Самопродвижение

img2682-168918

Очень важно отличать хвастовство от самопродвижения, то есть цивилизованной самопрезентации.

Заниматься самопродвижением можно и нужно, но желательно делать это цивилизованно. Тогда это эффективно.

Хвастовство — это тоже вид самопрезентации, но нецивилизованный, поэтому неэффективный, работающий против репутации.

Все нецивилизованные методы потому и называются не-цивилизованными, что они совершенно игнорируют или даже грубо нарушают границы других людей. И вызывают неодобрение вместо одобрения. Наблюдая чужое хвастовство люди чувствуют, что им бросают вызов, им пытаются продемонстрировать свое превосходство безо всяких оснований. «Я ем стейк рибай, а чего добился ты?»

Если сообщение (в форме заметки или фото) содержит дополнительный посыл, какую-то полезную инфу, например «друзья, лучший стейк в этом городе готовят вот здесь», вызов может не читаться (особенно если это не самое дорогое в городе место, а демократичное, то есть инфа действительно полезна, экономит чужие деньги), и такую самопрезентацию можно считать цивилизованной. Если же рекомендация многим покажется полезной, если рекомендаций автора будут ждать, его выступления вообще перестанут вызывать агрессию, а будут вызывать удовольствие и благодарность. За исключением тех, кто терпеть не может мясо (веган) или сам претендует на роль эксперта или не имеет средств, чтобы есть даже в демократических ресторанах. Тем по-прежнему может видеться вызов, они будут подозревать хвастовство и реагировать агрессивно.

То есть вызов — вещь условная, зависит от восприятия. Но если в презентации вашей нет никакой полезной информации, кроме вызова, дело плохо.

Бывают самопрезентации исключительно цивилизованные, это когда свою персону презентующий не только не выставляет напоказ, но и тщательно прячет, говоря только о задаче, которую он пытается решать. Это тоже акт самопрезентации (современные исследователи социальных коммуникаций сходятся на том, что любое обращение к аудитории = самопрезентация), но очень скромный, а значит наиболее цивилизованный. Чем скромней, тем цивилизованней (учитывая чужие интересы, уважая чужие границы). Если задача, которую вы решаете, вызовет живой интерес, аудитория заинтересуется и вашей персоной. Но вы не только не выставляете свою персону на первый план, вы скрываете ее, насколько это возможно. И на фоне выскочек (коих большинство) вы смотритесь красиво и выгодно.

Эта тактика дает наибольший прирост уважения, самый стойкий, но люди специально используют ее очень редко (скромные люди по-настоящему увлеченные своим делом используют сами собой), по причине того, что им некогда ждать, пока там их персоной кто-то заинтересуется, оценив их работу. Они опасаются, что плодами их труда воспользуются, а их даже не заметят. Им хочется громче объявить свое имя, обратить на себя внимание. А тем, у кого денежный и эмоциональный голод слишком силен и терпения не хватает, хочется не просто обратить внимание на себя, но и высоко оценить себя вслух, проговорить все свои достоинства, спеть себе гимны, как бы подсказывая аудитории, что о них надо думать. Это как поставить себе пятерку с плюсом в дневник и попросить учительницу расписаться. Она посмотрит на эту пятерку как баран на новые ворота и удивится вашей наглости. Многие пытаются этим заменить даже сам труд. Делать можно поменьше, нахваливать себя побольше, и это, как им кажется, принесет славу куда быстрей. Такая тактика самая опасная для репутации.

Выбирая для себя стратегию самопрезентации, оцените две величины. Сколько вы согласны получать агрессивного внимания (и соотнесите с этим дозу вашего вызова, вашей заявки на доминирование) и сколько симпатии (и соотнесите с этим получаемую от вас пользу).

Получить симпатию можно, если делать для людей что-то приятное (но разделите границы, приятное вам может быть им никак) и полезное (здесь тоже не ошибитесь, возможно никому это не нужно). Если человек потратил внимание на вашу презентацию, а для себя ничего не получил, он будет разочарован. Если он получил ваш вызов «я лучше тебя» и кроме него ничего, он будет раздражен. Если он потратил внимание и получил какой-то эмоциональный стимул или какую-то полезную информацию, у него возникнет симпатия к вам и желание обратить к вам внимание вновь. Быть симпатичным для всех у вас не получится, как бы вы ни были полезны и скромны, но чем вы полезней и при этом скромней, тем меньше у вас будет врагов и больше сторонников. Правда с ростом популярности врагов все равно будет становиться все больше, поскольку сама популярность — это вызов, особенно для тех, кто сам претендует на популярность в той же области или смежной. Вы можете себя не хвалить, но когда вас хвалят другие, многих это будет бесить.

Не нужно огорчаться от такой реакции людей на вызов, это нормальная, естественная реакция — стремление личности к самоутверждению и конкуренции. Те, кто на вызовы вообще не реагируют, либо слишком тревожны и подавлены, либо обесценивают других.

Вызов — это не только хвастовство, это любая заявка на превосходство и доминирование. Я лучше всех знаю, я всем все объясню про психологию. Это не цивилизованная форма подачи, это провокация, но к ней тоже можно прибегать, если делать это сознательно. Хвастовство — это детский вызов, в избытке он делает человека нелепым и смешным, в малом количестве — забавным и непосредственным (то есть некоторая доза хвастовства может работать на имидж, если вам хочется выглядеть забавным). А вот авторитарное поведение — более серьезный вызов, он иногда провоцирует настоящую ненависть. Ничто так не раздражает людей, как ваша готовность заявить, что вы что-то знаете или умеете лучше других. Но если вам удастся хотя бы частично это подтвердить, своей компетенцией, вы получите поток внимания, по большей части агрессивного, но и восхищенного тоже. Людям нравятся смелые и уверенные в себе люди, но они терпеть не могут позеров. Поэтому приготовьтесь доказать каждый свой вызов сто раз. Ну и к ненависти тоже привыкайте.

В области создания яркого имиджа (а самопродвижение относится к имиджу, конечно) главное — готовность к реакции окружающих и умение эту реакцию использовать себе на пользу. Если вы ни о чем таком не задумываетесь, а просто постите фоточки и заметки о своем благополучии, надеясь, что люди порадуются вместе с вами и полюбят вас, для вас может стать шоком количество агрессии со всех сторон (особенно если не среди трех своих френдов сидите, а случайно вылетели в топ). Но если вы понимаете, что, вот сейчас хвастаясь, бросаете вызов, вы можете быть готовы. Правда, одно только хвастовство не даст вам ничего кроме агрессии, можете превратить себя в боксерскую грушу, если хотите. Но убедитесь, что ваш желудок адаптирован как у троллей к перевариванию кирпичей, иначе заработаете язву.

А вот если вы не только хвастаетесь, но и подкидываете людям интересную информацию, визуальную и ментальную, кроме агрессии (которая все равно будет, но и увеличит градус внимания), вы можете получить и симпатию тоже, а когда все к вам привыкнут, ваше хвастовство будет раздражать меньше. Привычка как и привязанность помогает немного слить границы. Вас перестают воспринимать как чужого, вы становитесь своим. Своим мы не только прощаем хвастовство, но иногда и умиляемся, верно? «Какой же я красавец», — говорит ваш муж, поглаживая пузо перед зеркалом. Он не шутит, он и правда доволен собой, и вы тоже счастливы, что он доволен и у него отличное настроение. Если вы его, конечно, любите. Если в данное время он вас бесит, вы можете испытать приступ гнева. Мало того, что разжирел, так еще и доволен собой, скотина. И обратите внимание, умиляемся мы отрефлексированному хвастовству (когда это немного стеб и самоирония) и раздражаемся, когда человек хвастается вообще без рефлексии, то есть даже не замечает, что приписывает себе лишнее.

В общем, если вы живете осознанно, для вас нет никаких правил. Все почти правила вы можете нарушать, если вам надо. Но вы должны хорошо представлять себе, что вы делаете, какую реакцию получите, какое впечатление произведете и оценить, что с этим делать и зачем это вам. Если же вы просто идете на поводу у своих импульсов, не обращая внимание на обратную связь, вы постоянно будете получать от мира какие-то обломы. Вам захотелось похвалить себя, вы похвалили, в ответ получили агрессию, обиделись, закрылись, потом забыли, снова стали хвалить себя, снова получили агрессию, рассердились, бросились доказывать и наказывать обидчиков. Хотели немного энергией от чужого внимания подпитаться, а в результате ввязались в склоку и забыли себя, слили всю энергию в бессмысленную борьбу.

Поэтому правило «не хвастайтесь» актуально всегда, кроме случаев, когда вы делаете это 1) дозированно, 2) специально, 3) оценивая обратную связь.

Приведете примеры цивилизованного, но достаточно яркого самопродвижения? Примеры в работе, учебе, в дружбе, в любви и даже в сексе.

И примеры уместного хвастовства приведите. Только не путайте уместное с простительным. Простительное — это почти все хвастовство хорошо знакомых людей, хотя бы наполовину отрефлексированное. А уместное?

Комментарии

niletta    23.03.17 12:25
Знакомая девушка выкладывает фотографии, на которых она занимается спортом. Но не просто посмотрите какая я молодец, а показывает какое-нибудь эффективное упражнение и в комментариях описывает технику выполнения и для чего нужны такие упражнения. Она в прошлом профессиональная спортсменка и сейчас выглядит отлично.

likeyourbird    23.03.17 14:48
Вот кстати да. Фото поп и лакшери лайф стайл раздражают. Но если это не просто фото попы, а ещё видео тренировок и грамотных советов от фитнес-тренера или просто грамотного спортсмена, то эти страницы сразу переходят в категорию «красивоиполезно»,

sana_ra    23.03.17 13:03
Однажды нашла в сети двух девушек, которые вели в чем-то похожие lifestyle блоги о минимализме. Они писали о том как жить просто, о своем опыте экологичного потребления и работы вне офиса. Исходя из тематики, продвигали себя в сети без лишнего пафоса. Скромные, очень приятные в общении, девушки многократно увеличили число своих подписчиков в соц сетях за два года и стали довольно известными. Сейчас одна из них преподает курсы по пиару, вторая открыла полноценный журнал.

alcoveron    23.03.17 13:15
Веду рабочие страницы своего агенства в соцсетях, основной контент — хвастаемся реализованными проектами. По возможности стараюсь разбавлять картинки с ивентов не только описанием, но и заигрыванием с аудиторией, ну например: «Провели квест для 300 человек, по многочисленным отзывам лучшим заданием игры было признано вот это. А ты сможешь решить эту загадку?». И публикую загадку или ребус, людям такое интересно, они решают, разгадывают, комментируют. И мне выгодно — у меня не просто сухой отчет, а три зайца одним выстрелом — и проектом захвасталась, и наполнение продемонстрировала, и потенциальным клиентам запомнилась как агентство, которое пишет хорошие квесты.

Еще часто пишу хвалебные рекомендации-отзывы о локациях, на которых работали, в соцсетях. Моя цель — продемонстрировать, что проект на дорогой площадке агентству по зубам, одновременно получается «подлизаться» к локации и нарваться (часто) на обратный хвалебный отзыв.

violetta88    23.03.17 13:31
И шевелюрой похвасталась, и картину показала

dinuka    23.03.17 13:48
На работе:
— Придумать удобную всем инновацию, рассказать на собрании, внедрять, рассказывать о результатах внедрения.
— Изучить полезную всем информацию, интересно и тезисно сделать доклад для сотрудников.

В соцсетях:
— Писать о мероприятиях с призывом присоединиться всем желающим.

rough_rosemary    23.03.17 14:27
Шнур, по-моему, пример когда хвастовство как провокация работает)) Он обычно в Инстаграмм выкладывает какую-нибудь пафосную фотку, а под ней интересный текст совсем на другую тему, получается ирония над форматом)
Ещё классный у них девиз был когда группа снова собралась «Снова живы для наживы». На опережение))
И, например, в блоге иллюстратора, посвящённого её работам, похвалиться, что выиграла такой-то Грант итп — уместно

dlsemenov    23.03.17 14:46
Работа/соц.сети: Ряд успешных знакомых фотографов постоянно выкладывают фотографии из своих поездок в различные интересные места. Как хвастоство не воспринимается совсем. Для других фотографов — это идеи куда ехать и что/как снимать, для не фотографов работает как стимул купить фототур.

likeyourbird    23.03.17 14:58
Читаю девушку, она топ в конторе, занимающейся it, у неё постоянные очень длительные заграничные командировки, жильё в лучших отеля и бизнес и первый класс в самолетах. Она рассказывает о своей жизни очень подробно, какие то мелочи, ощущения, впечатления от новых стран и людей, которых она встречает по работе, смешные истории, мои любимые про ОАЭ и Саудовскую аравию. Это не воспринимается как хвастовство, а как будто книгу читаешь с иллюстрациями.

anna_balinese    23.03.17 17:25
Еще вспомнила хороший пример: у нас есть две топ-полиграфии. И вот вторые везде так и пишут: мы, мол, всего лишь вторые — поэтому так стараемся для клиентов

silberwe    23.03.17 17:34
затейники какие эти вторые :)

 
Впервые опубликовано — evo-lutio