Медвежья услуга

Почему мы стараемся разделять экологию и этику?

Потому что — сначала экология, потом этика, и этика никогда не должна быть в ущерб экологии, иначе это будет «этика», а не этика.

Соблюдай люди этот принцип, они всегда старались бы решать конфликты мирным путем.

Для экологии самое важное — видеть границы, уважать субъектность другого.

Видеть границы — это осознавать, где кончается твоя свобода и начинается свобода другого.

Представляете, к чему может привести «этика» без чувства границ?

Примеры такой «этики» всем известны.

1. «Щедрость» без пользы. (Щедрая туча)

2. «Благо» насильно. (Демьянова уха)

3. «Спасение» ценой гибели. (Медвежья услуга)

Это стадии «помощи» из слияния, по нарастающей.

Каждую из стадий иллюстрирует известная басня Крылова.

У Крылова в баснях есть точное и образное изображение всех основных полевых деформаций.

Давайте рассмотрим в его баснях о «помощи», как слияние границ превращает этику в «этику».

1. Щедрая туча

(Туча)

Над изнуренною от зноя стороною
‎Большая Туча пронеслась;
Ни каплею ее не освежа одною,
Она большим дождем над морем пролилась
И щедростью своей хвалилась пред Горою.
‎«Что́ сделала добра
‎Ты щедростью такою?»
‎Сказала ей Гора:
‎«И как смотреть на то не больно!
Когда бы на поля свой дождь ты пролила,
Ты б область целую от голоду спасла:
А в море без тебя, мой друг, воды довольно»

Если человек не обращает внимания, кому, как и сколько нужно его помощи, он тратит свои ресурсы мимо и бесполезно, считая это щедростью.

Для тучи акт щедрости заключается в том, чтобы отдать. Кому отдать, зачем отдать, ее не интересует. Фокус у нее на отдаче, на своей жертве.

Это мы видим каждый раз, когда человек отдает, чтобы просто отдать, не думая о потребностях другой стороны.

Вы покупаете подарки, исходя только из их цены, не обращая внимания на полезность?

Вы работаете, отсчитывая объем часов и потраченных усилий, не заботясь о пользе?

Вы точно так же оказываете услуги близким и друзьям?

Вы переводите деньги сомнительным просителям, лишь бы имитировать благотворительность?

Вы поддакиваете друзьям, не вникая в суть, чтобы выглядеть добрыми?

Значит у вас тоже бывает щедрость тучи. Вам все равно, на что пойдет ваша «помощь».

В этой «щедрости» — неуважение к своим ресурсам, неуважение к чужим потребностям, неуважение к самой щедрости как таковой, неуважение к принципу обмена.

Это первая стадия «этики» без экологии, «этики» из слияния.

2. Демьянова уха
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай». —
«Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —
«Я три тарелки съел». — «И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты,—
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Поешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед-Демьян соседа-Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И — очищает всю. «Вот друга я люблю!»
Вскричал Демьян: «зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если помолчать во время не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь:
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Почему человек насильно помогает, спасает, одаривает благами, не только не обращая внимания на потребности другой стороны как Туча, но и не замечая сопротивления?

По той же причине. Его фокус на процессе своей отдачи, на своем благе, которое им самим считается объективным, безусловным, а мнение и отношение другой стороны не учитываются. Фокуса на чужой субъектности нет.

Отказ другой стороны, если и замечается, то считается стеснением, кокетством, робостью или непониманием, а значит надо настоять, донести, убедить, даже заставить. Настойчивость и нажим в дарении блага считаются дополнительным благом.

Сколько раз мы с вами читали письма в рубрику про демьянову уху? Этого и не счесть.

Все виды демьяновой ухи мы видели, сотни ее рецептов.

Но дар становится даром только с учетом восприятия другой стороны.

Это как в дружбе: нельзя быть другом того, кто не считает нас другом.

Если на другой стороне — субъект, именно ему решать, благо мы даем или не благо.

И от безразличия к обратной связи как у Тучи очень легко перейти к навязчивости, а затем и к насилию как Демьян в басне.

3. Медвежья услуга

(«Медведь и Пустынник»)

В начале басни Пустынник подружился с Медведем, и однажды на прогулке уставшему Пустыннику Медведь предложил отдохнуть, а сам взялся охранять его сон.

Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,
‎Да тотчас и заснул.
А Мишка на часах — да он и не без дела:
‎У друга на нос муха села:
‎Он друга обмахнул;
‎Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
‎У друга на носу,
‎И неотвязчивей час-от-часу.
‎Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!»
И, у друга на лбу подкарауля муху,
‎Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался,
И Мишин друг лежать надолго там остался!

Это заключительная стадия помощи из слияния.

На первой стадии обратная связь вас просто не интересует.

На второй стадии вы навязываете помощь, несмотря на сопротивление, потому что всерьез не считаете второго в праве оценивать вашу помощь, вам лучше знать.

На третьей стадии вы настолько игнорируете интересы второго, что можете причинить ему вред и даже гибель своей помощью.

Многим кажется, что на третьей стадии лично они никогда не будут.

Ну ладно еще проигнорировать чьи-то потребности, ладно еще быть более настойчивым, чем надо, но уж раздолбать второго в пух и прах, оказывая помощь — невозможно. Это ведь тупым надо быть?

Однако тупость растет постепенно, даже если изначально вы были умней.

Вы пытаетесь оказать помощь другу, сгоняя с него муху, но муха настойчива. Она все время гадит, нападает и даже жалит. Вы и так и этак пытаетесь ее смахнуть, но у вас ничего не выходит. И тогда, в гневе, вы беретесь прибить муху, во что бы то ни стало.

Она вам надоела, она задела вас за живое, она превратилась из вредителя в угрозу вашей идентичности. И теперь вам не жаль никого, за ценой вы не постоите.

Если бы все то время, пока Медведь боролся со злой мухой, он помнил, для чего он это делает, для кого борется и зачем, он бы ограничивал свое рвение, соизмерял пользу от своих действий и вред. Но ему быстро стало все равно, для кого он старается, фокус его заняла Муха и ее Вред, он забыл про существование пустынника, перед ним был только Враг и он вступил в схватку за Победу.

Победа стала иметь для него отдельный смысл, не связанный с жизнью.

Погибла ли муха в этой схватке или выжила, Крылов опустил. Поскольку это стало не важно после смерти пустынника.

Было бы хорошо, если бы третья стадия «помощи» наступала исключительно редко, но увы. Она закономерно вырастет из первых двух, если себя не остановить.

Приведите, друзья, в комментариях другие басни Крылова, которые иллюстрируют баги, короны, ЗВ, БП и остальные деформации в поле.

У Крылова есть про все.

Комментарии

zheniac    17.12.22 11:59
«Лань и дервиш»

Младая Лань, своих лишась любезных чад,
Еще сосцы млеко̀м имея отягченны,
Нашла в лесу двух малых волченят
И стала выполнять долг матери священный,
Своим питая их млеком.
В лесу живущий с ней одном,
Дервиш, ее поступком изумленный,
«О, безрассудная!» сказал: «к кому любовь,
Кому свое млеко ты расточаешь?
Иль благодарности от их ты роду чаешь?
Быть может, некогда (иль злости их не знаешь?)
Они прольют твою же кровь». —
«Быть может», Лань на это отвечала:
«Но я о том не помышляла
И не желаю помышлять:
Мне чувство матери одно теперь лишь мило,
И молоко мое меня бы тяготило,
Когда б не стала я питать».

Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.

В этой басне — помощь без слияния, действительно добро.
Когда есть потребность давать, есть излишки того, чем делишься, делишься с действительно нуждающимися и ничего в ответ не нужно.

А то, что помощь волчатам, наверное, еще и подчеркивает , что добро и слияние никакого отношения друг к другу не имеют.

evo_lutio    17.12.22 12:22
А вот тут Крылов о противоположном:
Пастух и Комар
Пастух под тенью спал, наделся на псов,
Приметя то, змея из-под кустов
Ползет к нему, вон высунувши жало;
И Пастуха на свете бы не стало:
Но сжаляся над ним, Комар, что было сил,
Сонливца укусил.
Проснувшися, Пастух змею убил;
Но прежде Комара спросонья так хватил,
Что бедного его как не бывало.
Таких примеров есть немало:
Коль слабый сильному, хоть движимый добром,
Открыть глаза на правду покусится,
Того и жди, что то же с ним случится,
Что́ с Комаром.
Кто опишет, в чем разница?

evo_lutio    17.12.22 12:26
А вот тут слабый Комар вдруг превращается в сильного.
Кто скажет, почему?
ЛЕВ И КОМАР
Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
Мстят сильно иногда бессильные враги:
Так слишком на свою ты силу не надейся!
Послушай басню здесь о том,
Как больно Лев за спесь наказан Комаром.
Вот что о том я слышал стороною:
Сухое к Комару явил презренье Лев;
Зло взяло Комара: обиды не стерпев,
Собрался, поднялся Комар на Льва войною.
Сам ратник, сам трубач пищит во всю гортань
И вызывает Льва на смертоносну брань.
Льву смех, но наш Комар не шутит:
То с тылу, то в глаза, то в уши Льву он трубит!
И, место высмотрев и время улуча,
Орлом на Льва спустился
И Льву в крестец всем жалом впился.
Лев дрогнул и взмахнул хвостом на трубача.
Увертлив наш Комар, да он же и не трусит!
Льву сел на самый лоб и Львину кровь сосет.
Лев голову крутит, Лев гривою трясет;
Но наш герой свое несет:
То в нос забьется Льву, то в ухо Льва укусит.
Вздурился Лев,
Престрашный поднял рев,
Скрежещет в ярости зубами
И землю он дерет когтями.
От рыка грозного окружный лес дрожит.
Страх обнял всех зверей; всё кроется, бежит:
Отколь у всех взялися ноги,
Как будто бы пришел потоп или пожар!
И кто ж?Комар
Наделал столько всем тревоги!
Рвался, метался Лев и, выбившись из сил,
О землю грянулся и миру запросил.
Насытил злость Комар; Льва жалует он миром:
Из Ахиллеса вдруг становится Омиром, и сам
Летит трубить свою победу по лесам.

tv0roq    17.12.22 14:10
Комар уважает своего соперника и не носит корону т.е он хорошо видит, с одной стороны где лев силен и в чем слаб, а с другой стороны не переоценивает себя, при этом понимает свое преимущество в маневренности
Реальный взгляд на себя и противника, делает возможным найти действия в границах

Комар в носу у льва

hvastun    18.12.22 03:43
Комар — рыбак, Лев — рапан. Уровень границ все предопределяет, а не изначальная расстановка сил.

igurova2018    18.12.22 04:03
Возможно, разница в том, что с Пастухом Комар не готовился уворачиваться, в слиянии не ожидал сопротивления.

in_vite    17.12.22 14:04
Возможно, основная разница, как и пишет Крылов, в том, кто является более сильным в данной ситуации.
Лань бескорыстно помогает именно двум маленьким волчатам, а не двум голодным волкам, а Комар пытается помочь Пастуху, который гораздо больше и сильнее него.

Похожая ситуация еще описана в басне «Котенок и скворец», где Скворец в силу своей Училки также поплатился жизнью за советы более сильному Котенку.

«Котенок и скворец»

В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж философ презнатный,
И свел с Котенком дружбу он.
Котенок был уж котик преизрядный,
Но тих и вежлив, и смирен.
Вот как-то был в столе Котенок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А философ Котенка учит —
И говорит ему. «Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щегленок:
Я вижу ты прямой Котенок».
«Но совесть…» — «Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред,
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов — пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать всё волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры».
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котенку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щегленка.
Разлакомил кусок такой Котенка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок.
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: «Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум».
И, клетку разломав, учителя он скушал.

in_vite    17.12.22 12:25
В баснях Крылова «Кукушка и петух», «Ворона и лисица» и «Лев, серна и лиса» описывается кормление короны героев с разными последствиями: подружка-Кукушка выставляет себя и Петуха на посмешище, Ворона дополнительно теряет свой кусочек сыра, а Лев и вовсе свою жизнь.

«Кукушка и петух»

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».—
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою не велички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
Всё ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.


«Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,—
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.


«Лев, серна и лиса»

По дебрям гнался Лев за Серной;
Уже ее он настигал
И взором алчным пожирал
Обед себе в ней сытный, верный.
Спастись, казалось, ей нельзя никак:
Дорогу обоим пересекал овраг;
Но Серна легкая все силы натянула —
Подобно из лука стреле,
Над пропастью она махнула —
И стала супротив на каменной скале.
Мой Лев остановился.
На эту пору друг его вблизи случился:
Друг этот был — Лиса.
«Как!» говорит она: «с твоим проворством, силой,
Ужели ты уступишь Серне хилой!
Лишь пожелай, тебе возможны чудеса:
Хоть пропасть широка, но если ты захочешь,
То, верно, перескочишь.
Поверь же совести и дружбе ты моей:
Не стала бы твоих отваживать я дней,
Когда б не знала
И крепости, и легкости твоей».
Тут кровь во Льве вскипела, заиграла;
Он бросился со всех четырех ног;
Однако ж пропасти перескочить не мог:
Стремглав слетел и — до-смерти убился.
А что ж его сердечный друг?
Он потихохоньку в овраг спустился
И, видя, что уж Льву ни лести, ни услуг
Не надо боле,
Он, на просторе и на воле,
Справлять поминки другу стал
И в месяц до костей он друга оглодал.

ivan3452    17.12.22 12:52
«Басня Пруд и Река
«Что это, – говорил Реке соседний Пруд, –
Как на тебя ни взглянешь,
А воды всё твои текут!
Неужли таки ты, сестрица, не устанешь?
Притом же, вижу я почти всегда,
То с грузом тяжкие суда,
То долговязые плоты ты носишь,
Уж я не говорю про лодки, челноки:
Им счёту нет! Когда такую жизнь ты бросишь?
Я, право, высох бы с тоски.

В сравнении с твоим, как жребий мой приятен!
Конечно, я не знатен,
По карте не тянусь я через целый лист,
Мне не бренчит похвал какой-нибудь гуслист:
Да это, право, всё пустое!
Зато я в илистых и мягких берегах,
Как барыня в пуховиках,
Лежу и в неге, и в покое;
Не только что судов
Или плотов
Мне здесь не для чего страшиться;
Не знаю даже я, каков тяжёл челнок;
И много, ежели случится,
Что по воде моей чуть зыблется листок,
Когда его ко мне забросит ветерок.
Что беззаботную заменит жизнь такую?
За ветрами со всех сторон,
Не движась, я смотрю на суету мирскую
И философствую сквозь сон».
«А, философствуя, ты помнишь ли закон? –
Река на это отвечает, –
Что свежесть лишь вода движеньем сохраняет?
И если стала я великою рекой,
Так это оттого, что, кинувши покой,
Последую сему уставу.
Зато по всякий год
Обилием и чистотою вод
И пользу приношу, и в честь вхожу и в славу,
И буду, может быть, ещё я веки течь,
Когда уже тебя не будет и в помине
И о тебе совсем исчезнет речь».
Слова её сбылись: она течёт поныне;
А бедный Пруд год от году всё глох,
Заволочён весь тиною глубокой,
Зацвёл, зарос осокой
И, наконец, совсем иссох.

Так дарование без пользы свету вянет,
Слабея всякий день,
Когда им овладеет лень
И оживлять его деятельность не станет.

Напечатана басня в 1814 г.»

В этой басне Пруд, находится во фрустрации в короне Сокровища, которая накрыта ЗВ (полезная работа это все пустое, высокая оценка пользы, это все бренчание). Наверное ведущий баг у Пруда — Училка.
Нежелание снимать корону приводит жизнь Пруда к закономерному итогу.

q_ora    17.12.22 13:53
В стихе «Бумажный змей» про баr Выскочка:
«Запущенный под облака,
Бумажный Змей, приметя свысока
В долине мотылька,
«Поверишь ли!- кричит,- чуть-чуть тебя мне видно;
Признайся, что тебе завидно
Смотреть на мой высокий столь полет».-
«Завидно? Право, нет!
Напрасно о себе ты много так мечтаешь!
Хоть высоко, но ты на привязи летаешь.
Такая жизнь, мой свет,
От счастия весьма далеко;
А я, хоть, правда, невысоко,
Зато лечу
Куда хочу;
Да я же так, как ты, в забаву для другого,
Пустого
Век целый не трещу».

egbo    17.12.22 14:53
Басня «Слон в случае». Наверное, про проекции
Когда-то в случай Слон попал у Льва.
В минуту по лесам прошла о том молва,
И так, как водится, пошли догадки,
Чем в милость втёрся Слон?
Не то красив, не то забавен он;
Что за приём, что за ухватки!
Толкуют звери меж собой.
«Когда бы,- говорит, вертя хвостом, Лисица,-
Был у него пушистый хвост такой,
Я не дивилась бы«.- «Или, сестрица,-
Сказал Медведь,- хотя бы по когтям
Он сделался случайным,
Никто того не счёл бы чрезвычайным:
Да он и без когтей, то всем известно нам,
Да не вошел ли он в случай клыками?»
Вступился в речь их Вол:
«Уж не сочли ли их рогами?»
«Так вы не знаете,- сказал Осёл,
Ушами хлопая,- чем мог он полюбиться
И в знать добиться?
А я так отгадал —
Без длинных бы ушей он в милость не попал».
________

Нередко мы, хотя того не примечаем,
Себя в других охотно величаем.

vivrepourvivre    17.12.22 15:05
Может быть, ещё о том, чтобы увидеть что-то, нужно иметь представление об этом. Также и рапаны могли бы сказать про рыбака, что он полюбился красотой или сделал любовный приворот. «Чем в милость втёрся?». Поэтому такой «анализ» со стороны всегда показывает искажения и заблуждения рассуждающего. Например, корону Сокровища, когда самым привлекательным кажется то, что у тебя есть.

vivrepourvivre    17.12.22 15:16
И Слон — как в притче о слепых и слоне, где каждый прикоснулся только к части, и не увидел целого. И здесь животные подозревают за слоном то хвост, то клыки, то уши; и всё это — их догадки о причинах расположения царя зверей.

«Нередко мы, хотя того не примечаем, себя в других охотно величаем». В том числе о том, что без сформированных границ человек любит в других продолжение себя, а не отдельных людей.

gotika_black    17.12.22 14:58
Наверное, в «Мартышка и очки» про внешний локус, (и баг Ученица)
В конце отросшая корона, чтобы скрыть свою глупость и Училка.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
__________

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

max_kszonegin    17.12.22 19:47
Мне кажется тут ещё и пример ЗВ. Мартышка не смогла найти правильное применение очков и пытается их обесценить. Это не я не собразительная, это они никчёмные.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio