Они остаются

Опять везде вот это великодушное «Я остаюсь!», даже в моей ленте.

Но это ведь ЗВ, народ.

Можно подумать, что вас где-то Там, в местах получше, ждут с пирогами, а вы такие: «Спасибо, нет!»

Ниже я текст песни приведу, чтобы удобней было подставить разный контекст.

Например такой:

«Я остаюсь со старой женой, вместо того, чтобы уйти к молодой любовнице».

«Я остаюсь секретаршей, вместо того, чтобы стать гендиром».

«Я остаюсь в Алтуфьево, вместо того, чтобы переехать на Пречистенку».

«Я остаюсь с Киа, вместо того, чтобы пересесть в Бентли».

Продолжайте этот ряд. «Я остаюсь тем, кто есть, а мог бы огого».

Понятно, почему это ЗВ в любом контексте, и в том, который имеет в виду автор песни тоже?

Поясните тем, кому это не понятно? Если вдруг не получится, я помогу.

Прямо по абзацам:

А мы опять стоим и в трюме вода,
И ты опять твердишь, что надо бежать,
И ты опять твердишь, что надо туда,
Где не качает, сухо и есть чем дышать.

Но ведь и здесь есть шанс, пускай один из десяти,
Пусть время здесь вперед не мчится — ползет.
И пусть остаться здесь сложней, чем уйти,
Я все же верю, что мне повезет.

Но я, я остаюсь.
Там, где мне хочется быть.
И пусть я немного боюсь,
Но я, я остаюсь.

Ты говоришь, что здесь достаточно зла,
И ты спешишь скорей отсюда уйти,
Ты говоришь, что мне неволя мила,
И свято веришь в правду другого пути.

Бежать и плыть, лететь, куда, все равно,
Лишь бы туда, где нет и не было нас.
Ты говоришь, здесь все погибло давно,
И слишком много чужих среди нас.

Но я, я остаюсь.
Там, где мне хочется быть.
И пусть я немного боюсь,
Но я, я остаюсь.

Я здесь привык, я здесь как будто в строю,
Я вижу все, хоть здесь и мало огней.
И на ногах я здесь так твердо стою,
А чтоб стоять, я должен держаться корней.

Я здесь привык, я здесь не так одинок,
Хоть иногда, но здесь я вижу своих.
Когда начнет звенеть последний звонок,
Я буду здесь, если буду живым.

Но я, я остаюсь.
Там, где мне хочется быть.
И пусть я немного боюсь,
Но я, я остаюсь.

Комментарии

lemyshok    10.07.22 21:44
«А мы опять стоим и в трюме вода,
И ты опять твердишь, что надо бежать,
И ты опять твердишь, что надо туда,
Где не качает, сухо и есть чем дышать.»

«Бежать и плыть, лететь, куда, все равно,
Лишь бы туда, где нет и не было нас.»

Здесь получается, что автора уговаривают куда-то бежать, но куда — непонятно, просто куда-то туда, где возможно лучше. То есть определённости никакой, нигде не ждут, никуда не приглашали, что там будет — кто его знает, и даже направление неизвестно, да и как туда добираться, и возможно ли это, тоже неясно.

«Но ведь и здесь есть шанс, пускай один из десяти,
Пусть время здесь вперед не мчится — ползет.
И пусть остаться здесь сложней, чем уйти,
Я все же верю, что мне повезет.»

Но он прикидывает шансы, и почему-то получается, что здесь у него один из десяти, а где-то там — с его точки зрения, видимо, намного больше. И тогда можно считать, что это почти героизм — просто остаться там, где находишься, и можно свысока смотреть на тех, кто сбежал, потому что они-то просто выбрали что полегче, крысы и трусы. В отличие от главного героя, который в одиночку остаётся сражаться со злом, хотя по сути просто замер от страха и боится совершить лишнее движение, только представляет это свободным выбором и отказом от какой-то прекрасной жизни, как будто до неё рукой подать.

vivrepourvivre    10.07.22 22:26
«А мы опять стоим и в трюме вода,
И ты опять твердишь, что надо бежать,
И ты опять твердишь, что надо туда,
Где не качает, сухо и есть чем дышать»

В трюме вода и не хватает кислорода: бежать, скорее всего, некуда. Но герой решает представить всё противоположным образом: «остаться здесь сложней, чем уйти», намекая на свой героизм и смелость. Хотя других вариантов, судя по всему, не представляется, а предложение бежать отсюда — чужая агония, а не вежливое приглашение другой стороны в гости, и даже не рука спасения. Все описания намекают на безвыходность и шаткость положения, на фоне которых герой хочет сделать хорошую мину при плохой игре, он храбрится и выдаёт полное отсутствие альтернативы за свой благородный выбор.

«Ты говоришь, что здесь достаточно зла,
И ты спешишь скорей отсюда уйти,
Ты говоришь, что мне неволя мила,
И свято веришь в правду другого пути»

Неволя — тонкий намёк на то, что сложившиеся условия — словно тюрьма, из которой нет выхода, и герой сам, в общем-то, иронизирует над тем, что его спутник видит какой-то «другой путь». И, тем не менее, в следующей же строчке отказывается от всех этих других путей, которых, внезапно, оказывается много и все они доступны, но вот идти по ним уже не хочется.

«Я здесь привык, я здесь как будто в строю,
Я вижу все, хоть здесь и мало огней.
И на ногах я здесь так твердо стою,
А чтоб стоять, я должен держаться корней.

Я здесь привык, я здесь не так одинок,
Хоть иногда, но здесь я вижу своих.
Когда начнет звенеть последний звонок,
Я буду здесь, если буду живым»

Герой презентует себя верным корням, хотя своих он видит только иногда, и кому он верен — не совсем ясно. И в строю он «как будто», потому что строя у него никакого нет, но есть иллюзия принадлежности к чему-то большему, ради чего ему стоит остаться. И к последнему звонку он, вполне возможно, живым не останется, его ситуация — критична и фатальна, но все силы брошены на поддержание иллюзорной картины, что этот печальный финал — смелый выбор человека с множеством путей и дорог.

vivrepourvivre    10.07.22 22:36
При этом все драматичные описания — сомнительны и неоднозначны, герой скорее похваляется своей смелостью остаться в этих условиях, и хочет представить унылую реальность как трудный квест, к которому он готов, а не признаётся себе в том, что и опасность «остаться» он многократно завышает, и возможность легко сбежать ему явно причудилась. Но в результате получается, что он в трюме тонущего корабля, в тюрьме, в очаге вооружённого конфликта, и отовсюду смог бы улететь, уплыть, сбежать на все четыре стороны, но нет. Ведь он герой, верный абстрактным «своим», хотя монолог он произносит в одиночестве, а единственный собеседник не хочет с ним оставаться и воодушевления его явно не разделяет.

evo_lutio    11.07.22 04:57
Единственный собеседник — это корона, которая зовёт автора туда, где «не качает, сухо и есть чем дышать».

Устойчивость, равновесие, почва под ногами и много воздуха. Где это все, кто понимает?

vivrepourvivre    11.07.22 05:15
Для лирического героя — там, где его нет, из-за его плохого локуса: кажется, что всё дело во внешних обстоятельствах, на которые он пытается опираться вместо себя, поэтому корона ему вечно шепчет, что нужно бежать, и обвиняет во всём имеющийся ландшафт. Он для него — качка на корабле, при том что никакого шторма нет, а шатает его из-за отсутствия опоры. Почва под ногами — там, где ты опираешься на себя, а не на кого-то другого.

evo_lutio    11.07.22 05:27
Да.

Где-то героя ждёт Рай, и там ему приготовлены и внутренние опоры и территория влияния и личный потенциал.

audiat    11.07.22 11:02
Формулировка «иметь вместо» предполагает замену одного на другое. А формулировка «имею это, вместо того, чтобы иметь то», где «это» хуже чем «то», подчеркивает, что замена невозможна.

Еще в формулировке видно, что недоступное уже было присвоено в воображении, раз теперь от него приходится «отказываться», то есть недоступное было желаемо, и всё ещё желаемо.

Использование формулировки «Я остаюсь, вместо того, чтобы уйти» говорит и о том, что уйти человек бы хотел, и о том, что для него это невозможно, и о том, что он не хочет эту невозможность для себя признать. А это ЗВ.

evo_lutio    11.07.22 11:27
Не в этом дело.

«Я остаюсь тут вместо того, чтобы уйти туда-то» с указанием конкретного места — обычное дело.

Но если бы автор пояснил это место, получилось бы следующее.

«Ты говоришь, что надо бежать, но я предпочитаю какой-никакой пол подвешенному состоянию в открытом море».

Автор же манипулирует, создавая видимость, что за ним приплыл корабль с алыми парусами.

Там устойчиво, сухо и хорошо.

А он выбирает место, где плохо.

Так он поносит и то место, где находится, и величественно отказывается от того, чего ему никто не предлагал.

Косяк и слив.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio