Молчалин и Чацкий

К теме «молчать и действовать» вспомнила я одного литературного героя, известного каждому школьнику.

Молчалин из «Горе от ума» Грибоедова.

Это — антипод Чацкого.

Бывшие школьники по инерции привыкли считать, что Чацкий — персонаж положительный, а Молчалин — отрицательный.

Предлагаю посмотреть на двух этих героев взглядом свежим и непредвзятым, учитывая все то, что нам известно о границах.

Мы можем увидеть, что у Чацкого, при всем его образовании и интеллекте, невероятных размеров решето с табуном багов.

Как писал Пушкин в письме Бестужеву:

«Всё, что говорит он,— очень умно. Но кому говорит он всё это? Фа­мусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молча­лину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не ме­тать бисера перед Репетиловыми и тому подоб.»

Пушкин выражается мягко, поскольку ценил талант Грибоедова, но вот то, что он называет «метать бисер» — это не бисер, это скорее навоз. Сами по себе язвительные замечания Чацкого были бы умны, будь это его записи в дневничок как у лермонтовского Печорина. Но это совсем разные вещи — писать в свой дневничок или пафосно высказывать человеку, да еще находясь у него дома, как выступает Чацкий перед Фамусовым.

Представьте себе, что Печорин говорил бы Грушницкому все, что думал о нем, навязывая диалог как Чацкий, обвиняя Грушницкого в самодовольстве и описывая ему, как он низок, жалок, глуп, совсем не интересен княжне и вообще во всем хуже Печорина. Кем он был бы?

Дураком он был бы, глупее Грушницкого во много раз. Печорин молчит, иногда посмеиваясь про себя, а вслух говорит в границах, шутит в границах, троллит Грушницкого или соглашается с ним.

«Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если б это было согласно с моими намерениями.

— Ты, говорят, эти дни ужасно волочился за моей княжной? — сказал он довольно небрежно и не глядя на меня.

— Где нам, дуракам, чай пить! — отвечал я ему, повторяя любимую поговорку одного из самых ловких повес прошлого времени, воспетого некогда Пушкиным.

— Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир?.. Ох, проклятый жид!.. как под мышками? режет!.. Нет ли у тебя духов?

— Помилуй, чего тебе еще? от тебя и так уж несет розовой помадой…

— Ничего. Дай-ка сюда…

Он налил себе полсклянки за галстук, в носовой платок, на рукава».

Если бы Печорин взялся перевоспитывать и критиковать Грушницкого, он был бы дурак, а не печорин.

Именно такой дурак — Чацкий. Формулировки его остроумны, если не обращать внимания на внешний локус, а вот полный игнор чужих границ делает его дураком. Грибоедов симпатизировал Чацкому и видел в нем прообраз декабристов, однако он и декабристов считал теми, кто витает в облаках, в короне.

Пушкин, кстати, со своей стороны предлагал Грибоедову сделать центральной темой произведения — корону Чацкого.

«Между мастерскими чертами этой прелестной комедии — недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину — прелестна! — и как натурально! Вот на чём должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов, видно, не захотел — его воля. О стихах я не говорю, поло­вина — должны войти в пословицу».

Пушкин увидел самый интересный конфликт в комедии: самовлюбленный Чацкий не может поверить, что Софья не любит его и тем более не может поверить, что она любит Молчалина, этакое ничтожество. Если бы этот конфликт развить, получилось бы, что Софья говорит о любви к Молчалину прямо, а Чацкий не слышит, видит своими глазами любовь Софьи к Молчалину, но не верит. Вот что казалось Пушкину самым интересным в этой истории. Жаль, что Грибоедов был так увлечен обличением старого дворянства. Это самая унылая тема и ни одно произведение никогда не становится великим, если занимается только критикой социального строя и все, это всегда занудно, если только другие линии, побочные, не оказываются живыми, яркими и интересными и не берут на себя все внимание читателей, против воли автора, как и получается часто у классиков, и даже здесь.

Про Молчалина Пушкин пишет там же:

«Софья начертана не ясно: не то блядь, не то московская кузина. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него и труса?»

«Не довольно резко подл» — не тянет на отрицательного персонажа. Его нужно было бы сделать хуже, а главное ниже, чтобы ситуация с короной Чацкого выглядела комичней.

А у Грибоедова получилось, что Молчалин хорош и обладает немалым обаянием.

Более того.

Молчалин у Грибоедова — нерыба и скорее всего — мелкий хищник.

Помните сюжет? Произведение начинается с того, что горничная Лизонька переживает: всю ночь Молчалин в комнате у барышни Софьи, и это уже который раз, того и гляди отец застанет. Дальше мы видим, что барышня сама бегает за Молчалиным и зазывает его по ночам к себе. Она без ума от него. А что он?

Он держится с Софьей так, что «где нам дуракам чай пить» или «с нашим-то свиным рылом, да в калашный ряд».

Софья изнывает от желания, а Молчалин медлит. Но как изящно!

Он дает ей понять, что ни на что не посягает, не надеется, не смеет. Софья сама тянет к себе, а он заводит ее, но прячется за колпачками. «Вы слишком откровенны», «не повредила б нам откровенность эта», «злые языки хуже пистолета», но в то же время «я вам советовать не смею…», целуя ей ручки. И в этих колпачках корона Софьи видит заботу о ее репутации, трепетное отношение к ней и самоотверженность.

Вот она рассказывает Лизе о Молчалине:


Софья
Кого люблю я, не таков:
Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
Сидим, а на дворе давно уж побелело,
Как думаешь? чем заняты?

Лиза
Бог весть!
Сударыня, мое ли это дело?

Софья
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. —
Смеешься! можно ли! чем повод подала
Тебе я к хохоту такому!

Лиза хохочет, поскольку едва Софья отлучится, Молчалин пристает к Лизе, дерзко, нахально и жарко.

По всему видать его приставания волнуют Лизу, хотя она не верит Молчалину и предпочитает доступного буфетчика Петрушу.

Но нет сомнений, что Молчалин убедил бы ее вскоре вот такими вот речами:

Лиза
Вы, сударь, камень, сударь, лед.

Молчалин
Ах! Лизанька, ты от себя ли?

Лиза
От барышни-с.

Молчалин
Кто б отгадал,
Что в этих щечках, в этих жилках
Любви еще румянец не играл!
Охота быть тебе лишь только на посылках?

Лиза
А вам, искателям невест,
Не нежиться и не зевать бы;
Пригож и мил, кто не доест
И не доспит до свадьбы.

Молчалин
Какая свадьба? с кем?

Лиза
А с барышней?

Молчалин
Поди,
Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим.

Дальше Молчалин увлекается и, пытаясь обнять Лизу, говорит ей, что барышня ему не интересна и он хотел бы чувствовать к ней то, что чувствует к Лизе.

Это слышит Софья и в гневе обличает Молчалина и ставит жирную точку. Тот пытается падать на колени, но гнев и разочарование Софьи сильны.

Кажется, что вот и Молчалин пострадал, нарушив свой железный принцип: помалкивать и удерживать решето.

Но не все так просто.

С Лизой у него было не решето.

Софья очень влюблена, СЗ Молчалина велика, она падает в обморок, увидев днем, как он упал с лошади, она почти бредит им. Молчалину хорошо бы дожать ее до свадьбы, иначе их ночные бдения приведут к тому, что отец Софьи, Фамусов, у которого он работает на небольшой должности, застанет их, проклянет Молчалина и выгонит, и Молчалин разом потеряет все. Об этих своих страхах он честно говорит Лизе, когда Софья слушает. Молчалин беден и его беспокоит то, что ночи Софья проводит с ним, а замуж выйдет за другого, за Скалозуба, например, или Чацкого. Поэтому он и говорит Лизе это. Он не знает, что Софья подслушивает, но умный человек говорит всегда то, что может быть услышано тем, о ком он говорит, поскольку люди почти всегда передают адресату слова, сказанные за спиной. Вряд ли Молчалин не знает об этой особенности людей, он слишком хитер и ловок.

В конце пьесы Софья в шоке и в гневе и ненавидит Молчалина за измену, но вскоре ее корона придет ей на помощь. Тем более, что сведения добыла ее Ищейка. Поэтому Софья решит, что Молчалин просто не верит ей, не верит в возможность их брака, только поэтому нашел шапку по Сеньке, девушку попроще, она придет к выводу, что этот Бедняша и Стесняша нуждается в доказательствах и уговорит отца согласиться на брак с ним. А так как к Фамусову Молчалин и сам нашел подход, Фамусов покряхтит насчет бедности жениха, да и согласится.

Впрочем, Софья — не предел мечтаний Молчалина. Он, судя по всему, метит куда-то повыше, как Милый друг у Мопассана, к Татьяне Юрьевне или… княгине Марье Алексевне.

Посмотрите на диалог Молчалина и Чацкого. Я специально привожу его здесь полностью.

Это виртуозная партия. Чацкий не совсем дурак и сначала старается держаться в границах с соперником, удерживает свое решето, но Молчалин изящным образом выманивает его из границ, спровоцировав его Училку и Выскочку своими чудо-колпачками. Чацкий едва не лопается от негодования к концу диалога, а Молчалин смотрит потупившись, скромно и невинно.

Очень хитрый хищник, хоть и небольшой, может быть пока.

Проанализируйте этот диалог внимательно и опишите все, что заметите.

А если будете перечитывать это произведение, обратите внимание, что всю эту кашу на голову Чацкому заварил именно Молчалин, не делая ничего особенного, просто вставив пару слов там-сям, тут спровоцировав, там расшатав, как то крыло японской бабочки, которое коснулось в нужном месте и вызвало бурю на океане.

Чацкий
Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Входит Молчалин.

Вот он, на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
(Обращается к нему.)
Нам, Алексей Степаныч, с вами
Не удалось сказать двух слов.
Ну, образ жизни ваш каков?
Без горя нынче? без печали?
Молчалин
По-прежнему-с.

Чацкий
А прежде как живали?

Молчалин
День за́ день, нынче как вчера.

Чацкий
К перу от карт? и к картам от пера?
И положённый час приливам и отливам?

Молчалин
По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил.

Чацкий
Взманили почести и знатность?

Молчалин
Нет-с, свой талант у всех…

Чацкий
У вас?

Молчалин
Два-с:
Умеренность и аккуратность.

Чацкий
Чудеснейшие два! и стоят наших всех.

Молчалин
Вам не дались чины, по службе неуспех?

Чацкий
Чины людьми даются;
А люди могут обмануться.

Молчалин
Как удивлялись мы!

Чацкий
Какое ж диво тут?

Молчалин
Жалели вас.

Чацкий
Напрасный труд.

Молчалин
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв…

Чацкий
Ей почему забота?

Молчалин
Татьяне Юрьевне!

Чацкий
Я с нею незнаком.

Молчалин
С Татьяной Юрьевной!!

Чацкий
С ней век мы не встречались;
Слыхал, что вздорная.

Молчалин
Да это, полно, та ли-с?
Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом
Чиновные и должностные
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.

Чацкий
На что же?

Молчалин
Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.

Чацкий
Я езжу к женщинам, да только не за этим.

Молчалин
Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.
Ну, право, что́ бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать, и весело пожить?

Чацкий
Когда в делах, я от веселий прячусь,
Когда дурачиться: дурачусь;
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.

Молчалин
Простите, впрочем, тут не вижу преступленья;
Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?

Чацкий
Ну что ж?

Молчалин
При трех министрах был начальник отделенья;
Переведен сюда…

Чацкий
Хорош!
Пустейший человек из самых бестолковых!

Молчалин
Как можно! слог его здесь ставят в образец!
Читали вы?

Чацкий
Я глупостей не чтец,
А пуще образцовых.

Молчалин
Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,
Не сочинитель я…

Чацкий
И по всему заметно.

Молчалин
Не смею моего сужденья произнесть.

Чацкий
Зачем же так секретно?

Молчалин
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.

Чацкий
Помилуйте, мы с вами не ребяты;
Зачем же мнения чужие только святы?

Молчалин
Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий
Зачем же надобно?

Молчалин
В чинах мы небольших.

Чацкий
(почти громко)
С такими чувствами, с такой душою
Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

А потом еще баги Чацкого можно проанализировать. Сначала Софья немного колеблется в сторону Чацкого, она была влюблена когда-то, а теперь увлечена другим и пытается оправдать свою измену обидой на отъезд Чацкого. У Чацкого все же есть шанс, но он исчерпывает его быстро и вскоре вызывает у Софьи сильную антипатию. Уложился в короткий срок, молодец.

Комментарии

katrin_lipisin    13.07.20 17:35
«Молчалин
Два-с:
Умеренность и аккуратность.

Чацкий
Чудеснейшие два! и стоят наших всех.

Молчалин
Вам не дались чины, по службе неуспех?»

Молчалин спрашивает как бы с участливостью простачка, а в Чацком это будит целую бурю из ЗВ — видали мы эти ваши чины, служить бы рад — прислуживаться тошно.

evo_lutio    13.07.20 17:37
Ну это самый грубый момент.

И здесь как раз Чацкому удалось остаться в границах.

Посмотрите, в ответ на что Чацкий вылетел из границ как пуля.

rondonda    13.07.20 17:45
Кажется, самый сильный выход из границ, где Чацкий намекает на поведение Молчалина: «Я езжу к женщинам, да только не за этим.» — А Молчалин как будто не замечает и продолжает нахваливать Татьяну Юрьевну.

evo_lutio    13.07.20 17:50
С чего вы взяли, что Чацкий намекает? Он не в курсе. Он считает Молчалина тупицей и ботаником.

Чацкий просто хвастается своей удалью, кормя корону себе, и все. Какой это выход из границ?

Да еще и самый сильный. Ничего вы не соображаете что ли?

fiona_20b    13.07.20 17:47
Может, « Когда в делах, я от веселий прячусь и тд,» — Выскочка

evo_lutio    13.07.20 17:51
Ничего не понятно. Можно не так кратко и не намеком, а описать, что вы имеете в виду?

evo_lutio    13.07.20 17:52
Вопрос — как Молчалин провоцирует Чацкого на выход из границ.

Надо описать, как провоцирует, чем и где выход из границ.

allexfed    13.07.20 18:04
«Молчалин
Не смею моего сужденья произнесть.

Молчалин
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.

Чацкий
Помилуйте, мы с вами не ребяты;
Зачем же мнения чужие только святы?»

Чацкий выходит здесь Училкой, которая спровоцирована колпачками Молчалина.
С каждым ответом в стиле «В чинах мы небольших» Чацкий распаляется своими вопросами
всё больше.

И в итоге «С такими чувствами, с такой душою» почти называет своего соперника
в открытую дураком, чем только унижает себя, ведь любит девушку, которая без ума
от этого дурака.

truthconditions    13.07.20 18:05
«Молчалин
При трех министрах был начальник отделенья;
Переведен сюда…
Чацкий
Хорош!
Пустейший человек из самых бестолковых!
Молчалин
Как можно! слог его здесь ставят в образец!
Читали вы?
Чацкий
Я глупостей не чтец,
А пуще образцовых.»

Здесь Чацкий выходит из границ при одном упоминании Фомы Фомича, а Молчалин его провоцирует еще больше, говоря, что здесь Фому Фомича уважают, что тот был начальником отделения при трех министрах. Чацкий взрывается от того, что кто-то считает умным того, кого он считает идиотом.

taushana    13.07.20 18:16
«Чацкий
Я с нею незнаком.

Молчалин
С Татьяной Юрьевной!!

Чацкий
С ней век мы не встречались;
Слыхал, что вздорная».

Молчалин повторяет свое «Татьяне Юрьевне?», будто удивляясь, как можно не знать такую! женщину. Чацкий, похоже, понял, что именно она его жалела, его бомбануло, и во вздыбленной короне он перешел на поношение дамы из общества.

evo_lutio    13.07.20 18:42
А понятно, что эта манера Молчалина хвалить за глаза проложит ему дорогу к сердцам всех дам?

Я не зря сравнила это с Милым другом. Там тоже всем заправляют жены и Дюбуа быстро это понимает, и здесь тоже только дамы высшего света заправляют всем, создают репутацию и протекцию. Это видно по сценам с Платоном Михайловичем, бывшем приятеле Чацкого, как им вертит жена, по описанию сцен бала и напрямую говорится всеми героями, а заканчивается пьеса восклицанием Фамусова, что же скажет княгиня Марья Алексеевна.

И вот Молчалин окажется наверху этой пирамиды непременно.

Понятно почему?

lemyshok    13.07.20 18:55
Потому что это по сути откровенные шары, но при этом очень убедительные, их ведь не в лоб сказали, как наглую лесть, от которой сразу закроются, а кому-то, в обход. И если сказанное плохое о человеке за глаза ему может ещё и не передадут, если приличные люди, то сказанное хорошее — вообще никаких препятствий. А от того, что их ещё и другие услышали перед этим, для адресата они станут ещё приятнее от публичности.

zhabakot    13.07.20 18:17
«Чацкий
Чудеснейшие два! и стоят наших всех.
Молчалин
Вам не дались чины, по службе неуспех?
Чацкий
Чины людьми даются;
А люди могут обмануться» — возможно, в этом отрывке провокация Молчалина. Он игнорирует выпад Чацкого насчет оценки его талантов — не пытается «поставить на место» огрызнувшись, не спорит, не оправдывается. Наоборот — проявляет участие, спросив, с чем связано такое отношение Чацкого к заслугам и чинам. В ответ на это Чацкий начинает оправдываться и обьяснять, что с ним-то все в порядке, это люди вокруг его не разглядели. А дальше — как снежный ком — Чацкий проходится по всем своими комментариями

evo_lutio    13.07.20 18:43
Про это я уже написала. Это самое грубое.

Важнее увидеть тонкие ходы Молчалина.

rough_rosemary    13.07.20 18:03
кажется когда Молчанин Фому Фомича приводит в пример, Чацкого начинает бомбить от косвенного сравнения с собой и дальше его уже несёт, начинает поносить Фому Фомича, переходит на Молчалина, а Молчалин его троллит как будто, пока Чацкий все больше вываливается из формата светской беседы.

evo_lutio    13.07.20 18:10
Да, точно.

lemyshok    13.07.20 18:31
Тем более ещё и «слог ставят в образец», а Чацкий очень высокого мнения по поводу собственного слога. Он в начале Молчалина упрекает, что тот «не богат словами». Зато у Чацкого этого богатства — завались.

stokesequation    13.07.20 18:43
У Чацкого действительно очень острый язык и ум, он отлично язвит и поддевает, так что в целом Чацкий в отношении своего слога прав.

Правда, он спешит рассказать об этом своем таланте всем остальным, а то вдруг они не знают

vl4ze    13.07.20 18:46
Одно дело — иметь острый язык и ум, другое — быть признанным мудрецом и острословом. Второго у него нет. Потому, что раз такой умный, почему такой бедный?

zheniac    13.07.20 18:54
«Признанный» — это симпатия окружающих, симпатию вызывает спонтанность, а откуда в такой короне спонтанность.

stokesequation    13.07.20 19:00
Как острослов признанье получил, вот с мудрецом не задалось, с богатством тоже, в карьере неудачником прослыл, ну и в любви на эпик фейл похоже

vl4ze    13.07.20 19:07
И через много лет в одном известном блоге
Стал адресатом едкой эпиграммы.
Хотя он вроде как, рекомендованный в народе
Для подражания герой школьной программы.

evo_lutio    13.07.20 18:44
Да, слог Чацкого хвалят все, даже Фамусов, который в ужасе от содержания его речей, но все равно высоко оценивает форму.

«И говорит как пишет».

Чацкий привык себя считать красноречивым, а тут. Кто-то будто не замечает этого.

Надо взять скалку и вбить правильное мнение.

e_kirke    13.07.20 18:07
Может, когда Молчалин говорит, что есть вот такой талантливый человек Фома Фомич (и поуспешней, чем он). Чацкий отвечает, что он пустейший, но Молчалин вступает в конфликт, хотя вроде и не от своего лица («здесь ставят в образец»). На что Чацкий взрывается, критикуя Фому, А Молчалин выглядит спокойным и вежливым, ведь говорил только хорошее.

evo_lutio    13.07.20 18:10
Конечно.

Нахваливая других, проще всего спровоцировать чужую Выскочку и Училку.

Как бы ставя кого-то в пример, но не прямо.

stokesequation    13.07.20 18:06
Чацкий в принципе с самого начала диалога пошел на открытый конфликт, высказывая пренебрежение и по факту оскорбляя Молчалина. А тот поддевает в ответ, но до оскорблений не опускается.

«Вам не дались чины, по службе неуспех?»
Тут почти заботливо задел крайне больную тему Чацкого, что здорово его расшатало, но в ответ он, в общем-то, держится.

А под конец Молчалин надевает на себя колпачок за колпачком, что мол, не положено иметь мнения, «не сочинитель я», а Чацкий это проглатывает и принимает за чистую монету, убеждаясь, что Молчалин бесталанный услужливый дурачок, то ли дело он. Но Чацкий в ходе всего диалога думает о Софье, которая предпочла Молчалина.

И осознание, что вот это вот ничтожество его обскакало не только в карьере, но и в любви, вызвало у Чайцого такой когнитивный диссонанс, что тот взорвался. И еще глубже завернулся в виноградник.

evo_lutio    13.07.20 18:23
Чацкий не на Молчалина нападает, а на тех, кого Молчалин хвалит.

Конфликт никогда почти не бывает таким простым, особенно если один из двух — нерыба.

stokesequation    13.07.20 18:32
Очень хочет напасть, язвит, чуть что, цепляется к словам, но в целом держится.

Как кипящий чайник, на фоне флегматичного Молчалина.

zheniac    13.07.20 18:45
Ну он не такой уж и флегматичный тут.

С Татьяной Юрьевной!! они жалели! Чацкого

Дурака валяет, восторженного

evo_lutio    13.07.20 18:47
— Татьяна Юрьевна!!

— Татьяна Юрьевна?

Он троллит Чацкого как Печорин Грушницкого, но тоньше.

А в сцене с Лизой видно, насколько он горяч и нагл, когда надо.

evo_lutio    13.07.20 18:49
Молчалин
Веселое созданье ты! живое!

Лиза
Прошу пустить, и без меня вас двое.

Молчалин
Какое личико твое!
Как я тебя люблю!

Лиза
А барышню?

Молчалин
Ее
По должности, тебя…
(Хочет ее обнять.)

Лиза
От скуки!
Прошу подальше руки!

Молчалин
Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа —
Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри,
Кругом всё прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор:
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ, и для других причин,
С духами сткляночки: резеда и жасмин.

Лиза
Вы знаете, что я не льщусь на интересы;
Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?

Молчалин
Сегодня болен я, обвязки не сниму;
Приди в обед, побудь со мною;
Я правду всю тебе открою.
(Уходит в боковую дверь.)

evo_lutio    13.07.20 18:50
Хищная морда.

Заметно?

vl4ze    13.07.20 18:56
Колпачок:
«Ее
По должности, тебя…»

«Есть у меня вещицы три…»
Еще здесь видно опять же, что он не считает себя сокровищем и даже для Лизы делает предложение так, будто он снизу и не надеется привлечь её лишь собственной персоной, он предлагает ей корм. Хотя она и так не верит в его откровенность и серьезность, что такое счастье ей на голову. Так он еще и лишний раз с этого акцент уводит.

evo_lutio    13.07.20 19:24
А как он описывает эти пустяки, которые готов ей подарить.

Это ведь НЛП, но не такое, какому пикаперы учатся, а куда тоньше.

Кто-то видит?

i_to4ka    13.07.20 19:49
«А как он описывает эти пустяки, которые готов ей подарить».
Это очень чувственное и интимное описание. Благодаря словам Молчалина Лиза сама начнет ощущать, воображать его прикосновения. «Жемчужинки, растертые в белилы» – как будто он нежно прикасается к ее лицу, помада – к губам, «и для других причин» — совсем горячо. И от этих прикосновений она становится более красивой. Тактильное воздействие, визуальное и обонятельное. Возможно, в воображении Лизы будут «вспыхивать» ароматы жасмина и резеды. И они будут ассоциироваться с ним, с Молчалиным, с его тайной страстью к ней.

evo_lutio    13.07.20 19:51
И очень много нежности. Мимими.

vl4ze    13.07.20 19:51
Предположу, что он так увлечён и смакует описания, что очень хочется хотя бы одним глазком увидать тот туалет с зеркальцами и прочим его наполнением, почувствовать запах тех духов в скляночках. То есть по описаниям не сказать, что он сам считает это лишь за пустячки. И своё отношение ко всему этому хорошо передаётся слушателю. Я даже гуглить пошел, какие там скляночки и туалеты были в начале 19 века. С туалетом гуглу, конечно, туго.

Как кто-то умеет вкусно писывать кулинарные моменты, так здесь Молчанов вкусно описывает предлагаемые ништяки.

animanera2018    13.07.20 19:53
Молчалин не обещает подарить все это Лизе в обмен на ее благосклонность, он тонко намекает, что у него все это есть. И описывает очень соблазнительно — словно приманку закидывает. И на вопрос Лизы сразу ответа не дает, лишь обещает: «Я правду всю тебе открою», только «приди в обед, побудь со мною». Прямо Кот Баюн. Получается изящный крючок.

ramziya    13.07.20 20:01
Это транс и гипноз, как у Казановы.

tveil612    13.07.20 19:07
Фото Бориса Клюева в роли Молчалина, такой коршун

evo_lutio    13.07.20 19:25
Нет, Молчалин — это С-тип.

Здесь неудачный образ.

evo_lutio    13.07.20 19:26
А Лизонька сама мелкая хищница, так что похожа.

vl4ze    13.07.20 19:34
Наверное, слушать от «коршуна» про три вещицы было бы не так очаровательно. Выглядело бы так, будто плохо закамуфлированный волк втирается в доверие в козлятам.

evo_lutio    13.07.20 19:36
В том числе.

И вообще этот образ краснеющего, скромного, но пылкого юноши — был бы мимо кассы, если бы это был такой вот ДМО. Неюный, носастый и брутальный.

ramziya    13.07.20 20:03
Д-тип, наверное, был выбран из соображений, что Молчалин отрицательный герой.

evo_lutio    13.07.20 20:10
А может типа роковой такой, пленивший Софью.

Но если Чацкий дает характеристику «румянец есть», понятно, что там няша, а не коршун.

r_reef    13.07.20 18:09
«Молчалин
Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий
Зачем же надобно?

Молчалин
В чинах мы небольших.

Чацкий
(почти громко)
С такими чувствами, с такой душою
Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!»

Уважение к иерархии у Молчалина. А Чацкий считает это малодушием. Сам то он велик в своей короне.

evo_lutio    13.07.20 18:19
Не только уважение к иерархии, здравый смысл и уважение к реальности.

Он в реальности — небольшой чин, так что он будет сверху критиковать тех, кто выше?

По какому праву и зачем? Чтобы покормить корону воображаемым равенством с большими чинами?

petr_bass    13.07.20 18:11
«- Молчалин
Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,
Не сочинитель я…
— Чацкий
И по всему заметно.»

В этом моменте, Чацкий практически говорит, что Молчалин глуп.

evo_lutio    13.07.20 18:21
Вы почему-то многие решили, что Чацкий выходит из границ, задевая Молчалина.

Но при чем тут Молчалин? Молчалина в его колпачке задеть вообще невозможно, он скромненький.

Чацкий иначе выходит из границ, он начинает яростно доказывать что-то и позориться в своих речах, эмоционально что-то выкрикивая и провозглашая себя лучшим вслух. Сам это понимает даже где-то, но не может остановиться.

petr_bass    13.07.20 18:37
Кажется Карандышев похожим образом вываливался, в Бесприданнице. Когда Паратов говорил про бурлаков, еще и добавив, что он по сути сам такой же бурлак.

evo_lutio    13.07.20 18:52
Ну Карандышев дурак именно по интеллекту и не образован.

Границы ужасные и дурак.

А Чацкий умен, образован и как бы воспитан.

Но границы все равно такие же ужасные почти.

vl4ze    13.07.20 18:12
Там в целом весь предыдущий диалог служит хорошей подводкой.
И вот:

Молчалин
Жалели вас.

Чацкий
Напрасный труд.

Молчалин
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв…

Если я всё верно понимаю — Чацкий такой себе бунтарь, оппозиционер, и вдруг ему о том, что он там пытался таки по службе да по карьере продвинуться, да ждал его неуспех. И выходит, что все его бахвальство — это низейшая обидка неудачника, а не твёрдая позиция гордого человека.

И Чацкого понесло, то он знает Татьяну Юрьевну, то не знает, то не помнит, но таки знаком, слыхал что вздорная. В общем, бомбит у него неприкрыто.
И на этих дрожжах более успешный Фома Фомич выбивает Чацкого окончательно, он за глаза оскорбляет его, в то время как Молчалин от своего мнения воздерживается. Чего Чацкий не может простить Фоме, так это объективности его качеств и талантов. При трёх, сука, министрах этот козёл занимал положение. Не протежируемая фигура, не жополиз, готовый с радостью прислуживаться за чин и жалование.

То есть выход и границ — 1 — с Татьяной Юрьевоной, 2 — с Фомой Фомичем. И причиной служит то, что Молчалин рисует Чацкому образ его самого как неудачливого бесталанного карьериста с ЗВ. Но делает это неявно, а будто бы от глупости своей. И еще важно, что Молчалин никак не противопоставляет себя Чацкому, он вне этой игры, он — человек маленький, не тот уровень. Эта позиция делает его практически неуязвимым для Чацкого, который чем дальше, тем сильнее теряет адекват и надежду таки разглядеть реального врага и провокатора. А всей виной его корона и любовь всех вокруг считать за гномов-простаков.

evo_lutio    13.07.20 18:25
Вот вы верно описали, как бомбит Чацкого, но зря считаете, что Молчалин рисует сам его образ.

Это было бы грубо и вне границ.

Ничего Молчалин не рисует, он задает осторожные вопросы, что да как.

Будь Чацкий в границах, ничего Молчалин бы не нарисовал, но Чацкий кидается и сам этот образ яростно рисует.

А почему?

mr_gorskih    13.07.20 18:35
«Чацкий
Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.»

У Чацкого не было уважения к Молчалину, он был невысокого мнения о нем и при этом уязвлен, что Софья выбрала не его. Вот и захотел принизить его, а только себя опустил.

vl4ze    13.07.20 18:39
Чацкий убежден, что все считают его крутым. Молчалин подсовывает такие вопросы, отвечая честно на которые становится ясно, что не так уж Чацкий и крут. И отвечать приходится самому Чацкому, что да, он вот тут попробовал — неудача, и вот с талантами реальными не так уж, чтоб сверху заметили.

Молчалин видит, где корона с ЗВ и БП у Чацкого и плавно направляет свои невинные вопросы туда.
И у Чацкого соответствующая реакция, как от шатания, а потом падения короны. Несознанка, откровенная ложь, потом извивается, потом уж откровенно хамит и оскорбляет людей за глаза.

Не имей Чацкий короны, что его все считают крутым, ЗВ насчет чинов и должностей и БП насчет методов их достижения, он был бы неуязвим. Да и Молчалин не стал бы туда метить, спрашивал бы другое.

evo_lutio    13.07.20 19:19
Да, верно.

solodka    13.07.20 19:38
И когда слуга объявляет: «К вам Александр Андреич Чацкий,» появление героя рифмуется со словом «дурацкий.»

В то же время, когда Пушкин писал Бестужеву, он высказывается об уме Чацкого в письме к П. А. Вяземскому: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умён.»

evo_lutio    13.07.20 19:40
И в письме Бестужеву он пишет, что Чацкий умен лишь потому, что поднабрался у очень умного человека — Грибоедова.

evo_lutio    13.07.20 19:41
То есть видел противоречие: человек, имеющие такие умные мысли, не будет вести себя как дурак и шут.

lemyshok    13.07.20 18:46
Потому что у него корона, а самооценка под ней уязвимая и зависимая. И ещё Чацкий, как Училка и Штурман, очень верит в силу слов. Его и самого чужие слова очень задевают, и при этом и про себя он считает, что может прямо как кинжалом разить своими репликами, и это будут для всех убедительные и объективные аргументы. А получается, что только позорится, когда кидается доказывать и переубеждать всех на свой счёт.

evo_lutio    13.07.20 19:20
Да, разит кинжалом.

А эффект совсем другой. Сначала: да он праздный вольнодумец. Потом: а, да он просто псих.

svbeev    13.07.20 18:30
Молчалин весь диалог давит на болевые точки Чацкого. Именно, поднимает тему роста по службе и срывает БП Чацкого тем, что намекает на способы получения чинов, претящие Чацкому, и на успешных людей, воспользовавшихся этими способами.

Молчалин, услышав нелестную оценку личности Фомы Фомича от Чацкого, на контрасте с этим подчёркнуто не даёт своей оценки, несколько гипертрофируя услужливость свою, тем самым задевает БП Чацкого ‘служить бы рад, прислуживаться тошно’.

Чацкий в результате не выдерживает и выходит из границ, давая непрошенную оценку творческим способностям Молчалина: ‘И по всему заметно’. С этого момента Чацкий не может оставиться, поучая Молчалина, а тот даже рад. В конце ситуация достигает апогея: ‘С такими чувствами, такой душой любим! Обманщица смеялась надо мною!’
Молчалин достиг цели: Чацкий в своей короне смешон.

evo_lutio    13.07.20 18:34
А вот почему вы думаете, что когда вы вслух кого-то ругаете и хвалите себя, вы не выходите из границ, а выходите только нападая напрямую на собеседника?

Это будто вот это трусливое — можно ругать кого-то, лишь бы не в лицо.

Чацкий выходит из границ весь диалог, все больше и больше. А вы замечаете только моменты, где он пытается задеть самого Молчалина.

Когда вы уже начнете понимать, что такое — выход из границ?

evo_lutio    13.07.20 18:37
И вот это вот — давит на болевые точки Чацкого.

Да у Чацкого все точки — болевые.

На них даже давить не нужно, дунь и ему больно.

Потому что он мнит себя блестящим, важным, особенным, самым умным. И не просто мнит, а постоянно вбивает это скалкой в головы других.

Именно это вызывает отвращение у Софьи. Ее бесит вот эта его претензия постоянная на доминирование. Бесит и гневит. Именно Софья пускает слух, что он безумный.

Сама Софья — Штурман в короне Спасателя, поэтому Молчалин очень быстро сводит ее с ума.

ivan3452    13.07.20 19:14
Он Софью так достал высмеиванием всего, что она его прямо подкалывает:
» Хочу у вас спросить:
Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали?
Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?
Хоть не теперь, а в детстве, может быть.»

evo_lutio    13.07.20 19:22
Это даже нельзя высмеиванием назвать.

Шутки все любят, даже острые, злые, все равно все очарованы.

Они не прямые, иносказательные, косвенные.

А тут он просто брызгает ядом. Софью от этого воротит. У нее очень чувствительные границы.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio