Энергетизм Оствальда

Обсуждать подробно тему энергии начнем с идей ученого, который сформулировал энергетический императив и который является основоположником энергетизма.

Это русско-немецкий ученый Вильгельм Оствальд (1853-1932), родившийся в Риге, работавший сначала в России, потом в Германии, писавший на русском и немецком языках.

img4386-506297

Он получил Нобелевскую премию по химии, множество научных наград, написал 77 учебников, сотни научных статей, был издателем известного научного журнала.

Этот великий и заслуженный человек главным делом своей жизни называл теорию энергетизма.

Но именно эта теория встретила стену непонимания и даже жесткий отпор, как среди ученых, так и в околонаучных кругах.

Вот физическая химия, основоположником которой тоже стал Оствальд, была принята с восторгом и благодарностью.

А его теория энергетизма, которую он считал самым важным своим открытием, была предана забвению.

Люди, изучавшие в вузах физическую химию, наверняка знают фамилию Оствальда, но наверное никто из читающих этот пост не в курсе его теории энергетизма.

Оствальд считал, что все происходящее в мире нужно воспринимать как обмен энергиями и как переход одной энергии в другую. Он считал, что материю тоже надо рассматривать как форму энергии. Материя — частный вид энергии. Он приводил доказательства того, какой прорыв это принесет науке и особенно науке о человеке.

В книге «Насущная потребность» он писал:

«Энергетика, какъ сознательное міровоззрѣніе, настолько молода, и какъ я долженъ сознаться, настолько бѣдна активными работниками (хотя уже и не бѣдна искренними приверженцами), что она покамѣстъ еще не въ состояніи собрать урожай, созрѣвшій на нивѣ физическихъ наукъ; поэтому едва ли возможно было думать объ обработкѣ новыхъ полей, пока мы не завладѣли еще плодами тѣхъ, которыя находятся уже вь нашихъ рукахъ.

Но въ послѣдніе годы во мнѣ созрѣло убѣжденіе въ полезности примѣнить энергетику во многихъ другихъ областяхъ, открышихся для меня въ связи съ изученіемъ нѣкоторыхъ проблемъ воспитанія и обученія. И убѣжденіе это сдѣлалось столь рѣшительнымъ и даже непреодолимымъ, что даетъ мнѣ право высказать слѣдующую мысль: прекраснѣйшіе успѣхи, какихъ только можетъ ожидать энергетика, быть можетъ, ждутъ ее какъ разъ въ этихъ высшихъ областяхъ изслѣдованія; именно въ этихъ областяхъ существуетъ сильнѣйшая потребность въ простомъ и всеобщемъ объединяющемъ принципѣ, который помогъ бы намъ разбираться въ путаницѣ рго и сопі га теоретическихъ и практическихъ вопросовъ жизни».

Оствальд считал, что механическое представление о явлениях мира в отличие от энергетизма не может дать никакого (никакого) понимания психических процессов:

«Лейбницъ выставилъ противъ такого (механического) представленія правильное возраженіе, что психи- ческія явленія остаются въ этомъ случаѣ безъ объясненія. Въ самомъ дѣлѣ, еслибы мы какимъ-нибудь образомь получили возможность видѣть воочію даже всѣ движенія атомовъ мозга, сопровождающія данный процессъ мышленія, то мы видѣли бы при этомъ только движущіяся тѣльца, а не соотвѣтствующія имъ мысли, и происхожденіе послѣднихъ оставалось бы столь же неяснымъ, какъ и раньше.

Однако, несмотря на всю вѣскость этого возраженія, его игнорировали вплоть до тѣхъ поръ, пока, назадъ тому одно поколѣніе, Дюбуа Реймонъ не выдвинулъ его снова и не призналъ непреодолимымъ препятствіемъ для механическаго міровоззрѣнія.

Впрочемъ самъ онъ настолько глубоко быль убѣжденъ въ правильности этого послѣдняго, что онъ не могъ придти отсюда къ заключенію о его недостаточности; онъ полагалъ лишь, что здѣсь необходимо констатировать предѣлъ человѣческой способности познанія. Этотъ примѣръ достаточно характеризуетъ почти абсолютное господство механическаго міровоззрѣнія, по крайней мѣрѣ, въ средѣ естествоиспытателей, ко времени открытія закона сохраненія энергіи, и даетъ психологическое объясненіе того произвольнаго суживанія этого закона, о которомъ только что шла рѣчь».

И дальше.

«Въ настоящее время мы встрѣчаемъ даже у тѣхъ авторовъ, которые нысіупаютъ защитниками кардинальнаго значенія понятія энергіи, нѣкоторый страхъ передъ признаніемъ энергіи, безъ всякихъ оговорокъ, субстанціей и передъ признаніемъ за нею, по крайней мѣрѣ, той же степени реальности, что и за матеріей. Все снова и снова мы встрѣчаемъ ту оговорку, что энергія есть только абстракція, математическая функція, обладающая лишь особымъ свойствомъ сохранять свое значеніе при всѣхъ обстоятельствахъ».

Оствальд считал, что закон сохранения энергии — это главный закон, которым необходимо руководствоваться в своей психологической жизни. Пока не будет понято, что психическая энергия тратится на создание мысленных конструкций, на иллюзии и неосуществимые планы, человек не может расходовать энергию экономно.

Оствальд часто цитирует слова Гете:

«Какимъ образомъ мы можемъ научиться познавать самихъ себя? Никоимъ образомъ не путемъ размышленія, а только путемъ дѣйствія. Старайся исполнить твой долгъ, и ты тотчасъ узнаешь, что заключается въ тебгь.

«Что же составляетъ твой долгъ? Насущная потребность».

Насущной потребностью и Гете, и Оствальд называют такую потребность, которую человек не только очень хочет, но и может реализовать, реализация которой зависит от него и может осуществлять деятельно, а не в воображении.

Определить круг насущных потребностей и экономно распределять между ними свою энергию — задача человека.

А задача психологии — научить человека делать это как можно лучше, чтобы терять как можно меньше энергии.

У самого Оствальда была в жизни энергетическая катастрофа, после которой он и осознал важность энергии и сформулировал основы своей теории.

Беря на себя очень много разной работы, преподавательской и научной, он очень сильно переутомился, получил инсульт, в результате которого правая часть тела до конца жизни функционировала хуже. На целый год он был отстранен от работы и когда восстановился и впервые взял в руки научную статью, ощутил острую необходимость сознательного отношения к своей энергии. После этого Оствальд еще много и плодотворно трудился, вырастил пятерых детей, сделал много открытий в разных областях, например открыл законы цвета и написал гениальный труд по цветоведению, о котором я давно собираюсь рассказать. Но все это стало ему доступным в том числе потому, что он хорошо осознал, что такое энергия, как она вкладывается, умножается и как она теряется. И он стремился донести это другим.

У человека ограниченный запас жизненных сил, но человек отличается от животного тем, что научился с помощью технических приспособлений увеличивать объем доступной энергии. Оствальд описывает, что человек трансформирует химическую энергию пищи в физическую энергию мускулов, и в этом он подобен животному, но когда человек берет в руки палку, он увеличивает силу мускулов на длину этой палки, а когда он садится верхом на коня, он дополняет свою энергию энергией коня. Оствальд описывает, что сначала человек освоил простые орудия, потом стал использовать рабов, потом приручил животных, потом стал изобретать сложные технические средства и все это поэтапно позволяет человеку не ограничиваться запасом собственной энергии. Но запас личных сил человека остался прежним, как у небольшого животного, и если относиться к его расходу несознательно, человека ждут выгорания, истощения, срывы, апатии и психосоматические расстройства, а если хорошо представлять себе, что все в мире — это энергия, ее превращения и ее сохранения, можно не только счастливо и эффективно жить, но и сделать много полезных открытий.

Умственную деятельность человека Оствальд называл способностью предвидеть. На умственную деятельность идет значительный запас энергии, поэтому очень важно, чтобы эта деятельность была направлена на насущные потребности, на реальные и необходимые дела.

«Съ самаго начала нашей сознательной жизни мы оказываемся лицомъ къ лицу передъ массой разнородныхъ событій, между которыми мы сознаемъ лишь весьма слабую связь. Всего яснѣе это выражается въ томъ фактѣ, что мы можемъ предвидѣть весьма мало изъ того, что съ нами случится въ будущемъ. Предвидѣніе же есть собственно содержаніе нашего ума. Степень развитія способности предвидѣнія событіе, болѣе или менѣе удаленныхъ по времени и болѣе или менѣе разнообразныхъ, есть въ то же время самое прямое мѣрило нашей интеллигентности. Новорожденный младенецъ не предвидитъ ничего, кромѣ того, что при реакціи на извѣстныя обонятельныя и осязательныя ощущенія онъ получитъ пищу (мы игнорируемъ при этомъ, дѣйствуетъ ли здѣсь уже сознаніе вообще), и потому стоитъ на весьма низкой ступени интеллигентности. Но и наивысшее развитіе этого свойства, которымъ отличается какой-нибудь талантливый изслѣдователь, политикъ или коммерсантъ, точно характеризуется тѣмъ, что такой человѣкъ можетъ предвидѣть больше и дальше, чѣмъ его противники или кон- курренты».

В своей книге «Энергетический императив» Оствальд формулирует основные принципы своей теории.

Вот некоторые тезисы из нее:

«Не растрачивай энергіи, используй ее.

Всякая организація, всякое систематизированіе имѣетъ цѣлью опять-таки не что иное, какъ лучшее использованіе энергіи. Она стремится объединить хаотическую смѣсь различныхъ видовъ дѣятельности которые, мѣшая другъ другу, безполезно расходуют значительную долю человѣческой работо­способности, превратить ихъ въ совмѣстную работу, въ сотрудничество и направить силы по намѣченнымъ пугямъ.

Но у современнаго культурнаго человѣка существенную роль играютъ еще и раз- нообразнѣйшіе виды р а б о т ы , т. е. планомѣрныхъ волевыхъ проявленій энергіи.

энергетическій императивъ, въ концѣ концовъ, является указаніемъ пути, какимъ можно извлечь изъ всего происходпщаго наибольшую сумму сча­ стья какъ для отдѣльнаго лица, такъ и для всего человѣческаго рода.

На дѣлѣ мы производимъ тѣ преобразованія энергіи, въ результатѣ которыхъ получается усиленіе ощущеній счастья. Цѣнность различ­ ныхъ видовъ энергіи, добываемыхъ нами изъ другихъ сырыхъ энергій, заключается въ конечномъ счетѣвътомъ, сколько с ч а с т ь я способны доста­вить намъ ихъ особыя свойства.

Такимъ образомъ, добываніе и цѣлесообразное примѣненіе свободной энергіи представляет истинное содержаніе всякой жизнедѣятелыюсти у всѣхъ живыхъ существъ—отъ ничтожнѣйшей бактеріи до величайшаго изъ лю­
дей. И цѣлесообразное превращеніе свободной энергіи можно назвать всеобщей задачей, которая обязательна для всѣхъ живыхъ существъ безъ исключенія.

Слова Шиллера о міровомъ механизмѣ, который поддерживается въ дѣйствіи «голодомъ и любовью»—есть поэтически-геніальное предвосхищеніе общей энергетической теоріи жизни. Мы можемъ яснѣе олредѣлить «голодъ» въ общемъ «смыслѣ, какъ стремленіе къ добыванію необходимой свободной энергіи. Но сюда необходимо добавить, какъ существенную предпосылку, еще и «организацію», а именно способность живыхъ существъ преобразовывать свободную энергію для своихъ особыхъ спеціальныхъ задачъ.

Другими словами,—это зна­читъ слѣдующее: вся действительность и дѣятельность этихъ вещей ограничивается ихъ ролью, внутри человѣческихъ головъ; но стоитъ отнять у нихъ эту питательную среду, и онѣ перестаютъ существовать. Энергетическій императивъ «не растрачивай энергіи» находитъ, такимъ образомъ, приложеніе и притомъ самое непосредственное къ этимъ продуктамъ мышленія. Такъ какъ этимъ мысленнымъ предметамъ не соотвѣтствуетъ никакая реальность, то обращеніе съ ними, какъ съ дѣйствительными вещами, означало бы ‘ грубую трату энергіи. Такое поведеніе прямо противопо­ложно требованіямъ энергетическаго императива и потому должно быть осуждено. Стоитъ только бросить взглядъ на исторію всѣхъ этихъ гіродуктовъ мысли и на ихъ вліяніе на человѣческія судьбы, чтобы убѣдиться, какимъ прекраснымъ методомъ оцѣнки является энергетическій импе- ративъ по отношенію къ вещамъ, которыя на видъ какъ будто совершенно свободны отъ его власти».

Последнее — про рост сорняков в поле, на которые не только идет море энергии, но и делает их сильными, в результате чего они берут под контроль ресурсы человека.

Но поле — это отдельная тема.

Это еще один прорыв в психологии, который случился позднее Оствальда, и в отличие от его теории был не отвергнут, а как бы принят, как бы — это значит что практически не принят, поскольку не понят.

Из теории поля Левина была понята такая малая и несущественная часть, что никаких изменений мышления не произошло.

На самом же деле энергетизм Оствальда + теория поля Левина — это абсолютный переворот в психологии.

И этого переворота пока не случилось.

Оба автора заложили базис, не успев развить свои идеи, как они того стоят.

Поэтому нам с вами есть чем заняться и работы хватит на всех.

Предлагаю обсудить выдержки из двух книг Оствальда, которые я процитировала.

Постоянные читатели могут увидеть много пересечений с тем, о чем мы говорим в блоге.

Комментарии

pactole    13.02.21 15:20
«На дѣлѣ мы производимъ тѣ преобразованія энергіи, въ результатѣ которыхъ получается усиленіе ощущеній счастья. Цѣнность различ ныхъ видовъ энергіи, добываемыхъ нами изъ другихъ сырыхъ энергій, заключается въ конечномъ счетѣвътомъ, сколько с ч а с т ь я способны доставить намъ ихъ особыя свойства.»

В этом отрывке, кажется, речь идет о спонтанности. То есть, в идеале любая энергия дополнительная, направленная на прокачку ресурсов, дает там больше спонтанности и, следовательно, ощущения счастья.
Но энергию не только на пользу можно направлять, и об этом в последнем отрывке Отсвальд, можно сказать, предупреждает:

«Такъ какъ этимъ мысленнымъ предметамъ не соотвѣтствуетъ никакая реальность, то обращеніе съ ними, какъ съ дѣйствительными вещами, означало бы ‘ грубую трату энергіи. Такое поведеніе прямо противоположно требованіямъ энергетическаго императива и потому должно быть осуждено. «

evo_lutio    13.02.21 15:50
А почему «дополнительная» энергия?

Откуда она возьмется? Оствальд везде руководствуется законом сохранения энергии, из себя вы дополнительную энергию не возьмете.

Даже если посредством стимуляторов извлечь из мозга энергии больше, вся она будет в кредит. Потом отдадите с процентами.

«Спонтанность» — это синоним энергии, это просто количество свободной энергии, которой мы можем управлять сами, в отличие от той энергии, которая идет на автоматические действия, на привычки, особенно вредные привычки и аддикции.

То есть спонтанность — это не какая-то особая субстанция, это и есть жизненная энергия.

Как если бы вы вложили деньги и получили прибыль, и теперь вам хватило бы не только на еду, но и на досуг и на то, чтобы вложить деньги снова.

taushana    13.02.21 16:32
«Но и наивысшее развитіе этого свойства, которымъ отличается какой-нибудь талантливый изслѣдователь, политикъ или коммерсантъ, точно характеризуется тѣмъ, что такой человѣкъ можетъ предвидѣть больше и дальше, чѣмъ его противники или конкурренты»

Здесь, возможно, про то, что «это свойство» включает в том числе и точный внутренний локус, которым обладают талантливые и добившиеся успеха люди. Зная, что в их границах многое, они предвидят и последствия своих действий лучше, чем не обладающие таким локусом.

ivan3452    13.02.21 16:34
«Съ самаго начала нашей сознательной жизни мы оказываемся лицомъ къ лицу передъ массой разнородныхъ событій, между которыми мы сознаемъ лишь весьма слабую связь. Всего яснѣе это выражается въ томъ фактѣ, что мы можемъ предвидѣть весьма мало изъ того, что съ нами случится въ будущемъ. Предвидѣніе же есть собственно содержаніе нашего ума. Степень развитія способности предвидѣнія событіе, болѣе или менѣе удаленныхъ по времени и болѣе или менѣе разнообразныхъ, есть въ то же время самое прямое мѣрило нашей интеллигентности. Новорожденный младенецъ не предвидитъ ничего, кромѣ того, что при реакціи на извѣстныя обонятельныя и осязательныя ощущенія онъ получитъ пищу (мы игнорируемъ при этомъ, дѣйствуетъ ли здѣсь уже сознаніе вообще), и потому стоитъ на весьма низкой ступени интеллигентности. Но и наивысшее развитіе этого свойства, которымъ отличается какой-нибудь талантливый изслѣдователь, политикъ или коммерсантъ, точно характеризуется тѣмъ, что такой человѣкъ можетъ предвидѣть больше и дальше, чѣмъ его противники или кон- курренты»

Наверное здесь про реактивное поведение в младенческом возрасте и про волевое во взрослом у тех людей, которые занимались по мере взросления полезной деятельностью. Талантливые исследователи, политики, коммерсанты. За счёт накопленного успешного опыта в процессе этой деятельности, они встают над полем. Видят и понимают контекст и силы на него влияющие, благодаря этому получают преимущество в поле над менее дальновидными конкурентами.

evo_lutio    13.02.21 17:33
Нет, здесь он не про волю, а про возможности интеллектуальные, про умение направлять умственную энергию на планирование, на воображение, на создание мыслеформ.

Благодаря этой способности многие живут в иллюзиях. Придумают себе что-то и живут там.

evo_lutio    13.02.21 17:34
Но более успешные люди действительно фокусируют внимание там где надо и не вываливаются из границ, это верно.

rebelsystem    13.02.21 16:41
«Не растрачивай энергіи, используй ее.»

Это про реактивное и проактивное поведение. Про то, что энергия из «потому что» — это растраты, всегда убыток, а действия «для» и «зачем» — это вложения. Одни и те же, на внешний взгляд, действия из разных побуждений — это разные по сути действия, приводящие к разным результатам.

evo_lutio    13.02.21 17:34
Да.

rebelsystem    13.02.21 16:49
«Всякая организація, всякое систематизированіе имѣетъ цѣлью опять-таки не что иное, какъ лучшее использованіе энергіи. Она стремится объединить хаотическую смѣсь различныхъ видовъ дѣятельности которые, мѣшая другъ другу, безполезно расходуют значительную долю человѣческой работоспособности, превратить ихъ въ совмѣстную работу, въ сотрудничество и направить силы по намѣченнымъ пугямъ.»


Это тоже про разницу проактивного и реактивного поведения. Проактивное — организующее, структурирующее, созидающее и несущее смыслы, созидающее в целом, и в итоге выгодное и самому человеку и системе, в которую он включён. Реактивное — это лишённое смыслов, хаотичное, дезорганизующее и в итоге самое невыгодное, неэффективное и в личном плане и для тех, с кем связан.

zheniac    13.02.21 16:50
«Всякая организація, всякое систематизированіе имѣетъ цѣлью опять-таки не что иное, какъ лучшее использованіе энергіи. Она стремится объединить хаотическую смѣсь различныхъ видовъ дѣятельности которые, мѣшая другъ другу, безполезно расходуют значительную долю человѣческой работоспособности, превратить ихъ въ совмѣстную работу, въ сотрудничество и направить силы по намѣченнымъ пугямъ»

Систематизирование, порядок- основа всего.
Это об уважении к правилам, иерархии, традициям, устоям, морали.

Человек, не уважающий и не соблюдающий порядок, бесполезно расходует энергию и по итогу ничего не добивается, и сам несчастен и обществу бесполезен.

rebelsystem    13.02.21 16:53
«Но у современнаго культурнаго человѣка существенную роль играютъ еще и раз- нообразнѣйшіе виды р а б о т ы , т. е. планомѣрныхъ волевыхъ проявленій энергіи.»

Это про важность развития у себя разных ресурсов, про необходимость уделять внимание многим аспектам жизни и вкладывать энергию в разные «корзины».

evo_lutio    13.02.21 17:36
Да, конечно.

И не просто разные корзины, а такие, которые приносят пользу человеку и его окружению.

rebelsystem    13.02.21 17:48
«энергетическій императивъ, въ концѣ концовъ, является указаніемъ пути, какимъ можно извлечь изъ всего происходпщаго наибольшую сумму сча стья какъ для отдѣльнаго лица, такъ и для всего человѣческаго рода.»

Это как будто про закон равновесия, благодаря которому, принося пользу (энергию) социуму, человек достигает максимальной пользы (энергии для себя). Про то, что все мы максимально эффективны и прибыльны можем быть только являясь частью системы, в то же время созидая себя, чтобы эта часть была не пустым и не слабым звеном. И система работает на тех, кто ее созидает, наполняет их энергией, защищает, питает и поддерживает их.

guy_from_south    13.02.21 17:53
«Цѣнность различныхъ видовъ энергіи, добываемыхъ нами изъ другихъ сырыхъ энергій»

Наверное, здесь про энергообмен в различных ресурсах.
Правильно вкладывая имеющуюся энергию, человек может получить поток в его сторону от разных ресурсов.

evo_lutio    13.02.21 18:22
Нет, тут скорее о том, что из каждого ресурса — своя энергия.

Оствальд остроумно писал, что когда ему приводят возражение в виде «слишком много видов энергии получается», он отвечает, что сколько бы ни было, мы все должны их изучать, как химики не ворчат, что элементов 80, мы не выбираем число явлений, мы должны наблюдать и систематизировать.

Вот 12 ресурсов — это 12 основных видов энергии, которые человек может использовать для своего питания и роста.

karina_lvo    13.02.21 18:04
«Не растрачивай энергіи, используй ее.»

Тут получается универсальный закон, который мы видим в целом в прокачке своих ресурсов, создании своих опор, но только из той точки, в которой ты сейчас находишься, только из тех энергии и ресурсов, которые уже доступны тебе для использования, и который мы также видим в частности в любом действии в своих границах, вместо кормления короны, как демонстрация волшебные диалоги хищников и рыбаков, которые похоже в каждой фразе следуют этому закону.

watchmewriting    13.02.21 18:32
«…абсолютное господство механическаго міровоззрѣнія…»

Оствальд подчеркивает насколько доминирующим в прогрессивном обществе стал взляд на процессы извне, не учитывая их внутреннее измерение. Даже если человек рассматривается целиком, то в фокусе оказывается его поведение, место в обществе, роль. Даже культура серьезно не берется во внимание, не говоря о энергетической системе.

tveil612    13.02.21 18:42
«Степень развитія способности предвидѣнія событіе, болѣе или менѣе удаленныхъ по времени и болѣе или менѣе разнообразныхъ, есть въ то же время самое прямое мѣрило нашей интеллигентности.»

Под разнообразными здесь возможно имеется ввиду, способность мышления иметь несколько гибких алгоритмов вместо одной «совы на глобус».

rebelsystem    13.02.21 18:56
«На дѣлѣ мы производимъ тѣ преобразованія энергіи, въ результатѣ которыхъ получается усиленіе ощущеній счастья. Цѣнность различ ныхъ видовъ энергіи, добываемыхъ нами изъ другихъ сырыхъ энергій, заключается въ конечномъ счетѣвътомъ, сколько с ч а с т ь я способны доставить намъ ихъ особыя свойства.»

Тут как будто про то, что энергия — это счастье, а счастье — это энергия. Или я слишком упростила.

evo_lutio    13.02.21 19:27
Да нет, не упростили, все так и есть.

Энергия, выше достаточного порога — счастье, а когда ниже терпимого — стресс.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio