Мораль без белого пальто

img2751-161235

Этика — это самая важная тема в психологии личности, вообще-то.

Без этического стержня зрелую личность не построишь.

Сначала вы формируете свой этический стержень, а потом он держит изнутри и защищает вас, дает вам самую главную и самую сильную опору в жизни.

Но тема эта такая сложная для многих, что кажется занудной.

Я сейчас попробую рассказать, что такое этический стержень, зачем он нужен, и чем он отличается от морали в белом пальто.

Пока внутренней этики у человека нет, он находится под давлением общественной морали.

Он не понимает до конца, почему это нельзя, почему то нельзя, чем это плохо, но вынужден подчиняться. Сначала он вынужден подчиняться от страха: чтобы не наказали, потом он вынужден подчиняться ради выгоды: чтобы считали хорошим человеком, потом у него появляется что-то вроде собственной совести: ему стыдно и страшно поступать аморально.

Стыдно и страшно — это еще не этический стержень, это не нравственность, а мораль, которая проникла внутрь человека и стоит над ним как строгий цензор.

Раньше он тайком мог нарушать всякие разные правила, а теперь совесть смотрит на него строгим глазом и не дает ему поступать плохо. Раньше ему казалось, что его внутренняя жизнь принадлежит ему, никто не видит его мысли и желания, а теперь у него появился внутренний наблюдатель, словно надсмотрщик в лагере. Это — так называемая интериоризованная (помещенная внутрь) родительская фигура.

Но это пока не этический стержень. Это все то же давление извне, просто невротическое, нарушившее границы. Невротизм — это несовершенная саморефлексия, человек смотрит на себя, но смотрит чужими глазами, осуждающими, критическими. От невротизма очень хочется вернуться обратно, в состояние детской безответственности, когда можно было тайком нарушать любые правила и все это было хорошо, когда никто не видит и никто не накажет. А теперь воспитатель проник внутрь границ, нарушил целостность человека.

Вот на этом этапе этического развития большинство людей и застревают. Они мечутся между «мне можно все» и «я всем должен» и не могут определить, как лучше жить. Первое опасно и стыдно, второе слишком уныло и тягостно. На самом деле, лучше всего — не застревать, а двигаться дальше.

Дальше начинается этап, когда личность осознает свое право отстранить надсмотрщика и самой решать, что для нее хорошо. Личность осознает свои права на себя, драгоценность личной свободы и личного выбора. Лучше терпеть лишения, чем быть рабом и подчиняться чужим правилам. И далее все будет зависеть от того, осознает ли личность полезность морали. Мораль, полезность которой личность осознала, которую осознанно сделала своей, не от страха, не под давлением, а ради своей пользы, постепенно превращается в нравственность.

Чтобы стать нравственным, необходимо осознать важность этических правил для себя. Многие думают, что вести себя нравственно необходимо для того, чтобы другим людям было хорошо и удобно, чтобы их интересы не задевать. Что-то вроде жертвенности представляют себе вместо нравственности. Некоторые двигаются дальше, в сторону разумного эгоизма. Дескать, делаешь хорошо людям, они делают хорошо тебе, получается опосредованная польза, польза через вклад в кооперацию. На этапе разумного эгоизма можно сказать, что человек становится почти нравственным. Почти, но не очень.

До настоящей нравственности остаются целых два этапа.

На следующем этапе развития человек осознает, что от его морали больше пользы ему, а не другим. Раньше он мог думать, что это — ограничения, полезные обществу или некоторым его слоям. Он мог даже книжки с сочувствием читать, где написано, что религия появилась, чтобы господам было удобней челядь подчинять, он мог считать, что любая мораль противоречит индивидуальности, сковывает ее творческие проявления. Пока человек думает так, он будет сопротивляться морали, либо подчиняться ей от страха как трус. Когда человек увидит, что совесть не давить на него призвана, а тянуть вверх, он посмотрит на нее иначе.

Это подобно тому, как некоторые воспринимают родителей. Пока есть представления о том, что родителям нужна власть ради власти, что они добиваются послушания ради самоутверждения, что они реализуют свои амбиции и им плевать на благополучие ребенка, власть родителей будет восприниматься враждебно. Покорно иногда, но враждебно. Как только человек осознает (как правило сам став родителем), что родители добиваются послушания, чтобы давать больше опеки, чтобы защищать ребенка, растить его здоровым, конфликт с родителями исчезает. Даже если родители не правы в чем-то, их мотив — интересы ребенка.

Примерно то же самое важно понять и про мораль. Вы сами должны стать себе родителем, то есть сформулировать те принципы и правила, которые сделаете своими, но вы не должны думать, что мораль существует для того, чтобы использовать вас и подавить. Она существует, чтобы защитить вас и сделать сильней, хотя по-настоящему сильным вы станете, когда интегрируете мораль в свою личность, превратив ее в нравственность.

На этом этапе появляется сформированный образ Я и необходимость выглядеть этично, правильно в собственных глазах. Это потребность быть красивым и сильным, благородным. Не притворяться, а быть. Теперь человек скорее согласится выглядеть слабаком, подлецом и трусом в глазах окружающих, чем в собственных. Если его оболгали, это печально, но главное то, что он знает о себе сам. Он сам становится для себя самой важной фигурой. Только сейчас! Когда-то ему было все равно, он вообще не смотрел на себя и не считал это важным, потом он стал смотреть на себя, но смотрел чужими глазами и все время хотел от этого взгляда спрятаться, а теперь он стал смотреть на себя САМ, развил саморефлексию до уровня сознания, стал видеть себя и дорожить собой. У него возникла необходимость вести себя достойно, у него появилась потребность испытывать удовольствие от взгляда на себя. Только сейчас можно сказать, что человек стал любить себя по-настоящему и по-настоящему себя уважать.

Но до зрелой нравственности не хватает еще кое-чего.

Осталось полностью осознать и прочувствовать связь удовольствия и пользы. До тех пор, пока польза остается чем-то абстрактным, ее все время подвергают сомнениям. А полезно ли это? А кому? А для чего? А кто сказал? А где доказательства? А может полезней другое? В слове «польза» все время подозреваются какие-то манипуляции сознанием. На самом деле то, что для человека является полезным сегодня, это — его завтрашнее удовольствие. Удовольствие как оно есть — это сегодняшнее удовольствие, то, что мы переживаем прямо сейчас. Польза — это завтрашнее удовольствие, наше ответственное отношение к тому, чтобы завтра у нас тоже было благополучие. Пока это непонятно, сложно быть этичным и сложно быть волевым. Зачем напрягаться, отнимая у себя частицу удовольствия сегодня? Ради завтрашнего удовольствия. Не ради того, чтобы просто пожертвовать чем-то, а чтобы завтра тоже почувствовать себя счастливым, чтобы не спустить всю энергию сегодня на безделье, чтобы вложить что-то в дела, которые завтра принесут прибыль. То есть забота о пользе — это всего лишь ответственность за свое удовольствие.

Удовольствие бывает разным, не только физическим, но и эмоциональным, интеллектуальным, эстетическим. Однако это всегда переживание полноты и вдохновения, высокое энергетическое состояние. О том, чтобы состояние полноты не прекращалось, заботится польза.

Нравственность гарантирует пользу. Будучи нравственным, вы обеспечиваете себе изнутри одобрение, поддержку, уверенность в правоте, убежденность в заявленном праве. Чтобы получить энергию от своего мозга на борьбу, вы должны быть правы в собственных глазах, а это не достигается никакими иллюзиями, разве что ненадолго. Стабильная уверенность в себе достигается только формированием этического стержня и опорой на него. Вы ведете себя этично в своей системе ценностей и поэтому не сомневаетесь в том, что вы правы. Если вы будете знать про себя, что там вы трус, тут обманщик, здесь предатель, то вашей уверенности в себе будет неоткуда взяться.

То есть когда люди спрашивают, ну как же полюбить себя? Сначала полюбить себя авансом как живое, чувствующее, нуждающееся в своей любви существо, потом растить в себе этический стержень и начать себя уважать и любить по-настоящему. Не имея этического стержня, по-настоящему любить себя невозможно, все время хочется либо бежать от себя, либо представлять себя кем-то другим, не собой, кем-то более достойным во всех отношениях. Сам себе человек без этического стержня кажется барахлом каким-то, даже если скрывает это от себя.

Ну а белым пальто мораль прикрывается, когда нет понимания ее связи с пользой и удовольствием. Отсюда появляются вот эти вот гневные «фу». Не фу, а просто вредно и делает жизнь человека безрадостной. Свою собственную жизнь, а не жизнь другого. Жизнь другого зависит от его собственной этики, поэтому возмущаться чужой неэтичностью глупо, надо обратить взгляд на свою. И тоже без осуждения.

Комментарии

anna_actio    16.02.17 09:51
Потеряла шарф в детстве. А такие шарфы были в то время дефицит-дефицит и денег много стоили. Тем более, что я его без спросу надела. И вот ночь, лежу, уснуть не могу. Можно маме ничего не говорить и таращить глаза: «какой шарф, неа, не видела». А можно признаться и огрести люлей сразу.

Набралась решимости настолько, что маму разбудила: «я шарф потеряла» — «будешь теперь неделю дома сидеть!».

Это чувство, когда все сделано правильно, до сих пор помню. И во взрослой жизни тоже испытывала не раз.

А когда совершаешь что-то за гранью, даже если никто не узнает, все равно давит изнутри. И как только исправляешь ситуацию, ориентируясь на свои ценности, то сразу освобождение внутреннее. Даже если в глазах других при этом выглядишь не очень.

evo_lutio    16.02.17 10:43
Давит изнутри — это вот невротический цензор.

Признаться, получить люлей, испытать облегчение от наказания и прочее рабство.

Тут надо еще стадию бунта пройти и освободиться от строгого рабовладельца. Там и корона спасательницы, кстати, может отвалиться. И некоторые мазохистические паттерны тоже.

youarewow    16.02.17 11:38
Сейчас как никогда чувствую этого внутреннего цензора, знаю даже, чьим голосом он со мной разговаривает. Бешусь страшно последние два месяца, отказываюсь подчиняться — «назло маме отморожу уши». Внутри как будто бы вселенская война.

evo_lutio    16.02.17 11:53
Чьим голосом? Маминым? Матери злодейки. Или бывшего мужа? Тоже те еще злодеи.

Не имеют ваши фигуры отношения к реальным людям, никакого вообще, это перекладывание ответственности.

atoti    16.02.17 11:40
У меня 2 раза была ситуация на работе, когда приходил рекламодатель, товар которого я лично считаю фуфлом (бады, гадалки и прочее).
С одной стороны, было много оправданий — законом реклама подобных товаров не запрещена, а мне нужны деньги, исполнитель все равно найдется, и вообще с какой стати я беру на себя право оценивать что хорошо и что плохо
Польза от отказа была не просто абстрактной, я вообще не смогла ее увидеть.

Но чувствовала себя в итоге «барахлом» и заработанные деньги радости особой не принесли.

evo_lutio    16.02.17 11:58
Это тоже цензор может быть и угрызения совести.

Не забывайте про свободу. Это важный этап, без него так и будешь путать свою волю с навязанной чужой.

Свободный человек не боится быть плохим. Пофиг ему. Он выбирает кайф и пользу, а страх и стыд и вину не испытывает. Просто польза его в том, чтобы выглядеть в своих глазах достойно. Но грызть себя постфактум тоже совсем неполезно.

dialitexclusive    16.02.17 12:09
Сложный момент в рефлексии у меня возникает, когда нигде внутри себя я не могу найти ни капли стыда, невроза и т.п. по поводу одного отклонения от общепринятой морали… Либо я не вижу чего-то очевидного, либо эта мораль для меня не актуальна (для большинства, вероятнее всего очень актуальна) и вот такая она, моя свобода. Единственное существенное неудобство: некоторое одиночество взглядов, с друзьями не поделишься)))) Хотя при это сама потребность «делиться всем-всем»=сливаться постепенно атрофируется, и это тоже свобода, наверное.

evo_lutio    16.02.17 12:15
Да может вы просто аморальны в этом вопросе.

Или вы на очень этичного человека претендуете?

Этика — это идеал. Большинство болтаются между «да пошли бы все» и «ой, а вдруг накажут люди или боженька». Я же написала.

dialitexclusive    16.02.17 12:30
Не)) на супер этичного точно не претендую.
Просто не хочется стоять на месте, уверена, что развитие возможно и даже в теории знаю правильные ответы, а внутренней веры в их правильность (т.е. кайфовость и полезность) нет.
Ну вот Белоснежка например. Это вид фрустрации, не норма. А изнутри наверняка ощущается как истина, философия такая, а вовсе не предмет стыда. Мол, искренней любви много не бывает.

evo_lutio    16.02.17 12:38
А при чем здесь это?

Сексуальные вкусы вообще к этике отношения не имеют. Даже если женщина умрет девственницей, этичней ее это не сделает.

Дискутируйте на кухне у себя, пожалуйста. Я вам уже ответила.

tanya_nyc    16.02.17 12:13
Вспомнилось несколько биологических и теоретико-игровых фактов про кооперацию и пользу завтра.

Разумный эгоизм, который кооперация, продемонстрирован и изучен достаточно хорошо даже у самых простых бактерий. Некоторые считают, что даже многоклеточность — это разумный эгоизм каждой отдельной клетки.

А про пользу завтра вспомнилась интересная игра «догадайся, каким будет 2/3 от среднего», где все игроки записывают число от 0 до 100, а выигрывает тот, кто ближе всего к 2/3 от среднего. Рациональные игроки должны писать 0. Если итеративно чуть-чуть подумать, то становится понятно, почему (никогда не стоит писать больше 66, но тогда интеврал ставновится не от 0 до 100, а от 0 до 66, и не нужно писать больше 44, и так далее, все сходится к 0). Но даже в такой простой игре люде не принимают рациональное решение в реальности, или реалистично оценивают уровень рациональности противников. В общем, в экспериментах люди просчитывают на совсем малое количество шагов вперед даже там, где можно очень хорошо просчитать, и, вероятно, завтрашняя пользя поэтому не так сладка.

evo_lutio    16.02.17 12:19
Для гратификации нужен запас энергии.

Нищие берут кредиты и влезают в долги, богатые с удовольствием копят.

Так что не только в просчетах дело.

Хотя эмпатии у людей мало, да, вечно не могут понять, что другие не дураки и многие их догадливей.

exodus_jay    16.02.17 12:45
Я долго не мог бросить курить, хотя понимал весь вред. Пугал себя всякими последствиями, но продолжал курить и начинал еще больше думать о плохих последствиях, это было хождение по кругу. Потом как-то само собой получилось оторваться, и когда я увидел, что чем дольше без сигарет, тем лучше самочувствие и больше энергии, стало гораздо легче не курить, хоть и хочется иногда.
За питанием тоже стало легче следить, когда на практике дошло, что это не просто зож-выпендреж, а нужно для того чтобы нормально себя чувствовать и выглядеть.
Очень запомнилась еще из старых постов фраза о том, что кто полюбил полезное, тот выиграл эту жизнь.

ras_kudryavyy    16.02.17 13:49
Зависимость от курения — это не про этику, скорее, а про волю, у вас не хватало силы воли сдержать принятое решение бросить, хотя вы прекрасно понимали, что курить вредно, в перспективе.
Этика, насколько я поняла, это вести себя порядочно даже тогда, когда об этом никто-никто кроме тебя не узнает, даже если никому не будет плохо, даже если очень хочется, самоуважение исчезает после таких поступков, у меня по крайней мере. Мне вот иногда, например, стыдно за то, что я пишу анонимно в сети, не хватает смелости писать под регой. Пишу и чувствую себя гнилостно, перестаю сама себя уважать в такие моменты, но до этого поста не понимала, насколько это разрушительно. Очень сильно во мне чувство «а что обо мне подумают приличные люди», потому что пишу я анонимно в одном сообществе резкие вещи, а под регой я вроде как такая неконфликтная.

evo_lutio    16.02.17 14:27
А у вас вот что.

Вот пришли вы комментировать чуть ли ни впервые, наверняка написали подробный запрос, где пообещали писать, уважая границы и т.д.

И сразу же полезли замечания делать тому, кто комментирует давно, дискутировать с ним, чтобы проявить, подчеркнуть свое могучее умное Я. Более лучшее.

Это пограничный баг Выскочка.

Наверное вы поэтому комментируете анонимно. Стыдно под фамилией, но раздирает от желания высказать свое ценнейшее мнение.

То есть тут этика не поможет, над границами надо работать. Осознать, что ваше мнение для незнакомых людей — пустой звук и пустое место, на своей территории можно, на чужой — только по запросу. Это поможет в жизни больше, чем борьба с чувством гнилостности.

linarez    16.02.17 14:48
Получается, «я добрая и от этого слабая и все меня используют» — это не про настоящую доброту в том числе и от того, что у человека нет крепкого этического стержня, он застрял в стадии невротического давления.

evo_lutio    16.02.17 14:54
Это получается не из поста про этический стержень, это получается из всех постов, про границы особенно.

Если все используют и он жалуется, то 1)внешний локус 2)корона 3)нытик, и вообще дрянь, а не человек. Какая там доброта?

atsushi_mur    16.02.17 16:20
уступать или не уступать место в автобусе,если не хочется этого делать)

evo_lutio    16.02.17 16:54
Спасибо за вопрос. Сейчас отвечу обстоятельно.

silberwe    16.02.17 16:50
Как раз размышляла сегодня на близкую тему. Многое стало яснее после этого поста, как всегда. Думаю, я размазана где-то между невротическим цензором и осознанием пользы морали для себя. Ушки повыше (хотелось бы выглядеть красиво в собственных глазах), основное тельце невротично болтается (себе не нравлюсь).

let_me_fem    16.02.17 18:10
Оцениваю себя как примерно между вторым и третьим уровнем.

Выбираю подчиняться ли «голосу морали» (2й уровень) зависимости от обстоятельств. Часто опираюсь на импульсы и желания «куда потянет» т.е. Позволяю себе отходить от «голоса», но держу в голове последствия. (Списывать на экзамене — это большой вред мне. Но провалить экзамен — ещё больший.) — это уже ближе к третьему.

Иногда тянусь к вершине третьего уровня:
Вижу пользу для себя, в становлении более нравственным человеком в том, что тогда и окружение будет соответствующее, на уровень выше. И отношение ко мне у окружения.

На счёт образа себя в своих глазах — пока что нравится видеть себя немного хулиганом.

Иногда скатываюсь к первому: хочу что-то сделать нехорошее, но боюсь. (Прогулять работу, сказавшись больным? Догадаются ещё! Нет, лучше пойду)

Иногда просто нет энергии поступить правильно. (Надо зарание начать готовиться к тесту, чтобы не приходилось списывать? Но как же себя заставить?)
Для исправления последнего, нахождения воли, сейчас стараюсь снимать корону, осознавать в какой я яме, и что если не буду ничего делать, то никому не буду нужна.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio