Синдром Питера Пэна

Гоббс сказал, что «порочный человек – это ребенок, который обрел силу».

Нарциссизм, эгоцентризм, инфантилизм и даже, так называемый, психопатический характер, — пороки развития, если человек уже взрослый, и нормальные стадии развития — для ребенка и подростка.

Многое из того, что нас умиляет в детях, во взрослых людях выглядит страшно.

При этом есть в детях и то, что желательно сохранить навсегда, то, на чем основана пластичность психики, творческий потенциал и способность к активному росту: любознательность, непринужденность, спонтанность, открытость новым впечатлениям и, так называемые, незашоренность и незамутненность взгляда на мир.

Таким образом, задача по отделению мух от котлет: полезных детских качеств от вредного инфантилизма, представляется не такой уж простой. Не всем легко понять, что во взрослом человеке — желательная «детскость», а что – нежелательный эгоцентризм.

Таков, например, Питер Пэн. Прекрасные качества в нем сочетаются с невыносимыми. Он – всеобщий кумир и вечная проблема для любящих его людей. Таков и Карлсон, неподражаемый выдумщик и несравненный эгоист. У Сергея Михалкова есть сказка «Праздник непослушания», где взрослые покинули город, чтобы дать детям долгожданную свободу, и город на некоторое время превратился в пир во время чумы, где обеды состояли из мороженного и шоколада, а в играх не было никаких правил.

Отличие инфантильного человека от взрослого в том, что первый не имеет внутри себя опор и поэтому старается опереться на что-то извне, переложить ответственность за свое благополучие на других. Рационализироваться это может по-разному, и рационализируется всегда, поскольку проблема, которую не хотят решать, всегда прячется в нарядную обертку во избежание стресса. Такой оберткой для инфантилизма может стать, например, религиозность, и под видом этого упование на манну небесную и перст божий. От зрелой религиозности такую религиозность отличает то, что в первом случае человек акцентирует внимание на своем долге перед Богом и ответственности, а во втором – на отказе от собственной воли под видом смирения перед волей божьей, то есть по сути – на долге Бога заботиться о себе. Иногда инфантильность рационализируется под политический активизм. Такие люди любят обвинять других в инфантильности и «пассивной жизненной позиции». На самом же деле, политические стремления активистов часто имеют лишь одну цель: смена плохого Родителя на хорошего, чтобы отобрать у первого родительские права и возложить ответственность за свою жизнь на второго.

Нередко рационализацией инфантилизма выступает дауншифтинг. В этом явлении, как нигде, перемешаны положительные черты Питера Пэна и отрицательные. С одной стороны – жажда приключений, исследовательская активность, отказ слепо подчиняться чужой воле и отрицание рутины. Это, безусловно, важные качества, достойные всяческого восхищения и подражания. С другой стороны под положительными сторонами дауншифтинга нередко прячутся отрицательные, и первые часто выступают лишь оберткой, то есть рационализацией, для вторых. «Жаждой приключений» обертывается неспособность нести за свою жизнь ответственность и готовность «отдаться на волю року» как в детских романтических историях. Такая «готовность» по-настоящему инфантильна, потому что «отдаваясь на волю» человек, на самом деле, не готов принять от этой воли рока никаких трудностей, а ожидает, что этот самый «рок» будет ему заботливой матерью как Венди для Питера или Малыш для Карлсона, будет опекать его и угощать вареньем. В случае, если воля рока вдруг оказывается злой или равнодушной, такой искатель приключений начинает громко реветь и ломать игрушки. Под «исследовательской активностью» нередко прячется неспособность к труду. Очень многие люди воображают себя творческими личностями лишь на том основании, что им не нравится монотонный тяжелый труд. Как правило, этот признак свидетельствует об обратном, поскольку творчество включает в себя и монотонный труд тоже.

Вот история, которую активно обсуждают в блогосфере. Двое ребят придумали проект: кругосветное путешествие и видео об этом в социальных сетях. Проект красивый и творческий, но настоящий дауншифтинг может позволить себе лишь человек, который накопил для этого достаточно ресурсов: и денег, и навыков жизни в походных условиях, и хорошую физическую форму, и все прочее, что позволит ему нести ответственность за все невзгоды и трудности такой жизни. Если же единственным мотивом дауншифтинга становится «жажда приключений», то есть ожидание праздника, который жизнь подарит просто так, а базой становится ненависть к социальному труду (чаще всего просто лень и избалованность) таких романтиков обязательно ждут эксцессы. В данном случае девушка удалила из группы видео и написала разгромный пост, в котором обвинила напарника в том, что он жил на деньги своих и ее родителей, врал подписчикам группы и постоянно избивал ее. А напарник в ответ записал видео и сочинил песню о том… ну не важно о чем, каждый, кто не слушал, может насладиться. Важно, что в результате любого праздника непослушания случаются несчастья и болезни, потому что вечным детям для их праздника нужна мама-Венди, которая будет опекать, или хотя бы Малыш, который станет Карлсону «родной матерью». Если же в паре оказываются Карлсон и Питер Пэн и ни одного Малыша и Венди, между двумя инфантилами начинаются драки.

По поводу дауншифтинга хочется вспомнить два отрывка из статей двух великих психологов, Карла Юнга и Гордона Олпорта. Первый писал, что когда западные люди пытаются подражать восточным, сбегают из социума, пытаются «брать энергию от природы» и медитировать, ожидая, что это поможет их развитию, они упускают важный момент. То, что для человека, сформированного в одной культуре, является «землей» и питает его муладхара-чакру, отличается от того, что питает человека в другой культуре. Что это значит? Земля питает язычника, потому что тот умеет работать на земле, получает от нее урожай, за урожай получает признание и уважение соплеменников, и это основная его материальная опора — ресурс. Для западного человека такой «землей» является социум и возможность работать за деньги, получая признание и формируя репутацию. Это его главная опора. Если западный человек хочет получать энергию от земли и природы, он должен стать фермером, перестроить свою жизнь, научиться работать на земле. Если же он отдыхающий турист, ищущий вечного праздника и развлечений, то энергию он будет брать из того же самого социума, как и его собратья. То есть со своего банковского счета, если успел заработать, или клянчить у родителей и друзей, если не успел. В последнем случае его будут ругать и стыдить, и тогда все свои детские обиды он будет вымещать по-детски – руганью и кулаками на том, кто подвернулся под руку и оказался слабей.

А Олпорт написал, что западной психологии стоит обратить внимание на стадии развития личности в индийской традиции:

  1. поиск удовольствия
  2. поиск безопасности
  3. поиск уважения
  4. поиск служения
  5. поиск свободы

Очень важно заметить тут, что поиск свободы может быть только после полного формирования стадии служения, когда человек хочет и может заботиться о других, ничего не ожидая в ответ, а стадия служения может быть только после стадии уважения, когда человек уже смог получить уважение и признание, не раньше. Если же после стадии 1)поиск удовольствия – сразу же начинается стадия 5)поиск свободы, поскольку на стадии 2)поиск безопасности – началась пробуксовка, получается крайняя небезопасность и насилие. И пир во время чумы.

© Марина Комиссарова

Источник: evo_lutio.livejournal.com

Марина Комиссарова