Молодежь и ИГИЛ

По большому счету, ИГИЛ — это, конечно, болезнь. Но давайте посмотрим, почему ею заболевают.

По данным аналитиков, самая большая категория девушек, которые бегут в ИГИЛ из разных стран мира, это 15-18 лет.

В основном, это девочки из мусульманских семей, но немало и тех, кто принимают ислам специально, чтобы присоединиться к ИГИЛу.

Те, кто сеет рознь между христианами (и атеистами) и мусульманами, способствуют пополнению рядов ИГИЛ. Ощущая неуважение или даже травлю, молодые мусульмане намного легче поддаются вербовке, быстрей верят в то, что иноверцы — враги ислама. Выступая против терроризма, важно сохранять уважение к миролюбивым мусульманам, опираться на их поддержку и заниматься интеграцией, а не сепарацией мусульман.

Но рассказать хочется о другой категории девушек. О тех, кто, не будучи мусульманками, и не будучи даже верующими, экстренно принимают ислам, чтобы присоединиться к ИГИЛу.

Основной причиной бегства в ИГИЛ немусульманских девушек является острая нехватка эмоций.

Образ бойца ИГИЛ очень романтичен, а в восприятии 15-18-летней девушки, которую родители нередко держат в четырех стенах и не дают свободы, может достичь стадии безумного магнетизма.

Красивые, сильные, смелые, дерзкие и брутальные мужчины — это практически чистый поток спонтанности для неокрепших девичьих душ и их слабых пока мозгов.

Не стоит говорить, что в мозгах девочек «бушуют сексуальные гормоны». Это не совсем так. Скорее гормоны в этот период обеспечивают общую неустойчивость и подвижность нервной системы. Но куда важнее неустойчивость личности от дефицита опор. А самое(!) главное то, что девочка испытывает сильнейший эмоциональный голод. Юношеский возраст — сенситивный период для разных страстей.

На базе эмоционального голода может возникнуть фатальная любовь и сильное притяжение к конкретному мужчине, бойцу ИГИЛ, которые занимаются вербовкой в интернете, а может быть просто фантазии о присоединении к духовным братьям и сестрам, ярким и дерзким людям, выигрывающим на фоне тусклого и вялого окружения.

Попробуйте удержать на одном месте трехлетнего ребенка. Он начнет сходить с ума. Кто-то через 5 минут, кто-то позже, кого-то можно отвлечь печеньем или игрушкой, кого-то нет. Ну вы все сами видели в самолетах, наверное. Сенситивный (по Выготскому) огонь изнутри заставляет ребенка физически двигаться. Это особенности возраста и индивидуальные различия не очень существенны.

Примерно так же сложно заставить девочку в 16-19 лет жить размеренно, сидеть за книжками и вышивать в четырех стенах. Ей будет рвать крышу от атаки эмоций, фантазий и желаний. И если у нее возникнет малюсенькая возможность, чтобы кинуться в романтику и страсть, она это сделает. Как и в случае с ребенком, одни девочки поспокойней и их можно чем-то тихо отвлечь, а других нет.

Помните танец пчелок и волну осуждения? Все почти обвиняли учителей, которые склонили невинных девочек к дурному. Полно вам. Девочки не могут быть занудами и тихонями в этом возрасте. По крайней мере могут далеко не все. Вот лет в сорок большинство будут сидеть на диване ровно, грызть семки, смотреть сериалы и скептически поглядывать на дочерей. А пока нет.

Юным людям нужна какая-то безопасная ниша для того пассионарного огня, который их разрывает на части. Им пока не нужен секс как таковой (до 17, по крайней мере), но им совершенно точно нужна романтика и даже какая-то легкая эротика уже тоже нужна. Другой вопрос, что найти эту нишу, безопасную и достаточную, сложно, но ее нужно искать.

Жизнь девочки-подростка и молодой девушки не может состоять из формата дом-учеба-спорт. У нее избыток романтизма. И он отравит ее, если закупорить банку. Либо найдет лазейку через интернет. Для педофилов подростки тоже именно так становятся доступны. Не от нормальной свободы, а от несвободы, вырвавшись стихийно из-под опеки. Или от скуки, незаполненности жизни, которая имеет мало общего со свободой.

Когда-то считалось, что плачущего младенца нужно пороть розгой (вплоть до начала 19 века в самых цивилизованных странах), потому что он должен и может помалкивать, когда приказывают. По поводу того, что надо бить маленького ребенка, который не слушается, не возникло сомнений вплоть до конца 19 века, а у некоторых и сейчас не возникает. Это дикость, но почти такая же дикость считать, что подросток может жить только учебниками и физкультурой, а так же помощью по дому родителям. Вот дескать вырастет, организует себе яркий досуг. Ну нет! В тридцать лет потребность в ярких переживаниях намного меньше, чем в 17-18. А в юности это необходимо. Иначе крышу сорвет.

Иначе мы имеем то, что имеем. Подростки бегут в криминал, в наркоманию или в ИГИЛ. Потому что там — романтика и иллюзия свободы. А так же некая важная, глобальная цель, на которую можно направить всю свою избыточную пассионарность.

Давайте подумаем, как следует перестроить общество, чтобы подростки и молодежь получили нишу для избытка своей бушующей энергии.

Только не нужно про спорт. Спорт — это хорошо, это помогает. Но это не выглядит романтично для того, кто спортом не занимается и не занимался. Это не так привлекательно как любовь, война и приключения.

Поэтому спорт пусть будет, про него нельзя забывать. Но есть ли другие идеи?

Комментарии

gepa    18.11.15 10:23
Может быть, творчество, как один из вариантов? Например, музыка. Своя группа в гараже и я такой крутой/крутая с гитарой/микрофоном/на барабанах — это выглядит романтично.

evo_lutio    18.11.15 10:25
Вопрос, что со стороны можно сделать. Со стороны родителей, а еще лучше — социума.

tashi_dolma    18.11.15 10:41
Как минимум, перестать транслировать: «фигня эта ваша музыка, наркоманы, ерундой занимаетесь, лучше обретайте профессию нормальную». Отношение сменить.

Как максимум, помочь с возможностями (реп.базы, студии, фестивальчики и прочие программы поддержки для начинающих и т.д. — как со спортом сделали, начинать в нём гораздо проще)

gepa    18.11.15 10:57
С поддержкой только не переборщить, а то как только оно перестает быть андеграундом, сразу не так интересно )

tashi_dolma    18.11.15 11:01
Это да, точно.) Не внести излишний контроль, дух андеграунда сохранить, иначе моментально перестанет быть круто))

sava_ya    18.11.15 11:01
Это как в Ералаше. В школе стали преподавать учителя неформалы, на уроках музыки — тяжелый металл и все такое. В итоге дети собираются в подвале и шепотом поют что то типа В траве сидел кузнечик

evo_lutio    18.11.15 11:16
Это мысль о том, что привлекает только запретное. Запрети хорошее и начнет привлекать.

Но так говорят те, кто не очень понимает, почему запретное привлекает.

Дело в том, что все разрешенное быстро формализируется, обрастает правилами, и утрачивает спонтанность.

То есть вопрос в достаточной спонтанности именно, а не в запретности. Просто это часто совпадает.

Но все же не всегда.

sava_ya    18.11.15 11:21
Абсолютно согласна. Сама не раз видела, как хорошее начинание приходило в упадок именно потому, что терялась всякая мотивация из за формализма и бюрократии. Нужно многи сил, чтобы продраться через это болото ине утратить жажду творчества.

wirebreak    18.11.15 10:27
Да, первой в голову идет музыка)
И даже в случае, если заниматься музыкой желания нет — можно получить достаточное количество эмоций от самой тусовки, сферы — концерты, гаражные репетиции, субкультура, симпатичные мальчики рок-музыканты 🙂

evo_lutio    18.11.15 10:29
Музыка — да. Это базовый поток вообще.

«Благодарим, волшебница. Ты сердце
Чаруешь нам. Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь — мелодия… «

Пушкин.

cheery_sheep    18.11.15 11:34
Мне кажется, это как со спортом. Меня ни он, ни музыка не привлекали, поэтому вряд ди я бы оценила…

evo_lutio    18.11.15 11:38
А это и не привлекает никого, кто пока не втянут. Но втянуть не так сложно при правильном подходе.

Речь не о Вас лично и не о Вашей беде. Бывают глухие, бывают люди с физическими трудностями, но большинство вовлекаются при создании правильной ниши.

ext_2367732    18.11.15 14:21
у мусульман радикальных запрещена игра на музыкальных интсрументах. Исключения — барабаны

rough_rosemary    18.11.15 16:48
Мы в фэндомах в это время с подругами сидели, и фанфики читали и писали, с виду тихо, внутри бурно 🙂

ext_2454247    18.11.15 10:28
Наверное работа и заработок. Но не в интернете что-то рерайтить, это скучно и совсем копейки в большинстве случаев, а работа, на которой нужно вживую общаться с людьми, даже пусть и физическая. Но сейчас как-то это не совсем в тренде, что ли, да и родители не хотят. Знаю два случая очень трудных подростков, на грани с криминалом уже, которых родители устраивали на настоящую простую физическую работу, и довольно быстро получались прекрасные молодые люди, прямо трансформация почти)

evo_lutio    18.11.15 10:32
Работа, да.

Макаренко был убежден, что не дав подростку возможность работать, его упустишь и он не сформируется, пойдет по наклонной.

А его за это травили очень сильно.

whale    18.11.15 11:04
Я тоже про Макаренко тут же вспомнила. Своя «коммуна», какое-то сообщество «своих» и чтобы всё было настоящим. Тоже чтобы были красивые, энергичные, целеустремленные молодые люди, чтобы глаз радовался и душа стремилась. Комсомольцы, бойскауты, кто там ещё? Но грань тонка. Это же очень заидиологизированная штука может получиться. Если это что-то масштабное и систематическое, то вокруг этого, рядом с этим должен быть како-то поддерживающий контекст, еще более крупное подвижное социальное пространство, в котором бы вся эта энергия утилизировалась разумно и безопасно.

Волонтерские всякие проекты, мне кажется хороши. Они не требуют обязательной принадлежности к большой системе, они могут выстраиваться ситуативно, они могут работать буфером между детской и взрослой жизнью. Там и эмоции, и чувство настоящего дела, и строчка в потенциальном резюме.

evo_lutio    18.11.15 11:09
Так это основная проблема.

Ранний возраст + эмоции сильные = полная переплавка

Из человека можно сделать хоть террориста, хоть коммуниста, хоть нациста, кого хошь.

Поэтому и не трогают. Боятся. И я их отлично понимаю. Пусть лучше сами болтаются.

Но когда болтаются, многих отлавливают ловцы душ. Бесконтрольно и опасно.

Что тут делать, пока сложно понять. И тот вариант сомнителен, и этот опасен.

sava_ya    18.11.15 10:56
У нас в районе несколько лет подряд организуют трудовые отряды для подростков. В принципе идея благая и полезная. Они красят заборы, клумбы сажают, мусор убирают. Но есть и подводные камни, впрочем, как и в любом деле. Порой это все очень заформализовано чиновниками, но с др. стороны, совсем без документов такое дело, затрагивающее многие инстанции, не организуешь. Еще одна засада, вид работы. Подросткам доверяют часто только бумажки перекладывать или подай унеси. Не вдохновляет и филонят они со страшной силой.
В этом году хотели их привлечь работать в фермерские хозяйства. Сами фермеры отказались. Ответсвенность за несовершеннолетнего большая, делать по хозяйству большинство ничего не умеет, надо специального человека приставлять, чтоб учил и следил. Опять остается только работа с бумажками и то самая примитивная.
Это так, как иллюстрация из практики. Конечно, здорово, что отряды есть, накоплен опыт, но соаершествовать еще многое надо.
Учителя, чиновники очень боятся, и небезосновательно, как бы чего не вышло. Потому что система устроена так, что за плохую статистику бьют по головам сильно, а за хорошие инициативы поощряют мало. Поэтому часто люди, у которых глаза горели, они сами что то организовали, а потом решили вывести на более высокий уровень, сталкиваясь с формализмом и бюрократической машиной часто теряют мотивацию.

evo_lutio    18.11.15 11:05
Да, душат руководителей, у которых горят глаза. Как Макаренко. Сразу крики «секта» и душат. Или мучают проверками и выживают.

Пусть, дескать, дети сидят дома лучше, пока не вырастут.

Это все равно, что не пускать ребенка на улицу, думая, что он в духоте и неподвижности вырастет безопасно. Да он вообще не вырастет.

silhiriel    18.11.15 10:28
Как ролевик, я просто сразу услышала — «сюжет твоей игры заведомо опасен — магия, война, любовь, 16 лет».
Ролевые игры? Причем если родители ролевики, они могут держать руку совсем на пульсе, а если нет — то при некой степени доверия и близости, тоже. Эмоции ярки, разнообразны, при этом тематика может поощрять и учебу, и спорт, и прочие сопутствующие полезные занятия (типа умения шить). И творческие — музыку, литературу. И инженерные (поглядываю на мужа).
Да, есть некая опасность ухода в иную реальность, но по опыту и наблюдениям, через какое-то время выныривают обратно.

nezay    18.11.15 13:44
проблема в том, что папа хочет играть в солдатика, я — в нимфу, а доча — растить овощи… знать бы ещё в какой игре наши интересы объеденить..

silhiriel    18.11.15 13:46
Оу, так это в любой!
Солдатик может быть мужем нимфы, ничто не мешает :). Вот с овощами сложнее, редко какая ролевая игра включает в себя достаточно детальную систему подобного рода — но ведь овощи-то растить и в реале можно, нет? 🙂

deti_moi    18.11.15 14:29
Вот да, вспоминаю свою юность в ролевой тусовке — это было волшебно! Улетный магистерий. Давало ключи к массе разных сфер, заводило, поддерживало, столько контактов, столько переживаний, опытов и поднятых тем. С появлением интернета такие сборища несколько зажевались, коммерциализовались понемногу и, очевидно, спонтанности и отвязности в них поубавилось. Хотя, говорят, все по-прежнему неплохо.

evo_lutio    18.11.15 14:32
Основная проблема — дезинтеграция. Не адаптирует к жизни, а уводит в отдельную сферу, маргинальную

Эта же беда у тренингов.

Вызвать эмоции и супер-кайф? Да легко. Умеют это делать уже психологи и знают, как.

Интегрировать в жизнь? Нет, не умеют пока.

silhiriel    18.11.15 14:43
Все по-другому неплохо :).
Коммерчески успешными ролевые игры так и не стали. Игры выходят дай Бог в ноль, только один проект я знаю, который содержит мастеров. Но это же и единственный проект, которым они занимаются постоянно, как работой, а так-то это хобби, пусть и требующее много времени, сил и иногда денег.

alissonya    18.11.15 10:29
Какие-нибудь курсы молодого бойца — с выездом на летний месяц, жильем в палатках или вроде того и т.д.

demoiselle_s    18.11.15 10:42
Как скауты в Европе. Еще и готовить научатся!

sava_ya    18.11.15 11:14
Организовать палаточный лагерь по всем предписаниям положенным очень сложно. Надо, чтоб все соответсвовало всяким Санпинам и прочим инструкциям, чтоб питание по нормам, питьевай режим по правилам, чтоб кабинет медика строго как надо. А это не всегда возможно. И приходиься часто правила нарушать, иначе ну невозможно просто. А тут как тут какая нибудь бдительная мамаша: ага, почему дети едят кашу, приготовленную на костре, хотя повор далжен по правилам, ну или еще к чему нибудь вмегда найдется придраться. Начинаются жалобы, разборки, неприятности.
Тут сами родители должны понимать, что если отправляют чадо в палаточный лагерь, то по определению у ребенка должны быть какаие то бытовые трудности, иначе смысл. Это раз.
А два — всякие Санпины, как и любой свод предписаний и правил, надо делать очень гибкими, учитывающими разные условия и ситуации. А это большая работа тех же чиновников от образования и т. П.

silberwe    18.11.15 16:12
Да есть такие лагеря у нас, организованы и прекрасно работают. Ну как минимум один 🙂

ivan_ivan_ivan    18.11.15 16:07
Армия, как раз в этом возрасте. Довольных там немного.

list_polli    18.11.15 10:29
Может создать глобальные молодежные игры-слеты, пусть общаются и соревнются в музыке, поэзии, живописи, танцах, да много в чем можно)

demoiselle_s    18.11.15 10:33
Ввести в школе театральные курсы. Тут тебе и любовь, и приключения, и перевоплощения. Пусть сами делают декорации, макияж, причёски. Можно даже совместить с музыкой, в течение года ставим оперу, оперетту, мюзикл. В конце года как экзамен — спектакль. А если на иностраном языке — еще и это проработают.
Тут, конечно, нужны руководители такие, чтобы горели этим делом, заражали энергией.

tigrautnik    18.11.15 10:35
Важный вопрос такой. У меня дети младше, но я уже начинаю дергаться:) Мне тоже в голову пришла игра, театр, где можно все прожить и перепробовать. Ролевые игры — вообще отлично, прожить чужую жизнь и погибнуть в бою.
И бывает очень здорово отражается общение с животными. Допустим, конный клуб, есть еще вариант взаимодействия с собаками. Не знаю, насколько это универсально.

wirebreak    18.11.15 10:38
Я прочитала про спорт, но всё-таки думаю, что можно предложить отдельной строкой (со стороны социума) центры экстремальных видов спорта (Как у нас в Красноярске, например). Это очень даже романтично и для того, кто спортом раньше не занимался — BMX, борды и так далее. Опять же, это субкультура отдельная.

evo_lutio    18.11.15 10:43
Нет, экстрим не нужно предлагать.

Это личный выбор, но ничего хорошего в риске ради адреналина нет. Тех, кого тянет, ладно. А вовлекать подростков в это нельзя.

mandrivnytsya_s    18.11.15 10:40
Образование по обмену. А также принимать у себя дома иностранных студентов на время.
Активные виды спорта с выездами и тусовками по интересам.
В школе не просто уроки физкультуры, а соревнования и чирлидинг для девушек.

masha_kvashonka    18.11.15 10:41
Кружки и волонтёрские программы. Выше уже сказали про музыку и театр.

iskra_di    18.11.15 10:42
лагеря приключенческого характера, в смысле времяпровождения лагеря — т.е не места заключения, а места, где без родителей, романтика, состязания, много ровесников. там и телесное — лезть, бежать, и умственное — добывать, искать, соображать, и социальное — объединяться, выстраивать отношения, итд

у нас в стране были «трудовые лагеря», аналог «поехать на картошку», но на месяц-другой. кто был в подростковом возрасте — с большой любовью отзывается. говорит — весело, почти взрослая жизнь, плюс какие-то деньги за труд.

ironsea    18.11.15 10:42
В годы моей юности уже начинался закат «казанского феномена» с группировками, вот им альтернатива была — небольшая группа музыкальных фанатов, вполне себе дружная тусовка рокабилли, панков, депешистов. Всех было малое правда количество)), даже панки устраивали совместные концерты с кришнаитами.
А вот уже сейчас, когда в 13 году была универсиада большое количество молодежи были вовлечены в волонтерство, да и вообще движуха вокруг события вовлекла много молодежи даже неофициально. Было же много гостей и молодежи их других стран, получился такой веселый междусобойчик.
Ну и вот музыка, рок и танцевальные группы, фестивали, маленькие конкурсы и концерты, карнавалы и фестивали, театр и еще с возможностью приглашать из других стран и туда ездить, мне кажется это важно. Сколько романов будет ярких))
Да и перестать бы запрещать всё подряд, а то у нас то Мэнсона концерт отменят, то выставку растопчут.

lidia46    18.11.15 10:43
Идея «хождения в народ» очень привлекательная была для молодых людей (позапрошлого века, правда, но все же)))
И романтика тебе и трудности налицо и высший смысл и неизведанные дали.
Возможно в современном мире можно смоделировать нечто подобное, например, какие-нибудь общественные проекты по созданию-воссозданию чего-то в глухих деревнях, или экспедиции какие-то учебно-исследовательско-практические.

tashi_dolma    18.11.15 10:59
Точно. Экспедиции, путешествия с целью. Очень захватывает. Кардинальная смена обстановки + осмысленная направленная деятельность. И романтика, компания своя, отношения внутри неё.

Самое сложное тут — цели найти именно захватывающие, не унылые. Что-то зажигающее. И чтоб самооценку питало, чтобы этим похвастаться можно было.


p.s.
Есть уже варианты эко-сплавов (снаряжение предоставляется бесплатно, участники сплавляются и по пути периодически очищают стоянки на берегу от брошенного мусора). Не идеально романтично)) И не так уж круто. Но всё же — это попытка организовать что-то в направлении романтика+деятельность.

lidia46    18.11.15 11:12
Еще очень важно, наверное, чтоб такие мероприятия не были сильно «заорганизованы».

sava_ya    18.11.15 11:30
Как этого избежать, вот в чем вопрос. Если это организует группа родителей, предположим, они сами отвечают за безопасность и финансирование мероприятия.
Если кто то посторонний, то вопрос обеспечения безопасности детей встает очень остро. И чтобы найти финансы на такое мероприяти , надо проект написать, обосновать, защитить, потом отчитаться…тягомотно все. И порой поддерживать дисциплину среди подростков без заоргпнизованности тоже не просто.
Как из этого замкнутого круга выйти, трудно сказать.

lidia46    18.11.15 11:35
Это да. Вопрос весь в том, чтобы создавать такие направления и не получать в итоге нечто мертвое.

tashi_dolma    18.11.15 11:57
Да. Как и в первой ветке, где речь шла про музыку.

sava_ya    18.11.15 12:42
С одной стороны, творчеству нужна свобода, с другой, система и рамки тоже нужны, чтоб аморфная каша не получилась. Тут и на индивидуальном уровне трудно найти баланс. А как на уровне всяких департаметов молодежи……..

is_kra_sok    18.11.15 10:52
Активный туризм — это же не совсем спорт. Пешие походы с преодолением перевалов, рек вброд, ночевками в палатках — очень романтично.
Участие в каких-нибудь поисково-спасательных отрядах, типа Лиза-Алерт, так кажется…
А в тех регионах где постоянные природные стихии типа лесных пожаров или экологические катастрофы, организовывать отряды молодежи по спасению, устранению последствий буйства стихий и пр. Мне когда было 17 лет участвовала в группе по очистке от мусора горного массива с превеликим удовольствием, тут тебе и идея — чистые горы, и борьба и туристами-нарушителями и физическая активность и первая любовь. И как сейчас вспоминаю, там стоооолько было эротизма на природе…. места силы, бурлящие энергией, сексуальной в том числе, эти обнаженные купания по ночам, а в трудных переходах столько легких и непринужденных физических контактов с юношами — и поддержать, и подхватить, и палатки поставить обучить .. Весьма благоприятная почва для развития здоровой сексуальности и все в мирных и полезных целях.
А борьбу за экологию можно было бы вообще в разряд национальной идеи возвести. Но если нет — я для своих детей буду именно таким образом досуг организовывать, с подросткового возраста, надеюсь, войдут во вкус

anna_actio    18.11.15 10:53
Может, прототипы пионерских лагерей, но для подростков и не только в летний период — чтобы и дискотеки, и какие-то творческие выступления, и с гитарой у костра, и игры. А главное, что нет родителей рядом, под присмотром «вожатых» и от этого дух свободы.

fortunatova    18.11.15 10:55
Однажды довелось побывать в одном месте в Крыму, там человек уже лет 20 (а то и больше) реализует проект под названием что-то типа «Дети третьего тысячелетия». Система включает в себя микс духовно-оздоровительно-воспитательно-образовательных вещей.

На практике там есть лагерь как в помещении, так и на природе. Детей и подростков объединяют общим мировоззрением, кучей техник из гун-фу, ушу, оздоровительных систем, играми, походами, индивидуальными практиками, когда снаряд ты должен сделать своими руками (выпилить, например) и другим. Готовят, стирают, убирают тоже сами.

Хорошая система, да мало лидеров для подобных вещей. Очень осознанным надо быть, чтоб таким рулить. Система ж живая, дышит, меняется.

tanya_nyc    18.11.15 11:05
Это все вариации на тему летних лагерей, упомянутых выше, но все же: летние школы для школьников, где преподают молодые взрослые и студенты. Это объедният по интересам, может усилить интерес к учебе и сводит с конструктивными людьми, образ которых может быть не менее привлекателен, чем образ бойцов.

mandrivnytsya_s    18.11.15 11:14
А еще смотреть на увлечения самого ребенка. Для любителей чтения – литературные квесты и турнир настольных игр, например.
Поручать командные проекты в разных сферах, в которых каждая группа была бы ответственна за результат – организовать помощь приюту, провести исследование и рассказать о вреде наркомании другой школе/классу. При этом в группе должны быть девочки и мальчики вместе.
Уход за ранеными у нас очень актуален у многих подростков и студенток. Либо участие в снабжении продуктами и одеждой.

naranja_naranja    18.11.15 11:15
У меня был альпинизм, сноуборд и скалолазание — причем не как серьезный спорт или для всплесков адреналина, а скорее как место общения, тусовки, возможность выездов без родителей и в интересной компании и испытывать себя в новых условиях. Ну и просто в горах красиво, это много ощущений. Полностью хватало, чтоб вот эти страсти все удовлетворить. Ну и мальчики там как раз были всяческие брутальные и смелые, ага.
Вы писали, что экстрим предлагать не надо — но это не был экстрим, это было с обучением и освоением всех техник безопасности, правил и т.п. Но при этом возможность выпуска эмоций отличная.
Танцы — только не балет, а яркие — современные, аргентинское танго и т.п. некоторым подругам помогали. Ну и клубы тоже, но там конечно многие и во все тяжкие ударяются, баланс соблюдать не все могут.
Книги и компьютерные игры многим дают нужные эмоции, просто всякие клубы типа толкиенистов, анимэ и т.п. Ну вообще «кружки по интересам», но где взрослые выступают не как наставники, а просто как участники увлечения.
Это те вещи, которые уже доступны.
Из того, чего маловато — возможность пробовать себя в лайт-версии в разных профессиях действительно интересных в компании таких же молодых стажеров. Только не курьерами и раздатчиками листовок, а в интересных местах.
Интересное образование с практической составляющей — тоже помогло бы, думаю.
Перестройка отношений внутри семей тоже поможет, конечно — чтобы в семье заботились не о том чтобы задавить и усадить под присмотр, а поддержать и дать возможность пробовать себя. То есть на это можно влиять созданием образа такой семьи как желаемой через СМИ, поддержкой психологической семей и подростков.

sonata    18.11.15 11:20
Основные варианты, которые в голове всплыли, уже озвучили. Хотелось бы тогда на конкретном примере еще рассказать, что в юности впечатлило именно меня.

У нас в Приморском крае есть Всероссийский Детский Центр «Океан». Я там была на смене «Интеллект». Это единственная смена, которая организована только для детей из Приморья. Для участия приглашают детей, которые выигрывают городские школьные олимпиады. Призовые места на краевой дают право на бесплатное поступление на профильные факультеты или льготы при поступлении. Это реальная помощь семьям, где ребенок талантлив в каком-то предмете, много учится, но родители не могут позволить себе обучение в ВУЗе. Собирается несколько сотен подростков, которые любят учиться также, как и ты! Пятнадцать лет прошло, но до сих пор остались друзья с той смены, хотя по миру всех уже раскидало. Это такая мотивация — найти свою стаю.

Вот список других смен, которые уже всероссийские.

http://okean.org/pr_2015/

Способности к лидерству и управлению, спорт, творчество, экология, юмор, СМИ и т.д. Чего только нет — поток там такой, что я бы назвала бы это самым влиятельным событием за все 10 школы. Но есть одно но, попадают на эти смены только дети, которые уже выиграли что-то краевого масштаба. Хотелось бы больше таких клубов по интересам на уровне города, чтобы входной порог был низким, и любой подросток мог прийти и попробовать разные виды деятельности, участие в разных проектах, пока не найдет что-то свое.

evo_lutio    18.11.15 12:17
Вы уверены, что можно рекламировать в моем блоге сайты без моего разрешения?

sonata    18.11.15 13:23
После вашего комментария совсем не уверена. Когда писала, прочитала еще раз правила в прикрепленном посте — про ссылки на сторонние сайты (или их нежелательность) в нем ничего не было. Поэтому я решила, что раз это не чей-то личный сайт или блог и не коммерческий проект, а сайт детского всероссийского учреждения с гербом Министерства образования и науки, то ничьих интересов эта ссылка не ущемляет.

evo_lutio    18.11.15 13:29
Да, но это мой личный блог. И хочу ли я делать подарок какому-то сайту в виде рекламы с таким количеством просмотров, я должна решить сама, а не любой комментатор за меня.

sonata    18.11.15 14:46
Я поняла вашу позицию. Буду знать.

evo_lutio    18.11.15 11:28
Ура. Хакеры группировки Анонимус объявили войну ИГИЛу.

tanya_nyc    18.11.15 11:45
да! вчера по cnbc (один из основных американских новсотных каналов) это целый час было главной новостью. Редко какие новости так долго обсуждают.

jumpingrat    18.11.15 13:14
Они уже воевали с ЛосСетас. Закончилось, если не изменяет память, миром, после того как картель пообещал убивать 10 человек за каждую разглашенную фамилию его участника.

severock    18.11.15 11:41
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки.
Не досталось им даже по пуле,
В ремеслухе живи не тужи.
Ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули —
Из напильников делать ножи.

nezay    18.11.15 12:07
Разнообразные мини-олимпиады. Интернетные, с привязкой к школьному дневнику и чтобы грамоты выдавали — стимулировали (онлайн всё)
Группы по уходу за животными от городских организаций например
Химическо-Физические, биологические, технические кружки развивать. Обязаловкой через школьные программы разово и через родителей уже с направлениями по интересам коммерческой структурой.. или с подвязкой от местных институтов
Скаутские отряды с шевствами над инвалидами-детьми

evo_lutio    18.11.15 12:13
Так олимпиады и кружки и сейчас есть.

А где война и любовь?

Шефство над инвалидами — это полезно и гуманно.

Но как это спасет девушку от страсти к бойцу ИГИЛ? В том смысле, что созерцание горя и чувство вины удушат в ней пробуждающееся либидо?

Друзья, а можно занудство взамен занудства не предлагать?

nezay    18.11.15 12:23
У нас в городе есть Анти-кафешки (расчитанные на подростковый возраст), но их всего параштук, так вот можно больше, с тематикой: война полов например и игрищ в любовь с первого взгляда и в купе с налогом обязать частный бизнес проводить подобные мероприятия))

evo_lutio    18.11.15 12:28
Посадят за сутенерство, сводничество и растление молодежи.

Особенно после того, как какая-то юная барышня забеременеет. Они и так иногда беременеют, но тут обвинят во всем организатора.

silhiriel    18.11.15 12:36
Мне кажется, некоторых подростков, воспитанных в некоторой строгости, подобное наоборот отпугнет. Все-таки это возраст, когда у некоторого числа — особенно как раз романтичных — любовь и отношения дело тонкое, интимное, таинственное. А такие игрища могут именно романтику показаться пошлыми, а революционеру — «мелкобуржуазными».

А это важно, раз в ИГИЛ и прочую радикальщину тянет именно романтичных, страстных и желающих изменить мир. Вместо мировой революции игру в «как бы так победить Петю, чтобы он меня на свидание пригласил» не всякой предложишь :).

nezay    18.11.15 12:51
дауж.. особенно когда хочется чтобы ребёнок маячил всётки в поле видения и опёки, в разрез пониманию социальной активности без присмотра))

anna_caravelle    18.11.15 12:47
Тут сразу вспоминается советский фильм «Неподдающиеся».

Так что каждой активистке разнорядку — два рассеяных тунеядца на поруки!!))) и над активистками шефство ведет «бабабомба», чтобы там конкуренция здоровая была, интриги между ними заплетать ))

nezay    18.11.15 13:20
ну а что, некоторые семьи таки берут на несколько дней детишек из дет домов))

anna_caravelle    18.11.15 13:30
семьи — это желание родителей

а я говорю про идеологию и мотивацию для юных девочек влюбляться в плохишей мальчиков

nezay    18.11.15 13:48
можно даже с одноклассницами потом плохишами меняться.. чтобы не наскучить друг другу))

brotherflame    18.11.15 12:51
Видел как-то как сильно увлечены толкиенисты и толкиенистки.
У них конечно специфическая «война». Но все же.

Раньше была игра такая, Зарница. Всесоюзная пионерская военно-спортивная игра «Зарница». Девушки в нее вроде тоже играли.

Сегодня вполне реально раздать «пионерам» гранаты с краской и пейнтбольные автоматы. И вывести игру на новый технический уровень. И романтизировать образы победителей. Ведь девушки реагируют не на суть бойца ИГИЛ, а на некий образ.

nezay    18.11.15 13:01
вот во время уроков физры же можно такое устроить! Вообще тема бы получилась!))

brotherflame    18.11.15 13:14
тут нужно понимать, что если мы хотим направить стремление к спонтанности, опасности и романтике в нужное русло, то урок физры не очень хорошо подходит, т.к. это школа, регламент, правила, расписание. Формат неудобный для этого.

Лучше на базе лагерей как выше предложили.

evo_lutio    18.11.15 13:18
Девочки, которых удалось поймать на полпути к ИГИЛу говорят, что дома все мальчики — нытики и сопляки, а вот там — настоящие мужчины.

brotherflame    18.11.15 14:03
Они же на внешнюю атрибутику так реагируют. Т.е. если «опасность и запрет» относятся к войне и терроризму, то образ «настоящего мужчины» — это такой крепкий мужик в форме и с автоматом.

Вот про ИГИЛ еще непонятно, какой чудак(или провокатор) додумался до вот этой приписки: «Запрещенная в РФ террористическая организация ИГИЛ». Подчеркивание запретности только склоняет неустойчивых людей попробовать запретный плод. Как будто у нас есть «разрешенные в РФ террористические организации», а самые старейшие террористические организации имеют статус «Заслуженная террористическая организация Советского Союза»

evo_lutio    18.11.15 14:13
Да, там даже смешней. Там «террористическая организация (запрещено в РФ)» как будто некоторые разрешены, да.

Я все же думаю, что не просто крепкий с автоматом. Иначе бы влюблялись в спортсменов или в солдат срочников нашей армии, а это наоборот у многих романтичных девушек рождает скуку. Из-за связи с дисциплиной и правилами.

В нарушителей порядка влюбляются. Все та же дерзость, все тот же дух опасности, и настоящий зверь, который готов лечь перед своей укротительницей, если полюбит. Такой образ.

Хотя ведь это вообще зомби. Какая там свобода и дерзость.

Но все равно поток спонтанности там есть, он не только во внешнем виде. Я много раз проверяла, женщины, которые открыты потоку (в поиске, не фрустрированы сильно) ловят спонтанность мужскую на раз. Сравнивала даже реакции на очень красивого без спонтанности и на урода с ней. По разному сравнивала, и через тексты, и через другие способы трансляции. Всегда реагируют. Отличают.

brotherflame    18.11.15 14:37
Пока не думаю, что моя идея гиблая, но как туда добавить спонтанности, тоже не могу придумать.
Образ нарушителя в игру можно запихнуть, но игра же это тоже набор правил, с другой стороны.

Про поток спонтанности, нарушение правил и девушек этого возраста.
Как-то катались с другом на сноубордах в Подмосковье. Поднимаясь на подъемнике (бугеле) начали кидаться друг в друга снежками. Я споткнулся, упал на спину и зацепился одной рукой за бугель. (Это против всяких правил безопасности). А второй продолжал лепить снежки и отбиваться, пока подъемник тащил меня вверх. Этого действия хватило, чтобы девушка как раз примерно этого возраста сразу же выцепила меня из толпы и спросила, можно ли с нами покататься. Она с мамой была, ей явно было скучно. Если бы я заранее знал, какой там поток и как активно девушки этого возраста создают себе кумиров, я бы в панике сбежал не через 2 месяца, а и телефон бы не стал брать даже.

Ну а идея в том, что возможно и не нужны такие суровые нарушения, как терроризм, для создания привлекательного образа.

evo_lutio    18.11.15 14:59
Еще бы. Не только не нужны, но и недопустимы.

Моя идея в том, что нарушения вообще не нужны. Не только такие страшные, но и вообще не нужны.

Спонтанность может быть социализирована прекрасно. Конечно, немного шаблон придется расширить, где-то сломать.

Но спонтанность может быть безопасной и очень полезной.

silhiriel    18.11.15 14:37
***Сравнивала даже реакции на очень красивого без спонтанности и на урода с ней.***

Самый по-мужски обаятельный мужик, какого я видела, был страшен как смертный грех (без малейшего преувеличения, тут никаких «не во вкусе», реально объективно урод) и годился мне в деды (что 20-летней мне было важно, я вообще тех, кто старше, с трудом воспринимала как сексуальные объекты, да и с фрустрацией было душевно).
Нас предупредили тогда, кучку девчонок, что он был один из самых главных бабников Советского Союза. Я сначала даже изумилась: уж очень он был страшен! Но реально через пять минут уже не удивлялась :).

Ни крепости, ни автомата там не было, кстати :). Но он был так легок, с таким гибким умом, юмором и харизмой, ух. И прямо веяло от него этим «правила? какие правила?»
Молодых и красивых вокруг было достаточно, но рядом с ним они все тушевались. Хотя он даже не ухаживал, так, флиртовал походя и со всеми сразу.

brotherflame    18.11.15 14:41
Доктор Хаус.

silhiriel    18.11.15 14:46
Если из таких, знаменитых, я бы скорее вспомнила Высоцкого в «Маленьких трагедиях». Как раз случай опасного хищника, который типа ложится у ног. А потом это рычание: «Я — Дон Гуан, и я тебя люблю!» Какая разница, что не красавец — такая энергия прет, что может и мужа, и брата, и хоть всю Испанию вырезать, все равно крышу снесет.

brotherflame    18.11.15 14:49
Кстати, да.

evo_lutio    18.11.15 14:58
Ну Высоцкий-то ураган известный.

evo_lutio    18.11.15 14:57
Хаус да. Обаятельный образ.

Вообще психопатов на экране много, ищут образы спонтанные.

Хотя спонтанность — это все же иное. Я со временем напишу критерии все.

silberwe    18.11.15 16:16
Зарница была странная штука. В нее играли раз в жизни, и если ты не умеешь, то ты так и не успеешь научиться. Все это для галочки проводилось.
Вот в детском саду мы ежедневно играли в войнушку всем коллективом — вот это было здорово. Но не по теме.

brotherflame    18.11.15 16:20
А я не писал, что реализация была хорошая и ее нужно скопировать.
Скорее от чего отталкиваться.

e_kirke    18.11.15 16:30
Раз в жизни? У нас с 5 класса была и до последнего. И соревнований подобных Зарнице множество в течении всего года под другими названиями. И в военную часть возили, и на стрельбища, и спортивные ориентирования проводили, даже мини-пожары тушили. Ох, такие воспоминания! И адреналина море

silberwe    18.11.15 16:53
Мне она запомнилась тем, что я несколько лет ее ждала, а потом не заметила, как она прошла. Не знаю, почему так вышло.

mang_olia    18.11.15 15:39
Мне кажется в Израиле идеальный вариант — армия в которой служат все.
И девушки, и парни. Патриотизм, спорт, романтика, любовь, война. И армия — как гордость за себя и страну.
Я бы хотела служить в такой армии)

brotherflame    18.11.15 15:57
«Хороший тамада, и конкурсы интересные»

nezay    18.11.15 12:17
А если коснуться родительской заинтересованности, то через ЖЕКи например организовывать сходки в оборудованном для игр местном дворе: баскетбол, футбол, валейбол… Папы старшие братья приветствуются.. или вообще по возрасной категории.. ато старшие по домам в бессмысленности своей числятся..

evo_lutio    18.11.15 12:22
Я же просила в посте спорт не предлагать. Про спорт и так все знают, но это не романтика.

И учеба не романтика.

Только для некоторых, уже прокачанных людей учеба и спорт приносят драйв. Большинству юных людей нет. Это скорее труд.

Так как вы в обоих комментариях рассуждают все комитеты по работе с молодежью. И кроме уныния это ничего не вызывает. Старперская логика, логика человека, у которого своей спонтанности давно нет или мало, и ему кажется, что спорт и учеба — это и есть оно, все, что молодежи нужно.

nezay    18.11.15 12:36
так остальное всё сказали уже, если конечно вы не скрываете от нас нечто новое и интересное))

tanja_me    18.11.15 12:18
В подростковом возрасте я на конюшне тусовалась, возле лошадей всегда есть чем заняться. И покататься всегда можно было.

Ещё, когда первые интернет-кафе появились, при одном был компьютерный клуб. Руководитель занимался с нами программированием, писали музыку, делали игры, были чемпионаты по Мортал Комбату и прочим. Там даже сделали выставку моих рисунков (но её очень быстро сняли за пропаганду секса и насилия).

evo_lutio    18.11.15 13:31
Вы пропагандировали насилие?))

nezay    18.11.15 12:19
городские сезонные сборища.. например в центральном месте, где обычно ёлки у всех ставят: зимой — каток с шоу-программой по субботам, летом — летнее чтото.. И с рекламой по телевидению местному.. в пригласительной форме.

evo_lutio    18.11.15 12:23
Это все и так есть.

jozhistolet    18.11.15 12:23
Мне кажется, подобная деятельность должна содержать элемент риска и в перспективе, хотя бы призрачно, маячить какими-то ништяками: славой, деньгами, сексом. А какой риск сейчас в музыке, спорте и пионерско-скаутских лагерях у костра? Таких, которые в ИГИЛ идут подобным не заманишь. Хакерство, айти, технологии будущего, домашние лаборатории, био-сайенс-арт и тд, уже интереснее.

evo_lutio    18.11.15 12:26
Да, интересны те идеи, которых пока нет.

По-настоящему дерзкие, нешаблонные, даже вызывающие.

У людей мало эмпатии, поэтому взрослые, ища занятия подросткам, представляют свои родительские интересы и себя на его месте. И получается — ну лагерь трудовой, ну спорт, ну олимпиада. И ладушки.

А подросток, особенно пассионарный (который в зоне риска, но который и самый ценный, потенциально очень энергичный) киснет от тоски.

Взрыв мозга нужен. Иначе будут собираться в подвалах и мутить что-то.

Комментарий удален

evo_lutio    18.11.15 13:11
Вы утопист.

Как будто подвалы не грязные и сырые, а такие комфортабельные, отремонтированные. С хорошей вентиляцией, прошедшие санитарные нормы, чтобы полудетей там собирать.

И что значит разумный контроль без взрослых руководителей. Это как? Путем телепатии, дистанционно? Или с помощью шпионской сети?

evo_lutio    18.11.15 13:13
Танц-классы! Кружки.

Подростки 15-ти лет.

Вы вообще видели, кто становится стихийными лидерами в таких группах, если нет взрослых лидеров?

Мальчик, который лучше всех трахается и дерется. И девочки, которые умеют курить и пользоваться косметикой, ну и тоже про секс все знают.

Идеалистка.

Комментарий удален

evo_lutio    18.11.15 15:43
Вы написали, что подростки должны сами в подвалах свои кружки делать, без взрослых.

Кружок группового секса будет, кружок курения марихуанны и т.д.

Мне пох какой у Вас баг, я за любые споры баню, поскольку уважаю чужое мнение и не хочу навязывать свое.

Комментарий удален

evo_lutio    18.11.15 15:58
Главное помните, соглашаться я не прошу и даже советую, не соглашаться. Ни с кем вообще.

Просто не надо впрягаться в бессмысленные дискуссии. Они всегда по кругу, либо человек забывает пять раз, о чем спорил и говорит уже о другом, и это все так нудно. Вы озвучили свою точку зрения, я свою. И отлично. Останемся при своих.

deti_moi    18.11.15 14:40
У меня в доме именно такой «подвал» есть, со всем, что вы описываете. Руководителям — 20 с хвостиком лет, все активности бесплатные. Тусуются там умеренно мирные люди, хотя и, кхм, анархисты со своим «открытым университетом» захаживают, обсуждают актуальщину и учат друг друга рисовать на стенах призывные граффити. При всей уютности, место умеренно уныленькое. Я бы в юности морщилась.

drugoipingvin    18.11.15 12:34
Помню, как в мои 15 и около нам с подружками было особо нечем заняться, пойти некуда: болтаться по улице, в гости друг к другу, в подъезде сидеть — самый примитив, без деятельности. Поэтому мы легко увлекались любой движухой. Собирается рэп тусовка и брейк-танцоры в доме культуры — отлично, мы идём. Играют в настольный теннис в молодежном центре — нам тоже надо. Но в основном это было тускло и уныло, не затягивало по-настоящему ничего.

Думаю, сейчас больше возможностей, развивается инфраструктура; трудовые, творческие и проч. организации для молодёжи, как выше уже перечислили, — то, что нужно. И, конечно, лидер, у которого глаза горят с детьми заниматься.

И отдельно — интернет. Дети уже сами организуются по интересам ещё в интернете — надо учитывать, насколько это скоростной способ коммуникаций. Если сейчас подростку кажется, что игил — это романтика и круто, нужно дать альтернативу, показать, что есть ещё круче, ещё престижнее. И что место для этого молодого человека или девушки — в этом социуме, они будут востребованы здесь. Не кондовые зашоренные молодёжные организации, плесенью покрытые, а а новые форматы, свежие — из социальных сетей, наверное, можно было бы проанализировать, куда двигаться здесь и делать площадки ещё в интернете с выходом в реал. Все-таки с трепетом смотреть на парня, который авторитет субкультуры или лучший граффитчик в городе (законно по конкурсу расписал здание на площади, например) ничем не хуже, чем втрескаться в образ свирепого бородача.

kot_diplomat    18.11.15 12:34
О…

Нормальных учителей. Это нереализумо сейчас никак, и нереализуемо в короткие сроки. Но детям нужны нормальные учителя. Активные, живые люди, которые знают предмет, которые вежливы с детьми (!), которые не боятся продуктивной дискуссии и не затыкают детям рты.

Все просто: в школе подростки проводят очень много времени. Дом и школа колоссально влияют на ребенка (даже если к последней отношение «да ну нах»). Я даже не буду описывать, как колоссальна разница между хорошей и плохой школами в вопросах 1)»эти люди подавляют мое мнение» 2)отношения к общечеловеческим ценностям 3)реализации энергии ребенка.

Я не считаю, разумеется, что хороший ребенок — это занудный ботаник (хотя некоторые учителя считают). Но дети, у которых сложились позитивные отношения с первым для них социальным институтом, в принципе ориентированы не на протест обычно. А у кого не сложилось — на протест.

Детей нужно уважать. Может, тогда они не будут делать странное, чтобы обрести смысл и то самое уважение, ощущение реализации. Например, в ИГИЛ.

Еще нужны проекты, деятельность. Тут упоминали музыку и театр (театр мне вообще кажется прекрасным, тут и эмоции, и деятельность, и интриги немного, и сверстники). Но и другие проекты хороши. Научные (олимпиады и тд), финансовые (работа), спортивные,туристические…

Со стороны родителей — примерно то же. Уважать, не считать, что идеальный ребенок — покорная зомбированная кукла, поддерживатьувлечения, вовлекать в свои (…да, их хорошо бы иметь), но без фанатизма.

Но это все как-то очевидно. Возможности занять свою жизнь у подростка есть и сейчас.нужны именно люди, вовлекающие в это.

evo_lutio    18.11.15 13:57
Только Вы в другую крайность уходите.

Вы описываете не лидера-учителя, а учителя, который изо всех сил будет стараться быть демократом, который будет изо всех сил уважать мнение, которого по сути нет, которое подросток притащил от другого лидера, не такого нервного как этот бедный учитель.

И ох он огребет. Причем огребет и в плане того, что дети натворят себе и то, что они устроят ему. Будет закон джунглей и власть возьмет самый наглый подросток или группировка, а учитель будет летать из угла в угол, за свою слабость.

Дети вообще не прощают слабых, с повышенным чувством вины, без собственной позиции, учителей.

А Вы мямлю какого-то описываете. Я знаю, Вы сами педагог. Вы видели реальных детских учителей-лидеров? Таких, за которыми толпы бегут, причем трудных достаточно подростков, в огонь и в воду, не в подвал, а за ними. Что это за типы учителей, представляете? Они и в истории бывали, можно про них почитать. Это всегда очень неоднозначные личности. У них всегда было море врагов, которые их ненавидели.

kot_diplomat    18.11.15 14:44
Я ничего не сказала о лидерстве (и контроле), да.

Эту часть всегда упускаю, потому что работаю с очень умными и активными детьми, и это сильно меняет взгляд (многие проблемы, с которыми, я знаю, сталкиваются другие педагоги, у нас совсем не актуальны). У нас актуальнее предложить что-то крутое, чем удержать от чего-то (кроме комп.игр иногда). Теплица для педагога в некотором смысле, хотя есть своя сложная специфика.

Поэтому все, что я написала, не решает никак проблему для среднестатистических школьников. Однако то, что творится в сфере образования и то, какие примеры дети видят перед собой обычно и как в детям относятся, тоже очень важно.

evo_lutio    18.11.15 14:52
Я просто столько таких прекраснодушных педагогов видела.

Приходит новенький, весь такой самоуверенный, смотрит свысока на теток старых, осуждает их за то, что они давят, считает, что нужно давать детям свободно выражаться.

Потом глядишь, на уроках полный бардак, дети ржут над ним, троллят, дерутся, издеваются.

Почему-то именно в школе демократы сразу огребают. И со временем начинают немножко уважать опыт старых учителей. Хотя у них свои косяки, у них другая крайность, но нельзя думать, что без контроля все само сложится.

Это такое идеалистическое анархическое — люди от природы добры, дайте им полную свободу, они сами самоорганизуются.

Ага, шас. Это из серии: пусть ребенок выбирает, что ему есть. Ну он выберет пирожные, конечно.

kot_diplomat    18.11.15 15:02
Отмечу к слову две вещи из опыта по этому поводу.

На прекраснодушных приходится какое-то количество, наоборот, ну очень жестких. Именно молодых. Подавляющее большинство с опытом становится строже и авторитарнее, но некоторые — ровно наоборот. Однако те, кто начинает с «жесткости» вроде как чаще в школе остаются и спустя некоторое время их успехи лучше. Вот как-то так (хотя выборка неполна и специфична, опять же)

И вот еще: у педагога, наделенного самой большой любовью у нас, дисциплина на уроках (и не только на его, у его класса вообще так) ужасна. Это скорее исключение из правила, он очень харизматичен, а дисциплину по собственным сознательным соображениям не поддерживает и не прививает. Я бы в такой обстановке работать не могла, а ему ок. Но это именно политика у него такая, а тех, кто просто дает детям полную волю и ничего больше, потом в учительской отпаивают. Чаем)

И вот да, к его методам у коллег отношение крайне противоречивое. Но дети за ним пойдут куда угодно.

evo_lutio    18.11.15 15:31
Чем плоха анархия, я уже писала как-то. В ней быстро устанавливается закон джунглей. А это не самый человечный закон.

Ну это как сейчас, например, объяви полную лояльность и свободу каждого из человеколюбия. Ну смуглые пацаны с автоматами положат всех прекраснодушных лицом в пол, конечно.

То есть рановато пока петь о возвышенной душе каждого человека. Надо еще дорасти до этого. Хотя в перспективе это так, конечно. А пока так-сяк на перепутье. И давить нельзя, иначе душа никогда не отрастет, но и свободу полную нельзя дать, иначе нечему будет отрастать, тело сожрут.

Поэтому элемент анархии обязательно необходим, и свобода нужна, и уважение к личности, иначе не будет творчества, но должен быть какой-то стержень, иначе все разлетится на куски. Внутренний стержень, но если нет внутреннего, то значит и внешний, с перспективой на развитие внутреннего.

kot_diplomat    18.11.15 14:47
Впрочем, педагога-мямлю эти детки съедят не хуже любых других. По-своему, но съедят.

anna_tanenbaum    18.11.15 12:36
Если бы в 15 лет мне задали этот вопрос, я бы ответила «Просто не мешать». Ведь ты не один такой с жаждой впечатлений, таких как ты вокруг десятки, подростки сталкиваются как атомы и от этого столкновения образуется та или иная деятельность.
Я выросла в микроскопическом городке на юге, конец 90х, начало 2000х. Постоянно не хватало информации: книг, музыки, а об интернете и речи не шло. Это заставляло идти на ухищрения различные, все библиотеки города исследованы вдоль и поперек, если у кого-то появлялась кассета с новой музыкой, очередь на перепись выстраивалась на месяцы вперед.
Одна взрослая дама, увлекающаяся металлом, собрала вокруг себя круг из неформальных подростков. На этом влияние из мира взрослых заканчивалось. Сами по себе организовывались посиделки с гитарами, тусовки ролевиков (мечами для фехтования служили порой ножки от поломанных стульев), потом делали ролевые игры, ходили в многодневные походы в горы, поездили по бардовским фестивалям, автостопом, разумеется.
Я в том возрасте ходила на танцы (прочитала статью про фламенко и нашла себе преподавателя), шила-вышивала-вязала, плела украшения из ниток, переделывала старую одежду в нечто безумное, придумывала новые способы шифрования («Золотой жук», Э.По) , тренировалась писать левой рукой и пальцами ног (просто чтобы уметь), учила стихи страницами, чтобы развивалась память, на олимпиады ходила, чтобы с мальчиками знакомиться, но призовые места при этом занимала), опять же романтические эксперименты всякие (что будет если в отношениях будут не двое, а трое, что будет если поцеловать девочку, ну и т.д.).
При этом в моей школе была масса познавательных на взгляд школьника активностей (модель государства с президентом, который выбирался из школьников, с настоящими выборами и предвыборной компанией, школьная газета (печаталась в настоящей типографии), школьное телевидение, школьное радио и т.д.). Но воспринималось это как показуха и обязаловка и всячески саботировалась.
Но на примере своей младшей сестры я теперь знаю, что не у всех такой избыток энтузиазма. Она как раз из тех девочек «зоны риска» (хотя и не подросток уже), без опор и интересов, очень управляемая. Влиять на это живя за тысячи километров сложно, пытаюсь помочь открыть новые возможности (хотя каждый раз думаю моя ли это зона ответственности), оплачивая образовательные курсы. Но не похоже, чтобы это принципиально что-то меняло.

evo_lutio    18.11.15 12:45
Нет, не мешать это мало.

Нельзя это бросить на самотек и устраниться.

Не тот возраст, воспользуются свободкой разные бесы, пока демократичные родители стыдливо спрятались, чтобы не давить.

Вообще поиск баланса между контролем и свободой для родителей подростков так же актуален, как и сейчас в мировой государственной политике. Люди как раз в подростковой стадии в эволюционном смысле. Если им дать полную свободу слова и личности, перегрызут друг друга, а если их начать строить и душить, деградируют.

Вот и вопрос о балансе.

sava_ya    18.11.15 12:59
Для чиновников разного толка, отвечающих за молодежную политику установить возрастной ценз. Чтоб всякие моховые пеньки и крокодилицы не пускали корни в кабинетиках своих. Сорокет исполнился, и до свидания в другой какой нибудь департамент, где важнее мудрость и стабильность.

evo_lutio    18.11.15 13:20
Эй! Мне 44. А у меня спонтанности хватит на нескольких 17-летних, если не самые пассионарные)

Так что возраст не критерий. Зануды и в 20 бывают, лимона в чай не нужно.

sava_ya    18.11.15 13:34
Такие, как вы вообще на вес золота!

fedotoff    18.11.15 15:28
Лучший Педагог/Учитель, которого я знал, до смерти в 69 лет был таким, что за ним в огонь и воду все дети и вожатые были готовы в любой момент…
Но, кстати, подтвержу точку зрения о том, что у больших Педагогов/Учителей есть большое количество их ненавидящих по тем или иным причинам, причем среди взрослых, среди детей — минимум.

nezay    18.11.15 12:46
Можно в каждом городе ещё создать городок (с финансовой помощью руководства по делам молодёжи) имитирующий военную инфроструктуру.. или стародавнюю жизнь с доспехами… или некое подобие онлайн игры с нимфами, берсеркерами 80 уровня..
Я знаю, что чтото подобное есть, но в единственном экземпляре и гдето там, не под боком.

silhiriel    18.11.15 13:06
Онлайн-игры у всех под боком :), правда, уровень там заработать приходится, 80-й враз не выдадут. А в реале, поверьте ролевику, изобразить то, что на экране компьютера, довольно трудно. Впрочем, для того, чтобы ролевая игра снесла крышу всем замешанным, вовсе не обязательны спецэффекты.

Проблема у ролевиков (тех самых, которые про стародавнюю жизнь с доспехами или фэнтезийную жизнь с магией) с руководством по делам молодежи как раз в том, что оное руководство часто любит лезть во все, в чем ничего не понимает. «А что это у вас девочки будут жить в одной комнате с мальчиками, разврат!» «А что это у вас девочки мальчиков играют — пропаганда гомосексуализма!» «Это что, у вас в плохом свете подан такой-то исторический деятель, как можно!»

Причем отказать тут сложно, поскольку финансовая помощь вполне логично дает право тому, кто дает деньги, на вопросы по тому, на что деньги тратятся. Поэтому ролевики частенько стараются от этого держаться подальше, прибегая к официальным организациям разве что за разрешением, где без этого не обойтись. Судить тут сложно, официальные органы, в конечном итоге, хотят, чтобы детям все было безопасно, не хотят ими рисковать. Но…

evo_lutio    18.11.15 13:15
И вообще ролевики — мутный народ, если честно. В основном.

Хотя тема богатая очень, и безусловно искать надо где-то здесь. Но не это.

silhiriel    18.11.15 13:28
Мне вот интересно, как пойдет второе поколение ролевиков — дети и те, кто уже старшему поколению в дети годятся.
Пока выглядит занятно: от старших перебесившихся, но при этом еще творческих, младшие радостно подхватывают идеи, учатся, и при этом спокойно воспринимают советы типа «так, игры — это хорошо, но экзамены в школе — тоже, давай ты сдашь сначала, а потом мы за твою заявку поговорим». Серьезно повышается уровень качества.
Вообще эволюция ролевого сообщества интересно идет, живо так. Много мути осело :).
Но я сужу как наблюдатель, и притом вовлеченный сильно и давно. Это все-таки далеко не объективный и не исследовательский взгляд.

sava_ya    18.11.15 13:16
Продвинуть на руководящую должность бывшего ролевика. Чтоб знал куда не лезть. Но как? Как то на законодвтельном уровне надо так регулировать кадровый состав комитетов молодежи, чтоб туда попадали реальные молодежные лидеры, у кого опыт и харизма. Но это долгий путь.

silhiriel    18.11.15 13:21
Дело ведь в том, что всякие комитеты и организации — это сейчас в первую очередь политика, это отпугивает. Хотя и сейчас есть отдельные личности, но это все равно труд — стоять между государством, которому (вполне логично) хочется, чтобы детки безопасно и по линии партии шли взявшись за руки попарно, и жаждущей экспериментов и риска молодежью.
Вот и получается, что такие — они как Штирлицы засланные, делают большое дело и получают за то уважение, но немногие стремятся повторить их подвиг 🙂

sava_ya    18.11.15 13:56
Это факт. Но где то тут и надо искать баланс, лавировать между официальными стуртурами и неформальнми объединениями. Правда тут кожу как у бегемота надо иметь, четкую цель и мотивацию, чтоб не сдуться

anna_caravelle    18.11.15 12:51
Например, турниры по пейнтболу и всяким его вариациям в масштабах страны. По-настоящему херачаться там мальчики, а девочки там мячики краской наполнять ))

на квесты народ сейчас ходит стихийно и индивидуальными группами. Предлагаю сделать из этого сеть соревнований в масштабах страны.


Например, хоккей же «подняли» на серьезный уровень и зрителей теперь дофига, и хоккеистов любят.

willow_twig    18.11.15 12:58
ну-ну, предложил бы мне кто-нибудь тоскливо мячики краской понаполнять, пока мальчики «херачатся по-настоящему»

silhiriel    18.11.15 13:16
Вот плюс очень много! (нежно погладила свою страйкбольную снайперку) :))
Как раз стрельба разнообразного рода и вида — это изумительно уравнивающий вид спорта, где девочки живо просекут, что они могут отстрелить ничуть не меньше народу, чем любой парень. Опять же, лавры Павличенко и все такое :). Тоже романтика!

evo_lutio    18.11.15 13:21
Сейчас девочки съедят за такое. Те, кому до 18.

brotherflame    18.11.15 15:07
Девушки там выносят игроков противника не хуже мальчиков.
У нас турнир был между разными клубами сети фитнес клубов. Так там девочки тоже рубились «по-настоящему».

pollika    18.11.15 13:19
До мелочей отработанная школьная система была у Сухомлинского. Он с 9 лет организовывал сложные военные игры, потому что по его наблюдениям, с этого возраста дети кидаются в опасные предприятия. Примерно с 12 подключал серьезную профессиональную подготовку (не помню, как с заработком), старшеклассники сами ездили на тракторе, ремонтировали его.
Серьезный минус — давят это наблюдающие органы, и одиночная школа не сразу, но со временем разваливается после кончины ее директора.

sava_ya    18.11.15 13:29
У Крапивина в книгах много сюжетов на тему давления надзорных органов. Да и про подроськов тоже интересно. Если память не изменяет, и сам он организовал кружок мальчишек яхтсменов Каравелла. Поэтому не по наслышке знал, что такое бюрократические препоны в этом деле.

evo_lutio    18.11.15 13:46
Крапивин да, был продвинут, про подростков отлично писал.

pollika    18.11.15 13:58
Крапивин немножко другое. Он противопоставляет подростков — школе, Каравеллу — официальным кружкам. Сухомлинский, напротив, сделал огромный и не оцененный по-настоящему вклад в развитие школы, ориентированной на реальные потребности детей. Там малыши учились на прогулках вне класса, другая система оценок, совершенно чумовые рекомендации по подготовке домашних заданий. Как раз чтобы клубы не были единственной отдушиной, в школе должен быть свой воздух.

evo_lutio    18.11.15 14:16
У нас в стране вообще лучшая детская психология и педагогика в мире была создана в первой трети 20-го века. Таких психологов-педагогов как у нас не было нигде, а у нас много. Но их так плохо знают.

pollika    18.11.15 14:37
Не то слово. Нас в институте с жестоко принудили вызубрить Выготского, мы никак не могли понять, почему приходится копаться в таких древностях. И почему заставляют читать Фрейда, которого сами громят на лекции ))
Вообще, я все-таки за развитие школы на основе лучшего советского опыта. Все эти чудо-города и подвальные организации не отменят 8 уроков в день и домашней работы до полуночи. От них куда хочешь сбежишь.

evo_lutio    18.11.15 15:22
А лучше Выготского никто и не писал про формирование ребенка ничего. Нет пока такого.

Ну а Фрейда вообще, я не знаю, когда дочитают до конца. Пока освоили десятую часть где-то и то перевернуло всю культуру. А сколько открытий он еще припас.

evahappy    18.11.15 13:34
Создавать крутые мини-городки, с ультрасовременной архитектурой, в которых можно воплощать различные новаторские идеи. Этакая диснеевская «Земля будущего» и «Матрица» вместе)). Сама жизнь там — квест, лабиринты из коридоров, музыка, яркие герои из старших 2-3х поколений и почти система самоуправления. Великая цель преобразовать мир и сделать его лучше. Там можно самим колотить из досок нестандартные объекты, устанавливать памятники кому хочешь в общем парке и разводить приюты всех самых несчастных котят. Желающим творить — дать свободу реализации идей. Желающим слиться и гореть — дать общий яркий поток. Время пребывания там пару месяцев, потом домой и тусоваться с сообщниками, проходить квесты для достижения нового уровня.

Попасть туда — тоже квест, с условиями и задачами, по типу «Зарницы» и современных квестов. Всякие игры, загадки — разгадки, бытовые трудности, спорт, труд, но с азартом. Тк приз — яркая тусовка, красивая жизнь и приобщенность к великому.

Общую культуру в проектах будут задавать истинные гуманисты, которые будут счастливы работать там на пенсии, финансирование обеспечивать родители и государство. Может быть там будут и креативные прибыльные идеи, на общей волне спонтанности и креатива))

evo_lutio    18.11.15 14:38
Ну это уже есть в 5Д каком-нибудь. Надень шлем и лети в другой мир навстречу приключениям.

Но как это связать с нормальной жизнью? Это будет работать как онлайн-игры, выращивать дезадаптантов. Целые поколения заблудятся в виртуальных райских мирах и никогда не реализуются в этом.

evahappy    18.11.15 15:57
Ну в 5Д ты просто потребитель контента — летаешь куда программа тебя отправила. И сам пассивен. А хочется же бежать, гореть, что-то делать самому.

Когда есть такая возможность сделать, согласно твоей природе и интересам, пробовать создавать своё — разве это не захватывающе? (Риторически, не к Вам)).

В голове моей такие города нарисовались, как среда, где можно совмещать кайф и пользу, ты и трудишься, и не ограничен потолками, свобода, вдохновение. После занудной школы идёт интеграция в не менее занудную трудовую деятельность, а тут можно прожить активный творческий период, пробуя свои возможности в деле.

Ну может не города, это конечно очень утопично, но какие-то при работах, при факультетах, предприятиях такие вольные студии. Где будут и вертикальные связи адекватные (для сохранения цели и отметки собственных достижений) и широкое поле для деятельности.

В 15-18 лет ведь часто кажется, что лучше знаешь как жить и что делать — вот есть реальная возможность попробовать.

evo_lutio    18.11.15 16:04
Ну в 5 Д ты тоже трудишься, мозг работает, эмоции переживаются, задачи решаются, какая-то нагрузка есть. На мозг.

В таких городках еще и на тело нагрузка, ты бегаешь, прыгаешь.

Но вот социальной адаптации не происходит ни там, ни там. Ты победитель снежных людей и покоритель болотных нимф 30-го уровня. Ты пробежал 100 километров в неделю и завоевал два маленьких народа, а потом отпустил на свободу.

Но в социуме ты как был мудак, так и остался. Что с уровнем 5Д, что с дипломом игровой страны. Ну может мышцы чуть-чуть накачал во втором случае. А социально — пустое место.

Отделы мозга, которые отвечают за интеграцию в социуме остались пустыми. И теперь будет трудно начинать с работы в Макдональдсе, если ты уже побывал царем эльфов, а потом вообще стал богом и покорил Олимп.

Искусственные площадки хороши как тренажеры, но нужно уметь быстро и гибко переводить навык в реальность и побыстрей. И в реальности приобретенный навык нередко приходится развивать сначала почти с нуля, поскольку совсем другое пространство, иные условия. Потом уже навык искусственный может присоединиться.

evahappy    18.11.15 16:42
Да, Вы правы

С интересом буду ждать Ваши посты о спонтанности и как её можно социализировать.

nezay    18.11.15 13:36
Есть такой ещё сериал АйКарли.. там подростки транслируют свою домашнюю передачу и как пример, возродить и создать кино-клубы местные-дворовые, с режиссёрской направленностью, в точке сбора гденить онлайн на ютубе. Группы против групп (разнонаправленные по тематике) и пусть бегают по городу взрослых тормошат интервью всякими.. Какое-то движение нужно молодёжное, продвинутое..лидеры… сначала их пропиарить, а потом они уже чтобы интузиазмом заражали..

lete_indienne    18.11.15 13:58
В чем-то помогла бы ранняя профориентация, гораздо более ранняя, чем сейчас. Т.е. знакомство с гораздо более широким кругом профессий, чем это обычно бывает среднестатистически, когда знаешь только, чем занимаются папа-мама, иногда — бабушки-дедушки. Ну, как пример организации: приглашаются представители 30-40 профессий (в школу, техникум, ВУЗ — пространство с отдельными аудиториями), перед этим ученики анкетируются, каждый выбирает к посещению несколько самых интересных для себя профессий и, внагрузку, парочку рекомендованных классным руководителем//школой. И неформально общаются. Представители профессий вынуждены к встрече готовиться, как-то себя и профессию презентовать. И делать это периодически, в обязательном порядке, ведя статистику и мониторя зарплаты//заинтересованность работодателя по региону.
А то держат в школе, как в садке. Большинство просто тупо ждут, когда же эта тягомотина закончится и начнется настоящая жизнь.

evo_lutio    18.11.15 14:14
Настоящей жизни действительно не хватает.

lete_indienne    18.11.15 15:17
Но там заколдованный круг: во взрослую жизнь не прорвешься, пока ты ничего не умеешь + недоверие взрослых как класса существ. Выиграет тот, кто предложит ощущение востребованности и//или относительно быстрое неформальное обучение чему-то конкретному, явно не пять лет ВУЗа.

Как пример: пожарные дружины. У нас этим занимаются исключительно взрослые, о детях речи нет. А вот заграничный племянник 12 лет запал на блеск пожарных шлемов и записался в кадеты при местной пожарной дружине. Выдали форму, берцы, нашивку, кепи. Занятия по субботам. Выездов на пожары, конечно, нет — дежурства по кухне и волонтерство есть. Через четыре года (уже в 16!) сможет стать пожарным, если не потеряет интереса. Девчонки — пачками, несмотря на юный возраст, а после всех этих мрачных событий и дополнительный героический ореол.

Посильное, но полезное и ответственное. И конкретное.

willow_twig    18.11.15 14:53
Вспомнила, как к нам в типографию (пока та еще существовала) приводили школьников на экскурсии. Редакция, журналисты интереса, понятное дело, особо не вызывали — компы, столы, а там — два черта-мужика в краске, шайтан-машины, пластины и на твоих глазах из ничего делается газета! Впечатление производило)))
Плюс, тоже одно время был проект — мы печатали как приложение к большой газете газетку молодежную, которую школьники сами и наполняли под кураторством одного из журналистов. Материал был всегда, и подростки очень расстроились, когда мы «молодежку» прикрыли в связи с финансами.

silberwe    18.11.15 16:25
А я вспомнила, как в школе нас учили на продавцов. Сначала в классах мы осваивали теорию, в основном на кассе работать. Было сложно, но интересно. А потом было несколько месяцев практики в магазине — целый рабочий день подпирать стену. Настоящие продавцы нам ничего не разрешали делать, а особенно, конечно, притрагиваться к кассе — не дай бог!

lete_indienne    18.11.15 16:25
Да, ощущение жизни, живого, конкретики, а в случае молодежной газеты — ещё и результат на руки.

bais_barbaris    18.11.15 14:36
Путешествия без родителей, может быть. В формате языковых лагерей за границей, например: учебы чуть, самостоятельность есть — никто особо не следит, людей куча отовсюду того же возраста и постарше, все интересны с непривычки, мир вокруг совершенно не тот, к какому с детства привык. Но, мягко говоря, далеко не все могут себе позволить.

akwa13    18.11.15 14:39
Эх, вот если б экспедиции устраивать.
Ну, там, сфотографировать какое-нибудь очень редкое животное в среде обитания, или торнадо, или еще какую-нибудь хрень.
Это и физнагрузка, и работа, и романтика, и жутко интересно.
Но для этого нужны очень увлеченные взрослые, к тому ж умеющие управлять компанией подростков, а где ж таких взять массово.

Я когда-то встречалась с вьюношей, который притащил меня в свой «астрономический кружок». Там всем заведовал один мужик, у которого воли и энергии было — ложкой ешь. И ума. И обаяния. Он таскал их по походам, учил наблюдать ночное небо, готовить на костре, ставить палатку за две минуты, вести дневник наблюдений, и все это им не скучно было. Они потом своих детей в этот же кружок приводили…

koriskos    18.11.15 14:49
карнавалы устраивать? вообще в голову приходят только организации по типу скаутов и совместные игры по типу ролевых, хотя чаще всего это все выходит ужасно занудно. Мне кажется, сложно создать какую-то систему, которая бы успешно вовлекала подростка, привлекает обычно пассионарный человек, а система сама по себе скорее отталкивает, потому что в ней занудно.
а вообще я нашла в это посте ответ на вопрос, который долго меня преследовал: была у меня как раз в этом возрасте история, про которую я долго потом думала, ну почему, как, как я могла в этом быть, это позволить? — а ведь и правда, избыток эмоций, незрелость и тоска по романтизму…

somikova    18.11.15 14:51
У меня крутится в голове волонтерство/работа в каких-то организациях типа «Лиза-алерт» — поиск пропавших людей. Это однозначно динамичное, однозначно реальное жизненное, однозначно полезное занятие. Однако засада в том, что там вряд ли разрешено участие людей до 18 лет, хотя это логично, наверное. Как вариант — подготовка к подобной работе.

queerness    18.11.15 16:31
Тоже была такая мысль, но так и самому можно где-нибудь заблудиться в процессе поисков, в этом возрасте еще далеко не полный учет всех возможных опасностей.

ivan_ivan_ivan    18.11.15 16:12
Секты: аля комсомол, нашисты. Конечно тоже промывка мозгов, но звучит приятнее, чем ИГИЛ.

9_tail_kitsune    18.11.15 16:32
Тут уже яхтинг упомянули, но незаслуженно мало, на мой взгляд.

Это, конечно, спорт, но в первую очередь это море, романтика, адреналин – особенно в процессе обучения, когда ты, подросток, становишься капитаном яхты, и все, кто на ней есть, выполняют твои команды. И тебе нужно яхту в нужную точку привести, и людьми управлять, и решения принимать довольно быстро. К тому же, обычно группы смешанные, то есть подросток управляет и сверстниками, и взрослыми, и они им так же потом управляют (там, по сути, один капитан и минимум один, а в процессе учёбы обычно три человека на парусах). В общем, и романтика, и экстрим, и социализация в одном комплекте.

Дайвинг тоже хорошее занятие для подростков, на мой взгляд. Есть, во-первых, входная планка по возрасту, во-вторых, «вау, никто не умеет в классе, а я умею» – очень здорово самооценку поднимает.

А если комплексно смотреть, то мне кажется, интересно делать (да и делают уже) так называемый «День тени» – когда подросток идёт на какую-то работу и весь день ходит и ездит, например, с полицейским, смотрит, как они работают. Или со сварщиками-фрезеровщиками-архитекторами-врачами. Да с кем угодно. Или в офисе (что, конечно, скучно для подростка, но тоже опыт). И так можно кучу работ/профессий перепробовать и пересмотреть. К тому же, нет одноклассников, перед которыми надо «держать лицо». В общем, хорошо всё, что расширяет кругозор.

А все эти музеи и поездки с классом не работают вообще, мне кажется. Скука и обязаловка. И та же среда, те же одноклассники.

9_tail_kitsune    18.11.15 16:35
А вот про яхтинг ещё забыла сказать – если в группе родители, то и отношения с родителями могут улучшиться в результате, и чаще всего улучшаются. Очень наглядно для подростка – его решения, даже неправильные, выполняют, не критикуют (кроме преподавателя, который всех критикует периодически, это его роль), принимают.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio