Превращение в Диану

С точки зрения психоанализа инициация женщины – зеркальный перевертыш от инициации мужчины. Мужская инициация – решение эдипова конфликта, женская – решение конфликта электры. Мужчина должен победить отца, чтобы получить доступ к материнской фигуре, женщина должна победить мать, чтобы получить доступ к отцовской фигуре.

Если мужскую инициацию психоанализ описывает примерно верно (например орфическую инициацию и тот обряд, который хорошо описан в русских народных сказках – освобождение Василисы-силы из лап Кощея), то женская инициация куда сложней (впрочем, Фрейд этого и не отрицал и комплекс электры считал недодуманной концепцией).

Женскую инициацию лучше всего описывает миф о том, как Аид похитил Кору, а ее мать Деметра ее вызволяла. Миф завершается тем, что Деметра и Аид помирились и договорились делить Кору: треть года она — с мужем, две трети — с матерью. Что это значит?

img3771-20896
Мужская фигура для гетеросексуальной женщины означает доступ к энергии (спонтанность). Для мужчин наоборот, энергия имеет женский лик (Эвридика для Орфея). И это не Фрейд выдумал, это суть всех древних инициаций, поскольку они создавались во времена культа плодородия, и секс, как и пол, имел важнейшее значение. Секс=энергия. Фрейд вообще очень много брал из оккультизма, хотя и писал, что ненавидит оккультизм и очень ругал Юнга за пристрастие к этому. Но сам, конечно, брал очень многое и изучал внимательно. Оно и понятно, где еще рассмотреть коллективные символы как не в мифах и обрядах.

Итак, Аид в мифе про Кору означает энергию. Девушка Кора была соблазнена Аидом и утащена под землю. Мать бросилась на поиски дочери. Материнская фигура в мифе олицетворяет закон, долг, родительскую фигуру, волю (Короля, в общем-то). Селена (инфантильная ипостась Коры) выбирает спонтанность, удовольствие, секс, страсть, свободу и возвращаться к матери не хочет. Я уже описывала, что полноценная Селена всегда имеет конфликт с Гекатой, с материнским принципом, и если подчинится Гекате полностью, утратит энергию. Очень многие комментаторы, которые пишут, что в юности у них было меньше энергии, чем сейчас, возможно были слишком придушены своей Гекатой и никогда не были полноценными Селенами. Принцип Селены – выбор между Гекатой (внутренней материнской фигурой) и Аидом (или Аполлоном, в общем мужской фигурой) – в пользу Аида, в пользу спонтанности и секса. В этом вся Селена. Запомнили?

Если девочка загружена, серьезна, грустна, послушна, тревожна, уступчива, она выбрала Гекату, она находится под ее властью. Она никогда не была Селеной, возможно, она сразу стала Каллисто.

Еще один выбор между Аидом и Гекатой в пользу Гекаты – это Дафна. В чем разница между Дафной и Каллисто?

Дафна – это Марья Моревна из русских народных сказок, которая подвесила Кощея в кандалах к потолку своей темницы. То есть Дафна победила свою спонтанность, придушила ее, и считает, что в этом ее сила, воля, торжество ее разума.

А Каллисто – не Моревна, она сидела и лила слезы, пока Деметра ее не спасла. И теперь она продолжает прятаться, и искать во всех родительскую фигуру. А хаоса в себе очень боится и старается его подальше гнать. Часто становится ради этого очень религиозной и молится небесной родительской фигуре «отче наш», чтобы спас и защитил от демона.

А Дафна сама демона скрутила и подвесила. Жаль не поняла, что это был не демон, а полезная ей и важная энергия.

Но это Дафна и Каллисто в возрасте Селены, юные женщины. А как выглядит женщина, которая в юности была нормальной Селеной, вполне себе спонтанной, влюбчивой и живой, а потом свернула на путь Дафны или Каллисто.

Выраженная Дафна всегда почти получается из Коры, которая обиделась на Аида. Да, это то самое «недотраханная» и прочие эпитеты, с той лишь разницей, что «дотрахать» Дафну нельзя, она фрустрирована обидой или разочарованием. Она закрыла свои каналы и секса, и любви, и другие некоторые, отключившись от тех ресурсов, которые, как ей кажется, превращают ее в «корм». Иногда и от дружбы отключается (используют) и от семьи (кровь пьют) и от имиджа (навязывают стандарты) и от учебы (сама учитель). Фрустрация Дафны (и вообще любая фрустрация) происходит всегда от того, что она не получила желаемого, а вложила, как ей кажется много. Поэтому впредь она решила вкладывать поменьше, стала вкладывать меньше, получать еще меньше, и так постепенно утратила интерес к любви, сексу, а иногда дружбе, семье и имиджу. И занялась (как правило) пропагандой.

Человек, который фрустрировал ресурсы, почти всегда начинает пропагандировать отказ от этих ресурсов, агитирует знакомых и незнакомых, до кого доберется. Это связано с тем, что фрустрированные ресурсы вызывают у человека болезненное ощущение каждый раз, когда их пытаются подключить, а такие попытки совершаются то и дело со стороны мира, люди говорят о любви, фрустрант видит упоминания и изображения секса, он смотрит фильмы про дружбу, читает описание семейных ценностей, и его фрустрированные ресурсы в буквальном смысле зудят и саднят. Он чувствует раздражение и в полном смысле слова «на меня давят со всех сторон». Чайлдфри возмущаются, что их повсюду пичкают деторождением, асексуалки жалуются, что от секса проходу нет, циники плюются от обилия слюнявой романтики. Этим людям действительно больно и неприятно, они не лгут. Чтобы как-то реализовать защитную агрессию, они прибегают к контр-пропаганде.

Как из Селены получается Каллисто? Примерно так же. С той лишь разницей, что Каллисто испугалась Аида, а не обиделась на него. Ей стало казаться, что Аид хочет ее съесть, поглотить, забрать из нее всю энергию, и она стала прятаться от страха. Аид – это символ секса и страсти, любых сильных чувств и эмоций, и удовольствий. Короче, спонтанность. Каллисто больше не может себе позволить быть наивной и доверчивой, она знает, что плотская любовь приводит к боли, а секс без любви превращается в грязь. Ей больше не интересны эмоции, она должна жить не для радости, а для совести. То есть если Дафна пленяет демона, Каллисто носит обереги. Иногда, правда, и оберегов не нужно, все страсти угасают сами всего лишь от осознания, насколько они энергозатратны и опасны.

Что чувствует Каллисто, когда окружающие теребят ее фрустрированные ресурсы (а без спонтанности большинство ресурсов оказываются фрустрированы, конечно же)? Она чувствует сострадание к этим несчастным. Она чувствует скорбь за них. Иногда, правда, она может и восхититься людьми, которые горят страстями, позавидовать их энергии, но тут же подумать о том, что нельзя тратить силы на такую ерунду, нужно тратить эти силы на пользу. То есть Каллисто не понимает, что энергию невозможно расходовать рационально, что это все равно как пытаться сделать рациональным творческий процесс, что от власти ума спонтанность начинает исчезать. Ей кажется, что у нее мало энергии, потому что она неправильно распределяет силы, или у нее воруют близкие, или от природы не много дано. Она не понимает, что для энергии нужны чувства, интерес и свобода, а от груза долга и рассудительности энергия иссякает. Она думает, что энергию можно распределять и расходовать с помощью бухгалтерских программ. На самом деле она просто слишком боится быть съеденной Аидом, а значит не получит никакой энергии, ни на что. Потому что получить энергию она может только у него. А еще она осуждает Аида и считает его порочным. То есть она моралистка, а у моралистов всегда очень мало энергии.

А что же Диана? Как же ей удалось не поссориться со своим Аидом?

Посмотрите, Селена жила у Аида постоянно, прячась от строгой матери, иногда звонила ей с неизвестного номера и говорила «все нормально, мам, мне классно». То есть Селена жила лишь тем, что ей интересно, приятно, волнующе, крышесносно, и выбирала всегда в пользу этого, а мысли о долге, об ответственности, о будущем гнала прочь. В этом – вся Селена. Иногда она подчинялась матери, но всегда помнила, что это именно вынужденное поведение, а не ее воля.

Чтобы девушка превратилась во взрослую женщину, она должна найти компромисс между осознанным и бессознательным, между полезным и приятным (только в данном мифе Король – это Деметра, а Королева – Аид, поскольку Король-Королева — это мужская модель, а здесь – женский миф). Полезному нужно отводить две трети жизни, а приятному одну треть. Только важно понимать, что полезное тоже может быть приятным и должно быть приятным. То есть одну треть нужно уделять тому приятному, которое кажется не таким уже полезным.

Чтобы Персефона (взрослая Кора, то есть Диана) не забыла его, Аид дал ей съесть гранатовое зерно. Это символ означал нерасторжимость их брака, ее верность и преданность ему. Пожалуй, единственная возможность сберечь спонтанность во взрослом возрасте, если ресурсы пока недостаточно прокачаны, просто помнить о ее важности, просто позволять себе удовольствия, без пользы. Люди именно так убивают свою энергию: когда начинают экономить и рационализировать слишком, не понимая, что удовольствие – это не безделье, не бессмысленная трата времени, а восполнение запасов энергии. Не менее трети всего времени должно быть истрачено на то, что просто приятно и очень интересно, даже если пользы от этого нет. И да, приятное следует искать в мире чувств, а не только в интеллектуальной сфере, Аид – это именно эмоции и ощущения.

Сильная Диана появляется, когда Аид настолько примиряется с Деметрой, что начинает бывать в гостях, а Деметра посещает дочь у зятя. Именно это дает прокачка ресурсов – польза начинает сочетаться с удовольствием почти постоянно. Тогда проблем со спонтанностью становится все меньше. Но сама инициация заключается именно в том, чтобы признать важность того и другого, иначе спонтанность просто потеряешь, а без нее ресурсы даже не подключишь.

На пути к Диане очень легко стать Дафной или Каллисто, если начать ругать себя за удовольствия и пытаться всегда тратить время только с пользой или если начать бояться порочных страстей и избегать их. Чем больше презрения и неуважения к Аиду, тем больше шанс стать Дафной или Каллисто, а иногда их гибридом.

По большому счету, и Дафну и Каллисто можно свести к ханжеству и морализму, к тому самому бело-польтовому. Аид – это царь подземного мира, не нужно забывать, и очень многое связанное с ним имеет оттенок порочности в обыденном сознании. Одна треть «плохого» во всем «хорошем» часто помогает это «хорошее» оживить и сделать активнее (надо еще помнить, насколько это условно — хорошо и плохо). Теряют энергию люди, которые начинают думать, будто знают, что хорошо, а что плохо, которые категорично судят других (и себя), которые делят мир на черное и белое, которые торопятся навесить ярлыки, которые мыслят плоско и однозначно, не обращая внимания на контекст. Это быстро истребляет спонтанность.

Мир Дианы черно-белый, а мир Гекаты (после второй инициации) вообще цветной, у нее нет понятия добра и зла, но это высокий уровень сознания (такое неразличение бывает и от инфантилизма, но выглядит иначе). Диана добро и зло разделяет, но все-таки считает, что все относительно, что зло – это всего лишь угол зрения, а посмотреть можно и иначе. То есть мышление Дианы шире, чем Дафны и Каллисто, поэтому энергии больше.

Без симпатии к Аиду и его миру теней Дианой не станешь, никогда не станет Дианой женщина-ханжа, следующая кондовым принципам и догмам. Без достаточной гибкости у нее не будет ни самооценки нормальной, ни локуса контроля, ведь независимая самооценка может быть, когда критериев оценки слишком много, а если они однозначны, самооценка зависима. И локус внутренний может быть, когда нет представления об единых для всех правилах, когда человек считает, что другие люди имеют право на свои какие-то представления, а он имеет право охранять свою территорию.

Про любовь Персефоны и Аида я продолжу и расскажу наконец про имидж Дианы.

(С) Марина Комиссарова

Комментарии

silberwe    13.06.15 16:35
Сердце подсказало, что пора проверить френдленту на предмет нового поста Эволюции, и не обмануло. Я видела этот пост без единого комментария как там падонки раньше говорили Спасибо за очередной прекрасный текст! *радуется*

graue_eminenzz    13.06.15 17:21
Как же выруливать из Каллисто, если она так и провела всю юность, спрятавшись в лопухах от Аида?
Попробую внимательно изучить белое пальто на предмет пятен и попытаться эти пятна полюбить, а не закрывать на них глаза.

evo_lutio    13.06.15 17:30
А что ее пугало?

graue_eminenzz    13.06.15 18:15
Боязнь быть смешной, в первую очередь.

jayzzy    13.06.15 17:35
Энергетический коктейль: 1/3 полезного, 1/3 приятного из полезного, 1/3 просто приятного — смешать, можно взбалтывать.
Густая такая символика получается, ведь Аид — и бог мёртвых, и ужасы всякие в его владениях, и одновременно бог плодородия и изобилия, как мне помнится, такое хтоническое божество — жизнь, смерть, забвение, все тридцать три удовольствия. Спуститься в царство Аида и вернуться на землю — умереть и воскреснуть. Каллисто и Дафна не спускаются (или в ужасе выбежали обратно), значит, и воскреснуть они не могут. Наверное, для инициации нужна смелость и любопытство — идти и смотреть в лицо своим теням, химерам и ужасам, принимать их как часть бытия. Как минимум быть скромнее в оценке своей «хорошести» и выкинуть белое пальто)

evo_lutio    13.06.15 17:43
Богатства и секса. Вот линия 2 и 8 ресурс — это царство Аида как раз, деньги и секс. А частично во всех ресурсах участвует.

Это дельфийская мистерия описана, про похищение Коры. Жрицами изначально женщины ведь были.

jayzzy    13.06.15 18:03
Вот теперь вижу логику диагонали секс-деньги, очень логично и интересно.

silberwe    13.06.15 18:14
Поделитесь?

jayzzy    13.06.15 18:22
Так как раз Эволюция написала же: секс — плодородие/изобилие/богатство=деньги.
Я так ещё понимаю, что раньше во всех культурах одно было непосредственным следствием другого (в общем-то не так уж и давно), а сейчас связь далеко не такая явная, но в культурно-мифологическом пространстве (и следовательно в индивидуальном психическом тоже) эта связь остаётся, эта сфера не так быстро меняется. Что и выражается в энергетических процессах, которые Эволюция раньше описывала.

evo_lutio    13.06.15 18:30
Да, секс был связан с деньгами и пищей, поскольку люди питались и торговали продукцией от скотоводства, считалось, что чем больше похоти животных, тем больше богатства, сексуальные культы были.

А сейчас связь сложней, но в общем предрассудки и страх мешают и там и там, но подробней про связь я еще буду писать.

Аид связан с подземными богатствами, это не только золото и нефть, это еще новых открытий касается. Важно снимать ограничения, чтобы богатство росло. Но можно и в ад полететь, конечно, если опор этических нет. Но опоры и предрассудки и догмы — разные очень вещи. Если их путают, беда, а их часто путают.

jayzzy    13.06.15 18:42
И у земледельцев было немало обрядов сексуального характера, связанных с плодородием. Про связь очень любопытно.

evo_lutio    13.06.15 18:46
Да, все обряды были сексуальными.

silberwe    13.06.15 18:52
А, ну да! Вот я дура-то! Продуцирующая магия всегда связана с телесным низом. Спасибо :)

sezession    13.06.15 18:50
Наверное, удовольствия у каждого свои, но у мне вот в голову «из бесполезных» приходит самое простое — выпить, покурить, встретиться с друзьями, заняться сексом ) Особенно, если все это одновременно
Я хорошо помню этот момент, когда перестала практически употреблять алкоголь и думала, что я теперь самая крутая, что мне это просто не нужно, и как жалко всех тех людей, который продолжают во взрослом возрасте бухать выпивать до состояния опьянения.

Вот я к посту про спонтанность писала коммент, что с друзьями встретиться напряжно, потому что не о чем говорить. Поняла почему. Это не в интеллекте причина, а просто кажется, что любое общение должно быть вот такое вот, с пользой, а если и без пользы, а просто так, то уже и не интересно.

Вообще, честно говоря, просто переворот в сознании какой-то ))) Моя Королева просто прыгает от радости — что, теперь и пивка можно? и сигаретку?? И с мужиками пофлиртовать?

evo_lutio    13.06.15 18:57
К сожалению сигареты так разрушают, что даже не знаю, стоит ли грамм спонтанности этого. В ситуации полной апатии да, а вот если есть возможность найти что-то бесполезное, но не такое вредное, то может и стоит?

sezession    13.06.15 19:04
Вы имеете ввиду, если от них есть зависимость? Я курила лет 10, а теперь лет 6 уже не курю, но иногда у меня было такое: примерно раз в год-два — купить пачку и выкурить ее в течении месяца примерно, и потом все, опять как отрезАло.
С приятелем иногда хочется, он так «вкусно» курит)

sezession    13.06.15 19:16
Еще в голову приходит времяпрепровождение с друзьями мужского пола (и даже не секс), но тут муж будет против ))
Вот и думай. Остается кино и вино ))
Наверное, если просто принять, чего хочется самой, но делать для что-то такое, что комфортно для людей с тобой связанных, и безопасно для тебя — тоже будет лучше, чем вообще ничего.

Вот еще хобби, конечно. Не с целью превратить в источник заработка (как у меня постоянно бывает), а просто так.

hildegardt_n    13.06.15 19:25
Спасибо! Теперь стало понятно, почему на некоторых девушек так благоприятно влияет перекрашивание в блонд — появляется энергия, флирт, веселье, поклонники.

Все дело в спонтанности, которая получает зеленый свет, ведь блондинки воспринимаются чуть менее благоразумными, «им позволено»

 
Впервые опубликовано — evo-lutio