Печорин и Грушницкий

Давайте вот этот кусок из «Княжны Мэри» Лермонтова обсудим.

Печорин, как вы помните, начал с того, что стал бесить Мэри. Ну а как он мог выделиться из толпы обожателей? Это только некоторые из вас считают, что надо накидать-накидать липких шаров, чтобы человека сразу затошнило, а Печорин — это печорин, он рыбак. Хотя и с провальной стратегией в конце из-за лохмотьев. Но не в начале, когда важно только отсутствие короны.

На что еще внимание обратите в отрывке? Печорин тут дергает влюбленного Грушницкого (с которым он как бы дружит, но считает его своим тайным врагом, печорины всех почти считают потенциальными врагами и соперниками)

«- Я уверен, — продолжал я, — что княжна в тебя уж влюблена!

Он покраснел до ушей и надулся.

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!..

— У тебя все шутки! — сказал он, показывая, будто сердится, — во-первых, она меня еще так мало знает…

— Женщины любят только тех, которых не знают.

— Да я вовсе не имею претензии ей нравиться: я просто хочу познакомиться с приятным домом, и было бы очень смешно, если б я имел какие-нибудь надежды… Вот вы, например, другое дело! — вы победители петербургские: только посмотрите, так женщины тают… А знаешь ли, Печорин, что княжна о тебе говорила?

— Как? она тебе уж говорила обо мне?..

— Не радуйся, однако. Я как-то вступил с нею в разговор у колодца, случайно; третье слово ее было: «Кто этот господин, у которого такой неприятный тяжелый взгляд? он был с вами, тогда…» Она покраснела и не хотела назвать дня, вспомнив свою милую выходку. «Вам не нужно сказывать дня, — отвечал я ей, — он вечно будет мне памятен…» Мой друг, Печорин! я тебе не поздравляю; ты у нее на дурном замечании… А, право, жаль! потому что Мери очень мила!..

Надобно заметить, что Грушницкий из тех людей, которые, говоря о женщине, с которой они едва знакомы, называют ее моя Мери, моя Sophie, если она имела счастие им понравиться.

Я принял серьезный вид и отвечал ему:

— Да, она недурна… только берегись, Грушницкий! Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, не примешивая к ней мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная. Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор — никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно; она десять раз публично для тебя пренебрежет мнением и назовет это жертвой и, чтоб вознаградить себя за это, станет тебя мучить — а потом просто скажет, что она тебя терпеть не может. Если ты над нею не приобретешь власти, то даже ее первый поцелуй не даст тебе права на второй; она с тобою накокетничается вдоволь, а года через два выйдет замуж за урода, из покорности к маменьке, и станет себя уверять, что она несчастна, что она одного только человека и любила, то есть тебя, но что небо не хотело соединить ее с ним, потому что на нем была солдатская шинель, хотя под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное…

Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперед по комнате.

Я внутренно хохотал и даже раза два улыбнулся, но он, к счастью, этого не заметил. Явно, что он влюблен, потому что стал еще доверчивее прежнего; у него даже появилось серебряное кольцо с чернью, здешней работы: оно мне показалось подозрительным… Я стал его рассматривать, и что же?.. мелкими буквами имя Мери было вырезано на внутренней стороне, и рядом — число того дня, когда она подняла знаменитый стакан. Я утаил свое открытие; я не хочу вынуждать у него признаний, я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои поверенные, и тут-то я буду наслаждаться…»

Комментарии

tanya_nyc    26.12.16 19:25
Печорин хоть и считает Грушницкого врагом, но рассказывает ему о стратегии довольно честно. Все так и получится, княжна с Грушницким заскучает, а крючок Печорина заглотит.

evo_lutio    26.12.16 19:30
Тут несколько формул хорошей эмпатии печоринской есть в тексте.

Кто назовет все?

tanya_nyc    26.12.16 19:37
1. Он завел и развил тему, о которой Грушницкий хотел говорить (о княжне). При этом выяснил нужную ему информацию, что говорила княжна о нем.

2. Он в общем точно классифицирует Грушницкого как человека, который раньше времени присваивает победу.

3. Он остается в границах, и про кольцо и влюбленность ничего не распрашивает, а сделает так, что Грушницкий сам все расскажет.

4. «Женщины любят только тех, которых не знают». Про то, что любовь крючками и дистанцией лепится.

5. Рассказывает Грушницкому о крючках и эмоциональных качелях.

6. Понимает хорошо, что первый поцелуй сам по себе не значит ничего, после него любовь все равно нужно растить.

7. Понимает про захват власти в отношениях — это про границы и территорию, как я понимаю. Нужно выманить человека, тогда он твой.

zasimka    26.12.16 19:42
«Она с тобою накокетничается вдоволь, а года через два выйдет замуж за урода, из покорности к маменьке» — это при то, что должна поддерживаться интрига, интересно должно быть, слишком много шаров и внимания в данном случае — вредно для отношений.

evo_lutio    26.12.16 19:53
4. «Женщины любят только тех, кого не знают» — тут еще отличное понимание, что все любят свой собственный образ в голове, который вызывает свой собственный интерес, а сам по себе другой человек, даже и с достоинствами, — еще не повод его любить,

zasimka    26.12.16 19:38
1. Печорин кольцо внимательно рассмотрел, соперника уважает.
2. «Грушницкий из тех людей, которые, говоря о женщине, с которой они едва знакомы, называют ее моя Мери, моя Sophie». Печорин видит что Г. присваивает женщин сразу, как они ему понравятся.
3. Опять же Печорин после фразы «- Я уверен, — продолжал я, — что княжна в тебя уж влюблена!» понял что Грушницкий влюблен.
4. Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли — тоже эмпатия.

solodka    27.12.16 00:02
2. О присвоении говорит еще и то, что Грушницкий уже вписал себя в жизнь Мери. Он и рассказывает в основном о себе: она меня мало знает, я не имею претензии нравится, я хочу познакомиться с прекрасным домом, я вступил с ней в разговор, день будет памятен мне. Печорин же о себе не говорит ничего. Только о женщинах и Грушницком.

solodka    27.12.16 05:30
2. О присвоении говорит еще и то, что Грушницкий уже вписал себя в жизнь Мери. Он и рассказывает в основном о себе: она меня мало знает, я не имею претензии нравится, я хочу познакомиться с прекрасным домом, я вступил с ней в разговор, день будет памятен мне. Печорин же о себе не говорит ничего. Только о женщинах и Грушницком.

with_harmony    26.12.16 19:57
Он наблюдает за реакцией партнера: покраснел (значит засмущался, сам испытывает чувства), стал быстро ходить (нервничает). Наблюдает и анализирует как ведет себя Грушницкий на каждую его фразу.
В ответ на то, что Мэри его недолюбливает, Печорин отвечал серьезно, т.е. выдает ту реакцию, которую ждет собеседник.
Внутри хохочет, но искренних чувств не выдает, продолжает подстраивать свое поведение под ситуацию.

fille_au_vent    26.12.16 19:41
Начиная с «из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли…» — просто инструкция по соблазнению дам и девиц. Тут и крючки (две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор — никогда не удовлетворять его вполне), и рост фигуры в поле (ты должен ее тревожить ежеминутно), и вообще…

И такой удручающий вывод:«она с тобою накокетничается вдоволь, а года через два выйдет замуж за урода, из покорности к маменьке, и станет себя уверять, что она несчастна».

А Грушницкий липкий. На протяжении всего произведения, я как раз недавно перечитала. Вот это вот его «Вам не нужно сказывать дня, он будет вечно мне памятен» и тому подобное.

evo_lutio    26.12.16 19:55
Тут хорошо понятно, от чего появляется липкость. От уверенности, что «этот день вечно памятен» — офигеть какой комплимент для барышни, ведь это же ОН. Но если значимость Грушницкого равна нулю, то его слова кроме глупой напыщенности не имеют никакой силы, все равно ей, вечно он будет помнить или нет, если вечно, то и дурак.

solodka    26.12.16 20:34
И еще из вывода вывод. Дело даже не в том, что, накокетничавшись, она выйдет замуж за урода, а в том, что на фоне урода и благодаря дистанции липкий в прошлом Грушницкий вырастет в ее глазах в пылкого влюбленного, в любовь ее жизни. То есть речь об условиях, при которых осуществляется рост фигуры. И замечание о внешнем локусе: «небо не хотело соединить.»

izvinite_chanel    26.12.16 21:35
Грушницкий напыщенно хвалит Печорина — вы, покорители петербургские, от вас женщины тают, — кривляка. Называет всех, кто ему нравится — моя Мэри, моя Sophie — присваивание и слияние.

kudreashka    26.12.16 22:24
Да Печорин тут змей! Он говорит Грушницкому то, что Г хотел услышать (княжна в тебя влюблена, благородное сердце под толстой шинелью). И еще это: «я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои поверенные»

Грушницкий почему-то игнорирует, что княжна расспрашивает его о П, а не интересуется самим Г.

solodka    26.12.16 23:45
Игнорирует потому же, почему Печорин его нахваливает: дыра большая. Печорин ее самолюбием называет. Или завышенная самооценка, как мы бы сейчас сказали. Хоть и выглядит как скромность, но про себя Грушницкий не думает, что он не пара для Мери.

kk_rr    26.12.16 23:28
Понял, что княжна ждет, что все без исключения за ней станут бегать и развлекать. И «станет тебя мучить» — будет раскачиваться на качельках и вымогать всякое.

solodka    26.12.16 23:56
Вы думаете, что княжна настолько нескромна, что ждет внимания от «всех без исключения»? ))

kk_rr    27.12.16 00:21
Она об этом потом прямым текстом скажет, что «Все за ней волочатся. Все».

solodka    27.12.16 05:39
Нет, там другой контекст. Это Печорин заметит, что у нее такая тесная толпа поклонников, что у него нет шанса. На что княжна ответит: «Они все прескучные,» — и Печорин переспросит: «Все! Неужели все?» Девятнадцатый век, молодая девушка, княжна, разговор с еле знакомым мужчиной. Не скажет она никогда о себе «за мной все волочатся.»

evo_lutio    27.12.16 04:08
Не то что ждет, но привыкла просто. Шаблон уже такой.

mimimishnaya    27.12.16 00:00
«- Я уверен, — продолжал я, — что княжна в тебя уж влюблена!
Он покраснел до ушей и надулся.
О самолюбие!»

Тут Печорин «троллит» Грушницкого, заставляет его оправдываться и кипятиться; используя дыру в границах(самолюбие, корона), грубо взламывает их.

По фразе непонятно, то ли это комплимент, то ли издевка. Поэтому Грушницкий надулся и покраснел. Человеку с плохими границами сложно ответить на нее, оставаясь в границах.

evo_lutio    27.12.16 04:06
Опять «грубо взламывает». Где грубость и взлом?

Почему вы каждую мелочь так громко и страшно называете?

Любой диалог обычный превращается в серию грубейших взломов.

lidia46    27.12.16 05:49
Грушницкий когда говорит, что не имеет претензии нравиться, не имеет никаких надежд — как бы надевает на себя ослиную шкуру. Печорин это видит и потимает , что это дыра, корона Грушницкого. На самом деле же он считает себя самый преданным и любящим, самым достойным поклонником княжны. И Печорин не может удержаться, чтобы не ткнуть его в это место. Он начинает рассуждать как княжна Мэри выйдет не за Грушницкого замуж, а потом внутренне хохочет наблюдая, как вывел из равновесия своего друга.
Думаю этого бы не было бы если бы Грушницкий прямо сказал — да, мне эта девушка очень нравится, я влюблен. Печорин тогда не стал бы издеваться, наверное.

osfery    27.12.16 07:06
Грушницкий не задумывается о том, что отношение Мери к Печорину может измениться, а его фигура вырасти

«ты у нее на дурном замечании… А, право, жаль! « — как окончательный вердикт

А Печорин скорее приятно удивился такой новости. И перевел разговор со своего «плачевного положения» на Грушницкого

evo_lutio    27.12.16 07:19
Не удивился, он же специально.

elle_fa    27.12.16 08:00
«он был с вами, тогда…» Она покраснела и не хотела назвать дня, вспомнив свою милую выходку.
Грушницкий видит причину её смущения в воспоминании, еще и начинает ее успокаивать, «позволяя» не называть тот день… а её неловкость вызвана скорее тем, что проявляет свой интерес и расспрашивает про «господина с тяжелым взглядом».

 
Впервые опубликовано — evo-lutio