Евтушенко о дисбалансе

Четыре стихотворения Евгения Евтушенко предлагаю разобрать.

На тесте их не было, но они очень хорошо описывают динамику роста плюса у онегина.

Даже в названиях уже видна эта динамика.

Сначала: 1) натужная попытка Рыцаря серенады Даме.

Потом: 2) Шланг в ответ Штурману.

Затем: 3) ария Мертвого Жука в ответ Победительнице.

А в конце 4) покаяние Клятвопреступника перед Страшным Судом.

Вот это — четыре основных этапа роста плюса в дисбалансе у типичных онегиных.

Попробуете сами детали проанализировать?

1. Благодарность

Она сказала: «Он уже уснул!»,—
задернув полог над кроваткой сына,
и верхний свет неловко погасила,
и, съежившись, халат упал на стул.

Мы с ней не говорили про любовь,
Она шептала что-то, чуть картавя,
звук «р», как виноградину, катая
за белою оградою зубов.

«А знаешь: я ведь плюнула давно
на жизнь свою… И вдруг так огорошить!
Мужчина в юбке. Ломовая лошадь.
И вдруг — я снова женщина… Смешно?»

Быть благодарным — это мой был долг.
Ища защиту в беззащитном теле,
зарылся я, зафлаженный, как волк,
в доверчивый сугроб ее постели.

Но, как волчонок загнанный, одна,
она в слезах мне щеки обшептала.
и то, что благодарна мне она,
меня стыдом студеным обжигало.

Мне б окружить ее блокадой рифм,
теряться, то бледнея, то краснея,
но женщина! меня! благодарит!
за то, что я! мужчина! нежен с нею!

Как получиться в мире так могло?
Забыв про смысл ее первопричинный,
мы женщину сместили. Мы ее
унизили до равенства с мужчиной.

Какой занятный общества этап,
коварно подготовленный веками:
мужчины стали чем-то вроде баб,
а женщины — почти что мужиками.

О, господи, как сгиб ее плеча
мне вмялся в пальцы голодно и голо
и как глаза неведомого пола
преображались в женские, крича!

Потом их сумрак полузаволок.
Они мерцали тихими свечами…
Как мало надо женщине — мой Бог!—
чтобы ее за женщину считали.

2. Ты большая в любви

Ты большая в любви.
Ты смелая.
Я — робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
а хорошее вряд ли смогу.
Все мне кажется,
будто бы по лесу
без тропинки ведешь меня ты.
Мы в дремучих цветах до пояса.
Не пойму я —
что за цветы.
Не годятся все прежние навыки.
Я не знаю,
что делать и как.
Ты устала.
Ты просишься на руки.
Ты уже у меня на руках.
«Видишь,
небо какое синее?
Слышишь,
птицы какие в лесу?
Ну так что же ты?
Ну?
Неси меня!
А куда я тебя понесу?..

3. К добру иль к худу

К добру ты или к худу,
решает время пусть.
Но лишь с тобой побуду,
я хуже становлюсь.
Ты мне звонишь нередко,
но всякий раз в ответ,
как я просил, соседка
твердит, что дома нет.
А ты меня тревожишь
письмом любого дня.
Ты пишешь, что не можешь
ни часу без меня,
что я какой-то странный,
что нету больше сил,
что Витька Силин пьяный
твоей руки просил.
Я полон весь то болью,
то счастьем, то борьбой…
Что делать мне с тобою?
Что делать мне с собой?!
Смотреть стараюсь трезво
на все твои мечты.
И как придумать средство,
чтоб разлюбила ты?
В костюме новом синем,
что по заказу сшит,
наверно, Витька Силин
сейчас к тебе спешит.
Он ревностен и стоек.
В душе — любовный пыл.
Он аспирант-историк
и что-то там открыл.
Среди весенних лужиц
идет он через дождь,
а ты его не любишь,
а ты его не ждешь,
а ты у Эрмитажа»
стоишь, ко мне звоня,
и знаешь — снова скажут,
что дома нет меня.

4. Я разлюбил тебя

Я разлюбил тебя… Банальная развязка.
Банальная, как жизнь, банальная, как смерть.
Я оборву струну жестокого романса,
гитару пополам — к чему ломать комедь!

Лишь не понять щенку — лохматому уродцу,
чего ты так мудришь, чего я так мудрю.
Его впущу к себе — он в дверь твою скребется,
а впустишь ты его — скребется в дверь мою.

Пожалуй, можно так с ума сойти, метаясь…
Сентиментальный пес, ты попросту юнец.
Но не позволю я себе сентиментальность.
Как пытку продолжать — затягивать конец.

Сентиментальным быть не слабость — преступленье,
когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь
и пробуешь, кряхтя, поставить представленье
с названием тупым «Спасенная любовь».

Спасать любовь пора уже в самом начале
от пылких «никогда!», от детских «навсегда!».
«Не надо обещать!» — нам поезда кричали,
«Не надо обещать!» — мычали провода.

Надломленность ветвей и неба задымленность
предупреждали нас, зазнавшихся невежд,
что полный оптимизм — есть неосведомленность,
что без больших надежд — надежней для надежд.

Гуманней трезвым быть и трезво взвесить звенья,
допрежь чем их надеть,— таков закон вериг.
Не обещать небес, но дать хотя бы землю.
До гроба не сулить, но дать хотя бы миг.

Гуманней не твердить «люблю…», когда ты любишь.
Как тяжело потом из этих самых уст
услышать звук пустой, вранье, насмешку, грубость,
и ложно полный мир предстанет ложно пуст.

Не надо обещать… Любовь — неисполнимость.
Зачем же под обман вести, как под венец?
Виденье хорошо, пока не испарилось.
Гуманней не любить, когда потом — конец.

Скулит наш бедный пес до умопомраченья,
то лапой в дверь мою, то в дверь твою скребя.
За то, что разлюбил, я не прошу прощенья.
Прости меня за то, что я любил тебя.

Комментарии

doubt93    11.11.19 10:36
«Ты большая в любви.
Ты смелая.
Я — робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
а хорошее вряд ли смогу.»

Похоже на колпачок на герое.

«Мы в дремучих цветах до пояса.
Не пойму я —
что за цветы.»

Шланг в ответ на намеки.

«Не годятся все прежние навыки.
Я не знаю,
что делать и как.»

Приходится объяснять Глупыше, как правильно поступить.

evo_lutio    11.11.19 11:17
Идите отсюда.

Я написала это в первом же абзаце, вы пришли со своими «похоже».

dombusin    11.11.19 10:54
«Быть благодарным — это мой был долг.
Ища защиту в беззащитном теле,
зарылся я, зафлаженный, как волк,
в доверчивый сугроб ее постели.»

Онегин обнаруживает себя нечаянно кого-то приручившим, бедную, несчастную, доверчивую слабую зверушку, перед которой он теперь в долгу и ответственности за ее судьбу.
Зависимость павшей к его ногам женщины, нашедшей в нем «того самого», кто «снова сделал ее женщиной» для него большие щипцы. Имея и свою корону, видя ее слабость и низкое самоуважение, онегин отказывает ей в уважении как равному взрослому человеку, и берет на себя неподъемные обязательства.

«меня стыдом студеным обжигало.

мы женщину сместили. Мы ее
унизили до равенства с мужчиной.»

Онегин берет на себя ответственность перед конкретной женщиной и перед женщинами в целом от имени всего общества, его порог растет на глазах.

dombusin    11.11.19 11:02
«Ты большая в любви.

Ты просишься на руки.
Ты уже у меня на руках.»

Тема неподъемной ноши того, что залезло на ручки, нарастает. Долг не дает бросить груз, но и нести его нет ни сил, ни желания, да и некуда.

evo_lutio    11.11.19 11:20
Причем обратите внимание, если женщина не Попрошайка вдруг жалкая, а на ней просто колпачок, то из-под этой короны онегин полетит сам в минус дисбаланса и сольется.

Понятно почему?

Но в стихотворении понятно, что там Попрошайка.

По каким признакам?

pactole    11.11.19 11:35
Потому что такой колпачок может спровоцировать рост короны Спасателя. Автор даже в стихотворении слова использует подходящие:

«Но, как волчонок загнанный, одна,
она в слезах мне щеки обшептала.»

Волчонком недолюбленным может стать женщина для онегина.

okmary    11.11.19 11:40
«Ты большая в любви.
Ты смелая.
Я — робею на каждом шагу.»

Она давит на жалость, прикидывается слабой.

«Я плохого тебе не сделаю,»

Она ныла о своих страхах или недоверии.

«а хорошее вряд ли смогу.»

Чего-то выпрашивала.

evo_lutio    11.11.19 13:11
Про первое стихотворение речь.

ri_volution    11.11.19 11:41
Возможно, по игнорированию обратной связи. Девушка не видит, что в тягость и неподъемная. Что герой отмораживается. Если бы она рефлексировала, что это щипцы и на ней был бы колпачок, то она бы видела динамику и не дошла до состояния шланга героя.

julli_v    11.11.19 11:41
на жалость бьет, самоуничижаясь

» я ведь плюнула давно
на жизнь свою… И вдруг так огорошить!
Мужчина в юбке. Ломовая лошадь.»

iron_vobla    11.11.19 11:43
«По каким признакам?»

Женщина там всё время тянет из него, сплошные щипцы и голод в каждой фразе и жесте:

««А знаешь: я ведь плюнула давно
на жизнь свою…»
«О, господи, как сгиб ее плеча
мне вмялся в пальцы голодно и голо»

osfery    11.11.19 11:55
«Но в стихотворении понятно, что там Попрошайка.

По каким признакам?»

Из абзаца с ее прямой речью. Щипцует его, жалуется на жизнь, унижается, еще и момент выбрала самый подходящий.

Ей кажется что ему должно быть приятно, как легко смог ее спасти, как мало для этого нужно. А ему неловко и стыдно, границы закрываются.

В конце ей становится неудобно за свое решето, и она добавляет с надеждой — Смешно?
Это как смайлики в самых грустных местах, «прикрывыющие» неловкость автора.

«А знаешь: я ведь плюнула давно
на жизнь свою… И вдруг так огорошить!
Мужчина в юбке. Ломовая лошадь.
И вдруг — я снова женщина… Смешно?»

andrey_kozlow    11.11.19 12:16
Был бы колпачок, действия женщины были бы в границах, а тут она делает много шагов подряд к равнодушному мужчине — приглашает к себе домой, укладывает спать сына, выключает свет, раздевается, тащит в кровать. Не видит, что мужчине всё это не надо.

solodka    11.11.19 16:04
«По каким признакам?»

Её образ транслирует страх и слабость, и её состояние переходит на неодушевленные предметы: халат ёжится на стуле, будто его напугали, зубы словно частокол — ограждение от враждебного мира. Она сосредоточена на себе, не даёт тепла. И герой не согревается от объятий, поцелуев и всего, что случается при физической близости. Он мёрзнет в постели-сугробе. Не горит от стыда. Он испытывает студёный стыд.

evo_lutio    11.11.19 17:20
Да, мёрзнет в сугробе как загнанный волк.

letiya    11.11.19 11:01
1. Благодарность

«Быть благодарным — это мой был долг»
«Мне б окружить ее блокадой рифм,
теряться, то бледнея, то краснея»

Внутренние щипцы онегина.

«Но, как волчонок загнанный, одна,
она в слезах мне щеки обшептала.
и то, что благодарна мне она,
меня стыдом студеным обжигало»

Если бы женщина, вместо попыток нажать на жалость и причитаний о несчастной судьбе, показывала силу и устойчивость, это было бы антищипцами, и ее СЗ выросла бы со временем.

Но она всей своей сутью демонстрирует голодную пасть

«О, господи, как сгиб ее плеча
мне вмялся в пальцы голодно и голо».

СЗ неизбежно будет снижаться.

andrey_kozlow    11.11.19 11:01
1. Благодарность

Мне б окружить ее блокадой рифм,
теряться, то бледнея, то краснея,
но женщина! меня! благодарит!
за то, что я! мужчина! нежен с нею!


Женщина раздевается перед автором, видит её, но фокус улетает на весь гендер сразу, к судьбам женщин в веках, взваливает на себя ответственность за всех женщин вообще, сразу надевает корону Спасателя. Ощущает не любовь и даже не интерес к женщине, а долг перед ней.

evo_lutio    11.11.19 11:22
Это не совсем пока корона Спасателя, это нечто другое.

Короной Спасателя это стало бы, если бы она его послала вдруг.

А это что?

andrey_kozlow    11.11.19 11:26
Похоже на корону равенства, он и себя, и женщину воспринимает без пола, как людей.

viva_la_vida3    11.11.19 11:53
Мамино Сокровище. Женщины ведь мечтают о бледнеющих и краснеющих потеряшках.

osfery    11.11.19 13:25
Это он описывает действие внутренних щипцов, и его реакция на Попрошайку. Отмораживается.

evo_lutio    11.11.19 15:30
Да, внутренние щипцы.

igurova2018    11.11.19 15:04
Щипцы женщины — это надо было поблагодарить так, чтобы герой сокрушался, что мало ей дает.
Чтобы дать понять, что мужская нежность для нее в дефиците и этакая невидаль. Женщина отмечает свою невостребованность и растет плюс героя.

taushana    11.11.19 11:11
1. Благодарность

«А знаешь: я ведь плюнула давно
на жизнь свою… И вдруг так огорошить!
Мужчина в юбке. Ломовая лошадь.
И вдруг — я снова женщина… Смешно?»

Быть благодарным — это мой был долг.
Ища защиту в беззащитном теле,
зарылся я, зафлаженный, как волк,
в доверчивый сугроб ее постели.

В ответ на решето женщины с асексуальными сравнениями мужчина решает быть благодарным. Но тут же ищет защиту от нее и думает, что его загнали.

evo_lutio    11.11.19 11:22
Загнали как волка, да.

letiya    11.11.19 11:12
2. Ты большая в любви

«Ты устала.
Ты просишься на руки.
Ты уже у меня на руках»

Сбылась мечта Яжеженщины — нашла ручки, на которые можно запрыгнуть. Герой застопорился, приходится подгонять, почти как лошадь.

«Ну так что же ты?
Ну?»

Ему не остаётся ничего другого, как включить шланг.

«А куда я тебя понесу?..»

ninel_215    11.11.19 11:21
1. Благодарность

Она сказала: «Он уже уснул!»,—
задернув полог над кроваткой сына,
и верхний свет неловко погасила,
и, съежившись, халат упал на стул.

Тут видно нетерпение женщины, её напор, что она уже ждала этого момента, когда можно будет почувствовать себя женщиной и дать это должен ей он, мужчина. «Он уже уснул!» — звучит как команда для героя.

evo_lutio    11.11.19 11:25
Доярушка ведрами нетерпеливо гремит, да.

deliny    11.11.19 11:28
3. К добру иль к худу

Стоит герою увидеться с женщиной, как вырастает его плюс:

«Но лишь с тобой побуду,
я хуже становлюсь».

Герой всячески избегает женщину, при этом не хочет с ней никак объясняться, вероятно боится обидеть, просит соседку говорить, что его нет дома, а если вдруг где-то встречается с женщиной, видимо говорит что-то неопределенно-вежливое:

«Ты пишешь, что не можешь
ни часу без меня,
что я какой-то странный,
что нету больше сил…»

При этом считает себя ответственным за чувства женщины:

«И как придумать средство,
чтоб разлюбила ты?»

И хотел бы, чтобы всё разрешилось как-нибудь само собой:

«К добру ты или к худу,
решает время пусть».

r_reef    11.11.19 11:43
4. Я разлюбил тебя

«Лишь не понять щенку — лохматому уродцу,
чего ты так мудришь, чего я так мудрю.
Его впущу к себе — он в дверь твою скребется,
а впустишь ты его — скребется в дверь мою.

Сентиментальным быть не слабость — преступленье,
когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь
и пробуешь, кряхтя, поставить представленье
с названием тупым «Спасенная любовь».»

Щенок — чувство нежности которое появляется из-за снижения давления, щипцов, когда начинают жить разделенные дверью. В итоге происходит камбэк «размякнешь вновь, наобещаешь вновь». Пренебрежительно относится к такой «Спасенной любви», так как потом опять сразу появляются щипцы и снова плюсу в тягость отношения.

«Не обещать небес, но дать хотя бы землю.
До гроба не сулить, но дать хотя бы миг.»
Вред от слияния границ и решета. Зато внутренний локус позволяет давать хотя бы землю, хотя бы миг. Деятельным быть здесь и сейчас, а не на словах штурманить будущее.

lemyshok    11.11.19 11:44
Она сказала: «Он уже уснул!»,—
задернув полог над кроваткой сына,
и верхний свет неловко погасила,
и, съежившись, халат упал на стул.

Мы с ней не говорили про любовь,
Она шептала что-то, чуть картавя,
звук «р», как виноградину, катая
за белою оградою зубов.

Тут дело идет к сексу вроде бы, но герою совсем не хочется, образы вообще не про секс. Ему, похоже, не по себе, что она как будто только и ждала, пока сын уснет, она неловко гасит свет, и ему тоже неловко смотреть на это, он цепляется вниманием за какие-то отталкивающие детали — съежившийся халат, ограда зубов. Он не видит, например, мягкие губы и язык, а видит только жесткие белые, как кости, зубы. Которые как забор.

Но и героиня ему ничем помочь не может, наоборот, только усугубляет своим решетом и образов фрустрирующих добавляет:

«А знаешь: я ведь плюнула давно
на жизнь свою… И вдруг так огорошить!
Мужчина в юбке. Ломовая лошадь.
И вдруг — я снова женщина… Смешно?»

Ей кажется что это смешно, но у него скорее жалость к ней. Может даже с примесью легкой брезгливости в конце:

О, господи, как сгиб ее плеча
мне вмялся в пальцы голодно и голо
и как глаза неведомого пола
преображались в женские, крича!

И вот после такого тоскливого и заунывного, но обязательного секса он только и может, что удариться в философские рассуждения, как так вышло с этим миром.

Мне б окружить ее блокадой рифм,
теряться, то бледнея, то краснея,
но женщина! меня! благодарит!
за то, что я! мужчина! нежен с нею!

Вот здесь видно, что он хотел бы и сам любить и чувствовать благодарность женщине за ее нежность, быть пылким рыцарем для нее, но ни у кого из них образ этому не соответствует. Он — уже «что-то вроде баб», она — мужик, ломовая лошадь, голодная, и неведомого пола.

evo_lutio    11.11.19 17:10
И недаром образ «блокада рифм», окружить блокадой хочет ее, а на самом деле огородиться от нее, как от врага.

evo_lutio    11.11.19 17:10
И стон: как так вышло, что мы не хотим женщин, а они не привлекают нас?

Ну как, доярки?

laughing_arnie    11.11.19 11:45
4. Я разлюбил тебя

«Спасать любовь пора уже в самом начале
от пылких «никогда!», от детских «навсегда!».
«Не надо обещать!» — нам поезда кричали,
«Не надо обещать!» — мычали провода.»
Герой взял на себя ответственность любить вечно.

«Сентиментальным быть не слабость — преступленье,
когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь»
Слово героя — закон, нарушение этого слова — преступление.

«Гуманней не любить, когда потом — конец.»
Герой не справился и превращается в пескаря.

evo_lutio    11.11.19 17:23
И просит прошения за то, что любил.

Все с ног на голову, как и бывает у пескарей.

Любовь выглядит злом, поскольку даёт надежду, которую нельзя оправдать.

Любовь как ложь. За это надо просить прощения.

sezession    11.11.19 11:51
«Мне б окружить ее блокадой рифм,
теряться, то бледнея, то краснея,
но женщина! меня! благодарит!
за то, что я! мужчина! нежен с нею!»

Он хотел бы и сам испытать сильные чувства, но он теперь он нагружен ответственностью за её чувства, за то, что вдруг эту ломовую лошадь и мужчину в юбке сделал снова женщиной.
Она так плачет и благодарит за простую нежность, что ему неловко.

lemyshok    11.11.19 12:03
Лишь не понять щенку — лохматому уродцу,
чего ты так мудришь, чего я так мудрю.
Его впущу к себе — он в дверь твою скребется,
а впустишь ты его — скребется в дверь мою.

Щенок, наверное, это влечение, либидо, животная, но и сентиментальная при этом, тяга к близости и нежности. Только в замороженном состоянии герою он кажется лохматым уродцем. И может быть, здесь еще что-то типа отношений цапля-журавль, они все время не совпадают фазами.

Сентиментальным быть не слабость — преступленье,
когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь
и пробуешь, кряхтя, поставить представленье
с названием тупым «Спасенная любовь».

Он фрустрирован, ему и самому противно от себя, как он, кряхтя, разыгрывает тупое шоу. Но хотел бы, видимо, фрустрировать себя еще сильнее, иначе чуть размяк — и уже преступник.

evo_lutio    11.11.19 17:25
Щенок — это его любовь.

Когда он запирается, щенок просится к ней.

Когда он идёт к ней, щенок рвётся оттуда.

Это не про женщину. Про его чувство.

katrin_lipisin    11.11.19 12:08
4. Я разлюбил тебя

«Сентиментальным быть не слабость — преступленье,
когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь
и пробуешь, кряхтя, поставить представленье
с названием тупым «Спасенная любовь».

Герою из глубокой фрустрации уже отношения видятся как нечто, над чем приходится кряхтеть, надрываться, при этом быть размякшим и слабым. Образ ветхого обессиленного старика, который еще и брюзжит про тупую любовь. Он так старался тащить вериги отношений, что сил уже не осталось никаких. И он просит прощения, что втянул ее в это болото.

viva_la_vida3    11.11.19 12:42
4. Я разлюбил тебя

«Лишь не понять щенку — лохматому уродцу,
чего ты так мудришь, чего я так мудрю.
Его впущу к себе — он в дверь твою скребется,
а впустишь ты его — скребется в дверь мою.»

Здесь, возможно, про чередование ее щипцов и его внутренних щипцов, которые давят на чувство вины и жалость.

evo_lutio    11.11.19 17:26
Да, его щипцы и ее.

sky_attraction    11.11.19 14:12
3. «К добру иль к худу»

Герой-онегин жалеет женщину и очень хотел бы расстаться по-хорошему, чтобы не чувствовать себя виноватым. Он не может её просто послать, поэтому прячется от неё и мечтает о средстве, «чтоб разлюбила ты».

У женщины в шкатулочке негусто — один Витька Силин, который «пьяный её руки просил». Она рассказывает (а может, и врёт) об этом герою, чтобы уязвить его и вызвать ревность. А для героя этот Витька Силин — как спасительная соломинка, последняя надежда. Витька, видимо, неказист, и герой так и сяк про него думает, будто сам себя уговаривает: мол, Витька — «аспирант-историк и что-то там открыл». Может, он и не так плох. Может, он сейчас старается, шлёпает по лужам в новом костюме, чтобы увидеть её…

Эх, нет, не покатит Витька, не видать герою покоя. Придётся дальше прятаться и просить соседку врать по телефону.

evo_lutio    11.11.19 17:28
Да-да.

lit93    11.11.19 14:38
4. Я разлюбил тебя

«Надломленность ветвей и неба задымленность
предупреждали нас, зазнавшихся невежд,
что полный оптимизм — есть неосведомленность,
что без больших надежд — надежней для надежд.»

Может быть здесь о том, что опору можно сохранить, если локус и фокус будут на месте, поэтому и роста короны не будет

evo_lutio    11.11.19 17:30
Ну вряд ли лирический герой что-то в этом понимает, иначе не был бы таким невротиком.

Может немного догадывается.

radayana    11.11.19 16:56
«Не надо обещать!» — нам поезда кричали,
«Не надо обещать!» — мычали провода.

Даже поезда и провода скалками его задолбали, что он виноват в том, что любил, и обещал, предатель.

evo_lutio    11.11.19 17:30
Да.

allexfed    11.11.19 17:02
2. Ты большая в любви
«Все мне кажется,
будто бы по лесу
без тропинки ведешь меня ты.»

Герой описывает свои ощущения от попадания в штурманский план.

«Ты устала.
Ты просишься на руки.
Ты уже у меня на руках.»

Герой описывает ситуацию как сторонний наблюдатель, подобная отрешенность возникает
из-за того что его воля не учитывается.

evo_lutio    11.11.19 17:21
Да.

evo_lutio    11.11.19 17:30
Ну что, вы молодцы. Все правильно разобрали.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio