Этика и границы

Людей с плохими границами всегда очень волнует вопрос этики.

Чужой этики особенно.

Но и своей тоже.

Это то самое белое пальто, которое как белый саван покрывает слепым пятном все собственные изъяны.

Любой личностный изъян можно прикрыть белым пальто, называя это этикой.

Зависимая самооценка? Нет, это этика и чуткость к мнению окружающих.

Границы в слиянии? Нет, это этика и забота об окружающих, неравнодушие к ним.

Сейчас расскажу, почему об этике полезно думать нерыбам, но бесполезно рыбам и вредно рапанам.

Какой-то минимальной этики, типа не убий и не кради, это не касается, но эту этику можно рассматривать как разумный эгоизм, то есть те же самые нормальные границы. Не делай то, за что придется дорого заплатить, соблюдай правила безопасности в социуме, уважай чужую собственность и чужое право на жизнь, и останешься в правовом поле, которое будет тебя защищать.

А вот что касается разговора о более тонкой и высокой этике, об альтруизме, о готовности жертвовать собой ради блага других, о щедрости вопреки своей выгоде, о заботе о чужом благе более, чем о своем — вот эта вся прекрасная этика, необходимая для настоящей эволюции личности, совершенно бесполезна или даже вредна для людей с несформированными границами.

Не нужно онежьим онегиным наряжаться в белое пальто и рассуждать о высоких мотивах. За такими «этическими» мотивами ничего кроме слияния не стоит. Им нужно думать о формировании границ, на этом фокусироваться, а к этике своей и особенно чужой относиться спокойно, не судить никого, да не судимы будут. Очень важен принцип «не суди» для людей с плохими границами, соблюдать его надо непременно, он как раз и помогает границы формировать. «У них что-то свое, у меня свое, не мне судить».

Почему высокая этика и плохие границы не совместимы и при попытке совместить дают какой-то треш?

Потому что люди со слиянием границ не различают свое и чужое.

Они пытаются быть альтруистами за чужой счет, они думают, что жертвуют собой, а на самом деле жертвуют другими, их щедрость как та простота, которая хуже воровства, а их забота о чужом благе всегда почти превращается в насилие.

Для того, чтобы быть носителем высокой этики — щедрым и альтруистичным человеком, нужно очень хорошо видеть, знать и чувствовать, где действительно ваше: имущество, территория, права и силы, а где нет. И нужно иметь это свое, что без нормальных границ сомнительно.

Представьте себе, что человек пытается быть щедрым и жертвенным, но все время отдает чужое. Он взял у вас деньги и пожертвовал их в пользу приюта бездомных собак. С вашей точки зрения это обман и даже грабеж, а с его точки зрения — этичное поведение. И он обвиняет вас в недостатке этики за ваше возмущение. Или представьте себе, что человек позвал к вам домой бездомных и поселил их у вас. Или даже не у вас, а у себя, но он ваш — супруг, сын или сосед по коммуналке. Он поступил очень этично с собственной точки зрения, теперь у вас на кухне — цыганский табор, а ваш собственный ребенок боится выходить из комнаты. Или сорок кошек соседка сверху завела, они все время орут дурными голосами, а их моча иногда капает у вас с потолка.

Или можно представить этичного гражданина, который искренне хочет спасти вас от какой-то беды, желание его благое, но он не видит границ и спасает вас насильно. Например, он отнимает у вас сигареты, решив заботиться о вашем здоровье. Или решает, что бег вредит вашим суставам, и не пускает вас на утреннюю пробежку. Хочет избавить от неправильных друзей или неверных идей. Он тратит силы на заботу о вас, забота о других — это этичное поведение, но при полном отсутствии границ, забота всегда почти превращается в насилие. И борьба за права всегда превращается в насилие, если не видеть границ. Или представьте себе, что родственник или супруг раздал другим свои деньги, он раздал свое, а не ваше, но теперь вам придется заботиться о нем, вы не можете его бросить на произвол судьбы. Вместо помощи своим детям или родителям, он становится обузой для них, хотя считает, что повел себя очень этично.

Именно поэтому о высокой этике лучше забыть, если у вас совсем нет границ, а если они едва наметились пунктиром, лучше относиться к этическим вопросам осторожней, все время проверять, не в слиянии ли вы пытаетесь этично себя вести, и если в слиянии, займитесь лучше правкой локуса, а не этикой.

Этика — это забота о благе других. От уважения к чужим границам это отличается тем, что уважение к границам — самое минимальное, что вы можете сделать для себя и других — не чинить вокруг себя насилие, не мешать другим людям жить и проявлять свою волю в их собственных границах. Это — минимальные правила общежития. Это не этика, а разумное поведение зрячего, а не слепого. Люди с плохими границами действуют как слепые, все время путают, где их воля, а где чужая, все время проецируют на других свои желания, пытаются давить на других, думая, что это нормальное общение и их волеизъявление. Проявлять свою волю без учета того, что есть и чужая воля, вот что такое — не иметь границ.

И вот представьте себе: если человек не видит, где начинается чужая воля, он начинает простирать свою волю за чужие границы, и тогда любое «благо» которое он пытается сделать для другого и считает своей щедростью, осуществляется за счет этого другого или других.

Альтруист за чужой счет — вот кем является такой спаситель, а благодетель является насильником.

Сначала нужно научиться видеть чужое, потом уже делиться своим. Вы должны точно знать, что делитесь именно своим, а не принимаете за свое — чужое или то, что вроде ваше, но вы должны это близким, должны выполнить сначала свой прямой долг, а потом уже блистать щедростью.

Сначала нужно научиться отличать реальную чужую нужду от своей проекции, потом уже помогать. Вы должны точно знать, что второму нужна ваша помощь, полезна и не противоречит его воле, иначе вы становитесь не благодетелем, а насильником, или искусителем, позволяющим другому человеку деградировать при вашей поддержке.

Правда люди с совсем плохими границами всегда вредят в первую очередь себе. Вот люди с хорошими границами, но недостатком этики могут вредить другим, а себе в отдаленной перспективе, ограничивают свой рост, но в настоящее время могут извлекать пользу. А люди с плохими границами вредят себе, поэтому им особенно важно не прятать плохие границы за «этикой». Это важно для них.

Самый понятный всем пример «этичное» поведение некоторых онегиных, которые боятся бросить женщину, пока она им не опротивела.

Им кажется, что неэтично бросать ту, которая любит их, нельзя наносить рану. В результате они тянут волынку, пока не возненавидят эту женщину. В основном, страдают сами, истощаются и отмораживаются, но и женщине не приносят ничего хорошего. Не хватает уважения к ней и понимания, что не в их границах заставить себя полюбить — это за пределами их возможностей, как и стремление избавить женщин от огорчений по этому поводу. Вместо этики получается зло.

Помните, как в сериале Онегин вообразил, что должен заботиться о влюбленной бедняжке Белоснежке? В результате Казанова спал с ней в его кровати, а Белоснежка страдала от постоянных выносов ей мозга, от настоящего эмоционального насилия, но боялась уйти от жадности. Пока Онегин старался быть этичным, он едва не потерял любимую и любящую его девушку, Золушку. И себя терял. Хорошо хоть Петя спас Онегина от этой «этики», но получилось неприятно для Онегина, оскорбительно и больно, а будь его границы лучше, не было бы оскорблений со стороны Казановы и Белоснежки.

Больше уважения к Белоснежке и понимания ограничения своих возможностей Онегину бы не помешали, да?

Второй понятный пример, это как рапаны обоего пола стараются изначально «выяснить все на берегу». В паре ли человек, насколько свободен, какие у него намерения, а вдруг серьезные или наоборот, вдруг намерения не совпадают с их, надо выяснить все на берегу, до начала отношений. Надо выяснить все про отношения, которых пока еще нет. Это кажется этичным поведением, порядочным и ответственным, а по сути является блокировкой спонтанности. Нет уважения к другому человеку и самому потоку жизни, все хочется заранее проконтролировать, расписать и обсудить на словах, не давая вещам случиться. Вот из-за такой «этики» онежьи онегины совсем почти не имеют спонтанности и даже либидо их задавлено. Некоторым алкоголь помогает раскрепоститься, но потом так стыдно за «неэтичное» поведение, что блокировка становится еще больше, а отвращение к спонтанности сильней. А ведь спонтанность — это сама жизнь.

Два вида белых пальто есть у онегиных. Отвращение к казановам за то, что они легкомысленны, и отвращение к печориным за то, что они слишком смелы и независимы. Казановы и правда слишком легкомысленны, а печорины слишком смелы. Но самим онегинам очень сильно не хватает того и другого, у них дефицит и смелости, и легкости, очень большой дефицит, из-за которого они ни себя, ни женщин не могут сделать счастливыми, живут, пригруженные могильной плитой и других этим грузят. Им бы взглянуть с симпатией на казанов и печориных или хотя бы с любопытством, но они закрываются белым пальто и держатся за воображаемую «этику».

Этика настоящая начинается только после того, как появляются границы. Вот где вы можете точно видеть, что жертвуете и почему, никогда не пожертвуете ничем чужим или тем, что для вас жизненно важно и без чего вы станете обузой другим. Если вы пожертвовали последнее, вероятней всего кому-то придется взять на себя заботу о вас. И возможно вы навязали свою жертву, потому что с плохими границами вы не можете увидеть реальных потребностей других людей, проецируете на них свои желания. То есть с плохими границами вы живете в хаосе, все время наступаете другим на ноги, хватаете их вещи, пытаетесь другими рулить, думая, что рулите собой. О какой этике может быть речь?

Сначала надо уважению научиться, а потом уже учиться настоящей любви. Этика — это про любовь. Про ту любовь, которая не страсть и не влечение, а чистое удовольствие от чужого благополучия. Без уважения это непременно превращается в насилие, насилие над другими или над собой. Причем в насилие из-за страха оказаться неэтичным. Для любви необходима эмпатия, а для эмпатии нужно отделение границ, иначе вместо эмпатии будут сплошные свои проекции. И свобода необходима для настоящей любви, а свобода начинается с независимости, то есть с отделения своих границ. Все начинается с отделения границ. Личность с этого начинается. Без личных границ вы — не отдельная личность, а биологический материал.

Насколько эта тема понятна? Можете примеры привести?

Комментарии

andrey_kozlow    01.07.19 16:09
Жители френдзоны кажутся себе очень этичными, чем больше растет корона, тем выше, чище и белее их чувства.
Они хотели получить любовь, взять то, что им не принадлежит и что можно получить только если желание дать с другой стороны, но отказ их не останавливает, они становятся воинами света и подвижниками, пытаются всучить то, что никому не надо, их жалкий вид виден всем, но с высоты их этики они только снисходительно улыбаются. И, бывает, теряют вообще все.

evo_lutio    01.07.19 16:23
Здесь липкость, которая называется этикой под короной Спасателя.

tuda_i_suda    01.07.19 16:14
Смотрела недавно репортаж о движении против абортов — там активисты обливали какой-то дрянью женщин, подходящих к медицинскому центру, где эти самые операции делают.
Наверное они кажутся себе очень этичными борцами за жизнь и за добро, на самом деле агрессивно вторгаются в границы тех женщин

evo_lutio    01.07.19 16:22
Неправильно писать «вторгаются в границы».

Границы — вещь психологическая. Вторгнуться в чужие границы закрытые невозможно. Можно пытаться щипцами и скалками, но кроме большего закрытия границ ничего не будет.

Они наносили физический ущерб, это совсем не «вторжение в границы».

Перестаньте это путать.

Не видя границ вы можете наносить физический и материальный ущерб, но это не вторжение в границы, это непосредственный ущерб здоровью и безопасности. Намного дальше, чем простое вторжение в границы.

taisiam    01.07.19 16:21
Один знакомый парень рассказывал, что он сам не любит уходить от девушки, когда ему надоедает, чтобы ее не расстраивать. Вместо этого начинает себя плохо вести, чтобы ей тоже надоесть и уж тогда рассориться (хотя в плюсе многие и так начинают себя «плохо» вести). Но это, судя по всему, работало не очень, так как он был очень привлекательный и девушки долго «не понимали» и он мог встречаться с двумя параллельно и переживать.

evo_lutio    01.07.19 16:33
Ну вот онегиных ненавидят обычно больше, чем печориных за вот эту волынку и ложь. А им кажется, что это этично.

Еще у казанов есть своеобразная этика, они не могут бросить женщину, которая им нравится и которая их любит. Изменяют, но приходят к ней опять. Женщина думает, что казанова сделал выбор в ее пользу, а он дарит ей свою любовь и опять уходит. И это этично с точки зрения казановы — он дает любовь. Не понимая, что женщине не нужна такая любовь. И она начинает его ненавидеть постепенно.

Но это казановы-рыбы в основном.

truthconditions    01.07.19 16:23
Пример «этичности», когда женщина в большом короне Спасательницы начинает помогать любовнику-недолюбленному волчонку на деньги своего мужа. Недавно было письмо, где женщина очень переживала, что у нее нет денег, чтобы уйти от мужа с тремя детьми, и платила любовнику за занятия.
Или та же КДЧ в сериале снисходительно отзывается о «меркантильности» Золушки, считая, что уж она-то выше финансового мезальянса, и чувства ее «светлее». Тоже хочет «помочь» Кайрату, при этом не видя в нем человека, способного самостоятельно ответить на вопросы о работе.

rough_rosemary    01.07.19 17:13
и КДЧ тоже помогает волчонку за счет других людей, не сама, платит Кайрату жених «меркантильной» подруги и все проблемы с ним если что — их забота. Возможно даже думает, что это она подруге помогла — у Кайрата же золотые руки)

damir4a    01.07.19 16:39
Тоже из писем — жена с ребенком полностью на попечении мужа решает пойти в волонтерство и помогать кому-то там. Ну а ребенку тем временем нужна няня за которую муж почему-то не хочет платить. В ее глазах он ирод и тиран, который не поддерживает ее высокоморальных порывов.

evo_lutio    01.07.19 16:46
Да.

viva_la_vida3    01.07.19 16:47
Онегин, вроде, больше всех блеснул «этикой» в сериале. Благородный рыцарь.

evo_lutio    01.07.19 16:53
Нет, это еще не блеснул. Онегин хотя бы деньги свои тратит, не чужие.

Он по деньгам хорошо понимает, где его, а где нет. Потому что экономика у него прокачана.

У тех, у кого с экономикой все плохо, этичны за счет других . Казанова например. Помогал за его счет много кому.

Онегин в любви границы не чувствовал и много сливался и косячил из-за этого.

Приведете примеры?

ramziya    01.07.19 17:26
Когда Казанова ему рассказал о связи Белоснежки с КСЖ, согласился с Казановой, что лучше спасти брак КСЖ и Дианы и взять Белоснежку с собой в Америку, куда поехал к Золушке.

В его глазах, поступил очень этично и благородно — спас чужой брак, в результате разрушил свои отношения с Золушкой, переспав с Белоснежкой.

evo_lutio    01.07.19 17:43
Да.

evo_lutio    01.07.19 17:54
И Казанова точно знал, что в случае любого конфликта с Золушкой будет достаточно Белоснежкиного: «Я тебя люблю» и Онегин ей уступит.

И не потому что она ему нравится как женщина, хотя это еще больше облегчало задачу.

Но даже если бы не очень нравилась, все равно бы переспал.

ramziya    01.07.19 17:56
Неэтично отказать любящей женщине.

viva_la_vida3    01.07.19 17:30
Может, здесь. Хочет проанализировать прошлое Золушки, составить план отношений, получить гарантии. Свою тревожность и плохой локус не видит, считает себя ответственным человеком, а ее ветренной и ненадежной. В итоге накрутил себя так, что поверил, что она спит с трансвеститами и сам изменил. Казанова помог, но его интриги попали на благодатную почву.

lemmone    01.07.19 19:48
Может быть, с Дианой. Он с той свадьбой тянул волынку, а в итоге подбесил шефа. Тут у него корона Сокровища.

evo_lutio    01.07.19 17:02
Хотя в этом примере тоже есть.

Вот квартиру снял — ладно. Это можно еще считать этичным. Он не бедствует, компенсировал девушке ее переезд в Россию. Благородно без кавычек.

А ребенка пообещал?

Он не хочет от нее ребенка, старался избегать секса и избегал бы зачатия. А часики Шелли тикают, ей нужно иметь детей, а не слушать басни Онегина.

Вот здесь, где касается любви, этика Онегина подобна подлости, хотя действует он из лучших побуждений. Не огорчать Шелли, не травмировать, и постараться сделать то, чего она хочет.

evo_lutio    01.07.19 17:02
Продави она его до ребенка, была бы его головная боль и вечное чувство вины. Он бы ездил к этому ребенку и переживал.

viva_la_vida3    01.07.19 17:33
Да, я про этику по части ребенка и перед Шелли, и перед тем гипотетическим ребенком.

ters1t    01.07.19 16:56
Карандышев в Бесприданнице:

…половые в трактирах тоже сияют, выбегают на улицу, из трактира в трактир перекликаются: «Барин приехал, барин приехал». Цыгане ума сошли, все вдруг галдят, машут руками. У гостиницы съезд, толпа народу. Сейчас к гостинице четыре цыганки разряженные в коляске подъехали, поздравить с приездом. Чудо, что за картина! А барин-то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал. Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек, и весь город рад. Хороши нравы!

evo_lutio    01.07.19 16:57
Да, то ли дело он — порядочный человек.

ters1t    01.07.19 17:26
про онежью заботу — рассказ «Анюта» у Чехова:

…Согласись, что рано или поздно нам всё равно пришлось бы расстаться, — сказал медик. — Ты хорошая, добрая, и ты не глупая, ты поймешь…

Анюта опять надела шубу, молча завернула свое вышиванье в бумагу, собрала нитки, иголки; сверток с четырьмя кусочками сахару нашла на окне и положила на столе возле книг.
— Это ваше… сахар… — тихо сказала она и отвернулась, чтобы скрыть слезы.
— Ну, что же ты плачешь? — спросил Клочков.
Он прошелся по комнате в смущении и сказал:
— Странная ты, право… Сама ведь знаешь, что нам необходимо расстаться. Не век же нам быть вместе.
Она уже забрала все свои узелки и уже повернулась к нему, чтобы проститься, и ему стало жаль ее.
«Разве пусть еще одну неделю поживет здесь? — подумал он. — В самом деле, пусть еще поживет, а через неделю я велю ей уйти».
И, досадуя на свою бесхарактерность, он крикнул ей сурово:
— Ну, что же стоишь? Уходить, так уходить, а не хочешь, так снимай шубу и оставайся! Оставайся!

evo_lutio    01.07.19 17:51
Да.

mr_gorskih    01.07.19 17:28
В религиозных общинах встречал таких волонтёров. Приходят помочь, потом оказывается, что надо бы их покормить, а ещё надо бы с бесплатным жильём для них помочь. Да и на семинары не мешало бы скидочку «для своих» сделать. Зарабатывать себе на жизнь они не могут, это их служению альтруистическому мешает. Кто же, если не они? Хотя помощь от них так себе. Работают мало, жалуются много.
И есть другие люди, практикуют много, работают много, едят просто, живут просто. Ниже травы, тише воды. За ними ещё бегать приходится чтобы помочь им как-то.

get_job_done    01.07.19 17:40
В обсуждениях героев сериала сплошное палево. Приятно почувствовать себя английской королевой, назвав Мэри и Шелли лохушками. Неприятно признать, что их ОЗ несравнимо выше и поэтому с ними крутит любовь самый крутой из казанов. А не потому что он манипулятор лохушек.

Каждое действие человека с несформированными границами направляют или жадность или страх. Признать за собой такие изначальные мотивы — почти смелость. Белое пальто шанса сделать шаг к смелости лишает.

elenalanskaya    01.07.19 17:53
Познакомилась с А. (35 лет), которая много лет материально помогала кураторам бездомных животных. Давно не работает, брала на эту помощь кредиты в разных банках. Раньше их отдавал отец (некоторое время назад умер), потом муж (недавно ушёл). А. продолжила набирать кредиты. Общая сумма долга сейчас огромная, чтобы покрыть его, требует продать квартиру, оставшуюся от отца (со-наследники — мать и младшая сестра), и выдать ей её долю наличными. Мать категорически отказывает. Сестра намекает, что неплохо было бы найти работу, а с наследством и попозже можно порешать. Всего квартир — три, они пока находятся в совместной собственности всех трёх родственниц. В одной из них А. живёт (её продавать не собирается).
Сейчас ищет «хорошего юриста, сочувствующего животным», т. к. самой «не получается убедить родственников продать хотя бы одну из двух квартир, мама и сестра могли бы жить вместе».

evo_lutio    01.07.19 17:57
Да, широкой души человек. Ее бы сузить.

Как сказал герой Достоевского.

О границах как раз.

hm_spns    01.07.19 18:01
В рабочих коллективах бывают добровольно-принудительные сборы на дни рождения и подобные праздники. Пока коллектив маленький и все друг с другом общаются, это воспринимается нормально. Когда коллектив растёт, праздников становится больше, сборы идут практически каждый день и в основном на людей, которых лично практически не знаешь и не общаешься. При этом зачастую организаторы сбора дарят не собранные деньги, а что-то по своему разумению, не спрашивая одаряемого, что ему нужно. В итоге получается что все скидываются непонятно на что и получают не то, чего хотелось бы.

rebelsystem    01.07.19 18:10
Вспомнила разговор с одной знакомой на дне рождения:

— я мясо не ем!
— а ты его не ешь из этических соображений или фигуру бережёшь?
— из этических — фигуру берегу.

viva_la_vida3    01.07.19 18:19
Возможно, пример этики за чужой счет — политики, которые пробуют продавить все больше плюшек для беженцев за счет налогоплательщиков. Не спасти людей от войны и обеспечить им какой-то минимум, необходимый для жизни, возможность интеграции и самостоятельного заработка в будущем, а обеспечить им тот же уровень социальных гарантий, что и местным аборигенам, которые поколениями зарабатывали его себе. У людей, которые приехали в ту же страну по рабочей визе и платят налоги с первого дня своего пребывания в стране нету такого уровня социальных гарантий и льгот, как у беженцев.

janearis    01.07.19 18:34
«Можете примеры привести?»

На одной свадьбе во время прогулки (осень, погода прохладная), у одной гостьи не было перчаток, ко мне подошел наш общий знакомый с предложением снять мои перчатки и отдать той девушке, вроде как я давно в них и согрелась уже, а она мёрзнет.

zheniac    01.07.19 18:55
Сестер знаю, живут одной общей, на двоих, квартире. У одной маленький ребенок и она абсолютно ненормальная любительница животных. У нее около 50 кошек, причем большая часть тяжело больны- без лап, парализованные и прочее. Выхаживает этих инвалидов и носит чуть ли не нимб по этому поводу.
А сестра, которая работает и содержит её и ребенка, сволочь по ее словам и абсолютно бессердечный человек. Все разговоры о ужасной сестре.
У сестры же постоянные проблемы- соседи жалобы пишут на вонь, гостей домой не позовешь, у маленького племянника жуткая аллергия, вероятнее всего из-за антисанитарии, и по врачам бегает она же — другой некогда, она творит добро.

damir4a    01.07.19 20:22
Форумы часто пестрят сообщениями яжматерей и стебом над ними. Те практически полностью состоят из этики за чужой счет — подарите, привезите, сделайте, должны, я же мать и куча других претензий по неэтичному распредлению ресурсов в мире и мотивации как важно помогать ближнему, отдать нуждающемуся. Границы сливаются не только с мужем, детьми и родителями, но и со всеми людьми в целом.

evo_lutio    02.07.19 04:39
Да, чужой этикой рулят.

alexandrajulia    01.07.19 21:01
В 70х годах вышел смешной рассказ Ильи Лаврова «Истязание добротой» о том, как молодой человек приехал а гости к родственнице в Таганрог, и она взялась его насильно опекать.

“— Идем-идем,— уже тащила меня за руку свояченица,— Купаться на голодный желудок вредно! Идем, я принесла тебе кое-что. Замори червячка!

Мне хотелось скрипеть зубами, застонать, но ничего этого я не сделал, а просто через несколько минут уже сидел среди загорающих на расстеленном одеяле и с идиотским видом черпал ложкой из кастрюли ненавистный мне с помидорными ошметками борщ, а свояченица, стоя на коленях, выкладывала из большущей кошелки вареные яйца, которые я тоже не выносил, толстые ломти сала, от которого меня тошнило, холодные котлеты, огурцы и початки вареной кукурузы.

— А я думаю: ну куда он один, чего он один увидит в незнакомом городе! И подалась за тобой… Доедай-доедай, и пойдем. Первый раз купаться долго вредно. Я тебе, идолу, сейчас все покажу!

И потащила меня. Сначала на большущий базар, заваленный фруктами, овощами, рыбой. Потом к памятнику Чехова. Писатель задумчиво сидел с книжкой. На этой улице он родился. И свояченица приволокла меня в его домик.

Как в тумане промелькнули передо мной малюсенькие комнатки и кухонька и медный самовар на столе, иконы на божнице, в толстом кожаном переплете большущая книга «Четьи-Минеи», кровать, на которой родился Чехов. Хотелось молча постоять среди всего этого в тишине, но свояченица, полная рвения, громко читала мне пояснения, прикрепленные к стенам, словно я был неграмотным.

Потом она тащила меня к порту, пересказывая разные чеховские новеллы, которые я знал наизусть.

Я стоял в скверике у очень высокого памятника Петру Великому, а уши мои сверлил голос моего гида, и я ненавидел этого Петра, и пушки его, нацеленные на море, и город, основанный им.”

olga_l    02.07.19 00:19
В «Преступлении и наказании» у Раскольникова большое белое пальто по отношению к Свидригайлову. Свидригайлов (возможно, казанова) это пальто видит и оно его очень веселит. Он специально рассказывает Раскольникову в подробностях о своих интрижках, и доводит того до белого каления. У самого Раскольникова в личной жизни все плохо, но зато он считает себя образцом морали и возмущается, что Свидригайлов смеет рассказывать пошлые истории «такому человеку, как я».

«– Оставьте, оставьте ваши подлые, низкие анекдоты, развратный, низкий, сладострастный человек!
– Шиллер-то, Шиллер-то наш, Шиллер-то! Où va-t-elle la vertu se nicher? А знаете, я нарочно буду вам этакие вещи рассказывать, чтобы слышать ваши вскрикивания. Наслаждение!
– Еще бы, разве я сам себе в эту минуту не смешон? – со злобою пробормотал Раскольников.
Свидригайлов хохотал во всѐ горло; наконец кликнул Филиппа, расплатился и стал вставать.
– Ну да и пьян же я, assez causé! – сказал он, – наслаждение!
– Еще бы вам-то не ощущать наслаждения, – вскрикнул Раскольников, тоже вставая, – разве для исшаркавшегося развратника рассказывать о таких похождениях, – имея в виду какое-нибудь чудовищное намерение в этом же роде, – не наслаждение да еще при таких обстоятельствах и такому человеку, как я … Разжигает.»

marinashch77    02.07.19 02:09
Когда один из супругов считает, что второй обязан помогать не только своим, но его родителям.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio