Самобичевание и локус контроля

img2332-219884

Некоторые думают, что самобичевания имеют хоть какое-то отношение к внутреннему (правильному) локусу контроля.

Вообще, если вы будете читать про локус контроля в Сети, проходить тесты, вы можете запутаться.

Было время (и до сих пор еще у некоторых психологов остается), когда считалось, что локус контроля должен быть то внутренним, то внешним, в зависимости от ситуации. Считалось даже, что внутренний локус контроля в ситуации, когда от тебя ничего не зависит, вредит.

Но это неправильное представление о локусе контроля. Это слово обозначает понятие, которое существовало с древности. Джулиан Роттер в 90-ых его так назвал (удачно), но он не придумал это явление и даже не впервые его заметил. Точка локализации волевых усилий (= локус контроля) так или иначе определялась многими философами. Центр, руль, воля, дух, самосознание — все это слишком важные вещи, чтобы оставаться вне фокуса мысли.

У Аристотеля идея о волевом направлении стремлений тесно связана с понятием энтелехии — самореализации. Энтелехия содержит в себе и движение, и цель движения. Если вашим движением управляет чужая воля, определяет его цель чужая воля, ваша энтелехия (душа, сущность, осуществление) является частичной, неполной, незавершенной, разорванной. Зрелая личность — это конструкция (сформированная в процессе самовоспитания), которая помогает целостности и завершенности вашей энтелехии. Для этого локус сознательного контроля за вашей жизненной энергией должен быть ВНУТРИ. Всегда, даже когда вы абсолютно беспомощны в ситуации, вы все равно должны оставаться в себе, не выходить из себя, не сливать ни с кем свои границы без контроля.

Я не раз приводила воспоминания Бетельгейма и Франкла, психологов, переживших концлагеря. Оба писали, что сохранить даже крошечную территорию, крошечный клочок себя, управляемый изнутри — самое важное, что спасало людей от распада. Те, кто полностью отдавали контроль над собой и становились абсолютно покорными, погибали, иногда в считанные часы. В нормальных условиях территория влияния намного больше и задача хорошего локуса сохранять контроль над всем тем, на что вы действительно можете влиять.

Большинство понимают, что стремление перекинуть ответственность за свое поведение на другого — это плохой локус, инфантильный, внешний локус. Но многим непонятно, что стремление взять на себя ответственность за поведение другого — это тоже плохой локус, инфантильный, внешний локус. Многим кажется, что это как раз внутренний локус, взрослый. И им непонятно, как отделить «хороший, правильный» внутренний локус, от плохого, чрезмерного, избыточного, гиперответственного.

На самом деле, всегда когда вы присваиваете себе ответственность за то, что неподвластно вашему влиянию, вне ваших рычагов, ваш локус точно так же уезжает из ваших границ и становится внешним, а ваше эго разорванным. Вы сливаете границы с тем, за кого берете ответственность, и отдаете свой локус ему. Его воля теперь управляет вами, хотя вам и кажется, что вы действуете добровольно. У вас внешний локус, поскольку вы в зависимости и в слиянии, и ваш центр управления перемещается из ваших границ к другому человеку.

Вспомните Аристотеля. Завершенная, целостная энтелехия содержит в себе и движение и цель. Если цель движения вне ваших границ, вне доступа вашего влияния, вы сливаете свою энтелехию, свою жизненную сущность, себя.

Когда вы не можете влиять на ситуацию, когда вы беспомощны в ней, вы все равно должны сохранять локус контроля внутри и видеть ту крошечную территорию, на которой вы сохраняете влияние. Перемещаться можете? Дышать? Смотреть? Поворачивать голову? Произносить звуки? Вот этим всем и должен управлять ваш локус, не пытаясь управлять тем, что ему недоступно, не идентифицироваться с другим человеком, не сливать свои границы с ним. Именно в стремлении управлять чужой волей, например волей террористов, захвативших в заложники, и заключается эффект знаменитого стокгольмского синдрома (когда жертва идентифицируется с насильником и считает его желания своими, любит его и растворяется в нем). Бетельгейм описывал (в «Просвещенном сердце»), что жертвы концлагерей, которые пытались как-то мысленно повлиять на захватчиков, стремились понять их, потом оправдать, потом полюбить и некоторые действительно любили, растворялись в этом безумии, теряли и предавали себя. Надо было сохранять локус там, где ему положено быть, в себе, и четко видеть границы своих возможностей. Бетельгейм, например, тщательно чистил зубы пальцем и аккуратно причесывал волосы пятерней каждое утро, тем самым осуществляя полезный, чисто волевой, ритуал, и уже это позволяло ему сохранять себя, поддерживать свое равновесие и психическую сохранность.

На примере самобичевания хорошо видно, как то, что кажется «ответственностью» и «внутренним локусом» является слиянием (и сливанием), потерей границ и внешним локусом контроля.

Самобичевание — любимое блюдо людей, которые пытаются стать ответственными, но пока не стали. Они сокрушаются и извиняются, посыпают голову пеплом и мучаются от чувства вины. Им кажется, что в них идет какая-то очистительная работа, которая делает их лучше и сильней. Им кажется, что их локус в это время стоит внутри них, на месте. Им кажется, что они ощущают и даже несут(!) ответственность за свое поведение.

К самобичеванию прибегает человек, когда он ничего не может изменить (или не хочет), но хочет имитировать «расплату».

Представьте себе, что у вас взяли деньги, а вместо того, чтобы вернуть, сокрушаются и горюют громко и протяжно, прося вашего сочувствия. Примерно так же выглядит любое самобичевание.

Если человек искренне самобичуется перед потерпевшим по его вине, он надеется, что этот потерпевший даст ему отпущение, утешит его и простит. Он отдает ему контроль над своим состоянием и ждет милости. В первый момент потерпевшему может быть отчасти приятно, что его ущерб замечен и что виновник хотя бы не ведет себя нагло, а признает свою вину. Однако потерпевшему было бы приятней увидеть, что виновник не только видит ущерб, но и озадачен компенсацией ущерба, а не просто сотрясает воздух, апеллируя к своим мукам совести и душевной боли. Потерпевший потерпел, но теперь еще он чувствует себя обязанным поддерживать и утешать убивающегося на его глазах, как будто потерпевший — тот. Поэтому искренних и кратких извинений чаще всего вполне достаточно, чтобы немного смягчить обиду, а чрезмерные стоны выглядят довольно противно. Непонятно, почему вы так стонете, но не пытаетесь ничего сделать взамен.

Если же речь идет о самобичевании, которому вы придаетесь наедине с собой, здесь ваш локус улетает не в руки другому человеку (прости, приголубь), а в небо. Боженька (небушко, природушка, судьбинушка), услышь мое раскаяние, не наказывай, не сердись. Боженька, даже если его вдруг и интересует ваше раскаяние, тоже наверняка хотел бы увидеть в вас деятельного человека, а не сопливого нытика. Раскаялись немножко и хватит, начните что-то делать. Раскаяние должно быть стимулом для изменений, если это нормальное раскаяние. А не стимулом для нытья. Если вы бичуетесь и бичуетесь, бичуетесь и бичуетесь, не собираясь направить вашу энергию в полезное людям русло, становится понятно, что вы просто любите порку ждете подарков за свои стоны, вы ждете, что вас пожалеют и наградят за невыносимые ваши страдания. Самобичуясь, вы превращаете себя в жертву и надеетесь как жертва получить снисхождение и льготы. Но чья вы жертва? Собственная? Своих же бичеваний? Так сами себе и выплачивайте компенсацию. Почему этим должны заниматься другие люди и боженька?

То есть самобичующийся человек, сожалеющий о прошлом, куда путь ему уже закрыт, вместо того, чтобы сделать что-то в настоящем на благо будущего, это человек с очень плохим локусом контроля. Он ждет волевого импульса вне себя, ждет какого-то перста или пинка, чего-то извне, чтобы начать действовать. А пока он просто сидит в луже как трехлетний малыш и воет, чтобы мама прибежала, отсморкала его нос и помогла встать на ноги.

Знакомо самобичевание?

Справляетесь с этим?
ПРАВИЛА БЛОГА

Комментарии

lidia46    15.10.17 14:08
То что самобичевание, которому человек предается наедине с собой, это лишь имитация расплаты очень хорошо видно на примере верующих. Одни могут постоянно стенать о том, какие они ну….например, злоречивые. Ходить годами и сокрушаться о своем грехе, мучать этим на исповеди священника, но в то же время и пальцем не шевельнуть в сторону того, чтобы хоть раз заткнуться в нужный момент. А другие увидели свою склонность к злоречию и пошли воплощать в жизнь принципы исихазма. Это грубый пример, но все же.
Или вот например, Мария Египетская, она рыдала и била себя в грудь перед дверью храма сколько? Ну даже не полдня. А спасалась в пустыне, проводя жизнь благочестивую 47 лет. И вот тут была ее воля, ее стремление к изменениям, ее настоящая расплата.
А рыдать мы все можем…Только что толку? Вера без дел мертва.

katerinafoto    15.10.17 14:32
Сколько раз видела, осенила бабулька себя крестом, юбку подобрала и шагнула через ограждение на газон, потому что так ближе)))
Можно постоянно ходить на исповедь и к причастию, получать отпущение грехов и тут же грешить дальше. Главное — успеть покаяться, пока жива.

lidia46    15.10.17 14:35
Ну это вы более широко взяли тему)))

evo_lutio    15.10.17 14:38
Фарисейство.

nonsecret_diary    15.10.17 15:02
Самобичевание знакомо. Когда только начинала выбираться из ямы, шевелится, периодически, на фоне активности, накрывало осознание того сколько ж дров было мной же наломано в прошлом, сколько времени впустую растрачено, что надо было и то делать и это, а сейчас вот я натурально у разбитого корыта, слабая, ничего не умеющая и никому не интересная тетка. И во всем этом виновата я же сама. И ничего с этим поделать уже нельзя (прошлое уже того, прошло).
Такое дикое отчаяние накатывало. Но я мрачно продолжала припоминать подробности по поводу себя в прошлом и думала, что вот такой он, видимо, внутренний локус — несу ответственность за свои поступки. Осознаю. А то что мне хреново так при этом, и шевелиться отпадает всякая мотвация — ну расплата такая. Наверное.
А потом в комментариях к какому-то посту проскользнуло — что стенания о прошлом — это ведь тоже внешний локус. Потому что сидишь и ждешь как будто кто-то большой и сильный придет, утрет слезы, обнадежит.
Я призадумалась, а потом поняла что блин, прошлое — да, оно же реально вне моего локуса, хоть образмышляйся, ничего не изменишь. А вот на мою деятельность прямо здесь и сейчас все это влияет очень и очень плохо, и надо завязывать. Надо. Ну и дальше меня попустило, начала больше фокусироваться на том, как хорошо что я прямо сейчас что-то делаю, меняю к лучшему, а не на том сколько и чего надо было делать когда-то.

evo_lutio    15.10.17 15:28
Это не в комментариях «проскользнуло», я несколько постов об этом писала. Прямо на эту тему.

nonsecret_diary    15.10.17 15:51
это было до постов прямо на эту тему.

evo_lutio    15.10.17 15:56
Понятно, вы призадумались и прозрели сами, от проскользнувшего комментария. Это важно.

nechipurenko    15.10.17 15:26
Если стыд и грусть из-за собственной трусости в каких-то ситуациях являются самобичеванием, то знакомо. Не то чтобы на этом зациклен, но вспоминать довольно противно.

onitim    15.10.17 15:52
В те моменты, когда что-то не так(в личной жизни, например), сразу проявляется и самобичевание(наедине с собой). Причем проявляется оно вообще в других сферах. Вот на работе нужно сделать какое-то дело. Ты не делаешь и осознаешь это. И вместо того, чтобы начать делать, какой-то ступор. Хочется чтобы тебя пнули, начинается процесс самобичевания. Обычно оно короткое и я быстро себя в руки беру. Но если состояние в целом не очень, то это может затянутся.
И вот очень бесит то, что осознаешь это, но не можешь этот импульс внутри найти. Хотя казалось бы, что держись его в руке.

evo_lutio    15.10.17 15:55
Локус — это не импульс. Импульс — это мотивация.

Локус — это просто четкое понимание, что никто не подаст, не поможет, не сделает за вас. Либо вы сами, либо загибайтесь, если не хотите сами.

tuzemka5    15.10.17 16:13
У меня в основном самобичевание такого рода: ну зачем я это сделала, я же знала, что если что-то может пойти не так, то обязательно пойдет не так…. или какой позор, как теперь от этого отмыться….. Потом понимаешь, что причитать смысла нет, начинаю самоуспокоение: теперь уж ничего не поделаешь, чего убиваться, черт с ним, с кем не бывает, все что ни делается все к лучшему, это хороший опыт и наука мне..
Цикл самобичевание-самоуспокоение может пройти пару-тройку раз по одной и той же теме.
Вслух кому-то самобичеваться не люблю. Не хочу не красиво выглядеть в глазах других, и если кто-то замечает мой косяк, который повредил только мне, то отвечаю: ну и что? Бывает, разберусь как-нибудь.

Но вот если другой человек начинает самобичеваться и жаловаться мне на свою ошибку, то прерываю на полуслове, слушать этого не могу, и предлагаю обдумать план дальнейших дествий, а не размазывать сопли.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio