Приемы тургеневской хищницы

Когда люди плохо понимают механизм чего-то, они обычно путают благодаря и вопреки.

Вопреки недостатку образования некоторые люди достигают в профессии многого.

Не благодаря, а вопреки.

Вопреки физической неполноценности некоторые инвалиды прокачиваются так, что становятся чемпионами.

Вопреки, а не благодаря.

Вопреки позднему возрасту некоторым женщинам удается родить здоровых детей.

Вопреки, а не благодаря.

Если кто-то вдруг начинает думать, что все это благодаря, тот все ставит с ног на голову.

Нужно очень хорошо представлять себе, что такое «вопреки».

Это значит, что у человека были преграды, были непроходимые на первый взгляд трудности, а он все-таки достиг того, чего по реалистичному прогнозу достичь не мог.

Вот что такое «вопреки».

У любого «вопреки» обязательно есть «благодаря» — ровно в противоположной области.

И чтобы видеть механизм ясно, надо очень хорошо себе это представлять.

Например.

Вопреки недостатку образования некоторые люди достигают в профессии многого.

«Благодаря» здесь лежит в плоскости самообразования.

Они компенсируют недостаток образования самообразованием, а еще интеграцией разрозненных теоретических знаний в практику.

«Вопреки» нам показывает, что люди преодолели, дефицит чего они восполнили, а восполняется дефицит всегда чем-то подобным.

Вопреки физической неполноценности некоторые инвалиды прокачиваются так, что становятся чемпионами.

«Благодаря» здесь в тренировке физических навыков, компенсирующих недостатки.

Если человек не имеет ног, но способен натренировать руки лучше, чем у большинства других людей, он компенсирует недостаток ног.

Не за счет его интеллекта это происходит, не за счет доброты его или других людей, а за счет тренировки физических качеств, поскольку ущерб его именно в физической области.

И женщины из третьего примера, родившие в позднем возрасте, компенсируют это либо очень хорошим от природы здоровьем, либо тщательной и очень верной заботой о своем здоровье, а чаще тем и другим.

Сам по себе поздний возраст — преграда для деторождения из-за здоровья, а если со здоровьем все намного лучше, чем в среднем, то преграда может преодолеваться.

Разобрав самые простые и очевидные всем примеры, предлагаю обратиться к сложным.

В разборе повести Тургенева «Вешние воды» никто почти не смог описать ходы и приемы хищницы, потому что не держали в голове простую, описанную мною выше схему.

Большинство описывали действия хищницы так, будто она добивалась своего щипцами и скалками.

Она была грубовата, фамильярна, прямолинейна, говорила властно, требовала внимания.

Успех в рыбалке не бывает благодаря такому, он всегда бывает только вопреки.

Если вы пойдете с кем-то говорить грубо, фамильярно, прямолинейно и властно требовать, вас спустят с лестницы раньше, чем вы успеете опомниться.

И я это пишу годами, но все равно хитрюги думают: пиши-пиши, а все-таки наглость — второе счастье. И лелеют мечты, что можно вот так же грубо и властно приказать кому-то подчиняться и он подчинится.

Вот самый подводный комментарий, не ясно, откуда у меня в группе комментаторов взялось такое.

Здесь все «вопреки» выдаются за «благодаря».

Если мы применим простую схему, которую я описала в начале на простых примерах, мы получим следующее.

Марья Николаевна грубовата, но вопреки этому очень обаятельна.

За счет чего обаятелен грубый человек? За счет тонкости, которая в нем есть, но на первый план не выходит.

Именно это: внешне грубовата, а на самом деле очень тонка, внешне простовата, а на самом деле очень непроста, внешне прямолинейна, а на самом деле стратег, и создает диссонансы, которые становятся крючками.

Это любимый прием всех хищников крючок-под-колпачком, и я про это вам много раз говорила.

И все истории ХХХ, Иры-Ромы-и-Никиты — об этом.

Вспоминайте в комментариях любые колпачки из их историй, но осторожней, не описывайте щипцы и другой хлам из своего черного чемоданчика.

Колпачок — какое-то неказистое или даже некрасивое качество, а под ним — противоположность.

Лохмотья золушек и печориных, ослиные шкуры других нерыб устроены примерно так же: наверху оказывается нечто простенькое и чумазенькое, скрывая выдающуюся способность.

У рыбаков колпачки не в таком почете, как у хищников, из-за их человеколюбия, слишком большие колпачки не выдерживают тест на этику, некоторые даже на грани экологии, рыбаки такими не пользуются, а хищники охотно. Рыбаки тоже пользуются, самыми красивыми колпачками.

Все кому ни лень повторяют Суньцзы «если ты владеешь, покажи врагу, что у тебя этого нет», но в историях о хищниках никогда не могут это узнать.

Речь не о том, чтобы прятать нож в кармане или притворяться сообщником врагу, хотя и этими приемами на войне пользуются, но это не про рыбалку.

Речь скорее о том, как джедаи в боевиках иногда выглядят добродушными старикашками или хрупкими девушками. Чем меньше человек уважает стариков и женщин, тем более он оказывается беззащитен.

Колпачок хищника действует на всех, но чем меньше ваша корона, тем он для вас безопасней.

И наоборот, если корона на вас велика, колпачок хищника сделает вас совсем слабым.

У Санина корона оказалась приличной величины, хотя выглядел он человеком воспитанным.

Но весь спектр эмоций, которые он испытывал: досаду, жалость, страх, что к нему будут домогаться, легкую брезгливость, чувство вины, весь это набор Сокровища, который онегины носят в бархатном мешочке на шее, делают их очень уязвимыми перед хищницами, даже самыми мелкими.

Колпачок отвлекает внимание, усыпляет бдительность, кормит корону, если та есть.

Но это его не главная функция.

Главное, что делает колпачок, создает фон для роста фигуры.

Вы наверняка видели гештальт-картинки, таких много в Сети, где в зависимости от фона и контекста размер одинаковых фигур кажется разным. Типа таких:

img5043-568759
img5043-568926
img5043-569181

На черном фоне белое кажется больше, чем наоборот.

По контрасту с холодным теплое кажется горячим.

А если мы учитываем фактор ожидания, которое создает представление, мы и получаем тот самый крючок.

Этот крючок-под-колпачком описан в каждый сказке про Дурака, в каждой суфийской притче о дервише.

Божества в легендах и мифах любят появляться в виде нищих или животных.

Кажется, что прятать свои таланты или возможности, это очень легко, но попробуйте не выпячивать то, что считаете своей сильной стороной и убедитесь, что это сложно. А для рапана и вовсе невозможно.

Рапаны часто жалуются, что они не умеют себя подать, но никогда даже не подумают, что подавать им нечего.

У многих еще и белое пальто. Он считают колпачки коварством, а свое решето и огромную Выскочку считают честностью.

На самом же деле, если вы скромны, вы уже нерыба.

Скромности достаточно для этого, у рыб скромность только начинает формироваться как и границы, у рапанов ни того, ни другого нет.

Скромность — это не колпачок и не лохмотья, это намного меньше. Но это из того же ряда вещей.

Опишите, почему скромности для рыбалки достаточно.

И опишите еще то, что принимают за скромность, но оно ею не является.

И потом еще опишите крючки-под-колпачками тургеневской хищницы, если теперь увидели их получше.

Я пока этого не описала. Описала колпачки частично, а крючки совсем нет. Опишу, если у вас не получится.

Комментарии

groonya    05.08.22 16:04
Может, одно то, что такая красивая, молодая и богатая женщина как Марья Николаевна вышла замуж за сонного обжору Полозова, это уже крючок.

evo_lutio    05.08.22 20:20
Нет!

Это колпачок.

А крючок там совсем другой.

Кто понял?

pe4enika    05.08.22 20:52
Наверно, крючок был, когда они в театре сидели, и она говорила, что только с Полозовым она свободна и себя никогда не жалеет, и живет по принципу «это не повлечёт последствий». И для Санина последствий тоже никаких. Хотя про его невесту она помнит, и про влюбленность его тоже.

evo_lutio    06.08.22 05:22
Народ, не является б-во крючком.

groonya    05.08.22 21:07
Может, крючок в том, что она кажется не привязанной к мужу, будто готова уйти от него или влюбиться в другого. А на деле это совсем не так.

evo_lutio    06.08.22 05:21
Не понятно, как это может цеплять.

vivrepourvivre    05.08.22 21:54
Может быть, высокая любовная ОЗ и хоровод.

Санин словно не замечал этого, интерпретируя ситуацию, которая происходила между ним и Полозовой, как её «прихоть», словно она постоянно перед ним «торчит», словно не замечая отношение к ней всех окружающих её мужчин, хотя одновременно кормил корону всем этим, и в театре тоже, когда Полозова подняла ширмочки, тем самым укрыв от других мужчин и уединив вдвоём. Единственный раз он словно очнулся («Кто это? — спросил Санин, по дурной привычке „любопытствовать“, свойственной всем русским»), но и тогда он вовсе не замечает этого, выпалив вопрос почти автоматически, будто в его картине нет других мужчин, и всё это действует в обход его сознания тоже. И хотя Полозова говорит о других прямо («Один французик — их здесь много вертится… За мной ухаживает — тоже»), благодаря короне Санина его бдительность спит вдвойне, потому что в его картине мира это всё «развязность», «капризы», может быть даже охота Марьи Николаевны до чужого внимания и скука с Ипполитом Сидоровичем, а вовсе не множество влюблённых мужчин, что тоже растит его собственное влечение, незримо для него. Тургенев постоянно описывает влечение, поток внимания к Полозовой других героев («тотчас же стала прощаться — и с ним и с длинным секретарем который, по всем признакам, был смертельно в нее влюблен, ибо даже рот раскрывал всякий раз, когда на нее взглядывал»), но всё это словно укрывается от Санина.

evo_lutio    06.08.22 05:22
В том числе, конечно.

spanber_a    05.08.22 21:43
Полозов такой весь соня и обжора, только вот груши этому соне и обжоре чистит Санин.

yulia_che    05.08.22 16:17
«И опишите еще то, что принимают за скромность, но оно ею не является.»

Может быть, за скромность принимают баги попрошайки, плаксы. Вроде: «Ничего-то у меня нет. Так не повезло в жизни. Хнык. А вы вот большие и успешные»

taushana    05.08.22 18:36
«И опишите еще то, что принимают за скромность, но оно ею не является.»

За скромность кто-то, возможно, принимает свой ЗВ. Он того не хочет, этого брать не собирается, хотя то ему не доступно, а этого и не дают.

evo_lutio    05.08.22 20:21
ЗВ нет.

rhea_v    05.08.22 18:37
«И потом еще опишите крючки-под-колпачками тургеневской хищницы, если теперь увидели их получше»

Возможно, первый крючок-под-колпачком был при знакомстве Санина c Полозовой, когда та как будто случайно вошла в комнату с несобранными косами и попросила мужа помочь ей их собрать, демонстрируя свою красивую шею и волосы. Она показалась Санину кокеткой, с которой он надеялся легко договориться: «Санин внутренно даже порадовался этой выходке г-жи Полозовой: коли, мол, захотели меня поразить, блеснуть передо мною — может быть, как знать? и насчет цены на имение окажут податливость.», подумал он под короной.
Но когда Марья Николаевна принялась за дело, он не ожидал такого серьезного подхода, независимости (хотя муж предупреждал, что жена его деловая), и того, что Марья Николаевна, поддерживая его благородные чувства, не примет от него уступок: «Санин никак не мог понять, что она — смеется ли над ним, или говорит серьезно? а только думал про себя: «О, да с тобой держи ухо востро!»

kamnesharka    05.08.22 18:44
У Полозовой есть цель, но она не действует по специально продуманному плану, Санин сам, своей Короной роет себе яму.
Когда он впервые видит Полозову, высокомерно думает, что она ждала его, хотела понравиться и нарочно выбежала с неприбранными волосами, похвалиться перед ним, и даже не подозревает до самого конца, насколько по иному обстоят дела.
Все два дня ему кажется, что он вынужден быть в обществе этой грубоватой наглой женщины, ему нужно лишь перетерпеть это досадное обстоятельство, она поддерживает эту линию, часто говорит об этом, просит потерпеть и обещает отпустить. Он совершенно не рефлексирует, что ему это все очень нравится и приятно, а ее значимость растёт с огромной скоростью. Это небольшой промежуток времени, два дня, но декорации сменяются одна за другой, и ей все время удается поддерживать его интерес. Она всегда красиво одета, она притягательна, она умеет развлечь, умеет разговорить собеседника и поддерживать беседу, умеет слушать и видеть собеседника, умеет удивлять и быть спонтанной и игривой как ребёнок, и это не игра в одни ворота, она может увлечь и знает это про себя.

kamnesharka    05.08.22 18:51
Когда Санин в театре «рассуждал о честности взаимных отношений, о долге, о святости любви и брака…», Полозова такой поворот беседы активно развивает, то спорит, то задумывается, то соглашается. Санин себя считает честным и благородным, гордится этим, Полозову он такой не считает. Но в итоге он изменяет своей невесте, после этого испытывает презрение к себе, из-за его презрения к своей собственной фигуре, она становится совсем уж жалкой и он соглашается на рабство.

kamnesharka    05.08.22 18:59
Когда они едут на конную прогулку, Полозова понимает, как велико к ней влечение Санина, она избавляется от сопровождающего и ведёт его к заброшенному домику в лесу, но она так спонтанна, заразительна и весела, их обоих так увлекла прогулка, бег разгоряченных лошадей, красота леса и гор, гроза, и все происходит как-бы само собой.

kamnesharka    05.08.22 19:11
Мне кажется с мужем ее, на первый взгляд кажется, что она его не уважает и использует ничего не давая взамен, она называет его пышкой, указывает когда ему уйти, и кажется, пренебрежительна с ним. Но это не так. Она вышла за него заранее обговорив условия брака, и она эти условия выполняет, когда она спрашивает мужа, он подтверждает. Она небогата, но она ведёт все дела, и судя по тому, как она это умеет, они преуспевают. Она заключает с мужем пари, он в курсе ее авантюр, его это развлекает. Санин потом был вынужден «подлаживаться и подделываться к Ипполиту Сидорычу», чистил ему груши, то есть и ему прислуживал. Она ставит мужа над ее поклонниками, они не только ее рабы, но и его.

groonya    05.08.22 19:12
она богатая наследница. ее покойный отец миллионер оставил ей все.

groonya    05.08.22 19:08
он «соглашается» на рабство скорее потому, что фигура хищницы выросла до небес. соглашаться скорее всего было уже нечем, воли не хватало.

evo_lutio    05.08.22 20:18
Конечно.

evo_lutio    05.08.22 20:19
Как будто ей нужно его рабство.

Это ему нужно.

«Соглашается» глупое слово тут.

in_vite    05.08.22 21:12
Марья Николаевна «словно щеголяла и хвасталась той низменной средою, в которой началась ее жизнь; называла себя лапотницей» (то есть невежественной и некультурной женщиной) и «дочерью мужика» (а Санина наоборот рыцарем), а потом оказалось, что она отлично говорит по-французски, прочитала на латыни «Энеиду», разбирается в театре и является прекрасной наездницей.

«Неужели же это одна прихоть избалованной, богатой и едва ли не безнравственной женщины?»
Отец Полозовой был миллионером, при первой встрече с Ипполитом оказалось, что тот покупает ей всю одежду, так что в целом у Санина было представление об избалованной богачке, и «хотя он и говорит, что ни в какие женины дела не входит, но ведь этому веры дать нельзя!», а затем во время обсуждения имения Полозова устраивает Санину почти допрос, изумляя его своими коммерческими и административными способностями.

Во время пьесы Полозова говорит, что «о последствиях того, что я сама делаю, я никогда не размышляю» и о своей поговорке «Cela ne tire pas à conséquence» («Это не влечет за собою никаких последствий»), возможно, здесь тоже есть некий колпачок, так как на самом деле она является настоящим стратегом, а под этими словами имеется в виду ее анти-штурманство. При этом с виду такая поговорка может наоборот напоминать девиз рапанов, под которым они сливаются, считая, что это ни на что не влияет.

spanber_a    05.08.22 21:38
«так что в целом у Санина было представление об избалованной богачке,»

и здесь еще о колпачке капризной и фамильярной барыни:

«Развязное обхождение г-жи Полозовой, вероятно, на первых порах смутило бы Санина – хотя он новичком не был и уже потерся между людьми, – если бы в самой этой развязности и фамилиарности он опять-таки не увидел хорошего предзнаменования для своего предприятия. «Будем потакать капризам этой богатой барыни», – решил он про себя – и так же непринужденно, как она его спрашивала, ответил ей».

rebelsystem    05.08.22 21:49
«И опишите еще то, что принимают за скромность, но оно ею не является.»

Самобичевание, возможно, принимают за скромность. Нытьё и принижение себя, которые по факту являются либо Оправдашкой, либо щипцами для кормления короны.

vivrepourvivre    05.08.22 22:06
«И опишите еще то, что принимают за скромность, но оно ею не является»

Преуменьшение иллюзорных достоинств. «Хороводы не водят», «Не супер богат, ни Бред Питт и не Ди Каприо».

mr_matushkin    06.08.22 03:34
«Опишите, почему скромности для рыбалки достаточно.»

Скромный человек изначально видит какая шапка по Сеньке, действует только исходя из своих текущих возможностей и текущей ситуации, лишнего не приписывает и не додумывает, короной ни за что не цепляется потому что у него её нет, обратную связь чётко видит без прикрас.

eva_rum    06.08.22 08:04
«И опишите еще то, что принимают за скромность, но оно ею не является».

Может быть, излишние пребеднения, когда из страха «сглаза» или зависти, или, что у него что-то попросят, человек постоянно «посыпает голову пеплом» .

evo_lutio    06.08.22 08:32
Вы почему-то все описываете человека, который называет скромностью какие-то свои качества.

Но скромность рапанами и даже многими рыбами не считается достоинством.

Посмотрите вокруг, скромность высмеивают, осуждают, воспитывают детей так, чтобы они ни в коем случае не были скромными.

Скромность считается трусливостью, стремлением всем угодить, пассивностью, глупостью, неуважением к себе, отсутствием здоровых амбиций, даже серостью, бездарностью.

Никто этого не перечислил.

Как будто по сторонам не смотрите.

evo_lutio    06.08.22 08:33
И вот такое отношение к скромности как раз и приводит к тому, что вокруг одни рапаны, не видящие границ и не желающие их видеть.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio