Вот еще письмо, которое мы должны рассмотреть прежде чем поговорим про крючки.
Если за это время нерыба письмо напишет про крючки, опубликую тоже.
В этом письме ситуация с границами автора очень плохая.
Она вроде и видит это, но только в общем «плохо», а в частности, в конкретных случаях не понимает, что не так.
Такое представление делает людей осторожными, они боятся что-то ляпнуть, но пассивными и зажатыми, потому что они не знают, а чем ляп от неляпа отличается.
То есть когда вы пишете мне, что стали отслеживать баги и поэтому все время молчите, это значит вы не видите, в чем заключаются баги, где они, а на всякий случай стараетесь ничего не говорить.
В такой ситуации, как у автора ниже, это тоже выход. Это хотя бы снижает ненависть к ней.
Но в идеале, конечно, надо научиться видеть баги и не путать их с обычной речью. Тогда можно научиться вызывать симпатию.
daria_irk
Здравствуйте, Эволюция!
Надеюсь, мою письмо окажется подходящим для разбора.
В моей жизни есть такая ситуация. Мне 20 лет, но в моей жизни ни разу не было ни друзей, ни подруг, ни близких отношений. Я сменила 3 школы, но в каждой из них по отношению ко мне была травля разной степени тяжести.
Когда я поняла, что дело, как говорится, оказалось не в муже, а в морде, то ко времени поступления и учёбы в университете, я научилась больше молчать, чтобы не выпускать решето и особо крупные баги.
(Здесь надо оговориться. Травля — это очень большой косяк. Если речь не просто о коллективном осуждении, а именно о травле, люди, которые так поступают, находятся на грани преступления или за гранью. И хотя автор правильно делает, что фокусируется на своих ошибках, а не на чужих, надо обязательно помнить, что травля — это дно, чтобы никогда не позволять такого себе, ни по отношению к другим, ни по отношению к себе, последнее тоже бывает)
Сейчас с одногруппниками отношения ровные, холодно-доброжелательные, но я вижу, что с такой рыбьей молчанкой нормальные отношения ни с кем не построишь.
Раз в ресурсе Дружбы, Любви, и Секса вакуум – значит, с границами был и остаётся полный швах. Но мне не хочется так жить. Я чувствую, что упускаю что-то важное, и другие ресурсы тоже фрустрируются.
(Автор не может чувствовать, что из-за этого фрустрируются другие ресурсы, потому что иного у нее никогда не было. Она прочитала это в блоге, но часто в письме будет путать свои ощущение и прочитанное, и это ее фальшивая рефлексия, одна из ее главных проблем)
Вот уже 3 года у меня есть цель — сделать свои границы хорошими, так, чтобы со мной хотели общаться люди и была бы возможность прокачивать ресурсы, строить отношения. Но чувствую, что на каждый мой шаг вперёд приходится один шаг назад.
Пример: после занятий я и одногруппник (О) идём в одну и ту же сторону к автобусной остановке и между нами завязался диалог (а для меня такое событие всегда волнительно):
О. : Ну вот, экзамены на носу, чувствую, что попаду к Иван Иванычу (строгий экзаменатор)
Я: Да… Он ведь ещё и специалист в области туберкулёза костей, обязательно эту тему спросит. (Думаю, блин, открыла секрет Полишинеля, как будто никто не знает этот факт про Иван Иваныча, только эфир забила).
О. : Да уж.
И всю оставшуюся дорогу несколько минут идём в самом неловком молчании из возможных. В это время у меня в голове вихрем вьются мысли: мне нужно что-то сказать? Я сказала это не тем тоном? Может, О. просто увидел, как я за спиной обсуждаю Иван Иваныча?
(Автор обещала показать пример ее шага вперед на пути развития границ и шага назад. А по факту не было ни того, ни другого. Была ее вялая попытка развить диалог, которая сорвалась. Почему сорвалась?)
Обдумываю этот вопрос до вечера и не прихожу ни к какому выводу и даже не знаю, похвалить себя или поругать.
(Если ругать себя и хвалить за каждое слово, вырастет большая Ученица, как репка)
Или мы сидим с одногруппниками в кафе, они весело что-то обсуждают, я душу в себе желание ляпнуть каким-нибудь багом и ограничиваюсь только короткими безличными ремарками. Но когда мне приходится выходить из роли «Кушать подано!» и говорить более развёрнуто, то всё не так ровно.
(Здесь обратите внимание на «роль» «Кушать подано». Автору кажется, что когда она не блистает, она прислуживает всем. Вот это, собственно, основа ее багов. У нее большая Выскочка и векторная Училка. Выскочка автору приносит одни только беды и она эту Выскочку старается затыкать. Но где Выскочка и в чем она и почему она есть, автор не понимает. Не может отличить ее от всего остального)
Особенно чудовищно это проявлялось на работе, с которой я ушла, предварительно настроив против себя весь коллектив. Я, санитарка (С), медсестра (М).
Ситуация 1.
С. : Дарья, ты почему не помыла окна?
Я: Это работа Кристины (уборщицы).
С.: Ну вот она сегодня не пришла, а ты ведь могла помыть. Ты что, не видишь, что они грязные?
Я:. Вижу. Мне помыть?
С.: Уж будь добра. А то не палата, а свинарник.
Я.: Ах, горе мне горе, пойду убью себя (сразу после этой фразы аж передёрнуло, это же анти-самоуважение).
(Вот это пример, как Выскочка с Кривлякой выскочили, не удержавшись, и автор вроде и отметила, что прозвучало плохо, но ей показалось, что не вышло ответить с достоинством как хотелось. А то, что здесь отвечать вообще ничего не надо было, она не понимает и не чувствует. А вы сможете сформулировать, почему лучше было не отвечать ? А что можно было ответить и почему?)
Ситуация 2.
М.: Дарья, ты знаешь, что эта тряпка для мытья батареи, а не окон?
Я.: Извините, пожалуйста, я перепутала.
М.: Ты, наверное, дома посуду губкой для обуви моешь?
Рапунцель во мне аж рассвирепела, что часто с ней случается. Я покраснела.
Я.: Нет. С чего Вы взяли? (надо было остановиться на «нет»)
Медсестра это видит и чуть не смеётся. В палату входит старшая медсестра и говорит:
— Да ладно, не трогай её, она же у нас дофига умная.
Я.: Нет, я не умная.
И в такие моменты у меня полный раздай. С одной стороны, моя рапунцелевская сущность рвёт на себе волосы и брызжет ядом «Как они посмели сказать что-то прекрасной Мне!» , с другой – осознание – что все эти годы попыток исправить себя не имели никого смысла, никакого веса, что я вся та же Рапунцель-Рапа. И единственная причина, по которой мои одногруппники/преподаватели/родители не испытывают ко мне острого негатива, это потому, что общаюсь я с ними мало и попросту не успеваю достать.
(Здесь у автора самоагрессия по итогу, та самая травля себя за то, что она не такая, какой можно гордиться. А гордиться автор хотела бы классной, авторитетной, весомой, значимой. И ненавидит себя за жалкую роль. Вот эта травля себя — обратная сторона любой Выскочки, да и вообще любого бага. Человек ненавидит себя за неприметность и заставляет постоянно выступать и самовыражаться, даже там, где это невозможно, неуместно, не нужно. Почему невозможно и не нужно в данной ситуации, кто опишет? И почему автору так тяжело не ответить «нет» на риторические фразы? Почему ей кажется, что требуется ее активное противостояние в диалоге?)
С работы я ушла, не проработав и месяца. Я не выдержала обсуждения меня за спиной и своего собственного недержания: багов (особенно Училки), скалок и решета. Эта ситуация до сих пор мучает меня.
(Хотя мучиться нечего. Баги естественно вызывают всеобщее раздражение и антипатию, особенно баги большие. Стоит баги уменьшить и тем более убрать, чужая антипатия превращается в симпатию. То есть тут не мучиться надо, а учиться видеть баги. Я для этого письма разбираю, чтобы все могли видеть массу разных ситуаций, плохие границы и границы получше, учиться это отличать в ежедневном режиме)
По поводу парней позвольте я процитирую своё сообщение бабушке на её вопрос, почему у меня до сих пор нет парня: «Бабуля, для меня это тёмный лес. Это как играть в шахматы, но фигуры твоего противника в тумане. Каждый ход, не важно, как сильно ты продумываешь его, может оказаться плохим, бессмысленным, или катастрофическим. Прямо как в шахматах, первые ходы просты и стандартны, но чем дальше, тем меньше выученные стратегии работают. И в конце концов тебе ничего не остаётся, кроме как смотреть на крах игры».
Что же, это звучит лучше, чем если бы я сказала правду «я для них просто невидимка».
(Автор процитировала сама себя, что само по себе говорит о Выскочке, а здесь еще она приписывает себе плохую компиляцию из моих же постов. Понимаете, когда собственные мысли и чувства путаются с чужими? Когда возникает неосознанный плагиат? Когда вы хотите видеть себя круче и воруете у кого-то, чьи формулировки вам нравятся, а свои собственные чувства вы не уважаете, не пытаетесь их честно увидеть и просто их выразить, сливаете себя, ваше не достаточно ярко, лучше своровать у кого-то и выдать за свое, причем выдать неосознанно, обманув и себя тоже. Поэтому в общении у автора совсем нет спонтанности. Она постоянно что-то строит из себя, кем-то притворяется, выделывается, выступает, вещает и поэтому все время садится в лужу. Надо больше уважения к себе и поменьше болезненных амбиций, тогда появится устойчивость и спонтанность. Самоуважение — это скромность, потому что уважающему себя человеку ничего чужого не надо и одобрение чужое — не свет в окне)
Уже несколько месяцев я полностью в изоляции. Даже не в башне, а в подвале башни, с крысами, решётками и плесенью на стенах. Ни с кем абсолютно не общаюсь, даже в интернете. Доходит до смешного – я часто захожу на форумы с обсуждениями книг/сериалов/известных персон, но вместо того, чтобы общаться там, я читаю чужие сообщения, дискуссии и делаю вид, что тоже в них участвую, т.е. мысленно привожу контраргументы, поддержку, с кем-то не соглашаюсь и т.д. Всё, что угодно, лишь бы не проявлять свою коронованную забагованную рапунцелевскую сущность. Как будто мои собственные границы заменяют границы моей комнаты.
(Хочется блеснуть, но страшно, что дадут негативную оценку. Тут и от стремления блистать надо избавляться, потому что ближайший горизонт — научиться хотя бы не бесить всех своими речами. И от страха получить негативную оценку — тоже избавляться. Именно от того и другого одновременно. Понимаете, друзья, почему не от одного чего-то?)
С тех пор надо мной уже долгие месяцы давлеет один и тот же вопрос: неужели со мной всё кончено? Я имею в виду, у всех же разный уровень эмоционального интеллекта, и если он низкий, то и границы будут ужасными. Выше собственной головы не прыгнешь.
(Эмоциональный интеллект можно развить, но проблемы автора не в области эмоционального интеллекта, а в той части, где корона блокирует выход из дремучего эгоцентризма. До эмоционального интеллекта пока далеко)
Но мне страшно, Эволюция. Это сейчас я могу по самое темечко загрузить себя учёбой, но вскоре нужно будет выходить на работу, общаться с пациентами. Но как, если внутри меня клокочет ненависть: ненависть к себе, к мужчинам, к женщинам, ко всему живому, снова к себе. Ни на что нет сил, ни на уборку, ни на готовку.
(Автор еще и будущий врач. Врачу, на мой взгляд, особенно необходимы хорошие границы, чтобы не выгорать, примерно как и психологу. Надо начать с чего-то понятного. Ненависть ко всему живому запрещена клятвой Гиппократа, ненависть к себе — то же самое, но только еще хуже, сам себе ты не пациент даже и не ребенок, а все, ты полностью зависишь от отношения к себе. Надо взять на себя обязанность отвечать за себя, надо перестать себя травить, но и перестать требовать от себя какого-то блеска, каких-то талантов. Надо научиться любить Человека вообще и себя в частности просто за то, что ты человек, ты живой, ты чувствующий, ты ищущий. Это достойно любви и достойно заботы, и очень важно сначала согласиться на скромную маленькую роль в мире, чтобы потом в реальности, а не в иллюзиях, сделать эту роль более важной и более значимой, по существу важной, а не по названию)
Есть ли у меня шанс? И что делать? Какова вероятность быть в проценте необучаемых аутистов?
(По моему убеждению, этот процент — люди с серьезным диагнозом, больные, но даже среди них есть те, кого можно адаптировать лучше. Все здоровые люди, какими бы эгоцентричными они ни были, способны эволюционировать в плане личности и развитие их границ принципиально ничем не ограничено)
Комментарии
perepelka117 28.01.23 15:18
«Была ее вялая попытка развить диалог, которая сорвалась. Почему сорвалась?»
Автор ответила формально, и тут же зациклилась на анализе своего ответа, страхе провала и муках от неудачи. Выходит, что парень поделился своими переживаниями и мыслями, а автор ничего в разговор не вложила, кроме формального комментария и потом собственного напряжения. И даже в том, чтобы просто молча пройтись с парнем до остановки, не тяготясь неловкостью, нет ничего такого, но автор очень хочет добиться результата, и вместо спокойствия и доброжелательной открытости выходит судорога.
yulia_che 28.01.23 15:57
«Понимаете, друзья, почему не от одного чего-то?»
Если избавиться только от страха получить негативную оценку окружающих, но останется желание блеснуть, то, вероятно, автор начнёт «звездить». Баг Выскочка проявится на полную.
А если избавиться только от желания блеснуть, то страх уйдёт, наверное, автоматически.
Если удастся разобраться с багамиБаг – пограничный дефект, устойчивая форма специфического нарушения границ... Прочитать, что такое Выскочка и Кривляка, то всегда будет под рукой условное «лекало», оценить ещё не произнесенные слова. Не вписывается в лекало, значит и говорить не страшно.
evo_lutio 28.01.23 21:25
От того и другого, я написала. Вы пишите, что второе уйдет автоматически. Вы спорите так или тупите?
ri_volution 28.01.23 16:42
«Автор обещала показать пример ее шага вперед на пути развития границ и шага назад. А по факту не было ни того, ни другого. Была ее вялая попытка развить диалог, которая сорвалась. Почему сорвалась?»
Потому что Выскочка автора не оставляет такой возможности, чтобы поинтересоваться у собеседника, почему, к примеру, он так решил. Для этого автору пришлось бы отклеить фокус с себя и увидеть другого человека. Но в мире автора единственные интересные вещи происходят в ее голове и внутри нее, по этому ей не интересно и даже вопросы не возникают.
in_vite 28.01.23 16:51
«А вы сможете сформулировать, почему лучше было не отвечать ? А что можно было ответить и почему?»
В данном случае санитарка не спрашивала ее мнения, а попросила ее помыть окна и отметила грязь в палате. То есть автор могла или просто молча это сделать, или согласиться с ней, раз там и правда было грязно.
«И почему автору так тяжело не ответить «нет» на риторические фразы? Почему ей кажется, что требуется ее активное противостояние в диалоге?»
По-видимому, автор считает, что если она промолчит или согласится, то собеседник действительно так и будет считать — например, в данном случае, что она и правда моет посуду дома губкой для обуви.
А если она скажет свое веское «нет», то сразу повлияет своими словами на мнение другого человека.
femm_e 28.01.23 17:12
«А вы сможете сформулировать, почему лучше было не отвечать ? А что можно было ответить и почему?»
Возможно, потому что если мытье окон не входит в обязанности автора, то соглашаться вербально — это дополнительно подтверждать, что она это будет делать. Это и излишне для этой ситуации, и может создать представление, что теперь она всегда будет мыть окна. Не соглашаться — странно, когда она только что сама предложила помыть окна своим вопросом.
Наверное, можно было ответить что-то вроде: «Хорошо, подменю Кристину», таким образом сделав оговорку, что ситуация — не норма, что автор понимает, что это работа другого, но сделает ее в этот раз.
evo_lutio 28.01.23 21:28
Штурман пришел на помощь Училке и Выскочке автора.
Идите своей дорогой.
anya1991 28.01.23 17:44
«Тут и от стремления блистать надо избавляться, потому что ближайший горизонт — научиться хотя бы не бесить всех своими речами. И от страха получить негативную оценку — тоже избавляться. Именно от того и другого одновременно. Понимаете, друзья, почему не от одного чего-то?»
Наверное, если убрать только страх негативных оценок, оставив стремление блистать, то вместо реалистичной самооценки автор получит высокую, перестав видеть оценку людей и потеряв связь с реальностью. Самооценка будет высокой под короной, из-за которой будет невозможно увидеть свои баги и своё место относительно других.
Если убрать только стремление блистать, оставив страх негативной оценки, то, возможно, вместо уважения к себе получится зависимое от оценок «самоуважение». Автор будет вытягивать из других высокие оценки, пытаясь нащупать собственную ценность для себя и путая собственное уважение к себе с ожиданием уважения от других.
dmitrykovalchuk 28.01.23 23:52
«А вы сможете сформулировать, почему лучше было не отвечать ? А что можно было ответить и почему?»
Автор не говорит на какую должность устроилась, но можно предположить что это какая-то практика или совсем начальная позиция. Ей нужно набираться опыта и постараться быть полезной коллективу. Санитарка права, она могла бы и сама догадаться, что окна нужно помыть, но раз уж не догадалась и на прямой вопрос получила утвердительный ответ — это нужно сделать — правильно было бы спокойно это сделать без лишних разговоров.
Также можно было бы поблагодарить Санитарку, что та указала на недоработку, только без сарказма. Для этого нужно действительно понимать что эта подсказка ей на благо, палату нужно содержать в чистоте.
kamnesharka 29.01.23 07:38
Автору, с одной стороны, кажется, что ее хотят использовать, заставляя делать чужую работу, унижая ее и издеваясь, да ещё и обсуждая потом за спиной. А с другой стороны, медсестры с ней действительно, разговаривают неласково по причине того, что она постоянно спорит, огрызается, выпендривается и умничает. «…она же у нас дофига умная» — говорит про автора старшая медсестра. В их обязанности входит корректировать выполнение работы санитара и давать им задание, если он сам не в состоянии регулировать свою работу. Санитарок, которые молча и хорошо делают свою работу, легко и быстро выполняют поручения, да ещё успевают помогать медсёстрам, медсестры любят. Но автор считает такую работу унизительной, пытается багами «компенсировать» унижение.
«Медсестра это видит и чуть не смеётся.» Медсестра обычный человек, не злобная фурия, устроившая травлю, ее веселят баги автора, но над такими как автор нельзя шутить, они такое будут переживать серьезно, долго и тяжело, старшая медсестра знает, как остро на все реагирует автор, просит лишний раз ее не задевать.
aruna_jane 29.01.23 07:14
«(Автор обещала показать пример ее шага вперед на пути развития границ и шага назад. А по факту не было ни того, ни другого. Была ее вялая попытка развить диалог, которая сорвалась. Почему сорвалась?)»
Одногруппник решил поделиться опасением, что попадет к строгому преподавателю. На это она ответила только нагнетающим фактом.
Так как для автора разговор с кем-то — это «всегда волнительно», то она напряжена как на экзамене, мало спонтанности, а это всегда ощущается в беседе. И часто сводит её на нет.
evo_lutio 29.01.23 07:41
Конечно.
Он пожаловался ей, а она добавила, мол, непременно попадешь, и будет хуже.
На уровне:
— Боюсь, что разболеюсь.
— Да, а этот вирус очень тяжелый, говорят!
— Чувствую, что опоздаю на самолет.
— Да, сейчас как раз пробка 10 баллов.
Как думаете, друзья, с чем связан тот факт, что автор не проявляет сочувствия, а усугубляет опасения людей? Есть очень конкретное и четкое объяснение.
vivrepourvivre 29.01.23 08:13
Может быть, потому что автор держит фокус на себе и делится собственными страхами, своей тревожной цепочкой мыслей. «Вот попаду к этому педагогу, он ещё и строгий, да ещё и спросит то, что я не знаю, а я ещё и растеряюсь и отвечу ещё хуже». Автор опасается того же или ставит собеседника на своё место, поэтому продолжает его речь как один из голосов в своей голове.
evo_lutio 29.01.23 08:39
Да, верно.
Она в момент жалобы думает не о запросе собеседника на ее вложения, а о том, как лично она относится к этой информации. Соглашается или оспаривает.
То же самое касается и других ситуаций, которые она привела.
Когда ее спрашивают, почему она не помыла окна, она видит не запрос «Помой окна», а нериторический вопрос «Почему?» и отвечает на этот вопрос «Потому что это работа Кристины». Ответила, молодец. Когда ее спрашивают, не видит ли она, что Кристины нет, а окна грязные. Она опять отвечает на вопрос: «Вижу». И дальше спрашивает: «Мне помыть?» Хотя ей третий раз уже говорят, чтобы она помыла, но она не слышит этого.
Она не видит запросов. Это касается всех эгоцентриков. Как думаете, почему?
evo_lutio 29.01.23 08:42
И вот это непонимание запросов, когда вас и так и этак просят, а вы не видите запроса, а потом еще переспрашиваете «Хочешь, чтобы я это сделал?» — это может быть экологичный шланг, если запрос мимо границ. Очень важно, в границах претензия или нет. Если нет, то не видеть запроса может быть и в границах. Но если запрос к вам в границах, а вы его не понимаете, то это либо неэкологичный шланг, либо откровенный косяк с вашей стороны, первое всех раздражает, второе вызывает гнев.
vivrepourvivre 29.01.23 09:03
Из-за объектного отношения к окружающим автор воспринимает чужую речь как часть собственного мыслительного фона. Она не задумывается о том, «а что, собственно, от неё надо». Даже в приведённых отрывках фокус автора только на том, какая она «Рапунцель-Рапа» и её попытки измениться тщетны, как можно вклинить в диалог какую-нибудь блестящую реплику и как она разочарована в себе, что не может подобрать такую фразу (даже если нужно промолчать). Всю поступающую речь автор обрабатывает как информацию «для собственного употребления», к тому же слишком обеспокоена своим крутым или ничтожным участием в диалоге, чтобы оторвать фокус от себя. Реплики однокурсника она воспринимает в контексте «наконец со мной заговорили, шаг вперёд, ну же, скажи что-нибудь стоящее», а реплики санитарок или медсестёр «вот и снова я всё порчу и меня сейчас загнобят», и подумать, зачем и что ей говорят, у неё уже нет возможности.
zhabakot 29.01.23 08:22
Возможно, это такая форма «поддакивания». Автор хочет показать, что у них с собеседником одно общее мнение на двоих и поэтому в ответ на опасение говорит «да-да, ты прав, я тоже так думаю»
kamnesharka 29.01.23 08:32
Может быть, потому что автор думает, что согласиться с точкой зрения собеседника и развить эту тему именно в таком ключе будет проявлением эмпатии, что она как-бы «поддержала» собеседника в его мнении.
sibery 29.01.23 09:01
Может быть это такое проявление «заботы»? Нужно же помочь человеку, предупредить, что опасность больше, чем он, неразумный, предполагает. Либо сейчас у советчика помощи попросит, будет возможность проявить себя.
mepronto 29.01.23 08:53
Предыдущее письмо автора про имидж.
sibery 29.01.23 09:18
«…ей показалось, что не вышло ответить с достоинством как хотелось. А то, что здесь отвечать вообще ничего не надо было, она не понимает и не чувствует. А вы сможете сформулировать, почему лучше было не отвечать ?»
Молодая автор, вероятно, практикантка, ёрничает и огрызается на замечание и распоряжение более старшей коллеги. Может быть, ей кажется, что на неё хотят навалить дополнительную работу, но она не в офисе заводит хвосты за блатным коллегой, а является человеком, который как раз нужен для поддержания порядка в палатах. И как будто не понимает, что не зависимо от наличия или отсутствия Кристины, окна должны быть чистыми. Судя по диалогу, самостоятельно видеть и реагировать на такие вещи — это то, что от неё ожидают. Может быть, это небольшой косяк со стороны автора. В таком случае, можно кивнуть и выполнить.
evo_lutio 29.01.23 13:22
Какая практиканка?
Она просто устроилась санитаркой, на первом курсе видимо. К практике это не имеет отношения.
И ваш вывод, что, если это косяк, то кивнуть, показывает, что вы не понимаете, что такое косяк.
Впервые опубликовано — evo-lutio