Эго-интеграция

Уровень эго-интеграции можно приблизительно оценить с помощью теста «Круг эго».

Интеграция эго – это степень развития ядра личности, так называемого личностного стержня.

Изначально эго у человека нет. Ребенок, по выражению Жана Пиаже, представляет собой «недифференцированный абсолют», то есть не имеет никаких границ личности, его личность не отделена от окружающего мира. В возрасте двух-трех лет у ребенка начинают формироваться личностные границы и наполняется личностное содержание. Он начинает разделять себя и мир, учится понимать свои желания и взаимодействовать с миром так, чтобы обеспечивать себе внутриличностный комфорт.

Высшая степень развития личности – это такое состояние, когда человек достигает гармонии с миром, то есть так организует свою личность, что она не просто идеально вписывается в мир, но и может активно развиваться, удовлетворять свои потребности (не только низшие, но и высшие), не испытывая с миром противоречий. Именно такое состояние называется интеграцией, и с точки зрения эволюции вида это высшая степень адаптации. Интеграция означает, что человек сумел так выстроить свою внутреннюю структуру и вписать ее в мир, что мир служит ему идеальной питательной средой, питательной в широком смысле слова, поскольку питание человека не исчерпывается лишь насыщением физического тела, человек питается еще и впечатлениями, информацией, эмоциями и смыслами.

Можно сказать, что эго интегрированной личности является идеальным посредником между социумом и внутренним миром, фильтруя любые вредные влияния, усиливая полезные и даже трансформируя первые во вторые. Дезинтеграция каких-то частей, наоборот, создает зону дистресса, то есть область конфликта между внешним миром и внутренним, человек испытывает страдания и вынужден искать защиты от них с помощью бегства в иллюзии или в аддикции.

Важно понять, что адаптация человека к окружающему миру происходит не путем одного лишь пассивного приспособления, а путем развития новых навыков, новых инструментов и приспособления к себе окружающей среды. Этим человек отличается от других организмов, и сложная психика развилась в эволюции как механизм проактивной адаптации, то есть творческое начало, умеющее менять и себя, и среду. Следует отличать от этого дезадаптированных людей, бессильно сражающихся с ветряными мельницами. Чтобы иметь силы и возможность позитивно менять реальность, а не просто разрушать, человек должен быть достаточно адаптирован. Достаточно – это не значит пребывать в пассивном покое, а наоборот, иметь много энергии для направленной деятельности. При сильной дезадаптации стресс уничтожает не только возможности человека, но иногда и самого человека.

Не имеющая интеграции личность вынуждена защищаться от стресса, применяя два главных способа: иллюзии и аддикции.

Иллюзии создают психический колпак между реальностью, которая доставляет личности стресс, и миром ее переживаний. В результате иллюзий личность видит вместо реальности некий экран, на котором разворачиваются те картины, которые не приносят ей стресс. Опасность иллюзий в том, что, чем дольше личность замещает ими взаимодействие с реальностью, тем дальше заходит ее дезинтеграция, слабеет ее эго, деградируют связи с миром, а значит конфликт с реальностью возрастает, иллюзий требуется все больше, на это уходит вся энергия и получается замкнутый круг.

Аддикции защищают эго иначе. Они действуют по закону джунглей, точнее по закону пищевых цепей, когда более сильный поглощает более слабого. Аддикции постепенно смещают руководящую роль с центра личности на то, что становится ее аддикцией. «Страсть захватывает человека в плен». Человек «уходит с головой» во что-то, «подсаживается» на это, «страстно увлекается» и в буквальном смысле слова теряет свое Я. Теперь эго лишено той власти, с которой оно не могло справляться (поэтому человек страдал от стресса), эта власть перешла к аддикции. Так человек, мающийся от бессмысленности, скуки или тревоги, может найти себя в любой из возможных аддикций: стать фанатиком, наркоманом, одержимым игроком или дать себя поглотить любовной зависимости. Поглощение происходит не сразу, изначально человек не собирается погружаться сильно, но его «затягивает». Вред аддикций в том, что сами по себе они способны дезинтегрировать личность все больше и больше, отнимая у нее те возможности, которые были. То есть человек, вступив в аддикцию немного ослабленным, через какое-то время может оказаться на дне энергетической ямы.

Интеграция эго, то есть гармония всех его частей и встроенность в социум, позволяет этому эго руководить человеком эффективно и надежно защищать его от стресса, не теряя связи с реальностью. Такое сильное, хорошо собранное, адекватное окружающему миру эго помогает человеку аккумулировать достаточно энергии, распределять ее по всем необходимым направлениям, поддерживая связь всех внутренних частей личности и развивать внешние связи. Интегрированное эго работает так же хорошо, как завод, сумевший наладить цикл производство-сбыт-инновации-производство.

Если представить интегрированную личность как здоровую клетку, хорошо адаптированную к среде, мы увидим, что такая клетка-личность обладает мощным обменом веществ, обходит большинство угроз, фильтрует яды, активно питается, растет и размножается. Стоит учесть, что рост и размножение личности, в отличие от роста и размножения человека, это не физические процессы, а психические, то есть в то время как тело человека размножается весьма ограниченное количество раз, а расти перестает рано, личностный рост осуществляется непрерывно, а то, что можно считать размножением личности, происходит не путем распространения своих генов, а путем распространения мемов, то есть культурных единиц: символов, образов, идей, мыслей и т. д. Чем более сильной является личность, тем больший авторитет она имеет в своем социальном кругу, а значит ее индивидуальные мемы размножаются эффективнее, поскольку копируются, усваиваются и распространяются другими. Но и менее сильные личности принимают участие в размножении и отборе мемов.

Одними из первых проблемой эго всерьез заинтересовались фрейдисты. Фрейд считал, что Эго – является посредником между Ид (биологическим началом) и Супер-эго (социальным принуждением). Хорошее Эго, по мнению Фрейда, способно удерживать напряжение и балансировать между животным и социальным, между «хочет тело» (Ид) и «надо другим» (Супер-эго). Слабое эго, не выдержав напряжения, может совершить выбор в пользу Ид, и тогда будет подвергаться гонениям со стороны общества, а может предпочесть Супер-эго, и тогда давление на нее будет осуществлять притесняемая Ид, вызывая неврозы и болезни.

Интегрированное эго справляется с задачей баланса наилучшим образом, оно соединяет все нужды того, что Фрейд называл Ид, и все требования того, что он называл Супер-эго, в единую структуру, в которой между тем и другим нет никаких противоречий.

Достигается такой баланс с помощью развития эго с нескольких разных сторон. Развитие сторон эго может осуществляться не умозрительно, а только в процессе активной деятельности и построения гармоничных связей с разными сферами социума (см. Круг Ресурсов). По сути, для развития эго нужно развитие ресурсов, а чем больше развито эго, тем проще эти ресурсы развивать. В этом реализуется принцип замкнутого круга, который управляет и положительной и отрицательной динамикой живых организмов.

В приведенном тесте эго схематически изображается в виде круга, деленного на четыре сегмента.

Левый верхний сегмент – Самооценка (пирамида). Самооценка — это механизм, позволяющий оценивать свою значимость в социуме, в целом и ситуативно. При дезинтеграции этой части эго, человек отрицает необходимость оценивать себя с точки зрения значимости в социуме, словно отнимая у социума право на судейство и присваивая его лично себе. При такой иллюзии личной, отдельной, эксклюзивной значимости, не связанной никак с оценкой окружающих, человек может поддерживать высокую самооценку, но при любом столкновении своих потребностей и реальности, испытывает стресс. В результате человек может попытаться спастись от стресса тем, что перестает проецировать свои потребности в социум, стремится к «самодостаточности» и обрывает социальные контакты, либо выбирает узкую маргинальную группу, оценивающую его близко к его собственной оценке. Так как остальная реальность не поддерживает его личную оценку себя, между ним и реальностью возникает неразрешимый конфликт и ищутся пути бегства. Вот почему адекватная самооценка, то есть оценка себя, в целом, совпадающая с оценкой окружающих, является наиболее зрелой и интегрированной.

Другой стороной измерения гармоничной самооценки является вера в свои возможности и свой потенциал. Человек, который не чувствует в себе достаточно сил и способностей, чтобы расти и развиваться дальше, имеет, по всей видимости, заниженную самооценку и негативный взгляд на себя. Поэтому только высокие значения по обеим шкалам: адекватность самооценки и уверенность в своих силах могут свидетельствовать о достаточной гармонии в этой части эго.

К сожалению, нельзя исключать роль интерпретаций смыслов при оценке себя по шкалам, а так же роль ситуативного настроения. Этот тест слишком примитивен, чтобы считать его диагностику точной. Однако, среди подобных упрощенных тестов, этот тест, на мой взгляд, является одним из лучших. Это касается измерения всех четырех параметров.

Правый верхний сегмент круга – Локус контроля (глаз). Локус контроля – это механизм, позволяющий личности оценивать все события жизни либо с точки зрения собственной ответственности (внутренний локус контроля), либо с точки зрения ответственности других (внешний локус контроля). Внутренний локус иногда путают с гиперответственностью, когда человек пытается контролировать независящие от него факторы, либо с невротическим чувством вины, когда человек обвиняет себя во всем происходящем с ним. Однако хорошо развитый внутренний локус контроля позволяет очень четко отделить все то, что человек способен изменить в данной ситуации сам, и вынести за границы осмысления все то, на что он не может влиять.

Человек с хорошо развитым внутренним локусом понимает, что есть множество обстоятельств, которые происходят без его участия, есть воля и выбор других людей, на которых нельзя повлиять никак, кроме как насилием, поэтому его внутренний локус заинтересован в том, чтобы не только не выносить за зону своей ответственности то, что поддается контролю, но и не брать в свою зону ответственности то, что контролю его не поддается. Если человек пытается контролировать то, что от него не зависит, он то и дело встречается с непреодолимым сопротивлением, вынужден испытывать агрессию или фрустрацию, то есть деятельность его неэффективна. Вот почему человек, который стремится делать максимум возможного и не тратить свою энергию на невозможное, смотрит на все только через внутренний локус, задавая себе каждый раз один единственный вопрос: что я лично могу изменить в этой ситуации? И если ответ «ничего», не тратит на осмысление ситуации много времени.

Люди, которые любят разбирать не свои, а чужие ошибки, осмысливать чужие недостатки, обвинять окружающих, делиться своим негодованием по поводу поведения других людей, смотрят на мир через внешней локус. Даже если они правильно устанавливают личность виновного, очень важно действовать конструктивно, то есть задавать себе вопрос не «кто виноват?» а «что делать?» — точнее «что могу сделать с этим виноватым лично я, чтобы исправить положение дел?» Если ответ «ничего», дальнейший поиск не имеет смысла, и важно обратить свои силы, которые очень ограничены, в более конструктивное русло, туда, где человек имеет больше влияния и может принести себе и другим больше пользы.

Для измерения степени интеграции локуса контроля, важно оценить, насколько он внутренний. Человек со внутренним локусом контроля воспринимает поведение людей достаточно позитивно, поскольку сконцентрирован на собственной ответственности, а не на чужой, его локус направлен на свои поступки, а не на чужие промахи. Конечно, и ему в жизни встречаются люди, которые не выполняют свой долг и даже совершают преступления. Однако, внутренний локус позволяет оценивать окружающих, в основном, позитивно, поскольку человек с внутренним локусом не имеет к людям особых претензий и лишних ожиданий, а это очень существенно сокращает количество разочарований и недовольств.

Нижний правый сегмент (солнце) и нижний левый сегмент (луна) — саморегуляция и спонтанность. Эти параметры имеют кое-какое косвенное отношение и к фрейдистским парам Супер-эго-Ид, к юнгианским Анимус-Анима, и даже к даосским Ян-Инь. Важно то, что гармоничное эго способно избегать конфликта между удовольствием и долгом, между эгоистическим и альтруистическим, между телом и разумом, материальным и идеальным, чего бы за этим ни стояло.

На первый взгляд спонтанность противоречит саморегуляции, а удовольствие противоречит воле. Однако, вот здесь я попыталась рассказать, почему это противоречие актуально лишь для дезинтегрированной личности и исчезает на пути к интеграции.

Получив в результате ответов на все вопросы теста свой собственный цветовой круг, можно определить наиболее проблемные и наиболее гармоничные части своего эго. Чем ближе к красному цветовому полю, тем более проблемной и конфликтной является зона.

Важно обратить внимание, что большая разница между левым нижним и правым нижним сегментом (когда один ближе к красному, а второй ближе к голубому) означает энергетический перекос, а большая цветовая разница между верхними и нижними сегментами означает перекос этического характера.

Как работать над общими перекосами и как развивать отдельные части эго, будет написано дальше.

© Марина Комиссарова