«Вешние воды»

Вижу в ленте много упоминаний повести Тургенева «Вешние воды».

Да, Полозова, конечно, хищница, никак иначе. Тургенев в хищных женщинах очень хорошо разбирался, у него и самого в биографии были такие. Потом об этом поговорим.

Эту хищницу я уже упоминала раньше в постах, но мы не разбирали ее подробно.

А теперь можем попробовать.

Если читали или будете читать, обратите внимание, как Тургенев описывает силу хищницы.

Он создает такой контекст, что задача хищницы усложняется в сотню раз, и то, как легко и играючи эту задачу она решает, демонстрирует нам ее силу.

Санин — сам по себе ничего особенного, симпатичный, но обычный молодой человек, не богатый и не знатный, на такого ни одна серьезная хищница внимания не обратит, а если вдруг обратит от скуки, ей потребуется ровно пять минут, чтобы поразить беднягу в самое сердце.

Но.

В повести Тургенева Санин — не просто Санин. Он безумно влюбленный жених накануне свадьбы с очень красивой невестой, о любви которой не мог даже мечтать, а получив, чувствовал себя на вершине благополучия, как это описывает сам автор. Его невеста — идеальная красавица, наполовину итальянка, юная, чистая, возвышенная, бросившая ради него жениха, прекрасная и чуткая девушка, настоящая мечта. В то время как Полозова — не такая красивая и не такая юная, грубоватая дамочка, простонародного происхождения, умная, но раздражающая своей категоричностью и прямотой, фамильярная, что чувствительного Санина вводит в ступор, а главное — глубоко замужняя. На последнем высокие принципы Санина вступили с реальностью и вовсе в военный конфликт.

Можно представить, насколько сила хищницы должна быть велика, чтобы нивелировать все описанное за два дня и даже развернуть это в свою пользу.

«Два дня» — второй аспект. Кажется на эту ситуацию намекала А. Смирнова, дав название своему фильму по мотивам автобиографии. Но она очень польстила своей героини.

Полозова попросила у Санина два дня в обмен на выгодную ему сделку и заключила со своим мужем пари, что этих двух дней ей будет достаточно, чтобы Санин стал ее рабом, бросив свою обожаемую невесту.

Муж хоть и знал силу зубов своей женушки, надеялся это пари выиграть, но с изумлением проиграл.

Условие «два дня» Полозова прямо объявила Санину, то есть он видел и понимал, что его взялись съесть в конкретный, очень короткий срок, но это не помогло ему защититься от чар.

При всем его изначальном возмущении — не помогло.

Полозова действовала довольно грубо, не скрывая своих намерений, и где-то даже наступая на границы. Например, сначала ее условие: задержаться на два дня в ее доме ради сделки, было щипцами, и только потом превратилось в горячие шары. Санину сначала не хотелось задерживаться, он рвался к невесте и воспринял это условие с досадой, потом с покорностью, потом с робким любопытством. А потом его крыша улетела и воспринимать стало некому и нечем.

Если бы история Полозовой и Санина была шахматной партией, мы увидели бы, что хищница отдала ферзя, коней, слонов, отдала все фигуры, кроме короля, оставила себе несколько пешек, завязала глаза и, дав противнику такую мощную фору, выиграла партию в несколько ходов.

Именно этими волшебными ходами повесть нам особенно интересна.

Если вы читали, опишите эти ходы.

Еще раз. Опишите ходы и приемы хищницы, которыми она быстро (в два дня) захватила поле жертвы, взломав могучую защиту в виде его страстной влюбленности в другую, его высоких моральных принципов и объективных социальных преград, разделявших их.

Если не читали или забыли, может быть успеете быстро прочитать, повесть небольшая, а встреча Санина с Полозовой — в самом конце.

Комментарии

ivan3452    03.08.22 14:39
В момент встречи Полозовой и Санина она кидает ему большой шар, сетуя, что горничная подвела. То, что она просит мужа помочь ей прихорошиться делает этот шар ещё больше.

«— Да… знаю… Ты мне уже сказывал. Очень рада познакомиться. Но я хотела было попросить тебя, Ипполит Сидорыч… Моя горничная сегодня какая-то бестолковая…
— Волосы тебе убрать?
— Да, да, пожалуйста. Извините, — повторила Марья Николаевна с прежней улыбкой, кивнула головою Санину и, быстро повернувшись, скрылась за дверью, оставив за собою мимолетное, но стройное впечатление прелестной шеи, удивительных плеч, удивительного стана.
Полозов встал и, тяжело переваливаясь, ушел в ту же дверь.
Санин ни одной секунды не сомневался в том, что присутствие его в салоне «князя Полозова» было как нельзя лучше известно самой хозяйке; весь форс состоял в том, чтобы показать свои волосы, которые были точно хороши. Санин внутренно даже порадовался этой выходке г-жи Полозовой: коли, мол, захотели меня поразить, блеснуть передо мною — может быть, как знать? и насчет цены на имение окажут податливость. «

evo_lutio    03.08.22 15:26
Где «большой шар»?

Из отрывка не видно.

И вообще, чтобы с ходу кинуть шар и тем более большой шар, СЗ должна быть высокой. Иначе это будет не шар, а большие щипцы.

Запомните это и без разницы СЗ или ОЗ в вашу пользу никогда не начинайте с больших шаров,

iron_vobla    03.08.22 15:20
Сам контекст знакомства — нужда Санина в деньгах и желание срочно продать имение. Полозов, рассказывая о своей жене даёт понять, что Полозова — женщина состоятельная очень, авторитет для него и всё про иерархию в их браке. И в те два дня, которые Санин проводит с Полозовой он постоянно видит соответсвующее отношение к ней окружающих, в том числе явно влюблённых мужчин.

Полозова переводит разговор на личности, Санин сначала досадует, не хочет говорить с ней о личном, о невесте, у него неприятное ожидание заигрываний и всего подобного, излишнего сближения — после первого впечатления от их знакомства и её «плебейства», от этого ему неловко, но он хочет получить деньги и идёт туда, куда ведут в разговоре и вообще. У Полозовой отличная эмпатия, она все это видит, понимает, а так же умеет и говорить и слушать и как сразу занимает ведущую позицию, так и держит её:

«Постойте, постойте. Вы не так меня поняли. Я с вами не кокетничать хочу. — Марья Николаевна пожала плечами. — У него невеста, как древняя статуя, а я буду с ним кокетничать?! Но у вас товар — а я купец. Я и хочу знать, каков у вас товар. Ну-ка, показывайте — каков он? Я хочу знать не только, что я покупаю, но и у кого я покупаю. Это было правило моего батюшки. Ну, начинайте…»
«Он принялся рассказывать — сначала неохотно, неумело, а потом разговорился, разболтался даже. Марья Николаевна очень умно слушала; да к тому же она сама казалась до того откровенной, что невольно и других вызывала на откровенность. Она обладала тем великим даром «обиходности» — le terrible don de la familiarité, о котором упоминает кардинал Ретц»

«Мне очень приятно думать, что я могу помочь вам жениться, да я же обещала вам, что после завтрака займусь вами; а я всегда держу свои обещания; не правда ли, Ипполит Сидорыч?
Полозов потер себе лицо ладонью.
— Что правда, то правда, вы никого не обманываете.
— Никогда! И никогда никого не обману. Ну, Дмитрий Павлович, излагайте дело, как мы выражаемся в сенате.»

И когда Санин начал излагать дело, оказалось, что в делах Полозова понимает прекрасно, намного больше самого Санина. И после этого разговора он ещё больше расшатывается, теряет опору, его фигура в их общем поле оказывается «сидящей на узенькой скамеечке перед строгим и проницательным судьею»

«Она выказывала такие коммерческие и административные способности, что оставалось только изумляться! Вся подноготная хозяйства была ей отлично известна; она обо всем аккуратно расспрашивала, во всё входила; каждое ее слово попадало в цель, ставило точку прямо на i. Санин не ожидал подобного экзамена: он не приготовился. И продолжался этот экзамен целых полтора часа. Санин испытывал все ощущения подсудимого, сидящего на узенькой скамеечке перед строгим и проницательным судьею. «Да это допрос!» — тоскливо шептал он про себя. Марья Николаевна всё время посмеивалась, словно шутила, но от этого Санину не было легче; а когда в течение «допроса» оказалось, что он не совсем ясно понимал значение слов: «передел» и «запашка» — так его даже пот прошиб»

iron_vobla    03.08.22 15:30
«Будь Марья Николаевна светской дамой, с утонченными манерами — он никогда бы так не распустился; но она сама называла себя добрым малым, не терпящим никаких церемоний; она именно так отрекомендовала себя Санину. И в то же время этот «добрый малый» шел рядом с ним кошачьей походкой, слегка прислоняясь к нему, и заглядывал ему в лицо; и шел он в образе молодого женского существа, от которого так и веяло тем разбирающим и томящим, тихим и жгучим соблазном, каким способны донимать нашего брата — грешного, слабого мужчину, одни — и то некоторые и то не чистые, а с надлежащей помесью — славянские натуры!»

Полозова видела, какое производит впечатление на Санина, надевшего на неё колпачок и не мешала и помогала ему «распускаться», сама оставаясь в границах имиджа и контекста.

evo_lutio    03.08.22 15:41
Вот это ход.

Кто проанализирует, что это за ход?

groonya    03.08.22 17:25
она усыпляет его бдительность и он открывает ей границы. он подпускает ее ближе, и ее привлекательность действует на него сильнее и как бы в обход их разговора.

evo_lutio    04.08.22 15:46
Да.

И значит что это?

ninel_215    04.08.22 15:14
Полозова очень обаятельная женщина и ее близость была приятна Санину. Это были ее щедрые вложения, наверное. И, возможно, то, что она называла себя добрым малым, с которым можно не церемониться, это было как бы предложение брать побольше, не стесняться. И её СЗ росла, а герой этого совсем не рефлексировал.

evo_lutio    04.08.22 15:45
Нет, это не щедрые вложения.

Кто догадался, что это?

mr_matushkin    04.08.22 15:54
Колпачок на ней.

evo_lutio    04.08.22 16:05
Конечно.

groonya    04.08.22 15:59
это словно бы корона равенства у нее, только фальшивая.

evo_lutio    04.08.22 16:06
Фальшивая корона называется «колпачок».

evo_lutio    03.08.22 15:36
Это все верно и это главное, но все-таки это больше про ее ОЗ.

Конечно, крайне важно, чтобы читатели не строили иллюзий, будто с отрицательной разницей ОЗ, особенно любовной ОЗ, они способны делать какие-то рыбацкие ходы, это невозможно.

Но все-таки давайте говорить о ходах и приемах, потому что ОЗ у Полозовой мы научиться не можем, хотя иметь в виду это надо.

evo_lutio    03.08.22 15:40
Кстати, понятно почему рыбацкие ходы при отрицательной разнице своей ОЗ и партнера практически. невозможны? Нужна хотя бы положительная разница любовной ОЗ.

iron_vobla    03.08.22 15:52
Может, потому, что у человека, у которого ОЗ больше, в том числе и любовная, нет никакого интереса и запроса к тому, у которого дела во всех сферах хуже, особенно намного хуже.
При отрицательной разнице нет красного поля и ходы делать нет возможности.

mr_matushkin    04.08.22 01:49
При отрицательной разнице КП практически отсутствует поэтому ходы невозможны, некуда ходить.

groonya    03.08.22 15:45
Она проводила с Саниным как можно больше времени наедине и старалась сократить физическую и эмоциональную дистанцию. Специально нашла его в парке и гуляла с ним долго, причем под руку, почти к нему прижимаясь, а Турнегев описывал ее так: «А походка у ней была такая, что иные чудаки в те, увы! уже далекие времена, — от одной этой походки с ума сходили».

Она была откровенна с ним, до неприличия, и старалась его разговорить, открыться ей под предлогом «я должна знать, кому имение продаю». Она все время упоминала о своем низком происхождении, как бы выпячивала его, и это как бы тоже оправдывало ее излишнюю фамильярность и лишало Санина бдительности: «Он принялся рассказывать — сначала неохотно, неумело, а потом разговорился, разболтался даже… Будь Марья Николаевна светской дамой с утонченными манерами — он никогда бы так не распустился; но она сама называла себя добрым малым, не терпящим никаких церемоний; она именно так отрекомендовала себя Санину. И в то же время этот «добрый малый» шел рядом с ним кошачьей походкой, слегка прислоняясь к нему, и заглядывал ему в лицо; и шел он в образе молодого женского существа, от которого так и веяло тем разбирающим и томящим, тихим и жгучим соблазном…»

groonya    03.08.22 15:52
Дальше она взяла ложу в театре, будто бы только для того, чтобы уединившись с Саниным в полумраке разговаривать с ним шепотом. Там она тоже была очень откровенна с ним, как бы в ответ на откровенность его во время прогулки, а он уже совсем плохо понимал, что с ним происходит.

«- А вам не угодно знать, что собственно я за женщина? Впрочем, я не удивляюсь,- прибавила она, снова прислонясь к подушкам дивана.- Человек собирается жениться, да еще по любви, да после дуэли… Где ему помышлять о чем-нибудь другом?

Марья Николаевна задумалась и начала кусать ручку веера своими крупными, но ровными и, как молоко, белыми зубами.

А Санину казалось, что ему в голову опять стал подниматься тот чад, от которого он не мог отделаться вот уже второй день.

Разговор между им и Марьей Николаевной происходил вполголоса, почти шепотом — и это еще более его раздражало и волновало его…

…Были минуты, когда он решительно не знал: что он — злится или радуется, скучает или веселится? О, если б Джемма его видела!»

groonya    03.08.22 15:55
и тут она, на подъеме СЗ, бросает Санину, который уже плохо соображает, горячий шар:

«- Я вам все это говорю,- продолжала Марья Николаевна спокойным тоном, который, однако, не совсем соответствовал выражению ее лица,- потому что вы мне очень нравитесь: да, не удивляйтесь, я не шучу: потому, что после встречи с вами мне было бы неприятно думать, что вы сохраните обо мне воспоминание нехорошее… или даже не нехорошее, это мне все равно, а неверное. Оттого я и залучила вас сюда, и остаюсь с вами наедине, и говорю с вами так откровенно… Да, да, откровенно . Я не лгу. И заметьте, Дмитрий Павлович, я знаю, что вы влюблены в другую, что вы собираетесь жениться на ней… Отдайте же справедливость моему бескорыстию! А впрочем, вот вам случай сказать в свою очередь: «Сеla ne tire pas a consequence!»

groonya    03.08.22 15:59
И еще везде, где она появлялась с Саниным (а появлялась она там не спроста), были влюбленные в нее мужчины, которым она грубо, почти насмешливо отказывала в разговоре.

in_vite    04.08.22 08:07
Особенно с фон Донгофом, которому она отказала аж дважды, сначала как только Санин пришел на обед, а потом когда они вместе выходили из театра, при том что Догноф не просто какой-то неизвестный влюбленный в нее мужчина, а офицер, с которым Санин уже стрелялся из-за Джеммы, то есть его соперник, дуэль с которым оставила ранее в Санине чувство стыда, когда он не попал в противника, а тот преднамеренно выстрелил в воздух.

ivan3452    03.08.22 16:11
«Вы хотите, чтобы я у вас купила имение? Вам нужны деньги для вашего бракосочетания? Не так ли?
— Да, нужны.
— И много вам их требуется?
— На первый случай я бы удовольствовался несколькими тысячами франков. Вашему супругу мое имение известно. Вы можете посоветоваться с ним, — а я бы взял цену недорогую.
Марья Николаевна повела головою направо и налево.
— Во-первых, — начала она с расстановкой, ударяя концами пальцев по обшлагу санинского сюртука, — я не имею привычки советоваться с мужем, разве вот насчет туалета — он на это у меня молодец; а во-вторых, зачем вы говорите, что вы цену назначите недорогую? Я не хочу воспользоваться тем, что вы теперь очень влюблены и готовы на всякие жертвы… Я никаких жертв от вас не приму. Как? Вместо того чтобы поощрять в вас… ну, как бы это сказать получше?.. благородные чувства, что ли? я вас стану обдирать как липку? Это не в моих привычках. Когда случится, я людей не щажу — только не таким манером.»

Наверное здесь два небольших укола Санину на его выходы из границ.
1 — по штурмански за нее решает, что ей надо посоветоваться с мужем.
2 — предполагает, что она воспользуется его зависимым от обстоятельств положением.

Далее эффект от ее уколов.
«— Я потому упомянул о недорогой цене моего имения, — продолжал он, — что так как вы теперь находитесь за границей, то я не могу предполагать у вас много свободных денег и наконец я сам чувствую, что продажа… или покупка имения при подобных условиях есть нечто ненормальное, и я должен взять это в соображение.
Санин путался и сбивался, а Марья Николаевна тихонько отклонилась на спинку кресла, скрестила руки и глядела на него тем же внимательным и ясным взглядом. Он наконец умолк.
— Ничего, говорите, говорите, — промолвила она, как бы приходя ему на помощь, — я вас слушаю — мне приятно вас слушать; говорите.»

Полозова приходит на помощь Санину, когда он оказался в расшатанном положении. Это растит ее значимость для Санина.

menyazovuteva    03.08.22 16:26
«Она налила ему чашку чаю.
— Вы не брезгаете? — спросила она, накладывая ему сахар в чашку пальцами… а щипчики лежали тут же.
— Помилуйте!.. От такой прекрасной руки…».
Она сразу переходит границу, а он делает ей комплимент, который выглядит в его глазах, как галантность. Это претензия на близость большую, чем позволительна в обществе, но он её проглотил и по сути сказал «спасибо, мне даже приятно».

«— Здравствуйте, — промолвила она. — (…) Хотите вы быть моим спутником. А там мы кофе напьемся.
— Я уже пил, — промолвил Санин, вставая, — но я очень рад гулять с вами.
— Ну так дайте же мне вашу руку… Не бойтесь: вашей невесты здесь нет — она вас не увидит».
Тут Полозова делает Санина своим сообщником, как будто он изменяет Джемме с ней, и Санин снова не протестует, что да, он уже «изменяет».

«Санин говорил о своих путешествиях, о житье в Петербурге о своей молодости… Будь Марья Николаевна светской дамой, с утонченными манерами-он никогда бы так не распустился; но она сама называла себя добрым малым, не терпящим никаких церемоний(…) …»
Такое «дружеское» сближение с малознакомой женщиной тоже неуместно в ситуации Санина, но Полозова скрывает это под иллюзией «ачетакого». Общение должно было строиться в деловом контексте, а не «по душам», и Санин должен был ограничить время общения, контролировать его дозы.

«Прогулка Санина с Марьей Николаевной, беседа Санина с Марьей Николаевной продолжалась час с лишком. (…) — и все рука с рукой. Временами Санину даже досадно становилось: он с Джеммой, с своей милой Джеммой никогда так долго не гулял… а тут эта барыня завладела им — и баста!»
Полозова постаралась долго быть рядом с Саниным, и он свыкся с ее близостью. Всё привычное становится уже правилом, или даже правом, в данном случае захватом личного пространства, физической близости. В следующий раз он не сможет ее так просто, без конфликта, оттолкнуть от новых границ. «Барыня завладела им» = локус контроля Санина уплыл к ней.

После этого Полозова предложила потолковать «о деле»
«Она выказывала такие коммерческие и административные способности, что оставалось только изумляться! Вся подноготная хозяйства была ей отлично известна; она обо всем аккуратно расспрашивала, во все входила; (…). Санин не ожидал подобного экзамена: он не приготовился. (…)Санин испытывал все ощущения подсудимого, сидящего на узенькой скамеечке перед строгим и проницательным судьею. «Да это допрос!» — тоскливо шептал он про себя. (…); а когда в течение «допроса» оказалось, что он не совсем ясно понимал значение слов: «передел» и «запашка» — так его даже пот прошиб.»
Своим «экзаменом» в границах Марья Николаевна дала ему зависимую жалкую и слабую роль, которую он принял. А психика Санина уже расшатана.

— «Помилуйте, Марья Николаевна, за что я буду на вас досадовать?
— А за то, что я вас мучила. Погодите, я вас еще не так, — прибавила она, прищурив глаза, и все ее ямочки разом выступили на заалевшихся щеках».
Санин снова подтвердил, что эта позиция ему «норм».

«Точно: Марья Николаевна правду сказала — ему следовало отдохнуть, (…) — от этого негаданного, непрошеного сближения с женщиной, столь чуждой ему! (…) Хоть бы завтра она его поскорей отпустила!»
Санин чувствует, что сближение с посторонней женщиной — неправильно. И он ощущает, что его волей завладели. Локус отдан хищнице.

» — Подите сюда, — сказала она Санину, постукивая рукою возле себя по дивану. — Будемте болтать.
Санин повиновался».
Полозова приказывает, Санин повинуется.

«Вы такой недогадливый? Или такой скромный? (…)
— Я вам все это говорю, — продолжала Марья Николаевна спокойным тоном, (…), — потому что вы мне очень нравитесь: (…) Да, да, откровенно. Я не лгу. И заметьте, Дмитрий Павлович, я знаю, что вы влюблены в другую, что вы собираетесь жениться на ней… Отдайте же справедливость моему бескорыстию! »
Кидает шары и демонстрирует отсутствие нужды. Санину она кажется всё красивее — ее фигура выросла, а фигура Джеммы поблёкла.

Хищница всё более меняет контекст на интимный без сопротивления Санина, например, намёками на интимные сцены в Энеиде . Чем больше Санин нарушает приличия, тем больше уменьшает свою фигуру в собственных глазах. В итоге превращается в ничтожество и раба хищницы.

evo_lutio    03.08.22 16:43
Вот типичный разбор рыбалки рапаном.

Так они понимают приемы хищников.

Автору комментария до свидания, а вы разберите ошибки, друзья. Кроме ошибок тут ничего нет.

terek    03.08.22 17:07
Не читал повесть, но здесь:

«Она налила ему чашку чаю.
— Вы не брезгаете? — спросила она, накладывая ему сахар в чашку пальцами… а щипчики лежали тут же.
— Помилуйте!.. От такой прекрасной руки…».
Она сразу переходит границу, а он делает ей комплимент, который выглядит в его глазах, как галантность. Это претензия на близость большую, чем позволительна в обществе, но он её проглотил и по сути сказал «спасибо, мне даже приятно».»

Очевидно по отрывку, что её СЗ уже достаточно велика для этого, и это не претензия на «близость большую», а наоборот маленький шар от неё, наверное, получается. Вот этот жест, который она изящно прикрывает своим вопросом. И конечно дистанция ближе, но как раз там где ей надо быть.

groonya    03.08.22 17:31
в комментарии везде упор делается на пассивную роль Санина. он принял, он смирился, он свыкся, он не стал спорить, «ему норм». будто бы он сам ничего не хочет и не чувствует, будто рыбалка вся про грубое доминирование против воли другой стороны, а Санин — этакий терпила, который позволяет с собой обращаться, как угодно. и защита от чар хищницы — это споры с ней и возражения, ни к селу, ни к городу, этакое «отстаивание границ» как оно сейчас понимается.

вот это особенно смешно:

» — Подите сюда, — сказала она Санину, постукивая рукою возле себя по дивану. — Будемте болтать.
Санин повиновался».
Полозова приказывает, Санин повинуется.»

а надо было, наверное, целомудренно сесть на другом конце дивана, сказав «я еще не готов».

vivrepourvivre    03.08.22 17:36
Автор комментария описывает рыбалку как нарушение границ, занятие позиции «сверху» и аутичное доминирование, в ответ на которое второму ничего не остаётся кроме как принять свою «жалкую роль» и стать рабом, потому что первый ведёт себя как царь. Поэтому приёмы получаются: штурмански сменить контекст на сексуальный, где второй возбудится как по мановению палочки, или, к примеру, помочь второму сесть в лужу, чтобы тот понял, что он — жалкий, а ты — совсем нет. Иногда можно просто забрать локус и сделать желаемый объект ведомым.

taushana    03.08.22 18:18
«Полозова постаралась долго быть рядом с Саниным…»

Такая формула без упоминания, за счет чего это сделано, и с акцентом на активное, настойчивое старание — не рыбалка, а навязчивость.

i_to4ka    03.08.22 17:26
Возможно, Мария Николаевна Полозова, как и Казанова с Дианой в фотосериале, гипнотизирует, создавая картины-образы, погружает в транс.

Она как бы мимоходом рисует перед Саниным образы его будущей семейной жизни: «А вы, я вижу, шелковый! Вашей жене будет с вами легко». Вроде и в позитивном контексте, но «нечаянно» создает этакий образ не очень мужественный, подкаблучника.
Полозова будто случайно противопоставляет, подчеркивает, что с Джеммой у Санина впереди спокойная правильная жизнь, тихая семейная гавань, а вот с ней…

Себя и Санина она сравнивает с героями «Энеиды». В Санине она как будто видит Энея, а она, получается, Дидона.
Дидона и Эней – великая царица и великий герой. Причем Дидона, как известно, убивает себя от безумной страсти к Энею. Сравнивая Санина с Энеем, она как бы признается ему в буре чувств, которая ее охватила, с которой она не может совладать. Это шар с ее стороны. При этом ведет себя с огромным самоуважением и достоинством. Она готова принести свои чувства в жертву, подчиниться долгу и своему же слову.

***
«Помните, я вам говорила вчера об «Энеиде»? Ведь их тоже в лесу застала гроза».
***
«Дождик начал накрапывать. Она ускорила ход своей лошади — и он не отставал от нее. Наконец, сквозь темную зелень еловых кустов, из-под навеса серой скалы, глянула на него убогая караулка, с низкой дверью в плетеной стене… Марья Николаевна заставила лошадь продраться сквозь кусты, спрыгнула с нее — и, очутившись вдруг у входа караулки, обернулась к Санину и шепнула: Эней?

Четыре часа спустя Марья Николаевна и Санин, в сопровождении дремавшего на седле грума, возвратились в Висбаден, в гостиницу».

evo_lutio    03.08.22 20:06
Штурманы, изо рта в чужие уши ничего передать нельзя.

Это не гипноз вы описываете, а понос.

Ничего не поняли.

ivan3452    04.08.22 05:55
Наверное вот здесь ходы хищницы со взломом защиты и захватом поля жертвы.

состояние Санина в момент разговора полушепотом с Полозовой в ложе театра
«А Санину казалось, что ему в голову опять стал подниматься тот чад, от которого он не мог отделаться вот уже второй день.»

В этом состоянии Марья Николаевна устраивает провокацию
«— Право, это странно, — заговорила вдруг Марья Николаевна. — Человек объявляет вам, и таким спокойным голосом: «Я, мол, намерен жениться»; а никто вам не скажет спокойно: «Я намерен в воду броситься». И между тем — какая разница? Странно, право.»

Реакция Санина на это с выходом из границ — оценкой её брака и поведения в браке
«Досада взяла Санина.
— Разница большая, Марья Николаевна! Иному броситься в воду вовсе не страшно: он плавать умеет; а сверх того… что касается до странности браков… уж коли на то пошло…
Он вдруг умолк и прикусил язык.»

Героиня возмущается этим упреком
«Марья Николаевна ударила себя веером по ладони.
— Договаривайте, Дмитрий Павлович, договаривайте — я знаю, что вы хотели сказать. «Уж коли на то пошло, милостивая государыня, Марья Николаевна Полозова, — хотели вы сказать, — страннее вашего брака ничего нельзя себе представить… ведь я вашего супруга знаю хорошо, с детства!» Вот что вы хотели сказать, вы, умеющий плавать!
— Позвольте, — начал было Санин…
— Разве это не правда? Разве не правда? — настойчиво произнесла Марья Николаевна. — Ну, посмотрите мне в лицо и скажите, что я неправду сказала!»

реакция героя на действия хищницы по защите себя
«Санин не знал, куда деть свои глаза.
— Ну, извольте: правда, коли вы уж этого непременно требуете, — проговорил он наконец.»

и затем
«Марья Николаевна покачала головою.
— Так… так. — Ну — и спрашивали вы себя, вы, умеющий плавать, какая может быть причина такого странного… поступка со стороны женщины, которая не бедна… и не глупа… и не дурна? Вас это не интересует, может быть; но всё равно. Я вам скажу причину не теперь, а вот как только кончится антракт. Я всё беспокоюсь, как бы кто-нибудь не зашел…»

откровенное признание после антракта
«а теперь слушайте мою исповедь. Хотите знать, что я больше всего люблю?
— Свободу, — подсказал Санин.
Марья Николаевна положила руку на его руку.
— Да, Дмитрий Павлович, — промолвила она, и голос ее прозвучал чем-то особенным, какой-то несомненной искренностью и важностью, — свободу, больше всего и прежде всего. И не думайте, чтоб я этим хвасталась — в этом нет ничего похвального, — только оно так, и всегда было и будет так для меня, до самой смерти моей. Я в детстве, должно быть, уж очень много насмотрелась рабства и натерпелась от него. Ну, и monsieur Gaston, мой учитель, глаза мне открыл. Теперь вы, может быть, понимаете, почему я вышла за Ипполита Сидорыча; с ним я свободна, совершенно свободна, как воздух, как ветер… И это я знала перед свадьбой, я знала, что с ним я буду вольный казак!»

Наверное этим признанием она обходит защиту Санина. Сначала раскачала героя, дав ему почувствовать вину за осуждение ее действий, а затем снимает с него груз вины, и даже более, делает ему откровенное признание в симпатии
«— Я вам всё это говорю, — продолжала Марья Николаевна спокойным тоном, который, однако, не совсем соответствовал выражению ее лица, — потому что вы мне очень нравитесь; да, не удивляйтесь, я не шучу; потому, что после встречи с вами мне было бы неприятно думать, что вы сохраните обо мне воспоминание нехорошее… или даже не нехорошее, это мне всё равно, а неверное. Оттого-то я и залучила вас сюда, и остаюсь с вами наедине, и говорю с вами так откровенно… Да, да, откровенно. Я не лгу. И заметьте, Дмитрий Павлович, я знаю, что вы влюблены в другую, что вы собираетесь жениться на ней… Отдайте же справедливость моему бескорыстию! А впрочем, вот вам случай сказать в свою очередь: «Cela ne tire pas à conséquence!»»

ivan3452    04.08.22 05:56
ещё эти слова после «— Не извольте серьезничать, — шепнула она с улыбкой. — Знаете что: на меня цепей наложить нельзя, но ведь и я не накладываю цепей. Я люблю свободу и не признаю обязанностей — не для себя одной.» Тут как будто опять провокация, противоречие моральным принципам Санина, на которую он поддается

«Пьеса длилась еще час с лишком, но Марья Николаевна и Санин скоро перестали смотреть на сцену. У них снова завязался разговор, и пробирался он, разговор этот, по той же дорожке, как и прежде; только на этот раз Санин меньше молчал. Внутренно он и на себя сердился и на Марью Николаевну; он старался доказать ей всю неосновательность ее «теории», как будто ее занимали теории! Он стал с ней спорить, чему она втайне очень порадовалась: коли спорит, значит уступает или уступит. На прикормку пошел, подается, дичиться перестал! Она возражала, смеялась, соглашалась, задумывалась, нападала… а между тем его лицо и ее лицо сближались, его глаза уже не отворачивались от ее глаз… Эти глаза словно блуждали, словно кружили по его чертам, и он улыбался ей в ответ — учтиво, но улыбался. Ей на руку было уже и то, что он пускался в отвлеченности, рассуждал о честности взаимных отношений, о долге, о святости любви и брака… Известное дело: эти отвлеченности очень и очень годятся как начало… как исходная точка… Люди, хорошо знавшие Марью Николаевну, уверяли, что когда во всем ее сильном и крепком существе внезапно проступало нечто нежное и скромное, что-то почти девически стыдливое — хотя, подумаешь, откуда оно бралось?.. — тогда… да, тогда дело принимало оборот опасный.»

И это проявление «нежного и скромного, что-то почти девически стыдливого» в такой волевой, независимой женщине — такая сильная замануха, якобы Санин смог повлиять не героиню в ошибочности её суждений. Никто не смог, а он смог.

evo_lutio    04.08.22 12:33
Провокация, которая противоречит принципам — это не рыбацкий прием!

Это то, вопреки чему был прием.

Когда вы научитесь отличать выигрыш вопреки и выигрыш благодаря?

evo_lutio    04.08.22 12:30
Вы как будто хотите дать описание как у рапанов.

Взломала, обошла защиты!

Один только взлом был, в самом начале, но совсем не такой как вам кажется. Здесь его пока никто не описал.

А на этом моменте ничего она не ломала и защит никаких уже не было.

Забудьте сленг Победителя.

Выхода из границ у Санина типа косяка тут тоже не было. Было другое. Противоположное.

silfur_refur    04.08.22 15:00
Возможно, здесь взлом:

«— Ну, рассказывайте, рассказывайте, — с живостью проговорила Марья Николаевна, разом ставя оба обнаженные локтя на стол и нетерпеливо постукивая ногтями одной руки о ногти другой. — Правда, вы, говорят, женитесь?»

Далее Санин отмечает, что поведение барыни развязно. Но отвечает на ее вопрос, так как увидел хорошее предзнаменование для исхода своего дела.

evo_lutio    04.08.22 15:25
Да ну, какой там.

taushana    04.08.22 16:51
Может быть, взлом границ был здесь:

«Она подсела к мужу и, дождавшись, что он остался в дураках, сказала ему: «Ну, пышка довольно! (при слове «пышка» Санин с изумлением глянул на нее, а она весело улыбнулась, отвечая взглядом на его взгляд и выказывая все свои ямочки на щеках) — довольно; я вижу, ты спать хочешь; целуй ручку и отправляйся; а мы с господином Саниным побеседуем вдвоем».

Полозова отослала мужа, получается, навязала свою компанию Санину, а затем восхищалась отсутствием у того предрассудков.

evo_lutio    04.08.22 17:31
Совсем нет. Она ничего не навязывала.

Он не случайно проходившая мимо девственница,, он хочет продать ей имение и она отсылает мужа, чтобы поговорить о сделке.

vivrepourvivre    04.08.22 18:00
Может быть, само условие про два дня было взломом: сначала герою это было в тягость, «разлука с ней (невестой) будет нелегка», а позже — «я еду туда, где будешь ты, и буду с тобой, пока ты меня не прогонишь».

evo_lutio    05.08.22 08:53
Это близко.

vivrepourvivre    05.08.22 09:55
В конце первого вечера Полозова обращается к Санину вслед «Извольте завтра пораньше явиться!», но он оставляет эту реплику без ответа, — к тому же неочевидно, насколько рано Марья Николаевна собирается его ожидать. И на следующий день Санин уходит ранним утром, чтобы отправить письмо Джемме, а позже отправляется в «уединённую аллею», где неожиданно для себя встречает Полозову с «ещё неисчезнувшей негой безмятежного сна», которая уже и «посылала за ним», но тот уже ушёл. И хотя в начале прогулки его улыбка была «принуждённая», к концу Марья Николаевна спрашивает «Забудем старые обиды?» по-французски, поясняя, что «мучила» героя, но это — её колпачок, потому что после этого Санин хоть и был рад оказаться в своей комнате наедине с собой, он уже не мог «отделаться от её образа, не слышать её голоса, не вспоминать её речей, не ощущать того особенного запаха».

yvresse_628    05.08.22 04:15
«Она крепко пожала его руку своими красивыми, белыми, сильными пальцами. Ее рука была немногим меньше его руки — но гораздо теплей и глаже, и мягче, и жизненней.
— Только знаете, что мне приходит в голову?
— Что?
— Вы не рассердитесь? Нет? Она, вы говорите, ваша невеста. Но разве… разве это непременно было нужно?Санин нахмурился.
— Я вас не понимаю, Марья Николаевна.
Марья Николаевна засмеялась тихохонько и, встряхнув головою, откинула назад падавшие ей на щеки волосы.
— Решительно — он прелесть, — промолвила она не то задумчиво, не то рассеянно. — Рыцарь! Подите верьте после этого людям, которые утверждают, что идеалисты все перевелись!»

Возможно взлом границ был в этом эпизоде, когда Марья Николаевна поставила под сомнение решение героя жениться на возлюбленной девушке. Остальные диалоги вписывались в контекст их договоренности: «Но у вас товар — а я купец. Я и хочу знать, каков у вас товар. Ну-ка, показывайте — каков он? Я хочу знать не только, что я покупаю, но и у кого я покупаю.»

evo_lutio    05.08.22 08:52
Народ, не понимаете вы ничего про взлом границ, оставьте вы уже смешные попытки, на более простые вопросы ответов не знаете, а тут у вас амбиции вдруг.

in_vite    04.08.22 08:44
Интересно, что Полозова не только не торгуется за имение Санина, но и наоборот, во время их первого же разговора говорит, что «недорогая цена» ее не интересует, никаких жертв она от него не примет, а на следующий день после дотошного обсуждения всех деталей хозяйства сразу же соглашается на первое предложение Санина и уточняет, что эта цена ей кажется безобидной. Также она с самого начала говорит, что они в любом случае с ним сойдутся и заключат сделку. В результате у Санина, вероятно, возникает ощущение, что эти деньги у него уже есть, и даже больше, чем он мог бы рассчитывать, надо только немного подождать, а пока можно «потакать капризам этой богатой барыни».

adesigna    04.08.22 19:47
Полозова на первое утро после знакомства с Саниным встречает его в парке и приглашает его быть её спутником на прогулке. Санин соглашается. Полозова указывает ему дать ей руку, причем комментирует это так, что обозначает — в такой прогулке есть что-то такое, что следует скрывать от его невесты. «Ну так дайте же мне вашу руку… Не бойтесь: вашей невесты здесь нет — она вас не увидит.» Гуляли они «рука с рукой» целый час.
То есть Полозова не просто попросила подать ей руку в какой-то ситуации, где ей потребовалась помощь, а именно приказала дать руку, что совершенно не соответствует уровню близости между ними. И такое удержание руки продолжалось очень долго. И Санин не возразил ни на указание, ни на то, что такая прогулка задевает его невесту. То есть он фактически согласился с предложенным неадекватным уровнем близости и с интерпретацией, что такая близость задевает его невесту.

adesigna    04.08.22 19:55
«мы с вами не будем говорить теперь об этой покупке; мы о ней после завтрака хорошенько потолкуем; а вы должны мне теперь рассказать о себе… чтобы я знала, с кем я имею дело.» — сразу после начала прогулки, Полозова запрещает говорить о деле, ради которого Санин к ней приехал, и дает указания рассказывать о себе.

«А после, если хотите, я вам о себе порасскажу. Согласны?
— Но, Марья Николаевна, что может быть для вас интересного…
— Постойте, постойте. Вы не так меня поняли. Я с вами не кокетничать хочу. — Марья Николаевна пожала плечами. — У него невеста, как древняя статуя, а я буду с ним кокетничать?! Но у вас товар — а я купец. Я и хочу знать, каков у вас товар. Ну-ка, показывайте — каков он? Я хочу знать не только, что я покупаю, но и у кого я покупаю.»
Говоря про кокетничанье, Полозова так строит фразу, что если бы ни невеста, как древняя статуя, с которой соревноваться бесполезно, то она бы кокетничала. И её дальнейшие требования рассказать о Санине на этом фоне выглядят не как деловой интерес. Это создает иллюзию у Санина его высокой значимости для Полозовой.
А фактически она уже командует им.

adesigna    04.08.22 20:06
Тургенев описывает очень много элементов невербалики, которую использует Полозова, как она смотрит на Санина.
Самое начало их знакомства:
«— Ах, извините! — проговорила она с полусмущенной, полунасмешливой улыбкой, мгновенно прихватив рукою конец одной косы и вперив на Санина свои большие серые светлые глаза. — Я не думала, что вы уже пришли.»
«Санин наклонился почтительно, а Марья Николаевна уже исчезала за портьерой выходной двери — и, исчезая, опять повернула голову назад через плечо, и опять улыбнулась, и опять оставила за собою прежнее, стройное впечатление.»
«Сказав эти слова, Марья Николаевна даже голову немножко набок нагнула, чтобы пристальнее и пронзительнее заглянуть Санину в глаза.»

evo_lutio    05.08.22 12:44
Нет, это все не важно.

metacorn    04.08.22 23:57
Санин изначально определил себя в положение, что он должен терпеть выкрутасы взбалмошной барыни ради продажи имения и брака с Джеммой. Под благими намерениями Санин не отрефлексировал, что он уже не терпит, а все больше хочет.

metacorn    05.08.22 10:44
«Санин путался и сбивался, а Марья Николаевна тихонько отклонилась на спинку кресла, скрестила руки и глядела на него тем же внимательным и ясным взглядом. Он наконец умолк.
— Ничего, говорите, говорите, — промолвила она, как бы приходя ему на помощь, — я вас слушаю — мне приятно вас слушать; говорите.
Санин принялся описывать свое имение, сколько в нем десятин, и где оно находится, и каковы в нем хозяйственные угодья, и какие можно извлечь из него выгоды… упомянул даже о живописном местоположении усадьбы; а Марья Николаевна всё глядела да глядела на него — всё светлее и пристальнее, и губы ее чуть-чуть двигались, без улыбки: она покусывала их. Ему стало неловко наконец; он замолчал вторично.»

Здесь Полозова ведет себя не как покупатель перед крупной сделкой, потому что не задает никаких вопросов во время рассказа об имении. Складывается впечатление, что она даже не слушает, а просто любуется Саниным. Ее симпатия настолько неприкрыта и неприлична, что Санин дважды прерывает эту сцену.
После Полозова предлагает дать ей два дня. В контексте того, что Санину очевиден ее откровенный сексуальный интерес, соглашаться для него не очень комильфо. Особенно в условиях того , что Полозова предлагает мгновенную ссуду как альтернативу покупке. Но он все же соглашается подождать два дня. Чтобы Санин не чувствовал себя слишком погано после такого скользкого своего решения, Полозова задает ему вопрос, чтоб Санин словами через рот утвердил, как он любит свою невесту:

«— Да; мне так угодно, Дмитрий Павлович. А вам будет очень тяжело? Очень? Скажите.
— Я люблю свою невесту, Марья Николаевна, и разлука с ней мне не легка.
— Ах, вы золотой человек!»

evo_lutio    05.08.22 12:42
Вы тоже намутили. У вас получается, что Полозова орудует щипцами.

Нет, народ, не умеете вы пока разбирать хищников. Хоть и нравятся они вам.

evo_lutio    05.08.22 12:45
Хотя в первом сообщении вы были ближе. Но свернули не туда.

rhea_v    05.08.22 11:49
Кажется, образ Полозовой красиво и последовательно складывается на контрасте: вроде «плебейка», но отлично знает французский язык, «славный малый», но походка кошачья, грубовата и прямолинейна, но «внезапно проступало нечто нежное и скромное».
Ее фокс всегда был на Санине. Он чувствовал это, особенно после разговора о сделке, когда она дала ему передышку, посоветовала как следует отдохнуть.
Контекст двух дней тоже был разный, но последовательный: в театре тет-а-тет, интимно, камерно, шептаться на ухо, смотреть в глаза, откровенничать. А на следующий день – скачка на лошадях, ветер, свобода, о которой она говорила вчера Санину, а сегодня показала её, дала почувствовать: «Ну, теперь мы – вольные птицы!»
Полозова выбрала прогулку на лошадях тоже не случайно – она отлично держалась в седле, управляла лошадью, и в корсете, который подчеркивал ее фигуру, выглядела соблазнительно, распустила волосы в моменте. Санин еле за ней поспевал, любовался ей, желал ее. Ее витальность и сила тут раскрылись максимально: «Это уж не амазонка пускает коня в галоп – это скачет молодой женский кентавр, полузверь и полубог».

evo_lutio    05.08.22 12:46
Тоже вроде близко, про контрасты, про диссонанс, но до конца додумать не смогли.

Хотя я много раз описывала.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio