«Этика» в «Игре в кальмара»

img4899-549537

В сериале «Игра в кальмара», несмотря на сильные стороны, которые можем отдельно обсудить, довольно много подмен.

Например, ложь, которая касается социального лузерства.

Лузер — это не просто «маленький человек», это человек, который в силу разных обстоятельств оказался на обочине жизни, за чертой социальной адаптации.

Есть два подхода к этой проблеме, социальный и личностный.

С точки зрения социального подхода в лузерстве людей виновато общество.

Общество должно быть устроено так, чтобы у людей не было шанса стать лузерами и изгоями. Даже преступников хорошее общество должно по возможности возвращать в нормальную жизнь, психически больных — опекать и реабилитировать, и тем более тех, кто перешел черту в силу временных обстоятельств.

Личностный подход возлагает ответственность не на общество, а на человека. Такой подход позволяет увидеть, что счастливая жизнь в большей степени зависит от силы личности, а не от социальных условий, что лузерство — это в первую очередь недостаток личностных опор, а не внешних ресурсов.

Оба подхода к проблеме очень важны.

Плохо когда личность перекладывает ответственность за свое лузерство на общество, плохо когда социальные структуры перекладывают свою ответственность на личность.

Художник, в том числе кинематографист, может выбрать тот или иной подход и даже объединить оба, показав, что именно зависит от личности, а что зависит от социума.

Большие писатели так всегда и делали, рисуя образ маленького человека. Они показывали, как слабая личность подводит человека и роняет его вниз, а жестокое или равнодушное общество не помогает ему встать, а перешагивает через него или даже топчет его.

Но очень плохо, когда происходит подмена, и в сериале нам показывают «сильную личность», которую жестокое общество сделало лузером вопреки логике.

Еще хуже, когда нам показывают, что лузерство — прямое следствие этичности героя, что нормальная этика якобы не совместима с «капиталистическими ценностями».

ГГ «Игры в кальмара» потерял семью, потому что был очень добрым и поддерживал уволенных товарищей в забастовках.

Из-за этого он не оказал помощь рожающей жене, та обиделась на него, а потом и вовсе развелась с ним, ведь он не зарабатывал на семью, но только из-за своего альтруизма.

На самом деле изначально ГГ — очень слабая личность, даже и близко не приближающаяся ни к какой этичности.

Герой нарушает даже экологию.

Он сидит на шее у старой и больной матери, не помнит ни ее дня рождения, ни дня рождения дочки, ворует деньги с карты матери, проигрывает все на скачках.

Это реалистичная картина лузерства, именно так и выглядит социальное падение: слабая личность не может справиться со сложными жизненными обстоятельствами, сливает себя аддикциям, снимает с себя остатки ответственности и теряет зачатки внутренних опор, превращаясь в отброс общества.

Однако в сериале внезапным образом в еще более сложных и страшных обстоятельствах наш ГГ вдруг начинает проявлять свои высокие этические качества и ведет себя как неожиданно сильная личность.

Он оказывается вдруг ответственным, очень щедрым, необыкновенно смелым, стойким и альтруистичным, самоотверженно защищающим слабых.

И это не драматургическое развитие характера, показывается, что это та сторона натуры, которая была у него всегда, которая вероятно (?) и сделала его социальным лузером.

Он сострадателен и легко уступает свое, именно поэтому он ничего не добился в жизни.

Деньги ничего не значат для него, именно поэтому он не смог адаптироваться к рынку.

Да, он воровал у матери и все проигрывал, но лишь потому, что сам бескорыстен.

Да, он унижался, но лишь потому, что воспринимал людей как братьев, а вообще-то у него высокое самоуважение.

Он слишком чист для этого грязного мира.

Он не таков как эти гнусные богачи, наблюдающие игру из пошлых интерьеров, на леопардовых диванах, в бархатных халатах на жирных телах.

Это как если бы экранизируя «Смерть чиновника» режиссер показал не трусливого чеховского Червякова, а смелого самурая, который сделал харакири, оскорбив своего господина. Или экранизируя «Гранатовый браслет» показал бы одухотворенного Желткова, которому не интересна мирская пошлость, а интересна рыцарское служение.

Когда слабость духа и отсутствие личностных опор выдается за силу и этику, происходит очень опасная подмена.

Чем опасна такая подмена? Опишете, друзья?

А другие подмены в этом сериале обсудим?

Комментарии

brotandos    20.10.21 17:29
«Когда слабость духа и отсутствие личностных опор выдается за этику, происходит очень опасная подмена.

Чем опасна такая подмена? Опишете, друзья?»

Возможно большой соблазн обвиться ЗВ и надеть БП. Человек перестает стремиться обеспечить себе опоры, оправдывает свою лень и безволие «этикой». Все зачатки к прокачке и укреплению воли могут затухнуть. Больший шанс утонуть в аддикциях

sub_zero    20.10.21 17:35
При такой подмене у человека как бы и нет выхода. Вместо: я слабый, мне нужно как-то подниматься — получается: я слишком правильный для этого мира. А тут другие правила. Локус отдаётся злому миру.

groonya    20.10.21 17:39
«Когда слабость духа и отсутствие личностных опор выдается за этику, происходит очень опасная подмена. Чем опасна такая подмена?»

такая подмена опасна тем, что она уменьшает шансы личности на успешную интеграцию в общество. способствует росту ЗВ и короны у слабых личностей. «я не адаптировался, потому что общество несправедливо. я отказываюсь играть в эти игры (брать на себя ответственность, работать и помогать другим), потому что лучше всех остальных». создается инвертированная шкала ценностей, где чем глубже ты на дне, тем ты на самом деле чище.

evo_lutio    20.10.21 17:47
Отказываюсь играть в эти грязные игры.

Я просто погибну и это будет путь святого.

Я буду есть с помойки, смотреть как умирает мать, как дочь растит другой человек, потому что я слишком чист для того, чтобы играть в грязные игры.

Игра в кальмара — это прообраз той игры, в которую все играют в джунглях капитализма.

Поэтому, уходя с игры, люди возвращаются. И много раз повторяют, что «там не лучше, чем тут».

duhovniyplastyr    20.10.21 17:43
«А другие подмены в этом сериале обсудим?»

Мне показалось подменой то, что ГГ так осуждает своего друга за то, что он толкнул впереди идущего на стекла. Типа он такой добрый и за всех горой.
Хотя до этого в игре в шарики сам собирался у старичка выиграть не особо честным путем, чем подставлял его на смерть.

groonya    20.10.21 17:52
еще одна подмена в сериале — это то, как изображены сильные мира сего. это люди без моральных ценностей, готовые на все, что угодно, лишь бы удовлетворить свои низкие инстинкты. видимо, именно такие и достигают вершин в обществе, где этичные и чистые душой оказываются на задворках.

главный злодей — старик-процентщик, который, дожив до глубоких седин и скопив несметное богатство, не знал, на что еще потратить деньги. не было даже мысли у него вкладываться в общество, двигать науку, бизнес, искусство. все, что могло доставить ему удовольствие, это наблюдать страдания глупых нищих людишек. тоже такой прообраз капиталиста, как с советского плаката.

igurova2018    20.10.21 17:54
«А другие подмены в этом сериале обсудим?»

Органтзатор и зрители, социально успешные люди, выставляются жестокими бездельниками. Как будто им нечем больше заняться, и они готовы тратить колоссальные суммы на то, чтобы смотреть на массовые убийства.

И с обратной стороны — как будто даже у лузера есть то, что очень интересно богачу, сама его жизнь и моральные принципы.

sub_zero    20.10.21 18:12
Показалось странным, что оппонент ГГ (банкир) всю игру методично избавлялся от конкурентов: то ГГ послал на сложное испытание с зонтиком, то скинул мужика с плит, обманул бедного пакистанца, убил раненную девушку. А в конце, когда проиграл в драке, вдруг решил убить себя. С чего вдруг благородство проснулось. Так был поражён, что ГГ его не убил? Воодушевился его порядочностью? Странный момент.

trata_tau    20.10.21 18:26
Скорее всего, режиссер пытался показать, что банкир понял, что не выиграет, но он не хотел, чтобы ГГ остановил игру, тогда им обоим не достанется денег. Он самоубился, чтобы обеспечить ГГ выигрыш и попросил его позаботиться о своей матери. Чтобы весь его путь был не напрасен.

evo_lutio    20.10.21 18:34
Воодушевился с одной стороны.

А с другой стороны ему нечего делать в мире, он уже проиграл капитализму.

Его ждут, чтобы отправить в тюрьму.

Только поэтому он и вел себя как сволочь, ему нет дороги в честную жизнь, а так-то он очень добрый.

Так выражается идея авторов, что жестоким может стать самый лучший человек, если его зажать в угол как зверя.

Это идея тех социальных экспериментов, где доказывается, что хорош человек или плох зависит исключительно от обстоятельств и больше ни от чего.

evo_lutio    20.10.21 18:35
Но не ясно, почему же обстоятельства так неожиданно улучшили ГГ.

vl4ze    20.10.21 18:15
«Чем опасна такая подмена? Опишете, друзья?»

Мне кажется, что такая подмена создаёт социальный капитал для леворадикальных движений, но это если совсем глобально.
А для каждого отдельно взятого она создает оправдание собственным слабостям как результат действия внешних сил, а это тотальный внешний локус, который ведет к энергетическому упадку и создает благодатную почву для погружения в иллюзии, неадекватности самооценки, то есть к выращиванию корон. Ведь если в твоём бедственном положении виновата внешняя сила, то ты, вполне быть может, просто бриллиант, гений чистой красоты и светоч разума.

vl4ze    20.10.21 18:21
Хотя даже не леворадикальных, а вообще всех радикальных. Праворадикалы также считают кого-то из вне виноватым и ищут способ свести счеты. И их социальный капитал — такие же люди, считающие других виновными в своем положении.

evo_lutio    20.10.21 18:46
Да, люди с внешним локусом всегда стадо, которое используют в своих целях.

И лучший способ сделать из людей стадо — избавить их от ответственности за свою жизнь.

После этого человек превращается в зомби.

trata_tau    20.10.21 18:21
«А другие подмены в этом сериале обсудим?»

Главный герой, выигравший кучу денег, целый год не может притронуться к ним якобы из-за чувства вины. Нам показывают, что герой не пытается оставить дочь себе, отпускает ее с отчимом и матерью в Америку.
И даже не может выполнить обещаний помочь близким тех людей, смерть которых в игре произошла на его руках и потрясла его. Маленький братик северокорейской беженки целый год, видимо, живет в ненавистном ему детдоме, не зная, куда пропала его сестра.
Герою ведь не до помощи другим, он занят страданием, бездельничает и пьет.

evo_lutio    20.10.21 18:29
Да.

Причем раньше он все время проигрывал на скачках, а теперь живет неизвестно на что, но очень скромно, организованно и аскетично.

Он погружен в себя, отдался самосозерцанию, не притрагивается к грязным деньгам.

Не спился, не разжирел, не заболел, не ушел на дно депрессии, он в полном порядке. Якобы это возможно с фокусом на своей боли.

И в новом сезоне станет отчаянным мстителем.

sub_zero    20.10.21 20:30
И волосы в розовый покрасил))

evo_lutio    20.10.21 21:01
Как дурак.

fiona_20b    20.10.21 19:42
„Чем опасна такая подмена?“
Такая подмена это просто какая-то максимально эффективная программа самоуничтожения. Даже представить — сразу как-то не по себе. Это — как поставить себя в противоречие всему сущему. Все сущее этого и не заметит, правда. Миллионы лет эволюции каждая птичка и букашка самосовершенствуется, адаптируется, борется за жизнь и надеется сама на себя. Но вот какой-то человек возводит в культ жалость к себе и нигилизм. Не просто минута слабости или трудная полоса, а именно четкая идеология: все мои предки и соседи по планете — моральные уроды, а я один — волшебный единорог. И любая неудача только подтверждает мое превосходство. Это просто брошюра — как перестать быть человеком и стать удобрением.

audiat    20.10.21 19:44
«А другие подмены в этом сериале обсудим?»

Наверное, о природе конкуренции, как о чём-то способствующем вырождению и деградации, а не развитию. О том, что победители прошлого возглавляют бойню настоящего и любое соперничество порочно по своей сути.
Сама идея, что тлетворное желание соперничать с детства и до смерти отравляет жизнь человека, приводя его к низости, подлости и кровожадности — это Белое пальто и Зелёный виноград, под которыми избегание конкуренции и зависть.

Например, в сцене с выбором жилетов, с одной стороны подчеркивается, что игра бесчестна, честное соперничество невозможно в принципе, тогда когда организаторы цинично говорят про «справедливость и равенство». С другой стороны, ГГ везёт именно потому, что он отказывается конкурировать и получает «лузерский» жилет, который в итоге самый счастливый и спасает ему жизнь.
Конкуренция отвратительна, от нее нужно держаться подальше, тогда все сложится хорошо само собой, будет неожиданная удача и превосходство над всеми. И это выдаётся за щедрость и честность.

anastasiya_kn    20.10.21 20:01
«организаторы цинично говорят про «справедливость и равенство»»

Плсле того, как без предупреждения застрелили половину игроков в первом раунде, а дальше резко стали честными.

vita_nostra95    20.10.21 20:03
« А другие подмены в этом сериале обсудим?»

В конце последней серии, ГГ опять предаёт свою дочь, не выполнив обещания прилететь. Вместо дочери, он выбирает борьбу с системой, как очень ответственный человек.

pure_salt    20.10.21 20:03
«Когда слабость духа и отсутствие личностных опор выдается за силу и этику, происходит очень опасная подмена.

Чем опасна такая подмена? Опишете, друзья?»

Ещё мне кажется, эта подмена самим делением на «плохих» и «хороши» связывает и тех и других в одно. В одну массу. Нет отдельных личностей, разных, способных меняться, развиваться или наоборот деградировать, проявлять разные качества и взаимодействовать друг с другом. Существует только один выбор: быть либо на одной стороне, либо на другой. В такой концепции не возможны какие-либо личностные изменения. Личности нет, есть или белое пятно, или чёрное.

evo_lutio    20.10.21 20:07
И решение очень простое предлагается.

Надо отобрать деньги.

Пусть люди кушают ролтон, пьют дешевое пиво, танцуют, а все деньги идут на социальные нужды.

Богатство делает жизнь бессмысленной, как жалуется старик, похожий на Конфуция.

Бедность делает жизнь бессмысленной, жажда денег делает людей жестокими.

Не будет денег и конкуренции, все будут добры.

Хотя опыт построения коммунизма в СССР говорит о том, что люди становятся ленивы и апатичны, но точно не становятся добры от социальной уравниловки.

evo_lutio    20.10.21 20:11
И еще анархия быстро приводит к тому, что прожорливые съедают чужое вареное яйцо, ссорятся и начинают душить друг друга, приходится расстреливать зачинщиков.

То есть власть с автоматами для поддержания порядка все равно нужна.

u233    20.10.21 21:25
Это как когда-то Румата Будаху говорил в «Трудно быть богом»:

«Я сказал бы всемогущему, — ответил Будах, — «Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей».

— И это все? — спросил Румата.

— Вам кажется, что этого мало?

Румата покачал головой.

— Бог ответил бы вам: «Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими».»

anastasiya_kn    20.10.21 20:11
Еще подмена, которая происходит в умах игроков. После того, как они уже заново вернулись в игру, как бы забывают о том, что это был их выбор. Им начинает казаться, что их туда завлекли, заманили, локус уплывает к злодеям организаторам.

evo_lutio    20.10.21 20:13
Ну потому что на свободе те же богачи их унижают для своего удовольствия.

Там создали им такие условия, что им пришлось оказаться тут. Во всем виноваты.

evo_lutio    20.10.21 20:14
Только и умеют, что органы их потрошить и использовать.

rima_f    20.10.21 20:25
« А другие подмены в этом сериале обсудим?»

Еще мне показалось странным показывать, что если будешь доверять ближнему, то тебя убьют и подставят. Это пример с пакистанцем Али.
Типа доверчивым простачком быть опасно, а вот если будешь ходить по головам- то выживешь.

evahappy    20.10.21 20:30
«А другие подмены в этом сериале обсудим?»

Может ещё про вкус жизни, про спонтанность, радость. Которую участники познали в детстве, и пытаются отыскать на детских площадках, на которых на самом деле разворачивается жестокая борьба за выживание. И вся эта жестокость, чтобы ощутить этот вкус жить.

И хоть герои прошли разный жизненный путь, доступ к чему-то веселому простому человеческому сохранил именно ГГ, разбудивший в старике вот это «мне так было с тобой весело».

Т.е весь жизненный путь, достижение успеха, принесло богатым капиталистам лишь развращеннный, извращённый вкус и как они его не тешат, нет у них того, что есть у ГГ. И получается, чтобы сохранить душевную простоту и спонтанность, самозабвенную веселость — будь великовозрастным безответственным неудачником. И тогда встанешь над всеми.

sub_zero    20.10.21 20:59
Автор сериала похоже вдохновлялся фильмом Паразиты

gyr0    20.10.21 20:32
«Когда слабость духа и отсутствие личностных опор выдается за силу и этику, происходит очень опасная подмена. Чем опасна такая подмена?»

Возможно, сделав такую подмену в одном из ресурсов, человек открывается для того, чтобы воспроизвести её и в других ресурсах. Корона, которая вырастает в результате этой подмены, очень высокая, это практически «из грязи в князи» в своей собственной голове за секунды. Только что был нищий, а теперь уже аскет. Очень легко соблазниться и сделать по индукции из неряхи нон-конформиста и бунтаря или из неумёхи утончённую натуру.

vivrepourvivre    20.10.21 21:15
При этом деградация в других ресурсах будет и более прямая, из-за разрушения ресурса работы и социальной дезадаптации в целом.

rotanovalex    20.10.21 21:03
«Когда слабость духа и отсутствие личностных опор выдается за силу и этику, происходит очень опасная подмена.»

А еще мне кажется такая подмена характеризируется неуважением сложившихся правил игры. Слабость выдаваемая за силу духа, свою неспособность адаптироваться к имеющимся правилам игры часто трансформирует в неумный бунт.

К примеру на тему бунта против современной нам формы капитализма. Философия бунта, оправдывающая неуважение к системе хотя вроде и красится в «критики капитализма» но мне кажется это полная противоположность тому подходу который исповедовал к примеру самый яркий критик капитализма — Маркс.

Насколько я понимаю, Маркс исходил из того, что капиталистический мир несовершенен, но неслучаен. Это продукт эволюции экономики многих сотен лет. Как правило любая, даже неудачная система лучше ее отсутствия, поэтому любые конструктивные трансформации обычно начинаются с очень тщательного анализа того что имеем, чтоб сработать по принципу «не навреди», а для этого нужно уважение к системе. К примеру Маркс, в своем труде «Капитал» будучи достаточно критично настроенным к современной ему форме капитализма, подверг ее тщательнейшему анализу, который считается бриллиантом экономической мысли до сих пор. Вот это пример уважительного отношения к правилам: ты можешь быть с ними не согласным, но ты их уважаешь и тщательно изучаешь. Десятилетиями как Маркс. Да, впоследствии оказалось что Маркс в чем-то ошибся, а многого — просто не мог учесть поскольку ряд важных свойств проявились значительно позже. Но мне кажется что его построения имели ту силу которую обрели, именно потому что он всегда уважал правила игры.

В отличие от бунтующих критиканов выдающих свою слабость и неумение адаптироваться за силу духа, рядящуюся в принципиальную оппозицию к порокам капитализма.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio