Нейронный механизм формирования внутреннего ресурса

Чем внутренний ресурс отличается от внешнего?

Совсем не тем, что внутренний ресурс дает энергию, ведь внешний ресурс дает ее тоже.

Если ресурс не дает энергию, значит, он вообще не подключен. (Что такое энергия, можно почитать здесь).

Возьмем, к примеру, работу. Человек может вообще не ходить на работу и не иметь ее, ходить с удовольствием, ходить с отвращением и только ради денег, и ходить так себе, в силу необходимости, но и без стресса.

В первом случае работы просто нет, во втором случае ресурс-работа неплохо подключен, в третьем случае – фрустрирован, настолько, насколько энергетический минус от стресса больше, чем энергетический плюс от денег, а в четвертом случае – подключен слабенько, но ничего, поступает какая-то энергия от денег и не обнуляется полностью стрессом, потому что стресса мало.

При всем удовольствии и радости от работы нельзя точно сказать, что ресурс-работа стал внутренним. Если в любой момент радость от работы может исчезнуть или может пропасть сама работа и другую такую не найдешь, данный ресурс — тоже внешний, просто подключен и, скорее всего, находится в процессе прокачки.

Внутренний ресурс – это то же самое, что прокачанный ресурс, и он имеет одно существенное отличие от внешнего, которое я уже не раз называла: он не теряется полностью никогда. Во всяком случае, чтобы уничтожить внутренний ресурс, необходимы длительные изменения в жизни и деградация человека. Но и в случае утраты внутренний ресурс восстанавливается при достаточном запросе. Внутренний ресурс сохраняет сам себя, поддерживает сам себя, обеспечивает самого себя и человека энергией. И даже развивает внутренний ресурс тоже сам себя.

Посмотрите, какая несправедливость или, наоборот, большая справедливость. Пока человек, у которого данный ресурс совсем не прокачан, тратит море сил, чтобы хоть немножко подключить ресурс, читает книги по психологии, изучает чужой опыт, пытается себя настроить, приучить, мотивировать, даже обмануть, чтобы полюбить эту чертову работу или как-то заставить себя учиться или начать выглядеть хорошо и хорошо себя чувствовать на людях, человек с прокачанным ресурсом не только не тратит на ресурс сил, но еще и внимания не тратит. Он вообще о нем не думает. Ресурс сам думает о себе и о нем и все время обеспечивает человека энергией.

То есть внутренний ресурс буквально приносит энергию на блюдечке с голубой каемочкой, как в самых сладких инфантильных мечтах, как волшебник в голубом вертолете, как волшебная печка, подаренная Емеле щукой. Все сказки про волшебные предметы – о внутренних ресурсах. Именно так они и работают. Сами ведут, сами дают, сами насыщают.

Каким же образом устроены эти волшебные штуки?

Любой внутренний ресурс имеет нейронную структуру. Он находится внутри мозга и зафиксирован в нем в виде нейронного образования.

Само собой понятно, что эти образования не даются от природы, они формируются во время жизни, в процессе деятельности.

Древние оккультисты, рассказывая о подобных штуках, всегда пользовались метафорой всадника: как человек приручает лошадь и учится ею управлять, как становится с ней одним целым. Но для нас, современных людей, удобней пример с автомобилем, хотя живая лошадь, конечно, больше в тему.

Но вот что такое, например, навык вождения? Любой ресурс – это, по сути, навык, точнее единая система навыков в определенной сфере жизни. Навык – это возможность делать нечто легко, хорошо и получать от этого пользу и удовольствие.

Отсутствие ресурса – это отсутствие автомобиля как такового, недоступность его, невозможность даже воспользоваться такси. Возможность воспользоваться такси или услугами водителя на собственном автомобиле – это внешний ресурс, и дает он энергии ровно столько, насколько польза от такси и услуг водителя превышает трату денег (точнее трату энергии на получение этих денег, ведь деньги – это просто эквивалент энергии, которая пошла на их получение данным человеком или тем, кто деньги ему принес).

Когда человек учится водить автомобиль, он, по сути, формирует в мозгу новую нейронную структуру. Сначала никакой структуры нет, и чтобы одновременно нажимать на педали, держать руль, смотреть в зеркала, и справляться с нарастающим чувством тревоги, человеку требуется море энергии. Если мотивация (кредит энергии) велика, а стресс от напряжения и тревоги не так уж велик или покрывается удовольствием, человек научится водить. Если мотивация (кредит энергии) невелика, а стресс слишком велик (страшно, трудно), человек водить не научится.

Автомобиль – довольно условный пример, поскольку человек все равно имеет дело не со своим телом, а с внешним предметом, без которого навык не принесет ему пользу, однако даже в этом примере мы видим, что чем лучше человек учится водить, чем больше в его мозгу нейроны выстраиваются в определенную конфигурацию, тем меньше ему нужно энергии для процесса вождения, тем легче и приятнее ему это, тем больше он от этого получает, чем тратит.

Обратите внимание, куда идет сначала вся энергия. В мозгу есть несколько участков, которые задействуются, когда человек водит машину. Они расположены в разных местах мозга и чтобы одновременно их использовать, требуется та самая энергия внимания и напряжения: туда смотри, в это же время за этим следи, туда ногу, а сюда руку, и от сложности этой непривычной работы, человек испытывает тревогу и стресс, которые дополнительно потребляют энергию. Поэтому через полчаса человек может ощущать себя уставшим и даже выжатым как лимон. Если его мотивация полностью израсходована и радость от того, что он ого! Сам рулит – невелика, скорее всего, у него появится мысль, а не отложить ли это обучение до лучших времен, когда сил и мотивации станет больше.

Если мотивация и радость расходы энергии покрыли, он готов продолжать обучение дальше. Иногда сегодня человек выжат как лимон и ничего больше не хочет, а завтра энергии подкопилось и мотивация восстановилась, и он готов снова идти к инструктору. А может он уже инструктору заплатил вперед и отказываться при всем нежелании – это выбрасывать деньги, то есть тратить энергии еще больше, чем на муки учебы.

Благодаря напряжению внимания, усилиям воли и мотивации, кровообращение в мозгу поддерживает нужные для навыка отделы мозга в разогретом, буквально горячем состоянии. И в этих отделах происходит нейронная работа, построение цепей по кирпичику. Процесс любой деятельности с точки зрения психофизиологии – это последовательное включение и связь разных нейронных звеньев, сначала отдельных, потом все более и более скомпонованных, склеенных, связанных, слитых.

Представьте себе, что в мозгу буквально плавится инертный материал и из него создается новая структура (отсюда название — Психоалхимия), это подобно работе сварочного аппарата. Рука здесь — нога там — правый глаз туда — левый туда, еще раз, а теперь поворот руля. Чем лучше у человека получается, тем меньше его напряжение и страх, тем быстрей идет работа. Начать сложно, потому что требуется море энергии, чтобы удерживать вместе несвязанные рычаги, зато когда рычаги связаны, все получается само собой, система автономна, энергии требуется все меньше, и тогда энергия, наоборот, начинает не расходоваться, а поступать. Деятельность все больше и больше нравится.

Когда деятельность дается уже легко и начинает доставлять наслаждение, можно сказать, что нейронная структура в мозгу сложилась. Теперь она не требует напряжения и траты энергии, она работает сама. Человек красиво садится в автомобиль, а его руки и ноги сами собой делают то, что надо. И чем лучше освоил человек навык вождения, тем больше его автоматическое обеспечение, приобретенная нейронная структура сама выполняет работу, без участия его сознания, он может думать о чем угодно, слушать музыку, даже говорить по телефону, а его разум будет следить за дорогой, его тело будет выполнять нужную работу, и даже в экстремальной ситуации разум и тело справятся сами, почти без включения сознания – примут правильные меры.

Это значит, что человек достиг уровня освоения ремесла, однако, чтобы стать настоящим мастером, должно подключиться еще и творчество по отношению к этому навыку, и тогда нейронная структура в мозгу станет еще более красивой, гибкой и сложной.

Из этой схемы должно быть понятно, что любой ресурс (а мы на примере простого навыка разобрали сейчас, как работает ресурс, ведь ресурс – это система сложных, связанных навыков, условно отнесенных к какой-то сфере жизни) может быть прокачан до такой степени, когда буквально сам тянет заниматься собой, обещая удовольствие и радость.

Эта тяга возникает оттого, что сложившаяся нейронная структура буквально сама «просит есть». Помните сказочного джина из лампы или молодцов из ларца или чертей, которые появляются и требуют работы: «приказывай, хозяин». Они не желают сидеть без дела, энергия в них кипит, они хотят ее обратить на работу, иначе им плохо и они мучают своего хозяина, грозя его даже съесть.

С прокачанным, то есть внутренним, ресурсом – то же самое. Он устроен так, что определенная тяга заложена в нем по дефолту, он все время в разогретом состоянии и, по сути, всегда уже немного в работе. Представьте, что вы так любите водить, что без автомобиля все время скучаете, образ езды возникает у вас в голове, воспоминания доставляют вам и кайф, и ностальгию, хочется быстрей уже сесть за руль и поехать. Именно так работает развитый навык и так же — внутренний ресурс. С помощью образов и воспоминаний, напоминающих о кайфе, он притягивает к себе и заставляет начать деятельность. Так он сам поддерживает себя. То есть внутренний ресурс бывает сложно получить, но его также сложно и утратить.

Когда речь идет не об отдельных навыках, а о целых ресурсах из круга ресурсов, схема становится чуть сложней, но суть ее остается такой же.

(С) Марина Комиссарова

Комментарии

e_movo    28.06.15 08:53
Вспоминается, как читать училась.
Не хотела, не могла почти до третьего класса — именно осмысленно читать, понимая и осознавая.
Потом попался «Том Сойер» — и уже остановиться не могла.
Читала все и всегда, даже зеркальные тексты или вверх ногами — к примеру, если кто-то рядом едет напротив и у него книжка перевернута, а мне интересно, что там :)
Удовольствие от чтения перевешивало все неудобства :)

poprygush    28.06.15 09:01
я пораньше, но суть процесса такая же была )))
очень крутые метафоры с вождением и навыком чтения.

e_movo    28.06.15 09:04
Я по жизни очень медленная просто.
В очень многих вещах.

Да, на примерах всегда проще :))

poprygush    28.06.15 10:20
я тоже медленная, мне кажется.

gellada    28.06.15 09:46
Я прямо помню этот волшебный момент озарения, сладостное чувство, когда вдруг в один момент все складывается и начинаешь быыыыыстро читать, и все такое интересное!

Кстати, про чтение: сначала прочла краем глаза в названии «форсирования» вместо «формирования» и аж прямо зависла вся :)))

samlady    28.06.15 10:15
То же самое с изучением иностранного языка. Непередаваемое чувство когда грамматические конструкции и непонятные слова вдруг обретают смысл. После этого уже нельзя сказать, что ты учишь язык. Заставлять себя? Да нет, оно само как-то, с легкостью и с удовольствием.
Главное знать, что этот переломный момент наступит, и не бросать когда с трудом идешь в гору. Очень похоже на процесс подключения и прокачки ресурса, описанный в посте, мне кажется.

evo_lutio    28.06.15 10:20
Формирование любого навыка — одинаково.

e_tilperin    28.06.15 13:29
Да, именно так и у меня с языками. Однажды мне один друг сказал: «Зачем ты тратишь время и энергию на этот итальянский, он же тебе никогда в жизни не пригодится?» У меня был ступор — как это я трачу энергию? Я наоборот получаю! А чтобы поднять мне настроение, этот друг настойчиво звал меня на вечеринки, не понимая, что как раз общение с незнакомыми людьми для меня жуткий напряг.
В общем, очень важно знать, что мы не рабы темперамента/генетики/интеллекта, что переломный момент касается всех ресурсов и всех людей. И что, приложив достаточные усилия, однажды я смогу полюбить общение с незнакомыми людьми, а мой друг — изучение языков. Это очень круто.

evo_lutio    28.06.15 14:14
Только «приложив достаточные усилия» — это утонуть в стрессе, а не обрести навык.

Полблога у меня исписано постами на тему, что давлением на себя и силой воли ни один ресурс не прокачать. Нужно создать поток энергии, чередуя усилия и кайф. И если кайф не подключится, резерв воли будет истощен, и будет только разрушение.

e_tilperin    28.06.15 15:46
Да, постепенно, но без давления — и однажды наступит кумулятивный эффект.

tashi_dolma    28.06.15 11:15
Кажется, начинаю понимать, как человеку подключать труднодающиеся ресурсы (которые у него совсем неразвитые — поэтому пока «непослушные», или просто труднодоступные в силу каких-то индивидуальных причин) — с помощью других, уже в какой-то степени прокачанных.

В начале подключения «сложного» ресурса — отдачи всегда очень мало (или вообще нет), мотивации катастрофически не хватает, и чтобы этот момент преодолеть — создаёшь ситуацию, в которой два ресурса связаны так, что при работе со «сложным» ресурсом вознаграждение поначалу получаешь из более подконтрольного ресурса. Как бы — въезжаешь в эту гору на энергии из другого источника.

Вы об этом писали, теперь становится ещё понятнее.

Когда-то так вышло с работой: осваивалось новое умение с целью — помочь этим человеку (было большое желание помочь) — в итоге подключилась «работа» через «альтруизм»/»дружбу».

evo_lutio    28.06.15 11:40
С помощью других ресурсов, создавая от них мини-поток, с помощью потоков других людей, с помощью других техник, о которых я буду рассказывать, техник очень много. Но разобраться в них можно, только если понимать систему, откуда берется энергия и почему.

konstanta_x    28.06.15 11:18
Иногда бывает обстоятельства вмешиваются в формирование навыка. Например, вы учитесь водить машину и не дай бог попадаете в аварию. Компенсируем страх мотивацией и силой воли? Или есть другие секреты? Я помню, что сегодня не четверг и вопрос скорее риторический)

tashi_dolma    28.06.15 11:34
Не знаю, правильный ли мой способ, если можно — поделюсь.

Я сейчас в похожей ситуации. Компенсирую страх любовью к путешествиям, специально подогреваю себя мечтами о том, в сколько разных желанных мест можно будет ездить, наслаждаться дорогой и событиями, а ещё возить друзей и радовать их этим, и радоваться их благодарности.

Ещё подогреваю волю приятным ожиданием повышения собственного жизненного статуса: «водитель, а не пассажир» (в контексте: уже делающий что-то сам, а не только потребляющий).

tashi_dolma    28.06.15 11:36
Если машина — метафора, то — проще говоря, беру на это энергию из других ресурсов. Которые на данный момент получше кормят.)

evo_lutio    28.06.15 11:39
Не нужно риторических вопросов.

Я написала, что вся совокупность факторов — плюс мотивация, минус страх, минус дурная наследственность, плюс симпатичная девочка, восхищенно смотрящая, плюс, минус, минус, плюс — дают некий результат энергии. Подсчитывать необязательно, в любом случае — охота или неохота. Чем больше навык, тем больше охота и меньше зависимости от внешних обстоятельств, и наоборот.

konstanta_x    28.06.15 11:40
ДА, это все очень понятно. Спасибо!

beth4ever    28.06.15 12:19
Пример мне очень в тему. :) Я три раза бросала автошколу, потому что нет мотивации.

sonilda_polch    28.06.15 14:35
и я) но сейчас так приперли обстоятельства, что придется. Как представлю себя с карапузами на метро так и мотивация появляется…

beth4ever    28.06.15 14:42
Я и с детьми прохалявила, потому что по подсчетам периодически заказывать детское такси оказалось дешевле.

Зато как-то случайно удалось приучить себя читать на английском, и теперь это, ну, просто часть френдленты.

sonilda_polch    28.06.15 15:32
Мне каждый день надо ездить, дорого… С языком тоже смешно — когда в поездках муж разговаривал а я как болванчик улыбалась — тоже надо было, а домой приезжаешь и вроде не надо…

evahappy    28.06.15 14:08
А возрастные переходы как-то влияют на ресурсы?
Не редко встречается, когда девушка в возрасте Селены прекрасно гармонично одевалась, или была общительной и приятной в компании, обожала учиться, а в возрасте Дианы вдруг превращается в серую мышь, или скучную домохозяйку, учебе предпочитающая сериалы. Если в возрасте Селены можно было сказать, что у нее ресурс подключен и частично прокачен, то в возрасте Дианы тот же самый ресурс уже фрустрирован. Встречи выпускников обычно удивляют как раз такими преображениями.
А т.к. нейронная структура уже сформирована и работает сама на себя, то что же тогда происходит? Или с возрастом это никак не связано, а говорит о том, что в каждом конкретном случае, ресурс скорее всего был больше внешним, чем внутренним?

evo_lutio    28.06.15 14:12
Не прокачан был.

Я написала, что если прокачан, то деградирует редко, и только если мало прокачан. А если хорошо прокачан, вообще не деградирует, либо нужно мозг разрушить.

evahappy    28.06.15 14:20
Впечатляет. Похоже прокачивать ресурсы — единственная на 100% выгодная инвестиция сил и времени.

kaitana    28.06.15 14:29
для меня здесь важнее всего — понимание, что всё это не работает без радости и «ого, сам рулю!» :)

lemyshok    28.06.15 17:24
Наверное, при достаточном количестве энергии включается азарт от приобретения навыков даже в сферах не особенно прокачанных ресурсов. Когда начинаешь кайфовать именно от самого факта самостоятельности и опыта уже приобретенных навыков и преодоленных препятствий в связи с их получением. Думаешь – ну столько уже всего удалось, что легко подступаешься даже к тому, что всегда казалось «не твоим», «не дано» и тд.
У меня так с айти было — всегда казалось, что уж что-что, но тут я точно безнадежна. А потом какая-то злость и азарт появились — какого черта, в самом деле, я ведь и от бабушки ушел, и от дедушки ушел. Даже специально себе работу в этой сфере нашла, просто ради изучения. Профессионалом не стала, но было очень радостно осознать, что страха перед освоением «неданного» больше нет, даже наоборот.

severock    28.06.15 20:47
А переход энергии из одного ресурса в другой возможен? Ну вот до сорока лет я с удовольствием занимался бизнесом, а потом почти резко мне это перестало нравиться и я на это дело забил и всё продал. Значит ли это что ресурс был внешним? Ну пока жена была жива и занималась своим бизнесом, я мог черпать от неё, но потом-то у меня объективно ещё лучше дела пошли (х.з кто мне его тогда давал). Или просто поток перешёл на другие ресурсы, ну там я больше стал заниматься детьми, хобби, домом?

 
Впервые опубликовано — evo-lutio