Проактивность

Это еще одна тайна, покрытая мраком. Слово, которое для многих означает все сразу, а конкретно — ничего.

Проактивность — обратное слову реактивность. Когда извне поступает какой-то стимул, вы реагируете. А когда стимула изнутри нет, но вы его сами внутри создаете силами своей личности, вы ведете себя проактивно.

Настоящая проактивность — это свобода, когда вы решаете сами, действуете сами, а не под давлением или при поддержке кого-то. Абсолютной проактивности не бывает, но относительная проактивность бывает больше или меньше. И чем проактивность больше, тем лучше для личности, тем личность сильней.

Проактивность — это то, что отличает внешний ресурс от внутреннего, то есть просто подключенный ресурс от прокачанного. Без развития стабильной проактивности по отношению к ресурсу, внутренним то есть прокачанным (это одно и то же), он не станет, а значит в любой момент вы его можете утратить.

Но прокачанный ресурс хорош не только тем, что утратить его невозможно (почти невозможно, придется долго разрушать приобретенные навыки). Он хорош еще тем, что формирует крепкое эго. Тот самый центр человека, который делает личность сильной. Имея такое эго, человек и другие ресурсы начинает успешно прокачивать и вообще живет уже счастливо и сознательно. Можно сказать, что не имея никакой проактивности и никаких прокачанных ресурсов, человек не живет, а существует. Он находится в полурастительном состоянии, просто отвечает на внешние стимулы, поддается чужому влиянию, отражает чужие мысли и реализует чужие планы.

И вот, что нужно понять в теме проактивности. Самое главное! Кроме этого можно не понимать вообще ничего, и все равно у вас все будет ок.

Какой бы ни была слабой личность, со слабым эго, внушаемая, травмированная, погруженная в аддикцию, слившая свои границы с матерью-садисткой или супругом-насильником-абьюзером-людоедом, какой бы несчастной и растворенной-потерянной она ни была, она должна как можно быстрей вернуть себе проактивность, и если проактивность она не вернет, она будет погибать дальше. А проактивность начинается только(!) с ответственности за себя, больше нигде она не начинается.

Вот это важно понять про себя, про свою проактивность. Но также неплохо это понимать и про проактивность чужую.

Вы можете завалить другую личность «ресурсами» (как неправильно употребляют это слово), ни одного ресурса у такой личности не будет. Все ресурсы, которые вы дадите якобы этой личности, останутся у вас, а она просто будет физически и эмоционально подпитывать себя вашими ресурсами, паразитически, все время прося добавки. Вам покажется, что вы сделали эту личность сильной, но она стала еще слабей. Сделать сильней извне нельзя!

Исключение составляют случаи, когда нужно спасти жизнь и здоровье. Спасти физическое тело от смерти можно и вопреки личности. Пусть личность остается отключенной, вы возьмете спасение тела на себя, дадите человеку минимум еды, тепла, защиты, чтобы этот человек не погиб. Это важно, это спасение физической жизни. Но если речь идет о спасении не тела, а личности, вы должны помнить, что любая ваша благотворительность — это кредит, который личности придется вернуть. Нет, не вам. Вы можете милосердно подарить ей все и дарить дальше. Ей придется возвращать кредит собственной проактивности, которая отключается каждый раз, когда вы предоставляете этой личности свои(ваши!) ресурсы. И потом для включения собственной проактивности ей требуется уже больше энергии. Именно поэтому следует давать только минимум, для спасения, а не упиваться собственной щедростью. Проценты энергии могут быть так велики, что ваша щедрость выйдет человеку боком.

Вам кажется, что вы создаете безопасное пространство, в котором личность окрепнет, нальется силой, встанет на ноги. Но окрепнуть и налиться силой можно только изнутри, в процессе собственной активной деятельности, создавая свою безопасность самостоятельно. Нельзя окрепнуть извне! Нельзя присвоить чужие опоры, которые сам в себе не построил. Это невозможно физически. Если вы даете человеку ресурс, значит свой собственный он не развивает. Если вы поддерживаете человека, и он опирается на вас, опоры его слабеют.

Это не значит, что люди не должны друг друга поддерживать. Должны, чтобы снизить уровень чрезмерного стресса. Но поддержка здорового, взрослого человека может быть только минимальной и обязательно одновременно с уважением. А уважение — это признание за человеком права на его субъектность, то есть вот эту самую проактивность, на само-стоятельность. Он должен сам стоять, сам все делать и решать в своей жизни сам. Сам делать свои ошибки, сам их исправлять. Сам, а не вы за него.

Вы понимаете, насколько вредны формулировки, которые я до сих пор иногда читаю в комментариях: «он отнял у нее то, это, лишил ее пятого-десятого»? Рисуется слабая личность, которая имеет единственный шанс встать на ноги — это нащупать в себе собственный локус контроля, свою точку сборки, а это начинается с готовности взять на себя ответственность. А вместо этого хор сострадательных матрон вокруг нее поет о том, что виноват во всем ее людоед, он лишил ее всего, он, он, он!

Чего он мог лишить? Лишить человека внутренних ресурсов невозможно, они внутри его черепа, это нейронные цепи в его мозгу, его навыки, знания, умения, способности. Лишить можно хилых связей с внешними ресурсами, вот этого вот слабого взаимодействия с разными сферами жизни (друзей, работы, контактов с семьей). Но как лишить? Только косвенно, извне влияя на слабую личность. Став очень важным и привлекательным для этого человека, чтобы он сам (САМ) раздул значимость фигуры настолько, что она заслонила собой все остальное, и все эти хилые, слабые связи оказались не нужны. Ни один из других ресурсов не выдержал конкуренцию с фигурой Возлюбленного, эта фигура оказалась слишком привлекательной и слишком важной, и все остальные просто исчезли из поля жизни.

«Иииискуситель!» — осуждающе поет в таких случаях хор и это похоже на пение средневековых Инквизиторов, которые сжигали ведьм. Против колдовства нормальный человек был бессилен, поэтому оставалось только сжечь. Но сейчас ведь не Средневековье, в колдовство мало кто верит. Искуситель — точно такой же человек. Зачем взваливать на него ответственность за второго? А главное зачем отбирать ответственность у второго? Он — слабая личность, но он не имеет даже шанса стать сильней, пока у него отбирают ответственность и саму возможность проактивности, то беря это все на себя, то сваливая на другого.

Когда какой-то человек отдает другому «ресурсы», он прокачивает свои, а второй собирает золото, которое тут же превращается в черепки, как в сказке. Поэтому милосердные люди если и помогают кому, то сами себе. Полезно быть милосердным. Для себя!

Совсем не то плохие люди, даже отъявленные хищники. Те, наоборот, часто ненароком делают благо другим, отбирая у них внешние ресурсы, данные им кем-то когда-то, и те имеют шанс начать прокачивать собственные ресурсы. А вот себе хищники очень вредят. Очень сильно себя уродуют. Но это отдельная тема.

В чем смысл обвинять родителей и бывших партнеров? Все плохое, что они вам сделали (если это и правда плохое, а не просто жалобы) повредило им. Все хорошее, чего они вам не сделали, не имело бы для вас никакого серьезного смысла, присвоить это вы все равно не смогли бы. Это было бы полезно только для них.

Из-за того, что многие не понимают сути проактивности и самого смысла ресурсов, тянутся эти бесконечные обвинения и упования в сторону тех, кто отнял «ресурсы». Нельзя отнять то, чего не было. Отнять ресурсы извне нельзя. Как и обогатить ресурсами извне нельзя. Разве что полезной информацией (как я), но эта информация должна быть переработана проактивно, усвоена и самостоятельно интерпретирована. А потом еще реализована собственными усилиями.

P.S. Понимание этого должно снимать не только претензии к собственным родителям, которые чего-то не дали (ресурсы дать нельзя!), но и к себе в роли родителя, который чего-то там не додал своим детям. Дайте им хороший пример и минимум необходимой поддержки (когда и побольше, смотря какой возраст и состояние здоровья), а ресурсы вы все равно дать не сможете(!) они могут взять и развить их только сами. Для этого не огораживайте ребенка забором из костылей, уважайте его растущую личность, а не свой комплекс бога, который вы питаете чувством вины.

Комментарии

tanja_me    22.09.15 13:17
Эх, была б эта информация у меня лет 10 назад, я б не закармливала супруга демьяновой ухой из «ресурсов», и сейчас таким большим минусом бы не была… (это не сожаление о прошлом, просто такая фигура речи)

katerinafoto    22.09.15 13:27
Нет, не так. Как хорошо, что сейчас у меня есть эта информация и я смогу ей воспользоваться и выбраться из минуса. )

tanja_me    22.09.15 13:54
Точно! Спасибо)))))))

black_icee    22.09.15 13:57
Блеск! В этом плане очень показателен подход к образованию у нас и у «проклятых буржуинов». У нас пичкают знаниями с первого класса, заставляют зубрить правила, стихи, тексты, формулы, законы… Ничего, кроме развития памяти, по большому счёту это не даёт. И другая форма образования — учат писать эссе, выступать перед классом, делать какие-то индивидуальные работы и защищать их, т.е. учат самим добывать информацию, обрабатывать её и защищать своё мнение. Реактивный и проактивный подход к процессу обучения, которое тоже участвует в формировании личности.

evo_lutio    22.09.15 14:03
Давайте уберем внешний локус? Мы и они.

Чтобы было Вам известно, лучшие психологи-педагоги работали у нас. Возрастная психология Выготского и пихология как ориентировочная деятельность в образовании Гальперина и психология деятельности Леонтьева — все наше.

Поэтому не нужно пенять на плохих учителей, которые вам чего-то недодали. Додайте себе сами.

black_icee    22.09.15 14:29
Согласен, про «у нас» и «у них» я не прав, хотя это вот у меня прямо перед глазами уже 10 лет, если не считать свои собственные «школьные годы». И, конечно, я то тоже в этом участвую и тоже далеко не всегда (да чего уж там — почти никогда) не показываю пример проактивного подхода к жизни. А чего хотеть — «яблоко от яблони…» Про «додайте себе сами» — ну конечно, додадим, куда же мы денемся, наступим на все необходимые грабли и додадим. Я это к тому, что формирование проактивного подхода к жизни хорошо бы начинать лет так с 2-3-х. Родителям в это время обычно 20-30 лет и вряд ли они осознанно задумываются об этом, тем более, если сами живут «реактивно». И получается замкнутый круг. И если бы вот эти вот замечательные наши методики использовались педагогами в садах-школах, то смотришь, через пару поколений и родители бы сами уже показывали пример проактивного отношения к жизни.

sezession    22.09.15 14:52
Так вам же написали, что проактивность начинается с ответственности за себя. Даже если в 2-3 года ничего не предвещало )))

evo_lutio    22.09.15 14:54
Проактивность нельзя сформировать извне.

Проактивность формируется, если человек что-то делает сам и по собственной воле. А не когда над ним стоит ласковый родитель и «формирует ему проактивность».

evo_lutio    22.09.15 14:55
Я методики для детей нигде пока не описываю. Я описываю для взрослых людей, что это такое.

plushki_est    22.09.15 14:05
По-моему, много путаницы у дам на тему проактивности, когда речь идет об отношениях, где за нее принимается любая активность, не всегда подкрепленная рассудком. Типа, быть проактивной, значит, попросить телефон, пригласить в гости, и вообще всячески «бегать» за мужчиной. А потом расстраиваться, что он от нее шарахается, или избегает.

evo_lutio    22.09.15 14:18
А какая связь с проактивностью?

В смысле слово чем-то похоже? Давайте про всю дурь из интернета у меня не писать?

Навязчивое поведение — это неуважение к чужим границам, которое возникает из-за отсутствия проактивности и саморегуляции (локуса и воли). Просто у женщин таких сильный голод и зуд и они реактивно мчатся взламывать границы людей, которым они не нужны, надеясь, что их там возьмут себе. Это реактивность, а не проактивность. Проактивность, когда ты берешь на себя полную ответственность за происходящее, решаешь свои проблемы сам, а не взваливаешь на людей.

stoletbez    22.09.15 15:18
последняя фраза как контрольный выстрел в голову)

Комментарий удален

evo_lutio    22.09.15 16:38
Нет, тем женам не запрещали они ничего. Там дисбаланс был меньше, скорее всего. А когда дисбаланс, вечно сидят и выполняют бредовые приказы, я в новом посте об этом написала.

estera    22.09.15 15:58
Именно поэтому следует давать только минимум, для спасения, а не упиваться собственной щедростью. Проценты энергии могут быть так велики, что ваша щедрость выйдет человеку боком.
Волонтеры на этом горят по-черному. Уж на что я осторожно вступала в эту сферу, но и то — попала, как маленькая. Именно потому, что я делаю то и другое, по моим расчетам, человек уже давно должен встать на свои ноги послать меня подальше и идти, а он фиг-то там. А что ему: ему же дают, зачем ему ластами шевелить — чуть постыдят за пассивность и всё равно дадут.

evo_lutio    22.09.15 16:33
Там адаптация еще происходит, неосознанно для него, изнутри. Как к насилию многие адаптируются, так и к этому. Он даже не то что не хочет ластами уже шевелить, а не может даже. Чем дольше прожил на внешнем ресурсе, тем сложнее возвращаться к проактивности.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio