Идеальные границы

Два прекрасных письма. Двух великих людей своим братьям.

Одно (второе) мне недавно напомнили, прислав в личку. Спасибо. Другое (Чехова) я сама вспомнила (оно даже в школьную программу входит).

Письма о локусе контроля, об адекватной, зрелой самооценке, об идеальных границах. О настоящем (благородном) воспитании (самовоспитании).

О стержне личности.

Давайте обсудим?

Первое письмо.

Антон Павлович Чехов — Николаю Павловичу Чехову

«Март 1886, Москва

Маленький Забелин! Мне передавали, что ты оскорблен моими и шехтелевскими насмешками… Способность оскорбляться есть достояние только душ благородных, но тем не менее, если можно смеяться над Иваненко, надо мной, над Мишкой, над Неллей, то почему же нельзя смеяяться над тобой? Это несправедливо… Впрочем, если ты не шутишь и в самом деле чувствуешь себя оскорбленным, то спешу извиниться.

Смеются только над тем, что смешно, или чего не понимают… Выбирай любое из двух.

Второе, конечно, более лестно, но — увы! — для меня лично ты не составляешь загадки. Нетрудно понять человека, с которым делил сладость татарских шапок, Бучины, латыни и, наконец, московского жития. И к тому же твоя жизнь есть нечто такое психологически несложное, что понятна даже не бывшим в семинарии. Буду из уважения к тебе откровенен. Ты сердишься, оскорблен… но дело не в насмешках и не в благодушно болтающем Долгове….. Дело в том, что ты сам, как порядочный человек, чувствуешь себя на ложной почве; а кто мнит себя виноватым, тот всегда ищет себе оправдание извне: пьяница ссылается на горе, Путята на цензуру, убегающий с Якиманки ради блуда ссылается на холод в зале, на насмешки и проч… Брось я сейчас семью на произвол судьбы, я старался бы найти себе извинение в характере матери, в кровохарканьи и проч. Это естественно и извинительно. Такова уже натура человеческая. А что ты чувствуешь себя на ложной почве, это тоже верно, иначе бы я не называл тебя порядочным человеком. Пропадет порядочность, ну тогда другое дело: помиришься и перестанешь чувствовать ложь…

Что ты для меня не составляешь загадки, что бываешь иногда варварски смешон, тоже верно. Ведь ты простой смертный, а все мы, смертные, загадочны только тогда, когда глупы, и смешны в течение 48 недель в году… Не правда ли?

Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!!» На это даже Гете и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем «я», а о своем учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других…

Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе чпеловек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую… . Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя. могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив… Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000… Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту все прощается.

Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишек. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини пожалуйста, но veritas magis amicitiae… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно.

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след[ующим] условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку. Они ночей не спят, чтобы помогать Полеваевым, платить за братьев-студентов, одевать мать.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и няньчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я […]!..», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e. известность по портерным… Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся с своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт…

[…] выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и все это из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, […] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать безустали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не […], а матерью… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

И т.д. Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда…

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…

Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть… Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…

[…] самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький… 30 лет скоро! Пора!

Жду… Все мы ждем… ——————————————-

Твой А. Чехов.————————»

Второе письмо

Александр Пушкин — брату Льву.

«Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь.
С самого начала думай о них все самое плохое, что только можно вообразить:
ты не слишком сильно ошибешься.

Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво и, сверх того, еще молодо; презирай их самым вежливым образом: это – средство оградить себя от мелких предрассудков и мелких страстей, которые будут причинять тебе неприятности при вступлении твоем в свет.

Будь холоден со всеми: фамильярность всегда вредит; особенно же остерегайся допускать ее в обращении с начальниками, как бы они ни были любезны с тобой. Они скоро бросают нас и рады унизить, когда мы меньше всего этого ожидаем.

Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать, люди этого не понимают и охотно принимают за угодливость, ибо всегда рады судить о других по себе.

Никогда не принимай одолжений. Одолжение, чаще всего, – предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает.

Я хотел бы предостеречь тебя от обольщений дружбы. Но у меня не хватает решимости ожесточить тебе душу, в пору наиболее сладких иллюзий. То, что я могу сказать тебе о женщинах, было бы совершенно бесполезно. Замечу только, что чем меньше любим мы женщину, тем вернее можем овладеть ею. Однако забава эта достойна старой обезьяны XVIII столетия. Что касается той женщины, которую ты полюбишь, от всего сердца желаю тебе обладать ею.

Никогда не забывай умышленной обиды – будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.

Если средства или обстоятельства не позволяют тебе блистать, не старайся скрывать лишений; скорее избери другую крайность: цинизм своей резкостью импонирует суетному мнению света, между тем, как мелочные ухищрения тщеславия делают человека смешным и достойным презрения.

Никогда не делай долгов; лучше терпи нужду; поверь, она не так ужасна, как кажется, и, во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым.

Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы ты мог их усвоить, не будучи к тому вынужден. Они могут избавить тебя от дней тоски и бешенства. Когда-нибудь ты услышишь мою исповедь, она дорого будет стоить моему самолюбию, но меня это не остановит, если дело идет о счастье твоей жизни».

Пушкин Л.С. Пушкину. Сентябрь-октябрь 1822

Комментарии

bea    26.01.18 19:32
Удовольствие — читать эти письма. Если попробовать рассмотреть с точки зрения локуса контроля, границ, самооценки.. Во втором: «не суди о людях по собственному сердцу…» — не сливай с другими границы, наверное; сохраняй локус контроля внутри себя. «Никогда не принимай одолжений…» — не вытягивай ничего щипцами; это не принесёт добра. «Не проявляй услужливости…» — старайся сохранить самоуважение.

evo_lutio    26.01.18 19:51
Самое важное про начальство.

И про то, что никогда не следует пытаться выглядеть более богатым и знатным, а лучше наоборот.

bea    26.01.18 20:12
Во втором письме: «Не старайся скрывать лишений; скорее, избери другую крайность». И в первом письме: «делая на грош, они не носятся со своей папкой на 100 рублей». Может, это про скромность как предохранитель от всевозможных неприятностей. Корона смешна, а высокая ОЗ не нуждается в рекламе. Пусть лучше люди узнают о ней от других и в уместном контексте.

bea    26.01.18 19:56
Из первого письма «они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие». Самоуничижение — это та же корона и вытягивание у окружающих одобрения. Ничем не лучше пустого хвастовства и неадекватной самооценки, потому дёшево и нелепо.
«Живя с кем-то, они не делают этого из одолжения» — воспитанные люди не живут в сильном плюсе. «А уходя, не говорят: с вами жить нельзя!» — уходят красиво. Если их не хотят больше видеть, они дистанцируются без оскорблений.

ironsea    26.01.18 19:50
Поначалу кажется, что Чехов так суров к брату, но потом так понятно, что он его любит очень.
Вот иногда читаешь интервью спортивных звезд и они так благодарно вспоминают своих первых тренеров. И называют их имена. Хотя эти тренеры как раз бывают очень суровы и требовательны к своим подопечным, но любят их и их достижения.

lemyshok    26.01.18 20:17
Это, наверно, еще и красивый пример уместной верхней позиции. Чехов имеет право говорить сверху в силу семейной иерархии, но при этом в письме столько уважения, помимо любви.

romashka43    27.01.18 04:45
ну она уместна потому, что он опекал материально,всю семью, в т.ч. и родителей.

evabes    26.01.18 20:23
Как красиво Антон Павлович написал брату о том что он как все. Не особенный и загадочный, которого не понимают «… Ведь ты простой смертный, а все мы, смертные, загадочны только тогда, когда глупы, и смешны в течение 48 недель в году… Не правда ли?», «… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других». И при этом есть талан, данный свыше, который надо ценить, уважать, многое жертвовать ему и конечно трудиться. А не пьянствовать заявляя «меня не понимают, я особенная личность». Локус и самооценка.

evo_lutio    26.01.18 20:25
Да, и это гениальный Чехов писал и о себе, в том числе.

А бездарности вечно мнят себя особенными.

evabes    26.01.18 22:22
И получается каждая способность, а тем более талант это доп «нагрузка», причина трудиться ещё больше. А не билет в праздное прибывание, халяве и плюшкам.

solodka    27.01.18 06:22
С одной стороны, брат такой, как все, не особенный и загадочный, но в то же время «Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000… Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали…»

О скромности Чехов пишет. Человек, пусть и талантливый, не должен говорить о своем таланте. Его талант скажет за него. Речь про талант в потемках и «подальше от выставки» — это предостережение: берегись стать выскочкой.

evo_lutio    27.01.18 08:07
Выскочки утрачивают талант.

Друзья, понимаете почему?

latil    27.01.18 08:26
Падает самаоценка

evo_lutio    27.01.18 08:28
Самооценка неадекватна и нестабильна и значит поток спонтанности (вдохновения) тоже.

Но главное другое.

evabes    27.01.18 09:00
Может то что считают талант как данность которая никуда не денется, начинают гордится часто тем что от рождения свыше дано «без их участия». Не заботятся об этом, как хорошее здоровье от природы, можно легко угробить если не уважать. Присваивают.

nt2013    27.01.18 08:37
Пар в гудок уходит. Для реализации таланта важно не растратить импульс, задумку.

solodka    27.01.18 09:18
Если проявился пограничный баг, значит, локус поехал. А локус поехал — опора не на себя. Опора на другого — энергия утекает, вдохновение разбазаривается.

Для прочки творчества, огненного ресурса, нельзя власть отдавать.
(Хотя это вообще важно, не только огненных ресурсов касается). И локус тоже связан с огнем — во внутреннем круге. Но тут потерял самоуважение и будто дважды огня лишился.

elektrokatze    27.01.18 09:44
Может быть, потому что фокус внимания смещен. Вместо того, чтоб делом заниматься, они ищут одобрения. Энергия и внимание на это расходуются. Цель — не сам творческий процесс, а подкормка своей самооценки. Ну и о том, что к ресурсу нужно относиться с уважением.

somikova    27.01.18 10:29
Потому что цель — реакция публики, а не реализация замысла и творческий процесс.

evo_lutio    27.01.18 12:06
Не это важно.

svedem    27.01.18 11:10
Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу( Ф. Бэкон) . Таким образом блокируется поток

evo_lutio    27.01.18 12:05
Выскочки властвуют?

До свидания.

Друзья, набравшие баллы на тестировании. Добавление в группу — это шанс, до первой ереси.

linarez    26.01.18 20:57
Во втором письме тон автора может показаться высокомерным, но это как те люди, которые представляет любовь прилипанием намертво, а без прилипания не понимают, как любить. Пушкин учит брата не вываливать все свои чувства и мысли на каждого встречного, потому что ты сам по себе никому не интересен, не идеализировать людей, не брать жадно от других людей услуги и покровительство, уважать себя, не быть ковриком, не пытаться натянуть на себя корону и пускать пыль в глаза. И очень трогательна последняя фраза, про самолюбие, которым он готов пожертвовать ради счастья брата.

evo_lutio    27.01.18 08:10
А где тон может показаться высокомерным?

Высокомерны те, кто считают, что все люди добры к ним и рады помочь. Вот высокомерие (иногда в форме снисходительности). Якобы ты барин, а вокруг твои крепостные.

А понимать, что чужие люди могут быть внешне учтивы, а сами настроены враждебно, если их интересы противоречат вашим, не высокомерие, а совсем наоборот — осознание своей мелкой роли в жизни других людей.

feuervogell    26.01.18 21:01
У Чехова так прекрасно про самоуважение, особенно финальное вот это «самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький.» Здесь как раз он противопоставляет самолюбие самоуважению, подразумевая, что не потакать надо себе, а стремиться брать себя в руки и воспитываться, вытачивать себя, уважая себя, заставлять себя становиться лучше, а не пребывать в ложной уверенности, что и так хорош, а кому не нравится — «не понимают». В этой фразе прямо призыв заменить инфантильную завышенную самооценку на более зрелую и адекватную.

И вот это » Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами..» и тд — очень сильно про самоуважение, отношение к себе, про то, что те детали быта, которые вроде бы не видны никому, кроме тебя, принципиально влияют на собственную фигуру в поле.

У Пушкина чудесно и разносторонне про границы, про важность независимости и финансовой самостоятельности. Очень интересно его предостережение насчёт услужливости-угодливости, слова на первый взгляд близки по смыслу, но поэт очень чуток к оттенкам значения, и получается, что если услужливость — это про служебное рвение, про возможно и уместную инициативу, то угодливость — про подстройку снизу непосредственно к кому-то, желание угождать, подлизаться. Восхитительный и тонкий момент с точки зрения языка!

cantholdus    27.01.18 10:19
«Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами» — это про ресурс экономики в том числе, предполагаю.

lemyshok    26.01.18 21:14
«Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво и, сверх того, еще молодо; презирай их самым вежливым образом» – дели границы, ваши интересы могут не совпадать
«Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение» – не уходи вниз, не надевай корону
«Будь холоден со всеми: фамильярность всегда вредит; особенно же остерегайся допускать ее в обращении с начальниками»
«Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает»
«Никогда не забывай умышленной обиды»
«не старайся скрывать лишений; скорее избери другую крайность»
«Никогда не делай долгов; лучше терпи нужду»
– это наверно в основном о том, чтобы не менять самоуважение на сиюминутную подкормку

Кажется, что Пушкин много от короны и иллюзий предостерегает, но мягко так формулирует, чтобы возможный протест защит обойти: «Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво», «Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение»
Во втором письме вообще такие парадоксальные на первый взгляд крючкообразные формулировки, что аж подвисаешь иногда.

evahappy    26.01.18 21:20
Сними корону, поправь локус

«Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!!» На это даже Гете и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем «я», а о своем учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других..»

Чехов тут изящно указывает на съехавший локус и корону Сокровища, которая разрослась до размеров Гениев. Говорит о здоровой самооценке, скромности величайших примеров человечества. Где даже полная жертвенность Христа, во имя человечества не позволила выпятиться «своему Я» дальше смиренного великого содержания.
Делает это с таким юмором и досадным недоумением одновременно, что от радости уходит всякий стресс от рухнувшей короны

get_job_done    27.01.18 01:56
» Замечу только, что чем меньше любим мы женщину, тем вернее можем овладеть ею. Однако забава эта достойна старой обезьяны XVIII столетия.» — не хвалися количеством, старая обезьяна)

solodka    27.01.18 06:52
Чехов рисует красивый образ человека. Противопоставляет его домашнему скоту («свинья,» «лошадиный пот») и бытовой грязи — плевкам на полу, клопам в щелях, спертому воздуху — тому, что лишено духа.

Последний, восьмой пункт, про эстетику, скорее, о ресурсе транса: есть красиво (как бы сейчас сказали, не «со сковородки»), спать красиво, смотреть на красоту. В латинском речении про здоровый дух в здоровом теле — выход на противоположный ресурс, здоровье.

В пп. 4 и 5 — про две стороны неадекватной самооценки, хвастовство и жалобы: если человек себя превозносит, он голоден до похвал и восхищения, если самоуничижается, он тянет из собеседника, от того же голода, разуверения и переубеждения. То есть от жадности человек хочет казаться тем, чем не является.

Про «быть, а не казаться» Чехов и ниже пишет, в п.6, и многажды повторяет слово «фальш(ивый).» И не случайно он начинает разговор о хвастовсте с синонимичного «фальши» слова «ложь,» которая, в первую очередь, вредит тому, кто говорит неправду, а не тому, кому ее говорят.

solodka    27.01.18 07:01
И в обоих письмах — про то, как важно уметь молчать.

У Чехова: «уходя, не говорят: с вами жить нельзя!» и «Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.» У Пушкина: «Никогда не забывай умышленной обиды – будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление.» Уход и умышленная обида — это о том, как молчание сохраняет достоинство в случае конфликта. Уважение к чужим ушам — соблюдение границ другого человека и внимание к нему и на нем, не на себе.

cantholdus    27.01.18 11:06
«Никогда не забывай умышленной обиды – будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление» — оставайся в своих границах

evo_lutio    27.01.18 08:26
Да, здоровый дух и здоровое тело — 6-12 ресурсы, прокачанные.

6 ресурс завершает ночной полукруг ресурсов, индивидуальные ресурсы, 12 ресурс завершает дневной полукруг ресурсов и весь круг ресурсов тоже. То есть здоровый дух — вершина развития.

fta17    27.01.18 06:56
«…Mens sana in corpore sano…»
Был очень удивлен узнать, что знаменитое высказывание значит совсем не то, что ему приписывают. Оказывается, фраза вырвана из контекста и ну прямо очень коррелирует с тем, что происходит сейчас в околофитнес среде.

«…Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano…»
— …Надо молить богов, чтобы дух здоровый был в теле здоровом…

Фразу Ювенала повторили и Джон Локк и Ж.Ж.Руссо, но они же исходили из того, что наличие здорового тела не гарантирует здорового духа)))
Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку в реальности она встречается редко.

Возможно, это флуд и оффтор, тем не рискну это запостить и очередной раз поблагодарить М.К :)

solodka    27.01.18 07:20
Ну, у жизни вообще только одна есть гарантия: чем она заканчивается ))

nut_ok    27.01.18 10:20
Что она заканчивается. )

evo_lutio    27.01.18 08:05
Можно благодарить не МК, а Эволюцию. Не стесняйтесь звать меня в блоге так, инициалами обращаться хуже, чем по имени отчеству.

Многие, блистая «эрудицией», пишут про контекст этой фразы, но зачем-то уходят в другую крайность.

«Бывает редко» да почему же?

Реже, чем в больном что ли?

Чем здоровей тело, тем лучше в нем духу, прямо скажем.

Просто чрезмерное увлечение фитнесом делает тело больным. То есть фанаты спорта имеют нездоровыми и тело и дух. Здоровье — это умеренность во всем и обязательное сочетание духовного и физического.

knulp_7    27.01.18 08:28
“Способность оскорбляться есть достояние только душ благородных…” — про самоуважение и, как следствие, отсутствие корон на голове, которые помогают думать, что на самом деле и не обижали, «я выше этого» и прочее. И способность различать, где нарушение твоих границ, а где ты сам нарушил границы и получил за это.

marinashch77    27.01.18 09:08
«Брось я сейчас семью на произвол судьбы, я старался бы найти себе извинение в характере матери…» сейчас мне кажется это одно из самых популярных оправданий.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio