Как, как, не знаю, как )
Но если действительно разогнать поток, то можно заниматься интересным делом очень долго, и не уставать. А если это дрочка, а не поток, то тут уже способы выхода из зависимости должны помочь )
мне кажется, как раз в посте есть рецепт — постепенность и отслеживание своего состояния, если уже не комфортно — не делать.

silberwe    09.06.15 20:16
У меня был ученик, забавный неглупый парень, рассказывал интересную историю. «Я был амфетаминовым подростком, но мечтал быть атлетом. Работал в ларьке, продавал пиво и сигареты. Как-то заглядывает в окошко великолепно накачанный спортсмен. Я смотрю на него и спрашиваю: КАК?! А он отвечает: один час в день». И вот эту фразу – «один час в день» – парнишка, похоже, взял себе за девиз на все случаи жизни, все время ее повторял. Надо сказать, за последние годы он многого добился. Качком так и не стал, конституция не та, но много чего сделал в жизни интересного и завидного, и в физухе в том числе. А вот лично на меня фраза «один час в день» нагоняет смертную тоску, как любая обязаловка. «Двадцать минут в день» звучит лучше :)

evo_lutio    09.06.15 20:43
А правильно не час и не двадцать. А «ровно столько, сколько захочется мне сейчас».

Нисколько не хочется? Ладно. Но обычно хоть сколько-нибудь, но хочется, если в принципе интересует результат. Только сначала очень-очень немного. Но это уже очень много, потому что главное до барьера.

Забавно, что почти никто не понял главную мысль статьи. Нельзя никаких графиков составлять, не нужна никакая дисциплина, пока ресурс вообще не подключен. Никаких — час в день, 20 минут в день, никакого расписания.

lizzzix    09.06.15 20:56
Теперь понятно, почему все мои планы по следованию списку дел по таймингу рушились уже после составления обычно (смотрела на список и такое уныние накрывало). И планы были вроде самые интересные, в перспективе, почитать про то, попробовать это. Такой интересный день себе сделать. «Ага, до обеда — совершаем подвиг»)) Куча зон, в которых я себя чувствовала некомпетентной и меня это огорчало. Видимо, это огорчение и так уже стрессом было, но таким, после которого хотелось немножко шевелиться. Но так… Спонтанно, как на душу положит. Подойти к книжным полкам и выбрать книгу, например, по теме. Вместо этого я умозрительно как-то, рационально слишком за дело бралась. По каждой области список дел из головы доставала. Мне какой-то график почему-то благом казался. Стоит ли говорить, что увлекательность заканчивалась после составления списка же.

evo_lutio    09.06.15 21:12
Дисциплина и списки — это отлично. Но для тех, кто уже в это втянулся опять же. Кто умеет быть дисциплинированным и любит планы. То есть это еще нужна особая структура эго, то есть они тоже не на воле это делают, им это легко. А вот если человек не умеет, для него это стресс — планы все эти. Он может делать из себя дисциплинированного очень по чуть-чуть только.

silberwe    09.06.15 21:17
А я обожаю составлять списки. Они никогда не выполняются, ага, но они же не для этого. Список срочных неотложных дел на сегодня стимулирует с увлечением заняться чем-то не из списка :) Но это я про работу (у меня всегда много разных работ, и сроки любят гореть одновременно), а не про досуг, конечно.

lizzzix    09.06.15 21:25
Я тоже обожаю составлять списки, для меня это сам по себе отдых, такое занятие)) Удовольствие получаю от упорядочивания. К несчастью, как только список составлен, я как раз считаю, что теперь можно бы и того, выполнять, и куда девалось удовольствие? Но, надеюсь, в будущем все же смогу подружить кайф от составлкния списков с их выполнением:)

silberwe    09.06.15 21:46
Да-да, удовольствие от упорядочивания. У меня еще всякие милые штучки есть, например, стикеры на рабочий стол винды. Хотя использую чаще простой текстовый редактор: записал — удалил.
У меня иногда азарт включается. Например, пункты довольно мелкие, но их очень много. Смотришь, как уменьшается их количество, и чувствуешь удовлетворение. И потом, мне кажется, можно попробовать себе разрешить не выполнять списки. Список как род искусства :)

sonya_nata    10.06.15 12:13
Очень знакомая проблема! Только что, пока список составлялся, образы дел просто сияли в душе, воодушевляли — а теперь это неживая строчка черным синим по белому, и выполнять совсем не хочется….

Я такой выход нашла для себя. За пределами 5-7 дел в сознание больше ничего не помещается. Невозможно удержать в голове, связать с текущими делами и вплести в их поток, украсить эмоциями и образами. Поэтому я сделала квадрат, куда я приклеиваю четыре стикера с графическим, цветным схематическим изображением цели. Подключение образного мышления, а не только словесного обозначения намеченного дела, очень помогает воспроизвести те эмоции, которые были на стадии планирования. Еще помогает менять места этих стикеров (а то глаз замыливается). Можно еще фотографии, и вообще иллюстрации менять (может, разные этапы иллюстрировать), если проект долгосрочный. Но на скорую руку и от руки рисунки работают!

silberwe    09.06.15 21:00
Да не, я поняла. Просто хотелось поделиться, как кого-то вштырило от скучного «один час в день» :) Про свои отложенные цели я жду, когда само пойдет. Потому что иногда обстоятельства складываются так, что их просто надо поймать, и опля. Да, я понимаю, что это немного сложнее, чем «обстоятельства складываются». Понимания, чтобы все это четко обозначить и тем более создать самой, пока не хватает.

evo_lutio    09.06.15 21:06
Вштырило от качка того, от потока как раз видимо. От всего вместе, от его образа, от того как он сказал, в какой момент сказал. Все совпало.

Я еще расскажу, как именно поток устроен.

whale    09.06.15 20:20
Мне в связи с этими несчастными минутами, на которые только и может хватить заряда при старте в каком-либо направлении вне потока, вспомнилась одна психологическая уловка. Увидела у одного многозадачного иллюстратора (ну а она еще у кого-то увидела).

Допустим мне нетрудно уделить какому-то важному, но пока энергозатратному делу хотя бы какое-то малюсенькое время. Я понимаю, что эффект будет, если включаться в это регулярно (например, каждый день). Я обозначаю приемлемый безболезненный промежуток. 15 минут, например. И обещаю себе, что как только прозвенит таймер, я обязательно заниматься этим прекращу. То есть я беру обязательство не оттрубить от звонка до звонка (пусть бы эти звонки обозначали и очень малый период), а закончить не позднее звонка. И тогда дело это каким-то волшебным образом перестает быть тягостным. Время, отданное ему, становится менее мучительным, а то и лёгким. И переход от состояния мучительной дани к состоянию щедрого вложения времени в это дело как будто ускоряется: удвоить 15 минут становится не так уж и страшно!

grepolis    09.06.15 20:25
Здесь, может быть, включается эффект дефицита, когда что-то дефицитное обязательно хочется получить, да побольше? Нелюбимое упражнение начинает восприниматься как что-то, чем можно заниматься ограниченное время, а потом нельзя — а раз нельзя, то очень хочется.

evo_lutio    09.06.15 20:36
Я думаю, что таймер — это плохое решение.

Потому что не достигается главный эффект — человек не слушает себя. А значит его спонтанность, которую опять презрели, начинает ему мстить. Скорее всего он скоро будет испытывать отвращение к самому таймеру и вообще к тому, чтобы делать по расписанию что-то. Вытравит поток до такой степени, что уже нечего не к чему будет подключать.

То есть у кого-то это может и работает. У некоторых людей вообще работает самое неожиданное. Потому что мы никогда не можем точно сказать, а что на самом деле сработало, что сложилось воедино.

А задача как раз услышать себя. Почувствовать свою зону комфорта и начать ее уважать.

poterianniy_mir    09.06.15 21:59
Простите, что вклиниваюсь.
Насчет «уважать зону комфорта».
Когда я хотела приучить себя делать упражнения, которые были для меня тяжелы, то решила установить некий обязательный минимум, — на тот случай, когда на нормальную тренировку не хватает сил. Такой, что в любом случае выполню его. И я установила себе очень смешной минимум: 3 повтора. Ведь любое упражнение можно выполнить три раза, даже если не хочется или очень устала. Это даже забавно: такое абсурдное обязательство.
И тогда обнаружилось: если сделать 3 повтора, то втягиваешься и почти обязательно выполняешь больше, причем по какому-то внутреннему желанию. Часто я обнаруживала, что, намереваясь сделать 3 повтора, выполнила свою программу, и даже сверх того.
Потом минимум увеличивала — до 5, потом до 15. это было уже легко.
Теперь эти упражнения обожаю ))

silberwe    09.06.15 21:23
Вот у меня тоже такой прием всегда работает. Лучше всего скучная работа за компьютером идет, когда через полчаса выходить из дома. И таймер! В каждом уважающем себя руководстве выделено жирным шрифтом: «Никогда не используйте таймер в техниках концентрации». Ну, там объясняется, что таймер будет создавать напряжение, ты будешь сидеть и думать, когда же он зазвонит и блаблабла. Так вот,. только таймер меня и спасает от того, что сидеть и думать, сколько времени прошло, уже хватит или еще нет. Я просто знаю, что он зазвонит, когда уже хватит, и расслабляюсь наконец. Как хорошо, что я не доверяю на слово никаким руководствам и все проверяю сама! Не может быть общих правил для всех.

evo_lutio    09.06.15 21:41
И что? Классно ресурс работы прокачивается?

Или буксует? А вдруг из-за привычки к таймеру? Лучший способ зарубить проактивность и никогда не прокачать ресурс работы, если работать по таймеру.

silberwe    09.06.15 21:52
Нет, я не работаю с таймером. Это я про техники концентрации. Созерцание точки, в частности. Пафос моего спича в том, что нужно подстраиваться под себя, как именно у тебя лучше получается (как вы писали комментарием ниже). Это иллюстрация того, что в тонких моментах, затрагивающих психику, не может быть подходящих для всех однозначных инструкций.

evo_lutio    09.06.15 22:02
Да это понятно, что разные вещи иногда работают. Но все-таки таймеры сейчас все рекомендуют, а они как раз работают редко.

Ну разве что самый-самый нижний минимум устанавливать, тогда можно и на таймере.

plushki_est    09.06.15 20:22
Я начала бегать в ноябре прошлого года, и вот так начинала потихонечку с небольших дистанций и на медленной скорости. Во время самого бега, если чувствовала, что выбиваюсь из сил, мысленно себе намечала ориентир на близком расстоянии (дерево, дом, поворот), до которого надо было обязательно добежать, а после можно было пойти какое-то время шагом (я так для себя в голове решала). Когда же добегала до ориентира, еще раз сверялась, точно ли совсем сил нет, или еще могу немножко. Обычно понимала, что немножко точно еще могу. Но не всегда. Начинала с 15-20 минут, сейчас обычно бегаю 30 мин, иногда больше.

tanuwa77    09.06.15 20:49
Прочитала как-то интересную рекомендацию для интровертов, идущих на мероприятие с большим количеством людей (где интровертам по определению некомфортно). Начинать контакты с людьми уже по дороге. Поздороваться с соседом в лифте, спросить дорогу и т.п. Принцип, мне кажется, тот же самый — маленькими шажками втянуть себя в состояние общительности.

evo_lutio    09.06.15 21:08
Как-то сомнительно.

Возненавидеть людей уже по дороге, объевшись этим всем добром.

tanuwa77    09.06.15 21:44
мне скорее помогает. Потому что ловишь волну, на которой обычно не находишься.

groonya    09.06.15 21:16
а я другую тактику переняла: не слишком стараться инициировать общение, если идешь на вечеринку, где никого не знаешь. не лезть ни к кому. это дико сложно, потому что стоишь в итоге в углу как пень и даже страдаешь :) но надо повторять мантру «я никого тут не знаю, это нормально, что со мной никто не разговаривает». это помогает расслабиться. ну и плюс поуменьшить ожидания от вечера. удастся познакомиться с кем-то — хорошо, нет — ну, бывает, можно просто уйти.
у меня так самые приятные вечера получались. перестаешь излучать напряжение, естественно себя ведешь. люди сами подходят.

tanuwa77    09.06.15 21:48
Ну так вы явно не интроверт, если Вам приходится себя сдерживать, чтобы ни к кому не лезть) А совет для интровертов. Интроверты на вечеринке обычно забиваются в самый дальний угол и читают там книжку, всем своим видом говоря «я очень занят, не подходите ко мне». И от долгого общения устают. А если начать как-то положительно и недолго — точечно — с людьми общаться еще по дороге, то как раз к вечеринке вроде и ничего, забиться в угол уже не так тянет. Но тут важно, чтобы это были какие-то положительно наполненные коммуникации. И краткие.

groonya    09.06.15 21:57
вы что. я самый интровертский интроверт, просто тревожный :) поэтому в некомфортной обстановке с множеством незнакомых людей меня начинает колбасить и я начинаю наседать на окружающих, агрессивно знакомиться (все это на жутком напряге), отчего люди просто шарахаются ))
для меня то, что вы описываете — точечная коммуникация по пути на вечеринку — это самая страшная пытка и адский ад. видимо, это индивидуально. не все интроверты одинаковые :)

vasilisa_valis    10.06.15 07:12
А я бы другое выбрала. В ключе: один фиг мне там быть надо, зато это повод надеть например платье, постоять красиво, вкусный бутер съесть, шампанского выпить. Если ты с соседом не здороваешься в обычной жизни, то он может и не понять, что сегодня с тобой здороваться надо и весь настрой тебе испортить.

anna_caravelle    09.06.15 21:15
Хотелось бы уточнить про потоки вне спорта и зож.

Например, крайне общительная и симпатичная девушка бухгалтер хочет развиваться (карьеру хочет сделать) в своей сфере. Ее взяли на крупное предприятие и ей надо осваивать кучу макулатуры, новые правила и тдтп. Цель-то у нее, конечно, есть. И с «мышцами» все ок (умеет делать небольшие шаги, создающие большую дорогу). Но стресс тоже не малый. А вот поток подключает следующим образом: кокетничает с коллегами (вообще-то, вторая цель есть, личную жизнь хочет устроить) и вся такая цветущая на работу ходит.

Т.е. попьет чайку с одним коллегой, мило поболтает, настроение улучшится, потом рррраз и отчетик за час готов??

Правильно ли механизм понят?

silberwe    09.06.15 21:37
По моему опыту, чай и милая болтовня нисколько не помогают трудной работе, напротив даже.

silberwe    09.06.15 21:39
Если только сказать себе: вот сделаю этот кусок, а потом вознагражу себя чаем с болтовней. Тогда еще как-то. Если действительно любишь чай с болтовней.

evo_lutio    09.06.15 21:44
Да кто ее знает, не могу сказать, почему она цветет, если честно.

Возможно такое, что и от коллег. Но пока это мало связано с работой, вот если как-то свяжет больше, например, будет стараться их работой поразить (хотя это тоже нижний уровень мотивации) то будет больше подключки.

anna_caravelle    10.06.15 08:47
Хм… тогда другой пример.
Допустим студентки ходят на лекцию, которую ведет вредная занудная тетка. Студентки хотят изучить тему. Допустим, они знают про волевое усилие и выход небольшими шажками из зоны комфорта. Грызут гранит постепенно. И тут приходит новый препод — интересный мужик, увлекательно и весело излагающий материал. И те, кому его подход особенно импонирует, включаются в поток и изучают предмет эффективнее?

zosya_bereza    10.06.15 12:35
Наверняка сработает. В школе и институте всегда лучше вникала в те предметы, преподаватели по которым были симпатичны. Тут и ответственность какая-то подключается — так не хочется разочаровывать милого человека, а хочется, чтобы он/она видели, что их труд зря не пропадает. И это не рациональное, а чистые эмоции и вовлеченность. На этой волне и предмет становится в десять раз интереснее.
То есть отношение к преподу меняет вообще все.

sabinulya    09.06.15 21:18
Всю жизнь спорю с мужем, доказывая ему именно то что вы так замечательно описываете в этой статье. мне кажется, то еще и продукты советского воспитания, где волю принято было развивать таким самонасилием. Очень многие заходят на этот замкнутый круг, сначала ставя себе непосильные задачи, потом срываясь и так по кругу. Самооценка на нуле от этого, постоянное ощущение неудачи и неумение достичь цели. В общем прямой путь к фрустрации в любой области. Вы меня очень вдохновили этим постом , я как раз вернулась в спортзал недавно.

iskra_di    09.06.15 21:58
я думаю, что это зависит от структуры, а скорее силы личности. то, что вам выглядит самонасилием, для мужа вашего — комар на фоне.

я должна как чуткий метеорологический зонд улавливать каждое колебание себя, чтобы понять, где мне хватит, а где мне хорошо, а вот сейчас больше не хочу, а вот-вот уже хочу — иначе у меня упадет и не встанет. мой партнер катком едет через себя (на мой взгляд). он так с собой взаимодействует. абстрагируясь от «вредности», его результаты более явные хоть я и сплю лучше . и на длинных дистанциях тоже.

sabinulya    09.06.15 22:09
Нет, у нас не так как вы описываете.

graue_eminenzz    10.06.15 10:33
Мне кажется, советское воспитание как раз было направлено больше на поток. Талантливая идеологическая подпитка и развитая общественная жизнь — это как раз способы подключиться к потоку.
А ещё, когда есть развитая структура, в которой ты видишь своё место, стресса адаптации меньше.

sabinulya    10.06.15 13:30
Я про развитие воли в советском ключе.

sezession    09.06.15 21:59
Вот точно, все время спотыкаюсь на чуть-чуть, но регулярно. Если хочу начать какое-то новое дело, обычно что-то смотрю — как дургие это делают, читаю что-нибудь. И вот часто смотришь на уже прокачанных в этом людей и с собой, нулевым, сравниваешь — и уже думаешь — блин, сколько же мне понадобится времени, чтобы достить этого результата… почему-то кажется, что это время нужно вот все сразу уделить, чтобы побыстрей сравняться)

А по чуть-чуть получается, когда занятие в принципе нравится, но не хватает на него времени. Например, когда дети были очень маленькие, я вязала бусы. А потом вышла на работу и на рукоделие уже не оставалось времени в том объеме, который был раньше, и мне было очень жаль, что не получается вязать, а когда было время, не хотелось именно сидеть и вязать, а результата хотелось. Тогда решила — хоть одну бусину в день, или две — как получится. Поставила коробку с нитками на стол, чтобы не лезть далеко за ними, и можно было в любой момент взять и что-то сделать. Если убирала на полку, да еще и не протирала там пыль, то руки до вязания, как правило, не доходили ))

И еще, мне кажется, лучше, когда вознаграждение за деятельность связано с самой деятельностью, чем вообще никак. Например, побренчать на гитаре любимые песни только после того, как сыграешь несколько гамм. Мне кажется, это лучше, чем когда за гаммы я иду есть мороженое. Мороженое я и так съесть могу. Хотя, это скорее в тему того, что уже подключенное прокачивать легче. А совсем с нуля, наверное, любое доступное вознаграждение сгодиться.

beautyful_tulip    09.06.15 22:01
Со мной этот метод реально сработал.

Я — большая любительница поесть и нелюбительница взять себя в руки — похудела на 2 размера, удерживаю вес в течении нескольких лет и потихоньку продолжаю худеть. Помогла система рационального питания и подход, который вы описали.

Сначала потихоньку (по одному) сократила потребление вредных продуктов и постепенно полюбила здоровую пищу. Шаг за шагом блюда, которые раньше казались совершенно несъедобными, стали нравится. Стала собирать рецепты блюд, которые бы вписывались в систему, но были необычными, искать интересные вкусовые сочетания. Потом стала больше концентрироватся на уменьшении порций (т.к. на «здоровых» продуктах в неограниченных количествах вес набираешь ничуть не меньше).
С этим дело пошло тяжелее, но продолжаю потихоньку внедрять эту привычку, результаты радуют. Меня как гурмана стимулирует возможность покупать более дорогие и интересные продукты, которая открывается, если есть меньше :) Позволяю себе небольшие отступления от графика питания, если чего-то очень хочу. Стресса нет, на мозги диета не давит и не мешает жить. Мое хобби — кулинария — осталось при мне. С каждым днем все проще и проще.

Но, мне, правда, лишний вес не создавал таких больших проблем, чтобы хотелось сделать рывок и все разрубить нечеловеческим усилием. Выглядела неплохо, сейчас лучше (опять же как на чей вкус), могла бы и не худеть, но очень радует ощущение легкости и здоровья, которое не хочется терять.

e_kirke    09.06.15 22:08
Мне , перфекционисту в самом плохом смысле этого слова, очень по жизни помогает фраза «лучшее — враг хорошего». Когда стремишься сделать что-то идеально (а тебе это не по силам), обычно не делаешь никак. А потом даже и не начинаешь.
В итоге, лучше уж что было что-то хорошо или хоть средненько, чем вообще ничего.
Эти желания резких изменений- это же и есть идеальный образ себя. На меньшее (более приземленная цель или бОльшие сроки) соглашаться не хотят

one_ga    09.06.15 22:37
Это всё очень действует.

Когда-то взяла на вооружение на работе ваш совет с тегом «энергетическая яма»: программа-минимум и программа-максимум. Не то чтобы я не люблю свою работу, но иногда бывают дни, когда нет сил делать то, что очень не хочется, и тогда вот этот минимум очень помогает.

По своему опыту могу сказать следующее. Программу-минимум заставляю себя отработать сразу, как можно раньше в рабочий день, чтобы не было такого, что я не делаю даже элементарную работу. И потом или получается испытать радость от того, что это сделано, почувствовать, что есть силы ещё на что-то (а если это совместная работа с коллегами — то вообще бывает в удовольствие её делать) — и тогда просто хочется делать что-то дальше. Или облегчение от того, что над душой не висят обязаловки, можно отдохнуть — и через какое-то время начинаешь перебирать, что можно сделать ещё так, чтобы не сильно было неприятно, но чтобы самой было заметно, что я что-то сделала.

И ещё. Был период времени, когда от меня требовалось писать методичку по новому направлению, т.к. у нас никто другой не владел этой темой. Мой начальник — интересный человек, он выделил мне час времени каждый день, когда я не занимаюсь никакими делами, кроме одного этого направления. Он меня не заставлял заниматься этим направлением, он просто просил не заниматься ничем другим в это время. Так вот, поначалу у меня просто был лишний час безделья, потому что я этим не занималась (дня 2-3 получилось, не больше). Потом я себе сказала — ну хоть подумать об этом, и начальник именно в этот час готов был обсуждать мои мысли на эту тему (как бы внешний поток, или нет?). А потом как-то постепенно началась работа, сначала 10-15 минут написание методик, потом до получаса, а потом уже требовался таймер, чтобы с этого направления через час переключиться на другую обычную рутинную работу. Но это тогда уже не устраивало меня — время на работу над этим направлением мы сместили на конец рабочего дня, чтобы я могла не прерываться на другие дела и заниматься им дальше после работы.

И начать с малого, заставить себя совсем немножко — это правда работает. В любых сферах жизни. Я написала про работу, но ведь то же самое, к примеру, у меня с движением: для начала немного через силу добираться до работы часть пути пешком или подниматься на этаж без лифта, потом это же самое уже в удовольствие, потом уже появляется желание изменить маршрут, чтобы ещё немного пешком, потом и это становится нормой и в удовольствие, и так далее.

evo_lutio    09.06.15 22:40
Да, малое — это то, что в зоне комфорта. Каждый раз это надо для себя примерно определять. Что сделать точно легко. Либо тот минимум, который просто нельзя не сделать. И кстати, беда, если он далеко выходит за зону комфорта. Такую работу скорее всего не спасешь. Но если не очень, можно попытаться.

kramian    10.06.15 06:41
Мне кажется, человек в энергетической яме как раз в такой ситуации находится — когда минимум, который абсолютно необходимо сделать, сильно выходит за зону комфорта. Я много таких ситуаций наблюдаю кругом, особенно у семейных женщин среднего возраста: человек тащит, тащит себя за шкирку постоянно. Мало ли что хочется только на диване лежать и заедать усталость, надо все-таки на работу тащиться или там по дому или для семьи что-то делать. И даже понимаешь, что так нельзя, угробишь себя, но куда же деваться? Я думаю, и тут ничего не сделаешь, кроме описанных в посте методов — малых шагов, минимума принуждения, создания мини-потоков — только тут они работают, если можно так сказать, не для максимизации прибыли, а для минимизации ущерба.

one_ga    10.06.15 08:38
Вот эти «малые шаги» в домашних делах мне как-то попались у флай-леди. Нет, я сама не флай, но где-то в их сообществе прочитала про 15-20 минут, что когда дел много и не знаешь за что хвататься, можно разбить их на маленькие дела, которые можно выполнить за 15-20 минут, и не пытаться заставить себя сделать всё зараз. Самое трудное — это начало, создание привычки. Это как раз и есть начальный выход за зону комфорта. Один раз сделать какое-то действие — это ещё ничего, для многих трудности не представляет, но завтра, послезавтра — бывает неохота, кажется, что сейчас не буду, а перенесу ещё на завтра — ведь ничего страшного, если пропущу разок. Это и о делах я говорю, и о физкультуре, и у меня например так было с контрастным душем — ведь когда примешь его, чувствуешь себя здорово, и кажется, что это естественно, но назавтра заставить себя встать на 15 минут раньше снова трудно, но если помнишь, как вчера было здорово — то трудно, но не очень. А если день-другой пропустить (например, приболев), то потом ещё труднее, и даже труднее, чем было в самом начале. Сложно не просто начать, а создать привычку, сделать, чтобы это вошло в норму, стало естественным. Тогда можно и следующие шаги делать, но если есть уже привычка, то следующие шаги проще.

kramian    10.06.15 09:07
Да, мне тоже кажется, что флай-леди — это правильный подход. Но создавать привычку я не умею, увы. Мне кажется, тут дело в том, что от этого малого шага нужно получить немедленную порцию энергии, чтобы дальше ее вложить, чтобы возникло как бы положительное подкрепление. А у меня часто от этого шага — только удовлетворение или гордость «вот, я это сделала», а этого мало. И выходит, что этот малый шаг так каждый раз и заставляешь себя делать. Т.е. нужно не только разбить на шажочки, как предлагает флай-леди, а еще выбрать такие шажочки, чтоб от них было много кайфа.

grepolis    10.06.15 09:56
Привычку как раз очень легко создать — надо, чтобы был триггер и поощрение. Триггер — любое повторяющееся каждый день действие — завтрак, чистка зубов, приход с работы, вылезание из постели. Поощрение — конфета, прочтение социальных сетей, просмотр телевизора.
И вот действие надо делать немедленно после триггера и завершать немедленным поощрением. Через неделю-две привычка закрепляется и, чтобы её потерять до конца, без желания совершить привычное действие после триггера, потребуется примерно полгода.

Но в потоке, конечно, легче.

tacta    10.06.15 10:36
Я думаю, речь о том, что и 15 минут может быть чрезмерно, если это волевой акт, самопринуждение. Король запирает Королеву в темнице. Она некоторое время это терпит, потом в гневе разносит темницу, пускается во все тяжкие.
Зона комфорта = сложившимся обстоятельствам, задача состоит в том, чтобы менять обстоятельства, стараясь не выходит за круг, на территорию стресса, не бесить Королеву.
Изменения возможны, когда ловишь спонтанность за хвост. Это как глоток свежего воздуха для Королевы. В этот момент она не подавлена взаперти и не яростно бунтует, она спокойна и счастлива. Передышка, красткосрочный мир.

Спонтанность не родится под влиянием будильников. У меня так с английским, в самом начале буквально запретила себе ставить напоминалки. Стараюсь опираться как-бы на внешние знаки (что-то напомнило), на внутренний сигнал (сама вспомнила). Самый легкий уровень. Еще сам тренажер способствует и мотивирует поначалу, там ударный/ежедневный режим, забъешь — все накопленные дни обнулятся. Сам результат это уже десятое дело, важен подход, ежедневность, ловля искорок радости. Я уверена, что без Эволюции я бы этот источник запорола, задавила бы волей, засушила внешним локусом контроля. Но я берегу его очень. Брат подначивает поставить планку выше, я отказываюсь. В сто тыщ раз важнее, что соседние ресурсы проклевываются, вылазят из фрустрации, сумбурно подключаются, чем уровень английского как таковой.

Привычку легко выработать, где награда — кайф, фонтан, а спонтанная радость другой плотности, более густая, похожа на мед, потихоньку накапливается в сотах обстоятельств.

evo_lutio    10.06.15 11:06
Королева не всегда разносит все. Если бы. Она чаще вообще перестает интересоваться жизнью и уходит в себя. Человек становится равнодушным, энергии мало. И все.

kramian    10.06.15 08:55
Да, Вы это писали уже, конечно, в одном из постов про энергетическую яму — про постепенное раскручивание (добыть чуть-чуть энергии, правильно вложить, раскачать чуть сильнее и т.д.) Во всем эта идея постепенности, а критерий постепенности — выход из зоны комфорта только небольшой.

alamem    10.06.15 02:21
хочется всего и сразу, а получается частично и постепенно :)

Комментарий удален

alamem    10.06.15 13:09
да шучу, я, шучу :))
читала исследование про уровень счастья у людей, выигравших крупные суммы в лотерее — через два-три года он возвращается на тот же уровень, что и был до выигрыша. что не мешает мне играть.

gellada    10.06.15 04:12
Причем это действует на настолько разных уровнях… я вот долго тупо твердила себе «рисуй хоть как-нибудь», а потом купила квартиру, в которой остался СТОЛ, и начала хоть как-нибудь снова рисовать, а дальше одно цепляет другое.
Доцепляло до того, что рисую много, устаю и думаю о всяких полезных для тела вещах с той точки зрения, чтобы рисовать было комфортнее и на все хватало времени (о похудении и прочем тоже, но вдруг рисование прямо все потащило) :)))

arttechies    10.06.15 04:34
Училась рисовать с нуля.
В больнице, в задумчивости нарисовала собственную руку. До этого не рисовала даже в школе. Увлеклась, влюбилась. МЧ ошеломил меня предложением: хочешь стать художником? До этого я даже не мыслила себе этого. Поняла, что хочу.
Началась прокрастинация. Минимум находился далеко от зоны комфорта. Мотивировала себя покупкой новых худ. материалов, заставляла просто калякать бессмыслицу. Раз в 1-2 месяца умудрялась заставить себя порисовать что-то конкретное, требовалась огромная сила воли. Чувствовала эйфорию, когда порисую более часа-полутора. Потом бросала опять и очень, очень винила себя. Было невыносимо плохо.

Рисовала всё чаще, но так же с большим трудом. Потом — новая влюблённость, переезд, работа — и на потоке стала больше рисовать (любимого в том числе). Развивалась рывками, прыгала выше головы.
С января стала участвовать в проекте ежедневного рисования — очень расширилась зона комфорта. Теперь уверена, что достигну чего угодно! ^_^
Списки то работают, то нет. Меняю списки, блокноты, составляю гениальные планы по саморазвитию и верю в них. Не подошло — составляю новые. Иногда даю себе пожить без списков вообще, но обычно они дают мне расслабиться: сделала по списку — отдыхай, настало время Королевы. Так и живу.

silberwe    10.06.15 05:44
Можно уточнить? Вам не хотелось рисовать, но хотелось стать художником, и вы себя заставляли рисовать? И как сейчас ситуация? Рисовать хочется?

arttechies    10.06.15 05:58
Да, именно так. Сейчас рисовать хочется, но хочу хотеть сильнее. Рисую почти каждый день.
До этого — получала удовольствие от процесса только если выдерживала полуторачасовую пытку, когда карандаш из рук валится, чувствуешь себя самым ущербным существом на Земле и т.д.

Мне хотелось красивых картинок, чтобы всё получалось легко и сразу =). Сейчас результат так же важнее процесса, но и процесс стал привлекать: придаёт сил (пусть не всегда). 1,5 часа пытки сократились до 5-10 минут на «разрисоваться».

silberwe    10.06.15 06:51
Да, мне это знакомо, все в жизни моей примерно так и происходит, но не с рисованием. Даже не думала, что с рисованием так может быть. Думаю, я просто дала себе в этом деле полную свободу, и меня прет.

arttechies    10.06.15 06:56
А я мечтаю стать профессионалом, прям одной из лучших. Амбиции у меня всю жизнь прут через край, самооценка нестабильная — вот я и продвигаюсь рывками, в те моменты, когда ощущаю себя «всемогущей». А во время упадка — просто выживаю, продолжаю делать минимум: «остановиться — значит умереть».
У меня много такого в жизни было, я привыкла, что останавливаться — очень страшно.

wirebreak    10.06.15 05:00
Да, при сочетании «постепенные изменения» приходят в голову все программы типа «заниматься по двадцать минут», «выучить десять слов за день», и себе засчитываешь за поражение, если на середине процесса отвлекся и забил. Информация, что Вы даете, как взгляд из четвертого измерения, не смотря на популярность темы всех изменений себя к лучшему.

Наверное, маленькие шажки по увеличению зоны комфорта еще важны, чтобы увеличить шансы вовлечься в поток? Например, занимаясь помаленьку в зале, больше шансов зацепиться за что-то вдохновляющее, чем когда херачишь последний подход в стрессе, тихо ненавидя спорт, качков и себя.

Как пример работающих сект вспомнилась система американских домохозяек FlyLady с девизом «baby steps» и вовлечением в поток за счет мощного сообщества.

list_polli    10.06.15 05:13
Честно скажу со мной только так и работает, по чуть чуть и по немногу) если урезать колораж то в мелочах (не положить ложку сахара в кофе с утра, или кусочек масла в кашу, съесть на немного поменьше и прочее) если бегу то слушаю себя слишком тяжело в гору иду, если не хочется заниматься переношу на следующий день, знаю будет другое настроение, и это реально работает….
Еще после поста про короля и королеву часто думаю что королева должна быть не против) не знаю правильно я понимаю или нет, но думается чтобы получать радость от действия королева должна быть за) поэтому не хочется ломать, заставлять себя, не будет пользы

Комментарий удален

arttechies    10.06.15 07:20
Лотма-ан! ^_^

vasilisa_valis    10.06.15 06:56
У нас на йоге после занятий часто на чаепития остаются кто хочет. На масленицу с блинами все приходили. Сейчас на озеро заниматься ездим. Когда понадобился залу ремонт все кто хотел своими силами помогали. И складывается ощущение, что ты не просто позаниматься ходишь, а в тусе.
Когда ходила в спортзал такого ощущения не было, ты приходил-не приходил, никому дела не было. Малознакомый тренер, чужие люди — сплошной стресс. А тут ты идешь чуть не к родным, всех знаешь, если опаздываешь, тебе коврик кинут на твое место. Вот это наверно этот поток и есть.

severock    10.06.15 07:10
Созвучно принципу Октавиана Августа „Лучше сделать поудачней, чем затеять побыстрей“

o_o_olga    10.06.15 08:14
Благодарю за пост.

Ощущение комфорта, это своего рода подстройка снизу под самого себя, подход айкидо по отношению к своей инертности. Уважительный подход.

И ещё поняла такое. Как в физике. На сохранение инертности организм тратит силы, для меня это стало ясно. И если небольшим усилием вывести себя из состояния неподвижности, то подчас потом движение происходит быстрее, чем я ожидала. Вот не могла начать английский, уговорила себя на 5 мин и могла прозаниматься час и с удовольствием.

И не сравнивать себя с другими! Именно это — сравнение мне отрезает саму способность слушать себя.

В начинаниях есть две стороны, я стараюсь отслеживать обе — результат и сам процесс, удовольствие от него. Плюс удовольствие от того, что я начала-таки делать это!

evo_lutio    10.06.15 11:50
Нет, человек на инерцию не тратит, наоборот, все меньше нужно энергии, поэтому меньше и вырабатывается.

3enia    10.06.15 08:22
Недавно тоже нашла для себя новый метод совмещения приятного с полезным: вернулась к серьезному шитью после 5 лет перерыва и не могу нормально «подключиться» к этой работе, и при этом хочется и почитать много чего интересного, а времени не хватает, и вот инсайт: можно слушать аудио книги во время шитья! Дело пошло явно веселее.

angora_isa    10.06.15 08:23
здоровье через физическую подготовку было очень сложно подключить. Было много попыток, все неэффективные и без морального удовлетворения. Теперь смотрю, как новенькие зайдут, например, на йогу один-два раза, и больше не появляются, и так их понимаю. Сработало только подключение к потоку тренера.
Сейчас думаю, а не подключить ли еще какой-нибудь ресурс (вдруг понравится?)Ресурсы семьи, любви, дружбы и секса нагоняют тоску. Поэтому альтруизм — меньше обязательств. У нас многие его выбрали, кому лень (иначе, фрустрация) заводить отношения. И довольны. Но с чего начать? Со вчерашнего дня стала по-другому людей видеть, ведь что захочешь, то и увидишь. Конечно, выяснилось, что они приветливые и милые как на подбор. Уже не совсем чужие. Вот такой первый шаг

focused_driven    10.06.15 08:57
Вот очень показателен пример с фитоняшкой и толстухой. Когда у тебя есть какой-то изъян, с которым уже справились некоторые люди из твоего окружения, они тут же превращаются в толпу, орущую во славу твоей революции. И ты даже в какой-то момент и правда думаешь, ну чо я, слабак чтоли, но понятно, кпд — 0.
У меня была такая орда, которая заклинала меня проявить волю и бросить курить) Я старалась, потому что «курить — здоровью вредить», уменьшала дозы, прятала сама от себя пачки, выгоняла курить на мороз, пыталась наладить хоть какие-то микро-сценарии, чтобы привить себе привычку к здоровью. Ноль ампер, ничего не работало. До тех пор, пока поток меня не подхватил с совсем другой стороны и мне стало неинтересно тратиться на это. И он был настолько мощным, что преображение оказалось мгновенным.

31november    10.06.15 09:00
Это мне напомнает, как многие бросают курить. Человек твердо решает, что с этого дня он больше не курит. Говорит об этом себе и окружающим, но чем он категоричнее в своем намерении,
тем легче его мозгу придумать оправдание ещё одной «последней» выкуренной сигарете и вообще отложить это начинание до более благоприятных внешних обстоятельств.

Когда я задумалась о том, что пора бы бросить курить (плохо для цвета лица), я предложила организму попробовать отказаться от сигарет. Но я не настаивала, ультиматомов не ставила и мысленно всегда оставляла возможность выкурить сигарету, когда мне этого очень захочется! А когда такая потребность возникала, я задавалась вопросом действительно ли я получу удовольствие от этой сигареты в данной ситуации? Когда куришь много и везде, сигареты, по большому счету перестают доставлять удовольствие. Я же обещала себе наслаждение, если подожду более соответствующего случаю момента.

Когда этот момент наступил, а продержалась я таким образом пару недель, физиологически организм уже отвык, и вместо ожидаемого кайфа я почувствовала вкус гадости во рту. Курить больше не хотелось. Чем больше проходит времени, тем сильнее меня раздражают сигареты, сигаретный дым, прокуренные люди и помещения. Я сознательно на этом акцентируюсь, чтобы не сорваться (бывших наркоманов никотиноманов не бывает).

801_feliz    10.06.15 14:28
Как человек, бросивший курить по Алену Карру, приведу Вам полностью противоположный пример — у меня получилось забыть про курение только после твердого решения выкурить последнюю сигарету. До этого много раз пробовала сократить количество сигарет в день, заменить их чем-то или не курить при определенных обстоятельствах, но удержаться никогда не получалось, мозг всегда придумывал оправдания, чтобы получить свою маленькую дозу. Возможно, с помощью книги он сумел создать поток (если я правильно понимаю, что это), или в чем ее секрет, не знаю. Другие его книги, кстати, не возымели на меня такого действия даже и близко.

sava_ya    10.06.15 09:01
Цитата: То есть период постепенного вхождения люди рассматривают как ненастоящий, подготовительный.
Видимо, люди часто живут иллюзиями будущего. То, что будет, кажется им важнее, чем то, что уже есть сейчас. Это как взрослые не воспринимают всерьез маленьких детей. Будто те не живут еще, а только готовятся к Настоящей Жизни. «Потерял мячик? Фу ты, ерунда какая!». А для ребенка эта потеря уже сейчас трагедия вселенского масштаба.
И свою жизнь взрослые также воспринимают. «Вот стану начальником, куплю дом, похудею на 20 кг. или что там еще, и стану тогда счастливым!». Поэтому маленький шажок кажется таким ничтожным.

Банальная вещь, но надо стараться жить настоящим )

g_bukin    10.06.15 09:01
с отказом от никотина — такая же ситуация

slonikit    10.06.15 11:46
не для всех
я пробовала уменьшать дозу — стресс огромный
тогда просто «отрубила» — мучений не было практически: «низзя», и точка,
а раз «низзя совсем-совсем» — организм смирился легче и довольно быстро

g_bukin    10.06.15 11:47
обалдеть..

sava_ya    10.06.15 12:09
Вот почти уверена, что вы не «просто» отрубили, а как раз мощный поток где-то поймали, просто не отследили.

slonikit    10.06.15 12:39
Мотивация была: выяснилось, что беременна.
Но эта мотивация, тем не менее, не помогала именно уменьшать дозу: начиналась паника, хотелось «накуриться впрок» и прочий ужас. Как у наркомана. Неделю почти промучилась — и решила, что надо «отрубить хвост разом».

evo_lutio    10.06.15 13:05
Беременность! Да, конечно, просто воля и никакого вообще потока со стороны. Просто ребенок в животе, мелочи.

slonikit    10.06.15 09:21
Спасибо!

ira_autumn    10.06.15 10:35
Да, я тоже хочу поблагодарить.
кроме того, что это работает. еще и ощущение собственного достоинства возвращается:
я склонна за лень или недисциплинированность осуждать себя и считать безвольной, бестолковой.
Это очень мешает.

Есть еще одна особенность, надеюсь, это в тему или хотя бы из той же оперы.
Почему-то для меня важно молчать о том, что я делаю, не делиться этим громко, не хвастаться.
Это не суеверие, я не верю в сглаз и всякую другую ерунду, но вот если только втягиваешься в процесс, работаешь в удовольствие эти 20 минут, нужно делать это молча. Если поделиться, то почему-то сразу так получается, что я забрасываю дело, которым похвасталась.
Может, во время болтовни получаю ту дозу радости, которую стоило бы получить в процессе делания? И делание становится неактуальным?

Но может быть, конечно, что это моя личная придурь, нетипичная. :))

sonya_nata    10.06.15 12:00
Очень типичная. Сознанию совершенно все равно, в действительности произошло впечатлившее событие или в воображении. Зачем продолжать, если эмоции от воплощения уже получены и использованы?

Хвастаться в конце можно, и еще важно адекватно оценить не только свой прогресс (было-стало), но и «рыночный» вес достижения (в сравнении с лучшими, с близкими…), а то можно тоже все бросить, когда «недооценили», а на самом деле вполне честно похвалили старания при неидеально получившемся результате.

sava_ya    10.06.15 12:13
А может на болтовню уходит та энергия, которую можно было потратить на то самое условно двадцатиминутное дело?

sonya_nata    10.06.15 11:52
Вспомнились слова моей мамы о моей учебе: «Английским языком нужно заниматься до чувства легкой усталости, а не до чувства легкого отвращения»))

И анекдот про убежавшего лыжника, чьему тренеру прохожий говорит: «Ага, видел его.. Он вас вспоминал. Вашу маму вспоминал. И весь лыжный спорт.»

Про деньги все-таки хотелось бы добавить — читала выше комментарий про накопление, но немного с другой стороны хотелось бы отметить — иногда накопление даже откладыванием не очень существенных сумм меняет отношение к деньгам (там еще налог самому себе на товары не первой необходимости, мелочь со сдач и т.д.), если имеют место регулярные компульсивные траты денег. Минус 10 % от любого поступления обычно не меняет качество жизни, а вот спустя некоторое время под рукой оказывается приятный бонус, и меньше ерунды покупается. Хотя люди часто так и думают — а зачем откладывать немного, лучше я вообще не буду. Может, в этом и заключается принцип «хочешь стать богатым — живи как будто ты уже богат», то есть не живи с колес, пусть эти накопления и будут небольшие.

А вот зажимать себя и отложить сразу непосильно много чревато потом бездумным шопингом как раз… Все как с едой, и с любого рода выходом из зоны комфорта.

e_tilperin    10.06.15 15:47
Я именно так приучила себя к спорту. По 20 минут в день, полгода. Потом два месяца походила на групповые занятия в зал. А сейчас — уже семь месяцев трижды в неделю полноценные силовые тренировки в зале.
Потом я пару раз пыталась тем же методом развить в себе другой интерес, но уже не получалось, и я подумала, что со спортом метод сработал случайно. Возможно, я, окрыленная успехом, просто себя передавила.
Спасибо большое за разъяснения! Особенно ценно понимать, что интерес — это не какой-то заданный раз и навсегда параметр твоего мозга. А то ведь люди годами сидят в депрессии, ничем не занимаются, всё ждут, когда им свалится откровение, в чем их талант. И я такая же была. А не надо ждать, надо его самостоятельно попробовать слепить. Личность ведь пластична.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio