Давайте оценим защитную силу того, что называется смирением.
И посмотрим, какую шнягу выдают за смирение некоторые люди.
Языковеды, в основном, сходятся на том, что современное понятие «смирение» происходит от слияния «смерение» и «смирение», первое по значению ближе к слову «умеренность» (ограничения), а второе к «примирению» (выход из состояния войны). С точки зрения психологической трактовки понятия большой разницы между тем и другим нет. Говоря о смирении, мы ведем речь о наилучшем состоянии личных границ и локуса контроля. Хорошие границы — это и умеренность внутри границ и примирение с тем, что находится вне локуса контроля, вне собственной территории. Рассмотрим то и другое.
Отсутствие умеренности порождает страсти, которые берут над человеком верх.
Обратите внимание, страсть — это источник энергии, мощная мотивация, сильная потребность, пассионарность, и это очень хорошо (возможно, это лучшее, что дает нам жизнь), НО лишь до тех пор, пока вы управляете своей страстью, а не она подчиняет вас. Пока рулевой — вы, страсть это орудие, вы горы можете сносить, достигая желаемого. Но как только руль ушел из ваших рук и страсть овладела вами, вы — раб чужой воли или жертва чужого потока, вы бревно, летящее по течению. Вышедшая из-под контроля страсть отнесет вас в бездну Харибды и потопит, а по пути скормит чему-то (у каждого потока есть бенефициар, и если вас несет, то бенефициар — не вы). Вы спасетесь, если очнетесь и уцепитесь из последних сил за что-нибудь по пути и выберетесь на берег. Но и в этом случае аддикцияАддикция – болезненная зависимость, вредная привычка, зацикленность на одн... Прочитать активно вас выпотрошит и вам придется восстанавливать себя как после кораблекрушения, сколачивать заново по частям. Вы можете думать, что в вас нет страстей, вы апатичны, а на самом деле вы скармливаете себя онлайн-игре, непрерывному просмотру сериалов, пищевой или алкогольной зависимости, старинному любовному гештальту, отнимая себя у жизни.
Чтобы смерять свои желания и не дать им превращаться в своих хозяев, оставлять их слугами или хотя бы партнерами, и нужно смирение. Смирение — это духовная работа, заключающаяся в том, что вы находите (и формируете) внутри себя самосознание, напрягаете (и растите) волю и посвящаете себя саморазвитию, вместо биологического скармливания пищевой пирамиде. Ограничиваете свои страсти, чтобы управлять ими, а не подчиняться им и их бенефициарам.
Смирение как смерение внутри границ позволяет поддерживать равновесие, и когда нечто начинает поглощать вас и подчинять, становится самым важным и превращает в вас в послушного исполнителя (это может быть с любым ресурсом, которому вы начинаете служить, вместо того, чтобы он служил вам), вы должны собраться и вернуть себе контроль. Это делается переключением на другие важные и полезные дела, с помощью осознания того, что вы не хотите подчиняться какой-то страсти и отдавать ей руководство своей жизнью. Вы — свой хозяин и вам надо следить за собой как за своим государством, поддерживая в нем баланс сил и равновесие ресурсов. Иначе получите внутри себя революцию. Вихрем чужим унесет, и это не просто слова.
Смирение вне собственных границ, то есть согласие на мир со всем, что находится вне собственного локуса контроля, не менее важно.
Постоянное недовольство тем, как несправедливо устроен мир, не только потребляет энергию и направляет ее в деструктивное русло, но еще и мешает адаптироваться к реальному устройству мира. Адаптироваться = развивать реальные опоры.
Если вам не нравится реальность, на помощь вам придут психзащиты, то есть иллюзии и искажения. Вы будете жить в параллельном мире, с шорами на глазах, и поэтому в мире реальном все ваши действия будут приносить отрицательный результат. Куда полезней примириться с реальностью, которую вы не можете изменить, и найти преимущества для себя. Найти в самых сложных обстоятельствах преимущества для себя вполне реально, но начинается это именно со смирения. «Делай не по воле моей, а по воле своей» = понимание, что ты можешь не видеть смысла событий, ошибаться по поводу причин и следствий. Но это касается лишь того, что ВНЕ локуса контроля, внутри ты должен действовать сам и не уповать ни на кого, не перекладывать на чужие плечи обязанности. «Дай мне изменить то, что я могу изменить, и принять то, что я не могу изменить» = четкое деление границ своих возможностей и отказ тратить силы на то, что вне твоего локуса контроля. («Дай мне силы изменить то, что можно изменить, дай мне терпение принять то, что изменить нельзя, и дай мне разум, чтобы отличить одно от другого»). Куда полезней и куда красивей направить свои силы на то, что еще можно менять, чему еще можно помочь.
Очень много смирения, например, нужно, чтобы принять потерю близкого. Изменить это нельзя, сожалеть о несделанном бесполезно, но если вспомнить, что остались другие близкие, свои силы можно направить на помощь им. Если же убиваться по одной потере и сожалеть об ошибках в прошлом, можно не заметить, как потеряешь и все остальное. То же самое относится к любой потере: денег, отношений, возможностей. Если нечто можно вернуть, надо действовать. Если вернуть нельзя и действовать никак невозможно, надо смириться и перенести внимание на другие задачи. Вот для чего необходимо смирение: для наилучшего расхода душевных и физических сил. Сливать их в черную дыру уныния или гнева, не имея возможности никак влиять на происходящее, это добавлять к одной потере новые.
Что мешает нормальному смирению?
Главное — это привычка опираться на других, все тот же инфантилизм, убежденность человека в том, что за него кто-то несет ответственность, ему должны, находятся в его распоряжении как няньки. Инфантилизм — привычка быть маленьким. От этой привычки можно и нужно отказываться.
Любое нытье и проклятие и длительные сожаления о чем-то, чего вы не можете поменять, основаны на обращении человека к чему-то или кому-то, кто должен прийти к нему на помощь. Опора на себя появляется тут же, едва человека соглашается, что опираться он должен на себя, что это его задача, что нянек и слуг в этом мире у него нет. Это и есть ПРАВКА ЛОКУСА. Он — свой хозяин и свой же слуга, свой опекун и покровитель, своя мама и свой папа. Больше некому.
Посмотрите, насколько не важно, религиозным себя считает инфантильный человек с плохим локусом контроля или атеистом. Это не имеет совсем никакого значения. Религиозный будет все время ныть и клянчить у боженьки, и его молитвы будут больше похожи на шантаж. А атеист будет проклинать мироустройство, капитализм или массонские заговоры, и тоже ворчать или голосить в поисках справедливости и правды. Его претензии имеют точно такой же адресат как и претензии религиозного инфантила. Это нечто вне его, к чему он обращается, в надежде, что его страдания будут услышаны и няня придет на помощь, наваляет его обидчикам, а ему даст бутылочку теплого молочка. Если бы он знал, что жаловаться бесполезно и няни с молоком нигде нет, он замолчал бы и занялся делом. Религиозный инфантил называет свое нытье молитвой, инфантильный атеист может называть «точкой зрения» или «голосом совести», да как угодно, никакой разницы нет, поскольку адресат в обеих случаях некая родительская фигура в собственной голове. А в реальности нет никого, кто бы сострадательно их слушал и мог бы им помочь, а главное хотел бы им помочь. Разве что такой же инфантил в короне спасателя захочет помочь? Но не сможет.
Если же религиозный человек не инфантилен, то он хорошо понимает, что Бог — это не нянюшка ему, а некий духовный ориентир, то, на что он САМ должен ориентироваться в своем росте и развитии, прилагать нравственные и физические силы, чтобы соответствовать духовному идеалу или хотя бы приближаться к нему. В этом смысле и атеист может иметь нравственные ориентиры, не связанные с религией. То есть не стоит подменять формой содержание. Не важно, как вы называете нянюшку, Господи Иисусе или Справедливость, пока вы рассчитываете, что вам вытрут нос, отозвавшись на слезы или гнев, вы теряете время и энергию. Смиритесь с объективной реальностью, с ограниченностью своих сил и направьте все свои усилия в конструктивное русло, то есть туда, где вы действительно можете САМИ на что-то влиять, что-то менять, чем-то заниматься. Ваша территория будет расти и постепенно вы получите рычаги влияния и там, где их не было, вы станете сильней. Не ждите помощи и поддержки извне. Скорее всего поддержка сама придет, мир отзывчив, и мир людей и мир природы довольно отзывчивы, но ждать этой поддержки — это оказываться в роли маленького требовательного тирана, которому все должны, и терять свою энергию на бесполезные притязания. Это самая плохая личностная конструкция, она приводит к истощению жизненных сил.
Очень важно обратить внимание на то, что инфантилы называют смирением и почему.
Сами по себе слова и любые ментальные конструкции — это все лишь формочки, которые наполняются содержанием в зависимости от цели. Чаще всего цель любых слов — рационализация, то есть обоснование собственных желаний. Если инфантил имеет желание найти опору вне себя и получить блага извне без собственных усилий, то он и обосновывает именно это. Он говорит «надо быть смиренным» и это значит сидеть и ничего не делать, принимать все покорно и ждать, когда кто-то другой позаботится о тебе и пожалеет. За твое «смирение» и послушание (страдания) боженька или мир добрых людей пошлют тебе блага. Но блага в этом мире не достаются слабакам и трусам, они достаются только сильнейшим, так — начиная с первой амебы. Обратите внимание на законы природы, для человека законы те же самые, меняются только сферы приложения сил и характер сил, но сила всегда была и будет в почете. Физическая сила, финансовая, духовная, нравственная, все это было и будет актуально, но люди, которые воспринимают «смирение» как «лежать и молиться» или «все делать, что прикажут другие» иногда говорят, что нравственная сила в этом мире не в почете, путая нравственную силу и свою покорность, называя свою слабость «духовным смирением». А где дух? Инертная биомасса?
Внутри своих границ, наоборот, надо быть очень смелым, дерзким и сильным. Максимально сильным и волевым. Иначе не получится никакого смирения. Не будет «С». Не будет точки отсчета, вашей личной воли — саморегуляции и вашей самости, вашей самобытности, спонтанности и самостоятельности, которые взаимодействуют с внешним миром. Что будет примиряться и смиряться, если вас Самих нет, если вместо вас диффузная масса, готовая течь туда, куда ей скажут? Чтобы появились границы, должна быть нечто внутри, основа, потому что вокруг пустоты никаких границ быть не может.
Почти все «добродетели» служат прекрасными фасонами белых пальто, то есть психзащитами, которые закрывают собственную инертность и трусость, выдавая за нечто хорошее. «Я смиренный и поэтому терплю плохое обращение». В собственных границах встать и уйти, никто не привязал веревкой, держит лишь собственная зависимость, но человеку проще быть безвольным, а называть это добродетельным смирением. «Я смиренный и поэтому несу свой крест». В собственных границах поменять ситуацию, приложив силы, но человеку лень и страшно, он предпочитает жить глупым овощем и называть это смирением и ношением креста.
Позиция удобна, но только если считать себя биологическим мусором, задача которого сократить сиюминутный стресс ценой потери индивидуальности, обезболить свое бытие, ослепить и оглушить себя иллюзиями, чтобы не жить, а существовать. Собственная территория такого покорного «судьбе» и безвольного человека все время сужается, он отдает даже то, чем действительно владел, потому что ему лень и страшно отстаивать свое, он не расширяет свою территорию, не растет, не развивается, он скукоживается и тает. Он надеется таким поведением заслужить чью-то милость? Но чью?
Даже его маме грустно смотреть на такое жалкое существо. Неужели кто-то думает, что такое «смирение» — добродетель в глазах воображаемого Бога? А что же тогда зло в его глазах, если добродетель — это разложение и гниение?
Нет, смирение — это не пассивность, а активная деятельность внутри своих границ, в мире с внешним миром (пока не напали на твою территорию). Именно для того человек и правит свой локус контроля, чтобы максимальное количество сил обратить на свою деятельность. И внутри своих границ он не уступит руля, не отдаст контроль и власть над собой никому. САМ себя будет смирять и смерять по своему разумению, а не чужому, ориентируясь на свои идеалы, а не навязанные. Только тогда во всем этом есть духовный смысл.
Защитную силу смирения чувствуете?
Комментарии
gr_zv 06.06.17 12:57
Например, смирение может защитить от слива себя в любовных отношениях. Потому что во-первых, смирение как смерение позволит не видеть в любовном ресурсе единственный источник кайфа, и подчинять ему все свои действия.
Во-вторых, смирение, как активная деятельность внутри собственных границ подразумевает действия по увеличению своей силы и привлекательности — следовательно, оно не позволит растить фигуру другого человека в поле и сливать ей всю энергию.
Кроме того, как Вы написали в посте, смирение не позволяет терпеть плохое обращение.
evo_lutio 06.06.17 13:28
Главное, что смирение в данном контексте — дать другому человеку волю поступать, как он хочет, не липнуть к нему и не пытаться заставить любить, если он не любит. Он вне границ и с его волей надо смириться.
Чаще всего и обращения плохого нет, если не липнуть к человеку.
Плохо обращаются с теми, кто липнет. С теми, кто готов уйти, если он не нужен, обращаются хорошо.
vad_varlamov 06.06.17 13:14
Т.е. смирение — это тот меловой круг, который защищает от демонов-страстей. Пока в нем — страсти служат тебе. Вышел — сожрали ))).
evo_lutio 06.06.17 13:26
Ну круг магический от демонов — это личные границы. Это алхимическая трактовка, классическая и я ее много раз приводила.
Смирение — это правильная настройка локуса контроля (одна из характеристик правильного локуса), то есть центра этого круга.
tati_tatiana 06.06.17 13:19
Для меня это одно из самых действенных упражнений для нахождения энергии. Когда появляется ощущение, что все вокруг сложно и страшно и сил нет и вообще невыносимо и хочется все бросить и забиться в угол. По опыту помню, что в углу энергии нет. При этом именно помню, а по ощущениям именно в углу и счастье, чтобы не напрягаться. При этом небольшое усилие, которое можно сделать прямо сейчас, даже если вставать по утрам не хочется сделать небольшую зарядку или составить совсем ненапряжный список минимальных дел на день, как сразу уходит ощущение беспомощности и список дел заканчивается к обеду, а к вечеру так вообще столько всего сделано. Как правило на следующий день настроение намного лучше. А если забиться и страдать, на следующий день тоска в несколько раз больше.
hilaopathic 06.06.17 13:24
В молодости мне казалось что смирение это такое «сидишь в д-рьме, так хоть не чирикай». Но как-то это было грусно, сидеть в д-рьме с видом мученицы на кресте.
Сейчас, когда совсем хочеться чтобы добрый ангел с неба решил все проблемы, повторяю себе толстовское «Долли знала что само собой не бывает каши даже детям к завтраку» и начинаю шевелиться
vorushin 06.06.17 13:26
Смирение к непознаваемому и несправедливому на первый взгляд внешнему миру пришло после ряда переездов, когда окружающая реальность сменялась быстрее, чем я успевал к ней адаптироваться. При этом по детски казалось, что в новой стране уж точто будет все просто зашибись. И конечно же были свои бонусы, но стресс от адаптации все же был довольно большим. И где-то через полгода, когда розовые очки уже снимаешь и осознаешь суровый объем работы, то хорошо оказалось перестать идеализировать текущую страну, решить что несмотря на несовершенства и неожиданные подводные камни все равно оставаться и интегрироваться. И тогда стало психологически легче — вместо ожидания, что новая страна вдруг сама повернется правильной стороной и обнимет, стали ясны конкретные действия, которые мне по силам.
Похоже у меня был корона «тут идеальная страна», из-за чего каждая шероховатость вызывала сильный стресс из-за несовпадения с желаемой картинкой. И что еще хуже — создавала впечатление «теперь все самое будет зашибись» и что шевелить булками уже необязательно.
evo_lutio 06.06.17 13:47
Да, большинство уезжающих (не по выгодному контракту, а в поисках лучшей жизни) имеют иллюзию, что блага зависят от страны и надо просто поменять место жительства. А там свои проблемы, особенно у иммигрантов. Некоторые так и ездят туда-сюда, либо сидят на дне и оправдывают свою плохую жизнь сложностью интеграции иностранца. Хотя по большому счету, где бы ты ни был, все равно опираться ты можешь только на себя.
severock 06.06.17 13:30
Клёвая штука. Здорово выручает.
Правда я это похуизм называю.
evo_lutio 06.06.17 13:37
Если похуизм по отношению к тому, что вне границ, то да, это и есть смирение. Не дергаться из-за мнения людей и никому ничего не доказывать, например.
Если то, что плохо и ты можешь менять, но тебе пох, то это часто — безволие, прикрытое зеленым виноградом.
А так да, похоже.
___tais 06.06.17 14:14
Когда семь лет назад умерла любимая бабуля, наверное месяц внутренне смирения не было. Бабуле было 85, у неё случился инфаркт, и неделю ее спасала реанимация. Спасти не удалось. И хотя я понимала, что то, что произошло, неизбежно, внутренне было какое то несогласие, казалось все неправильным, что мир неправильный, устроен плохо. Потом это прошло.
evo_lutio 06.06.17 14:21
Вопрос — чувствуете ли защитную силу смирения. А не — когда и с чем смиряться не хотелось.
Мир устроен плохо, ангелы записывают все пожелания и будут работать над сервисом для господ лучше.
___tais 06.06.17 14:30
Конечно, очень даже. Когда заболела дочь, смирение сразу помогло включиться в ситуацию, и тратить силы только на решение проблем, и не сокрушаться впустую.
evo_lutio 06.06.17 15:00
Да, не искать виноватых, а разруливать все, что можно самостоятельно разрулить, всегда помогает.
hardsign 06.06.17 17:41
Есть хороший анекдот:
Мужик едет в автобусе и думает: «Жена — дура, начальник — мудак, дети — лентяи…» А сзади стоит ангел и записывает: «Странные пожелания, ну да ладно — сделаю, как просит…»
В общем-то, все три перечисленные проблемы — вполне внутри локуса ;-)
evo_lutio 06.06.17 20:21
Нет, не внутри.
fiona_20b 06.06.17 14:27
еще способность к смирению как-то связана со способностью чувствовать благодарность.
evo_lutio 06.06.17 15:01
Благодарность — это деление границ, понимание, что тебе дали то, что не должны были, что не твое.
Неблагодарные люди считают, что им все все должны, и когда им делают что-то хорошее, они принимают как должное или даже критикуют, что надо было дать больше и лучше.
А благодарные хорошо понимают, что не должны, но дали. И это вызывает желание давать им еще.
katerinafoto 06.06.17 14:41
Часто под смирением, в христианстве, имеют ввиду смирение гордыни.
Может быть можно провести параллель между гордыней и короной. И между понятием «впасть в прелесть» и погружением в иллюзии.
Ещё, когда говорят про смирение, просят не забывать про дерзновение.
Видимо, именно за тем, чтобы, как и сказано в посте, люди не воспринимали смирение, как благословение ничего не делать и сидеть смирно.
Дерзновение отличается от дерзости.
Дерзновение это смелость и решительность. Желание действовать.
В то время как дерзость, это скорее неуважение.
evo_lutio 06.06.17 14:54
В границах только разница, больше ни в чем. Внутри своих границ — дерзновение, переход границ — дерзость. Хотя это все словеса, которые имеют смысл только в контексте, а сами по себе не могут иметь одной интерпретации. Смотря как, чего, кто, кому и зачем. От этого все зависит. Именно поэтому богословов так много и так много толковательных книг.
Если не понимать, что главное границы, никак не растолкуешь, хоть разбей свой лоб о стену.
Можно решительно действовать в чужом доме и это не будет ничем хорошим.
А может не уважать навязываемые вам правила, и это будет хорошо.
То есть само по себе слово ничего не может означать однозначного.
evo_lutio 06.06.17 14:59
Гордыня — это не корона скорее, а тоже проблема с локусом и границами. Когда кажется, что ты владеешь тем, что не твое, можешь то, что тебе не по силам, имеешь право на то, на что не имеешь прав. Вот это гордыня. Понимать, что ты маленький, слабенький, ничтожный человечишка в масштабах мира и природы, очень полезно. Но ты — хозяин своей жизни, маленькой, но своей, и если не понимать, получится, что тебе назначены какие-то няньки, которые должны о тебе заботиться. То есть опять гордыня получается.
marishina 06.06.17 17:23
Когда очень хочется вотпрямщас такой же симпатии и интереса к себе, какие возникли у тебя к человеку, без смирения никак. И не только в сфере отношений конечно. Хотя упражнять его приходится постоянно и через силу:) Но когда это получается, и локус встает на должное место, стимулируя к поступкам, а не к нытью «почему мне не дали», это бесценное ощущение. Не зря под «рабом» в христианских текстах имеется в виду «работник», а не несчастная тряпочка у ног.
evo_lutio 06.06.17 20:23
Ну рабом божьим быть не стыдно, если понимать, что есть Бог.
Рабом другого человека быть — вот ужас и позор.
robotexpert 06.06.17 18:36
Сам однажды опоздал на самолёт с девушкой, перепутав время. Было несколько минут прострации, прокручивания ситуации в стиле…а вот если бы это, а вот тут бы чуть чуть побыстрее и т.п. Девушка видя мой ступор начала нервничать, истерить. И вот тут то смирение с потерей денег и времени защитило от тисков сожаления, позволив действовать.
Думаю в некоторых случаях, когда быстро смиришься, и внимание переключается с прошлого на будущее, то в памяти остается небольшой эмоциональный шрамик, в отличие от долгого периода сожалений, которые лишь увеличивают гештальт и ранят душу как застрявшая пуля.
robotexpert 06.06.17 19:32
— проиграл деньги — смирение защитит от попыток отыграться
— потеря близкого — смирение защитит от депрессии
— увольнение с очень хорошей должности — смирение защитит от прозябания и вечных поисков аналогичной. Позволит начать путь со ступеньки ниже.
— сгорел диплом/рукопись — смирение позволит продолжить творчество
— не успел принять участие в обсуждении интересного поста — смирение позволит обсудить другой)
Все случаи объединяет что без смирения движение вперед невозможно, либо требует огромного перерасхода энергии, всё равно что паруснику плыть задом, всё время глядя в прошлое.
Интересно наблюдать что в письмах, где авторы начинают с обид, тянущихся из далекого детства, их взрослая история обычно тоже связана с претензиями к окружающим. т.е. длительное несмирение с изначальными обстоятельствами истощает их так, что человек не может вернуть локус себе, ведь придется тогда расчищать авгиевы конюшни, а энергия и так на нуле.
evo_lutio 06.06.17 20:17
Да. Именно это меня и огорчает в письмах. Не то что автора обижали, егои правда могли обижать, а то, что он до сих пор сфокусирован на этом.
Это следствие плохого локуса! Многие психологи считают, что травма сдвигает локус. Нет! Плохой локус держит внимание на травмах и на «травмах». Это надо понять, чтобы терапия двигалась вперед.
alemare 06.06.17 19:42
Вы — свой хозяин и вам надо следить за собой как за своим государством, поддерживая в нем баланс сил и равновесие ресурсов.
Такое самоощущение все расставляет на свои места. Особенно если помнить, что другие — точно такие же главы своих собственных государств.
Впервые опубликовано — evo-lutio