Ведьма Бальзака

img806-352847

Люсьена из произведения Оноре де Бальзака с Теста №11 я разберу попозже, я не забыла о нем.

Но сейчас я хочу показать настоящую супер-хищницу из другого его произведения.

«Ведьма».

Сестра Клара, обвиненная в том, что она — сам Дьявол в женском обличии и из-за нее разорились и погибли множество мужчин, предстала перед Судом Святой Инквизиции.

Все мужчины, которые видели ее и тем более общались с ней, оказывались сраженными ее чарами.

Пока Инквизиторы допрашивали ее, они и сами едва не помешались от ее красоты и своего к ней влечения.

А кое-кто и помешался.

Я не приводила это произведение на тесте, поскольку решила разобрать несколько отрывков из него, там все произведение можно разбирать по кусочкам.

Давайте я опубликую первый отрывок.

А вы проанализируете, в чем же состояла сила этой ведьмы.

«Зульма-мавританка, именуемая в нашей стране Бланш Брюин, — монахиня из монастыря кармелиток, нареченная сестрой Кларой, подозреваемая в том, что она — дьявол, принявший женский облик, в нашем присутствии засвидетельствовала свою веру и тем самым признала правомочность над собой церковного суда.

Тогда нами были сказаны ей следующие слова:

— Дочь моя, над вами тяготеет грозное подозрение, что дьявол споспешествовал вашему исчезновению из монастыря, ибо свершилось оно сверхъестественным путем.

На что ответ дала, что бегство ее произошло вполне естественным путем — через выходную дверь, после вечерни, под плащом монаха-доминиканца Жеана де Марселис, посетившего монастырь. Доминиканец поселил ее в своей каморке на улице Купидона, поблизости одной из городских башен. Сей монах длительно и упорно обучал ее любовным ласкам, о коих в то время она не имела никакого представления. К этим ласкам она чрезвычайно пристрастилась и находила в них великую приятность. Мессир Амбуаз увидел ее в окошко и воспылал к ней страстью. Она полюбила его от всего сердца, больше, чем монаха, и бежала из конуры, где доминиканец прятал ее удовольствия своего ради. Оттуда она попала в Амбуаз, где развлекалась охотой, танцами и имела наряды королевской пышности.

Однажды мессир де ла Рош-Позе был приглашен бароном Амбуазом попировать и повеселиться. Барон Амбуаз, без ведома ее, показал ее приятелю, когда она нагая выходила из ванны. Увидев ее, мессир де ла Рош-Позе охвачен был любовным недугом и на следующий же день сразил на поединке барона Амбуаза, а ее против воли, не внимая слезам, увез с собой в святую землю, где она вела жизнь женщин, чья красота привлекала к ним всеобщую любовь и поклонение. После многих приключений вернулась она, обвиняемая, в нашу страну, презрев мрачные предчувствия, ибо такова была воля ее господина и повелителя барона де Бюэля, чахнувшего в азиатской стране от тоски по родному замку. Он обещал оградить ее от всяких преследований. Она доверилась ему, тем паче что любила его крепко. Но по приезде своем в эту страну рыцарь де Бюэль, к великому ее прискорбию, занемог и скончался; не прибегал он ни к каким лекарям, невзирая на настойчивые ее мольбы, ибо ненавидел врачей, знахарей и аптекарей, и сие есть истинная правда.

Тогда мы спросили обвиняемую, признает ли она за правду все сказанное добрым рыцарем Гардуэном и хозяином гостиницы Тортебра. На что ответ дала, что признает сказанное правильным в большинстве своем, но многое в то же время назвала злословием, клеветой и глупостью. Тогда обвиняемой было предложено нами заявить, была ли у нее любовь и плотская близость со всеми теми рыцарями и прочими, о чем свидетельствуют жалобы и заявления жителей города Тура. На что она весьма дерзко ответила: «Насчет любви признаюсь, насчет плотской близости не помню».

Тогда мы сказали, что все те мужчины умерли по ее вине. На что ответ дала, что неповинна в их смерти, ибо всегда отказывала им. И чем более избегала их, тем они яростнее ее домогались, но когда овладевали ею, то, по милости божьей, она отдавалась любви от всего сердца, ибо испытывала радости, ни с чем не сравнимые. Затем она заявила, что созналась в тайных чувствах своих лишь потому, что призвали ее говорить всю правду и она говорила, страшась костра и палачей.

Тогда мы спросили ее, под страхом пыток, что она имела в чувствах, когда какой-нибудь благородный рыцарь умирал вследствие близости с нею. На что ответила, что сие повергало ее в тоску и она просила себе смерти и молила бога, святую деву и угодников принять ее к себе в рай, тем паче что встречалась лишь с мужчинами прекрасной и чистой души и, видя их гибель, премного скорбела, считая себя вредоносным созданием, жертвою злого рока, который передавался другим, как чума.

И тогда мы спросили у нее, где она молилась?

На что ответ дала, что молилась у себя дома в молельне, преклоняя колени перед богом, который, согласно евангелию, видит и слышит все и пребывает везде.

Мы спросили ее, почему она не посещает церковных богослужений и не соблюдает праздников. На что ответ дала, что те, которые посещали ее для любви, выбирали праздничные дни, и она следовала их желанию.

Возражая на это, мы христиански наставили ее, что, поступая так, она больше покорялась воле людей, нежели заповедям божьим.

На что ответ дала, что ради тех, кто горячо любил ее, она бросилась бы в огонь, не имея никаких иных побуждений к любви, кроме своего желания. За все золото мира не отдала бы она своего тела и своих ласк даже королю, не полюбив его всем сердцем, всем существом, от головы до пят, от кончиков ногтей до корней волос. Словом сказать, никогда не была продажной, ни одной крупицы своей любви не отдавала мужчине, не избранному ею. И тот, кто хоть один час держал ее в своих объятиях или поцеловал ее хоть однажды в уста, обладал ею до конца своих дней.

Мы спросили, откуда у нее драгоценности, золотые и серебряные блюда, драгоценные камни, роскошная утварь, ковры и прочее — стоимостью в двести тысяч дублонов, согласно оценке, каковые вещи, обнаруженные в ее жилище, переданы в казну капитула. На что ответ дала, что на нас она надеется, как на самого бога, но не смеет отвечать на этот вопрос, ибо он касается одной из сладчайших сторон любви, которой она неизменно жила.

Спрошенная вторично, она ответила, что если б судья знал, каким обожанием она окружала возлюбленного, с какой покорностью следовала за ним во всех его начинаниях, благих и скверных, если б он знал, с каким усердием ему подчинялась, с какой радостью исполняла желания возлюбленного, внимая, как закону, каждому слову, которым он дарил ее, если б судья знал, каким поклонением пользовался этот мужчина, то мы сами, старый судья, сочли бы вслед за ее возлюбленным, что никакими деньгами не оплатить эту великую привязанность, которой ищут все мужчины. Затем она сказала, что никогда ни у одного из них не просила ни подарка, ни платы и довольствовалась тем, что жила в их сердцах, в чем и находила непрерывное, невыразимое наслаждение. Она чувствовала себя богатой, обладая сердцем возлюбленного, и не помнила ни о чем ином, как только о том, чтобы воздать ему большей радостью, большим счастьем, нежели то, что от него получила.

Но, вопреки ее запрету, влюбленные своим долгом считали всегда любезно ее благодарить. То один приходил к ней, дарил ей жемчужную пряжку, говоря: «Вот доказательство, что я не ошибся и атласная твоя кожа своей белизной превосходит жемчуга». Говоря так, он надевал жемчуг ей на шею, целуя ее страстно. Она, утверждающая сие, сердилась на подобные безрассудства, но не могла отказаться от драгоценных украшений, дабы не лишать возлюбленного услады любоваться ожерельями и запястьями, блиставшими на ее теле. Каждый по-своему ее наряжал, у каждого были свои прихоти. Одному нравилось рвать на ней роскошные одежды, в которые она облекалась лишь ему в угоду. Другой украшал ее сапфирами, покрывал ими ее руки, ноги, шею, волосы. Иной укладывал ее на ковер, завернув в длинный хитон из черного шелка или бархата, и целыми днями мог восторгаться совершенством ее красоты.

Все прихоти ее любовников доставляли ей неизъяснимое удовольствие, ибо сие радовало их. Затем она сказала, что ничто нам так не мило, как наше собственное наслаждение, и мы стремимся к тому, чтобы все сверкало красотой и дышало гармонией вокруг нас и в наших сердцах, а потому все ее любовники одинаково желали украсить ее жилище самыми богатыми дарами; побуждаемые этим желанием, с такою же охотой, как и она сама, убирали они золотом ее жилище, расстилали шелка, расставляли цветы. Ввиду того, что это никому не мешало, не было у нее ни намерения, ни возможности запретить рыцарю или даже влюбленному в нее богатому горожанину поступать по своей воле, и таким образом она принуждена была принимать от них в дар редкие благовония и иные приятности, от которых сама была без ума; таково происхождение золотых блюд, ковров и драгоценных камней, изъятых у нее по приказу церковного суда.

Здесь кончается первый допрос названной сестры Клары, подозреваемой в том, что она дьявол. Кончается допрос по той причине, что мы, судья, а также Гильом Турнебуш стали изнемогать, слушая голос помянутой обвиняемой, и почувствовали даже некоторую истому. Нами, судьей, назначен второй допрос на третий день от сего числа для нахождения доказательств бесовской одержимости обвиняемой. Согласно приказу судьи, названная обвиняемая препровождена обратно в узилище под охраной мэтра Турнебуша.

In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. Amen.

В день тринадцатый указанного месяца февраля перед нами, Жеромом Корнилем, и прочая, и прочая предстала обвиняемая сестра Клара для допроса о деяниях ее и вменяемых ей преступлениях.

Мы, судья, сказали обвиняемой, что из различных ответов, данных ею на предыдущем допросе, суд выводит заключение, что не во власти обыкновенной женщины, буде даже разрешено ей предаваться плотскому греху во угождение всем, доводить стольких до смерти, столь искусно соблазнять чарами, — невозможно сие без содействия вошедшего в нее беса, коему продана ее душа по взаимному с ним договору. Отсюда следует, что под внешним ее обличьем живет и действует дьявол, виновный в сих бесовских делах, а посему от нее требуется ныне: заявить, сколько было ей лет, когда приняла она в себя дьявола, сознаться, какие условия были заключены между нею и дьяволом, и правдиво рассказать об их совместных злых кознях.

И тут обвиняемая заверила, что готова отвечать нам, смертному, как богу, нашему общему судье, и после чего утверждала, что никогда не видела дьявола, не говорила с ним и не имела желания его видеть; никогда не занималась ремеслом блудницы, ибо предавалась всевозможным наслаждениям, каковые изобретает любовь, не иначе как побуждаемая желанием того удовольствия, которое творец небесный вложил в оное занятие; и двигала ею не столько неутолимая похоть, сколько стремление излить нежность и доброту сердца на возлюбленного господина своего. Но, если таково было ее хотение, она молит нас подумать о том, что она по рождению бедная африканка, в жилы которой господь влил горячую кровь и дал ей столь сильную склонность к любовным усладам, что не могла она сдержать сердечного волнения при одном взгляде мужчины.

Если вожделевший к ней рыцарь касался ее, она сразу, замерев, подпадала, помимо своей воли, под его власть. От оного прикосновения просыпалось в лоне ее предчувствие и воспоминание всех утех любви и возникало жгучее волнение, так что пламя пробегало по жилам и вся она с головы до ног обращалась в любовь и радость. И с того дня, когда доминиканец — монах Марселис — первым открыл ей понимание сих вещей, не стало у нее другой мысли, и она уразумела, в сколь совершенном соответствии находится любовь с данными ей природой особыми качествами, что она, конечно, бы зачахла в том монастыре без мужчины и естественной близости с ним. В доказательство она утверждала с уверенностью, что после ее бегства из названного монастыря не случалось ей не только одного дня, но и одной минуты проводить в тоске или грусти; всегда была она весела, исполняя тем святую волю господню, пожелавшего вознаградить ее за все время, потерянное в монастыре…»

Комментарии

kosil_kosoj    22.09.19 20:02
Сестра Клара так сладко рассказывает о любви, что размораживает всех слушателей. Поначалу им легче поверить в сверхъестественные чары, чем в то, что мужчины осыпают любвеобильную женщину всевозможными дарами.

с какой покорностью следовала за ним во всех его начинаниях, благих и скверных, если б он знал, с каким усердием ему подчинялась, с какой радостью исполняла желания возлюбленного, внимая, как закону, каждому слову, которым он дарил ее, если б судья знал, каким поклонением пользовался этот мужчина, то мы сами, старый судья

Вся её речь — будто гипноз, не удивительно, что судья и рыцарь впали в некоторую истому.

Заметно, что нет и тени нуждаемости у неё перед Инквизицией. Она не боится, иначе не могла бы так чарующе и ласково отвечать на вопросы. Чувствует себя абсолютно правой, ей чуждо какое-либо заискивание, наоборот, она полна обещания пленительной радости.

sergw1    22.09.19 20:25
«А вы проанализируете, в чем же состояла сила этой ведьмы.»

По мимо огромной оз + любовной оз, большую роль играют колпачки глупыши и бедняши которые намертво сидят на «ведьме» и служат огромным крючком для мужчин в короне спасателя. Само обвинение звучит так, что во всем виноват дьявол в ней, а к ней лично претензий нет.

Из за высокой любовной оз «ведьмы» и желающих завладеть ею, мужчины которых она выбирала в ней видят ценный приз, а ее умение отдать себя во власть такого мужчины — создаёт крючок и делало этих мужчин в их же глазах эксклюзивным + огромный прирост самооценки, наверное, они чувствовали себя избранными рядом с ней «богами». За такой источник энергии они и гибли.

shamanova    22.09.19 20:28
«Затем она сказала, что никогда ни у одного из них не просила ни подарка, ни платы и довольствовалась тем, что жила в их сердцах, в чем и находила непрерывное, невыразимое наслаждение. Она чувствовала себя богатой, обладая сердцем возлюбленного, и не помнила ни о чем ином, как только о том, чтобы воздать ему большей радостью, большим счастьем, нежели то, что от него получила.»

У сестры Клары нет ни малейшего намека на щипцы. То, что ее любимые хотели осыпать ее драгоценными камнями и жемчугами с головы до ног — на то их воля. Если это радость для них, это радость и для нее. Ее богатство, ее «непрерывное, невыразимое наслаждение» — быть в сердце возлюбленного. Делать его счастливым.

Каждое предложение — полная противоположность письмам рапанов и рыб. Не «гномы», а «мужчины прекрасной и чистой души». Фокус не на своей нужде, а на их счастье. Перед ней преклоняются, но она не царит, напротив, «если б судья знал, каким поклонением пользовался этот мужчина».

evo_lutio    23.09.19 04:45
Другое доказательство того, что нет щипцов.

Не ее заверения.

Это не аргумент.

adesigna    23.09.19 05:05
Аргумент — изобильные и богатые подарки, которые она получала

evo_lutio    23.09.19 05:24
Конкуренция мужчин.

Мужчины не могут дарить меньше, чем предшественник, если цель — показать свою любовь ей и свою о ней заботу.

ivan3452    22.09.19 20:35
никогда не занималась ремеслом блудницы, ибо предавалась всевозможным наслаждениям, каковые изобретает любовь, не иначе как побуждаемая желанием того удовольствия, которое творец небесный вложил в оное занятие; и двигала ею не столько неутолимая похоть, сколько стремление излить нежность и доброту сердца на возлюбленного господина своего

Ноль нужды, одно только угощение. Она как будто послана в этот мир, чтоб подарить радость мужчине от общения с женщиной у которой отсутствует функция щипцов и при этом с избытком наделена кайфом, которым делится. Никогда не брала чужого, абсолютная правота и сила.
Это же наказание — судить такую женщину.
Как поднимется рука подписать ей смертный приговор и как вообще потом с этим жить!?

evo_lutio    23.09.19 04:47
Ну Инквизиция не была так доверчива к словам и рука у неё хорошо поднималась.

На эту ведьму весь город кляузы писал. Особенно женщины о своих мужьях и мужчины о погубленных сыновьях.

glavniisecret    22.09.19 20:37
Все её мужчины великолепны и чисты, и она проводник божественной любви… И поэтому, будучи жертвой злого рока, после смерти своего возлюбленного, просила принять её в рай… Полное отсутствие чувства вины, угрызений совести…

ya_lenochka    22.09.19 20:48
Как это никакого чувства вины, а это:
«видя их гибель, премного скорбела, считая себя вредоносным созданием, жертвою злого рока, который передавался другим, как чума»
Она потому и молилась, и просила, чтобы ее в рай приняли, боялась, что в ад попадет.

glavniisecret    22.09.19 21:01
«В доказательство она утверждала с уверенностью, что после ее бегства из названного монастыря не случалось ей не только одного дня, но и одной минуты проводить в тоске или грусти; всегда была она весела, исполняя тем святую волю господню, пожелавшего вознаградить ее за все время, потерянное в монастыре…»

ya_lenochka    22.09.19 21:23
Здесь скорее про то, что она в уныние не впадала.

evo_lutio    23.09.19 04:49
Но все-таки жертвой считала себя.

evo_lutio    23.09.19 04:48
Вот про отсутствие угрызений совести верно.

Смела, довольна собой и уверена в себе.

ext_4914107    22.09.19 20:43
За все золото мира не отдала бы она своего тела и своих ласк даже королю, не полюбив его всем сердцем, всем существом, от головы до пят, от кончиков ногтей до корней волос. Словом сказать, никогда не была продажной, ни одной крупицы своей любви не отдавала мужчине, не избранному ею.

Абсолютная независимость.

evo_lutio    23.09.19 04:50
Заявление о независимости.

eva_rum    22.09.19 20:45
Она, находясь перед допросом перед инквизицией понимала, что ее, скорее всего, ждёт сметь, но даже тут не оправдывалась и не молила о пощаде
«Все прихоти ее любовников доставляли ей неизъяснимое удовольствие, ибо сие радовало их. Затем она сказала, что ничто нам так не мило, как наше собственное наслаждение, и мы стремимся к тому, чтобы все сверкало красотой и дышало гармонией вокруг нас и в наших сердцах»
Говорит, как есть. Не страшится, не лебезит, не отмалчивается. Смело отвечает на все вопросы. Это не может не восхищать.

evo_lutio    23.09.19 04:50
А почему она так поступала?

alex_learner    22.09.19 20:56
У Клары локус полностью внутри, а фокус снаружи. Независима, действовала только по-своему желанию и ради любви.
Подарки она пыталась запрещать и злилась на них. А когда принимала, то подарок уже не ей, а для её возлюбленного.

«На что ответ дала, что на нас она надеется, как на самого бога, но не смеет отвечать на этот вопрос, ибо он касается одной из сладчайших сторон любви, которой она неизменно жила.»
Здесь, кажется, и шар судье, и крючок. Когда судья спрашивал впервые, он спрашивал о драгоценностях. Второй раз, после этого ответа, он уже как будто спрашивает о любви.

evo_lutio    23.09.19 04:51
Да, а зачем?

___tais    22.09.19 21:00
Клара невероятно сильная и смелая. Кажется, она сама жизнь, сама энергия, она со всей страстью отдаётся любви, при этом фокус остаётся на любимом. Сила основана на истином самоуважении.

rebelsystem    22.09.19 21:18
«в чем же состояла сила этой ведьмы»

Сила в умении любить. Не эгоистично, когда любовь нужна только себе и для себя, а проактивно, когда ты можешь и хочешь давать, в «стремление излить нежность и доброту сердца на возлюбленного господина своего».

evo_lutio    23.09.19 04:53
На кучу мужчин.

alexandrajulia    22.09.19 21:21
Сестра Клара описывает, как она очень любит любовные утехи. не может сдержать волнения от одного взгляда и прикосновения мужчины. Но вместе с тем говорит о мужчинах, с которыми была в связи: «Насчет любви признаюсь, насчет плотской близости не помню». Она говорит, что для неё наслаждением было дарит обожание любимому мужчине, исполнять его желания и угождать во всем. Про дорогие подарки от мужчин она говорит, что запрещала делать себе подарки. У неё нет щипцов, наоборот антищипцы везде.

evo_lutio    23.09.19 04:55
Щипцы-то ей зачем?

Она с жадностью не встречалась.

glavniisecret    22.09.19 21:37
«И тут обвиняемая заверила, что готова отвечать нам, смертному, как богу, нашему общему судье»… В ее словах так искусно переплетается земное и божественное, и даже в этом обзаце можно усмотреть некоторую двойственность… То ли она так чиста, что может открыться как богу судье, то ли судью считает богом…

olga_l    22.09.19 21:59
«Она, утверждающая сие, сердилась на подобные безрассудства, но не могла отказаться от драгоценных украшений, дабы не лишать возлюбленного услады любоваться ожерельями и запястьями, блиставшими на ее теле». — мужчины сами хотели дарить сестре Кларе дорогие подарки, наряжать ее, радовать, а она сердилась, что они тратят такие деньги на нее. Независимость и абсолютное отсутствие щипцов. Мужчины еще больше любили ее за это, и еще больше хотели любоваться этими украшениями на ней. Это действительно становилось большей усладой для них, чем для нее.

evo_lutio    23.09.19 04:42
Так это ведь она сама говорит перед Судом.

Мало ли что она говорит?

Все приводят ее слова про подарки как бескорыстие.

А что, она должна была сказать, что разоряла этих мужчин?

На другое вы должны внимание обратить.

tutta_cervello    22.09.19 23:01
«…она принуждена была принимать от них в дар редкие благовония и иные приятности, от которых сама была без ума…»

Клара не ждет подарков от мужчин, но без ума от этих подарков, когда они уже сделаны. У нее нет никаких ожиданий, но она не фрустрирована.

«…потому все ее любовники одинаково желали украсить ее жилище самыми богатыми дарами; побуждаемые этим желанием, с такою же охотой, как и она сама, убирали они золотом ее жилище, расстилали шелка, расставляли цветы».

Клара любит украшать свой быт, и ее мужчины, приходя в красивый уютный дом, хотят сделать еще красивее то, к чему она сама относится с любовью.

evo_lutio    23.09.19 04:59
А фрустрирована — это значит ненавидит деньги?

Это что-то из разряда тех, кто просят «научить принимать подарки»?

lewella    23.09.19 01:23
«Барон Амбуаз, без ведома ее, показал ее приятелю, когда она нагая выходила из ванны. Увидев ее, мессир де ла Рош-Позе охвачен был любовным недугом и на следующий же день сразил на поединке барона Амбуаза»

Кроме того, что касалось ее поведения, у нее был красивый имидж, раз один ее вид побуждал мужчин вызывать соперника на поединок. Она африканка, и с отличной фигурой,которую приятно украшать сапфирами и шелком.
Наверное, контраст необычной, «языческой» внешности и ее слов о бескорыстной любви приводили в замешательство и вызывали к ней интерес.

evo_lutio    23.09.19 05:01
Ну красота это вообще — во-первых.

К ней все остальное прилагалось.

Она была цвета молочного шоколада, не чёрная.

robotexpert    23.09.19 04:48
Вроде бы перед судом отвечает, а по сути идёт самопрезентация, да так ловко, что судьи уже вспотели и каждый подумывает, как бы прибрать к рукам такое сокровище.

Рома в похожем стиле про прыгающие мячики рассказывал.

evo_lutio    23.09.19 05:05
Именно этим она и занимается: вводит рассказом в транс, чтобы судьи ее захотели и смягчились.

Вместо прямых просьб пощадить вызывает их желание.

Вот это не щипцы, а рыбалка.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio