Анализ без проекций

Мы вчера говорили, что даже очень хорошие психотерапевты не всегда могли избежать проекций, особенно в случае сильного обаяния клиентов и большого стремления им помочь.

Ральф Гринсон, конечно, был очень хорошим терапевтом, стремящимся побороть наркотическую зависимость ММ и ее плохую наследственность (врожденную слабость и уязвимость нервной системы).

Психотерапия обычно бессильна перед наркотиками, не надо забывать. И перед серьезными психиатрическими расстройствами — тоже.

И все-таки, чем меньше проекций, тем больше у психотерапевта шансов помочь человеку.

А проекции прямо пропорциональны слиянию.

Привлекательной и блестящей женщине многие автоматически приписывают нарциссическое стремление привлекать или невротическую жажду блистать. В этом феномен хищных тортов: свою собственную тягу к ним люди толкуют как намерение тортов тянуть всех к себе. И жалеют их за такую нужду вместо рефлексии собственной нужды.

Проекции — это достаточно естественная для человека вещь.

Когда вам плохо, все вокруг становится серым, включая природу, у людей вокруг злые или депрессивные лица. Даже если светит солнце, кажется, что оно светит холодным светом или светит агрессивно, ослепляя как лампа при допросе в НКВД.

А когда вам хорошо, все вокруг будто улыбается вам, люди милые и симпатичные, природа нежна, даже если дождлива.

Эмоциональное состояние человека создает ту призму, тот фильтр, через который он смотрит на мир.

Но это совсем не значит, что при общении без проекций нельзя обойтись.

Можно и нужно, и это важно не только для психологов.

Зрелое общение — это общение без эгоцентрических проекций, без инфантильного фокуса на себе.

Чтобы общаться без проекций, достаточно научиться смотреть на человека беспристрастно.

Беспристрастность — это взгляд, в котором минимум эмоций при максимуме интереса.

Проекции возникают из-за эмоций, особенно неотрефлексированных.

Бурные неотрефлексированные эмоции деформируют мир и вы видите свои мечты или свои кошмары вместо объективной картины.

Для хорошей эмпатии собственные эмоции должны быть отрефлексированы и отделены от субъекта, которого вы наблюдаете. То есть вы должны осознавать, что это — ваши эмоции, а другой — сам по себе.

Некоторые для эмпатии стараются включить эмоции на полную катушку и получают усиление слияния и проекций.

Эмпатия — это вид интеллекта, друзья! Это не ваши эмоции, это разумное понимание чужих эмоций.

Конечно важно иметь собственный богатый и хорошо отрефлексированный опыт эмоций, чтобы хорошо понимать чужие эмоции, но в момент, когда вы пытаетесь понять другого человека собственные эмоции не должны мешать.

«Чувствовать» другого человека в полной мере невозможно, некорректно говорить: «я его чувствую».

Верно говорить «понимаю его», «пытаюсь понять», потому что эмпатия — это свойство ума.

Собственные эмоции должны быть: 1) приглушены и 2) отодвинуты в сторону, когда вы пытаетесь понять человека.

В этом случае вы можете увидеть, что из себя представляет человек на самом деле.

Как понять, какие у человека проблемы?

Самое простое — обратить внимание на его ресурсы.

Проблемы связаны с проблемными ресурсами, а опоры связаны с прокачанными ресурсами. То, в чем он успешен, чем он отличается от других в лучшую сторону, что у него замечательно или очень хорошо — это его сильные стороны и его прокачанные ресурсы.

Его внутренние конфликты никогда не связаны с этим!

И наоборот, все, что у него очевидно плохо, в чем он отстает от средней нормы (с учетом места и времени, то есть окружения и возраста), в чем он неудачлив, неуспешен, все это — его проблемные ресурсы. Там у него дыры или блоки. И там будут основные его конфликты, внутренние и внешние.

Трезвая оценка ресурсов человека — это первое, что нужно делать. В случае самотерапии тоже — оценка своих ресурсов.

Даже если человек жалуется на ресурс, который у него хорош, это говорит о его завышенной планке притязаний или о колпачке, но проблемы в этом ресурсе нет.

Колпачок отличается от завышенной планки тем, что из-под первого кидаются крючки и шары, а из-под второго тянутся щипцы. Приведете примеры?

Если у человека какой-то ресурс заблокирован или в нем дыра — это главное, на что надо обратить внимание, даже если человек сам обходит это вниманием.

Например, вы понимаете при чтении письма, что у человека в 30 лет нет работы, и это не связано с декретным отпуском по уходу за малышом. Не важно, что человек не жалуется на это. У него нет работы и он не может не чувствовать себя шатко, тревожно и если он не осознает свою проблему, значит присвоил кого-то в виде материальной опоры. Отсутствие работы будет его основной проблемой, а то, что он описывает как проблемы, будет играть роль камуфляжа скорее всего.

Если у человека кредиты и проблема с их выплатой, в его экономике — дыра. Он должен рефлексировать это, чтобы не страдать от непонятных приступов тревоги, иррациональных фобий или даже панических атак. Когда проблема осознана, можно увидеть действия в границах, составить план и выполнения пунктов этого плана вселят в человека уверенность.

Отсутствие в жизни секса не является проблемой, а вот страдания из-за этого — да. Аддикция сексуальная — всегда проблема. Неприятие секса тоже может быть проблемой, особенно если это недавно женившийся человек, бездетная женщина 28+ или бездетный мужчина 35+ или влюбленный человек. Секс в этом случае важен и неприятие его или «неприятие» — признак дыры в ресурсе.

То же самое касается и других ресурсов.

Нужно сформулировать, какой ресурс страдает и по какой причине. Как то, о чем говорит или пишет человек, влияет на его ресурсы, как оно мешает его интеграции в социум.

Классик психиатрии Э. Блейлер давал внутренним проблемам примерно такое определение: все, что превышает порог адаптации человека. В основном, это дефицит или пробел в тех способах и связях, которые необходимы человеку для нормальной социализации.

Давайте для тренировки я приведу вам несколько разных фрагментов, диалогов и монологов ММ из ее психотерапевтических сеансов. Я беру фрагменты из той же книжки М. Шнайдер, но похожие приводятся и в других книгах о терапии Монро.

И вы попробуете разобрать, где у нее какая проблема, и почему. Где дыра, где все хорошо. Где колпачок, где щипцы. Где перфекционизм и какова его причина. Не будем забывать, что основная причина страданий ММ — ее наркотическая зависимость, но говорить будем о психологических проблемах, их тоже было достаточно, хотя они и переплетены тесно с ее химической аддикцией. Но мы от последнего абстрагируемся.

«На дневном сеансе Гринсон указал пациентке на то, что она мало говорит о своей сексуальной жизни.

— Знаете, доктор, моя сексуальная жизнь, да и вся моя жизнь вообще, представляется сплошной чередой фальшивок. Мужчина входит в мою жизнь, возбуждается, берет меня, теряет меня. На следующем плане тот же мужчина — или иногда другой — снова входит, но улыбка у него уже не та, изменились движения, освещение. Стакан у него в руке только что был пустым, а теперь он полон. Наши взгляды снова встречаются, но они уже другие. Время изменило образ друг друга, который возник у нас, но мы опять оказались в этой ловушке. Мы всегда встречаемся во второй раз, и оба уверены, что этот раз первый. Вы не понимаете, о чем я? Я тоже не понимаю. Может, это и есть реальность отношений между мужчинами и женщинами. Мы касаемся друг друга, мы трогаем друг друга расстоянием во времени, которое сохраняется между нами».
«На втором сеансе, вечером того же дня, Мэрилин села напротив психоаналитика.

— Когда ты знаменитый, каждая твоя слабость невероятно раздувается. Кино должно вести себя с нами, как мать, чей ребенок только что спасся в автокатастрофе. Но вместо того чтобы прижать нас к себе и утешить, кино нас наказывает. Кино — это всегда одно и то же: тебя снимают, с тебя снимают шкуру. Это так и называется — съемки, — сцены, которые надо сто раз начинать заново. Но кто дает, кто принимает, кто любит? Вы заметили, доктор, что в Голливуде, где зарабатывают миллионы и миллиарды долларов, нет ни памятников, ни музеев? Никто ничего не оставил после себя. Все, кто приехал сюда, делали только одно — хватали, хватали! Я никогда не стану участвовать в этих больших американских гонках, в которых люди всю жизнь бросаются с места на места — второпях и без причины.

— Пора заканчивать сеанс.

— Ага, вы тоже говорите: «Стоп! Снято! Мэрилин, последний дубль!»»
«В апреле 1952 года Мэрилин перенесла операцию аппендицита в больнице «Ливанские кедры». Когда доктор Маркус Рабуин поднял покрывавшую пациентку простыню, чтобы приступить к операции, он нашел записку, приклеенную скотчем к ее животу:

«Дорогой доктор Рабуин.

Вырезайте как можно меньше. Эта записка может показаться вам легкомысленной, но вот в чем дело. Я женщина, и для меня это очень важно, это для меня много значит. Доктор, ради бога, не трогайте моих яичников, — и еще, прошу вас, сделайте шрам как можно незаметнее. Благодарю Вас от всего сердца».
«Преподаватель актерского мастерства Монро, Михаил Чехов, сообщил ей кое-что о ее игре и о том, как мужчины смотрят на нее, когда она играет. Однажды он следил за тем, как она репетировала роль в «Вишневом саде». Вдруг он прервал ее. Поднеся руку к глазам, Чехов с мягкой улыбкой спросил Мэрилин:

— Можно задать тебе личный вопрос?

— Спрашивай, о чем хочешь.

— Скажи честно: когда ты играешь эту сцену, ты думаешь о сексе?

— Вовсе нет. Ни в этой сцене, ни у меня в мыслях нет ничего сексуального.

— Ты не представляешь себе объятий и поцелуев?

— Нет. Я сосредоточилась на сцене.

— Я тебе верю. Ты всегда говоришь правду.

— Тебе — да.

Он подошел и сказал:

— Очень странно. Когда ты играла, я чувствовал, что от тебя исходят сексуальные вибрации, как от женщины, страстно влюбленной. Я остановил тебя, потому что почувствовал, что ты слишком взволнованна, чтобы продолжать.

На этих словах она заплакала.

— Не беспокойся. Ты такая женщина, которая испускает сексуальные вибрации, что бы ни говорила и ни делала. Вот что хотят видеть на экране твои зрители. Ты заработаешь целое состояние, если будешь просто стоять перед камерой, почти не играя.

— Я не хочу так.

— Почему же? — ласково спросил он.

— Потому что я хочу быть актрисой, а не сексуальной дойной коровой. Не хочу, чтобы меня продавали, как целлулоидную порнографию: «Смотрите и дрочите». Много лет меня это устраивало, но теперь все кончено.

С этого момента и началась ссора со студией «Фокс»»
«Когда Хьюстон несколько месяцев назад предложил Монро роль Розлин, женщины, потерявшейся между тремя мужчинами и отправляемыми на бойню лошадьми, роль Мэрилин не понравилась. Она была слишком похожа на нее саму.

«Двойник меня самой, — говорила она Гринсону. — Те же тревоги, то же чувство всегдашней покинутости, такая же тяжелая жизнь. Мне не хочется играть женщину с трудным детством, болезненными отношениями с матерью; женщину, которая находит прибежище только в восхищенном взгляде чистых душой детей и зверей. Розлин — в этом имени склеены Роза из «Ниагары», эта порочная шлюха, избавляющаяся от своего мужа, и я, Мэрилин. В общем, можно сказать, что это я. Артур написал эту роль для меня, чтобы высказать мне свою любовь и свое отвращение».

В конце концов она согласилась на эту роль только потому, что ей надоело играть в комедиях, и еще потому, что окончательный вариант сценария написал Хьюстон, а не Миллер, который сначала скроил сценарий для нее, словно смертоносное платье.

«Даже боль ее выражала жизнь и борьбу с ангелом смерти», — скажет он впоследствии.

— Но почему ты хочешь снять именно черно-белый фильм? — спросила Мэрилин у режиссера.

— Потому что глаза у тебя красные, капилляры полопались от наркотиков, и на цветную пленку это снимать нельзя, даже если бы у меня был такой план и бюджет. Не расстраивайся и не беги глотать очередные пилюли. За безвременную смерть я тебя не стану больше любить! Невротички, покушающиеся на собственную жизнь, всегда действовали мне на нервы. Убивайте себя, если уж так приспичило, только не доставайте других!.. А потом, знаешь ли, если коснуться психологии — а именно она будет темой фильма о Фрейде, который я планирую снять, — я хочу ухватить не цвет твоих глаз, а то, что происходит у тебя в голове. И наконец, потому что черно-белых кадров не существует в жизни, а я хочу снять то, что есть только в кино.

— А почему меня?

— Потому что ты шлюха, а не актриса. И как настоящая хорошая шлюха, ты не притворяешься. Ты платишь натурой — своим телом, своей душой. Но ты же понимаешь, что эта женщина — не ты. Ты знаешь, что мне не нравится метод актерской студии, которым Страсберг, к счастью, не успел тебя испортить, — эта проклятая театральная техника, что велит уйти глубоко в себя, найти там эмоцию и выплеснуть ее на экран. Я очень уважаю психоанализ и глубоко почитаю актерскую работу, но, когда они сходятся вместе, случается катастрофа. Твоя сила, Мэрилин, в том, что ты порвала с методом Страсберга, даже если сама этого не понимаешь. Ты не станешь играть Розлин. Ты просто дашь зрителю то, что он хочет чувствовать, видеть, любить. Дашь, как шлюха, которой хочется, чтобы клиент получил удовольствие за свои деньги. Вот что я тебе скажу: помни, чему тебя учил Страсберг, и поступай наоборот. Тогда все будет хорошо. Оставь эти свои бредни насчет «обращения к внутреннему миру». Выражай себя во внешнем мире, ведь ты здесь. И зритель твой здесь. А тревогу сохрани — это драгоценный ресурс — и не думай, что психоаналитик избавит тебя от нее. Это невозможно, во всяком случае не нужно. Без тревоги твое ремесло лучше сразу бросить»
«Репортеры сообщали, что Мэрилин очень больна, ее состояние хуже, чем предполагалось, и она проходит курс психиатрического лечения. Энгельберг не мог не обратиться к прессе: «Мисс Монро страдает острым переутомлением. Ей очень нужен отдых». Фрэнк Тейлор говорил о проблемах с сердцем и подчеркивал, что съемки фильма, почти полностью натурные, оказались физически крайне утомительными, тем более что последовали сразу за съемками «Давай займемся любовью». О чем не мог сказать ни тот, ни другой, так это о том, что Гринсон нашел ее наглотавшейся снотворных таблеток: либриум, плацидил и хлоралгидрат.

Из больницы она не могла не позвонить Иву Монтану. Телефонистка отеля «Беверли Хиллз» передала ей, что «господин Монтан не может подойти к телефону». Когда психоаналитик увидел ее после этого зова в пустоту, она выглядела потерянной и повторяла: «Только посмотрите, что он, поганец, сказал в интервью с этой заразой, Хеддой Хоппер! Он сказал, что я очаровательная бесхитростная девочка, что я влюбилась в него как школьница. Сексуально озабоченная девчонка. Он жалеет, что поддался, сжалившись над моим детским горем. Он даже сказал, что трахался со мной, только чтобы придать любовным сценам в фильме больше страсти и реализма»»

Надо пояснить, что Ив Монтан с женой, Симоной Сеньоре, были сначала друзьями Монро и ее мужа, Артура Миллера, они жили в соседних домах. Когда ей предложили играть в фильме «Давай займемся любовью», Монро согласилась на условии, что роль ее любовника будет играть Ив. И Ив и его жена были очень рады, но в процессе фильма Мерилин Ив стали любовниками. Из-за этого жена развелась с Монтаном, хотя у них была очень хорошая пара и большая любовь, а Артур развелся с Монро. Без этого пояснения не ясно, что происходило на самом деле.

А вот еще из ранних сеансов ММ с другими терапевтами.

«Ли Страсберг и Маргарет Хохенберг решили объединиться, чтобы вместо темного, депрессивного фона развить в актрисе способность сохранять прочные дружеские и профессиональные связи. По их мнению, навязчивое желание всем нравиться на самом деле изолировало Мэрилин и мешало ей отрабатывать технику, которая позволила бы внести что-то новое в ее искусство. «У меня были преподаватели, — скажет она после этого двойного опыта, — люди, которыми я могла восхищаться, но не было никого, на кого бы я хотела быть похожей. Я всегда чувствовала, что меня не существует; единственная возможность быть для меня — это, наверное, быть кем-то другим. Поэтому я и захотела стать актрисой».

«Я пытаюсь стать актрисой, — сказала она во время одного из первых сеансов с Хохенберг. — Я стараюсь быть настоящей, но часто, несмотря на мои усилия, во мне словно открывается окно, в которое видна моя пустота. Я боюсь сойти с ума. Я стараюсь показать свои настоящие качества, но это слишком трудно. Иногда я думаю: все, что мне надо делать, — это быть искренней. Но это не приходит просто так, и мне кажется, что я фальшивка, и все, что я ни говорю, представляется ложью. Я хочу работать как можно лучше с той секунды, когда камера приходит в движение, до той секунды, когда она останавливается. В этот момент я хочу быть совершенством. Ли всегда говорит, что я должна исходить из самой себя. А я отвечаю: самой себя? Что это такое — я сама? Кто это? Я — это не так важно. Кем меня считают — Мэрилин Монро?»»

Комментарии

vivrepourvivre    09.12.21 17:24
«— Когда ты знаменитый, каждая твоя слабость невероятно раздувается. Кино должно вести себя с нами, как мать, чей ребенок только что спасся в автокатастрофе. Но вместо того чтобы прижать нас к себе и утешить, кино нас наказывает. Кино — это всегда одно и то же: тебя снимают, с тебя снимают шкуру. Это так и называется — съемки, — сцены, которые надо сто раз начинать заново. Но кто дает, кто принимает, кто любит? Вы заметили, доктор, что в Голливуде, где зарабатывают миллионы и миллиарды долларов, нет ни памятников, ни музеев? Никто ничего не оставил после себя. Все, кто приехал сюда, делали только одно — хватали, хватали! Я никогда не стану участвовать в этих больших американских гонках, в которых люди всю жизнь бросаются с места на места — второпях и без причины.

— Пора заканчивать сеанс.

— Ага, вы тоже говорите: «Стоп! Снято! Мэрилин, последний дубль!»»

В этом фрагменте, кажется, у Мерилин будто и колпачок, и некоторый перфекционизм тоже. Колпачок — что кино наказывает и «снимает шкуру», Монро говорит о своей актёрской деятельности, описывая её как страдание от съёмок. «Второпях и без причины» — может быть, здесь Монро говорит о том, что для принятия профессионального предложения недостаточно исключительно финансовой составляющей. На первый взгляд, Монро говорит это о Голливуде в целом, сетуя на других артистов, но имеет в виду скорее саму себя и собственное отношение к профессии. Это может говорить о перфекционизме актрисы — как и желание оставить что-то после себя кроме актёрской игры на плёнке, если жалуясь на отсутствие памятников и музеев, Монро подразумевает и свою возможность принять участие в их создании.

Возможно из-под этого колпачка страдающей от съёмок у Монро получается шар: «Стоп! Снято! Мэрилин, последний дубль!». Она сравнивает Ральфа Гринсона с голливудским режиссёром, а сам сеанс психотерапии с кинематографом, а ещё не хочет останавливаться.

evo_lutio    09.12.21 17:36
Вот она сравнивает кино с матерью, но с плохой матерью, с жестокой.

Какие тут ресурсы надо рассмотреть?

Семья, Искусство, Работа.

Что у нее с ними?

В каком ресурсе у нее проблема и как это выражается?

rebelsystem    09.12.21 17:59
«Кино должно вести себя с нами, как мать, чей ребенок только что спасся в автокатастрофе. Но вместо того чтобы прижать нас к себе и утешить, кино нас наказывает.»

Это как будто про инфантильность в работе и искусстве, про поиск поддержки, утешения, принятия, там, где работают законы конкуренции, где важен рост, развитие, где нужно быть профессионалом, где для этого нужно уметь быть критичным к себе, справляться с трудностями, воспринимать проблемы как задачи. С такими ожиданиями будет много напряжения там, где у взрослого человека мог бы быть драйв. Много обид, разочарований, фрустрации в отношении профессии и актерского мастерства.
С точки зрения ресурса Семья, позиция взрослого, ищущего в жизни материнского утешения и принятия кажется еще безнадёжнее. Сфера жизни, в которой взрослый испытывает удовлетворите от того, что может давать, незрелого человека, желающего только брать, будет пугать. Он не сможет тут ничего построить.

vivrepourvivre    09.12.21 18:08
В частности, на ресурс Семьи нужно было обратить внимание. Тема материнства у Монро здесь ассоциируется с трагедией, возможной смертью («чей ребёнок только что спасся в автокатастрофе»). И в других фрагментах Монро говорила об «умершей живой матери». Но иррациональный страх был скорее связан с собственным желанием иметь детей. То есть, может быть, этот свободный поток ассоциаций у Монро связан со страхом остаться бездетной:

«Я женщина, и для меня это очень важно, это для меня много значит. Доктор, ради бога, не трогайте моих яичников, — и еще, прошу вас, сделайте шрам как можно незаметнее»

Эта записка говорит о панике и страхе, для которого не было оснований, будто во время вырезания аппендицита Монро репродуктивная система может быть изуродована.

В Работе, возможно, это сравнение тоже говорит о проблеме: о внешнем локусе контроля, из-за которого весь кинематограф воспринимается как мать, не справляющаяся с заботой о своём ребёнке-актёре.

evo_lutio    09.12.21 18:19
У нее большая проблема в ресурсе Семья.

Она не повзрослела. Не стала опорой для своей больной матери. Не относилась к мужьям как к своей семье, а воспринимала их как любовников и опекунов.

И выкидыши ее были связаны в том числе с приемом веществ и с депрессиями, которые преследовали ее, когда она прекращала прием веществ во время беременности.

Ей не хватало ответственного отношения к материнству.

И отсюда проблемы с работой, она и там не хочет брать на себя ответственность.

В общем-то вся работа в кино М проходила по ресурсу искусства, у нее был большой талант, была самоотверженность в творчестве, и она ждала вдохновения, поэтому в том числе могла опоздать на съемку на много часов или вообще не прийти. Ответственности перед коллегами и начальством у нее не было. То есть в ресурсе работы были тоже дыры как и в ресурсе семьи.

А это вертикаль круга ресурсов, это стержень личности.

Без хорошей связки ресурсов Семья-Работа человеку очень сложно сохранять устойчивость.

evo_lutio    09.12.21 18:27
Как решается такая проблема на психотерапии?

vivrepourvivre    09.12.21 20:58
Может быть, нужно помочь человеку отрефлексировать свои страхи и неустойчивость в этой области, чтобы проблема в этих ресурсах стала очевидной, после чего уже можно заниматься определением круга возможностей и действиями внутри него.

evo_lutio    09.12.21 21:09
Нет, после рефлексии эмоций проблема не становится очевидна.

От рефлексии до формулировки проблемы — километры.

Например, если человек отрефлексирует, что обижен на маму, он не увидит своей проблемы, а увидит злую маму.

Или он отрефлексирует жажду любви и одиночество, но опять не увидит свою проблему, а увидит злой рок.

Очень мало рефлексии, нужно еще кто-то с нормальной картиной мира, чтобы помог увидеть твой инфантилизм.

В данном случае Мерилин должна была осознать, что она так и останется бедной девочкой, если будет ждать маму. Самой надо мамой стать себе и другим. Надо понять, что счастливые люди — это те, которые умеют опираться на себя и давать опору другим, а несчастные те, кто вечно ищут опору в других и считают себя недолюбленными и обиженными.

evo_lutio    09.12.21 21:13
Вот вы отредактировали, заменив на «неустойчивость».

Это ближе к делу.

Только неустойчивость отрефлексировать нельзя. Страх можно, а про неустойчивость надо просто понять, не рефлексируя это.

Просто понять, что страх, шатания, тревоги вызваны потребностью опираться на других.

А уверенность приходит только благодаря опоре на себя. Потому что ты — единственное, что ты сам можешь контролировать, пока находишься в сознании. Остальных нет.

ninel_215    09.12.21 17:48
«— Потому что я хочу быть актрисой, а не сексуальной дойной коровой. Не хочу, чтобы меня продавали, как целлулоидную порнографию: «Смотрите и дрочите». Много лет меня это устраивало, но теперь все кончено.

С этого момента и началась ссора со студией «Фокс»

Возможно, тут она надевает на себя маску жертвы, обвиняет киноиндустрию в том, что они её использовали. Поэтому сравнивает свои работы в кино с дешевой порнографией. Хотя порнографии море и она стоит копейки, а Мерлин уникальна и фильмы с ней смотрят до сих пор. И они это понимали, по сути кино сделало из неё звезду. То есть это было очень выгодное сотрудничество, кино и Мерлин. Наверное, такое её отношение привело к косякам, поэтому и началась ссора с киностудией.

evo_lutio    09.12.21 18:04
Давайте посмотрим на суть проблемы.

Мерилин хотела бы подняться на ступень мастерства, когда ее сексуальность отошла бы на задний план.

С одной стороны это понятное желание, она хотела бы расти.

Но она обвиняет индустрию в том, что востребована только ее сексуальность. Это косяк перед кино.

И она отзывается гневно и презрительно о своем умении быть сексуальной и завораживающей на экране. То есть это косяк еще и перед своей Королевой.

Здесь правка локуса в границы и мысли, как именно она может расширить свое амплуа, помогли бы направить энергию в конструктивное русло и увеличить КП.

А она вышла из границ.

rebelsystem    09.12.21 18:03
«Потому что я хочу быть актрисой, а не сексуальной дойной коровой. Не хочу, чтобы меня продавали, как целлулоидную порнографию: «Смотрите и дрочите». Много лет меня это устраивало, но теперь все кончено.»

Это похоже на завышенную планку. Обесценивание того, что есть, очень грубое и небрежное к этому вдруг отношение. А ещё непонимание своих ограничений, связанных, с имиджом. И может быть даже ограничений, связанных, с наркотиками, со сложностями в саморегуляции.

evo_lutio    09.12.21 18:07
Обесценивание того, что есть, неблагодарность по отношению к своему таланту, к своему сексапилу, к тому, что сделало ее звездой.

Презрение к тем ролям, которые она уже сыграла.

Друзья, понятно, почему без уважения к своему амплуа нельзя расширить это амплуа?

evo_lutio    09.12.21 18:10
Давайте предположим, что психолог сформулировал вот такую проблему М.

Как он может ей помочь?

И давайте сравним с тем, что обычно говорили ей терапевты на это.

«Ты должна любить себя больше, не считать себя только телом, не зацикливаться на своей сексуальности. Это твои проекции — ты сама не уважаешь себя и считаешь секс-объектом и позволяешь другим не уважать тебя, относиться к себе как к кукле. Научись видеть в себе личность».

Что давали такие напутствия? И что в них не верно?

taushana    09.12.21 18:18
В напутствии «ты должна любить себя больше» и «научись видеть в себе личность» будто бы нет никакой пользы, практического смысла. Так можно только корону себе накормить. Вот она якобы увидит и лишь поэтому что-то изменится в восприятии окружающих людей. Похоже на штурманство.

evo_lutio    09.12.21 18:21
Вы совсем не о том.

Кто увидит, как влияет такое напутствие на конкретную проблему?

vivrepourvivre    09.12.21 18:21
Такие напутствия предполагают, что нужно отнестись к себе иначе («Я не кукла, я — личность!») и это само по себе изменит восприятие зрителя. Или, к примеру, избавит от «травмирующего» восприятия чужих взглядов на тебя как на сексуальный объект. Вместо того чтобы обратить внимание на прокачку ресурса и профессиональный рост, такие напутствия предлагают сфокусироваться на самом себе, на своём восприятии себя, и таким образом преодолеть негативное восприятие своего образа. Хотя такое отношение к амплуа — это его обесценивание, неуважение к нему, из-за которого оно будет отрицаться, а не расширяться, что в конечном счёте приведёт к деградации ресурса.

evo_lutio    09.12.21 18:25
Друзья, почему вы четко не пишете, как вектор проблемы усиливается вектором напутствия?

Проблема: обесценивание своего амплуа, своих ролей в кино, неблагодарность к тому, что у нее есть: популярность, любовь зрителей, восхищение. Гнев в связи с тем, что не дают больше.

Напутствие: — ?

vivrepourvivre    09.12.21 18:27
Напутствие — не давать себя воспринимать таким образом, видеть в любви зрителей неуважение и обесценивание, даже хамскую «объективизацию», требовать к себе уважительного отношения как к личности.

evo_lutio    09.12.21 18:31
Напутствие — обесценивать сексуальность еще больше, отказаться от такого амплуа, воспринимать его как унижение.

А кто понимает, почему без благодарности тому, что есть, нельзя двинуться дальше?

Кто понимает, почему важно не отрицать то, что есть, а сохранить и приумножить?

То есть не выбирать между сексуальностью и глубиной личности, а добавить к сексуальности еще и личностной глубины.

Кто видит, что из-за противопоставления сексуальности и личности у Мерилин и случались нервные срывы?

И почему это случалось, кто понимает?

vivrepourvivre    09.12.21 18:38
Отрицать то, что есть, это саморазрушение. И если выбирать между первым и вторым, когда второго ещё нет, а первое — основной капитал, второе никогда не приобретёшь.

evo_lutio    09.12.21 18:51
И следующее — это всегда надстройка над предыдущим.

Не надо рушить один ресурс, чтобы строить другой.

evo_lutio    09.12.21 18:35
Про «требовать» в напутствии ничего нет.

Но есть призыв самой перестать воспринимать себя как сексуальную женщину.

Якобы сексуальность мешает воспринимать себя как личность.

Это расцвет феминизма в Америке, все эти «секс унижает женщину».

Почему в случае с Мерилин это оказалось таким фатальным?

vivrepourvivre    09.12.21 18:36
Это было её главное достоинство и сила, то основное, на что она могла опереться в своём творчестве. Отказ от этого — предательство себя и своей фигуры.

evo_lutio    09.12.21 18:42
Да.

Это ее сила, причем такого масштаба, которого до нее и не было.

Сама Венера как будто явилась в ее теле.

Во всех остальных актрисах, даже самых сексапильных, этого было меньше, а в ней очень много.

И вот такой супер-сверх-сексуальной актрисе вдруг навязываются идеи, что секс — это грязь, это унижение.

Что сошедшие с ума по ней в юности мужчины (а у нее был очень ранний опыт) — насильники, погубившие ребенка, главные виновники всех ее проблем, окунувшие ее в грязь. И ее заставляют об этом много думать, часто вспоминать.

Она начинает относиться к своей сексуальности с недоверием, видеть в ней мазохизм, предательство.

Она начинает гневаться на режиссеров, которые говорят: «Мэрилин, дай нам свой фирменный сексуальный взгляд, как ты это умеешь!»

Она считает, что ее используют, унижают, ненавидят, делают шлюхой.

Вот от чего у нее начинает съезжать крыша.

Сначала ее сексуальность еще сопротивляется этому и она приходит в состояние египетской кошки-богини, но потом уже не может противостоять мыслям о грязи и унижении и много рыдает и скандалит с режиссерами.

evo_lutio    09.12.21 18:48
При этом отказаться от съемок она не может.

Это единственное, что она умеет, за что ей очень много платят, без этого она никто.

Поэтому она и начинает бастовать, ее тело сопротивляется «унижениям», она срывает съемки, она ненавидит себя.

И от мужчин она отказаться не может, потому что хочет любви и хочет детей.

Поэтому она просто выносит им мозг, обвиняя в том, что они любят ее только за секс и не ценят в ней душу.

Вот какая история.

evo_lutio    09.12.21 18:50
И потом ее еще назовут «жертва мужской сексуальной объективации».

Хотя она — жертва страха перед этой объективацией.

evo_lutio    09.12.21 18:26
Не пишите общие слова «прокачка, профессиональный рост»

Пишите конкретно, что делать.

let_me_fem    09.12.21 18:31
» Очень странно. Когда ты играла, я чувствовал, что от тебя исходят сексуальные вибрации, как от женщины, страстно влюбленной. Я остановил тебя, потому что почувствовал, что ты слишком взволнованна, чтобы продолжать.»

Мэрлин играла ( «Нет. Я сосредоточилась на сцене.» ) и играла просто великолепно. Её игра пробрала Чехова, и он спроецировал свои эмоции на неё.

«Ты заработаешь целое состояние, если будешь просто стоять перед камерой, почти не играя.»

Кажется, Чехов попадает в её больное место. Восхваляя её привлекательность, принижает умение играть.
Хотя между привликательностью и игрой нет конфликта.

evo_lutio    09.12.21 18:33
Михаил Чехов — гений.

И нет, в его случае это не проекции.

Совсем другое.

Кто понял эту сцену? Что говорил Чехов и что случилось с Монро?

vivrepourvivre    09.12.21 18:51
Может быть, Чехов здесь очень чётко увидел, что Монро отрицает, игнорирует свою сексуальность. То есть «сексуальные вибрации, как от женщины, страстно влюблённой» — это не его проекция, а то реальное, что в себя Монро пыталась вытеснить и поэтому Чехов удивился, что для самой Монро это не очевидно. У Монро уже тогда был внутренний конфликт, судя по её реакции («На этих словах она заплакала»), который как раз и указывает на то, что Чехов воспринял со стороны всё верно, а ответы Монро говорили о нарушенной связи и самоотрицании. Словно проживая этот опыт, она одновременно его отрицала, а сталкиваясь с ним, огорчалась и впадала в слёзы или даже гнев, и если в этой цепочке потери связи между своей игрой и самовосприятием участвовало воздействие наркотических препаратов, которое помогало проживать своё амплуа без внутреннего противоречия, но с последующими срывами. Даже если эта сцена — ранний эпизод из жизни Монро, дальше эта тенденция нарастала.

evo_lutio    09.12.21 18:56
Монро это не вытесняла и не игнорировала, иначе этого не было бы так много и Чехов не восторгался бы силой этого.

Он увидел то, что в ней есть.

Но когда он об этом сказал, она стала отрицать и обижаться.

А дальше?

vivrepourvivre    09.12.21 18:58
Дальше было «С этого момента и началась ссора со студией «Фокс»». То есть то, что Чехов увидел в актрисе, вызвало в ней отрицание сначала в разговоре с ним, а потом в работе тоже, что негативно отразилось на карьере.

evo_lutio    09.12.21 19:01
Да ну.

Не из-за Чехова же это случилось.

Неужели не понятно, что в то время это уже был триггер?

vivrepourvivre    09.12.21 19:11
Тогда был триггер, а дальше следование напутствиям по типу «Ты сама не уважаешь себя и считаешь секс-объектом и позволяешь другим не уважать тебя, относиться к себе как к кукле» превратило триггер в проблему, что на фоне дыр в других ресурсах (Семьи и Работы) и наркозависимости оказалось фатально.

evo_lutio    09.12.21 19:57
Триггер появился от напутствий, а не сам собой.

У нее все отлично было с телом и сексуальностью всегда, вроде мы это разбирали вчера.

Не было у нее никаких триггеров.

Появились из-за короны в работе «хочу быть на площадке владычицей и иметь неограниченное амплуа» и мусора, который она натаскала в поле от всех, с кем делилась потоком сознания в надежде унять голод короны.

evo_lutio    09.12.21 20:01
С чего вы взяли, что это какая-то ранняя сцена?

Это поздняя сцена, начало ее конца.

Она говорит «много лет меня это устраивало».

Вся ее карьера развивалась до.

ninel_215    09.12.21 19:23
Возможно, эта сцена ещё о том, что она не могла двигаться дальше в профессии из -за отрицания того, что у неё было. Честная обратная связь от педагога её расстроила и разозлила.

evo_lutio    09.12.21 20:03
Вообще-то это была не просто «честная обратная связь», это был восторг его и восхищение.

Такое ощущение, что многие как-то немного сочувствуют Мерлин и считают, что ей надо было двигаться дальше.

Она и так была очень далеко и высоко.

Кто понимает, что имел в виду Чехов, когда говорил, что если она будет стоять, она будет иметь состояние?

И как восприняла это Монро? Почему она так обиделась?

vivrepourvivre    09.12.21 20:22
Может быть, Монро это восприняла в русле сексуальной объективации, что можно просто стоять и ничего не делать, и этого достаточно, потому что личность неважна. А Чехов говорил наоборот, что она уже — Мэрилин Монро, о её масштабе. Что даже капля её игры будет для зрителя морем.

evo_lutio    09.12.21 20:24
Вы думаете, что он говорил про тех, кто ее уже знает?

Нет, он говорил и про незнакомых зрителей тоже.

Друзья, кто-то в курсе системы Михаила Чехова?

vivrepourvivre    09.12.21 20:30
Может быть, он сказал Монро об её исключительной природе, даровании. А в ответе Монро проявилось неуважение к этому, она фактически окрестила это целлулоидной порнографией, которой никогда не была.

evo_lutio    09.12.21 20:42
Да, он сказал ей о ее гении.

Вот коротко суть системы Михаила Чехова.

«Если бы современный актер захотел выразить старым мастерам свои сомнения по поводу их веры в самостоятельное существование творческих образов, они ответили бы ему: «Ты заблуждаешься, предполагая, что можешь творить исключительно из самого себя. Твой матерьялистический век привел тебя даже к мысли, что твое творчество есть продукт мозговой деятельности. Ее ты называешь вдохновением! Куда ведет оно тебя? Наше вдохновение вело нас за пределы чувственного мира. Оно выводило нас из узких рамок личного. Ты сосредоточен на самом себе. Ты копируешь свои собственные эмоции и с фотографической точностью изображаешь факты окружающей тебя жизни. Мы, следуя за нашими образами, проникли в сферы, для нас новые, нам дотоле неизвестные. Творя, мы познавали!»

Он считал, что тело талантливого актера, его мимика, пластика и моторика, все, что зримо и незримо, воплощают некий образ, который удалось уловить его душе. И это божественная встреча: образ и душа актера, которая с помощью тела передает этот образ зрителю, вызывая в зрителе волну чувств.

Вот о чем он говорил.

А он свела это все к чему-то пошлому и низкому.

groonya    09.12.21 20:25
он ей фактически сказал, что она — совершенство, ей можно вообще ничего не делать и одним своим видом и фактом своего существования вызывать обожание у людей.
а она это услышала так, будто она — неживой предмет, статуя, целлулоидный манекен, который можно поставить перед камерой и ни о чем больше не заботиться.

evo_lutio    09.12.21 20:44
Как будто неживой предмет может вызвать у людей приступ романтического влечения.

tenderstory    09.12.21 20:29
Талант имел ввиду.
Один из руководителей НХЛ говорил про советских хоккеистов, что если взять по 1 игроку из нашей супер пятерки, то они будут забивать, даже если вместо других игроков в пятерке будут просто бочки стоять на льду.
Такой уровень мастерства, что один игрок ценнее и талантливее пятерки соперника, да ещё и неизвестно насколько талантливее.
Мэрилин, возможно восприняла буквально то, что она и может только стоять, а играть не может. Это как если бы хоккеист воспринял бы описание так, что его называют не игроком, а бочкой на льду.
Другим актрисам сложно и почти невозможно будет сделать то, что Мэрилин может делать легко.

И пока ещё никто не сыграл Мэрилин Монро в кино хорошо. Наверное это невозможно.

evo_lutio    09.12.21 20:51
Только позорятся.

groonya    09.12.21 20:41
«Ли Страсберг и Маргарет Хохенберг решили объединиться, чтобы вместо темного, депрессивного фона развить в актрисе способность сохранять прочные дружеские и профессиональные связи. По их мнению, навязчивое желание всем нравиться на самом деле изолировало Мэрилин и мешало ей отрабатывать технику, которая позволила бы внести что-то новое в ее искусство. «У меня были преподаватели, — скажет она после этого двойного опыта, — люди, которыми я могла восхищаться, но не было никого, на кого бы я хотела быть похожей. Я всегда чувствовала, что меня не существует; единственная возможность быть для меня — это, наверное, быть кем-то другим. Поэтому я и захотела стать актрисой».»

Тут у нее все хорошо, похоже. Она хочет сохранять уникальность как актриса и в то же время перевоплощаться так, чтобы забывать себя, играть с полной самоотдачей.
А мнение Страсберга и Хохенберг о том, что у нее «навязчивое желание» нравиться и что от этого ей нужно отказаться — это высокомерный взгляд на искусство Монро, только вредящий ей. Это то же самое напутствие про отказ от себя. Как будто косую планку хотят ей навязать зачем-то.

fiona_20b    09.12.21 21:14
Вообще их диагноз звучит как-то абсурдно, как будто человек с «навязчивым желанием нравиться» может вообще кому-то нравиться, а не наоборот. Не говоря даже вообще о Мэрилин.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio