С ног на голову

Люди часто подтверждают свои мысли какими-то афоризмами.

Но в этих афоризмах все нередко перевернуто с ног на голову.

Любимое занятие людей — взять верную мысль и перевернуть с ног на голову.

Переворот с ног на голову совсем не случайное действие и происходит не от тупости. Во всяком случае не только от тупости.

Ноги и голова — это символ иерархии. Голова первична, ноги вторичны. Голова рулит, ноги подчиняются.

Когда человек переворачивает что-то с ног на голову, он меняет это местами, он назначает главным то, что должно подчиняться.

Это далеко не случайный перевертыш, это бунт против порядка, в котором наверху всегда интересы общества, а внизу личные, наверху традиция, а внизу мода, наверху то, что проверено временем, а внизу эксперимент, наверху духовные цели, а внизу материальные.

Есть совершенно четкая иерархия, что вверху, что внизу. Эта иерархия существует объективно. От понимания ее полностью зависит ваше продуктивное поведение (рост ОЗ) и счастливая жизнь (высокий уровень спонтанности). И если вы хотя бы раз эту иерархию поймете и примете, вы никогда ничего не будете переворачивать с ног на голову, ни сознательно, ни случайно. Вы будете видеть, что это — небо и земля, что перепутать это невозможно.

Смотрите конкретные примеры таких искаженных цитат.

«Цель оправдывает средства»

Эту фразу приписывают то Макиавелли, то даже Сталину (на которого валят все), то просто считают народной мудростью.

На самом деле, в оригинале фраза звучала принципиально иначе. «Если цель — спасение души, то такая цель оправдывает средства». И автор ее — основатель ордена иезуитов, И. де Лойла.

Обратите внимание, как понравилось людям считать любую свою цель оправдывающей любые средства.

«Любая кухарка может управлять государством».

Фразу приписывают Ленину, однако он сказал совсем другое. В статье «Удержат ли большевики власть?» он писал, что чернорабочий и кухарка не могут управлять государством, и поэтому пролетариат власть не удержит, если не научится делу управления государством. Ленин писал, что нельзя быть утопистами и обучение надо начать как можно скорей.

Почему фраза была перевернута с ног на голову?

Очень хотелось считать, что нет разницы между теми, кто управляет государством, и теми, кто варит суп.

А разница велика и, чтобы ее преодолеть, кухарке нужно много учиться.

«Исключение подтверждает правило»

Многие употребляют эту фразу в значении «правил нет». Ведь если исключение — то же самое, что и правило, значит это «правило» и везде хаос.

В реальности Цицерон сказал, что «существование исключений из правил подтверждает существование правил». Это совсем другая мысль.

А вот фраза, которая приписывается Достоевскому.

«Русские — народ, который блуждает по Европе и ищет, что можно разрушить, уничтожить только ради развлечения»

На самом деле Достоевский писал, что «Европейцы нас считают скорее варварами, которые блуждают по Европе и ищут, что можно разрушить, уничтожить ради развлечения».

Почему эта фраза была перевернута с ног на голову? Чтобы оправдать инфантильную привычку жаловаться на родителей и на все, из чего человек вышел, что его произвело на свет. Клевета на родителей и на собственный народ — важный акт для любого эгоцентрика. Так он утверждает идею, что никакой иерархии нет, он сам по себе, в центре мира, и никому ничего не должен, может служить только своим хочу.

Или вот еще.

«Изменись и мир тоже изменится».

Эту фразу приписывают Махатме Ганди.

Однако Махатма сказал совсем другое.

«Если хочешь изменить мир, изменись сам».

Эгоцентрику кажется, что мир послушно следует за ним и сразу же изменится, как только изменится он.

На самом деле Ганди предлагал начать изменения с той части мира, которой являешься ты сам.

Он не обещал никаких послушных изменений мира. Мир — не то, что подчиняется человеку.

Подобную фразу говорили еще несколько известных людей. Но у всех она звучала иначе, чем полюбилась в народе.

Сенека сказал, что если нельзя изменить мир, надо изменить свое отношение к этому.

Нечто противоположное идее, что мир только и ждет ваших изменений.

Чуть позже я покажу письмо, в котором заметно, как неверное понимание мысли об изменении мира мешает поправить локус контроля и снять корону и не дает решать проблему.

А вам предлагаю привести другие искаженные цитаты, где идея перевернута с ног на голову.

И поясняйте, в чем перевертыш.

Комментарии

viva_la_vida3    10.03.21 11:03
Любители выпить любять говорить, что «истина в вине». Хотя в оригинале «истина в вине, а здоровье в воде», но полюбилась только первая часть фразы.

duhovniyplastyr    10.03.21 11:06
Люди зачастую употребляют фразеологизм «ложь во спасение» сплошь и рядом.

Так оправдывается обман и придается своим действиям якобы духовный, душеспасительный смысл, поскольку фраза имеет будто бы религиозное звучание.

Это и правда цитата из старославянского перевода Библии, однако искаженная и изувеченная цитата.

В 32 псалме есть фраза «ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется», подразумевается, что конь для спасения ненадежен и текст ориентирует нас полагать свое спасение в Боге. В синодальном переводе текст звучит так: «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею. Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их».

Коня и Господа выкинули за ненадобностью, а осталась только идея, что можно соврать ради некоего блага (спасения), которое ты вроде как можешь сам и определить произвольно.

yablok_by98    10.03.21 11:17
«правила созданы чтобы их нарушать»

Герой Ремарка в книге «Три товарища» говорит фразу «от принципов необходимо иногда отступать, иначе они не доставляют радости» Но фразу изменили совершенно извратив смысл, потому что сокровищам тесно в рамках правил.

tv0roq    10.03.21 11:18
такую употребляют фразу
«Благими намерениями вымощена дорога в ад» по отношению к кому-то

Очень удобно использовать под БП критикуя других, при этом самому ничего не делая и забывая что акцент фразы не в критике, а в том что намерения без дел пусты, и фразу стоит применять в первую очередь к себе

iron_vobla    10.03.21 11:23
Строку Пушкина
«Любви все возрасты покорны» часто используют те, кто не хочет замечать возрастной мезальянс не в свою пользу в значении: нуштош поделать, раз так получилось, надо следовать зову сердца. Хотя у Александра Сергеевича совершенно другой контекст:
«Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.»
Это о том, что в молодости все эти страсти адекватны и полезны даже, а человек в зрелом и пожилом возрасте, который в страстях ведёт себя так же, как и молодой — печальное и убогое зрелище

iron_vobla    10.03.21 11:53
Оттуда же:
«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» — известное, любимое и взятое как руководство к действию

Пушкин же этой фразой начинает описание мыслей и образа жизни молодого Онегина показывая его «жертвой бурных заблуждений» и также описывает его фрустрацию, с довольно печальным результатом в итоге:

«Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян:
Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков.»

«Так точно думал мой Евгений.
Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим,
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.»

evo_lutio    10.03.21 12:03
Это еще вы еще процитировали не худший народный вариант.

Обычно пишут глупое «чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей».

Девиз девушек-плюсов в мужском обличии.

Кто опишет, почему легче — да, а больше — нет?

iron_vobla    10.03.21 12:30
Возможно «легче» это о том, что не натуживаясь и не прикладывая каких-то тяжких усилий, спонтанно и естественно, этим можно понравиться
А народное «больше» — это исключительно про влажные фантазии, которые показывает корона носителю, про алкающие хороводы, которым он холодно отказывает и чем более холодно, тем больше они кружат и плотнее становятся — опасные картинки, полностью противоречащие действительности и лишающие шансов на реальные симпатии, отношения

evo_lutio    10.03.21 14:33
Не прилагая усилия, и речь уже о той, которой ты нравишься.

А не то, что равнодушная красавица, раз, такая, и влюбилась сильно, как только ты ее презрел.

taushana    10.03.21 12:32
«Легче» — возможно, для одного и того же человека, по сравнению с тем случаем, когда он вцепляется по своему обыкновению в предмет, для него, любви. Когда выпускает свои щипцы, демонстрирует другие баги, теряет спонтанность, если такая была. И это «легче» относится, наверное, только к началу чьей-то заинтересованности в этом человеке.

«Больше» — похоже на желание Сокровища, которое вообще фокус на партнера переводить не умеет, а у второго якобы ступор и ах.

lalakhalitova    10.03.21 12:37
«Кто опишет, почему легче — да, а больше — нет?»

Может быть, потому что, когда говорят «легче», подразумевается, что есть вероятность и не понравиться. То есть говорящий осознает, что другая сторона отдельна и если вести себя прохладно, что так понравиться легче.

Чего не сказать про вариант «больше». Тут вообще нет и намека на сомнение в том, что он может не нравиться. Нравится, конечно, только если будет холоден, то будет еще больше, чем сейчас, нравиться

evo_lutio    10.03.21 14:36
Не понравиться легче, а нравиться легче.

Ты уже нравишься и тебе легче нравиться дальше, когда ты не вцепился зубами.

Об отсутствии симпатии он не говорит.

Скорее всего имеет в виду равную симпатию с обеих сторон, без большого мужского минуса в дисбалансе, без липкости мужчин, которая отталкивает женщин.

osfery    10.03.21 12:38
«Тем больше нравимся» подается как рабочий способ растить свою СЗ. Будь плюсом, и она будет любить все больше.

«Тем легче» это про отсутствие штурманства, интереса к любви, просто из-за фрустрации.

evo_lutio    10.03.21 14:36
Нет, легче — не про фрустрацию, а про отсутствие страсти.

romashka43    10.03.21 14:08
При этом в письме к брату это выглядит так:

«Все, что я могу сказать тебе о женщинах, не принесет тебе никакой пользы. Скажу только, что чем меньше мы любим женщину, тем легче нам обладать ею. Но только старой обезьяне XVIII века это может доставить наслажденье».

watchmewriting    10.03.21 11:25
Девиз «Клиент всегда прав» был рекламным слоганом первых американских универмагов в начале прошлого века. По сути предприниматели расширяли немного права покупателей, раньше те были обязаны перед покупкой проверять сами качество товара и выяснять не краденый ли он, и никакие жалобы не принимались после покупки.

bmg_vs_strpt    10.03.21 11:28
«В здоровом теле – здоровый дух».
Якобы занятия спортом и здоровьем автоматически приведут к здоровью духовному. Автор фразы, Ювенал, в «Сатире X» писал противоположное:
Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano («Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом»).
Это не благо по умолчанию, а труднодостижимый идеал, к которому надо стремиться.

skylar_margo    10.03.21 11:31
Крылатое выражение «от работы дохнут кони» употребляется в оправдание себе, когда что-то делать лень. Даже сильный конь умирает, если работает. А слабый человек и подавно загнется, значит надо беречь себя и работать поменьше.

Полная версия этого выражения звучит: «от работы дохнут кони, а люди крепнут». Смысл: работай — крепче станешь.

taushana    10.03.21 11:33
«Век живи — век учись, дураком помрешь» — в эту «цитату» вкладывают, наверное, самооправдание, зачем учиться, если всего так много, что можно и не начинать. Или жалобу на жизнь, что зря на учебу время тратил, не пригодилось.

В оригинале у философа Сенеки эта фраза звучит как «Век живи — век учись тому, как следует жить».

duhovniyplastyr    10.03.21 11:34
А как искажено понятие «гражданский брак», хотя оно раньше противопоставлялось браку церковному. Подразумевалось, что двое заявляют о намерении создать семью не перед церковью, а перед государством. Но заявляют. А тут намерения нет, заявления нет, предложения нет… но все равно брак.

А что, мы же граждане, значит вот это вот то что у нас оно гражданское, что бы оно ни было.

Обычно женщины это выражение используют, от мужчин не часто услышишь его.

4112917    10.03.21 11:49
«Работа не волк, в лес не убежит»

Теперь понимается как — не страшно отложить и сделать позже, не нужно торопиться выполнить работу.

На самом деле, когда в деревню прибегал волк, люди прятались, бросая дела, и ждали, когда он обратно в лес уйдет. То есть, опасность убежала, а брошенная на время опасности работа сама не сделается, надо быстрее браться ее делать.

in_vite    10.03.21 11:58
Часто можно услышать, что «деньги — корень всего зла», хотя изначально эта фраза из Библии, в которой корнем всех зол называлась любовь к деньгам, то есть алчность.

Идея перевернута для ЗВ и БП по отношению к деньгам: при такой установке можно считать, что если у тебя денег нет, то это и хорошо, сразу становишься святым, обходящим зло стороной.

rebelsystem    10.03.21 12:08
Слышала много раз как люди, которые причинили ущерб, говорили тому, кому причинили ущерб слова из Библии и не только про прощение и обиды. Что «нужно отпускать», «нужно быть легче по жизни», «я вот зла не держу» и даже «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». В таком смысле все эти слова — перевертыши из серии «кому я должен, всем прощаю».
В реальности:
«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».

Все меняет контекст того, кто и кому говорит эти слова.

polina_ponc    10.03.21 12:43
Нечто похожее на перевранную фазу Ленина циркулирует про демократию, даже в школе так учат. Демократия-это власть народа. Хотя Аристотель очень четко пишет, кто такие этот демос. Это не народ и даже не все граждане. Это во-первых военные, а во-вторых люди, у которых есть время на образование и размышления о пользе для государства. И не могут быть ремесленники, торговцы итд.

pulcinella97    10.03.21 12:51
Иногда фразу «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» произносят в тех ситуациях, когда не помогли кому-то близкому и это большой косяк.
Когда говорят это не в шутку, и ассоциируют себя не с утопающим, а тем, кто может не помогать — это перевёртыш.

mepronto    10.03.21 14:03
Фразу «Народ безмолвствует» из «Бориса Годунова» используют, как характеристику пассивности народа, хотя у Пушкина наоборот, молчание народа — активный протест, потому что народ молчит в ответ на призыв кричать:

«Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует.»


Обрезанная фраза «О мертвых либо хорошо, либо ничего» используется в смысле «нельзя ругать мертвых», но в оригинале: «О мертвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды».

eva_rum    10.03.21 16:15
Поговорка «первый блин – комом» сейчас используется, когда что-то не получается, типа ну вот так, первый блин. Второй будет лучше. А раньше эта пословица звучала «Первый блин комам, второй блин знакомым, третий блин дальней родне, а четвертый – мне», и говорила о том, что сперва надо было почтить комов (медведей, которых предки почитали и считали самыми сильными в лесу), потом знакомых, а себе в последнюю очередь взять.

solodka    10.03.21 17:00
Первую строку из стихотворения Федора Тютчева «Умом Россию не понять» часто приводят как оправдание необъяснимых поступков, не вполне достойного поведения: мол, я непостижимый умом русский человек, творю что хочу. Об этом даже поэт написал. Но Тютчев писал не о бессмысленности и беспощадности русского человека, особенно по отношению к другим странам. Напротив, он считал, что путь России — это пример для Европы, путь её спасения от революций и разрушений.

apples_books    10.03.21 18:20
У Карла Маркса фраза про религию — опиум для народа, на самом деле, имеет продолжение про то, что она утоляет его страдания. Получается не про то, что религия — это средство зомбирования, а источник утешения и обезболивания.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio