Основное — про локус контроля

img1855-269331

Локус контроля — это то место в пространстве, к которому вы обращаете запрос на решение своей личной проблемы.

Вот когда человек восклицает: «Как же все меня достало!», его локус контроля съезжает из центра в сторону или вверх.

Его проблема, что его все достало, иногда он даже не формулирует сам для себя, что конкретно его достало, все! И он обращает свой стон кому-то, кто этим «всем» распоряжается.

Ну боженьке, видимо, а если атеист, то другому папе, правительству, например.

Атеисты и верующие не так сильно отличаются, как люди с внутренним и внешним локусом.

Какая разница, у бога человек попрошайничает, воображая, что может принудить его молитвой, или ноет, ругая правительство? Это примерно одинаково бесполезно.

Верующий человек с внутренним локусом мало чем отличается от атеиста. И тот и другой делают то, что в их силах, руководствуясь принципом «делай, что должно, и будь, что будет», просто один верит, что этим «будет» распоряжается Бог, а второй, что это — объективные мировые законы. Первый тоже думает, что это все — объективные законы, но над законами у него стоит Бог, а иногда сами законы — это Бог. В этом случае он вообще ничем от атеиста с внутренним локусом не отличается.

А вот человек с внутренним ЛК отличается от человека с внешним ЛК очень сильно.

Это как два разных вида людей.

Один все время тратит энергию на те эмоции и размышления, которые никак от него не зависят.

Например: «Погода плохая, оох, какая же плохая погода!»

Целый час или целый день такой человек может переживать, что погода плохая. За час переживаний химия его организма меняется настолько, что и все остальное ему представится в мрачном свете. Но главное, что вся его психика, которая является аппаратом реагирования, мечется и качается, не зная, что ей предпринять. Беда, беда, сигнализирует ЛК, плохая погода. А что делать-то? Куды бечь? Место жительства срочно менять? По причине одной лишь погоды? Энергия всегда выделяется в ответ на эмоцию, она должна идти на решение проблемы, но направить ее некуда. Разве что поколдовать, как ведьмы, вызывающие дождь, болтая палочками в луже, и прекращающие дождь, ломая эти палочки.

И другие проблемы вне границ влияния точно так же сбивают психику с толку.

Понятно, что человек не на все может влиять. Погода и правда может быть ужасной. Болезнь может случиться. Другая беда.

Но все проблемы, на которые человек повлиять не в силах, он должен воспринимать как объективные условия, не переживать слишком сильно, не обсуждать слишком долго, не анализировать, не погружаться, не тратить на это слишком много психической энергии. Он должен направить психическую энергию на ту часть, которую он может исправить. Такая часть всегда почти есть. Даже в самой фатальной ситуации. Защититься от стихии, хотя бы частично, лечить болезнь или продлять жизнь, устранять последствия бедствия. Вот это — в его границах. А все, что уже случилось — нет, оно в прошлом. И то, что пока не в прошлом, но вне зоны его контроля, обсуждать тоже бессмысленно. Можно поговорить в светском формате или философском, дескать вот оно как бывает, и так еще, и так. А вкладывать эмоции и тратить много времени смысла нет.

Осмысленное и осознанное существование — это жизнь с хорошим локусом контроля, трата сил внутри зоны своего влияния.

Хороший ЛК — это такой локус контроля, который позволяет направлять свое внимание, особенно эмоционально заряженное и пристальное внимание, лишь на то, что находится в границах влияния.

Все внимание — в зону влияния!

Вот это — внутренний локус контроля, правильный локус контроля, хороший.

Те, кто читают про локус контроля в сети, могут сталкиваться со статьями, где описывается, что в норме локус у человека должен быть и внутренним и внешним, что постоянный внутренний локус контроля — это плохо. Так считал даже тот автор, который ввел в психологию понятие локуса контроля. Но все же это некорректное понимание. Хороший локус контроля не может быть внешним. Нельзя контролировать то, что вне зоны влияния. Кто-то это будет все контролировать, но не вы. Контролировать неподконтрольное — оксюморон. Если проблема от вас не зависит, вы не локус контроля должны помещать вне себя, а просто внимание свое убирать с этой сферы. Вы должны выносить эту сферу за границы внимания, а локус всегда держать внутри и решать ту часть проблемы, которая вам подвластна.

Всегда есть часть проблемы, которая вам подвластна! Поэтому локус контроля всегда должен быть внутренним!

Даже когда вы заложник террориста и должны строго следовать приказаниям спасателей, не делая даже шага вне инструкции, подчинение — не внешний локус контроля, а именно внутренний. Вы контролируете свое подчинение. Вы понимаете, что сфера вашего влияния сейчас сужается до четкого выполнения инструкций. Услышать приказ и четко выполнить. Для четкого выполнения тоже нужна воля и внимание. Ваше положение так опасно, что от вас мало что зависит, но вот четкость выполнения инструкции как раз-таки зависит от вас и вам нужен внутренний локус контроля, чтобы выжить, чтобы избежать лишнего стресса и лишних действий.

Даже когда единственное, что вам нужно, чтобы выжить, это лежать не шелохнувшись, вам необходим внутренний локус контроля, чтобы неподвижно лежать, и не метаться туда-сюда, как люди с внешним локусом в такой ситуации, переживающие за действия спасателей и террористов.

Внешний локус направляет ваше внимание за границы вашего влияния. Вы как бы воображаете, что можете своими мыслями и эмоциями влиять на происходящее вокруг. Вот поругаете вы погоду и солнышко выглянет. Даже если вы так не думаете, где-то в глубине души вы на это надеетесь, иначе вам было бы жаль сил, бесполезно потраченных на стоны.

Чаще всего вы ничего такого не осознаете. Вас просто бесит погода и вы выплескиваете эмоции. Это привычка существовать реактивно. Поступил некий стимул, вызвал негативную реакцию, ее надо выразить и направить в ту сторону, откуда пришел стимул. Тучке кулаком погрозить. Отругать мировой капитализм. Послать лучики зла новому своей бывшей. Плюнуть в сторону чужих несовершенств.

Реактивное существование запускает магическое мышление. В магическом мышлении магическое — в кавычках. Никакой магией такое мышление, конечно, не обладает. Это та самая власть над миром, пока отвернулись санитары. Это иллюзия влияния. Это воображаемая сила.

И чем больше энергии уходит на иллюзии, тем меньше ее остается на реальные дела.

Выйти из реактивного, автоматического существования человек может путем развития осознанного, проактивного поведения.

Проактивное поведение начинается с правки локуса контроля! С помещения локуса внутрь своей зоны влияния.

Реактивные люди (рыбы, и не только в ресурсе любви) подчиняются воле проактивных людей. Своей воли у них нет, только кажется. Реактивные реагируют на стимулы, которые создают проактивные люди, реагируют самым предсказуемым для тех образом. Поэтому проактивные люди так легко и без труда управляют реактивными людьми. Легче, чем стадом баранов!

Локус контроля реактивных людей всегда внешний. Это как веревочка марионетки, болтается снаружи, бери кто хочешь.

Как коса рапунцель, свисающая за окном башни.

Казалось бы, почему бы хоть иногда не смещать локус внутрь, не заниматься тем, что в их власти?

Но нет, они этого почти никогда не делают. Просто потому, что они видят вне своих границ много благ и тянутся к ним, завистливо и жадно. Им кажется, что внутри их границ вообще нет ничего хорошего, и действительно, там ничего хорошего не вырастает. Не успевает вырасти, все сливается.

Людьми с внешним локусом очень легко управлять извне. Им кажется, что против них применяются какие-то манипуляции, но нет, ничего не нужно. Они как овцы следуют за любым чужим волевым импульсом.

Реактивные люди все одинаковы и поэтому предсказуемы. Индивидуальность в полном смысле слова свойственна только людям с нормальным локусом. Остальные одинаково реагируют на стимулы. Увидели что-то привлекательное и бегут. Спрятал это от них, бегают кругами. Человек с внутренним локусом не ловится на провокации и приманки, он держится в границах и поэтому неуязвим. Он опирается на свое, не тянется реактивно к чужому, поэтому он защищен. И его сила растет, поскольку его энергия направлена на рост этой силы, а не уходит на переживание всего того, что его не касается.

У человека с хорошим локусом контроля всегда хорошие границы.

По большому счету локус контроля и границы — это одно и то же.

Локус контроля — это территория вашего контроля, она находится внутри ваших границ.

Некоторые думают, что если они «все» берут на себя, видят себя ответственным за все, то у них внутренний локус контроля.

Нет. Их локус контроля выходит за пределы их границ, они пытаются контролировать то, что вне их возможностей, до чего им не дотянуться, то, где у них нет рычагов, а они под коронами воображают, что есть.

По большому счету они ничем не отличаются от людей, которые хотят, чтобы все делали за них.

Эти тоже думают, что по их хотению и щучьему велению будут случаться какие-то чудеса. Люди станут слушаться и делать то, что они хотят, события будут совершаться в их пользу.

Гиперответственный онегин, держащий на плечах небо, ничем не отличается от рапунцели, отдающей из башни приказы воображаемым рыцарям.

Небу плевать на онегина так же, как и рыцарям на рапунцель. А то, что первый лопается от натуги, а вторая просто ждет и вздыхает, так это скорее касается особенностей нервной системы. Первый сливает энергию в дыру, у второй энергия перегорает в неподвижном болоте, на пользу не идет, ни то, ни другое. Ну разве что бестолковая активность содержит и толковое зерно, тогда частично ресурсы онегина будут прокачиваться, но чем больше его гиперответственность, тем меньше идет на решение реальных задач, на его реальную ответственность.

Хороший ЛК — это не только готовность решать свои проблемы, но еще и четкое понимание, где твои проблемы, а где нет.

Все, что в твоей воле — твое. Все, что касается воли других — не твое. Ты можешь решать чужие задачи, если это касается тебя и если тебе делегировали это право, дали власть. И первое, и второе. Касается тебя и тебе дали власть. В этом случае ты будешь вкладывать энергию и получать результат, ты будешь расти, а не сливаться.

Слив себя, своей энергии происходит из-за слияния границ. Слив от слива.

Слияние границ происходит от плохого локуса контроля. Хочется получить что-то, что вне твоих границ, поэтому ты и сливаешь границы.

Вместо того, чтобы действовать в границах и расширять территорию влияния, ты тянешься вне своих границ и пытаешься это просто ухватить и взять. В этом случае ты сливаешь границы, перестаешь видеть, где заканчиваются твои границы, принимаешь чужое за свое. И сливаешь себя.

В следующем посте расскажу, как хороший ЛК выращивает в отношениях вашу СЗ. Быстро выращивает!

Вся рыбалка основана на двух всего принципах — захват внимания и положительное подкрепление вложений. Все. Ваша СЗ быстро вырастает. И оба принципа зависят только от локуса контроля. Невозможно захватить внимание, имея плохой локус контроля, ваше внимание захватят быстрей. И положительное подкрепление правильно создать с плохим локусом вы не сможете, будете тянуться каждый раз, когда у вас что-то приятное забирают. Тянуться будете и положительно подкреплять плохое с вами обращение! Сами того не замечая.

А потом еще расскажу, как общаться с людьми с плохим ЛК, особенно если это самые близкие люди. Сразу скажу, если у близкого человека плохой ЛК, ваш локус тоже может съехать, но только если он и сам плоховат. Если ваш локус контроля хороший, то он от общения с человеком с плохим локусом станет еще лучше, границы ваши станут идеальными. И границы человека близкого тоже станут получше, по крайней мере в общем пространстве. К сожалению исправить локус контроля другого человека нельзя. Границы можно улучшить, но только внешне. Он будет выстраивать свои границы вокруг ваших и будет впечатление, что он и сам может держаться в границах. Стоит ему начать общаться с кем-то другим, все дефекты его локуса вылезут наружу и границы станут плохими, он начнет сливаться. А вот с вами он будет вести себя нормально, если ваши границы очень хорошие. То есть вы от чужих плохих границ никак не можете пострадать и все ваши страдания по причине границ ваших близких — дефекты вашего локуса контроля. Лучше скажите спасибо, что вам показывают ваши слабые места.

Осознаете ли вы, насколько это универсальный инструмент — локус контроля? Насколько он обеспечивает вашу безопасность и рост ваших ресурсов? Чувствуете, как он формирует ваши границы?

Комментарии

annag1971    15.06.18 10:41
Когда локус контроля внутри — всё начинает получаться и видишь перспективу и реальные шаги для достижения цели. Во всех сферах. И физически ощущаешь устойчивость. И понимаешь, что такое скромность.
Когда локус контроля не внутри — жалкое желеобразное состояние. Считаешь себя пупом земли

marinarakis    15.06.18 10:52
Ощущала на себе, как внутренний локус улучшает качество жизни.
Например, приходишь домой, а там грязная посуда.
При внешнем локусе прямо оскорбленной себя чувствуешь и думаешь, как тебя никто не любит и не ценит. И помыть посуду сил нет, и еще и ссору подмывает начать.
При внутреннем локусе в той же ситуации видишь, что грязная посуда — это просто некоторое обстоятельство, ни плохое, ни хорошее. Оно никак не может оскорблять, просто надо или самой помыть или попросить еще кого-то, с кем живешь, или вообще на завтра отложить. Не конец света.

evo_lutio    15.06.18 11:06
Ну нельзя сказать, что посуда в вашем доме — это совсем уж прямо не зависящее никак от вас обстоятельство.

Плохо организовали быт, нет договора о распределении обязанностей, надо подумать, почему так.

То есть разовые накладки — это ерунда.

А вот если постоянно приходите — и там грязная посуда, а ожидалось вами, что будет чистая, что-то неправильно в вашей жизни. Надо подумать что.

Может быть все домашние считают, что это ваша обязанность, а вы так не считаете?

Ну или они ничего не хотят делать вообще и вы все делаете за них. Тогда тоже интересно, почему вы лошадь в короне.

А может у вас завышенные требования, они и так много делают, но вы ожидаете еще больше.

Это надо понять, когда видишь что-то, что тебе не нравится.

У вас еще «попросить кого-то с кем живешь» почему-то оказывается во внутреннем локусе.

А с каких пор щипцы — это хороший локус? Или это колпачок Глупыши? Сам не догадался помыть, а вот я сейчас скажу «помой» и человек с удовольствием помоет. Штурман — это очень плохой локус.

taushana    15.06.18 10:55
Осознаю. С внутренним локусом я трачу свои усилия только на то, что мне доступно изменить/развить/поддержать. Не бороться с ветряными мельницами.

Ночью сегодня проснулась от отвратительного гула и рева ребенка. Дорожники срезали асфальт за окном. Бесилово страшное, я выругалась, представила, как взрываю все это они убираются восвояси. Но блин, думаю, чего это я? Ребенок от моей ругани только больше заведется, дорожники не услышат. Разве я могу уронить на них небо, и разве я этого хочу? Чего я изливаюсь на ровном месте. А что могу? Закрыла окно, покачала ребенка, рассказала про красивую новую дорогу. Звук от этого всего стал менее противным, так под него и уснули.

evo_lutio    15.06.18 11:10
Да, небо им на голову не уронишь, это точно.

Можно жалобу написать.

Но не обязательно делать это ночью. Нет такой срочности. Можно обдумать, есть смысл писать жалобы или потратить силы на другое. Иногда есть смысл, но это надо решить, а не действовать импульсивно.

dyfran    15.06.18 11:04
Безопасность нервов обеспечивает точно)
Раньше мог злиться по поводу и без, пробки, на улице мрак, плохое настроение у начальства и тд и тп, постоянная вспыльчивость, причем с отговоркой типа «ну весь в отца». Очень помог ваш вопрос «Что я могу сделать?», который был в одной из статей про локус. Элементарная фраза после которой прям отпускает и всё сразу становится если не лучше, то спокойнее.

pani_jadwiga    15.06.18 11:20
Ощутила локус контроля, когда начала учиться вождению. В начале тревожно пыталась контролировать всех и вся на дороге, тормозила перед всеми, в результате чего создавала аварийные ситуации. И лишь постепенно пришло что должна делать только то что должна делать по правилам, а за действия всех машин и пешеходов города я ответственности не несу и в голову залезть им не могу. Могу быть внимательней, ехать по правилам, следить за ситуацией и полагаться на свои умения, а что будет на дороге, знать не дано.

vorushin    15.06.18 11:21
Меня мантра «Я здесь» часто спасает. У меня перекос в гиперответственность, из-за которого я регулярно перегораю и болею. Как начинается очередной аврал, я иногда успеваю чуть притормозить, быстро прочитать «Я здесь» и думать и делать только то, что реально в моих границах. И терпимо относится к несовершенству мира и недоделанности дел (которых все равно в 10 раз больше, чем я могу сделать «из последних сил»).

Такие моменты ощущения собственных границ и действия в них очень помогает замечать как я сам достаю пыточные инструменты и орудую ими из своих границ. Выглядит жалко и некрасиво. Очень часто лучше просто промолчать и переключить внимание на что-то интересное, чем пытаться исправить то, что в семье кто-то неправ.

vladavdd    15.06.18 11:36
Когда человек с тобой деликатен и доброжелателен, с ним дело иметь приятно и просто, но это идеальные условия, в которых твои собственные пороки не проявляются, а если проявляются, то гасятся хорошими границами другого, он как бы все делает за тебя. Ну то есть не делает, конечно, а просто лишнего не позволяет. Совсем другое удовольствие от выстраивания границ для меня обнаружилось во взаимодействии с людьми, у которых границы не очень: хвастунами, хамами, попрошайками, нытиками. Тут уже самому можно выступить регулятором отношений, самому определять, чего тебе хочется, с кем и в какой степени. Раньше мои реакции на чужие баги были бинарными и ригидными: хвастовство осудить или похвастаться чем-то покруче, хама обругать в ответ или проглотить, попрошайке стыдливо подать или агрессивно послать. Но вот если стараться осознавать, где в каждой ситуации чьи границы, где чей интерес, кто за что и насколько отвечает, то как-то постепенно и вариантов поведения начинаешь видеть больше и реакции становятся менее импульсивными, а ко многому, что раньше бесило, отношение меняется на спокойное или даже веселое.

evo_lutio    15.06.18 14:11
Вот так и получаются крючки, проактивный человек их не делает специально, он просто реагирует вне набора ожидаемых простых вариантов, как большинство.

amelix    15.06.18 11:44
Я всегда была очень чувствительна к чужому настроению, выражению лица, тем более невысказанной обиде или недовольству. Стремилась «обсудить», задавала вопросы, начинала оправдываться.
Сейчас я стараюсь просто задать себе вопрос, на самом ли деле с моей стороны был какой-то косяк или я просто «прикормила» человека своей рефлексией. Или может человек просто устал… В большинстве случаев причины этого всего оказываются за пределами моих границ… Я не могу влиять на чье-то настроение или ожидания, тем более, если они не оговаривались. Очень помогает на работе с начальницей… И с мамой.

wirebreak    15.06.18 11:47
Недавно с мамой ездили за покупками будущему малышу, наше с ней видение вопроса очень отличается, а мама безкомпромиссный штурман) в итоге я издергалась, мама тоже расстроилась, я нажаловалась мужу, «просто» выплеснула эмоции из улетевшего локуса в дали дальние.
Думаю, поправив локус и разделив границы нужно было так: спокойно предложить маме дарить ребенку все, что нравится ей, а свои покупки выбирать самостоятельно. Я думаю, в итоге всем было бы комфортно, когда границы и зона влияния были бы очевидны.

pactole    15.06.18 11:53
Да, осознала. Долго читала, умом понимала, но не удавалось почувствовать. А потом появились мантры, и это стало настоящим даром. Благодаря им удалось впервые в жизни ощутить внутренний локус контроля. И я однозначно могу сказать, что если бы я не научилась ощущать его там, где ему и место, то жизненные обстоятельства последних месяцев надолго бы меня сломили. Внутренний ЛК — это настоящая сампо: любая ситуация становится стимулом к действию, а не громом среди ясного неба. Без внутреннего ЛК вообще, кажется, невозможно заниматься ресурсами, зато с ним результаты даже достигнутые с трудом — твои, гордость твоя! Не сладкие пироженки для самооценки, а полезная ценная пища, даже если ее не много.
Для меня это чувство настолько новое, что я все поверить не могу в него. Боюсь, что локус опять улетит, и в течение дня даже спрашиваю себя, на месте ли локус? И это ведь я ничему еще не научилась, только чуть чуть локус поправила. Спасибо Вам!

u233    15.06.18 12:00
Да, осознаю.

Как например, что толку молиться перед экзаменом Богу, если ты палец о палец не ударил, чтобы выучить предмет.
В твоих силах подготовиться к нему, выучить все настолько, насколько можно, а все остальное от тебя почти и не зависит (м.б. преподаватель будет помнить, как ты посещал занятия, и это будет тебе в «+»,
а м.б. и нет, или вообще к другому экзаменатору попадешь и пр.), но ты будешь знать, что свой кусок работы ты сделал. И если экзамен не сдашь, то будет понимание того, где недоработал и что это твоя вина, а не кто-то/что-то тебе не тот билет подсунуло и пр.

И еще появилось некое понимание той свободы выбора, которую Бог дал.
Что действительно эта свобода Богом никак не ограничена: этот выбор предоставлен полностью нам. И не нужно нагружать этой ответственностью Бога. Сделал выбор — отвечай за него.
И теперь другому воспринимаются слова о том, что «…потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет;».

evo_lutio    15.06.18 13:05
Ну что значит, свобода ничем не ограничена?

Вы чего?

Очень сильно ограничена. И обстоятельствами и скудными возможностями нашими и свободами других людей.

Маленький клочочек только — в нашей власти, им и надо рулить.

А не думать, что все зависит от нашего выбора, все, что с нами происходит.

Это самый плохой локус, какой только может быть.

Грандиозность.

valkyrie_helga    15.06.18 12:37
Недавно была в больнице, необходимо было сделать операцию. Сначала лезли мысли: а как наркоз, а что врачи, а вдруг то, а вдруг это. Потом поняла, что то, что от меня зависело — я уже сделала. Выбрала больницу и врача, подготовилась и приехала. И теперь главное соблюдать инструкции врачей, ведь они лучше разбираются в этом вопросе, чем я. И после этого паника ушла, ночь перед операцией даже спала спокойно. В итоге всё прошло хорошо и восстановление идет быстро. Случись эта ситуация даже год назад, я бы наверное и себя истерзала переживаниями, и врачей замучала нытьем.

marinashch77    15.06.18 12:52
С тех пор как я начала читать блог и пытаться сместить локус внутрь моя жизнь заметно улучшилась. Деньги стало получаться копить раньше всегда брала кредиты, отношения с мамой стали лучше, на работе меньше устаю, так как не лезу не в свое дело, чувствовать стала себя спокойнее, страх перед будущим пропал.

rough_rosemary    15.06.18 12:54
Знаком страх, что локус улетит, так хорошо и не хочется обратно в беспомощность и терзания правителя мира) А потом поняла, что когда он улетает и возвращаешь его — это тоже придает сил: знаешь что да, бывают дни с плохим локусом, бывает что раскисаешь и тебя кидает как мяч — а все равно ты можешь его вернуть даже если он улетел, и каждый раз даже быстрее и проще его вернуть. Как будто перестаешь бояться Королеву и на нее наезжать столько от этого страха)

get_job_done    15.06.18 13:02
недавно думал о локусе контроля применительно к имиджу. допустим, оделся человек утром как-то — надел то и это, получилось сочетание. глянул в зеркало — ок! вышел на работу. на этом обдумывание наряда должно закончится, особенно если был не совсем уверен в выборе. потому что сомнения могут сожрать день, если нет возможности вернуться и переиграть.

или вот еще нервничать по поводу опоздания. во внутреннем локусе — принять, что ты уже опаздываешь и нужно будет разрулить последствия. обычно они не такие страшные как может казаться во время нервничания. как только принял факт, так входишь в штатный режим. а на будущее учитываешь.

rough_rosemary    15.06.18 13:10
С опозданиями, когда плохой локус и зависимая самооценка, очень забавно бывает: опаздываешь, переживаешь заранее, готовишь тысячу оправданий каких-то или вариантов как еще выйти из ситуации получше — а приезжаешь — оказывается всем плевать, например. Столько усилий на разруливание будущего, которое не произошло, и такое расшатывание себя мощное.

get_job_done    15.06.18 13:29
еще заметил, что если на работе тратить ровно 0 секунд на обсуждение независящих от меня вещей, то работать становится легко и приятно. волшебно. если честно, теперь на работе я абсолютно счастлив.

jane_bess    15.06.18 13:20
Чем больше читаю про локус и границы, тем сильнее убеждаюсь, что в отношениях с близкими (не МЖ) я онегин. Ответственна за все. Сколько энергии и нервов утекло в эту дырищу — не сосчитать. Но и то, как помещение собственного локуса контроля внутрь эту дыру закрывает, я ощутила в полной мере. И какая близким от этого польза.
У меня мама до слез недовольна своими родителями, в особенности моей бабушкой, и своим бывшем мужем — моим отцом. Все детство я выслушивала от нее жалобы на «моего папашу» (причем уже после того как они развелись), сейчас она плачет, как негодно обращалась с ней мать. Причем мать обращалась и правда негодно, но я не могу сесть в машину времени и перехватить ее руку, когда она лупит скакалкой мою маленькую маму за то, что ее забыли забрать из детского сада и она ушла домой с воспитателем. А маме реально плохо от этих воспоминаний, она испытывает настоящее горе и плачет. А я считала себя обязанной ее выслушивать и утешать, пока в какой-то момент не обнаружила желание причинять себе физические увечья после этих бесед. Но мои плохие границы не позволяли мне просто дистанцироваться — чтобы иметь право не слушать маму и не делать так, как она хочет, я должна была с ней поссориться. Обидеться на что-то и посраться, тогда можно не разговаривать и делать все по-своему. Т.е. чтобы минимизировать ущерб себе, мне приходилось ей причинять какой-то эмоциональный ущерб. Я думала, что, выслушивая, я оказываю маме поддержку, а на самом деле причиняла ущерб себе, ничего при этом ей не облегчая, т.е. по итогу мы обе теряли, да еще и оставались не довольны друг другом (это мягко сказано).
По мере чтения блога у меня стали выстраиваться нормальные (на мой взгляд) границы. Я научилась дистанцироваться при попытке завязать со мной беседы, которые я не хочу поддерживать, но при этом не ссориться, оставаться открытой для другого общения и совместной деятельности. Стала видеть моменты, в которых могу реально помочь и как-то порадовать (деньги, подарки, бытовая помощь). Наши отношения стали заметно лучше, мое реальное влияние на маму стало больше, мой авторитет вырос. И я вижу, что ей со мной стало лучше, общение в радость.

arcticbass    15.06.18 13:29
История из интернета:

«Интересного мужчину вез на неделе. Заказ в центре города. Мужчина лет 50-55. Ехали минут 10. Дядька начал разговор:
— Есть работа, сынок?
— Хватает. В последнее время даже больше чем обычно.
— Это хорошо. Устаешь, наверное, целый день за рулем?
— Да не особо. Бывает и тяжелее.
— Тут особо не заработаешь, много ездить надо.
— Не все так плохо. Жить можно.

Потом еще о чем-то поговорили. Приехали, вышло 170. Дал 500 и вышел со словами «Оставь сдачу».

А когда закрывал дверь добавил: «Ты первый, кто не жаловался».

Комментарий удален
Комментарий удален

proshu_soveta    15.06.18 14:58
Благодаря правке локуса удалось и с друзьями, и с мамой, и с коллегами улучшить отношения в разы — когда не сидишь обиженкой с маленькими глазками и ждёшь, что все тебе за твою прекрасность сейчас начнут причинять добро, а строишь общение на взаимовыгодных условиях, предлагаешь и делаешь для других что-то, и при этом экселя не разводишь — то люди тебе тоже стремятся что-то сделать, чтобы порадовать.

В любовном направлении пока локус скачет, к сожалению, но там яма давно — и сейчас хотя бы удалось из неё частично выгрести, не ухаться с головой каждый раз.

shamanova    15.06.18 15:21
Для меня внутренний локус контроля стал самым лучшим успокоительным средством. А то сидишь бывало, в головы людям лезешь, переживаешь поняли/не поняли, согласятся/не согласятся, возьмут/не возьмут, скажут/не скажут, плюнет/поцелует. Или ждешь, что вот должно счастье с неба упасть, и маешься — а вдруг не упадет, а вдруг упадет и разобьется, или упадет, но не то, или то, но не туда, или то, туда, а я не замечу! И как жить, как жить?! У меня часто возникало чувство оцепенения, страха и постоянной нервозности, казалось, что двигаться некуда, потому что гарантий нигде нет. А никто их отчего-то не дает. Загадка…
А когда локус на месте, никаких лишних треволнений. Делай то, что тебе сейчас подвластно. Гарантировать положительный исход тебе никто не может, это нормально — узбагойся.

kosil_kosoj    15.06.18 15:38
Полгода назад мне внезапно сообщили, что моя работа на проекте заканчивается и у меня будет новый. Как?! Не может быть! У меня там планы, новые задачи, почему я ничего не знаю и что делать? Ох, меня закрутило.

Опознала уехавший локус и задумалась, что могу сделать. Оказалось, не так мало — на следующий день я знала условия на новом проекте, обсудила возможность уйти в другую компанию, выяснила у юриста, что нужно для переезда на пмж в РФ. А главное, чувствовала спокойствие и устойчивость.

В итоге осталась на том же проекте, клиент согласился платить за меня больше, но главное — эта резкая смена состояния от почти паники и растерянности до собранности и уверенности — для меня наглядный пример эффекта поставленного внутрь локуса.

make_me_day    15.06.18 15:58
Стараюсь пользоваться кино-метафорой, почерпнутой со страниц этого блога. Будто то, как я проживаю день, обстоятельства дня, снимается на пленку и это уже «не вырубишь топором». И это сформирует, сдвинет в ту или иную сторону мою фигуру в поле завтра. Я не выбираю обстоятельства и даже своё самочувствие и самоощущение не выбираю, но могу постараться действовать красиво, даже если физически больна или морально ощущаю себя жалкой и слабой. То есть, как будто я герой, который может выбирать свою линию поведения в фильме (даже если это эпизод про аддикцию, дыру или яму).
В сложных обстоятельствах, когда хочется по привычке унывать или сбегать из реальности, стараюсь замотивировать себя этой картинкой — выполняю упражнение Солнце и начинаю действовать так, чтобы образ моего героя стал хоть немного красивее.

you_gotta_do    15.06.18 16:16
Ощутила силу правильного локуса, когда впервые в жизни смогла похудеть без жесткой ограничительной диеты.

Для того, чтобы ушли первые, явно очень лишние килограммы, мне было достаточно согласиться быть честной с собой по поводу каждого лишнего десерта или порции пасты.
Взять руль в свои руки, понять, что это я отвечаю за свое переедание и больше никто, и ненавидеть отражение — такой же внешний локус, как есть каждый день на ночь мороженое.

Когда садишься на диету, всё равно отдаешь ответственность вовне, кому-то, кто эти правила написал, и результаты как будто тебе не принадлежат.
А когда понимаешь, что от лёгкого обеда не хочется потом спать на работе, или замечаешь, каким вкусным может быть ужин, когда успеваешь проголодаться, эта сфера жизни начинает приносить больше радости. Чувствуешь связь между своими действиями и результатами. Небольшие, зато все мои.

yasna_krasna    15.06.18 16:17
Попробовала локус в полёте поправлять. Боюсь летать, все время слушаю тон двигателей и т.д. пытаюсь контролировать полет пока санитары отвернулись
Выхожу никакая из самолёта, естественно. А ловить свое внимание само по себе занятие интересное. Как основа- понимание того, что безопасность полета вне зоны моего влияния. А дальше — тренировка мышц внимания. Сначала минимальное время получается, потом интервалы увеличиваются. Дыра меньше, сил больше.

takimouse    15.06.18 16:18
Картинка про внутренний локус:

art_of_framing    15.06.18 16:38
Буквально в начале недели я обнаружила себя с полностью улетевшим ЛК на работе посреди нескольких здоровенных проектов и нулевым пониманием, как это все спланировать и разрулить. Вокруг была плохая погода, бесчувственные мудаки, посреди этого бедлама — недооцененная грандиозная я.
Король чувствовал себя полным лохом, королева откровенно стебалась, самооценка летала со свистом вверх-вниз. Тошно от себя было, энергии ноль и страшноту в зеркале показывали.
Я делала солнце-цветок (как же невероятно они работают), заставила себя написать на листочке, что сейчас можно сделать, чтобы продвинуться немного, и два дня делала, как Вы писали в посте про волевую прокачку. Брала небольшой аванс энергии, представляя, как в конце дня то и се сделано, и через нытье короля и потеху королевы делала по 15-20 минут с перерывами, ооочень медленно сначала. Спорт-вкусная еда-красивое кино по вечерам в качестве награды. В результате к пятнице куча непонятного разгреблась, есть оперативный план и задачи команде на следующие 2 недели и очень много энергии в конце рабочего дня.
И еще я как-то заткнулась в целом и чувствую, будто энергия перестала расплескиваться, успевает поднакопиться.

tasya_a    15.06.18 17:31
Раньше часто доставала окружающих всякими «а вдруг это? а если то?». Пока друг не сказал «ты прям как умная Эльза».
Прочла эту сказку, удивилась и посмеялась.
Видимо это был первый раз в жизни, когда отрефлексировала улетающий локус и тревожность. Стала отслеживать и пресекать свое желание поныть и попросить помощь.

Сейчас Ваш тест Настройки Эго очень помогает, в том числе поправить локус.

radenstor    15.06.18 18:21
Чувствую себя внутри своих границ безопасно, но иногда грустно видеть их черту и, склонив голову, отступиться от желанного. Если в отношениях что-то ранит или расстраивает, ухожу. Жалко, что тенденция к учащению таких случаев последнее время.

evo_lutio    15.06.18 18:30
Бедная малышка, так и вижу как ее ранят, ранят.

Идите, читайте блог молча. Нельзя комментарии писать с такими плохим локусом.

«Безопасно» вы себя чувствуете не внутри границ, а в башне, но вы и там вне границ, потому что это тот самый случай, когда локус болтается наружу как протянутая рука попрошайки.

Народ, не проситесь в друзья, если вас часто ранят, у вас плохая мама и мир к вам не очень добр.

mashkany    15.06.18 19:13
Я раньше после каждого неудачного свидания писала на фб ,как мне казалось, очень честные и смешные посты, обсуждая мужчин,с которыми встречалась. После того,как начала читать ваш блог, поняла, что это был мой уехавший локус и перестала обсуждать кого бы то ни было вообще. Вчера меня пригласили на интервью на радио и ведущая, которая очень хорошо помнила те мои давние посты, пожелала мне «найти своего человека». Я ответила, что уже нашла- себя. После программы куча народу мне написала. Видимо,внутренний локус действует,как магнит для окружающих.

evo_lutio    15.06.18 19:19
Это да.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio