Учителя, менторы, тренеры, коучи, эксперты очень быстро сливаются и выгорают, если у них плохие границы.
Это происходит из-за того, что их верхняя позиция касается очень конкретной области, ровно той, где они обучают, консультируют, где есть запрос на их менторство. Во всем остальном их авторитет и их значимость могут быть равны нулю, и если они этого не понимают, беда.
Давайте посмотрим в этом письме на такую беднягу. А потом общую проблему разберем, почему менторы с плохими границами так быстро сливаются.
argo15
Уважаемая Эволюция, здравствуйте!
Волею случая я заменяю на полгода преподавателя по одному из общеобразовательных предметов в колледже. Опыт преподавания у меня был только в смешанных группах с детьми 10-14 лет. А тут раз — и две группы 16-17 лет, полностью состоящие из мальчишек, причём платников с довольно низким средним баллом аттестата. Необычно, интересно и оказалось сложно.
У меня отрастает корона Спасателя временами. Мне хочется что-то для них сделать, как-то помочь, направить. Многие из них мне симпатичны. Несмотря на средний балл аттестата и подростковый выпендрёж, видно, что они думающие и в целом хорошие люди.
(Корона Спасателя — это не желание помочь думающим людям, а желание почувствовать свою значительность и важность за счет «помощи» тем, от кого сам зависишь. Автор хоть и называет свою корону, не видит ее)
Один мальчик после занятия мне выдал тираду, о том, что я хороший человек и преподаватель. В следующий раз остался после пары, и мы немного пообщались. Он сказал, что чувствует себя так, будто родился не в том веке, что сверстников не очень понимает. Мне показалось, что он ищет какую-то помощь, захотелось его поддержать.
(Мальчик похвалил автора, дав ей оценку сверху, но автору показалось, что Бедняша нуждается в ее поддержке. Как такое произошло?)
Этот кульбит короны привёл к тому, что я ему в личку в вацапе (у нас создано в WhatsApp сообщество по предмету) сама первая скинула точную цитату из произведения, которого мы коснулись в диалоге. И после этого он начал периодически мне написывать. Причем та линия общения, которую он пытается вести, отличается от модели «учитель — ученик». Он то ли ищет дружбы, то ли влюбился, то ли намеренно провоцирует, то ли Бог весть что.
(Кто понимает, почему общение учителя и ученика на неучебные, личные темы — мимо границ, и почему этого нужно избегать? Автору хотелось бы и в личном общении с парнем быть Учителем, то есть у нее большой багБаг – пограничный дефект, устойчивая форма специфического нарушения границ... Прочитать Училка, а это очень опасный баг для учителя. Если вы учите, но не понимаете, что учитель вы только в четко отведенной области, в четко отведенном формате, а вне этого у вас такой роли и такого права нет, вы наживете себе много проблем. Вы будете постоянно косячить и сливаться. Как это будет происходить, друзья?)
Сам он рассказал мне, что он родом из села, приехал в большой город только летом, живёт с братом. На вопрос, как он освоился, сказал, что всё в порядке, только никак не может привыкнуть к шуму.
Я не знаю, как мне себя вести. Потому что свою корону Спасателя по отношению к нему я вижу и понимаю свои проекции в отношении него (я в его возрасте тоже была такой неприкаянной + у меня брат его возраста, и я на всех детей-одногодок отчасти смотрю с позиции старшей сестры). Но тем не менее чувствую какое-то беспокойство за него.
(Автору кажется, что корона Спасателя — это чрезмерная щедрость. Она не видит, что сама очень хочет получить от мальчика подтверждение своей значимости, причем не ОЗ, а СЗ. Почему ни о какой щедрости в случае автора и ученика речи не идет, а идет речь о ее жадности?)
И я не против поддерживать общение, но после того, как у нас закончатся занятия по дисциплине. Потому что мне кажется, что это всё сейчас, в рамках учебного процесса, очень тонкий лёд (он уже додумался мне прямо на паре писать в личку, прося его другу повысить оценку за шоколадку). Ну и меня шатает, и я заваливаю границы в диалогах с ним, сама допускаю панибратство, пытаясь общаться мягко, но в границах, что у меня не получается.
(Ей хочется дружбы с ним или даже флирта, но она интересна ему только как влюбленная училка. Они изначально настолько в неравных положениях, что дружбы не может быть, и уязвима в такой «дружбе» только автор, а мальчик наоборот получает превосходство. Понятно почему?)
И вот — мальчик. Он проявляет ко мне какой-то не ученический интерес. Мне это и льстит с одной стороны, и активирует корону, с другой. Как относиться к этому без короны? Как мне увидеть правильный путь в данной ситуации?
(Льстит и активирует корону — это одно и то же. Чтобы увидеть ситуацию без короны, надо понять, что «не ученический интерес» — это как раз ученический интерес, а не будь он учеником, ему бы она была не нужна. Она ему интересна только благодаря своему положению — учителя. И плохо, что она готова это свое положение использовать для его забавы)
Привожу два отрывка из диалогов.
Он: Поставите ему 4? Он старался времени было мало [про своего друга, который в это время у доски]
Он: А я куплю шоколадку
Он: Хах
Он: Какую вам?
Он: После пары продолжим диалог?
Я: Р., во время пары занимайся заданием
(Автору кажется, что она строга. Но то, что парень позволяет себе такое просить и то, что автор продолжает с ним после этого лично общаться, — большой слив с ее стороны и косяк по отношению к работе. Из диалога мы видим, что все хуже, чем можно было бы думать. Он троллит ее и рассказывает друзьям о своем влиянии на нее, а может быть и о ее влюбленности)
Второй отрывок.
Пишет без предисловий:
Он: Если В. [его друг] раскроет весь свой потенциал, то он станет великим человеком
Он: Такие как он единицы, хотя даже меньше
Он: И т.к он мне больше всего доверяет приходится себя чуток ограничить
Он: Но оно того стоит
Он: Вообще, я хотел сделать одну хитрость но подумал что на другой раз
Я: Очень здорово, что в твоей жизни есть такой друг, как он. Думаю, о тебе он думает так же.
(Автор как курица кудахчет, представляя вместо волчонка цыпленка. А парень сливает ей решето, уверенный, что ей это все важно и интересно, куда важней и интересней ее дел)
Он: Вы дома?
Он: Кто знает, от друга до врага один шаг
Он: Кстати, есть такая интересная возможность у вас. Можете мне задать один совершенно любой вопрос, без рамок и границ, совершенно на любую тему, кроме одной… Если вы зададите на её то я скажу и вы зададите другой
Он: Мрачновато [отвечая на своё же сообщение про врага]
Я: Да ну, причин то нет [про врага из друга]
Он: Если я скажу что думаю будет грустно, если скажу что не думаю то будет не так грустно
Я: Если ты хочешь что-то сказать — говори. Я тебе такую возможность даю и тебя выслушаю. Если нет — тянуть не буду.
(Он ей позволяет анализировать свою непростую душу, а она изо всех сил старается долюбить волчонка недолюбленного. Как она попала в такую плохую ситуацию?)
Он: Вы сами говорили что жизнь непредсказумая штука и что будет завтра неизвестно
Он: Уважаю людей которые ценят время, хотя сам не являюсь
Он: Хорошего дня вам
Он: И хороших выходных
Я [застремалась, что жёстко слишком ответила и решила смягчить последнюю свою реплику]: Говорила. Но в завтра нужно смотреть со светлыми чувствами, а не ожидать от жизни подлянки :)
Он: Ахах, вы прям лучше света моей неприглядном мире интроверта
Я: Прости, что?)
Он: Вы на мир смотрите в ярких красках в отличие от меня. Но почему то кажется что были периоды когда это был не так. Мне интересно ваше мнение, точка зрение и другое так как вы на это смотрете под другим углом
(Вот такие печальные дела, друзья. Хорошо, что она ему мало интересна как женщина. Иначе автор была бы втянута в опасный скандал о нарушении профессиональной этики и даже о совращении несовершеннолетних)
Комментарии
common_man 18.02.23 20:41
«Кто понимает, почему общение учителя и ученика на неучебные, личные темы — мимо границ, и почему этого нужно избегать?»
Общение на личные темы — это дружба, а в дружбе подразумевается равенство. Став ученику равным в дружбе, учитель не сможет ожидать от него соблюдения субординации в учебе.
common_man 18.02.23 21:00
«Если ты хочешь что-то сказать — говори. Я тебе такую возможность даю и тебя выслушаю. Если нет — тянуть не буду.»
От создателей «я рядом, если надо поговорить». Здесь, наверное, Жилетка у автора.
«Очень здорово, что в твоей жизни есть такой друг, как он. Думаю, о тебе он думает так же.», «в завтра нужно смотреть со светлыми чувствами, а не ожидать от жизни подлянки :)»
У парня как таковых запросов в сторону автора нет, он просто болтает о том о сем. Автору же очень хочется то приободрить его, то еще как-то «помочь». Из-за этого она произносит какие-то занудные шаблонные фразу в духе «мудрого наставника» и «светлого человечка». Парень не выдерживает и начинает троллить ее:
«вы прям лучше света моей неприглядном мире интроверта», «Вы на мир смотрите в ярких красках в отличие от меня»
Возможно, это даже не троллинг, а сочувствие: он видит, как она старается и хочет похвалить ее.
lemyshok 18.02.23 22:02
«Мальчик похвалил автора, дав ей оценку сверху, но автору показалось, что Бедняша нуждается в ее поддержке. Как такое произошло?»
Автор побаивается этих ребят, это понятно из того, что она пишет в начале о них, боится не справиться с новой работой, но и очень хочет их уважения в качестве доказательства, что справилась. Самооценка её зависима и неустойчива, поэтому когда мальчик остаётся после пары, чтобы её лично похвалить, она рада этому и с готовностью надевает корону. А на него надевает колпачок, так как не хочет замечать его оценки сверху, не хочет обращать внимания на формулировку, видимо, считает, что он просто не сумел правильно выразиться в силу возраста и невысокого балла аттестата, а на самом деле весь в уважении к ней. И запрос его на поддержку придумывает, потому что уже превратила это в корм для короны и хочет получать ещё.
evo_lutio 19.02.23 08:30
Точнее даже она уже в короне и на мальчиках — колпачки, поэтому когда один из них хвалит ее, она получает ожидаемое и растит корону.
lemyshok 18.02.23 22:37
«Автору хотелось бы и в личном общении с парнем быть Учителем, то есть у нее большой баг Училка, а это очень опасный баг для учителя. Если вы учите, но не понимаете, что учитель вы только в четко отведенной области, в четко отведенном формате, а вне этого у вас такой роли и такого права нет, вы наживете себе много проблем. Вы будете постоянно косячить и сливаться. Как это будет происходить, друзья?»
У автора это уже происходит: она вроде бы общается с парнем неформально, а по сути всё её общение — это пыльные занудные штампы. Она с одной стороны считает, что так и должна общаться, раз она учитель, а он ученик, а с другой, ей и хочется его наставлять и чтобы он ей внимал и в школе, и вне её. И получается, что она то заваливает границы, в принципе допуская такое общение даже после откровенного его нахальства, то говорит с ним снисходительно-покровительственно, то сама же пугается этого и суетливо пытается «смягчать» свои ответы.
«Он: Кстати, есть такая интересная возможность у вас. Можете мне задать один совершенно любой вопрос, без рамок и границ, совершенно на любую тему, кроме одной… Если вы зададите на её то я скажу и вы зададите другой
Он: Мрачновато [отвечая на своё же сообщение про врага]
Я: Да ну, причин то нет [про врага из друга]
Он: Если я скажу что думаю будет грустно, если скажу что не думаю то будет не так грустно
Я: Если ты хочешь что-то сказать — говори. Я тебе такую возможность даю и тебя выслушаю. Если нет — тянуть не буду.»
Здесь, например, он даёт ей понять, что считает, будто она изнывает от любопытства, очень хочет что-то тайное о нём узнать, и демонстративно ставит ей разные условия. А она это проглатывает, щебечет с ним, но тут же важно отвечает, что даёт ему возможность что-то рассказать. Выглядит, как будто она сама не уверена, кто из них на что имеет право и соревнуется с ним, пытаясь «поставить на место» и выясняя на словах, кто же кому всё-таки даст возможность. Ещё и обещает не тянуть, как будто в принципе могла бы и надо проговорить, что в этот раз не будет. Это одновременно и большой слив, и косяк, наверное, тоже.
И дальше он сворачивает разговор, а она фактически бежит следом и старается этот разговор поддержать, но опять это делает поучениями и наставлениями, и получается с каждым витком всё более нелепая ситуация, где она уходит вниз, но важности в её тоне только прибавляется.
evo_lutio 19.02.23 08:34
И при этом она пренебрежительно называет это «написывает мне», словно она не подпрыгивает каждый раз в готовности ответить, и само выбранное слово показывает его старания, а не то, что он просто выливает ей всякий разный понос.
sabrm 19.02.23 04:34
«Почему ни о какой щедрости в случае автора и ученика речи не идет, а идет речь о ее жадности?»
«Мне хочется что-то для них сделать, как-то помочь, направить.»
«Мне показалось, что он ищет какую-то помощь, захотелось его поддержать.»
Если бы автор была щедра её фокус был бы на том, какую реальную пользу она может принести ученикам. Автор же сконцентрирована на своем желание быть нужной, лишь бы «что-то для них сделать», «как-то помочь». В итоге вместо того, чтобы помогать мальчику в сфере своей компетенции, она надевает корону и ищет у него несуществующие запросы.
evo_lutio 19.02.23 08:37
Совершенно верно!
Это самое принципиальное. Она не знает, в чем нужна поддержка, какая помощь нужна, есть ли у нее что, но заранее готова все делать, лишь бы пригодиться ему и присовокупиться к нему.
eva_artlife 19.02.23 08:45
“И вот — мальчик. Он проявляет ко мне какой-то не ученический интерес. Мне это и льстит с одной стороны, и активирует корону, с другой. Как относиться к этому без короны? Как мне увидеть правильный путь в данной ситуации?”
Тут автор пишет, что мальчик проявляет к ней не ученический интерес. На этом диалоги можно было бы завершить.
Вместо этого автор дальше оставляет зеленый свет парню для личного общения, как в этом диалоге можно было бы ответить нет
«Он: После пары продолжим диалог?
Я: Р., во время пары занимайся заданием»
Парень в двух диалогах в письме затрагивает тему оценок своих друзей. Автор не понимает в короне, что парень просто использует её влюблённость, позволяет дальше ему писать в личку, что является прямым нарушением этики ученика-преподавателя. Тем более такую переписку можно использовать в качестве доказательств.
evo_lutio 19.02.23 09:46
Что вы добавили к гневному пересказу моих комментариев?
Свое белое пальто?
Впервые опубликовано — evo-lutio