Любовь и пища

На вопрос, как держать баланс в отношениях, где надо – сливать границы, где не надо – разделять, ответ примерно такой же, как и на вопрос – как держать вес в норме.

Второй вопрос едва ли не более актуальный и сложный, чем первый, правда? Особенно для женщин, в преддверии весны.

Я попытаюсь ответить сразу на оба вопроса. То есть один ответ будет как бы иллюстрировать второй.

Чтобы вес был в норме, важно правильно питаться. Это знают все. Но не все до конца понимают.

Например, многие не понимают, что лишний вес появляется не от избыточного питания, а от недостаточного. Не верится? Конечно, в тот самый момент, когда вы питаетесь недостаточно, жиром вы не обрастаете, но вы нарушаете работу всех систем, ответственных в том числе за баланс веса, а главное(!) теряете мышечную ткань, которая отвечает за контроль жировой, и впоследствии это непременно выразится в наборе лишнего веса. Причем, скорее всего, в неконтролируемом наборе.

Примерно так же происходит и в отношениях. Слияние там где не нужно (и поэтому амбивалентная любовь-ненависть) возникает не от избытка близости, а от ее недостатка, особенно от резкого дистанцирования. Звучит парадоксально, не так ли? Но только на первый взгляд.

Амбивалентность, то есть смена любви на ненависть, связана с изменением состояния сознания. Утром этот человек — лучший друг, вечером — худший враг, а на следующий день — тот, кого важно сохранить рядом любой ценой, несмотря на то, что он скотина. Разве человек в адекватном состоянии способен настолько менять свою оценку происходящего? Тем не менее, это знакомо почти всем, кто был в близких отношениях, особенно страстных. Объяснение этому помешательству — химия организма, которая пытается как-то компенсировать противоречие между стремлением человека улучшить свое положение в отношениях и одновременно сохранить рядом с собой партнера. Скачки эмоций связаны с тем, что психика пытается решать невозможную задачу — заставить другого человека вести себя иначе. В целях решения этой задачи она то побуждает человека то выталкивать партнера, то привлекать и удерживать его.

Такая неадекватная химия вплоть до помрачения ума и повадок умалишенного, стоит здоровому организму дорого. Он бы с удовольствием не прибегал к этим эмоциональным качелям, если бы мог справиться с задачей по-другому. Но в данном случае справиться невозможно, поэтому время от времени в мозгу горит сигнал СТРЕСС, и психика отпускает неадекватные дозы гормонов.

Сигнал «стресс» загорается, когда человек исчерпал запас терпения, и организм продуцирует норадреналин («сражайся»), чтобы человек впал в ярость (мужчины и женщины немного по-разному набирают обороты при норадреналине, женщины выплескивают порциями — то есть ворчат, брюзжат, обвиняют, а мужчины терпят-терпят и взрываются, такие особенности связаны с гендерными ролями, мужчина должен быть сдержан и решать проблемы сам, а женщина может быть несдержанна и подключать к проблеме мужчину) а потом, когда ярость достигла какого-то порога, опять загорается сигнал «стресс», потому что есть угроза потерять отношения, и тогда психика отпускает серотонин («успокойся и расслабься»), чтобы человек почувствовал внезапно, что его все устраивает и он вел себя как идиот почему-то.

Скачки бывают настолько сильными, что люди со стороны не понимают, как можно, будучи в здравом уме, вести себя настолько непоследовательно: то драться, то целоваться. Но химия и не то еще способна сделать с человеком, даже если это внутренняя химия. С теми же самыми недоумевающими наблюдателями она способна сделать то же самое, только попадись.

Давайте сравним это с булимией и компульсивным обжорством. Почти в 100% случаев это — следствие голодных диет, не всегда полного голода, но каких-то истощающий, недостаточных режимов питания. Вследствие таких режимов, организм испытывает стресс такой силы, что начинает сигнализировать «авария». Ему срочно нужно глюкозы, как можно больше сахара, а потом еще и жиров, чтобы запастись. Это человек думает, что его организм, чтобы обеспечить мозг глюкозой (а мозг питается только глюкозой, иначе погибает) будет расщеплять жиры на теле. Но нет. Это бывает при медленной и постепенной адаптации к дефициту калорий, а при быстрой, организм впадает в стресс и ничего расщеплять не может, у него нет на это энергии. Он просто устраивает в психике человека аффект и вынуждает его съесть несколько шоколадок. А потом, после срыва, продолжать есть и есть, чтобы через какое-то время от отвращения к себе снова сесть на голодную диету.

В некоторых случаях отвращение к себе может быть так велико и так увеличиться за время срывов, после которых тело, теряющее мышечную массу, становится все безобразней и бесформенней, что человек заболеет анорексией, то есть приобретет стойкое неприятие еды.

То же самое может случиться и в отношениях. Измучившись от спадов-подъемов человек может возненавидеть и партнера и саму идею любви, и жестко себя фрустрировать. Если он может опереться на другие ресурсы, его жизнь пострадает не сильно, однако, если других ресурсов мало, он может постепенно скатиться в депрессию. Мир предстанет перед его глазами скучнейшей картиной или даже отвратительной в своей пошлости, от которой он все время будет пытаться отмыться и избавиться, как анорексики хотят отделаться от жира, в какой-то момент уже воображаемого.

Сложность анорексии в том, что чем меньше мышечная масса тела, чем больше голодает мозг, тем больше страдает психика, то есть с какого-то момента обычный человек, слишком сильно надавивший на себя волей, превращается в психически больного человека, теперь уже в силу органических изменений.

Но вернемся пока к нормальным фигурам, ради которых люди калечат себя. Хорошее тело, то есть тело с красивыми формами и умеренной жировой прослойкой, легче всего иметь, если человек никогда не голодает, ни с точки зрения калорий, ни с точки зрения питательных веществ (поскольку калории не должны быть пустыми). Лишний вес не вредит фигуре так, как голодовки и нездоровые «диеты». Если человек набрал лишний вес, а потом медленно его сбросил, не истощая свой организм, он вернет себе хорошее тело. Если же человек сбросил вес быстро, истощая себя и моря голодом, от потеряет красивое тело надолго или навсегда, то есть ему придется долго трудится, чтобы вернуть нормальную форму, поскольку набрать мышечную массу заново очень сложно, а без мышечной массы он все время будет жиреть, даже на обычном рационе.

Ожиревший человек сохраняет под слоем жира мышечную ткань и даже немного ее наращивает. В силу этого его тело сохраняет все формы, просто сверху – лишний жир. Достаточно начать нормально питаться, и жир потихоньку исчезнет, медленно, но верно. Если добавить физкультуру, это произойдет быстрей и результат будет лучше.

Что происходит, когда женщина, стремясь получить результат побыстрей, начинает голодать? Ее организм в первую очередь избавляется от груди и ягодичных мышц, сохраняя жир на бедрах и животе. Во время голода (или сильного недостатка еды, это одно и то же) организм не ценит мышцы, а вот жир бережет, особенно жир на бедрах, потому что его пугают голодовки. Голодающая женщина радуется быстрому похуданию, не обращая внимания на то, что ягодицы становятся плоскими, мышцы бедер обвисают, но через какое-то время, она не выдерживает жесткого ограничения питания и начинает есть. Ест она сладкое и мучное, потому что испуганный организм запасается глюкозой.

После цикла голод-булимия, кроме возможных проблем со здоровьем, женщина получает фигуру, намного более толстую и рыхлую, поскольку мышечную ткань она успешно сожгла, и теперь от того же самого рациона, жира на ней нарастает намного больше. Кроме того, теперь ее жир ничего не держит, каркаса нет, поэтому жировые складки свисают, ягодицы рыхлые и бесформенные, как и бедра. А на боках — валики.

Чем больше циклов голод-булимия, тем быстрей, сильней и безобразней ожирение. В какой-то момент обмен веществ настолько нарушается, что женщина действительно начинает толстеть от обычной еды. Но ужас в том, что обычную еду она теперь уже и не любит, она все больше и больше любит сладкое и мучное. Она может даже стать вегетарианкой, потому что мясо и птица ей перестают нравиться на вкус, и она радуется, что можно представить изменение вкусов как защиту животных. На самом деле ее организм требует только сладкого и мучного, ее поджелудочная железа находится теперь в аддикции к сахару из-за тех издевательств, которые она над собой учиняла. И белка ее организм не хочет, поскольку на диетах его травили белками без углеводов, а для расщепления белков нужно много других веществ.

То есть лучшее, что можно посоветовать женщинам, которые хотят нормальное тело, забыть про жесткие диеты, не отказываться от углеводов и жиров, балансировать свое питание, набраться терпения и худеть только медленно, никогда не быстро, адаптировать свой метаболизм под медленные изменения в рационе, и никогда не опускаться ниже своей нормы калорий (это всегда больше 1500 кк)

Вспомните «спасаясь от Сциллы, угодишь в пасть Харибды». Чем отчаянней период фрустрации (полуголодной диеты), тем безумнее период аддикции (компульсивного обжорства).

Рассмотрим теперь, как то же самое выглядит для отношений.

Но сначала небольшая справка из психофизиологии, очень упрощенная (!) для наглядности.

Дофамин – «гормон удовольствия», главный агент вознаграждения. Но выделяется он не после удовольствия, а в период его предвкушения, как доказал, например, Шульц. Это очень важно, поскольку помогает понять, что такое разочарование. Если считать, что разочарование – это недополучение чего-то чудесного, создается ощущение, что человек просто остается при своем. На самом же деле, он оказывается сброшен вниз, ощущает горе, потому что уровень его дофамина резко падает. Он чувствует себя так, как будто у него что-то отняли.

Дофамин является антагонистом серотонина, то есть подъем дофамина от предвкушения удовольствия связан с падением серотонина. То есть дофамин поднимается, а серотонин в это время падает ниже нормы. Серотонин – это тоже «гормон удовольствия», но если дофамин это «драйв», то серотонин – «удовлетворенность». Когда дофамин поднимается, серотонин падает, человек чувствует себя неспокойно, испытывает навязчивые желания, проявляет поисковую активность. С этим связана яркость иллюзий при очарованности любовью и стремление строить воздушные замки.

Когда дофамин падает от разочарования, серотонин не поднимается, то есть в обратную сторону антагонизм не действует. Низкий серотонин усиливает ощущение ямы, добавляя к переживаниям «падения» и бессилия, еще и тревогу, беспокойство, и поэтому страстное желание найти выход побыстрей, с помощью иллюзий.

Описанная схема означает, по сути, что чем сильнее разочарование реальностью, тем сильней стремление к очарованию иллюзиями, чем больше обида, тем острей желание близости, чтобы побыстрей поднять дофамин или серотонин. Но чем больше иллюзий, тем сильнее разочарует реальность, поскольку в иллюзиях ею почти невозможно заниматься.

Сравните: чем сильнее истощение мышечной массы, тем сильнее набор массы жировой. Как мышечная ткань является печкой для сжигания лишнего жира и каркасом, чтобы держать его и гармонично распределять по телу, без бугров и складок, так реальные каналы близости (мышцы отношений) мешают иметь слишком много иллюзий.

В чем аналогии жира и иллюзий? Как жир на теле носит функцию депо на черный день и готов, если вдруг придется голодать, какое-то время снабжать мозг глюкозой, так и иллюзии в небольшом количестве предохраняют от лишнего стресса, к ним можно прибегать, если стресс пришел неожиданно. Но хороши иллюзии только когда они небольшим слоем, гармонично распределены на плотных и развитых мышцах, именно тогда они придают жизни, как жир телу, красоту, гармонию, мягкость, гладкость. То есть иллюзии хороши, когда их немного и когда они венчают собой реальную любовь.

Если иллюзий как жира накопилось слишком много, избавляться от них нужно постепенно, чтобы не потерять мышц (реальных связей). Голодать нельзя, то есть нельзя избавляться от иллюзий с помощью обесценивания и ненависти, нельзя культивировать в себе вражду. Это приведет либо к анорексии (полному дефолту и фрустрации ресурса любви надолго) или, что вероятней, к компульсивному обжорству, булимии, то есть период ненависти сменится периодами еще более бурной идеализации и жажды слияния.

Чем больше в отношениях мышц, тем меньше тот стресс, который сначала вызывает гнев и ненависть, а потом внезапное чувство любви и раскаяние. Любовь и раскаяние покрывают отношения плотным слоем иллюзий, как жир тело после голодной диеты, и от этих иллюзий, отношения приходят в еще больший упадок.

То есть посмотрите, не будь скандала и ярости, можно было бы последовательно и спокойно что-то перестраивать в отношениях, как советуют все со стороны, мол, напишите список дел, разберитесь, распределите, обсудите, ласково, уважительно, спокойно, вы же близкие люди. Но в амбивалентных отношениях, качающихся от фрустрации к аддикции, все не так. После ссоры человек сдает еще одну часть территории, начинает делать то, против чего он бунтовал, вместо того, чтобы спокойно и последовательно решать эту проблему, нет, ему нужна глюкоза, ему нужен покой и мир, радость, любовь, поэтому жена, которая орала, что не может готовить ужин, смиренно готовит этот ужин и даже старается сильней. Это продолжается до нового приступа ненависти к себе и к узурпатору, возникает скандал, говорятся оскорбления, рушатся те мышцы, которые связывают супругов, обесценивается все хорошее, рвутся связи, ломаются мосты, чтобы потом в полной разрухе пытаться восстановить отношения, теперь уже из иллюзий, а не из реальных связей.

Как и в теле мышцы в отношениях нарастают сами собой, если правильно питать отношения (делать друг для друга полезное и приятное), двигаться хоть немного (в рамках обычной жизни) и (главное) не голодать (не скандалить, не дистанцироваться грубо, не рвать связи). Конечно, если хочется иметь очень мощные мышцы, придется трудиться, но нормальные, средние мышцы будут и так, если питаться правильно и не голодать. После каждой новой голодовки восстановить мышцу все сложней, а набрать иллюзии все проще. И чем больше нарастает иллюзий, тем отвратительней будет прозрение, когда однажды окажется, что вместо желаемой фигуры отношений из зеркала смотрит безобразная масса.

Как восстанавливать в отношениях утраченные мышцы и делать их более сильными — дальше. Но пока можем это немного обсудить.

Комментарии

la_renar    28.03.15 08:52
Спасибо за очередной прекрасный и понятный пост. :) И отдельное спасибо — за описание механизма действия дофамина и серотонина. Очень ценю оба вида удовольствия, но не знала, чем они вызываются и почему такие разные.

Теперь понятно, что драйв перед стартом (какого-то соревнования, рабочего проекта или, кхм, первых свиданий)) обусловлен дофамином. И ты делаешь, готовишься, носишься, иногда думаешь, ёмаё, куда я ввязалась, но ты уже нахимичена, да и вознаграждение за завершение отдельных частей проекта начинает поступать.
А при успешном завершении всего проекта (вот медалька за соревнования и красивые фоточки, проект работает, про свидания не буду пока аналогий развивать) — вроде дело сделано, а всегда замечала, что кайфа — удовлетворения — хватает на достаточно продолжительное время, лично мне на месяц-два.
Потом выработка серотонина ослабляется, и требуются новые приключения на жёппу. Биохимия — удивительная штука.

И отдельное спасибо за аналогию мышц скелета и «мышц» личности (и «мышц» отношений). Вы — первая, кто так классно и понятно доносит, как здорово жить в реальности, а не в иллюзиях.

lea1605    28.03.15 09:02
Как мне нравится такой вот всеобъемлющий подход к жизни. Действительно, все связано!

evo_lutio    28.03.15 09:05
«Что вверху, то и внизу» как сказал Гермес.

evo_lutio    28.03.15 09:03
Дофамин и серотонин приведены для упрощенного наглядного примера. На самом деле на мозг не действует только одно вещество, всегда действует целый комплекс, и очень индивидуально действует, то есть в связи с ситуацией, действие будет то такое, то другое. Одного адреналин взбодрит и сделает активным и счастливым, другого повергнет в панику и ступор. Любая химия — слуга личности, а не наоборот.

Я просто условно назвала процессы именами веществ, которые определяют тенденцию, чтобы было зрительно, почему, например, в любви вместе с наслаждением появляется тревога и т.д.

la_renar    28.03.15 09:14
Да, понятно, Вы много раз объясняли, я просто впала в восторг от того, что процесс разложен по полочкам и стал более понятен. :)
Очень гуманистичный взгляд на химию.

evo_lutio    28.03.15 09:20
А как он может быть другой? Химия ведь не просто так появилась, она сложилась путем отбора, чтобы как можно верней и лучше обеспечивать нужды человека, сохранять его здоровье, мотивировать на полезную социальную деятельность (чтобы выживал и развивался вид).

olivera_despina    28.03.15 09:59
Понравилось, как вы параллель с работой провели. Я вот умудрилась растерять весь свой драйв, всё вдохновение. Знаю, что делать, знаю, как, но стоит раскрыть ноутбук, то могу целый день просидеть перед пустым экраном и не написать ничего из того, что ярко и красочно представлялось в моей голове. Сейчас прикладываю все силы, чтобы всё вернуть, чтобы, как прежде, пахать, не замечая усталости, и иметь результат. Но трудно пока понять, в том ли направлении иду.

e_movo    28.03.15 14:54
Извините, что влезаю, может, попробовать надиктовывать на диктофон, а чтобы этого не бояться, говорить себе, что это так, пустячки, заметки несерьезные, вот будут силы — серьезно напишу, а пока просто для того, чтобы запомнить надиктую.
Так хотя бы идея не пропадет.

olivera_despina    28.03.15 15:01
спасибо

lagushka    28.03.15 09:12
Про Дофамин и Серотонин понравилось очень. Дофамин про будущее, про цель, а Серотонин про принятие и про настоящее.
Я тут в какой-то момент обнаружила, что для меня свойственно бурно выразить радость, сразу, резко всё выплеснуть, прыгать от радости, но мне очень плохо знакомо чувство удовольствия и удовлетворения тихого (сейчас не так уже, сейчас я тише))). Тогда я даже миниопрос устроила, и для меня было удивительно, что люди по этой черте отличаются.
То есть может быть какая-то предрасположенность к выработке Дофамина или Серотонина? С типом темперамента это ведь может быть связано, да?
А ещё интересно, за счёт чего всё же потом поднимается Серотонин? Потому что вот если всё же оказываешься в этой яме и находишься в ней без самобичевания, то есть переживаешь это больное здесь и сейчас, то всё же из неё выходишь уже с переваренными иллюзиями. Это за счёт Серотонина?
Или я не так понимаю и аналогии неправильные?
А ещё я подумала, что Дофамин и Серотонин можно сравнить со страхом и осторожностью. Страх тоже про будущее, а осторожность про настоящее. Есть такая тоже пара, которые бы с этими справлялись?
Простите, если мои вопросы слишком профанские.)) Я это понимаю. Но так тянет попроводить аналогии! Но при этом иметь возможность услышать, если они не верны, чтобы уж не потонуть в Дофамине.)))

evo_lutio    28.03.15 09:15
Нет, дофамин — это не цель. Дофамин это вознаграждение. Делаешь что-то, должен быть результат. Не будет результата, не будет мотивации. Это ни в коем случае не цель. Наоборот. Чтобы уметь отсрочить удовольствие и терпеть, нужно иметь очень сильную личность, очень собранное эго. Большинство людей должны получать вознаграждение сразу, быстро, чтобы не падать в яму.

Я уже пожалела, что упомянула эти вещества. Надеялась, что не будут упрощать настолько.

lagushka    28.03.15 09:47
Это да.)))
Про «пожалела» я Вас понимаю.)))
Такой соблазн всё упростить и назвать умными словами, только выглядит это, если ты понимаешь на самом деле, о чём речь, достаточно глупо.))) Я поняла, что я вообще не туда улетела.
И пока опять не понимаю, так что помолчу.)))

evo_lutio    28.03.15 09:18
Аналог дофамина — амфетамин, искусственный аналог, наркотик.

Прием амфетамина вызывает подъем (как и кокаина примерно), радость, ощущение полноты сил, мотивированность. Но собственный дофамин это угнетает, поэтому люди, регулярно употребляющие стимуляторы, склонны к апатии, их не радует и не мотивирует ничто.

evo_lutio    28.03.15 09:33
«С типом темперамента это связано?» (с)

Обоже.

Все проблемы с удовлетворенностью, мотивацией, уверенностью в себе, самооценкой, отношениями, ощущением счастья и пр. связаны только с ЛИЧНОСТЬЮ.

При любом типе темперамента, при любых особенностях, за исключением некоторых болезней, человек может быть мотивирован, счастлив, уверен, полон вдохновения и сил.

Как бы это донести хотя бы в границах этого блога? Иначе бессмысленно писать все эти посты.

lagushka    28.03.15 09:57
Упс.)))
Термин тип темперамента использовала профански.)))
Про мотивирован, счастлив, уверен, полон вдохновения и сил — это понятно. Просто по-разному же можно проявлять счастье, вдохновение и наполненность силами.
Как с обменом веществ разным. У кого-то зверский аппетит, и ест постоянно, и постоянно голодный, а выглядит так, будто вообще ничего не ест. Вот обмен веществ такой, всё тут же сгорает и требуется новое. У другого иначе.
С проявлением радости и счастья тоже же может быть иначе.
Уф. Я начинаю бояться. Когда слова — это термины, и их значение не вполне понимаешь, конечно, лучше не пытаться вести разговор.)
Ладно. Пока отползу.)) Может, когда и подтяну матчасть.

evo_lutio    28.03.15 10:09
Вот я всегда думаю, зачем мне некоторые сообщают, что начинают бояться? Чтобы я испытала вину и следующий раз, когда вы напишете что-то совершенно дикое, вежливо и ласково намекнула, а не прямо и четко ответила, что это ерунда? Так я всегда буду четко, чтобы другие не читали бреда.

Не нужно, пожалуйста, вести себя как дети. Всех, кого что-то не устраивает в моих ответах, я прошу вообще никогда ничего здесь не писать. Сделайте такую милость, я буду благодарна, банить и удалять довольно неприятно.

В данном случае дело не в неправильном понимании терминов, а в том, что Вы действительно не понимаете, что физиология полностью перестраивается и все вообще перестраивается как надо, если того хочет личность.

la_renar    28.03.15 09:47
%) Хотя меня уже тоже отругали за буквальное понимание серотонина, попробую заметить, что настоящую радость затруднительно «выплеснуть».

Например, покупаешь велосипед или крутую швейную машину, мозг рисует волшебные картины, как будешь этим пользоваться. И в общем, неважно, бурно ты радуешься покупке или тихо. Главное — перевести предвкушения в реальность. Начнешь успешно пользоваться (далеко кататься по солнечным лесам и полям, шить что-то простое, а потом сложное) — получишь вознаграждение (серотонином). А если поставить покупку пылиться в углу — не получишь никакого вознаграждения, да еще и химический «пинок», что зря радовалась.

Сейчас «принятие» достаточно широко рекламируют, и это для многих может быть актуально, но с серотонином оно, мне кажется, очень мало связано. Серотонин вознаграждает за реальные успешные штуки, потому что как-то же нас надо заставлять делать реальные успешные штуки. ))

Эволюция, прошу прощения за дилетантские рассуждения.

evo_lutio    28.03.15 09:56
Нет, серотонин, в общем, ни за что не вознаграждает.

Все совсем не так.

Серотонин просто дает ощущение баланса, он отвечает за равновесие, спокойствие.

Вознаграждает дофамин, и когда дофамин поднимается, серотонин сразу опускается, отсюда нервозность при счастье, легкий, но приятный стресс.

Суть описанного мною в том, что если человек слишком сильно нуждается в энергии, он начинает создавать иллюзии, чтобы извлекать дофамин. И он получает всплеск дофамина, потом падение, ужас, боль, серотонин тоже уже упал, потому что дофамин поднялся, и человек мается очень. Он вынужден либо все время себя пичкать иллюзиями, чтобы добывать дофамин, либо вообще отказаться от надежды на счастье, обесценить все, вообще отвергнуть дофамин, чтобы не терять хотя бы серотонин от его скачков. Но серотонин у него тоже постепенно падает.

Комментарий удален

evo_lutio    28.03.15 09:39
Это еще не самое страшное, когда человек просто теряет аппетит и сильно худеет. То есть причина, из-за которой он похудел, бывает и плохой, болезнь, депрессия, а вот сам обмен веществ в этом случае адаптируется КУДА лучше, чем когда человек насильно себя ломает, не дает себе есть, принимает блокаторы аппетита, морит себя голодом. Вот где нарушается вся система и потом вступает в силу одержимость сахарами.

Комментарий удален

evo_lutio    28.03.15 10:15
Конечно. Так и бывает.

maryahohlovna    28.03.15 09:47
А еще многие (типа меня) имеют обыкновение заедать свои фрустрации и стрессы. Мне понадобилось какое-то время, чтобы научиться контролировать в своей голове тихий голосок, который нашептывал, показывая вкусные образы еды: «Поела? Теперь еще поешь!»

И да, вы правы, стоит дать на любой диете себе послабление, и остановиться кушать шоколадки очень трудно.
В последний раз наблюдая урон нанесенный мне таким срывом решила, что хватит с меня затягивания гаек, буду есть простую правильную еду: крупы, овощи, мясо. А сахар и чрезмерный жир, конечно, в топку.

evo_lutio    28.03.15 10:00
Заедают стресс как раз те, кто иногда сидят на диетах.

Кто не сидят, заедают куда меньше или вообще не заедают. Потому что сахар не воспринимается их организмом как наркотик, как кайф, как способ снять стресс, сахара всегда достаточно, поэтому дофамин от развертывания шоколадки не взлетает как безумный.

А вот те, кто иногда себя морят безуглеводкой и голодают, да. Они создают из сахара и шоколада мощную аддикцию, и теперь уже для них любая проблема = надо что-то съесть. Как у алкоголика по отношению к спиртному, как курильщик чуть что хочет покурить.

maryahohlovna    28.03.15 10:11
Да, вы совершенно правы! Спасибо за разъяснения.
Я то удивлялась, почему я, в целом равнодушная к шоколаду и сладостям, как безумная их поглощаю после того, как закончу диету.

Когда я в юности сидела на чистой безуглеводке, помню, не могла спокойно пройти мимо хлебного магазина. Очень хотелось зарыться лицом батоны и булочки.

evo_lutio    28.03.15 10:15
Бедный организм)) Вот до чего доводили.

maryahohlovna    28.03.15 10:18
Больше не буду)

sava_ya    28.03.15 10:19
А я вот ни на каких диетах не сижу, а шоколадке любимой порой радуюсь аж до легкой трясучки от предвкушения. Тоже что то с рационом не в порядке, видимо? Чай и кофе постоянно с сахаром пью, вроде недостатка в глюкозе не должно быть.
И недавно пережила сильный стесс пока права меняла. Вот тогда прям очень четко почувствовала, как сильно захотелось его заесть.

evo_lutio    28.03.15 10:32
Вы не очень понимаете, что психика требует глюкозы, не когда есть недостаток объективный, иначе бы она не требовала десять тортов подряд, а она иногда требует.

Психика требует то, с чем у нее связан кайф, требует еще и еще, если нет других способов снимать стресс.

Что в Вашем случае я не знаю, мало сведений, может быть что угодно. Может быть рацион не тот, может быть ресурсов мало, а может быть то, что Вы называете тряской, это нормальная реакция на голод. Когда человек голоден, его мозг требует сахар именно так, до дрожи и темноты в глазах. Инсулин падает.

Кроме того, из сахара в чае и кофе глюкоза сразу расходуется, а избыток транспортируется в депо. Лучше работают сложные углеводы, каши всякие, постепенно расщепляются. Но когда умственная деятельность бурная или нервный стресс, этого может не хватать и все равно может хотеться сладкого.

jayzzy    28.03.15 12:54
По каши я ещё давно заметила, в свои голодные времена, что это долгоиграющее топливо, а потом и подтверждения прочитала у фитнес-диетологов. Гречка или перловка с утра — вот то, на чём целый день можно работать хоть умственно, хоть физически.

evo_lutio    28.03.15 12:59
Может быть не весь день, иногда, когда умственная деятельность насыщенная или нервная, расход такой, что поступать не успевает, и тогда можно есть шоколад, финики, да и десерты можно, все зависит в целом от рациона, от обмена веществ, от особенностей организма.

Но в основном, да, каши это сила. Это главное питание людей с древних времен. Именно расцвет сельского хозяйства вызвал расцвет культуры и искусства, хорошую работу мозга вида. Но и до этого люди ели углеводы, занимаясь собирательством плодов, злаков и корней. Просто ели меньше.

Именно в гречке, на втором месте перловка, сохраннее оболочка зерна, в которой много витамина В (без которого серотонин падает и вообще стрессы переживаются острей), например, и других полезных веществ.

Если серьезно не хватает хоть каких-то веществ, работа нарушается, и дальше это может выливаться в разные процессы негативные, в том числе в аддикции пищевые.

jayzzy    28.03.15 13:15
Я не знала про витамин В и серотонин, спасибо! Ещё больше гречку зауважала. Про нехватку веществ — я иногда замечаю за собой перекосы в питании, когда мне хочется одного продукта, много, и это не шоколад и не чипсы) В детстве съела много зубного порошка и пасты, сейчас, бывает, нападает внезапная любовь к лимонам, красному перцу, оливкам, жирной рыбе, похоже, таким образом организм пытается восполнить нехватку нужного вещества. Наверное, от компульсивного переедания можно это отличить по тому, хочется этим заесть стресс или хочется безотносительно стресса.

evo_lutio    28.03.15 13:36
Тут такая ситуация, что все потребности организма — это то, к чему он адаптирован в данный момент. То есть это ему безусловно нужно, раз он адаптирован и просит, но это не значит, что это делает его здоровым в будущем. То есть организм может и в стрессе, и без стресса (отличить вот так вот по настроению невозможно кстати) что-то навязчиво просить, что его будет разрушать, такое может быть.

Поэтому не правы и те, которые говорят, что нужно плевать на требования организма (они просто создают стресс и ломают его), и те, которые считают, что раз просит организм — это ему на пользу. Необязательно. Он просто адаптирован.

Например, ситуация с глюкозой аддикта сахарного. Весь его организм перестроен так, что если ему перестать давать сахар, он сойдет с ума, и вообще у него могут разные нарушения начаться, то есть его организм в панике не просто так, чтобы можно было бы пососать конфетку с хромом и другими блокаторами аппетита и успокоиться на этом. Организм не капризничает, он и правда в панике. Но значит ли это, что сахар безусловно хорошо и его можно давать еще и еще, большими дозами, раз организму хочется? Нет, это разрушит постепенно.

То есть нужно понимать, что желание не значит пользу, но и игнорировать желание нельзя, потому что это вызовет вред. Нужно как-то так осторожно все перестроить, извне, чтобы желания изменились сами, тоже постепенно. И теперь эти желания стали здоровыми.

И в отношениях тоже. Везде. Это главный принцип изменения себя.

evo_lutio    28.03.15 13:39
А люди мечутся между «запретить и сделать как полезно» и «уступить и сделать, как просит тело»

Искусство же в том, что сделать, чтобы тело просило то, что полезно.

jayzzy    28.03.15 14:16
Последнюю фразу полезно просто на стенку повесить на видном месте. Кстати, и повешу, для большей мотивации к физической активности. До меня дошло наконец-то, по аналогии, как и с этим работать — какие создавать себе извне ситуации, когда физическая активность ведёт к чему-то интересному. Как практически подключить этот ресурс, сделав средством для другого ресурса. Вроде столько раз об этом у Вас прочитала, а практические идеи только сейчас и появились. Спасибо большое!

evo_lutio    28.03.15 14:28
Да, нужно не напрямую влиять, это вредно или сложно, а косвенно, через создание мотиваторов и обстоятельств. И уж в этом проявлять хитрость и фантазию, и такт, и любовь.

Нужно быть гениальным педагогом для себя, чтобы себя переделать в лучшую сторону. Стать себе родителем, проще говоря.

«Стань себе родителем» можно назвать какую-нибудь попсу на эту тему)

И там где-нибудь глава, почему нужно перестать обижаться на родителей, иначе не станешь себе родителем хорошим.

jayzzy    28.03.15 15:00
Который раз поражаюсь, как всё связанно и работает в комплексе. Просто крылья расправляются!

lady_carmine    28.03.15 17:37
Немного офф и надеюсь, Эволюция не возражает — я бы вам порекомендовала прочитать книги и сайт Олега Терна (психотерапевт, диетолог, автор системы питания «Пятнашки», если в двух словах — каждый прием пищи состоит из порции сл. углеводов, постного белка и овощей, порция — размер вашего кулака) и Евгении Кобыляцкой, в жж friend_horatio. Там как раз есть и на тему «как правильно» и «как сделать, чтобы тело просило то, что правильно». Если не найдете, напишите в личку мне, дам ссылки.

evo_lutio    28.03.15 17:38
Я не возражаю, мне очень нравится этот диетолог. Он у меня в друзьях даже! Очень грамотный.

jayzzy    28.03.15 20:32
Спасибо, интересно! :)

evo_lutio    28.03.15 10:34
«Заедание стресса» и нормальная потребность в глюкозе при нервных перегрузках — это разные вещи.

Заедают стресс, когда едят каждый час и помногу. А если стресс или нагрузка умственная (например обучение) вызывают приступообразное желание съесть что-то сладкое, это просто потребность в глюкозе.

sava_ya    28.03.15 10:44
Я работник умственного труда ))) Отсюда, видимо, потребность в глюкозе в рабочие дни частая. Ну и способ получить кайф с помощью шоколадки тоже верно. Да, вроде понятнее стало, спасибо

evo_lutio    28.03.15 10:43
А еще, Вы на диетах не сидите, но поститесь, наверное?

Может быть раньше пост, состоящий из грубых круп, снабжал организм каким-то минимумом белка. А теперь часто верующие-постящиеся едят белый хлебушек, в котором только дрожжи и рафинированная мука и прочую дрянь.

Мышц при таких постах не будет. Мышца очень быстро сгорает, намного быстрей, чем жир. И обмен веществ тоже нарушается.

sava_ya    28.03.15 10:58
Точно, про попытку поститься как раз во время смены водительского удостоверения я и забыла. Но я только мясо с недельку не ела, на большее меня не хватило.

А так соглашусь, сейчас очень хорошо подумав надо к посту строгому относиться. Все же состав продуктов сейчас в самом деле другой. Было дело, когда я неразумным постом довела себя до сбоя менструального цикла. Внезапный строгий пост может только вред принести.
А, скажем так, правильный пост, дает интересный опыт в плане еды. Когда какое то время не употребляешь некоторые продукты, потом такое удовольствие испытываешь от простой яичницы, например, или чашки молока, или отбивной. Жизнь новыми красками прям играет.

evo_lutio    28.03.15 11:23
Во всяком случае временное сокращение белков не так вредно, как сокращение углеводов.

Все эти низкоуглеводные модные диеты, кремлевские, даже дюкановские, это удар по организму.

Углеводы — это основание пирамиды, это — главная пища человека.

Но лучше ничего вообще никогда не сокращать. Все принимать в меру.

evo_lutio    28.03.15 11:31
Слишком строгий пост может приводить психику на границу галлюцинаций.

Как раз за счет спада серотонина, в том числе.

Если человек при этом пребывает в возвышенном, благостном, благодарном состоянии духа, а только в таком состоянии он и должен поститься, в идеале, то его могут посетить откровения, интуитивные прозрения, всякие другие интересные изменения сознания, вплоть до катарсиса. Возможно, это даже расширит его сферу сознания и поможет ему.

Но вообще, я такие фокусы с питанием считаю скорее вредными. То есть если и полезными, то не для всех, и только в контексте правильном.

sava_ya    28.03.15 11:40
Абсолютно согласна и на счет контекста, и на счет меры, и на счет разумности.
Многие сейчас воспринимают пост как разновидность диеты, какое уж там расширение сознания. Уж лучше никак, чем как попало

Комментарий удален

evo_lutio    28.03.15 16:31
Все посты примерно одинаковы.

У христиан тоже есть дни полного отказа от еды.

estera    28.03.15 11:51
Вот кстати да, про заедание.
У меня в детстве был лишний вес, не из-за гормонов: во-первых, из-за обильного питания (причины были веские — положительная Манту, боялись, что из-за истощения организма может начаться туберкулез), во-вторых — из-за освобождения от физкультуры по зрению. Вернее, не то чтобы вот прямо по зрению, а чтобы аттестат не портить: зачем в отличном аттестате четверка по такому дурацкому предмету. Врач вошла в положение, сказала «действительно» — и освободила. Но до 16 лет я на диетах ни на каких сидеть даже не пыталась. Ела много, потому что это была одна из основных радостей. Но и то: домашняя еда была обильная и пресноватая, поэтому количеством добиралась нехватка впечатлений.
А потом я сильно похудела на нервной почве во время выпускных экзаменов, потом воодушевилась результатом и… почти перестала есть. К тому же за золотую медаль получила денежную премию, и у меня впервые появилось достаточно карманных денег. Бабушка уехала на дачу, мама работала в приемной комиссии, а я впервые в жизни ела что хотела. Ела только то, что вкусно: сладкое, мучное — только в путь. Но мало.
Понятно, что скоро начала испытывать приступы голода, боролась с собой и в конце концов начались зажоры. Потом я поправилась и решила, что худеть больше не буду, а зажоры так и остались.
Потом всякий раз сбрасывала вес, переходя в еде на «немножко вкусненького». А потом опять набирала.
И да, тело с каждым разом становилось хуже. И худое, и полное.

slonikit    28.03.15 10:17
Очень-очень полезный пост (и понятный, что не менее важно для меня :))), спасибо Вам, Эво!

По поводу еды сделала такое же «открытие» лет 10 назад. Хотя это действительно открытие, в некотором смысле: когда я говорю, что нужно хорошо питаться, чтобы вес не рос — толстяки мне не верят и крутят пальцем у виска! И бегут голодать… не настаиваю, потому что не спец во-первых, и допускала, что это лишь моя личная особенность — во-вторых. Ну и «свою голову не приставишь», со своими тараканами еще разбираться и разбираться…

Выражение «мышцы отношений» прямо открыли новое поле для моего зрения, словно туман расступился. И аналогия с жиром-мышцами великолепна.
Буду думать, переваривать, сопоставлять эти аналогии дальше и делать выводы. Вы всё разжевали, но нужно еще и самой «пощупать».
Спасибо еще раз.

П.с. мне немного сложнее (или легче?) это сейчас разбирать потому, что не состою в отношениях. В этом плане я как раз «голодаю», ибо фрустрирована была до полусмерти в последний раз, еле выбралась… Учиться строить отношения правильно — моя задача на ближайшее время, вот и теоретическая часть подоспела :).

evo_lutio    28.03.15 10:25
Толстяки так себя ведут по той же самой причине, что и люди в конфликтных отношениях.

Вы им говорите «ну не ссорьтесь», а они говорят «так напряжение растет, я так лопнуть могу, сойти с ума, я должен выплеснуть, меня раздувает»

Толстяку Вы говорите «не голодай, ешь нормально», а он не может есть нормально уже, он толстяк, он адаптирован переедать уже, он говорит «если я не сяду на диету, не скину хотя бы пяток кг, я себя возненавижу, лопну, меня раздувает просто».

То есть и тем и другим соблюдать просто умеренность уже невозможно. Слишком много жира и слишком хилая мышца уже. Нечем контролировать вес. Нечем контролировать баланс в отношениях.

Поэтому их надо просто понимать. Понимать, насколько сложно выйти из патологического круга. Выйти можно, но это подвиги Геракла, нужны силы, нужна система, нужна вера в себя и понимание, что это сложно, будут срывы, но ничего страшного, все в такой ситуации так себя чувствуют, постепенно все перестроится, если не отступать и не слишком торопиться.

thalee_kaya    28.03.15 13:33
Плюсую, тоже думала, что моя личная особенность.
Хотя от действительно худых и жилистых людей много раз слышала и даже видела — что есть надо много))) Много и постоянно. То есть, это с непривычки тому, кто голодает, кажется, что это много На самом деле, ок, в самый раз.

evo_lutio    28.03.15 13:40
Да, много это для тех, у кого мышц нет, замедлен обмен веществ из-за диет. Они тут же толстеют от такого и ужасаются, как же худые могут столько есть.

А на самом деле тот, кто адаптирован, кто имеет нормальное тело, может есть довольно много. И должен, чтобы поддерживать метаболизм.

jayzzy    28.03.15 14:22
Вспомнила, что когда я училась и работала, и ходила 4-6 раз в день пешком на сопку и обратно — на работу, в универ, домой, у меня присказка была: «Я ем всё, причём в любых количествах». Я думала, что у меня метаболизм такой, а как стала каждый день ездить на сидячую работу и обратно на машине — и плюс 2 размера за пару лет.

sava_ya    28.03.15 11:13
А если по теме поста, то у меня именно так и было, как в тексте опсано. После скандалов, ради сохранения мира сдавала территории одну за другой. Таким образом и курить начала вслед за мужем, и алкоголь употреблять, хотя до этого почти трезвенницей была. А потом как глянула, во что я превращаюсь, и в ужас пришла. Чуть было путь своей бывшей свекрови не повторила, которая досохраняла семью так, что сама спилась до церроза. Это и назывпется созависимость, видимо.
А разорвать порочный круг и восстановиться помогло именно наличие ресурсов, как сейчас понимаю. Ребенок, любящие родители, работа, ну и другие моменты.

vasilisa_valis    28.03.15 11:52
Если бы в отношениях было бы всё так просто, как с лишним весом и мышцами)) Второе получается легко и есстественно, а в отношениях — просто ноль..

evo_lutio    28.03.15 11:54
Это у Вас с лишним весом легко) У некоторых и в отношениях все — само собой. А с весом не получается как раз.

Но конечно, психология сложней, чем физиология. Просто законы похожи.

vasilisa_valis    28.03.15 12:01
Да, и ваши принципы в нормализации веса очень помогают. Про то, что запрещать себе ничего нельзя. И про эмоциальные «кредиты» вредной пищи. Когда понимаешь механизм, на все смотришь по-другому.)))

lady_carmine    28.03.15 17:39
Вот из нас с вами получился бы один полноценный гражданин :) У меня как раз с отношениями более-менее, а с едой — поле непаханое… ((

vasilisa_valis    28.03.15 17:53
Если ты любима и счастлива, то совершенствовать свою тушку можно до бесконечности)) с отношениями так, к сожалению, не получается (

lady_carmine    28.03.15 18:03
Вот смех-то, какие люди разные… Как по мне, если ты любима и счастлива, тушка, так сказать, свою функцию выполнила… (да не отсохнет моя рука феминистки, написавшая такую ересь, но что поделать, если где-то в глубине души прописано именно так)

vasilisa_valis    28.03.15 18:14
Я не специалист, ни в вопросах тушек, ни в вопросах отношений, но мне кажется, что баланс в отношениях, как и баланс в теле — вещь не постоянная, нуждающаяся в постояном внимании. Поэтому, тушка еще долго свою функцию выполнять будет..)))

evo_lutio    28.03.15 18:16
Ресурс имидж — это ресурс №1.

Мало что так же важно, как он.

Поэтому не фанатея, но нужно внимание уделять, я считаю.

Заменить его может разве что ресурс №5) И все.

ja_tutta    28.03.15 18:37
Удивилась. Никак не ожидала, что ресурс Искусство может тягаться по важности с Имиджем )) Хотя читала у Вас, что детям необходимо привить любовь к классической музыке и прекрасному в целом, чтобы обеспечить их на будущее легкодоступным источником энергии.

А когда прочитала пост про физкультуру — вообще стала думать, что это ресурс #1 (Здоровье?).

evo_lutio    28.03.15 18:41
Ну здоровье тоже, если речь о хорошем самочувствии, активности.

А если о красоте, то имидж.

Искусство может сравниться, если его прокачать, то есть самому заниматься творчеством. Если просто созерцать творения других, то не очень прокачается. Хотя если стать в этом асом, тоже да.

ja_tutta    28.03.15 19:21
Кстати, обратила внимание на то, что как сравнимые по важности Вы назвали ресурсы одного цвета. Это не случайно? Я представляла себе скорее иерархию ресурсов на основании их последовательности: т.е. вторым по важности после Имиджа я ставила Экономику — в соответствии с порядковым номером в Круге. Очевидно, упростила.

Я воспринимаю Имидж и Здоровье как две стороны медали — красоты. Эти ресурсы у меня не спорят.

Не могу пока рассуждать про ресурс Искусство, буду ждать про него пост. Думаю, энергию может давать и получение эстетического удовольствия — чтение книг, просмотр фильмов, музыка — и даже много энергии. У меня никак не складывались отношения со спортом — вообще ((( Не могла ничего для себя подобрать и заставить себя заняться спортом. На данный момент записана на фитнес и хожу с удовольствием и с нетерпением жду этих вечеров — думаю, одним из факторов изначально была музыка на занятиях. Т.е. эстетическое удовольствие от ритмичной музыки компенисировало стресс от тренировки. Очень большой соблазн объяснить здесь подключение шестого ресурса через смежный с ним пятый ))) Очень большой )))

evo_lutio    28.03.15 19:27
Нет, ни последовательность, ни цвет не означают важности.

Самые важные ресурсы 1-7 4-10

Остальные тоже важны. Просто 5 ресурс может заменить 1 если тот совсем не развит, потому что творчество заменяет самопрезентацию, ну так, по сути.

А вообще лучше все развивать хотя бы немного, или большинство.

ja_tutta    28.03.15 19:36
Спасибо, поняла. Искусство-творчество, так же как и имидж — это самовыражение, поэтому может его заменить.

Что развивать нужно «крестообразно» 1-7 4-10 и чем больше, тем лучше — я помню ))

evo_lutio    28.03.15 19:39
Горизонталь отвечает за границы Я, вертикаль за рост Я, поэтому крест важен.

Крест хуже всего заменяется другими ресурсами, а вот остальные нормально.

evo_lutio    28.03.15 19:30
Энергия — это не пассивное эпикурейское удовольствие, это сырье для строительства себя и прокачки своих внутренних мышц, обретения мощного эго и самосознания. Поэтому получать удовольствие от чтения книг можно конечно, но это не прокачка ресурса, это ерунда. Безделье, в общем-то. Не нужно относиться к ресурсам как царевна из сказки, главная задача которой получать удовольствие. Это не про ресурсы.

ja_tutta    28.03.15 20:07
Не буду спорить, хотя думаю, если рассматривать получение эстетического удовольствия как безделие, то этим обесценится искусство-творчество. Смысл творить, если это никто не будет поглащать, а поглащение будет рассматриваться как бессмысленная трата времени? Думаю, искусство вымерло бы, если бы не приносило личностную пользу. Как бы у нас формировался вкус? Убеждения? И как бы мы творили, не потребляя то, что создано до нас?

Останусь пока при своем мнении.

С тем, что энергия ≠ удовольствие, согласна.

evo_lutio    28.03.15 21:17
Я не знаю, что такое поглащение, но точно знаю, что наслаждение пассивное — это безделие и для того чтобы не то что прокачать, но просто подключиться к ресурсу, необходима внутренняя работа, которая заключается не в простом удовольствии.

С такими идеями, как мне кажется, Вам этот блог бесполезно читать. Не тратьте время.

И конечно, искусство вымерло бы, если бы оно существовало бы просто для наслаждения кого-то. У него совсем другая цель, к счастью, и другая функция.

ecceterra    28.03.15 11:54
Как всем оказалось близко и понятно сравнение отношений с едой. Действительно, как все в природе и в нас логично устроено, и как мало мы еще умеем собой управлять.
Про отношения с едой я давно уже читаю Светлану Бронникову http://svetlyachok.livejournal.com/profile , поэтому ваш пост лег на подготовленную почву. Удивительно было осознать, что в отношениях людей тот же принцип. Очень жаль, что все это понимание лично ко мне приходит только сейчас, когда важные отношения уже на стадии дефолта и надежды на их восстановление практически нет. «…Обесценивается все хорошее, рвутся связи, ломаются мосты, чтобы потом в полной разрухе пытаться восстановить отношения, теперь уже из иллюзий, а не из реальных связей» — все так, все так… Однако спасибо огромное за пользу в будущем.
Ломаю голову, каким образом заинтересовать сына, в восемнадцать лет сложно принимается чужой опыт. Давно грызет мысль, что самому нужному не учат людей вовремя.

evo_lutio    28.03.15 11:58
Так научить ничему нельзя просто так.

Можно вовлечь в процесс, если заинтересовать и мотивировать, и там уже человек научится.

Можно показать пример, но опять же должна быть личная мотивация у человека, то есть сначала проблематизация, осознание им какой-то нужды собственной.

То есть учить другого совсем не просто, лучше просто правильно жить самому и устанавливать близкие здоровые связи, тогда человек и сам научится тому, что у вас действительно получается хорошо.

Комментарий удален

evo_lutio    28.03.15 14:33
Обычно если человек близкий и очень хочется его научить, очень страшно, что он себя вредит, хочется схватить его и прямо силой заставить)

Это нормальный импульс, он означает очень сильное неравнодушие, любовь.

Но надо понимать, что так нельзя. И все остальные способы в виде убеждения, настойчивых слов, да и просто советов, аргументов в свою пользу — все это, по сути, то же самое — попытки вторгнуться и принудить как-то, когда человек изнутри не имеет побуждения и желания.

Если это осознать хорошо, стремление советовать уменьшается в два раза, как минимум.

С близкими, правда, все равно остается. И импульсы насилия тоже) Правда их намного проще контролировать.

Комментарий удален

evo_lutio    28.03.15 14:52
О собственной нужде человек и сам знает, разговорами осознать не заставишь.

Если человек пришел к Вам и дал денег как консультанту, то мотивация решать проблему у него есть. Если же он задает вопрос, то возможно нет.

Поэтому можно дать только информацию, совет дать невозможно, если человек не просит о нем искренне.

Мотивацию нельзя создать словами, только вовлекая в процесс. То есть сделать так, чтобы человеку самому этого захотелось, потому что перед ним возникла проблема здесь и сейчас и он хочет ее решить с вашей помощью. Только тогда можно чему-то учить.

silberwe    28.03.15 12:18
Я всегда считала, что мне повезло в плане питания с семьей и конституцией. Всю жизнь, с детства, люблю есть много, вот прямо как мужик после пахоты, но это всегда какая-нибудь простая несладкая еда. В семье у нас было всегда одно меню: борщ, картошка, котлета и салат. Мне очень нравилось, правда, я всегда отказывалась от хлеба (не любила), и от меня в конце концов отстали. Не было традиции «что-нибудь к чаю», которая до сих пор приводит меня в изумление и досаду, потому что это всегда стопроцентно вредно и ненужно: после сытной достаточной еды напихивать в себя булки, печеньки и разный сахар. И сейчас я смотрю на трех-четырехлетних детей, у которых очень ярко выражена зависимость от печенек, и понимаю, что не родились они с ней. Мне кажется, родителям стоило бы скрывать, насколько им нравятся печеньки. Потому что дети отказываются от супа, каши и обещают сделать все что угодно, лишь бы получить этот кусок теста, напичканный химозой и сахаром. Как человек, не имеющий детей, не знаю, насколько возможно не передать отпрыскам свою зависимость.

evo_lutio    28.03.15 12:24
Свою зависимость сложно не передать. Это и гены, в какой-то мере, и, что главное, пищевые привычки, общий распорядок жизни, которые не передать ребенку нельзя, он в этом формируется и если его изолировать, пострадает больше.

Да, обычно люди, которые много едят, но не толстеют, как раз и имеют здоровые особенности питания, много сахаров не едят, не любят.

Ну и то, что пить после обеда чай с печеньем — это бич, тоже верно. Организм уже сыт, и чтобы как-то расщеплять усваивать десерты должен производить лишний инсулин, потом адаптироваться к этому, и дальше уже человеку все время нужно сладкое и мучное.

Лучше есть десерт через какое-то время. Либо после легкого обеда хотя бы, а не после плотного.

sava_ya    28.03.15 12:31
А еще привычка все есть с хлебом, даже пельмени и макароны. Была в легком шоке, когда увидела такое у мужа. В свете того, что вы выше сказали про хлеб нынешний, думаю, а не купить ли хлебопечку?

silberwe    28.03.15 12:43
Меня ругали за каждым обедом: ешь с хлебом, тогда съешь меньше еды. (Васька слушал да ел без хлеба.) То есть, мне кажется, это такая установка, которая от бедности. Память поколений о пережитом голоде, и не одном, etc. В нынешнем же хлебе самое страшное – это дрожжи. Это какая-то субстанция, давно не имеющая отношения к тем дрожжам, которыми пользовались наши бабушки, которая при попадании внутрь лично моего живота начинает там очень активно себя вести, активизируя процессы брожения, гниения… Надеюсь, я внушила достаточно отвращения :) Иногда попадается хлеб совсем другого качества, например, в локальных магазинчиках Цейлона. Возможно, у них сохранились натуральные дрожжи. Я его буханками ем. Так что не знаю насчет хлебопечки, нужно же еще решить, где вы будете брать качественные ингредиенты.

evo_lutio    28.03.15 12:47
Если Вы были худенькой, то вполне разумно было говорить про хлеб.

Есть суп (это вода, овощи, чуть-чуть белка) без хлеба, это совсем недостаточно.

Другое дело, каша, ее без хлеба можно есть, конечно.

Но опять же, если речь о ребенке, да еще с низкой массой тела, то конечно он должен есть хлеб.

Углеводы — это жизнь, это главное питание.

Другой вопрос, что хлеб действительно плохой. Но для худых детей лучше такой, чем никакого.

silberwe    28.03.15 12:54
Дык тарелка картошки — чем не углеводы? Я была довольно тощей, но не истощенной, просто я практически не двигалась, из дому не выходила, у меня была зависимость к чтению, прямо вот зависимость. И к еде. Читая, я любила что-нибудь есть. Часто ела просто соль из солонки, потому что все время что-нибудь есть никакой еды не хватит. Думаю, соль поднимала мне немного давление в условиях отсутствия движения. Хотя нет, я на плавание ходила три раза в неделю. Хотя это все уже офф, наверное.

poprygush    28.03.15 20:57
а что вы ели, когда читали? ) если не хлеб? у меня был классический случай запойного чтения: с бутербродом каким-нибудь, или с куском хлеба просто, если ничего не было больше.

jayzzy    28.03.15 13:05
У меня отец ест с хлебом абсолютно всё, и даже — апофеоз — печенье и пряники. Другое дело, что он всю жизнь стройный, много работает умственно и физически, ему можно. Думаю, сколько есть хлеба — это вопрос индивидуального самочувствия, рациона и активности.

3enia    28.03.15 13:54
А меня удивляет, что мои дети не любят фрукты (вот мелкий, 4 в июле, последним тоже почти перестал любить), при том, что я очень люблю, и после обеда и ужина — обязательная порция фруктов для нас с мужем.

evo_lutio    28.03.15 14:25
Часто не любят. Не привыкли. Кисло. Не так уж сладко по сравнению с конфетами. Или другие причины.

Комментарий удален

evo_lutio    28.03.15 16:58
Дети часто плохо едят. У них ЖКТ формируется, кроме того, они растут, постоянно в драйве, энергии много, от этого не до еды. Вы когда-нибудь переживали сильные эмоциональные подъемы, когда есть вообще не хочется? А дети так постоянно почти.

Поэтому нужны всякие хитрые ритуалы, чтобы есть было интересно, не заставлять (хоть это очень трудно) красиво сервировать, приглашать друзей, добиваться, чтобы ребенок перестал ненавидеть сам процесс еды, в идеале — полюбил бы его, тогда можно будет не танцевать с бубном, сок желудочный сам будет выделяться. А так получается замкнутый круг, есть не любят, их заставляют, они еще больше не любят.

И так более половины детей. Поэтому, мне кажется, матери во дворе преувеличивают. Не могут у всех дети хорошо есть после перекусов. Чаще всего не едят нормальную еду.

Самый крайний вариант — давать эти самые перекусы, на улице, если никак иначе не ест, но давать полезное. То есть выбирать из сладкого — самое полезное, сухофрукты в шоколаде, цельнозерновое печенье, полезные бутерброды, и сок не химический, а понатуральней. То есть стараться впихнуть все что надо хоть так.

Комментарий удален

evo_lutio    28.03.15 17:24
Да, нехватка во вред, чисто химически, это правда. Не хватит строительных материалов, тело, что еще обидней — мозг, сформируются хуже, чем могли бы. Но не надо впадать в панику, материалов нужно не так много.

Хорошая идея всякие разные коктейли, куда можно взбить творог, молоко, бананы, фрукты.

Жареные в меду мюсли самодельные (куда можно положить семечки тыквы, кедровые орехи, чтобы получился мощный коктейль витаминов) с йогуртами всякими и пироги с полезными начинками из полезного же теста.

Это не всегда придется делать, только пока не появится ассоциаций позитивных с едой.

Из-за того, что они едят мало, все продукты должны быть натуральными, достаточно жирными, насыщенными витаминами, чтобы на небольшой объем еды приходилось побольше пользы и калорий достаточно.

Комментарий удален

vasilisa_valis    28.03.15 18:25
Я так носила во двор судок с горячим — котлеткой, пюрешкой. Только так получалось накормить ребенка. А дома уже позже — суп, сколько получится. А потом само переросло как-то..

evo_lutio    28.03.15 18:26
Правильное решение!

У детей настолько сложно с этой темой, что нужно подстраиваться как угодно.

silberwe    28.03.15 17:02
Дети странные существа, ага. Я вспомнила сейчас на фоне своих приятных воспоминаний о домашней еде, что на самом деле мы с сестрой постоянно просили сварить копеечного сублимированного супа из пакетиков. Нам очень нравился вкус глютамата натрия.

evo_lutio    28.03.15 17:05
Он всем нравится, это же улучшитель вкуса, бьет по вкусовым рецепторам.

То есть он не нравится тем, кто знает, что это дрянь, а так — большинству нравится.

Комментарий удален

jayzzy    28.03.15 12:42
Очень понятная аналогия, спасибо! И даёт более трезвый взгляд на неровные отношения, снимает излишнюю романтизацию страстных отношений, которая, как мне кажется, чересчур распространена в массовой культуре.
Наверное, скачками дофамина и объясняется то, что нередко люди в страстных отношениях, как только более-менее всё успокаивается, как будто специально провоцируют ссоры, чтобы вернуться на «качели». Упал и уровень серотонина и дофамина, удовлетворённости нет, им серо и скучно, требуется доза кайфа, которая приходит после отрицательных эмоций. А если в это время партнёр не поддаётся на провокации, то делают ещё и ещё хуже, пока не получат нужный результат.

evo_lutio    28.03.15 12:45
Серотонин в равновесных отношениях нормальный обычно. А вот дофамина может не хватать.

И если в целом энергии не хватает, и человек привык подпитываться только из этой сферы, могут быть поиски страстей, конечно.

Серотонин падает в отношениях как раз, когда есть тревога, чувство небезопасности, незащищенности.

Но лучше пока вообще не говорить про эти гормоны. Я как-то зря их упомянула и очень однобоко, может быть потом придумаю, как точнее описать.

jayzzy    28.03.15 12:52
Я поняла, что это скорее название принципов, чем точное описание химических процессов. И поняла про свои длительные отношения — нехватка «дофамина» в первом браке и переизбыток во втором. Наверное, поэтому и потянуло на такие отношения — от противного. Очень интересно, что расскажете дальше — и про «мышцы» в отношениях и про «жир».

sava_ya    28.03.15 13:39
Так это поэтому отчасти и когда все ровно и хорошо в отношениях, иногда тянет разыграть африканские страсти и вытащить конфликты на пустом месте? От скуки, скажем так.

evo_lutio    28.03.15 13:42
Иногда с этим путают подавленное недовольство, которое в спокойный период выходит, чтобы решить окончательно все, что раньше решать было опасно.

Но иногда и от скуки тоже такое бывает. Энергии не хватает. Скука — низкая энергия.

zhu_ravlik_    28.03.15 13:04
как же я рада, что мои интуитивные отказы от диет и поста — движение в верном направлении :) думала одно время себя ругать, но все как-то не выходило… в отношениях интуиция пока подводит, сильно швыряет… большое спасибо за аналогию!

okalanga    28.03.15 14:07
Попытка разобраться в роли дофамина.
Есть в фильме «Модильяни» такая сцена: ГГ в полной нищете рисует картину на конкурс с огромным денежным призом. Вот полотно наконец отправлено, и он на 100% уверен, что первое ему обеспечено. И идет в кабак заказать себе какой-то еды. Хозяин интересуется: «А есть ли у вас деньги?». Модильяни: «Деньги? Да у меня в кармане пятьсот тысяч!». То есть на самом деле их ещё нет, но он настолько уверен, что ЗАВТРА деньги будут, что легко позволяет себе СЕЙЧАС потратить последние гроши — не на достижение какой-то цели, а просто на удовольствие. И, кстати, до «завтра» он вообще не доживет.

evo_lutio    28.03.15 14:20
Но Вы ведь понимаете, что то, что происходит с этим человеком не связано с дофамином? Просто дофамин может участвовать в обеспечении процессов нервных, а может и не очень.

Если бы могли сделать анализ, мы бы выяснили, что у хозяина кабака, например, дофамина больше, чем у Модильяни в этот момент.

От опухолей дофамин растет, от других болезней. И совершенно при этом не радует никого.

Это всего лишь катехоламин, он не имеет характера. Он просто ускоряет или замедляет разные как медиатор процессы.

evo_lutio    28.03.15 14:58
Я наверное, непонятно написала.

Хватит заниматься профанацией. Все, кого действительно интересует тема нейромедиаторов, могут получить медицинское образование, в крайнем случае высшее образование психолога.

Не нужно «пытаться разобраться в роли дофамина», сидя в жж. Это все равно, что в квантовой физике разобраться, забыв даже школьную программу.

okalanga    28.03.15 15:54
Извините. Самое смешное, что вообще-то у меня есть медицинское образование. Но в данном случае его не хватает. Потому что я помню картинки с десятиэтажными схемами обмена медиаторов (само их существование, разумеется, не детали), дофамина в том числе, это еще не касаясь настроения, про совершенно другие процессы. Разобраться я пыталась, разумеется, не в «роли дофамина вообще и глобально», а в том, что вы имели в виду в этом конкретном посте. Видимо, действительно получилась профанация, в таком случае, очень жаль.
Я сначала хотела «объяснить» конкретнее, что я имела в виду, но первый раз текст пропал, второй раз просто нет сил еще раз распутывать этот клубок.

okalanga    28.03.15 15:55
И ещё очень пытаюсь понять про «мышцы» отношений. И складывается такое впечатление, что чем меньше с человеком общего (общих интересов, убеждений, дел), тем труднее их развивать. А если бы они развивались, «точек контакта» тоже становилось бы больше?
У меня сейчас главная проблема в отношениях не с мужчиной, а с мамой. В свое время я голову сломала: вот хочется сделать что-нибудь приятное, человеку, а что? Объятий и вообще телесных контактов она не терпит. «Вкусности», которые я иногда пытаюсь готовить, чаще всего приходится съедать самостоятельно: «те ешь, ешь, мне не надо». Ласковых слов не наговоришься, сколько можно? «Мама, ты раньше, с таким удовольствием шила, сшей мне что-нибудь» — «да-да, может быть, когда-нибудь». «Вот книжка хорошая» — «у меня шея болит от чтения». И так далее. Потом я просто сдалась я этом отношении. Безумно хочется повторить какие-то моменты близости, которые были когда-то. Но на практике это выливается в как раз описанное вами «очень амбивалентное слияние» со всеми вытекающими.
Вообще, плохо представляю, как в такой ситуации построить что-то настоящее

evo_lutio    28.03.15 16:01
Может не от себя считать, а от нее? Что она любит, чем занимается? Тем и Вы. Если это Ваша инициатива, не нужно ее понуждать к тому, что нужно Вам и нравится Вам.

okalanga    28.03.15 16:15
Она любит шоппинг (причем одежду принципиально покупает не на себя, а на меня и внучку, а я это носить не хочу), много кофе, много булочек (причем потом себя за них сильно ругает, так что предлагать вместе попить чаю — это такое изощренное издевательство), печь пирожки (причем только ради остальных, когда она жила одна, не готовила), и… иногда на нее находит входновение сделать уборку. Но чаще без него.
Раньше мама любили шить, вышивать и Франсуазу Саган. Последняя подаренная мной книга Саган так и лежит на полке ни разу не открытая. И вообще все это в далеком прошлом.
Вроде она слегка оживлялась, когда я начинала шить что-то на себя… ну, можно попробовать освоить с почти нуля эту сферу. Но вдохновляет как-то слабо.

okalanga    28.03.15 16:19
Вообще, есть такая широкая категория людей, которым просто нечего дарить на праздники, потому что им ничего не интересно. Квинтеэссенцией этого был мой дедушка перед смертью, у него в жизни оствались только три занятия, даже не говоря об удовольствиях: утренний кофе, сигарета и телевизор. Все остальное просто не воспринималось.

evo_lutio    28.03.15 16:26
Кофе дарить, сигары и телевизор новый, кресло, плед, кофейник и т.д.

Нормальные интересы пожилого человека.

okalanga    28.03.15 16:48
Так и делали, да.

evo_lutio    28.03.15 16:29
Учитесь шить у нее, печь, вовлеките в просмотр сериала и обсудите. Сначала всегда тяжело связь наладить, потом все веселей.

evo_lutio    28.03.15 16:09
И ведь наверное Вам кажется, что мне важно, чтобы Вы разобрались, так же как Вашей маме шить Вам.

evo_lutio    28.03.15 16:05
Он не пропал, я его удалила.

Еще не хватало, чтобы Вы повторяли.

Слава Богу, что нет сил.

okalanga    28.03.15 16:29
Понятно.
Меньше писать, больше читать, больше смотреть по сторонам, а не на экран монитора.
Спасибо.

doostdarem    28.03.15 14:59
Винни Пух не знал как раз про дофамин)):

“Well,» said Pooh, «what I like best,» and then he had to stop and think. Because although Eating Honey was a very good thing to do, there was a moment just before you began to eat it which was better than when you were, but he didn’t know what it was called.”

evo_lutio    28.03.15 15:00
Мой блог на русском языке.

Все иностранные слова, фразы, названия, пожалуйста сразу переводите на русский, для русских читателей. Или не публикуйте.

doostdarem    28.03.15 15:37
— Пух, что ты любишь делать больше всего на свете?
— Ну,— ответил Пух, — я больше всего люблю…
И тут ему пришлось остановиться и подумать, потому что хотя кушать мёд — очень приятное занятие, но есть такая минутка, как раз перед тем как ты примешься за мёд, когда ещё приятнее, чем потом, когда ты уже ешь, но только Пух не знал, как эта минутка называется.

evo_lutio    28.03.15 15:42
Да, это оно.

sadjo    28.03.15 15:32
С телом и мышцами несомненно легче, оно очень отзывчиво на простые незатейливые вещи: нормальный сон, регулярное движение, за всем этим легко следует относительно здоровое питание. Но я никогда и не худела-поправлялась, только во время беременности, а так в среднем плюс минус 5 кг, всю жизнь один вес. Хотя вот я, сознаюсь, люблю сладкое и десерты, ничего себя вообще не лишаю, просто стараюсь, чтобы всё было достаточно натуральным и качественным, и без обжорства, понемногу, и не пью чай после еды, только отдельно. Мне кажется, если позволять себе всё в умеренных и разумных дозах, не возникнет такой тоски по тому, чего себя лишил. А вот голодающие да, вначале мучают себя полным лишением самого для них любимого и ценного, потом срываются и обжираются. Были у меня и периоды вегетарианства в жизни, и посты, вспоминаю и то, и то, как ненужное для себя и даже вредное. Когда была вегетарианкой, видимо недобирала белка и часто болела простудами, явно иммунитет проседал. Во время постов к концу почему-то наступала тоска и дикая усталость, и психика вообще страдала.
А в отношениях резкие движения ещё опасней, мне кажется…
Вот ругали Молчалина, а неплохие качества, умеренность и аккуратность. Хотя и недостаточно только этого. )

evo_lutio    28.03.15 17:07
Ну его ругали, потому что такие быстро вгоняют во фрустрацию сексуальную и любовную)

Если у женщины куча других интересов, хорошо. А если она хочет ярких чувств, сильных эмоций, энергию получать от секса и любви, то тип Молчалина — не очень, прямо скажем)

sadjo    28.03.15 18:10
Ну да, в целом, как образ — тошнотик, конечно. )

Я бы сама не повелась на такого никогда. )

evo_lutio    28.03.15 17:08
Вообще одним лишь контролем и умеренностью во всем очень легко себя пригнать к симпатяге Сцилле)

sadjo    28.03.15 18:15
Это да, но я очень увлекающаяся и вовлекающаяся натура, муж иногда над эти шутит, поэтому мне это, наверное, полезно отчасти, уравновешивает немного. )

evo_lutio    28.03.15 18:25
Ну вот если очень увлекающаяся, то да, можно симпатизировать Сцилле.

Я вот ей симпатизирую очень всю жизнь) Но она для меня почти недоступна. Издалека любуюсь.

sadjo    28.03.15 18:35
Поэтому, наверное, у Вас и получается так вовлекать и зажигать. )

jane_bess    28.03.15 18:03
Аналогия мышц тела с мышцами отношений шикарная, конечно. Еще вставлю 5 копеек на этот счет.
Лично я набрала вес в период, когда уставала и получала мало положительных эмоций от жизни. Заедала стресс сладостями. В таких условиях требование отказаться или хотя бы существенно ограничить потребление простых углеводов кажется чем-то невозможным. Когда в целом условия жизни изменились к лучшему — изменились и пищевые привычки, разумеется при моем сознательном подходе к этому процессу, т.е. не сами собой, но довольно легко. И после работы стали оставаться силы для приготовления полезного ужина, а не разогревания полуфабриката или бутерброда. Так что жизненные ресурсы напрямую влияют и на физическое состояние организма. Если хватает энергии, то нет необходимости заедать стресс куском торта и очень легко и естественно отдыхать физически активно. При недостатке энергии даже мысль о том же самом создает дополнительный стресс. Хочется взять «вкусненького» и тупить в ТВ или монитор.

lady_carmine    28.03.15 19:40
Вот я сейчас подумала — получается, к жизни в целом применяется подобный механизм? Не знаю, насколько это общо, но встречаются люди с такими «качелями» по жизни в целом — то у них энергии и оптимизма через край, то, наоборот, апатия и пессимизм. И триггером переключения может быть сущая мелочь. И в таком случае надо вырабатывать мышцы, т.е. обмен ресурсами с социумом. Тогда человек становится более устойчивым.

evo_lutio    28.03.15 19:41
Ну да, это основные энергетические процессы, туда-сюда мотает, и останавливаются они только развитием центра, то есть собственно эго-интеграцией, для которой собственно и нужны ресурсы.

С древних времен именно это цель алхимии. И цель психологии личности тоже.

anna_muradova1    28.03.15 20:15
Очень интересно сравнение питания тела и эмоций. Я заметила. кстати, что в период бурной увлеченности каким-то рабочим моментом или серьезными изменениями в жизни, требующими сложной подготовки, нет времени на мечты и иллюзии, и при этом не так уж и хочется перехватить чего-нибудь вкусненького. А вот когда наступает (очень редко) период относительного расслабления и мечтать начинаю, и жирком обрастаю. Хорошо еще, что жизнь все новые сюрпризы подкидывает, не расслабишься.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio