Еще о щипцах

Небольшой пример, как нормальные вещи превращаются в щипцы.

Скоро начнется тестирование, и система площадки вебинар присылает мне напоминалочку, как и вам, если вы туда собираетесь сегодня.

«Мы о Вас помним. А Вы?»

Вот такая напоминалка.

Мне это приходит на почту за все три потока каждый день и не раз. На каждом тестировании.

Я думаю тот, кто эту напоминалку придумал, был доволен собой, ему показалось, что это звучит лаконично и мило.

На самом деле это звучит глуповато и фамильярно.

Сами по себе напоминалки — это нормальная практика. Лучше, когда человек имеет возможность сам выбрать, надо ли ему это, но некоторые этот момент упускают, и нет ничего плохого в том, что система напоминает участнику (и ведущему) время его вебинара, тем более если он уже все оплатил. (Если не оплатил, то это щипцы)

Но давайте обсудим форму. Границы — это про форму.

Нормальная напоминалка, которую шлет система, должна быть сформулирована от лица системы.

Такого-то числа во столько-то часов вебинар, который вы оплатили.

Вот и все. Голый факт, краткая и полезная вам информация, не отжимающая лишнего времени, не раздражающая эмоции.

Но нет, все почти подобные автоматические рассылки обязательно притворяются людьми. И не просто какими-то чужими, вежливыми людьми, а ближайшими друзьями, нередко плохо воспитанными, или даже не друзьями, а разгоряченными любовниками. Когда любовники разгорячены, их границы съезжают и в этом есть пикантный момент.

Но зачем так ведут себя автоматические системы?

Часто они на ты обращаются (в русскоязычной культуре это резкое сокращение дистанции), плоско шутят и немножко дразнят.

Вам ведь приходит спам из магазинов?

«Что-то ты давно не заглядывал к нам. Не соскучился? А мы по тебе очень»

Тихий ужас, если представить. Кто там соскучился?

Кого должен представить потенциальный покупатель? Директора магазина, такого грузного, например, который очень соскучился по нему и лезет с обнимашками? Кассовый аппарат, который приветливо гудит и стучит зубами, скучая по его банковской карте? Какие такие образы добрые маркетологи хотят воссоздать в голове своих жертв?

Вот зачем площадка вебинаров делает вид, что она помнит обо мне как подружка? Ее память это совсем не то же самое, что моя, она цифровая, без эмоций, а главное, у нас не личные отношения с ней.

И я в курсе, что такое автоматически пришло всем, кто отметился в системе, и все в курсе этого, кроме самых наивных и начинающих пользователей (которые присылают ответ на эту напоминалочку лично мне).

Так зачем эти фальшивые и липкие шары? Фальшивые и липкие шары — это щипцы. Понятно почему?

Понимаете, насколько важно, чтобы формальное не выдавало себя за неформальное, не сокращало дистанцию и не изображало живое, близкое общение?

Форма должна обязательно соответствовать содержанию и контексту, именно от этого зависят хорошие границы.

Это касается и рекламных буклетов тоже с описанием продукции. Поменьше панибратства, поменьше глупых шуток и такой теплоты, которая уместна только от родной бабушки, да и то, когда та уже немножко в маразме. Лучше четко, вежливо и по делу.

До сих пор даже солидные банки шлют спам якобы от лица генерального директора, который лично рвется поболтать с каждым клиентом, даже самым мелким и случайным, и посудачить о том и о сем в такой манере, словно завалился к нему на кухню с мятой розой в зубах.

Насколько красивей и уместней (то есть в границах) звучат официальные обращения в официальной ситуации, когда контакт формален.

Замечали это?

Понимаете, почему и как полезная вещь превращается таким образом в щипцы?

Комментарии

kosil_kosoj    21.10.18 10:11
От такой попытки сократить дистанцию ощущение грубого вторжения.

Если бы было написано коротко и по делу, предложение могло заинтересовать, а так — от штампованной речевки противно, плюс она служит индикатором спама, по первым строчкам видно, что ничего ценного в предложении нет. Может, оно там и было, но адресат вряд ли об этом узнает.

Упоминание становится щипцами, потому что сформулировано так, чтобы вызвать определенные эмоции, которые адресат не испытывает по отношению к формальной информации. Эмоции, которые полностью противоречат контексту ситуации. Вместо благодарности возникает неприязнь.

andrey_kozlow    21.10.18 10:23
В таких напоминаниях мало самоуважения, возникает впечатление, что автор сам не верит в ценность своей услуги. Такой голод, боится, что если сформулирует в границах, никто не обратит внимания, вот и лезет из кожи вон.

min_ero    21.10.18 10:32
Skype for business, система предназначенная для организации корпоративной связи, выдаёт мне уведомление — Вы хотите покинуть видеоконференцию? Не волнуйтесь, другие участники этого не заметят!
Первый раз неприятно удивило, показалось совсем не уместным. И как то сразу подумалось, что решение не такое уж профессиональное.

tehhie239    21.10.18 10:38
Возникает впечатление, что на той стороне не понимают, зачем клиенту этот контакт и что клиенту нужно. Рассылка уведомлений от лица кого-то выглядит логично только тогда, когда этот человек и пишет рассылку — то есть, если ведущий вебинара сам хочет что-то до всех участников донести, что-то для подготовки дать, или собрать информацию, и об этом пишет всем участникам. Иногда от лица вымышленных персонажей, знакомых читателю, тоже выглядит логично — если это о какой-то компьютерной игре, например, рассылка, то текст от лица персонажа-наставника не вызывает отторжения. Иначе это просто обман читателя — очевидно же, что не директор компании это писал, но текст написан от лица компании.

lost_in_brazil    21.10.18 10:56
«Фальшивые шары — это щипцы. Понятно почему?» — потому человек чувствует себя обязанным отвечать на эту псевдовежливость, заставлять себя.

Недавно пришло сообщение в вотсап из магазина в торговом центре (номера я не оставляла, от этого ещё страшнее). Какая-то девушка Камилла сетует, что уж много времечка прошло с тех пор, как я к ним а магазин заходила. Плачущий смайл. А у них между тем много новиночек. Влюбленный смайл. Что очень меня ждут и переживают.

Понятно, что никакой Камиллы не существует, и это массовая рассылка, но ощущение было — будто в твою жизнь кто-то пытался просочиться обманом.

evo_lutio    21.10.18 11:00
И главное, почему они думают, что эта неведомая Камилла нужна. Будь она даже живой.

Шла бы она со своими новиночками.

ext_3552311    21.10.18 11:07
Раньше немного раздражало, но было не понятно почему. А теперь видишь, что фамильярное такое отношение, типа друг, брат или сват, это попытка пролезть в печенку, типа — вот как мы к тебе хорошо относимся, с любовью, нежностью и заботой. и ты нам теперь тоже должна не меньше. Без запроса изображают родного, близкого и заботливого и, тем самым, щипцуют симметричный ответ (закажи нашего продукта побольше, расскажи о нас в соцсетях, будь нашим другом…)

vagabondpiano    21.10.18 11:49
Да… Недавно было письмо — приглашение на участие в конкурсе. Начиналось как письмо от человека, с которым мы знакомы и просто давно не общались:
Дорогая *** Надеюсь, у вас все хорошо. Пользуясь возможностью, хотел бы пригласить…
И сразу вспоминаешь, что слышала о нечестном председателе жюри, и какая такса на первую премию.

lost_in_brazil    21.10.18 11:44
Не на тему рекламы, но заметила у себя фальшивые шары тоже.

Коллеге сделали операцию. Все уже обсудили в общем чате, он написал, что операция прошла хорошо. Все пожелали здоровья, и я тоже.

А потом черт меня дёрнул написать ему личное сообщение, типа ты там как, лучше тебе? А мы с ним даже не друзья и не приятели.

Получается, лежит человек в больнице, восстанавливается, и вынужден отвечать на сообщения едва знакомого человека.

Я не поняла, что это были именно щипцы, пока не увидела, что мое сообщение провисело непрочитанным полдня. Явно не особо хотелось ему отвечать.

И самое глупое, что мне и правда все равно, как он там, знаю, что выздоравливает, и ладно. И он явно фальшь почувствовал.

pani_jadwiga    21.10.18 12:22
Подписалась на вебинар. После него в рассылку посыпались напоминалки о очередных.
После того, как пропустила несколько из них даже не открывая, в названиях сообщений начал нарастать уровень драмы.
«Анна, где вы?» «Куда вы пропали, мы беспокоимся без вас!». Так и представила, сидит ведущий в Калифорнии и беспокоится, куда же делась некая Анна Н.
Как-то раз пользовалась онлайн программой изменения формата документов. В конце появлялось сообщение, которое действовало на нервы «Мы преобразовали ваш word в сексуальный pdf». С другой стороны, их услуга была бесплатной, так что их право, не хотела бы не пользовалась.

evo_lutio    21.10.18 12:30
Беспокоится и прямо места себе не находит.

evo_lutio    21.10.18 12:38
Речь ведь не о том, что ваши права нарушили или как-то ущемили.

Речь о том, что это липкие шары.

Липкость мешает тому, кто липкий. Тот, к кому он липнет, не страдает.

julli_v    21.10.18 14:23
Вчера сотрудник банка в онлайн-чате мне розочку прислала. Я сперва даже подумала что это опечатка, превратившаяся в смайлик автоматически, но последним сообщением консультанта стал влюблённый смайл.
Мнение о банке ухудшилось.

evo_lutio    21.10.18 14:37
А еще такая ситуация.

Вот у меня тестирования, допустим. Места закончились. Сразу после объявления.

Но люди продолжают регистрироваться на мероприятие и система им пишет, что они должны просить место у организатора. И пишет до сих пор.

Места закончились сразу. Но люди пишут мне до сих пор и просят место, потому что им еще и напоминалочки приходят, что они зарегистрировались и им нужно попросить место.

Встроенные щипцы. И никто почти не видит ничего плохого в том, чтобы щипцевать любого, кто оставил свой емейл.

Как будто это баран.

То есть с одной стороны — отношение как к барану, который сам не знает, хочет он или нет, не помнит ничего и не уверен, надо давить и тащить. В своих интересах, чтобы лишнюю копейку из него вытянуть.

А с другой стороны надо все время похлопывать то по плечу, то по заду, чтобы этот баран чувствовал себя ближайшим другом и даже близким родственником.

Видите, как фамильярность уважение заменяет? И это повсеместно, здесь еще все в мягкой форме достаточно.

А в личных отношениях?

На каждом шагу.

kirillrudy    21.10.18 17:34
«Видите, как фамильярность уважение заменяет?»
Во всём MLM маркетинге так — твой друг тебе обязан, ты же бизнесмен!!!

 
Впервые опубликовано — evo-lutio