Случай на терапии

Когда-то у меня был друг – гениальный психотерапевт. Человек этот есть и сейчас, другом моим он, в какой-то степени, остался, а вот психотерапией он больше не занимается.

На его решение сменить сферу деятельности в том числе повлиял один случай.

Для тех, кто далек от психотерапии, я в двух словах расскажу, что, несмотря на множество разных методик и подходов, можно выделить два направления: гуманистический подход, когда нужно идти за клиентом и ни в коем случае не навязывать ему ничего, просто немного поддерживать активным слушанием его правильную саморефлексию и иногда чуть-чуть направлять вопросами, и другой подход, который отдельного названия не имеет, поскольку пользуются им иногда (иногда, не всегда!) и бихевиористы, и глубинные терапевты, и гештальтисты некоторые, и заключается он в том, что психотерапевт образует с клиентом очень близкий и очень плотный контакт, сознательно растворяя границы (конечно оставаясь строго в пространстве терапии, не имея никаких контактов вне ее) и встав на место его внутренней родительской фигуры дает ему новые установки, а потом помогает заместить свою фигуру чем-то собственным, выходит из поля и аккуратно закрывает за собой все двери.

Уже по описаниям видно, насколько сложен и экстремален второй подход, особенно на этапе замещения и выхода, многие терапевты с этим не справляются, и тогда клиент такой терапии очень долго остается в слиянии с терапевтом, ведет с ним внутренние диалоги, снова и снова приходит на терапию, и это чревато всякими разными проблемами для него и для терапевта, которые щедро описаны в специальной литературе. Тем не менее, такой подход тоже уместен, особенно когда речь идет о фобиях, навязчивых идеях, опасных неврозах и тяжелых аддикциях. Если внутренняя родительская фигура у человека слишком слаба или слишком к нему жестока, ее имеет смысл свергнуть и попытаться заменить чем-то. Вы уже догадались, наверное, что это нечто вроде революции, просто в масштабах не страны, а личности.

Упомянутый мною психотерапевт расправлялся с фобиями и навязчивыми идеями клиентов быстро. Он действительно входил, менял настройки и выходил, закрыв за собой дверь, как бы фантастически это ни звучало. Конечно, клиент не приобретал внутри себя стержень от его входа и выхода (стержень можно приобрести только в процессе собственной проактивной деятельности), поэтому счастлив после такой терапии автоматически он не становился, но его конкретная проблема – фобия или любовная зависимость бывала решена, и жизнь становилась проще.

И вот однажды этот терапевт стал заниматься терапией с одной девушкой, страдающей от несчастной любви. Ее любимый был на зоне, потому что убил того, с кем она ему изменила. Вся эта история так подействовала на девушку, что она создала из любимого культ, жила от свидания до свидания, все время писала ему, и все окружающие и близкие очень сильно переживали, что она потратит десять лет на эту любовь, а потом этот человек выйдет и жизнь ее станет опасной, то есть уже сейчас является бессмысленной, а потом станет опасной. Все, кроме этой девушки, были уверены, что убийство произошло не по причине какой-то страстной любви, а потому, что этот человек был самолюбив, амбициозен и всегда имел криминальные замашки, любил подраться и тому подобное.

Под давлением окружающих девушка согласилась на терапию, и терапевт рассматривал свою задачу как необходимость избавить девушку от чувства вины и навязчивой идеи о необходимой преданности этому человеку. Он довольно быстро достиг с этой девушкой слияния и стал проводить внутрь нее идею о том, что она не любит этого человека, а удерживает ее только чувство вины. Также он внушал ей жалость к тому, кто погиб от руки этого человека и ненависть к убийце. Все шло хорошо и девушка уже через несколько сеансов сказала, что не хочет ехать на свидание и писать тоже перестала, потому что не видит никакого будущего для этих отношений. Окружающие были счастливы.

Но терапевт столкнулся с проблемой. Теперь девушка стала вдруг тосковать и убиваться по тому, кто погиб по ее вине, и вину она считала именно своей. Она вообразила, что любит его, но запрещала себе это чувство раньше. Пришлось снова начать работать с ее бессознательными установками, внушая ей, что она никого не убивала и поэтому вины на ней нет и не может быть. К сожалению, оторвать вину от этой девушки было не так-то просто. Как только снижалась вина перед убитым, сразу же возникала вина перед убийцей.

Мой взгляд на эту проблему сейчас: у девушки была серьезная дыра по части ресурсов, она очень долго ничем не интересовалась, кроме любви, и значение работы, учебы, семьи, друзей, творчества, даже имиджа, в ее личности и поле настолько снизилось, что ей было не на что опереться, когда терапевт отнимал у нее ее чувство вины, которое у нее было связано с любовью. Чтобы девушка перестала любить или начала любить как-то иначе, без убивающей вины, ей были необходимы ресурсы.

То есть любовь не была проблемой, была проблемой сильная поглощенность любовью, и нужно было понемногу отвоевывать у любви пространство: работать ради любви, учиться ради любви, заняться собой ради любви и т.д. Тогда аддикция могла бы пройти сама.

Но терапевт, несмотря на всю его гениальность (а он и правда гений был), считал, что сначала нужно убрать чувство вины, и тогда освободится энергия эго.

Его борьба с ригидностью девушки продолжалась какое-то время. Но потом девушка сказала, что у нее больше нет денег на терапию (она ведь не работала) и брать у родственников она больше не может, хотя те и готовы были давать. Терапевт видел, что состояние ее сильно ухудшилось с того момента, как она к нему впервые пришла, появилась даже психосоматика. И он предложил ей продолжать терапию бесплатно. И это была, конечно, его ошибка.

Деньги, которые клиент платит за сеанс, который заканчивается точно в срок, создают наиболее прочные границы между личностью клиента и терапевта. Терапевт является персоной в поле, но не личностью в жизни клиента. С момента как терапевт стал заниматься бесплатной терапией с этой девушкой и затягивать сеансы, она начала в него безудержно влюбляться. Сначала он не обратил на это внимание, это нормально когда клиент влюбляется, все терапевты учатся выходить из этого, когда терапия завершается, и этот тоже делал это всегда и умел делать. Но влюбленность девушки внезапно оказалась очень сильной, аддиктивной, и влиять на свою персону в ее поле для терапевта оказалось почему-то невозможным.

Девушка испытывала сильную вину перед терапевтом, которого она измучила, который занимается с ней бесплатно, а теперь еще, влюбившись в него, она чувствовала себя виновной в том, что угрожает его репутации, карьере и покою с новой силой. И это окончательно лишило ее самоконтроля. Она не могла справиться с собой, то преследовала его, то ненавидела себя за это. Она писала ему письма и не могла совладать с этой новой аддикцией, и он почему-то тоже не мог ей помочь.

В конце концов, она совершила попытку суицида, он ее спас, вызвав скорую, причем поддался на шантаж и приехал к ней домой, хотя терапевты не должны этого делать по правилам, и успел, потому что она уже наглоталась таблеток.

Через какое-то время он принял решение совсем бросить терапию.

Сам собой понятно, что гарантировать какой-то другой исход не мог бы никто. Это все лишь предположения, что могло бы помочь этой девушке или не помочь. Я привела эту историю как пример того, что даже когда за дело берется очень умелый профи, но старается провести именно хирургическую операцию, риск очень велик.

Так что я за консервативные меры всегда, когда хирургии можно избежать. Все же психика пластичней, чем тело, и отрезать лишнее необязательно, можно избавиться постепенно.

Комментарии

thalee_kaya    23.07.15 11:23
А почему он именно бросил психотерапию? Эта девушка настолько вымотала его? Или он перестал верить в свои методы? Боялся повторения ситуации/счет повторение неизбежным?

Чувство вины да, это сила. Иной раз кажется, что половина поступков личных у людей именно виной и мотивируются.

evo_lutio    23.07.15 11:41
Да неважно, там много причин было.

Психотерапевты часто сгорают и страдают от клиентов. Это зона для настоящих героев и сталкеров.

dara_dari_di    23.07.15 11:42
Опасная работа, получается.

overheart    23.07.15 12:12
Да, рассказывал как-то один прекрасный мужчина (он тогда преподавал психологию, был деканом факультета), как вылечил девушку, два года нёс её на себе и вынес из сумасшествия. Но сказал, что никогда больше такого не будет повторять. Потому что в эти годы, как он объяснил, у него не было возможности жить свою жизнь, быть собой. Так и сказал: «Я не жил. А она просто вылечилась и стала обыкновенным человеком, ничего особенного».

evo_lutio    23.07.15 12:18
Да я вообще сомневаюсь, что это возможно.

Вот он ее нес на себе. А потом что? Ноги у нее отросли? Или он нес-нес и бросил?

В общем, сомнительно, что она стала обыкновенным человеком. Перепрыгнула, наверное, на кого-то как облигатный паразит. А если нет, если ноги появились, то точно не благодаря тому, что он нес.

Хотя благодаря ношению на себе можно избавить человека от острого состояния. Но дальше он все равно должен учиться ходить.

evo_lutio    23.07.15 11:51
Вина неадекватная — частный случай слияния границ.

aspiri2012    23.07.15 12:09
Надеюсь, девочке удалось как-то свою жизнь собрать. Столько усилий и жертв, обидно, если это все бесполезно.

gorgius1    23.07.15 12:28
Проф. выгорание терапевтов интересная тема, мне кажется, что эта пациентка могла стать последней каплей для его карьеры в качестве психотерапевта. Может, изначально не у всех есть мотивация всю жизнь заниматься ПТ. Так, Минухин хотел стать режиссером, Зейг увлекся сферой искусства, Кречмер мечтал быть писателем, а стал психиатром. Зато какой слог у него был! Мне кажется, герой Вашего поста сам не прошел тему любовной аддикции, поэтому и не смог помочь пациентке.

evo_lutio    23.07.15 12:33
Нет, думаю, в его случае другая причина была. Сам он нормально прокачан был.

Я не верю в миф о том, что если я решила какую-то проблему для себя, я могу помочь решить ее другому. При чем тут другой вообще? У него своя жизнь и свои проблемы. В этом мифе мне тоже видится намек на комплекс бога.

gorgius1    23.07.15 12:43
Ясно. А в целом с его стороны, наверное, был какой-то контрперенос? ведь терапевт отказался от платы, выезжал спасать от суицида и т.д. т.е. по какой-то причине вышел за пределы проф. помощи

evo_lutio    23.07.15 12:52
Раньше он чудесно справлялся со всеми переносами, виртуозно, лучше него никто это не делал.

А здесь столкнулся с проблемой, которую почему-то не мог решить, и не смог удержаться от бесплатного продолжения. Затянуло.

Что касается выезда на дом, гениальная интуиция подсказала ему, что это не просто шантаж, как обычно. И он был прав. Так что правильно, что поехал. У нее там уже сердечная деятельность была почти остановлена, когда он приехал. Хорошо, что она дверь заранее открыла, ожидая его.

podolianka    23.07.15 18:11
//не просто шантаж, как обычно
как обычно? пациенты шантажируют терапевтов, давят на них, стараются подчинить?
из-за слияния границ?

evo_lutio    23.07.15 18:18
Да, часто шантажируют. Плачут, требуют.

1. Ты холодный, дай мне немного тепла, просто обнимай меня чуть-чуть, иначе травмируешь меня сильнее родителей

2. Почему я не могу задержаться на полчаса после терапии, ты меркантильный и наносишь мне этим травму, я не чувствую тепла, я умираю

3. Я влюбилась и теперь страдаю, мне хуже, чем было, ты травмировал меня, пусть у тебя отберут лицензию (особенно актуально для стран, где с этим строго)

4. Приезжай, а то отравлюсь и умру прямо сегодня, это ты на терапии довел меня до такого состояния

5. Почему я не могу звонить, когда мне плохо, ты хочешь, чтобы я покончила с собой?

Это классика.

801_feliz    23.07.15 21:22
Это жесть.

Но терапевты так виртуозно умеют выруливать, что это просто делает их богами в моих глазах. Я не знаю, как в обычной жизни от неадеквата дипломатично спетлять, а тут клиент, который еще и воспринимает себя приближенным, что наверно снимает с него маску вежливости… И надо так отказать, чтоб он еще и согласился, и не обиделся, и отдалился, но и не сильно. Просто магия какая-то)

evo_lutio    23.07.15 21:26
И еще «клиент всегда прав», то есть он и доминирует как бы, он ведь заплатил.

801_feliz    23.07.15 21:37
Да, в других сферах с клиентами на крайняк можно и жестче, а тут «ты же психолог».

А когда со стороны думаешь про такую работу, представляется только уютная комната с мягким диваном и множеством книг, и размеренные беседы о чужих интересных проблемах)))

evo_lutio    23.07.15 21:43
Не просто психолог, психолог — это изучатель психики, грубо говоря. Психологи бывают консультантами, инструкторами, коучерами, просто теоретиками, авторами теорий, даже блогерами, последние вообще ничего никому не должны.

Психотерапевт — это серьезно, комплекс клятва Гиппократа, кодекс границ и все такое прочее. У нас с этим чуть легче, а есть страны, где за любое нарушение выкидывают из профессии (терапевта, не психолога!), а попробуй, не нарушь.

Хотя у наших другая проблема. Они где-то слышали о строгости рамок при терапии, и теперь увидев психолога-блогера открывают рот и начинают орать, что он клятвопреступник и нарушитель правил, хотя ничего блогер не нарушает, если не нарушает УК, он может писать все, что захочет, даже стеб и абсурд, он такой же как все. Просто знаний о психологии у него больше.

А вот терапевт, который получил деньги за терапию, действительно ограничен очень сильно. Потому что это очень сложное пространство — терапия, очень уязвимое состояние, и всякое прочее.

801_feliz    23.07.15 21:53
Я так понимаю, они имеют ввиду, не рассказать бы чего такого, что навредит неподготовленому?

evo_lutio    24.07.15 07:28
Не знает ничего такого психолог, что навредит. Не может один человек рассказать, а чужой ему человек раз и пострадать.

В интернете русском, где принято оскорблять, травить, преследовать, лишать чести и достоинства, то есть травмировать и уничтожать людей, считать, что психолог что-то расскажет из своих знаний и повредит, это абсурд.

Только на терапии постепенно создается пространство, где один человек имеет доступ к психике другого, имеет прямой доступ, становится его внутренней фигурой, поэтому может влиять.

Это все равно как просто мужчина предложил секс и женщина согласилась, или предложил начальник. В первом случае — это любовь, а в случае начальника это уже почти насилие. А если предложил человек с пистолетом, нет, не насиловал, просто предложил, то это уже изнасилование и страшное, даже если второй согласился.

Вот терапия — это когда психолог начальник. А очень мощная терапия — это когда у него в руках почти пистолет.

Так понятно?

801_feliz    24.07.15 08:35
Мне не очень понятно было, почему «Они где-то слышали о строгости рамок при терапии, и теперь увидев психолога-блогера открывают рот и начинают орать, что он клятвопреступник и нарушитель правил» — с чего бы это? но это, наверно, просто от великого ума) А что не знает ничего такого психолог, что навредит через интернет, понятно, конечно.

Правда, недавно читала, как один блогер, называющий себя психологом, отвечал в своем блоге на письмо читательницы, да так, что другой психолог этот ответ выложил у себя в фейсбуке на странице, и написал, что вот пример, как можно человека «ретравмировать». Но там такой ответ, что может, и правда про какие-то рамки ему неплохо бы знать. Конечно, так любой другой мог бы ретравмировать, но девочка бы любому другому так подробно не писала бы про свое очень личное, может, Вы это читали тоже? Хотя, зная того психолога, может она подобного ответа и искала))) там просто ленамиро от психологии))

evo_lutio    24.07.15 09:23
Вы обо мне хорошо думаете, я не читаю ничего подобного, мне своего блога хватает выше крыши.

Мне кажется, мы с Вами на одном месте зачем-то топчемся. Я Вам уже ответила. Людям кажется, что психолог несет ответственность за все, что он говорит, даже в транспорте, и обладает невиданной магической силою внушать авторитет, открывать границы и влиять и ретравмировать. Это идиотизм.

Психотерапевт (не психолог, хватит уже смешивать, еще раз повторяю) несет ответственность за то, как протекает терапия, которую ему оплатили. Во всем остальном он такой же гражданин, не надо делать вид, что у вас всех прав больше, чем у психолога, вы можете поливать друг друга грязью и оскорблять, а психолог неловкое слово скажет и нанесет травму.

Давайте уже закончим эту беседу. Судя по тому, что все бесконечно только ноют и обвиняют родителей, это проблема нерешаема вообще, пока человек инфантил. Найдет кого обвинить.

evo_lutio    24.07.15 09:25
И еще просьба большая.

Я удаляю из группы комментаторов за промывание костей другим блогерам.

klarissa_shultz    23.07.15 12:38
Такой сложный момент этот, про бесплатную терапию, все ломаю голову над ним. С одной стороны я знаю все правила, это границы и ответственность пациента. С другой стороны именно психологически острые проблемы бывают сопряжены и с финансовыми и стольким людям без денег действительно очень нужна помощь

evo_lutio    23.07.15 12:54
Это не сложный вопрос, это легкий вопрос.

Терапевту за терапию нужно платить. Точка. Это может делать фонд, государство, это может быть кто-то. Это может быть в долг. Это может быть небольшая плата, но не символическая.

Иначе терапевт превращается в друга, в близкого человека. А это совсем другая история.

evo_lutio    23.07.15 12:57
А вот еще интересно, Вы сами — терапевт?

Или «чужими руками беду разведу» и ломаете голову, потому что считаете, что терапевты должны работать бесплатно.

А Вы в своей профессии работаете бесплатно? Наверняка же это тоже кому-то да полезно. Почему нет?

klarissa_shultz    23.07.15 13:41
Я сама адвокат и сталкиваюсь с той же проблемой моя помощь нужна очень тем, кто заплатить не может, и при этом естественно я считаю что любой труд должен быть оплачен. Поэтому о *разведу* и речи быть не может, может это лично мои проблемы с такими ситуациями, что хочется помочь. Ну помогаю иногда, в долг не верю в эту тему, лучше аж сразу даром.

evo_lutio    23.07.15 13:46
Адвокат — это не терапевт. Терапевт — это вообще отдельное, это даже не психолог-коучер, не консультант.

Бесплатно работающий адвокат просто волонтер, а бесплатно работающий терапевт заваливает все границы клиента и вредит ему больше, чем помогает. Наносит ему травму своим спасительством.

Так что Вы работайте бесплатно, конечно, если вам людей жалко, это ваше право, насколько я знаю, многие адвокаты работают бесплатно, никакой угрозы ничему нет, кроме их кармана.

А терапия — это вообще другое.

alamem    23.07.15 13:28
а как у терапевта дальше всё по жизни сложилось? он нашёл себе другую проф реализацию? ну и в личном плане тоже.

evo_lutio    23.07.15 13:31
В личном у него отлично.

В профессиональной тоже нормально. Он не только из-за этой девушки перестал этим заниматься, это было просто одной из последних капель.

alamem    23.07.15 13:51
и хорошо :)

evo_lutio    23.07.15 13:54
Почему? Для тех несчастных, кому он не может помочь, плохо.

Этот человек столько аддиктов вытащил, даже химических, я бы ему памятник поставила.

А если для него, то да, наверное неплохо. Вредная профессия)

alamem    23.07.15 14:07
всем страждущим не поможешь, наверное.
ну и это нормальное течение жизни, что одни уходят из определённого поля деятельности, а другие приходят, пусть и не такие асы, как ушедшие.
я да, именно про него думала, что столько сил вложил, как бы сам не надорвался.

evo_lutio    23.07.15 14:41
Ну это да.

juli_dobrovo    23.07.15 14:42
а супервизия не предотвращает выгорание и опасность вот такого «забуривания»?

evo_lutio    23.07.15 15:09
Ну а что это волшебство что ли?

Просто поддержка.

Любая терапия зона риска, и дело не в выгорании как таковом. Как повезет. У всех терапевтов случались разные непредвиденные ситуации, когда они мучились и не знали, как поступить, когда ситуация совершенно выходила из-под контроля. Даже у самых великих терапевтов.

evo_lutio    23.07.15 15:11
Наиболее спокойненько живут самые малоодаренные терапевты.

Так, терапируют себе, без особого эффекта, никуда не лезут.

А самые гениальные, которых я встречала, вечно попадали в какой-то треш.

juli_dobrovo    23.07.15 16:01
да, гениальные на то и гениальные — идут туда, куда посредственность и не посмотрит, ибо чревато

stoletbez    23.07.15 15:16
Можно, я свою историю расскажу? Ужасную, но вроде по теме?

Когда-то мне очень хотелось стать психотерапевтом, я прочитала адову кучу книг по теме, мне все мнилось, что я психодрамой буду заниматься. Эх. Ну вот, а работала обычным педиатром, и однажды в больничку по скорой привезли подростка, с вегетативным кризом, и я прямо четко увидела, что это у него психологический сдвиг по фазе)) и что его можно вылечить безо всяких там. И давай с ним вести беседы по второму как раз пути. И реально все помогло, всё было отлично. Но. Он очень ко мне привязался, влез в нашу семью, с мужем познакомился, короче стал такой друг семьи. Муж даже не ревновал, потому что ну смешно, мальчик же. Мальчик в десятом классе соблазнил учительницу, старше его намного, ест-но. Та в него влюбилась, и была некрасивая история. Он же ее, конечно, бросил. Такая вот замена моей фигуры((

И я не стала психотерапевтом никаким, конечно. И правильно, наверное.

evo_lutio    23.07.15 15:20
Да, чем больше эффект терапии, тем сильнее слияние с терапевтом.

И вот этот человек, о котором я пишу, лучше всех умел выходить из слияния, и то вот однажды не смог.

А у других, либо эффекта нет, либо от слияния мучаются, а чтобы и эффект мощный был, и слияние потом не вредило, это единицы, виртуозы просто.

podolianka    23.07.15 17:52
тяжело терапевтам наверно потому, что они не просто что-то делают. а себя, свою личность как инструмент используют.

podolianka    23.07.15 16:59
это что ж получается. в момент, когда девушка отказалась платить — в этот момент он был больше заинтересован в терапии, чем она?

evo_lutio    23.07.15 17:04
Ну как бы да. Понятно, что из милосердия и еще потому, что почему-то не смог решить проблему, которые раньше решал. Но тем не менее, это действительно стало больше надо ему. И тут перекос стал еще больше.

okalanga    23.07.15 17:22
А как он в конце концов развязался с той девушкой?

evo_lutio    23.07.15 17:23
Ой, даже писать не хочу. Сложно там было. Развязался кое-как, еле-еле.

okalanga    23.07.15 17:31
Это выглядело как что-то вообще безнадежное.

evahappy    23.07.15 18:17
У меня какая-то странная рефлексия на пост. Как-будто что-то интимное, сокровенное и очень серьезное прочла. Тревожно мысли упираются в безнадежность и ограниченность возможностей даже самых крутых терапевтов а может и лучших из людей

Вот можно подумать, что используй он систему ресурсов, помоги ей подключить их и прокачать, и две судьбы по-другому бы сложились. А думай-не думай, могло и это не получится. Психотерапевт — виртуоз, прекрасно прокачан. Откуда такой потолок вдруг?

Или оно как надо сложилось?Может есть какое-то энергоинформационное поле высшего порядка? Его поток, который ведет и правит жизненные истории пока неведомыми нам законами?

И смысл этой истории видится нам в одном, а годами он может раскрыться совсем в другом?

evo_lutio    23.07.15 18:21
Не может терапевт помочь подключить ресурсы и прокачать. Не фантазируйте.

Не подключаются ресурсы извне и не прокачиваются уж тем более.

evahappy    23.07.15 18:58
Конечно, это не то, что терапевт нащупал кнопку и помимо воли клиента подключил ему ресурсы. Я про опосредованную помощь.
Я об этом » нужно было понемногу отвоевывать у любви пространство: работать ради любви, учиться ради любви, заняться собой ради любви и т.д. Тогда аддикция могла бы пройти сама.»

Ведь Вы о совместной работе клиента-терапевта писали?

На практике мне виделось так, что терапевт может помочь обнаружить интересы клиента в каких-то областях (ресурсах) помимо той, где аддикция, и поддерживать его в развитии этих интересов. Помочь сформировать мотивацию из ценностно-смысловых ориентиров клиента (работать ради любви, учиться ради любви). Замечать, поощрять достижения, сориентировать на внешние показатели достижений (улучшающийся внешний вид, новая работа и тд).

Разве это тогда не помощь в подключении ресурса?

А как же тогда терапевт работает с ресурсами клиента?

evo_lutio    23.07.15 21:11
Терапевт не работает, но может сориентировать. И это уже будет не терапия.

Что-то вроде коучинга, инструктажа, консультирования.

Терапия решает ограниченное число проблем в ограниченном контексте ситуаций. Кое-чем она заниматься не должна и не может.

stelazin    23.07.15 19:54
Судя по описанию, там имела смысл медикаментозная коррекция, в дополнение к психотерапии. А коллега, когда ушел из психотерапии, успешен ли в своей дальнейшей карьере? Я знаком со многими высокоуровневыми специалистами в области психического здоровья, для которых актуален вопрос смены (или хотя бы трансформации) деятельности. В работе уперлись в предел компетенции, стоят дорого, и оказываются заложниками своего уровня, т.к. любая смена деятельности автоматом означает серьезное падение.
Я сам несколько раз решал подобную ситуацию, но всегда любопытно, как эту задачу решают другие

evo_lutio    23.07.15 20:03
Медикаментозная тоже была, в конце, когда она уже его преследовать начала, он врач-психиатр по образованию, хоть и занимался, в основном, терапией аддикций. Но вот она и наглоталась таблеток, которые должна была принимать для сна (там целая схема была разных), он поэтому испугался, сам ведь прописал. С медикаментами тоже ничего не поймешь, все индивидуально, от прозака столько людей повыскакивали в окна, а некоторым очень подходит.

Он кардинально сменил область деятельности, сказать, что полностью счастлив, не могу, но не жалуется.

stelazin    23.07.15 21:39
Ну, если он нашел себя в деятельности, соизмеримой по своему доходу успешного психотерапевта с обширной практикой, то честь и хвала.
Описанная ситуация в целом ясна. Я сам врач-психиатр по образованию, мне близок и понятен подход «не делать человека счастливым, а решать конкретную проблему в обозримые сроки». И я за «хирургические» методы, когда это возможно и выгоды превышают риски (разумеется, это далеко не всегда возможно и риски часто не оправданы).
Спасибо за кейс

evo_lutio    23.07.15 21:50
Я тоже за хирургию, когда жизнь надо спасать. Долгие годы именно так аддиктов любовных и вытаскивала. Но вот сейчас считаю, что в большинстве случаев можно иначе поступать или совмещать методы. Кроме ситуаций опасного насилия. Здесь только резать.

ainda_nao    23.07.15 20:09
А вот с позиции девушки — могла ли она что-то сделать? Ну, то есть именно эта девушка, как я понимаю, вряд ли могла, если у нее все, что могло быть, — могло быть ради любви.
То есть, если клиент чувствует, что контакт очень близкий и плотный, и уже влюбленность и привязанность, а терапевт отчего-то позволяет размыть и свои границы — можно ли как-то сопротивляться, выходить из слияния? Или только совсем уходить (с терапии, от конкретного терапевта)?

evo_lutio    23.07.15 20:15
Не могу ответить на этот вопрос. Слияние — это норма для терапии, если используется описанный подход, без слияния не будет влияния, не будет изменений, не будет работы с родительскими фигурами, вообще ничего не будет. Нельзя повлиять на человека, не касаясь его.

Но если терапевт умеет выходить из этого, все будет хорошо и опыт терапии будет прожит правильно и принесет пользу.

А если не умеет, всякое может быть. Но не смертельно.

То, что я описала, это все-таки исключение. И этот терапевт сотни таких проблем решал благополучно. Просто и на старуху бывает проруха. Если речь идет о любовных аддиктах и тому подобном.

julia_alter_ego    23.07.15 21:02
У меня есть подобный опыт, как пациентки. От себя могу сказать что нет ничего лучше чем жесткие границы. Желание разрушить отношение, терапевта и все что с ним связано в какой-то момент возникает, и если эти рамки четкие и ограниченные, то пострадает в самом худшем случае стена в кабинете, но все равно объем разрушения ограничен временем и местом. А как-только ограничение съезжает, то полем боя становиться целая жизнь, и это сложнее сдерживать.

Я в тот момент нашла статью, которая хорошо объясняет что происходит, »Ошибки в психоаналитическом лечении суицидальных пациентов», Глен Габбард. Мне стало понятно что происходит, и почему от доброты у меня едет крыша, хотя вроде должно быть наоборот.

evo_lutio    23.07.15 21:09
Да, отличный автор.

Мне очень нравится его книга, есть на русском, «Психоаналитические границы и их нарушения». Это еще более по теме.

Всем рекомендую. Это Глен Габбард и Эва Лестер.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio