Шутки на тему смерти

Кто резко шутит на тему чужой смерти, придумывает анекдоты о только что погибших, рисует на них карикатуры?

У многих на этот вопрос один ответ: нелюди.

Многие думают, что стремление некоторых людей неистово шутить на страшные темы происходит от того, что эти люди вообще не способны к состраданию (нелюди), либо относятся к погибшим как к врагам и всерьез надеются, что их и их близких подобное никогда не коснется.

Из-за такой трактовки любой черный юмор вызывает целую цепь агрессии и желание донести до шутника, что с ним может быть то же самое.

Когда люди трактуют реакции другого человека, они нередко «судят по себе». Они задают себе вопрос: в каком случае мне бы захотелось посмеяться на тему чьей-то смерти? И отвечают: только если бы этот человек был моим лютым врагом, не просто врагом, а лютым. Да и то, человечность не позволила бы мне сделать это. Вывод: шутник = враг + нелюдь.

Я хочу рассказать, что такое подобные шутки с точки зрения психофизиологии, чтобы и сами шутники могли бы проанализировать свои реакции, оскорбляющие других и вызывающие у большинства агрессию, но также чтобы ненавидящие таких шутников могли бы относиться к ним чуть-чуть лояльней.

Если коротко, это специфическая вторичная реакция на стресс, деструктивная реакция гебоидного типа.

Наш прекрасный ученый Леонид Китаев-Смык, который написал большую работу о стрессе (и после Ганса Селье это наиболее значительная работа), описал разные стрессовые реакции. Китаев-Смык занимался подготовкой космонавтов и изучал психофизиологию стресса весьма тщательно. Также он длительно занимался исследованием солдат во время чеченской войны 1995 года и после.

Интересующиеся могут прочитать работу Китаева-Смыка «Организм и стресс». Для более полной картины можно почитать о стрессе у Селье, Кречмера и у Лоренца. Я же приведу только выводы, касающиеся темы шутников и их «пляски на костях».

1. Существует два главных типа первичной реакции на стресс: активная и пассивная.

Китаев-Смык приводит интересные сведения, полученные им лично при опросе священников сельских церквей в 60-ых годах прошлого века. Младенцы по время крещения (40 дней от роду) при макании в купель (стресс) ведут себя очень по-разному. Типов реакций два: младенцы либо вытягиваются и приводят в сильный тонус все мышцы тела (таких младенцев священники называли «столбики»), либо сворачиваются и расслабляются словно в материнской утробе (таких называли «калачиками»).

Интересно, что про первый тип младенцев, которые «столбики» священники обычно говорили «не жилец», и такие дети чаще других умирают в младенчестве или детстве, чаще заболевают, чаще травмируются, они более уязвимы. Но если таким детям удается выжить, вырасти и хорошо адаптироваться к жизни (научиться расходовать и распределять свои силы), они нередко становятся лидерами. Все дело в том, что «столбики» реагируют на стресс активностью и агрессией, борются со стрессом и сопротивляются ему. Это делает их жизнь намного более опасной, заставляет быстро расходовать все резервы организма и они куда раньше, чем калачики приходят к черте слома.

Китаев-Смык упоминает нашего полководца Суворова, который в детстве был настолько «столбиком», что протестовал против пеленания громкими криками, не успокаиваясь ни на минуту, и отец приказал не пеленать его, вопреки обычаям. В кого удалось вырасти этому младенцу все знают.

2. Вторичная реакция на стресс (это когда стресс затягивается) бывает деструктивной и конструктивной.

Конструктивная реакция на длительный стресс — это адаптация к нему. Адаптация — это значит, что организм перестраивается настолько, чтобы существовать в условиях стресса наиболее продуктивно.

Гармонично адаптироваться к длительному стрессу могут и «столбики» и «калачики», хотя последним легче это сделать. (Отсюда польза смирения, но только правильно понятого, и не для тех, кто совсем калачик-калачик, тем бы, наоборот, сопротивления побольше).

Китаев-Смык описывает солдат, которые хорошо адаптировались к условиям войны, так. Они были настроены на победу и жизнь, о смерти не размышляли, их мысли были устремлены в будущее (мирное, после победы), они грезили лишь о том, как вернутся домой и будут помогать родителям, женятся, обзаведутся детьми. Они были собраны, позитивны, дисциплинированы, обязательно аккуратны. Одним словом, хорошо адаптированные солдаты выбирали тот наилучший режим (не столько они выбирали, сколько их организм, но и личность принимала участие в распределении энергии, при помощи хорошего локуса) который бы позволял проявлять разумную активность: не тратить все нервные силы на то, что они лично не могли изменить (не изводить себя страхом и чувством вины), употребив энергию туда, где они действительно были способны действовать и влиять (во время боя). Исследования Китаева-Смыка показали, что такие солдаты намного (!) чаще выживали, эффективнее воевали и возвращались после войны к мирной жизни без особых проблем.

Если вы для сравнения почитаете Франкла и Бетельгейма, психологов, которые описывали свой опыт узников фашистских концлагерей и книги которых я всегда рекомендую, вы увидите, что они рисуют ту же самую модель выживания и преодоления непреодолимых трудностей, вплоть до того, что наиболее аккуратные узники, заботящиеся до последнего о личной гигиене и внешнем виде, выживали и сохраняли себя куда лучше. (Понимаете, почему? Уход за собой — это то малое, что может делать узник концлагеря, до чего сужен его локус контроля, но если отказаться и от этого — проактивности и сознанию конец, ты превратишься в предмет, который только шпыняют).

3. Гебоидная реакция на стресс (те самые шуточки о смерти и танцы на костях) — это вид деструктивной вторичной реакции на стресс.

Китаев-Смык перечисляет несколько видов деструктивных реакций: депрессия и сломленность (когда солдат считает себя виноватым в смерти других солдат и убежден, что его тоже убьют), остервенение (когда солдат от стресса рвется убивать и крушить, не обращая внимания на тактическую целесообразность) и гебоидность (те самые шуточки, постоянное ерничание на темы смерти и сарказм по отношению к своему и чужому страху).

Деструктивный тип поведения при вторичном стрессе чаще всего приводит к смерти. Это важно понять! Деструктивный на то и деструктивный, что заставлять человека погибать раньше других и часто даже без оснований.

Депрессивные бессознательно сами ищут погибели (от вины, от страха, от тяжести) и вскоре находят ее. Офицеры описывали Китаеву-Смыку, что если таких солдат не адаптируешь быстро или не демобилизуешь, они вскоре гибнут при самых глупых обстоятельствах. Остервенелые тоже гибнут раньше других, причем нередко подставляют однополчан, поскольку их цель не победа (!), а истерика от паники. Но и гебоидные (те самые шутники) тоже считаются обреченными и очень плохо приспособленными к выживанию.

4. Посмотрим, почему гебоидные выживают хуже других и в условиях реальной опасности часто обречены.

Гебоидный тип реагирования — это отрицание страха смерти, полностью, как самого факта.

А страх и боль — это защитные реакции организма, они показывают на что обратить внимание, и избавляться от этих реакций — это оставлять себя беззащитным.

Гебоидный шутник словно прячет голову в песок и пытается в своей картине мира представить все так, будто все страшные события — это хохма и понарошку, это повод для веселья, и никого всерьез не касается.

Не нужно путать гебоидный деструктивный тип с позитивным, хорошо адаптированным, которые тоже способны шутить, чувство юмора — хорошая опора в стрессе, но шутки их более мягкие, умеренные и никогда не касаются самых болезненных и серьезных тем. Нормальные шутки и хорошее чувство юмора призваны обратить внимание людей на то, что в жизни даже в условиях стресса есть что-то светлое и смешное. Таков, например, Василий Теркин Твардовского, кумир военных лет.

Адекватные шутки никогда не касаются смерти товарищей, они никогда не переходят берегов, поскольку это шутит человек, хорошо осознающий возможность смерти, а не отрицающий ее, и это(!) принципиальное отличие. Сама цель шуток — отвлечь внимание от смерти, напомнить о жизни, а не привлечь к смерти внимание и посмеяться над ней, думая, что смехом ты ее победишь. Это как Моська, смеющаяся над слоном, пока ее не раздавило.

Гебоидный тип в экстремальных условиях (на войне, в больнице, в тюрьме) выживает очень плохо, поскольку, во-первых, своими шутками без берегов постоянно вызывает агрессию окружающих и провоцирует раздражение или ненависть (это мы можем наблюдать, да?)

Во-вторых, так как цель таких шуток закрыть свои собственные глаза на опасность, убедить себя в нереальности данной опасности, такое поведение мешает действовать эффективно и себя защищать.

И, в-третьих, занимаясь вытеснением страха, такой тип почти всегда в какой-то момент встречается с этим страхом лицом, слабые защитки рушатся (а деструктивные защиты всегда слабы, поскольку плохо интегрированы в личность), и будучи совершенно неподготовленным, неадаптированным к стрессу (он же отрицал вместо адаптации), человек быстро погибает.

То есть засовывать голову в песок и убеждать себя, что смерть — это совсем нестрашно, это небольно, это прикольно и весело — это один из самых плохих и ненадежных способов восприятия смерти.

Депрессивный тип может обрести опору, остервенелый тип немного успокоиться, а вот гебоидному типу при отбрасывании своих защит нередко нужно начинать адаптацию с нуля.

Повторю, умеренная доля юмора не вредит, а очень помогает, и чаще всего говорит о хорошей адаптации. Чрезмерное, будто безумное (оно и есть безумное) шуткование — это часто нечто противоположное — почти полное отсутствие адаптации.

5. Как преодолеть гебоидный тип реакций?

Чаще хорошая, гармоничная адаптация к стрессу, которая делает человека сильным, получается из первичной реакции типа «калачик» (при развитии внутренних опор), а деструктивная адаптация чаще — из «столбика». (Хотя и «столбики» иногда прекрасно адаптируются, становясь даже лидерами, и пример тому упомянутый Суворов).

Все дело в том, что быстро исчерпав силы на активное сопротивление, «столбики» чувствуют себя сломанными (депрессивная вторичная реакция) или впадают в аффект (остервенелая вторичная реакция) или начинают полностью отрицать всякую опасность (гебоидная вторичная реакция). Они не умеют распределять силы, поэтому не могут сопротивляться стрессу гармонично и прибегают к деструктивному типу поведения. То есть «столбики» для хорошей адаптации должны развить некоторые реакции «калачиков» (уметь расслабляться, когда от тебя ничего не зависит, и копить силы на тот момент, когда можно будет выступить), а «калачики» — качества «столбиков» (иногда активизироваться и сопротивляться, не только ждать команду спасателей).

Но вот что очень важно понять всем гебоидным (юмористам смерти то есть).

Пока вам будет казаться, что в такой реакции проявляется ваша сила и смелость, вы не сможете развить хорошую адаптацию, и останетесь, по сути, беззащитны и не способны защищать своих близких. То есть установка «я смеюсь над смертью, потому что смел» мешает увидеть свою проблему и избавиться от нее. Не прячьте свою слабость (паническое избегание страха смерти) под иллюзиями своей якобы силы. Постарайтесь понять, что вы более трусливы, чем те, кто демонстрирует иногда страх (умеренный, без паники) и скорбь (без чувства вины за то, что жив!), узнав о чьей-то смерти. Нормальный, правильный тип адаптации — это испытывать иногда страх, видеть его, уважать, но справляться с ним конструктивно, а не закрывать его как мешком истерической гебоидной веселостью, пытаясь все время играть в пир во время чумы, чтобы не так страшно было думать о своем финале.

Ну а тем, у кого гебоидные вызывают приступы ярости, стоит понять, что это такой тип деструктивных защит, очень ненадежных и слабых защит. Взглянуть в лицо реальности эти люди просто не имеют психических резервов, вот и веселятся безо всякой меры, танцуя на костях.

Комментарии

ext_2367732    15.11.15 12:22
часто человек в страшной форме невроза буквально искрит отборным черным юмором, в реальности прикрывая глобокую яму страха. Раньше мне это нравилось — послушать или почитать такие перлы. Но в последнее время хочется избавиться от негатива, а мрачный сарказм — это очень разрушительно. С возрастом это накладывает определенное выражение на лица, да и проблемы с ЖКТ (печень, желчный) становятся очевидными

evo_lutio    15.11.15 12:31
Я думаю, связывать психологические проблемы с конкретными физиологическими не совсем верно. Очень слабая корреляция, то есть стресс будет ударять не по каким-то конкретным органам, а по тем, которые у человека слабей. У одного по желудку, у другого по дыхательной системе, у третьего по сердцу. Причем одному потребуется сильный стресс, а другому и слабого достаточно.

Когда проблема личности связывается с конкретной болезнью — это все тот же поиск простого шаблона. Вот я сейчас узнаю психологическую проблему, начну вести себя иначе и быстро вылечу болезнь. В психологии все намного более запутанно, сложно и индивидуально.

А то выдумывают еще ведь, что онкология — это следствие неправильной жизни и недобрых поступков. Вот ведь ироды тоже еще. Это все тоже такие деструктивные психзащитки: я веду себя хорошо, буду жить долго или вечно. Да фиг там. Слишком от многого зависит это.

jane_bess    15.11.15 12:46
О, про онкологию — вообще за гранью моего понимания. Т.е. я понимаю, что люди так защищают себя от мысли о том, что заболеть можно внезапно, но ведь «теория» не выдерживает никакой критики, если вспомнить про детскую онкологию.

evo_lutio    15.11.15 12:47
А там они что-то про родителей начинают.

jane_bess    15.11.15 13:06
Т.е. убеждены, что их родители и родители их родителей вели себя «правильно»? Читают эти люди, наверняка, при свете нимба.

evo_lutio    15.11.15 13:09
Видите, логика — это последнее, на что опираются психзащиты. Они вывернут под свою картину мира любую нелогичность, лишь бы стресс снять.

ext_2367732    15.11.15 13:00
просто я думала, что «желчный» человек — это мрачный язвительный типаж из-за неоттока желчи ))

evo_lutio    15.11.15 13:07
Там есть связь, конечно, хотя чаще обратная. Избыток желчи дает раздражительность характера.

С другой стороны ЖКТ на стресс у большинства, конечно, реагирует в первую очередь. И сердечно-сосудистая еще.

Но все-таки у кого от природы крепкий ЖКТ, полетит другое.

jane_bess    15.11.15 12:34
Спасибо, мне теперь будет легче сдержать порыв растерзать шутников на мелкие кусочки.

ext_2367732    15.11.15 12:53
а мне поможет чаще останавливаться и воздерживаться от гебоидного сарказма

jane_bess    15.11.15 16:11
У меня, кстати, бывает почти неконтролируемый ржач (не шутить, а именно хохот истеричный) и ситуациях, совсем к этому не располагающих, немного постфактум, когда опасность была и только-только миновала. Но абсолютно никаких позывов пошутить на тему войны, терактов и прочего такого. Рядом могу, но только до определенного предела, дальше табу и ветхозаветный пафос.

evo_lutio    15.11.15 16:21
Ну это же нормальная реакция, смех. Смех вообще очень полезен, во время смеха очень много дофамина вырабатывается, и вообще лучше смеха мало что снимает стресс.

А вот когда почти всегда вместо сочувствия и скорби хочется смеяться и высмеивать скорбящих — это гебоидный тип реагирования.

Но тут только в контексте можно определять — нормальная защита или уже деструктивная. В норме-то психика имеет право защищаться и должна защищаться. Скорбеть и бояться улыбнуться, не находя права на радость, это другая крайность.

power_l    15.11.15 13:00
Мне кажется, что в мирное время (относительно) шутки над смертью (публичные) — это взрывоопасный способ привлечь внимание к проблеме. Пройти мимо невозможно, но побочных эффектов много — критиков способа появляется больше, чем желающих увидеть и обсуждать проблему.

evo_lutio    15.11.15 13:04
Это обычно рационализация.

Захотелось пошутить из-за гебоидности (если ее нет, будет просто неприятно), а уж потом начинаются оправдания «да мы внимание к проблеме привлекаем, мы борцы!». Это тоже мешает увидеть свою гебоидность, как и «я просто очень смелый, поэтому ржу, когда трусы трясутся от страха, а я плюю смерти в лицо». Ну плюй, можно всю жизнь прожить под плотным колпаком отрицания, ни разу не осознав близость и реальность смерти. Но это, в целом, плохая защита, я написала почему.

brotherflame    15.11.15 20:45
Это как в ру_чп.
Каждая смерть мотоциклиста — неистощимый кладезь искрометного сарказма.
Но вот что не могу понять. В комментариях к видео, всегда их много, таких которые «привлекают внимание к проблеме». А фактически, на месте ДТП ни разу не сталкивался с такими шутниками. (За такой юмор незнающие типов реакций люди покалечить могут)

У них эта реакция контролируемая более мнее получается?

evo_lutio    15.11.15 20:50
Большинство помалкивают, чтобы по морде не получить, наверное.

Но вот Китаев-Смык пишет, что гебоидный тип нет-нет да и не выдержит, пошутит, даже на войне, по поводу чьего-то трупа свежего. И огребают обычно.

А кроме того, что огребают, у них еще бессознательно срабатывает реакция «я смеялся над этим — со мной это тоже приключится», то есть действительно часто приключается. Потому что внутри под этой защитой все-таки ужас и чувство вины за неуместный сарказм.

brotherflame    15.11.15 20:58
Еще вспомнил странный случай, но теперь уже понятно, почему была такая реакция. А тогда у меня чуть мозг не сломался от такой реакции.

Смотрели с приятелем кино, про англо-американскую войну в конце 1812-1814. «Патриот»
И в момент батальной сцены, когда кому-то оторвало ногу, потом кому-то голову, товарищ засмеялся, как будто он смотрел финал КВН или что-от типа этого. И чем кровавей были кадры, тем больше было смеха.

evo_lutio    15.11.15 21:02
Да, это вот такая реакция гебоидная.

silberwe    15.11.15 13:46
Спасибо, очень интересно. Задумалась, столбик я или калачик )

evo_lutio    15.11.15 13:55
Нападать или замирать тянет при внезапной опасности?

Хотя бывает, что первичные реакции уже трансформируются адаптацией.

silberwe    15.11.15 14:10
Нападать. Скорее защищаться, рука сама ставит блок. А глаза закрываются всегда, так и не переучили меня занятия БИ )

evo_lutio    15.11.15 14:13
Закрывать себя руками и закрывать глаза — это скорее реакция калачика.

Но давайте не будем гадать, это ведь не так важно. Главное, что из любых пазлов можно собрать нечто очень функциональное и гармоничное. Практически из любых, кроме с явной врожденной патологией, но и там иногда можно.

evo_lutio    15.11.15 14:16
Часто еще многие женщины — переученные столбики, а многие мужчины — переученные калачики. В действительности тех и других примерно одинаково рождается, наверное.

Ну и в популяции калачиков выживает больше, но адаптированные столбики немного успешней, хотя их намного меньше, поэтому все очень запутанно.

anna_actio    15.11.15 14:55
Вот почему во всех стрессовых ситуациях из меня так и лезет черный юмор. Близких бесит, что во время крупных ссор или проблем каких, я или хохотать начинаю или шутить. Не могу ничего с собой поделать в этих случаях.

alissonya    15.11.15 16:08
Так это ж не пляски на костях. Я тоже почти всегда шучу над всякими неприятностями. Но не над смертью кучи людей.

anna_actio    15.11.15 17:56
да, конечно

el_huracan    15.11.15 17:20
Ммм, прочитал, сразу вспомнил монолог Ефремова в «12»:

А по поводу смеха над чужим горем, (если речь вести о «Шарли») то тут, как мне кажется, основной негатив к ним вызван не весельем в карикатурах, а тем, что они на этом пиарятся и делают деньги. Вот это сильно отвращает.

evo_lutio    15.11.15 17:26
Да при чем тут Шарли. Столько групп было создано про Фриске, столько тупых шуток по поводу любых смертей. Даже сейчас, по поводу французской трагедии. Если бы только Шарли.

А со своим «мне кажется» идите все-таки в свой блог. Я не собираю здесь разные мнения. Я их с удовольствием читаю в других жж. Мне вот ни разу не кажется, что делать деньги — это ужасно. Я совковыми комплексами не страдаю.

evo_lutio    15.11.15 17:27
Монолог хороший. Об этом, да.

Комментарий удален

evo_lutio    15.11.15 17:23
Во всяком черном юморе есть таковые черты. А вот уместность зависит от контекста и дозы.

Здесь бесполезно запрашивать шаблоны, по которым можно было бы определять уместность. Самому решать надо, нормально или чересчур.

shumak    15.11.15 17:27
Это наверное касается как-то и на моду, где многие увешивают себя черепами в одежде и аксессуарах.

evo_lutio    15.11.15 17:31
Да не особо. Ну разве что в какой-то малой мере. В посте речь о крайностях все-таки.

matsea    16.11.15 00:08
Про столбиков и калачиков поразительно. У меня один из пацанов ярко выраженный столбик. Неутомимый, от усталости и стресса только заводится. За последние два года перелом, сотрясение мозга и выбитые зубы. Все чиним-чиним. И да, в любой группе он лидер. Уж хоть бы дальше не ломался, такие они столбики не защищенные.

is_kra_sok    16.11.15 04:19
Вспоминаю один эпизод, когда умерла наша бабушка.. Во время похоронных хлопот мой дядя — сын умершей бабушки вел себя странновато, точнее.. как обычно — шутил, анекдоты рассказывал, не при всех, а в узком кругу меня и моего брата, а когда нужно было присоединяться к родственникам он говорил «Так, теперь лица скорби надели по быстрому». И я, всю жизнь обожавшая его, такого шутника, балагура, вот именно тогда изменила свое отношение к нему… Ладно, мы бабушку особенно не любили… но ведь это же твоя мама! Мне казалось неприличным показывать такое нарочитое отсутствие скорби даже перед нами… А теперь я думаю, сколько же в нем было действительно страха, что он так боялся его показать, невзирая ни на что

 
Впервые опубликовано — evo-lutio