Воля и рассудок в шумерской поэзии

img4183-493015

Когда я готовила 22-е тестирование, я выбирала из большого количества материалов.

Один такой материал я хочу вам сейчас показать, поскольку он очень ценный и важный для нас.

Это стихотворение Х века до нашей эры (3000 лет назад), очень популярное в древней Ассирии и Вавилонии, дошедшее до нас в многочисленных списках, достаточно сохранное, и везде почти имевшее название «Диалог».

Это о внутреннем диалоге, подобные которому постоянно ведутся в голове человека.

По мнению толкователей, даже ранних, диалог Господина и Раба — это аллегория внутреннего диалога воли и ума.

Наша воля (в значении «желание») то и дело обращается к рассудку, думая, что тот поможет определиться с выбором.

Когда вы колеблетесь и сомневаетесь, вы как бы спрашиваете свой ум: делать или не делать? Повредит или поможет?

Однако рассудок всегда ведет себя как послушный слуга воли. Он создан быть рабом воли, а не ее господином. Он готов согласиться со всем, чего хочет ваша правая или левая нога, и, если требуется, все обосновать, все аргументировать, оправдать и одобрить, прибегая к изящным софизмам и изворотливой демагогии.

3 тысячи лет назад поэт понимал это так хорошо и ясно, как большинство не понимают и сейчас.

Очень многие люди вместо работы над локусом контроля, который делает волю сильней, посвящают свою жизнь бесконечным внутренним диалогам и рассуждениям, думая, что логическим путем обнаружат наилучший путь или решение проблемы. Вместо того, чтобы определиться с границами своей ответственности и действовать, они занимаются бесконечной рефлексией, про себя и вслух, что-то аргументируют, обосновывают, размышляют и рассуждают, используя уши друзей и думая, что дружба заключается именно в этом.

В результате рассудок используется только ради того, что бесконечно готовить новый и новый корм для короны. Ведь если рассудок может обосновать что угодно, конечно его нужно использовать для постоянных гимнов и восхвалений в свою честь, для оправдания своих дурных поступков и превращение их в хорошие.

В гениальной форме стиха, который вы прочитаете ниже, заключается и решение этой вечной проблемы.

Воля должна быть настоящим господином рассудка, не спрашивать его как няньку, а решать сама.

Рассудок же — слуга воли и является идеальным инструментом для того, чтобы решать, как именно вы будете достигать своей цели, что для это вам нужно сделать. Вот для чего нужен рассудок. Не для того, чтобы выбрать цель. Для этого нужна Воля. рассудок нужен для того, чтобы разработать стратегию.

И очень важно не путать эти две вещи.

I

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

«Поскорей приведи колесницу, ее запряги,

во дворец я поеду!»

«Поезжай, господин мой, поезжай.

Благоволение царя с тобою будет.

Если ты в чем и провинился,

он окажет тебе милость».

«Нет, раб, не поеду я во дворец!»

«Не езди, господин мой, не езди.

Царь в дальний поход тебя отправит,

Пошлет неведомою дорогой,

Днем и ночью страдать он тебя заставит»

II

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

«Принеси-ка воды мне для рук, полей мне ее,

обедать я буду!»

«Обедай, господин мой, обедай. Частая еда

облегчает сердце,

Обед человека — обед его бога, к вымытым рукам

благосклонен Шамаш».

«Нет, раб, не буду я обедать!» ;

«Не обедай, господин мой, не обедай.

Еда и голод, питье и жажда — всегда с человеком».

III

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

«Приведи-ка мне колесницу, ее запряги,

я на волю поеду».

«Поезжай, господин мой, поезжай.

Вольный бродяга всегда набьет желудок,

Бродячий пес косточку отыщет,

Перелетная птица гнездо устроит,

Бегучий онагр пищу найдет и в пустыне».

«Нет, раб, не поеду я на волю!»

«Не езди, господин мой, не езди.

У вольного бродяги неверная доля,

У бродячего пса обломаются зубы,

У перелетной птицы дом ее в стене

У бегучего онагра степь — его ложе».

IV

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

«Создам-ка я семью, заведу детишек!»

«Заведи, господин мой, заведи,

создай семью [……..],

Кто завел детей — обеспечил себе заупокойные

жертвы».

«Нет, раб, не создам я семью, не заведу детишек!»

«Не создавай, господин мой, не заводи.

Семья — что сломанная дверь, петля ей имя,

Из детей лишь треть здоровых,

две трети — убогих».

«Так создать мне семью?» — «Не создавай семьи!

Создавший свою семью отчий дом расточает».

V

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

«Своему врагу окажу я покорность,

В суде промолчу перед своим супостатом!»

Верно, окажи покорность, господин мой,

окажи покорность,

Промолчи, господин мой,

промолчи перед супостатом».

Нет, раб, я не покорюсь и не промолчу!»

«Не молчи, господин мой, не покоряйся.

Если даже ты и рта не откроешь вовсе,

Враги твои будут к тебе беспощадны и жестоки».

VI

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

«Учиню-ка я злодейство!» —

«Учини, господин мой, учини.

Коль не учинишь ты злодейства,

где возьмешь ты одежду,

Кто поможет тебе наполнить брюхо?»

«Нет, раб, не учиню я злодейства!»

«Кто учиняет злодейство, того убьют

или живьем сдерут с него кожу,

Либо его ослепят, либо схватят и бросят в темницу».

VII

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

: «Женщину я полюблю!» — «Полюби, господин мой,

полюби!

Кто любит женщину, забывает печали и скорби».

«Нет, раб, не полюблю я женщину!»

«Не люби, господин мой, не люби.

Женщина — яма, западня, ловушка,

Женщина — острый железный нож,

взрезающий горло мужчины».

VIII

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

«Поскорее неси мне воду для рук, ее полей мне,

Совершу я жертву своему богу!» —

«Соверши, господин мой, соверши.

Кто свершает жертвы своему богу,

у того хорошо на сердце,

Один заем за другим дает он».

«Нет, раб, не свершу я жертвы!»

«Не свершай, господин мой, не свершай

Приучишь ты своего бога ходить за тобой

как собака,

Раз он требует от тебя то обрядов, то послушанья,

то еще чего-то!»

IX

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

«Давать в рост я буду!» — «Верно, давай,

господин мой, давай.

Кто дает в рост, сохраняет свое,

доход же огромен».

«Нет, раб, давать в рост я не буду!»

«Не давай, господин мой, не давай.

Давать в долг — что любить женщину, получать

назад — что порождать детей непутевых.

Люди твое же зерно съедят, а тебя изругают,

И тебя же лишат на твое зерно дохода».

X

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

«Свершу-ка я доброе дело для своей страны!» —

«Верно, сверши, господин мой, сверши.

Кто делает добро своей стране,

Деянья того — у Мардука в перстне».

«Нет, раб, не свершу я доброго дела для страны!»

«Не свершай, господин мой, не свершай.

Поднимись и пройди по развалинам древним,

Взгляни на черепа простолюдинов и знатных:

Кто из них был злодей, кто был благодетель?»

XI

«Раб, повинуйся мне!» — «Да, господин мой, да!»

«Если так, то что ж тогда благо?»

«Шею мою и шею твою сломать бы

В реку бы броситься — вот что благо!

Кто столь высок, чтоб достать до неба?

Кто столь широк, чтоб объять всю землю?»

«Нет, раб, я тебя убью, отправлю первым!»

«А господин мой хоть на три дня

меня переживет ли?»

(перевод В. Якобсон)

***

Обратите внимание, друзья.

11 куплетов описывают 11 сфер жизни человека, те самые ресурсы, о которых мы говорим.

В стихе 11 сохранившихся куплетов. 12-го нет, но в 11-ом есть точная цитата из более древнего шумерского стихотворения, текст которого тоже сохранился: «Кто столь высок, чтоб достать до неба? Кто столь широк, чтоб объять всю землю?» В этом стихотворении Господин тоже разговаривает с рабом, и я этот текст чуть позже приведу, он тоже очень интересен для нас.

Пока же давайте разберем, что происходит с рассудком и волей в 11 ресурсах.

Ресурс Имидж

В 1-ом куплете человек собирается поехать к царю.

Прокачка имиджа — это когда вы хотите создать персону для выхода в свет. Учитесь выглядеть и вести себя так, чтобы вам было не стыдно предстать в высшем обществе.

И если человеку неохота всем этим заниматься, рассудок будет поддакивать ему.

Что говорит рассудок человеку, когда помогает ему оплестись зеленым виноградом в имидже, понятно из 1-го куплета?

Ресурс Экономика

Во 2-ом куплете человек думает об обеде.

Прокачка экономики — это забота о хлебе насущном, для себя и близких, и о всей организации вашего быта.

И если человеку неохота всем этим заниматься, рассудок поможет ему закрыть нормальную потребность в комфорте зеленым виноградом.

Зачем зарабатывать, если все равно все потратишь, зачем нужна вся эта суета сует, все пустое и бренное.

Какие еще аргументы приводит нам корона, чтобы мы могли фрустрировать ресурс экономики?

Ресурс Учеба

Отказавшись от светской жизни в 1-ом, от бытового комфорта во 2-ом, в 3-м куплете человек решает посвятить себя свободе.

Прокачка учебы — это забота о расширении кругозора, о том, чтобы максимально раздвинуть рамки своего понимания и мышления, чтобы узнавать новое в путешествиях по миру людей.

И если человеку лень всем этим заниматься, рассудок поможет как всегда.

Зачем метаться туда и сюда, менять образ мышления и образ жизни? Любые перемены очень опасны.

Как еще рассудок поддакивает короне человека и отговаривает не трогать ресурс учебы?

Ресурс Семья

В 4-м куплете человек думает о создании семьи.

Этот куплет сами разберите, он совсем очевидный.

Ресурс Искусство

В 5-ом куплете человек думает о том, чтобы стать сострадательным и щедрым.

Прокачка ресурса искусства — это развитие в себе начала, которому полностью чужд эгоизм и чужда меркантильность, которому интересна только сфера эстетического, возвышенного.

Если человек не может это в себе развивать, рассудок поможет ему и здесь обвиться зеленым виноградом.

Как это будет?

Ресурс Здоровье

А в 6-ом куплете наоборот. Человеку бы подумать о своих телесных нуждах, о разумном и здоровом эгоизме.

Прокачка здоровья — это постоянное понимание, что вы — это ваше тело, тело требует вложений и заботы, его нельзя оставлять без внимания и уноситься в иные сферы.

Но чтобы заниматься здоровьем, нужна экономика. Без пищи и денег очень сложно это делать.

В этом куплете особенно видна связь ресурсов, и как с дырой во всех ресурсах, другие ресурсы даже не подключить.

Ресурс Любовь

Даже нищий человек может найти себе партнера среди таких же как он. И в 7-ом куплете человек хочет найти женщину.

Прокачка любви — обучение взаимодействию с другим человеком как с супругом. Но это тоже требует затрат.

И как здесь на помощь приходит услужливый рассудок с зеленым виноградом?

Обратите внимание — рассудок — это не корона. Он нейтральный слуга и готов помогать Господину и в самом добром деле тоже. Но он ждет приказа, а не вопроса. На вопрос он всегда ответит вот так: не делай ничего, оставайся на месте. Понимаете почему?

Ресурс Секс

У древних шумеров жертвоприношения носили сексуальный смысл, поскольку были связаны с плодородием.

И нам для лучшего понимания ресурса секс надо иметь в виду идею жертвоприношения, поскольку сексуальный ресурс тесно связан с отказом от личного сознания. Но это отдельная тема.

Ресурс Альтруизм

В 9-ом куплете человек хочет давать деньги нуждающимся людям, имея в виду и свою будущую выгоду тоже.

Прокачка альтруизма — это осознание своей тесной связи с другими людьми.

Но так как вложений в ресурсе альтруизма очень много, а обратная связь абсолютно непредсказуема, человек и здесь тормозит, а рассудок с готовностью его в этом поддерживает. Каким образом?

Ресурс Работа

В 10-ом куплете человек решает сделать что-то полезное не для отдельных людей, а для страны в целом.

Прокачка работы — это нахождение своего места в социуме, на котором вы будете необходимы обществу, причем в широком смысле, то есть работать можно и на будущее, не продавая и не производя в настоящем ничего.

Но работать — это очень сложно, особенно если планка завышена и хочется всех одарить своей работой.

Поэтому человеку лень, а рассудок с ним согласен. Что он ему говорит?

Ресурс Дружба

Это последний, 11 куплет, и он очень интересен.

С одной стороны в нем понятно, что без воли рассудок всегда может обосновать, что смерть лучше жизни.

С другой стороны это интересный куплет, поскольку в нем Господин обращается к рассудку как к другу и просит у него дружеский совет.

Но друзья, привыкшие только кормить вашу корону и поддакивать вашей лени, не могут дать вам совет.

И если у вас уныние, у них тоже уныние. Друзья — не наставники и не родительские фигуры, они единомышленники. И если у человека мышление упадническое, то и друзья его мыслят примерно так же. Вот почему никогда нельзя судить о мире по своим друзьям и знакомым. Ваш ближний круг состоит из таких же как вы, по этому принципу он и складывался. Другие обходили вас, а вы обходили их.

Двенадцатый куплет, последний ресурс, из упомянутого стихотворения, я тоже приведу, но отдельно и мы его отдельно разберем.

Когда внимательно рассмотрим эти.

Комментарии

jane_bess    28.12.20 12:11
В ресурсе семьи, возможно, ЗВ проявляется в том, что 1) от семьи некуда деться, она как петля на шее, ее нельзя прекратить, как службу или дружбу 2) нет гарантий, что дети станут тебе опорой, скорее всего, наоборот — разочарованием 3)«Создавший свою семью отчий дом расточает» — т.е. отчий дом и своя семья друг другу противопоставляются. Хотя не создай отец семьи, некому было бы расточать отчий дом. И приумножить его тоже было бы некому.

ogogamer    28.12.20 12:16
“Что говорит рассудок человеку, когда помогает ему оплестись зеленым виноградом в имидже, понятно из 1-го куплета?”

Может, что, мол, ты легко бы стал популярным.
Но сам посуди, что там начнется — поклонники, хороводы, карьерный рост, всем что-то нужно, никакой личной жизни.
Оно тебе надо..

evo_lutio    28.12.20 12:21
Ну нет, это сова на глобусе. Никто не боится хороводов всерьез.

Кто понял, что там имеется в виду?

anna_dostoevska    28.12.20 12:25
Царь может быть пошлёт неведомой дрогой от зависти. То есть люди завидовать начнут, козни строить.

evo_lutio    28.12.20 12:37
До чего же вы ужасно толкуете все.

Никогда не даю таких заданий, тут 10 процентов вам оставила, и уже пожалела.

Царь не завидует, это не сосед.

audiat    28.12.20 12:40
Возможно, так

«Царь в дальний поход тебя отправит»
Станешь изгоем, если начнешь работать над имиджем. Если получится — люди будут завидовать, если нет — смеяться. В любом случае отвергнут тебя, отправят подальше от себя.

«Пошлет неведомою дорогой»
Неизвестно, что там тебя ждет. Есть вероятность, что навредишь, и станет хуже чем было. Раз нет гарантий, что получишь что-то хорошее, опасно и глупо вкладывать в такое дело силы.

«Днем и ночью страдать он тебя заставит»
Обратного пути не будет. Будешь страдать и жалеть, что что-то в себе поменял. Оставь все как есть, не искушай судьбу, не выставляй себя на посмешище.

evo_lutio    28.12.20 12:44
Вы то же самое повторили.

Народ, заканчивайте толкования. Понятно, что вы не способны к этому.

Посмотрите, как вы это делаете.

Царь, дальний поход.

Вы откуда-то из задницы достаете слово «изгой». Поход — это не изгнание. Это назначение царем на важную миссию.

Дальше вы к изгою притягиваете зависть людей. Доставая это не из задницы даже, а вообще непонятно откуда, в стихе даже намека на людскую зависть нет, но вам надо притянуть это к своим мыслям об имидже.

fertiniti    28.12.20 12:41
Слишком много работы. Очень долго придется трудиться, и день и ночь.

fertiniti    28.12.20 12:42
И путь будет таким неизвестным и трудным, что лучше и не начинать.

evo_lutio    28.12.20 12:53
Поездка к царю противопоставляется тихой жизни дома.

Выход в свет — это очень хлопотно, много задач сразу возникнет, много поручений.

Лучше тихо сидеть.

evo_lutio    28.12.20 12:56
Люди с фрустрированным имиджем действительно ощущают, что боятся славы и популярности и что популярность налагает сразу много задач и проблем.

Поэтому становиться красивей им как бы не хочется. Они это воспринимают как полностью поменять себя и свой образ жизни, практически отказаться от себя.

ri_volution    28.12.20 12:46
Может быть про то, что он не понравится царю. Зачем что-то делать, если все равно не понравится. И вообще, тебя должны принимать таким, какой ты есть. Человек красив совсем другим — умом, внутренним миром с если кто не разглядел, то это не твой круг. Не нужно с такими водиться просто и все.

evo_lutio    28.12.20 12:51
Ну в стихе нет про то, что не понравится.

Понравится и отправит в дальний поход. Потому что дело царя — дальние походы.

Сидишь тихо, дома, никому не нужная серая мышка.

А тут тебя начнут назначать туда и сюда. А это тяжело и мучительно.

То есть первый комментатор интуитивно в том самом русле растолковал, только к тексту никак не привязал.

bright_n_breezy    28.12.20 14:44
Возможно, рассудок говорит, что если заняться имиджем, то люди тебя заметят, начнут обращаться к тебе, ты будешь вынужден включаться в отношения с ними и дела. А это всё так непонятно и хлопотно.

meandr8    28.12.20 12:20
«Какие еще аргументы приводит нам корона, чтобы мы могли фрустрировать ресурс экономики?»

Если не снимая корону пользоваться рассудком для принятия решений, то может быть любое количество аргументов:

(Сокровище высоко-духовно) «мещанство это все, я не такая, люди думают только о диване и комфорте»
(ты достойна лучшего) «я не создана для уборки, лучше бы нанять кого-нибудь»
(можно потратить время эффективнее) «готовить и сервировать, это час времени, за которое можно столько всего сделать, — а съедаешь за 5 минут»

«зачем работать за 20 тысяч, если в пропорции к зарплате мужа это копейки»

evo_lutio    28.12.20 12:34
Так друзья, вы не поняли.

«Не снимая корону, пользоваться рассудком для принятия решений нельзя» пишете вы.

И думаете, что если снять корону, то можно пользоваться рассудком для принятия решений.

То есть опять диалог с рассудком у вас продолжается.

Рассудок не для принятия решений. Я же написала это четко и повторила много раз.

Не в короне дело. Он вообще не для этого.

Если вы его спрашиваете: как надо? Он вам скажет: вот так, или так, или этак, или вот так. Сто вариантов или тысячу.

Потому что это не его дело — принимать решение. Решение от воли зависит. Вы выбираете то, что хотите, а к рассудку надо обращаться только за стратегией.

Кто хоть понял это и может в этом русле разбирать дальше?

Хватит все время ссылаться на какую-то корону, как будто без короны рассудок может быть Господином или наставником воли. И примеры не надо про корону приводить. Привыкли одно и то же писать.

pactole    28.12.20 12:54
«Но работать — это очень сложно, особенно если планка завышена и хочется всех одарить своей работой.
Поэтому человеку лень, а рассудок с ним согласен. Что он ему говорит?»

Рассудок говорит, что результат работы с собой на тот свет не заберешь.
«Взгляни на черепа простолюдинов и знатных: Кто из них был злодей, кто был благодетель?»
Вроде как, зачем напрягаться в жизни, смерть всех сравняет.

evo_lutio    28.12.20 12:57
Перед смертью, перед болезнями, перед любой стихией и катастрофой все равны, так зачем лезть наверх по социальной лестнице?

here_et_there    28.12.20 13:03
«На вопрос он всегда ответит вот так: не делай ничего, оставайся на месте. Понимаете почему?»

Возможно, причина в лени ума. Минимизация усилий — проще ничего не менять, и обосновать, почему не менять, чем придумывать как менять.

evo_lutio    28.12.20 13:04
Ум не ленивый. Вести с вами диалоги с утра до ночи — много очень энергии потребляет ум.

И придумывать аргументы, почему надо оставаться на месте, так же трудоемко, как и стратегии.

Совсем нет. Не верно.

evo_lutio    28.12.20 13:08
И посмотрите откуда ваша ошибка.

Вы опять считаете ум — Господином.

Он у вас главный, он решает так, как ему удобней.

Вот эта системная проблема современных людей. Они потому и в депрессии все постоянно, что все время размышляют, рефлексируют вслух, перебирают что-то в уме бесконечно и верят в силищу и главенство своего ума.

Ум — это раб воли. Создан так в эволюции. Как слуга для выполнения желаний.

Кто с этой точки зрения ответит на вопрос, почему ум рад говорить воле: ничего не делай, сиди.

evo_lutio    28.12.20 13:16
Есть у кого-то ответ?

pactole    28.12.20 13:19
Может быть, как перестраховщик выступает, чтобы хуже не стало. Ведь если воля прикажет, и придется выполнять, кто знает, к чему приведет. А если волевого решения однозначного нет, то и хорошо, кое-как тянем лямку, и дальше будем.

evo_lutio    28.12.20 13:24
Вы тоже наделяете ум волей.

У ума нет воли.

Вот что вам надо понять.

И как только вы это поймете, у вас будет катарсис и корона исчезнет навсегда.

Представляете себе, как это важно?

common_man    28.12.20 13:34
Получается, что адресованный себе вопрос «что делать?» — это всегда попытка заглушить рефлексию и найти корм для короны. И чем чаще человек его задает, тем хуже он видит границы и тем чаще его задает блуждает в трех соснах и переливает из пустого в порожнее.

evo_lutio    28.12.20 13:42
Да, он может только спросить — в моих границах это сделать?

Ум ответит — да или нет.

И то, если воля начинает канючить — а я хочууу, ум ответит — пожалуйста, конечно делай.

Ему все равно. Ответственность не на нем.

evo_lutio    28.12.20 13:51
Кроме того сам вопрос «в границах ли?» многие задают не так.

Они имеют в виду «правильно ли мне так поступать?» Ум не знает на это ответ.

Его можно спросить, есть ли возможность фактическая так сделать.

То есть уму надо задавать простые вопросы.

Я могу сейчас встать и пойти домой? Конечно. Ноги не связаны, можешь.

Но хочешь ты пойти домой или хочешь остаться, должна решать воля.

Она должна разбить сложный вопрос на много простых вопросов и давать уму простые задания, не возлагая на него ответственность за принятие решений.

iron_vobla    28.12.20 13:24
Если воля не ставит задачу, то уму вроде как не надо напрягаться для её решения, а по факту вместо полезной работы с конкретной целью — бесполезное пережёвывание жвачки и депрессия в результате вместо самого результата от продуктивной деятельности

evo_lutio    28.12.20 13:25
Это близко, но не совсем.

ninetynine66    28.12.20 13:24
Может потому, что, это то, чего хочет воля, сидеть и бездействовать в своём ЗВ, вот ум и говорит так, если бы хотелось действовать были бы действия, или вопрос о стратегии.

evo_lutio    28.12.20 13:26
Да, конечно.

Воля не хочет делать, воля хочет сидеть, когда просит у ума поддержки в этом.

Ум подчиняется воле и угождает ей.

evo_lutio    28.12.20 13:27
И это надо очень хорошо понять.

Ум — идеальный раб. Прочитайте стихотворение, оно же об этом.

Чего ни пожелает каприз господина, ум тут как тут со своим согласием.

ninel_215    28.12.20 13:26
Возможно, если воля спрашивает совета у ума, у слуги, значит она хочет быть пассивной. А раз она хочет, то слуга и исполняет.

evo_lutio    28.12.20 13:31
Да, конечно.

here_et_there    28.12.20 13:32
Получается, что ум, как кулацкий подпевала, и все время говорит то, чего от него ждут. Когда воля слаба, то всегда проще ничего не делать. Тогда ум это и подтверждает — не будем делать

evo_lutio    28.12.20 13:38
Вы так обижены на подпевалу, потому что не хотите признать главенство воли.

Вам хочется опереться на ум или быть с ним на равных.

Но ум не для этого. Это все равно как обижаться на тело, что оно само не идет куда надо, а слушает ваш разум.

Такая иерархия у человека. Воля правит умом, ум произвольными действиями тела, непроизвольными действиями не ум правит, а другое начало.

Надо понять, насколько это хорошо, что ум такой послушный и принять это. Только тогда воля получит руководство и не будет ходить и собирать со всех мнения.

Этим и отличается личность от набора психических функций. У личности есть стержень.

common_man    28.12.20 14:50
«Надо понять, насколько это хорошо, что ум такой послушный и принять это.»

Возможно, это качество ума — одно из необходимых условий нейропластичности.

evo_lutio    28.12.20 15:05
В том числе.

art_of_framing    28.12.20 13:19
Если воля спрашивает ум, то это «воля». Вопрос в таком случае — признак сомнения, запрос на поддержу, желание сохранить статус-кво. Поэтому сиди дальше, все хорошо.

evo_lutio    28.12.20 13:25
Ну нет, не в этом дело.

mepronto    28.12.20 13:26
Возможно, раб боится — посоветует действие, перемены, а в случае неудачи его накажут.

mat_ras    28.12.20 13:27
Ум создан для разработки стратегии. Если вопрос ставится что делать для достижения цели Х ум придумает стратегию вне зависимости от того какая это цель: сброситься с крыши, или найти средства для пропитания.
А если Уму ставится вопрос Что делать вообще? Философский вопрос Ум ответит: ничего, всё и так норм. Цели то нет.

evo_lutio    28.12.20 13:30
Скорее всего не ответит вообще ничего. Или скажет о бессмысленности всего как в 11 куплете.

Нет у воли целеполагания, нет смысла и цели для ума.

А если воля спрашивает — может мне сидеть, ум согласен, что дада, конечно сидеть.

Он очень послушный.

javaman1975    28.12.20 13:28
«почему ум рад говорить воле: ничего не делай, сиди.»

Потому что воля, спрашивая у разума, даёт ему такую подсказку.
«Стоит ли ехать к царю?» — спрашивает Господин. Послушный раб, понимая, что господин на самом деле ехать не хочет, отвечает ему в тон.

evo_lutio    28.12.20 13:31
Чего воля хочет, то и говорит, конечно.

punkt_linie    28.12.20 13:34
«Но так как вложений в ресурсе альтруизма очень много, а обратная связь абсолютно непредсказуема, человек и здесь тормозит, а рассудок с готовностью его в этом поддерживает. Каким образом?»

Может быть, опасения рассудка заключаются в том, что человек ничего в ответ на свои вложения не получит. «Давать в долг – что любить женщину» — непонятно, будет ли взаимность, вдруг будешь отдавать и не получать.

Вообще, есть ощущение, что рассудок отговаривает человека от взаимодействия с социумом в принципе, как будто говорит «не высовывайся, целее будешь», советует вообще никак не проявляться. Говорит, что в ответ на доброту и бескорыстие можешь получить злость, обвинения.

evo_lutio    28.12.20 13:40
Вам мерещится, что рассудок от чего-то отговаривает.

Вы тоже не видите, кто Господин. А ум и ваш, и любой это видит очень хорошо и слушается.

evo_lutio    28.12.20 13:40
Друзья, мы можем видеть в комментариях, как ваша собственная воля хочет скинуть с себя ответственность и перевести стрелки на ум.

Вы видите это сейчас?

here_et_there    28.12.20 14:05
Поняла сейчас, что отвечая в ветке выше, все время пыталась найти какой-то изъян в устройстве ума, который бы не позволял ему принимать решения. То есть все равно получалось из позиции, что должен бы, но вот почему-то не может. А это сама позиция изначально неправильная

adesigna    28.12.20 14:08
«Воля» в комментариях выглядит даже как ускользающее понятие, не существующее отдельно от ума.

art_of_framing    28.12.20 13:56
«Какие еще аргументы приводит нам корона, чтобы мы могли фрустрировать ресурс экономики?»

Аргумент «и так сойдет».
Не надо напрягаться готовить, сойдут полуфабрикаты из магазина.
Не надо сервировать стол перед едой, можно поесть из салатника прямо за ноутом.
Не надо каждый день поддерживать дома порядок, сойдет подмести раз в неделю в видных местах.
Не надо учиться управлять финансами, лежит заначка в конверте в антресоли и слава Богу.

evo_lutio    28.12.20 14:05
Но это не аргументы.

А интересны именно аргументы. Почему не надо. Этим ум занимается.

u233    28.12.20 14:29
Готовить не надо, а полуфабрикаты есть, потому что разницы так-то на поверхности нет, то сам приготовил, что готовое купил — и то, и другое еда. А полуфабрикаты меньше времени на приготовление занимают, их бросил в микроволновку и лежи-жди, когда разогреются. Меньше сил на это нужно.

И сервировка стола — это лишнее. Это надо будет одну посуду достать, вторую, потом на стол поставить, потом помыть. Лишних движений сколько. Опять экономичнее взять и из одной все поесть. Напрягаться не нужно.

art_of_framing    28.12.20 14:41
Сколько пыль ни сметай, все равно налетит. Так что попусту силы тратить, от дум великих отвлекаться. Тем более если на замену перегоревшей лампочки не тратиться, так и вообще не видно.

Обмануть норовят на каждом шагу, копеечку кровную заработанную отнимут. Свой же конверт надежный: сколько положил — столько достал, никаких рисков.

maria_evchik    28.12.20 14:00
«Прокачка ресурса искусства — это развитие в себе начала, которому полностью чужд эгоизм и чужда меркантильность, которому интересна только сфера эстетического, возвышенного.

Если человек не может это в себе развивать, рассудок поможет ему и здесь обвиться зеленым виноградом.

Как это будет?»

Рассудок скажет этому человеку: пока ты будешь думать о том, чтобы создать что-то возвышенное, полезное для других душ и умов, враги выбьют почву у тебя из-под ног. Ты там будешь для них стараться что-то сотворить, а для тебя никто не постарается.

pulcinella97    28.12.20 14:36
«В 9-ом куплете человек хочет давать деньги нуждающимся людям, имея в виду и свою будущую выгоду тоже»

Когда человек хочет вкладываться в ресурсе Альтруизма, рассудок говорит ему — да, давай, ты и своё сохранишь, и преумножишь.

А когда не хочет, рассудок повторяет:

«Давать в долг — что любить женщину, получать назад — что порождать детей непутевых.
Люди твое же зерно съедят, а тебя изругают, и тебя же лишат на твое зерно дохода».

Если деньги вернутся, это как от любимой женщины получить непутёвого ребёнка.

Даже если это прибыль, никакой радости она не принесёт. Одни проблемы и обязательства.

А если деньги не вернут, то ещё и обвинят.

«Но так как вложений в ресурсе альтруизма очень много, а обратная связь абсолютно непредсказуема, человек и здесь тормозит, а рассудок с готовностью его в этом поддерживает. Каким образом?»

Аргументирует, что какая бы обратная связь ни была, ничего хорошего не будет. Если получится — тебя ждут обязательства и проблемы. Не получится — тебя ещё выставят виноватым.

antifreeze    28.12.20 14:39
«Как еще рассудок поддакивает короне человека и отговаривает не трогать ресурс учебы?» (с)

Рассудок поддакивает — надо было раньше, а сейчас уже и смысла нет, тем более, ты и так уже много умеешь и знаешь, в отличие от некоторых. Сиди спокойно, ты и так в порядке.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio