Синдром эмоционального выгорания

Первоначально термин «синдром выгорания» был введен американским психиатром Фрейденбергом, описавшем в 1974 году специфическое расстройство личности у здоровых людей из-за интенсивного общения в процессе работы с клиентами. Выгорание ощущается как сильная эмоциональная усталость, чувство «выпотрошенности», «высосанности», «истощенности».

С тех пор это понятие стало очень популярным.

Фрейденберг и его коллеги характеризовали этот синдром как «плату за сочувствие», многие исследователи описывали причины выгорания как следствие «слишком сильной мотивации в помогающих профессиях» или даже «чрезмерной эмпатии».

Считалось, что человек выгорает, потому что слишком горит.

Достаточного представления о границах и о том, что можно иметь сильную мотивацию в границах, не было. Многим казалось, что если «в границах», то это значит «не очень», а если «гореть», то никаких границ не будет.

На самом же деле границы определяются не силой сочувствия, а степенью уважения к человеку, степенью понимания, что человек — это субъект и имеет право распоряжаться собой сам.

Как бы сильно вы ни хотели помочь человеку, вы должны осознавать, что он — не ваша собственность, что просто взять его и перенести в безопасное место вы не можете, не имеете права применять насилие, да и ваше мнение о пользе и безопасности — это только ваше мнение, а у человека может быть совсем другой взгляд.

В этом случае у вас будут нормальные границы и ваши действия будут ограничены чужой субъектностью.

Выгорания в этом случае не будет. Как бы вы ни горели.

Следующие исследователи причиной выгорания стали называть идеализм и чрезмерные требования к себе и окружающим (например Маслак).

В этой точке зрения уже больше представления о границах.

Идеализм — признак плохих границ.

Если вы уверены, что все у вас в жизни должно быть идеально, значит вы полагаете, что кто-то вам это должен обеспечить. Вы мните себя пупом земли и видите себя намного более значительным, чем вы есть.

Избавиться от идеализма очень просто. Достаточно увидеть свои реальные ограничения и перестать строить планы, основанные на «все должно быть, как я хочу», особенно если реализация этих планов зависит не от вас.

Без идеализма не будет выгорания.

Чрезмерные требования к себе и другим — из той же оперы. Якобы другие должны подчиняться вашим требованиям, а собственный мозг и организм не должны иметь никаких ограничений, перед ними можно ставить задачи любой сложности.

Из-за такого неуважения к другим и к себе и происходит выгорание.

Мы с вами давно в курсе, что выгорание — это частный случай фрустрации Штурмана.

Паровоз, который сошел с рельсов на полном ходу. Или паровоз, у которого сгорел котел.

Под короной Победителя Штурман хочет решить чужую проблему, игнорируя и чужие границы и пределы своих сил.

Только поэтому он оказывается сожран собственной короной, а его энергия — слита в черную дыру.

Следствием эмоционального выгорания, как описано в литературе, часто становится отчужденность и изоляция. Именно так проявляется фрустрация, когда человек решает, что причиной его энергетического истощения стала его излишняя доброта и эмпатия. Если же помогатель увидит, что выгорание произошло из-за его Штурмана и короны, он сможет поправить границы и научится уважать клиента.

Об этом мы и раньше говорили, но вот кое-что относительно новое.

Здесь и здесь я спрашивала, как происходит слив утешителей, почему они теряют энергию.

Особенно виден слив во втором случае, где автор ложится ковром под ноги подруге.

Никто не узнал превращение Штурмана в лошадь-в-короне?

Помните, что происходит со Штурманом, когда он натыкается на сопротивление?

Он надевает корону Спасателя и старается вылечить Бедняшу, образумить Глупышу и долюбить Волчонка Недолюбленного. Так он становится лошадью-в-короне и возит другого на себе.

Именно тогда происходит слив всех ресурсов, и физических, и материальных, и эмоциональных.

Именно тогда происходит главное выгорание.

Пока Штурман пытается наступать на человека сверху, он вызывает сопротивление, может получить даже физический отпор, но его слив куда меньше, чем когда он пытается лезть снизу.

Как раз в щель под плинтусом и сливаются ресурсы.

Сначала сливается время и физические силы, потом имущество и деньги.

Но кроме слива ресурсов происходит еще слив фигуры.

Фигура в поле в самом прямом смысле деформируется и разрушается, иногда исчезает почти полностью.

Тогда человек вообще плохо понимает, где его Я и зачем оно нужно.

Когда вы лебезите перед кем-то, пресмыкаетесь, вы отказываетесь от себя, особенно если этот человек не дает вам ничего, не делает для вас полезного. Отказываясь от себя в угоду кому-то, вы сливаете свою фигуру.

Слив происходит каждый раз когда вы встаете в нижнюю позицию с тем, кто вам бесполезен.

Практический резон — важный критерий.

Обратите внимание: просить помощь, особенно практическую, нужно из нижней позиции, а вот оказывать помощь — нельзя. Не просто не желательно, а совсем нельзя.

Нижняя позиция — правильная позиция для принимающего блага, но не для дающего блага.

Как только дающий (или пытающийся давать) встает в нижнюю позицию, он сливает свою фигуру.

Этот важный полевой закон нужно просто запомнить.

Об этом много лет назад был самый первый пост в этом блоге «Экология помощи».

Дальше я покажу, как слив из нижней позиции выглядит на практике и к чему ведет.

Но если у вас есть примеры, приводите в комментариях.

Кто проиллюстрирует или опишет механизм этого быстрого слива?

Комментарии

kanopyshka    20.10.22 16:16
«Кто проиллюстрирует или опишет механизм этого быстрого слива?»
Возможно быстрый слив из нижней позиции, это например, когда дающий помогает на условиях стороны принимающей блага, на условиях которые дающей стороне не удобны.
Или предложив помощь дающий вкладывается больше, чем был готов.

evo_lutio    20.10.22 16:41
О, да что вы.

Все почти дают больше, чем готовы, потому что жадные и готовы минимум. Слив тут ни при чем. А готовность бывает и при сливе, особенно со свистом.

И близким мы всегда почти помогаем на их условиях.

Нет, вы даже вопрос не поняли.

kanopyshka    20.10.22 18:34
«Кто проиллюстрирует или опишет механизм этого быстрого слива?»
Возможно одно из условий для быстрого слива, переоценить свою СЗ для принимающей стороны и/или компетентность в сфере, в которой требуется помощь.

evo_lutio    20.10.22 18:44
Это корона называется.
Вопрос про механизм слива.
Что, куда и как сливается.

rebelsystem    20.10.22 22:10
«Кто проиллюстрирует или опишет механизм этого быстрого слива?»

Зависимая самооценка и корона Спасателя «помогают» человеку сливать свою энергию в никуда, в попытках угодить и обслужить того, на кого получилось надеть колпачок Бедняши. Спасателю при этом даже не нужен запрос от Бедняши, для этого у него есть баг Штурман, вместо понимания и анализа любой ситуации — попытка контролировать из-за зависимой самооценки, тревоги от внешнего локуса и голода раскормленной короны.
Попытки контролировать того, от кого зависит самооценка, приводят Спасателя в голодной короне к пляскам с бубном вокруг каждого пустякового переживания избранного, а то и выдуманного Спасателем для него переживания. В итоге он оказывается снизу, воображая себя при этом грандиозным, важным и очень значимым.

eghik_samka    21.10.22 08:26
«Кто проиллюстрирует или опишет механизм этого быстрого слива?»

Возможно, пример дающего в нижней позиции и слив описан в рассказе Михаила Зощенко «Нищий».

Рассказ небольшой, но не уверена, возможно ли весь процитировать. Протицитрую начало:

«Повадился ко мне один нищий ходить. Парень это был здоровенный: ногу согнет – портки лопаются, и к тому же нахальный до невозможности. Он стучал в мою дверь кулаками и говорил не как принято: «Подайте, гражданин», а:

– Нельзя ли, гражданин, получить безработному.

Подал я ему раз, другой, третий. Наконец, говорю:

– Вот, братишка, получай полтинник и отстань, сделай милость. Работать мешаешь… Раньше как через неделю на глаза не показывайся.»

И окончание:

«Наконец, на днях это было, он приходит ко мне. Денег у меня не было…

– Нету, – говорю, – братишка, сейчас. В другой раз…

– Как, – говорит, – в другой раз? Уговор дороже денег… плати сейчас.

– Да как же, – говорю, – ты можешь требовать?

– Да нет, плати сейчас. Я, – говорит, – не согласен ждать.

– Посмотрел я на него – нет, не шутит. Говорит серьезно, обидчиво, кричать даже начал на меня.

– Послушай, – говорю, – дурья голова, сам посуди, можешь ли ты с меня требовать?

– Да нет, – говорит, – ничего не знаю.

Занял я у соседа полтинник – дал ему. Он взял деньги и не прощаясь ушел. Больше он ко мне не приходил – наверное, обиделся»

evo_lutio    21.10.22 10:57
Здесь герой не хочет давать.
А слив — это когда вы сами сливаетесь, по доброй воле, никто у вас не отбирает.

katynova    21.10.22 10:14
«Кто проиллюстрирует или опишет механизм этого быстрого слива?»
Когда «помогающий» оказывает нужную помощь из нижней позиции, то у него самого нет уважения к своим ресурсам. Поэтому нет уважения к себе и происходит слив.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio