Хочу два важных момента пояснить по поводу настроек эго.
А вечером приходите, будем в письмах баги эго искать и смотреть на их разрушительную работу.
Почему для нормальной настройки самооценки важно считать себя обычным?
У многих душа сопротивляется этому слову. Ну вот я, например, не совсем уж обычный психолог. Вон их сколько, обычных, тьма. А я — это Я. Каждый так думает про себя в той области, где у него есть какие-то амбиции и какие-то результаты, куда он вложил много труда.
Но надо понимать следующее. Самооценка — это внутренняя настройка эго. Это не внешний анализ данных социологической службой, где вас будут объективно сравнивать со среднестатистическими показателями. Нет, самооценка имеет совсем другую систему отсчета. Вы — в центре, самооценке важно обеспечить вас стабильным потоком энергии, она — стабилизатор тока.
Если вы, находясь в ситуации, сравниваете себя с кем-то абстрактным, а не с теми, с кем взаимодействуете, сотрудничаете и конкурируете в данный момент, то вы очень многое упускаете. Реальные успехи постоянно поднимают ваш социальный лифт. Вы растете, достигая каких-то объективных рубежей. Вчера вы были школьником, оценивать себя должны были по сравнению с такими же точно школьниками, не с дошкольниками и не с двоечниками-второгодниками, а с учащимися своего уровня. Если ради самолюбования вы постоянно смещали фокус на самых плохих учеников и думали: ну вот же, я в числе самых лучших, я крут! то вы приучали себя к дешевому корму.
Про дешевый корм самооценки я уже много писала. Это как быстрые углеводы в системе питания. Если питаться этим не изредка, а постоянно, обмен веществ, в нашем случае — обмен энергии нарушится. Ваше эго либо разжиреет и станет безобразным, либо будет постоянно переживать скачки энергии — подъемы, спады, то эйфория, то апатия. Вознесся в небо от ощущения своей грандиозности, потом бац, увидел, что никакой грандиозности нет, упал. Как сахар скачет от неправильного питания, нарушая всю работу организма, так уровень энергии становится нестабильным от скачков самооценки. Как организму нужно сдержанное, полезное, умеренное питание, так и самооценку надо кормить правильно.
Осознавая свою обычность в той системе координат, в которой вы в данный момент находитесь, вы всего лишь соглашаетесь, что есть те, кто намного хуже вас, есть те, кто намного лучше, а в целом вы — обычны (для места, в котором находитесь). Вы ученый? Так сравнивайте себя с другими учеными и не своего маленького отдела, где вы, может быть, самый опытный, а большого института или даже всей своей научной отрасли. Вы точно лучший? Не нужно подтасовывать методы измерения, чтобы получить желаемый результат.
Зачем вы, будучи ученым, сравниваете себя с соседом, офисным менеджером? Он не занимается наукой, вы лукавите сами с собой. Сравните себя с ним в другой области, там, где он крут: в спортзале, в сексе, в подборе галстуков к рубашкам. Никогда не сравнивайте горячее и соленое, а оценивайте себя внутри своей фокус-группы. Там вы, наверняка, будете обычным. А если вдруг лучшим, то это либо ваши иллюзии, либо вы засиделись в группе, которую переросли, и почему-то боитесь двинуться вперед. Скорее всего из-за баговБаг – пограничный дефект, устойчивая форма специфического нарушения границ... Прочитать самооценки, из-за боязни оказаться не лучшим.
Обратите внимание, чувствовать себя худшим, это тоже плохая самооценка. Если вы худший, то вы либо нытик, надеющийся, что на ваши страдания отзовется голубой самолет, либо зачем-то влезаете в оценках себя слишком высоко, не дожидаясь лифта, карабкаетесь по решетке вверх, пока ваш реальный уровень ниже. Освойте сначала свой уровень, где вы не худший, а обычный, тогда и будете дальше расти. То есть планка притязаний и достижений должна расти, а вот адекватная самооценка всегда должна стабилизировать ваши ощущения до «норм». Вы растете, а самооценка каждый раз калибрует вас как «все нормально, растем дальше» без «ооо, я грандиозен!!» или «о нет, я ничтожество», без этого.
Когда вы только что чего-то добились и понимаете, что нет, все таки вы очень-очень круты, пожалуйста насладитесь куском этого шоколадного торта, не шарахайтесь от этих мыслей, но и не застревайте в них, вернитесь к адекватной самооценке, иначе вы утратите стабильный поток энергии. Вы перестанете трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, вы будете просто кайфовать и лелеять картины своего триумфа. В то время как триумф уже давно прошел. Ведь жизнь — это движение. Это хорошо знали многие великие полководцы и предупреждали, что момент победы — опасный момент, так как легко выбивает почву из-под ног и делает слабым из-за желания зависнуть на этом моменте подольше. «Почивать на лаврах» это называется. Пока почиваешь, поток иссякает и дальше могут начаться падения. Это и объясняет тот факт, что у большинства людей «жизнь полосата» белая полоса сменяется черной. Из-за неспособности держать поток стабильным. Этому стоит учиться.
Некоторые удивляются, а как же, считая себя обычным, накачать мотивации для деятельности? Мотивацией занимается другая настройка эго. Спонтанность. Вы должны очень хотеть чего-то и знать точно, чего вы хотите, тогда мотивация будет. Будет сильный направленный поток. Самооценка всего лишь выравнивает и стабилизирует этот поток, обеспечивает ему завтра, а в настоящем поток зависит не от самооценки.
Если поток начинает целиком зависеть от самооценки, горе. Вы либо живете в бесплотных мечтах (хочу принца, хочу кресло директора), либо ориентируетесь исключительно на одобрение внешнего мира. Представьте себе, вы не имеете интереса к этой работе (к этому человеку), но считаете себя лучшим для нее-него и поэтому соглашаетесь. Это из серии «он мне не очень нравился, но очень уж влюбился» или «мне не интересно на работе, но без меня тут не могут обойтись». В таких историях всегда выясняется, что влюбленность на той стороне померещилась, все могут обойтись, а зависимость уже появилась.
Если ваш единственный мотив — «а зато я тут буду звезда», то это плохой мотив. Самое правильное, если вы считаете себя в целом — обычным для этой задачи, но вам очень интересно и у вас есть кайф от процесса и жажда результата. Вот тогда это достаточно мощный и очень стабильный поток. Вас нельзя сбить с ног, вы защищены, вы неуязвимы.
Еще раз. Самооценка отвечает за стабильность и равновесие потока, а сам поток зависит от спонтанности — от того удовольствия, которое вы получаете и надеетесь дальше получать, от вашего интереса к тому, куда направляется ваш поток.
И еще пара слов — о локусе контроля.
При попытке отрегулировать эту настройку большинство спотыкаются об «обстоятельства достаточно благоприятны».
Какого черта? А если рушится крыша и стены качает? Где же благоприятность?
Если крыша рушится, а вы — внутри домика, то думать о том, как жаль, что крыша рушится, как было бы классно, если бы она оставалась на месте, не надо. Пока вы стонете об этом, вас завалит обломками. Оглянитесь вокруг и найдите благоприятное для вас обстоятельство. Например, открытое окно. Или образовавшаяся дыра в стене. Здорово что она образовалась! Или валяющийся рядом мобильный телефон, по которому можно вызвать МЧС. Найдите то обстоятельство, которое благоприятно для вас и используйте его. Вот это будет правильный локус контроля. А обдумывать плохие обстоятельства, акцентируя на «вот так и так было бы хорошо, если бы не вмешался форс-мажор» бесперспективно. Здесь локус работает на плохую самооценку, подкармливая ее фастфудом типа «ты крут, просто обстоятельства неблагоприятны!»
Можно придумать сто вариантов, как здорово могло бы быть, если бы обстоятельства сложились идеально, если бы Вселенная присела в реверансе, а люди склонились бы, ожидая ваших распоряжений. Но в этом случае ваш локус улетит далеко за ваши пределы, потому что люди не склонятся и Вселенная не присядет. Никогда. Ничего этого не будет. Вы — маленький человек, поместите локус внутрь своего маленького круга эго, туда, где вы реально можете рулить. Это будет полезней для вас.
То есть оценивать благоприятные обстоятельства опять-таки важно не для сбора сравнительных данных. Зарплата меньше, чем в более развитой стране, жена сварливей, чем у красивого соседа, машина хуже, чем у богатого коллеги, такая оценка не даст вам ничего, кроме вывода о том, что вы — бессильная жертва плохих обстоятельств. А такая жертва должна ждать спасателей.
Если вы сами себе спасатель, вы должны принять ситуацию за условие и искать те благоприятные обстоятельства, которые «сами идут к вам в руки», которыми вы можете воспользоваться, потому что они попадают в пределы вашего локуса контроля в отличие от неблагоприятных, враждебных вам обстоятельств. Это как с друзьями и врагами: друг составит вам компанию, враг помешает. Врагов следует дистанцировать, друзей приблизить. И свой фокус нужно направить на дружелюбные обстоятельства, увидеть их, найти или создать.
Многие думают, а не получится ли так, что человек найдет обстоятельства благоприятными, и останется на месте? Но здесь опять нужно помнить, что локус контроля не отвечает за мотивацию. За мотивацию отвечает спонтанность (!) Локус всего лишь показывает маршрут как карта, саморегуляция рулит, а поток по которому плывет корабль создает наша спонтанность (наш интерес, наше влечение, наша потребность, жажда). Спонтанность зависит от всех настроек, но энергию в конечном итоге дает она. Королева.
Если спонтанность в этом направлении скована страхом или ленью (лень — это фрустрация), то человек останется пассивным. Правильный локус контроля покажет ему, что он сделать может, а чего нет. Захочет ли он это делать, будет зависеть от его мотивации, от того удовольствия, которое он ожидает от результата деятельности. Если ему кажется «кайфа будет ноль, а сил уйдет слишком много», то он ничего делать не будет. Это фрустрация потока. Но если результат его манит, правильный локус покажет, как это получить верней и быстрей, не тратя энергию зря.
О спонтанности и саморегуляции в следующий раз.
Получается у вас настраивать самооценку и локус контроля?
В 16 00 приходите, разберем два письма, двух девушек. У одной самооценка в короне, у второй с локусом контроля беда. И ситуации у них показательны.
Комментарии
lidia46 25.07.16 07:48
У меня сейчас любимое занятие — настраивать локус контроля. Чтоб, он был внутри и стоял) Вдохновляет то, что сразу виден результат. Мгновенно практически. Окидываешь внутренним взором ситуацию, ищешь доступные тебе рычаги влияния и действуешь. И как в том стишке » не надо ждать не надо звать а можно взять и почитать». Нет рычагов — значит или создавай их, учись читать или не ной, жди пока придет кто-то и почитает.
Раньше, когда я не понимала и не слышала ничего про локус — часто было такое ощущение, что можно только ждать. А сейчас, когда делаю попытки что-то осознавать, начинаю как бы видеть разнообразие вариантов: можно ждать, можно взять с полки букварь, можно дать старшему брату свою копилку в обмен на то, что он научит склдывать слоги и заодно почитает…
evo_lutio 25.07.16 08:13
Нет рычагов, надо менять взгляд, искать подход и ракурс, вертеть ситуацию туда-сюда и себя внутри ситуации поворачивать так, чтобы рычаги появились.
Но и самооценку при этом держать стабильной — это поможет защитить себя от иллюзий. А то померещатся силы, которых нет.
evo_lutio 25.07.16 08:14
И вот сама эта способность — вертеть туда-сюда себя и взгляд на ситуацию — это тренировка главной мышцы — воли. Которая делает человека очень сильным, а в перспективе — сверхчеловеком. То есть это еще и проактивная работа самая настоящая, в отличие от плаванья по течению как бревно.
tundra_everyday 25.07.16 08:10
Да, вот с обычностью у меня были (и есть)) серьезные проблемы.
Хотелось считать себя самой обычной, но как это сделать, если жизнь у меня далеко не обычная, я сама необычная, и все у меня не обычное, и это не только я знаю, это все вокруг знают и признают. А если кто не знает, Гугл рассказывает.
При этом понятно, что про гораздо большее количество людей Гугл расскажет намного лучше, круче и вообще, но себя то на автомате сравниваешь с людьми в целом. Я то по сравнению со всеми — «явно отличаюсь»!! И крышу иногда приходилось на месте держать одной силой волей практически. Получалось не всегда)
Сравнивать себя с людьми своего круга/уровня/необычности в голову вообще не приходило. Это сильно меняет концепцию и очень-очень приводит в чувство мгновенно. И ещё, тут же появляется четкое ощущение что есть куда стремиться и развиваться.
Спасибо.
evo_lutio 25.07.16 08:20
Вот люди вечно ссылаются на какую-то «объективность», а при этом подтасовывают.
Начинают сравнивать себя с населением земного шара, не учитывая обстоятельств, например недостатка образования в голодных странах. Но сравнивают «объективно»! И приходят к выводу, что они ну ооочень круты.
А в другое время случайно смещают фокус на более успешных коллег и у них дикая истерика, потому что они уже привыкли раздуваться от важности, а тут вдруг бац — перед ними стоят несколько более успешных, и мир рушится. И чтобы спастись, надо повернуться в сторону тех, кто более убогий, чтобы опять почувствовать себя королем, и стоять отвернувшись от развития и смотреть на тех, кто пока меньше добился, и поглаживать себя.
Не надо подтасовывать данные. Надо понять, что мотив в данном случае — насладиться горкой сахара в жирных сливках. Единственный мотив. Не объективность! Нет никакой объективности. От смены ракурса и системы координат полностью меняется картина.
Вот и надо ее менять так, чтобы чувствовать себя нормальным. Этим должна самооценка хорошая заниматься, а не «объективностью» ради обжорства.
hockey_daddy 25.07.16 08:16
Локус настраивать очень тяжело, от этого постоянно скачет самооценка. Чаще кажется, что ничего невозможно сделать. Появляется зависимость от мнения других людей, чтобы подкормиться. Сложно от этого уходить и смотреть изнутри.
evo_lutio 25.07.16 08:23
У вас наоборот с самооценкой проблемы — желание кормиться сладким. Поэтому не можете локус настроить. Пытаетесь настроить, видите, что бессильны во многом, бежите за ощущением грандиозности. Как следствие — зависимость и так по кругу. Снимайте корону и энергия появится.
evo_lutio 25.07.16 08:26
Даже сейчас. Вы пишете о проблеме своей, хотя по правилам блога — жалобы — это запросы, писать нужно о том, что получается, что удается, а не ныть, намекая на то, что я помогу или пожалею.
Но вы это делаете в надежде, а вдруг чего доброго скажу, утешительного или полезного, чем можно будет сразу себя накормить. И «забываете» о правилах или упускаете из виду, ради этого корма.
Вся картина эго людей буквально в каждом комментарии, диагностики никакой не надо, сами громко объявляете.
hockey_daddy 25.07.16 08:34
Прошу прощения, даже это произошло незаметно. Срочно нужно снять корону.
baka_jack 25.07.16 08:36
Сейчас пытаюсь работать над локусом. Не знаю, выходит или нет.
На днях была такая штука — я около месяца встречаюсь с девушкой, и мне не хватает от нее теплых слов и какого-то участия. Я подумал — что я могу сделать, чтобы изменить эту ситуацию? Сначала пришли в голову только скалки, либо не делать ничего вовсе.
В итоге я решил просто спокойно сказать ей о своих чувствах, стараясь не обвинять. Вроде, все прошло более-менее нормально, мы не поругались, я узнал кое-что новое про нее. Но понимаю, что впереди — не паханное поле.
jane_bess 25.07.16 09:19
Сказать о чувствах — это может быть вложением, а может быть и щипцами (смотря как, чего и сколько). А вообще, «сказал о чувствах — вроде все прошло нормально, мы не поругались» — ладно, это не эволаб, поэтому не буду комментировать.
kfle 25.07.16 09:28
Если я верно поняла, сказал о чувстве обиды, досады и ‘хочу больше внимания от тебя’. А не ‘я влюбился, потерял голову’.
jane_bess 25.07.16 09:30
Ну если ваше предположение верное, то вообще щипцы. Если признание в любви (не второе по счету, оставшееся без ответа) то вложение, но тогда почему спокойно, это надо говорить пылко.
baka_jack 25.07.16 10:36
Вы не верно поняли, не нужно строить из себя Вангу. )
Сначала я сказал о своих чувствах, а потом о том, что меня беспокоит, и что я такой вот, начинаю отмораживаться, хотя очень не хочется. Щипцы конечно наверняка, но голова пока варит только в этом направлении.
evo_lutio 25.07.16 12:43
Хотите, чтобы она стала вашей мамой и помогла вам?
baka_jack 25.07.16 13:16
Ни мамой, ни даже старшей сестрой. Я вас понял.
tesh31 25.07.16 08:37
Про самооценку. Всегда сравнивала себя с собой же. И я крута, да). Если сравнивать себя с такими же как я (имею в виду женщин, имеющих много детей), получается, что есть и похуже и получше. То есть я — средненькая, обычная. Немного стало понятно, как настраиваться. А-то ж как в комменте выше — как же обычная, когда необычная)).
Про локус контроля. Когда перестроилась в ситуации с работой на — буду делать то, что мне доступно, а остальное от меня не зависит и я спокойна — дело сдвинулось. Времени много уходит, но, двигается и это радует. И я точно знаю чего хочу и куда иду. А так да, годы ушли на «все по блату, сволочи».
ext_1751587 25.07.16 08:41
С самооценкой, да, получается — сравниваю себя с самой собой в прошлом и вижу прогресс. В личной жизни — локус контроля скачет периодически.
evo_lutio 25.07.16 10:11
Скачет, потому что самооценка настроена на прошлое. Все время на прошлое.
А самооценка — это пирамида из трех граней — прошлое, настоящее, будущее. И главная грань — настоящее, в котором ты обычный.
Вы же повернуты в прошлое, чтобы была за что себя похвалить, погладить. Поэтому и локус слетает все время.
birdy_strangelo 25.07.16 08:44
Осознание своей «обычности» стало для меня волшебным мотором в некоторых делах. Стоило перестать сравнивать себя с теми, кто уже умеет, когда я ещё только учусь, и всё сразу выправилось.
Например, я недавно впервые перевела книжку. Мой перевод небезупречен. Совсем не такой, как у моих любимых Гаспарова, Лунгиной, Завозовой и других мастеров. Но это первая проба начинающего переводчика. Совершенно обычная, много труда и любви, пара удачных ходов, косяков хватает, конечно, но пока вот так. Значит надо изо всех сил херачить следующую пробу, чтобы она стала получше этой. А не «завязать с этим делом, потому что я бездарь в отличие от».
pin76 25.07.16 08:45
для меня понимание, что я обычный человек — очень помогло стать терпимее к себе. Перестала «горы двигать», «коней останавливать», а главное поняла, что существуют другие способы решения проблем, без вот этих жертв, преодолений, надрывов. Стала намного легче отказываться от дел, за которые предлагали одну оплату — кормление самооценки. Вдруг поняла, что мне не нужно ничье спасибо, или высокая оценка или что-то подобное (в определенных сферах)
в отношениях — разрешила себе больше живых реакций, больше принятия себя.
И в то же время — обычный человек — это планка, защищающая от многих прогибов. Т.е. есть вот такой средний уровень, который я взяла, я его знаю, и ниже которого я не пойду. Не нужно золотых гор, но и также четко есть нижний предел, по которому я в отношения (любые — деловые, дружеские, любовные) не пойду.
Т.е. с локусом у меня были проблемы из-за искаженной самооценки — мерещились силы, которых нет, в результате очень многие вещи решала через надрыв. Сейчас — вроде и вижу много способов повлиять на ситуацию, но по каждому из способов задаю себе вопрос — а по карману ли мне, такой вот обычной женщине, этот способ?
В принципиальных моментах — конечно же по карману, а в остальном — всегда действительно находятся способы оставаться в границах, прежде всего — своих возможностей
irene_dy 25.07.16 08:46
Корона у меня есть, я норовлю себя в областях, которые мне интересны, српвнивать себя с средним уровнем, хотя с какой стати. Ведь это мне интересно, а не им. Стараюсь самооценку ровнять, думать о том, что вот этот человек очень здорово делает то и это и у него есть чему поучиться. И сравнивать себя со своим слоем в каждой области стараюсь, но не всегда правильно его определяю, слой этот. Уяснила теперь, мой слой там, где я обычная. С локусом — иногда мне мерещатся рычаги там где их нет, точно. Из-за короны. Обычно именно попытка подергать за такой рычаг приводит к осознанию и корону удается уменьшить, тогда и локус выправляется.
evo_lutio 25.07.16 10:09
Да, именно, слой там, где обычная. И не застревать, повышать планку понемногу. Тогда самооценка будет классной. Она формируется и дальше уже сама держит и правильно калибрует ситуации. Но формируется она именно так. Как хороший обмен веществ — правильным режимом питания. А потом уже режим помогает и держит, не надо все время за ним следить, сам за собой следит.
polina_ponc 25.07.16 09:00
сейчас очень модная тема в больших корпорациях-«оценка 360 градусов». Начальник оценивате тебя, ты потом глядя ему в глаза оцениваешь его. По моему мнению, сомнительное упражнение. Это же просто частное субьективное мнение одного индивидума о другом. А вот Индивидуальные планы развития на квартал с последующим анализом-полезное мероприятие.
iron_pin 25.07.16 10:10
По идее, в рамках оценки 360 человека должны анонимно оценивать все коллеги, с которыми человек регулярно соприкасается по работе, не менее 10 обычно. Поэтому 360, что можно получить взгляд на сильные и слабые стороны со всех сторон и собрать полную картинку. С начальником общий результат оценки обсуждается. Может быть, с методикой внедрения сложности бывают, но задумка прикольная. Я бы не отказалась в личной жизни подобный инструмент поюзать и фидбэк пособирать анонимный у бывших кавалеров:)
evo_lutio 25.07.16 10:15
Чушь это.
Собрать интерпретации и проекции и сидеть анализировать через свои интерпретации и проекции.
Испорченный телефон.
evo_lutio 25.07.16 10:17
Очень модные тренинги были лет двадцать назад, а у нас до сих пор еще.
Сесть на стул и пусть тебя ругают. Сколько адреналина, а потом эндорфина! Иллюзия своей смелости, неуязвимости. И столько сладкой мазохистской боооли и столько кайфа от сепарации и отделения границ.
Главная пакость, что на такие упражнения слабые личности подсаживаются как на наркотик и потом лет десять носят деньги за такие тренинги, считая, что прокачивают себя.
Прокачать себя можно только в реальной деятельности, а не надрачивая эго.
sava_ya 25.07.16 09:09
Настройка локуса и понимание границ помогает разруливать спорные и конфликтные ситуации лучше всего на работе, тут слияния меньше. В семейных отношениях это даётся сложнее, потому что там более всё намешано, но тоже даёт положительный результат.
Например, если на работе начальство недовольно, можно покрутить ситуацию с разных сторон и понять, где действительно мои ошибки, а где плохое настроение или капризы самого начальства и что с этим делать. Не кидаться сразу в панику: я никчёмный работник, не обижаться на весь мир, а исправить свои косяки и мысленно не плеваться в сторону руководства.
Там не менее моя корона тщательно маскируется и порой я я не могу её во время заметить. В нескольких своих проектах по жизни я достигала какого-то определённого успеха в небольшой группе, видела перспективы дальнейшего развития, но в страхе перед более широкой публикой отступала снова в свою раковину. Поэтому все мои увлечения. которые могли бы вырасти на профессиональный уровень так и остались на уровне любительских.
jane_bess 25.07.16 09:29
Мне буквально на днях пришлось в ручном режиме утаскивать локус внутрь и снимать с головы корону и припрятать до лучших времен. Дело касается не любовных отношений, а тренинга моей лошади. Человек хотел держать меня за дуру, но был готов к эмоциональному отпору с моей стороны, если я не хочу сидеть в дурах. При этом он не был готов к тому, что с ним вежливо и без скандала попрощаются. Такое решение было обусловлено пониманием, что 1. нельзя требовать к себе уважения, его надо заслуживать. 2. обычное человеческое уважение полагается априори, пока не доказано обратное. 3. если тебе отказывают в п. 2 — заслуживать и доказывать ничего не надо, надо дистанцироваться. Волшебный получился эффект. И урок для меня, что я слабачка, если находятся люди, желающие держать меня за дуру. С сильными и успешными такое никому даже в голову не придет.
evo_lutio 25.07.16 10:26
Люди, которые готовы держать нас за дураков, есть всегда, их и искать не надо.
Вы можете только подпускать — не подпускать к себе людей. Это и называется границы проводить. Вот если вы вступаете в конфликт и оказывается, что вас держат за дуру, значит вы подпустили к себе лишнего человека, каким-то образом дали ему права, рычаги, возможно взяли у него что-то, и он теперь вас держит за дуру не где-то там на своей территории, а на общей или вашей.
Свою территорию надо контролировать, а общую территорию формировать на основе взаимоуважения и взаимоответственности, в балансе, на равных. И на работе, и в отношениях.
ext_1656347 25.07.16 09:55
Самооценку настраивать не получается. На одну-две минуты, пока я усиленно думаю «я обычная», потом улетает вверх. Например, так: ну и что, что обычная, обычные люди тоже заслуживают и отдыха, и расслабления, и пятого-десятого. Просто так, потому что хотят. И под таким соусом я без конца отдыхаю и расслабляюсь, а дела не сделаны.
Локус, я так вижу, что получается. Легко определить, что вот это меня не касается, а вот это как раз мое дело и надо его делать.
evo_lutio 25.07.16 10:05
Так дела не сделаны не из-за самооценки, а потому что воли нет и спонтанность слабая.
А главное, локус плохой, инфантильный скорее всего, раз ничего делать не хочется. Не ваше дело, это вы легко определяете, а вот свои дела делать не хотите, хотите расслабляться. А кто за вас сделает? Кто поможет вашим близким? Пусть сами? А вы — деточка?
Бывает такой женский локус, локус козленочка. Все его не касается, он может лечь и лежать. Мама молока принесет. А если считать, что ты сам должен маму накормить и своих шесть братьев, придется на ножки вскочить.
alle_x_andere 25.07.16 09:56
У меня классика жанра. Всегда считала свою самооценку заниженной и , обнаружив нехилую и рогатую корону, очень удивилась. Самооценка прыгает от эйфории до апатии и все время ждет сладкого из внешнего источника(тем более, что я знаю пару кульбитов, за которые стабильно дают сахар). Поэтому сейчас постоянно приходится себя контролировать — именно как написано в посте , например сравнивая себя с теми, кто пишет и поет (а тут похвастать нечем), а не с группой близких, готовых апплодировать на любую пару рифмованных слов. В других вопросах та же история.
С локусом та же история. Постоянно ловлю себя на том, что невольно жду, кто придет и спасет. И если в вопросах квартирных научилась справляться почти полностью сама(бытовой ремонт и т.д.), то в финансовых все еще жду поддержки извне от родителей, а потом обижаюсь на их контроль. Стараюсь сейчас искать свои источники финансирования и по крайней мере быть благодарной родным за любую помощь.
combinefood 25.07.16 10:03
У меня локус некоторое время скакал от «Это все обстоятельства, я ничего не могу сделать» — до «Я все могу, надо просто еще раз подумать». Первое — это инфантильный локус, без проактивности. Второе — это тоже баг, из-за этого я иногда надолго застревала в ситуации, пытаясь что-то менять и заламывая руки, никак не могла отпустить, принять поражение.
Сейчас учусь бороться там, где важно, но и отпускать ситуацию, когда ничего сделать нельзя. Более менее нащупала эту грань.
Благодаря вашему блогу, научилась смотреть на ситуацию со стороны, как бы выходить за рамки сиюминутного, из своих ощущений в ситуации. Так же ввела в обращение «поступать красиво», вести себя красиво. Это очень помогает настраивать локус, не ронять самооценку и стабилизировать поток.
made_of_earth 25.07.16 10:04
Сейчас получается, мне особенно это помогает, если начинается меланхолия. Сразу замечаю, когда вместо того, чтобы предпринимать какие-то действия для своего блага, я задираю планку, критикую себя и делаю обобщающие пессимистические прогнозы. Если все вернуть на место, то настроение сразу нормализуется.
Но был у меня период, когда я ходила к психологу, и он что-то похожее пытался до меня донести, и это вызвало с моей стороны много негатива, грандиозная самооценка сопротивлялась как могла) хотя я понимала, что он прав, это все было крайне неприятно.
evo_lutio 25.07.16 10:32
К психологам многие ходят, чтобы получить все тот же дешевый корм: поглаживания, утешения, ободрения из серии «твоя мама была плохой, я буду любить тебя вместо нее». Многие на это и рассчитывают, деньги плачу — беру ласку и любовь. Как будто в бордель пришел. К проститутке. Как у Глюкозы в старой песенке: «Твоя невеста честна, честная-ё, я буду вместо, вместо, вместо нее»
Печально, что психологи часто неосознанно на это ведутся и стараются угождать, поглаживать, поддакивать, и считают, что делают работу, мягкую, но полезную. Их тоже можно понять конечно. Они деньги зарабатывают.
Пинки правда тоже не метод, это выход из своих границ всегда почти. К тому же пинки некоторые начинают воспринимать как епитимью, скидывают ответственность с себя еще быстрей. Поругали — можно не переживать. И похвала такого сурового психолога начинает стоить в десять раз больше. То есть жесткий коучинг не лучше мягкого, одинаково это все.
Единственная возможность работы над собой — это собственная сознательная работа. А психолог может только ориентировать, направить.
made_of_earth 25.07.16 11:09
Да, я от того сурового сбежала к ободряющему и поддерживающему, который от каждого моего стона менялся в лице и начинал для меня стараться, но я быстро пресытилась и начала выносить ему мозг в стиле «все фигня, твоя терапия — фигня, все это любовь за деньги и ничего не помогаааит». Было чувство, что я паразитирую, ему тоже, видимо, было несладко и трудно любить даже за деньги. В итоге он сбагрил меня своему многоопытному супервизору, общение с которым оказалось очень полезно.
Но все равно, ощутимый результат у меня появился, только когда локус поправила, во многом благодаря вашему блогу)
clerambaux 25.07.16 11:47
Не скажу за всю Одессу, но ведь, по крайней мере, на КБТ обычно с самого начала говорят, что цель терапии — это сориентировать и дать инструменты для самостоятельной деятельности. Печально, если даже это скатывается в поглаживания.
evo_lutio 25.07.16 12:47
А как человека заставишь проактивно действовать? Никак практически.
jayzzy 25.07.16 10:30
У меня самооценка сильно скачет в новых сферах деятельности. Сейчас по декору, допустим — делаю и думаю — ёксель, да я художник! потом думаю — трешняк какой-то наваяла, только до мусорки донести годится, и то завёрнутым в два пакета. А в реале — нормально, что-то чуть лучше, что-то чуть хуже, но для наших целей — подходит. Или с танцами — о, как круто у меня получается, наверное, я талант! Потом: косоножка, косоручка, нечего тебе тут ловить. Самооценка хорошо выравнивается, когда фокусируешься на том, для чего ты всё это делаешь, и на прогрессе — вчера было хуже, а завтра — хоть чуть-чуть — но будет лучше. А если я по сторонам начинаю озираться, то сразу самооценка шаткая, потому что окружает не референтная группа — куда более крутые ребята, чем я.
С локусом всё хуже, но хотя бы стараюсь отслеживать, где заканчиваются границы моего влияния, в т.ч. по наличию физических сил и времени на разрешение вопросов. А то вечно кажется, что если постараюсь, то всё успею и всё смогу. А нет, не всё.
crazy_betti 25.07.16 10:46
Установка «я самая обычная» меня выводит сразу в состояние «окей, гугл, что мы можем сделать, чтобы повернуть ситуацию в свою сторону». Если повернуть не получается, принять текущую ситуацию и не назначать конец света здесь и сейчас. Удивительно, что в голову стали приходить идеи проактивные, стало хотеться создавать благоприятные обстоятельства, а не только действовать в текущих заданных.
Раньше таких идей в голову не заходило, очень жала корона, не к лицу принцесске шевелиться, пусть приходят и сами дают.
jen_ok23 25.07.16 10:46
Возвращать самооценку в адекватное состояние сейчас более-менее удается путем наблюдения за своими реакциями на комплименты или неудачи в чем-либо, как бы отстраненно. Раньше от внешних «воздействий» неосознанно скакала то вверх, то вниз.
В плане локуса долгое время нащупывала грань, где заканчивается область моего влияния на ситуацию, и начинается «воля божья». Порой просто с ума сводили мысли, что чего-то сделала не так, а могла бы. Особенно в отношениях. Грань размытая, но вроде нащупывается через принятие ответственности, не забегания вперед (решение только ближайшей задачи, не обдумывать что будет за ней), где-то больше доверия сердцу (не ломать голову).
Вот со спонтанностью по тесту наибольшая проблема ) Мотивации надолго не хватает, и не всегда понимаешь хочешь ли того, чего добиваешься, или все же, это не нужно.
omgomg_no 25.07.16 10:50
Держу руками и ногами, чтоб стояло прямо. Пошатывает, но уже лучше, чем было.)
По локусу периодически пытаюсь начать себя пинать, что надо было лет на 10 раньше к врачу сходить, а не тупить, тогда бы все эти 10 лет не были потеряны бездарно (в области работы). Хотя во-первых как знать, во-вторых, все равно в прошлое вернуться нельзя. И в другую сторону потом шатает, что мол нужно теперь делать всё в два раза больше, в три раза быстрее, с такой же скоростью как Вася, который за год прокачался на 10 уровней круче тебя. Тут тоже себе чужую голову не приставишь. Помогает понять, что путь роста у меня свой, программу обучения тоже нужно себе составить из рассчета своих сил, потребностей и имеющихся знаний.
Самооценка иногда падает, когда понимаешь, что ты такой товарищ 33 лет на задней парте, а мимо бегут сменяющиеся волны учеников, быстренько отучились — быстренько работать.
Ну это мой внутренний козленочек и слепая завистливая девочка.) Я всегда удивляюсь тому, что у людей есть проблемы, если мне кажется, что у них всё в шоколаде. Например, кто-то по профилю вконтакта успешный профессионал, работает в нормальной конторе, а потом у него же на стене объявление, мол ищу работу в художественном магазине, работы по профилю очень мало. Пока даже не знаю с кем себя сравнить, чтоб был адекватный уровень. Постою в одиночку.)
anna_actio 25.07.16 11:02
Мне в своих проектах не хватает стабильности в самооценке. Кажется, что недостаточно умна, образована, активна. Или, наоборот — «я рождена, чтоб сказку сделать былью».
И тогда начинаю общаться с людьми, которые что-то похожее делал. Воодушевляться их примером, говорить себе : «Я же такая, как они. Они такие же, как я. И тоже смогу, надо только больше усилий прилагать». Тут, думаю, еще с волей у меня слабенько.
combinefood 25.07.16 11:17
Напомнили мои первые опыты с вождением машины. Сначала ничего не получалось и самооценка падала от этого. Пока не сказала себе «я обычная, я не буду шумахером, и сразу у меня тоже ничего не получиться. Но обычные люди водят машины, наверное у меня тоже получиться, надо больше стараться» )
koza_amalteya 25.07.16 20:46
Я себя похожим образом утешаю.
Думаю — да, иногда я вожу как курица. Но бывает и хуже )
buuzza 25.07.16 11:39
Я отслеживаю свою корону в профессии. Ну как же, я ж детей от аутизма избавляю! На грешную землю помогает опуститься осознание, что результат терапии многофакторный, и моя терапия сама по себе — не самый главный фактор успеха.
ext_3247753 25.07.16 12:07
Противоядие от короны скорее в том, что коллеги занимаются тем же самым.
buuzza 25.07.16 13:07
А если своя авторская методика?
kfle 25.07.16 13:23
Ага, я тоже постоянно себе корону полировала авторской методикой. Пока не поняла, что с авторской или без, а в своей сфере я вполне обычная. И учеников-клиентов у меня не прям в разы больше, чем у коллег.
ext_3247753 25.07.16 14:08
Коллеги по своей авторской методике работают. Кто-то книги пишет, как работать с особенными детками, на которых основываются другие авторские методики.
clerambaux 25.07.16 11:41
С «обычностью» сейчас, к счастью, в целом скорее получается (возможно, тут профдеформация немного помогла — все-таки со статистикой работаю). Чуть проще в работе или искусстве, где есть хорошо очерченная референтная группа, чуть сложнее, скажем, в имидже, где она более размыта. Главная сложность здесь для меня — «не поддаваться моменту». Когда, скажем, в конкретный момент (например, на концерте или в рабочем проекте) я в чем-то проваливаюсь, а объективно более-менее равный по способностям и навыкам коллега в том же преуспевает, приходится лишний раз напоминать себе, что это единичный случай и повод получше поработать, а не повод для самоуничижения. Но выравнивать более-менее получается.
С локусом посложнее: пока приходится каждый раз заставлять себя абстрагироваться от того, что в обстоятельствах неблагоприятно или нейтрально и концентрироваться на открытых возможностях и плюсах ситуации; на автомате это делать еще не выходит, увы.
math_media 25.07.16 12:01
По причине творческого хобби-работы подписана на конкурентов в инстаграм. Отслеживаю их уровень работы, если вижу что переросла и уже так умею — удаляю из ленты, так планка потихоньку сдвигается в сторону повышения уровня.
И лайки (сахар) от профессионалов гораздо слаще)
n50000 25.07.16 12:07
Мне кажется игра в шахматы очень хорошая тренировка для настройки локуса контроля и выравнивания самооценки. Бывает за одну партию всё переживешь и азарт, и эйфорию, и подъём, и спад, и отчаяние, и надежду, и злость, и ярость, а в конце понимаешь да это просто игра — спокойней надо быть)) Опять играешь, понимая, что спокойней надо быть, ооо.. уже чуть получше. Спокойней, хладнокровней, расчётливей. Значит эмоции мешают.
evo_lutio 25.07.16 12:37
Любая деятельность, если осознанно подходить, является тренировкой и прокачкой эго.
youarewow 25.07.16 12:18
Повторяю » я обычная» как мантру. Не сразу удалось почувствовать ее целебные свойства. Казалось, ну-ну, обычная, конечно! Знаем-знаем, видели-видели!
Но повторяя снова и снова, начала замечать, что вдруг многие вещи стали казаться менее сложными, появилось желание попробовать то, от чего раньше с презрением отказывалась (не королевское это дело). Обычная, значит, могу делать ошибки, могу быть не идеальной, могу тупить, испытывать страх, и о боже быть неправой. Это снимает груз с плеч, и многое становится более доступным. Простые радости, может где-то глупые и совсем не достойные приличной, хорошей, воспитанной принцессы, но они есть и жить становится…приятнее, легче и интереснее.
Теперь не так щекочут одобрения других людей, поглаживания подруг и не расстраивает критика мимопроходящих людей.
А про локус контроля особенно люблю задавать себе загадки. Ну, Алиса, сейчас полная ж*, вот прямо вообще, чё делать будем? И варианты находятся, и жизнь идет дальше, и понимаешь, что это в общем-то и есть жизнь.
soulmate_fbb 25.07.16 12:36
Про самооценку: сравниваю себя с другими, например, на работе с более успешными коллегами на моем этапе развития. Чаще всего, прихожу к выводу, что они, этого всего действительно достойны более меня, потому что больше работают, лучше разбираются, более сфокусированы, а некоторым в дополнение ещё и повезло с проектом, но, конечно же, таких, кто мало работал и притом много достиг чисто из-за везения я не знаю. Выводы напрашиваются, что я не на своём месте и меня вот-вот разоблачат. Ужасное чувство конечно. Пытаюсь сдвинуть локус контроля: умнее я стать не смогу, а вот хорошо и профессионально делать свою маленькую часть и не лезть туда, где более таоантливые не стоит.
В отношениях так же, смотрю на девушек моей возрастной группы и думаю примерно так: вот она стройнее, зато я умею одеваться лучше, стильнее и скрою свои недостатки фигуры. Ещё не пойду сразу в атаку: красотки всегда привлекают внимание, но зачастую, я заметила, ведут себя надменно, высмеивают мужчину, некоторым мужчинам это явно неприятно, особенно когда в компании. На этом можно сыграть, например, встав на его сторону в разговоре, снизить остроту шутки. Еще можно понаблюдать за его реакцией на какие-то темы и начать про это интересоваться и таким образом поймать внимание. То есть всегда можно как-то компенсировать, сначала подумать, в чем я её лучше и создать обстоятельства, где это можно проявить. Как пример, пригласить всех на ужин и что-то приготовить, если умеешь готовить…. Ну, а если не получилось в итоге ничего с этим мужчиной, то хотя бы знаешь, что все, что могла попробовала и не так обидно, а «насильно мил не будешь» (для меня это как мантра прямо для локуса контроля применительно к отношениям)
math_media 25.07.16 12:45
По причине творческого хобби-работы подписана на конкурентов в инстаграм. Отслеживаю их уровень работы, если вижу что переросла и уже так умею — удаляю из ленты, так планка потихоньку сдвигается в сторону повышения уровня.
И лайки (сахар) от профессионалов гораздо слаще)
dmitryrozman 25.07.16 12:46
Если честно, интуитивно пришёл к похожей системе оценки себя. Но где-то ошибся и налажал в процессе, поэтому словил что-то похожее на описываемый баг :
Например в работе имеет смысл сравнивать себя с теми, кто добился большего или того же, чем ты. Но у людей с меньшими успехами в работе — лучше успехи в спорте.
получается, с кем ни сравни — в чём-то он лучше. Т.е. ты в любом случае хуже получаешься.
по важным для меня сферам деятельности — всё равно не получается достичь оптимума. Возможно, ошибка в переоценке своих сил, но с другой стороны — я же вижу каких иногда хороших результатов могу достичь, когда действительно фокусируюсь и работаю на достижение цели
много раз ловил себя на почивании на лаврах после какого-то серьёзного успеха, много раз получал болезненные уроки по этой теме
но опять же, где-то я налажал — в процессе отношение к собственным достижениям и успехам стало немного наплевательским — чего радоваться, если за новой целью появляется ещё одна, а ты переходишь на новый уровень, на котором ты так же начинаешь с низов. Сейчас понимаю, что подобное отношение очень отрицательно на меня повлияло, надо было раньше думать
работаю над тем чтобы найти оптимум в оценке себя по принципу — доволен тем что есть, но стремлюсь к большему
evo_lutio 25.07.16 13:02
Ну фрустрацию вы описываете: зачем стараться, если не будешь звездой. А зачем жить, если сдохнешь когда-нибудь.
Это позиция людей, которые где-то в глубине считают, что им подадут. Не подаст никто. Не будешь двигаться, будешь быстро разлагаться.
Это все равно что Сири жаловаться: хочу утопиться. Он мост начинает подыскивать, где удобнее прямо сейчас прыгнуть в речку.
dmitryrozman 25.07.16 13:36
то что фрустрация — понимаю головой, но с какой стороны подойти к решению — не очень
понимаю, что проблема в плоскости отсутствия собственного образа и самого себя, а вот дальше — не очень
мысль про подадут — обдумывал очень подробно. есть несколько аспектов, в которых у меня подобное отношение есть — несколько могу прям сходу назвать. Возможно это влияет и на другие сферы жизни, попробую отрефлексировать. но с другой стороны, никогда не рассчитывал на такое в отношениях и работе/спорте — в чём-то созидательном и полезном. По молодости только разве что бывало — жаль много времени потратил на ерунду.
спасибо за ваш комментарий!
athen_a 25.07.16 13:54
Мне однажды в студенчестве приятеля каким-то таким смешным образом представили: «Знакомься, это А. Лучший баскетболист среди музыкантов, лучший музыкант среди математиков и лучший математик среди баскетболистов.» Ну, поржали :))). Но так-то да, легко чувствовать себя хоть «лучшим», хоть «худшим», главное правильно выбрать фон.
evo_lutio 25.07.16 15:52
Точно.
bym_zym 25.07.16 13:58
Теперь понятно, почему направив волю на результат в определенной сфере, после достижения драйв и период ликования и потихоньку откат в УГ.
Корона надевается, а если есть корона и работать не нужно, ведь все само получается, потому что уникальный такой как бы.
Как понимаю, спонтанность питает кайф от приближения к желаемому, маленькие результаты большого процесса.( Был пост об этом вроде )
evo_lutio 25.07.16 15:54
Спонтанность сложней всего поймать, она необузданная. Чистый хаос.
Но три другие настройки очень помогают ее приручить.
light_of_sun 25.07.16 14:49
Сопротивление вот этому «я обычная» было грандиозное около полугода назад, после одной из записей вашего блога. Около недели штормило, и бес внутри завывал!)) Потом стало нормально, с эпизодическими рецидивами грандиозности/ничтожности. Сейчас рецидивов почти нет уже. Сейчас большее внимание на локусе контроля и границах.
При тестировании настроек эго для конкретных ситуаций зависала как раз на пункте о благоприятности обстоятельств. Не все же они известны мне, полно того, о чем совершенно ничего не знаю. В конце концов я рассмотрела то, что известно и фактически происходит и нашла среди этих обстоятельств те, которые в сфере моего влияния находятся (те самые окна, мобильные, провалы в стене). И сочла, что таки да, обстоятельства благоприятны — раз есть эти рычаги в моих руках. Сил это прибавило, и собранности (наверное потому что в протестированных ситуациях знаю чего хочу). Когда находишь такие рычаги, уже не беспомощная жертва обстоятельств, и уходит вот это вот «а чо он..?».
margaritoz 25.07.16 15:37
Пару лет назад начать работать с локусом контроля помогла эта картинка, но судя по тесту настройки эго, работать есть над чем.
Обстоятельства достаточны благоприятны, чтобы поправить локус :)
evo_lutio 25.07.16 15:51
Бродский зрил в корень.
silberwe 25.07.16 15:48
За последние годы, благодаря чтению блога, локус и самооценка как-то настроились. Во всяком случае, гораздо адекватней стали. Но тут выяснилось, что нет ни воли, ни спонтанности.
evo_lutio 25.07.16 15:55
А у кого они есть? ))
Местами разве что. И то спасибо.
dima_lol 25.07.16 16:45
Читал книгу «поток», и видел описанное в ней как локус контроля все-таки. После нее заразился идеей независящие от себя факторы (сейчас понял, что именно неблагоприятные, спасибо) выкидывать из внимания. Для чего помогало сосредотачиваться на том, что можно брать руками и делать, прежде всего спорт/работа/обучение. Когда в какой-то сфере не выходило откинуть внешние обстоятельства, обращался к возможностям в рамках других ресурсов и с проблемным сразу как-то полегче становилось.
weider 25.07.16 18:19
Восхитительно запись помогает подобраться к тонким настройкам самооценки и локуса! Это вот «я обычный» прямо-таки дает трамплин для какой-то нормальной деятельности дальнейшей — сразу и успокаивает, и в то же время подхлестывает хоть чуть-чуть ползти вверх) причем ещё когда-то давно из постов про скромность я это подобрал и восхитился, а сейчас вот понятно стало, как и почему оно так. Конечно, внутреннее сопротивление было, но когда ищешь корни этого сопротивления и находишь просто банальную «потребность сладенького» — гораздо проще успокоиться и перестать дергаться, отпустить глупое «обычный -это типа никчемный, а я хотю быть звезда с гнезда», и просто как-то соизмерять, что ли.
Мне это все особенно в работе нужно, потихоньку выруливаю из гиперответственности «они без меня пропадут», чтоб не испытывать потом негатив за то, что сам же и переработал. В отношениях как-то проще локус держать, в деятельности же заносило. Сейчас в разы лучше, и с начальством отношения ровнее.
soutenshou 25.07.16 22:00
Самооценка провисает в тех местах, где ощущаешь свою слабость и непрокачанность. Удержаться помогает осознание, что я смогу это постепенно развить и что ещё не сделал этого в силу определённых условий и обстоятельств, а не потому, что «я плохой и неспособный». Также помогают другие ресурсы, где дела обстоят лучше.
В жизни очень наглядно бывало несколько раз, когда менялся уровень, с которым я мог себя сравнивать. В школе отличник, там был среди лучших — зато в университете всё было иначе, местами были трудности вытянуть. На работе, когда меняется проект и круг коллег на более продвинутый — очень видно, что есть куда расти и над чем работать. В группе танцев, где занимался постоянно, через несколько лет не осталось никого сильнее — и после этого там стало неинтересно, упали результаты и сник кайф. В результате переключился на другой род занятий, где снова есть продвижение. Относительно слабослышащих и почти неслышащих, как я — у меня громадный прогресс. Но смысл сравнивать себя с ними давно пропал — чтобы продолжать расти, взаимодействую и конкурирую с нормально слышащими людьми — многие из которых достигли лучших успехов, чем я, но успехи которых достижимы и для меня.
Слова о том, что спонтанность — это интерес и жажда, словно что-то сдвинули. Поскольку хуже всего у меня со спонтанностью и я плохо понимаю, что она такое — что проявляется в слабом интересе к ряду важных вещей — подсказки и разъяснения ловятся на ура. Что-то подобное спонтанности ощущаю, когда знаю, что сильно хочу чего-то определённого — например, собрать деньги и поехать именно в это путешествие, пройти путь и дойти до той самой горы. И тогда всё словно само получается, ничто не останавливает, трудности не кажутся трудными.
get_job_done 25.07.16 23:36
Как получилось признать, что я обычный, исчезла накатывавшая неуверенность в себе, нелюбовь к себе. Теперь ощущение — что заработал, всё моё.
Очень зависим был от признания своих заслуг раньше. Сейчас сместил фокус на то, чтобы получать удовольствие от делания. Есть же понятие великого делания — вот понять и почувствовать хочу. Запретил себе хвастать и ждать, что похвалят.
solodka 26.07.16 00:44
Не всегда получается держать стабильность самооценки, но помогает две вещи. Во-первых, система координат, которая, как в исторической лингвистике, включает два аспекта, синхронию и диахронию. Первый — состояние системы в настоящий момент, где сравнение идет в категории «Я—другой.» Второй — состояние системы во времени, где сравниваешь себя в прошлом с собой настоящим. Так, становится видно, насколько продвинулся в конкретном деле (где был в прошлом и где сейчас) и куда еще можно двигаться (где сейчас, если сравнить себя с тем, кто лучше). Во-вторых, помогает держать в фокусе взаимосвязь самооценки и локуса, чтобы, к примеру, от сравнения себя с другим, тем, который лучше, не было соблазна облечься в лохмотья. На попытку нытья тут же задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы…»
Впервые опубликовано — evo-lutio