Подростки и секс

img2526-194392

Письмо дамы, которая самоуверенно решила вести тренинги для девочек, напомнило мне, что многие родители совсем не знают, как говорить детям про секс.

Проблема эта сложная и те педагоги, кто в курсе, сколько было когда-то сломано копий по поводу предмета «этика и психология семейной жизни» в школе, сколько раз его вводили и отменяли, сколько было прений специалистов по поводу всяких разных детских анатомических атласов, понимают, о чем речь.

Вопрос сексуального просвещения детей и подростков — очень сложный вопрос. И если вам кажется, что вы пойдете к детям и все им красиво и просто объясните, остановитесь в своем задоре.

Чаще всего в данном случае лучше вообще ничего не рассказывать, чем рассказывать лишнее.

В первую очередь надо понимать, что любые откровенные рассказы о сексе, эротике и любви — это вовлечение. Аналог соблазнения и совращения, да.

Если вы будете говорить строгим и сухим академическим языком, совращения в ваших речах будет меньше, но и понимания на другой стороне не будет. И даже рассказывая о сексуальных вопросах строго и с научной точки зрения вы все равно рискуете вызвать у ребенка нездоровый интерес или лишнюю тревогу.

Многие подростки ненавидят, когда их родители пытаются поднять тему секса, смущаются и злятся. Это защитная реакция ребенка на вторжение в его интимную сферу.

Когда детских психологов и сексоголов спрашивают, что отвечать на вопросы детей о сексе, грамотные специалисты обычно говорят: самый минимум и по существу, не больше, чем спрашивают. Это позволяет снять тревогу, которую испытывает ребенок, если его мучает какой-то вопрос, но так же позволяет не породить новых вопросов.

Когда вы рассказываете подробности, вы вызываете множество новых вопросов! Ребенок узнает от вас то, что ему и в голову не приходило. Те эротические моменты, на которые он внимания не обращал. А теперь обратит.

Представьте себе, маленькая девочка спросила вас, откуда рождаются дети. И вместо нормального ответа «из живота мамы», который девочку полностью удовлетворит и не породит новых вопросов, вы начнете объснять ей строение женских половых органов и весь сексуальный процесс. Вы напугаете ребенка или заставите его много думать на эту тему, испытывая отвращение, страх или любопытство. Вы обращаете внимание ребенка туда, где этому вниманию рано пока находиться. И само по себе спонтанное внимание ребенка там не окажется, если взрослый не направит его властной рукой.

То есть все ответы на вопросы детей должны быть краткими и соответствующими возрасту. Девочка в пубертате должна знать про месячный цикл, но подробные знания про секс и ей не нужны. Не пичкайте ребенка тем, что интересно и важно вам, но совершенно не актуально для него. Это вызовет преждевременные акценты внимания, а с ними ранние сексуальные реакции в теле.

Многие думают, что сексуальные реакции возникают «из гормонов». Но нет, они возникают в ответ на образы в голове. Гормоны — послушные слуги центральной нервной системы.

Другое дело, когда ребенок в силу обстоятельств (в этом и конституция его участвует, и обстановка, и личный опыт, и прочитанная литература) сам ищет ответы на вопросы и короткие ответы взрослого его не устраивают. Многие родители в страхе, что ребенок получит «образование» во дворе или залезет на эротические ресурсы для взрослых, торопятся все ему сами рассказать. Но здесь тоже стоит руководствоваться принципом умеренности и сдержанности, избегать ярких образов и лишних нюансов. Сам ребенок то ли найдет информацию, то ли не найдет, то ли поморщится и забудет, то ли попытается разобраться и интерпретировать самостоятельно, в этом будет участвовать его воля и проактивность, даже если он будет копаться в мусорном материале. А если вы будете сами расписывать ребенку подробности, вы подключите его к своему собственному сексуальному потоку. Эмоционально подключите его. И вместо абстракций в голове ребенка у него возникнут весьма конкретные образы: вы и ваши партнеры. Как правило, это вызывает отвращение у ребенка, поскольку существует табу на инцест, и ребенку неприятно думать про секс родителей. Ваша цель заведомо породить сексуальные комплексы в растущем человеке?

Лучше всего если тема секса остается немного таинственной и скрытой и ребенок продвигается в ней проактивно, когда хочет, сам находя ответы на вопросы. Родители, которые хотят все контролировать, с трудом принимают эту мысль, но для развития личности важна собственная мотивация. То есть в доме могут присутствовать книги на сексуальную тему (хорошие книги, не мусор), но подсовывать их ребенку не нужно и тем более не надо заставлять его их читать. Нельзя избегать вопросов, но и слишком активно включаться в их обсуждение тоже не стоит.

Подростки 16-17 лет — другое дело, с теми можно быть откровенней, но все-таки ориентироваться нужно на конкретного ребенка. Некоторые уже имеют знания и даже опыт, а некоторые остаются в стороне от темы секса, и тянуть их туда своей властной рукой не стоит. До 18 лет и девочкам, и мальчикам нормально не испытывать к теме секса интереса. Но и испытывать лет с 13 — тоже нормально. Границы нормы очень широки. Все зависит от конкретного ребенка, надо ориентироваться на него, и в любом случае следовать за его интересом, а не вовлекать его.

Нельзя рассказывать ребенку про секс чувственно и соблазнительно (коротко, сдержанно и в ответ на его собственный интерес — можно, то есть табу из этой темы делать не надо), но нельзя и запугивать! Запугивать, возможно, еще хуже, чем вовлекать разговорами. Страх — самая сильная человеческая эмоция и порождает активное внимание. Человек много думает и размышляет о том, чего боится. Поэтому те родители, которые считают, что надо запугать подростка, особенно девочку, застращать, чтобы таким образом защитить, совсем не правы. Если вы постоянно рассказываете детям про половые заболевания и про аборты (или про изнасилования), и любой вопрос о сексе сводите к этому, вы не только строите стену между собой и ребенком (он лишний раз ничего не спросит, а ведь иногда возникает реальная проблема, где ваша помощь нужна), но и создаете в нем очаг тревоги. Вы надеетесь, что ребенок будет справляться с тревогой избеганием и станет шарахаться от всего сексуального. Но это совсем не обязательно. Все опять же зависит от его конституции и окружения. Иногда страх наоборот провоцирует гиперкомпенсацию и ребенок становится сексуально озабоченным. Так бывает, например, после сексуальных травм (совращения в раннем детстве), вместо того, чтобы ненавидеть секс и бояться, совращенные в детстве дети нередко становятся гиперсексуальны и даже сексуальными аддиктами. Не всегда, но нередко. Реакция на страх может быть разная, вы не сможете ею управлять.

Одним словом, грубо вмешиваться в такую тонкую и нежную сферу не надо. Доброжелательно, сдержанно отвечать на вопросы ребенка — да. Самому вовлекать его в беседы (в том числе вести сексуальные откровенные разговоры с друзьями при ребенке) не стоит. Но и прятать от ребенка все и замолкать, когда он входит в комнату, тоже плохо. Это опять же создает лишнее напряжение и лишние акценты. Должна быть непринужденность и спокойное, позитивное отношение к этой теме. Лучше всего, если подросток будет смотреть кино о любви, согласно своему возрасту, читать классическую литературу, любовную лирику, общаться с ровесниками, и у него самого постепенно будет формироваться интерес к теме секса и любви. А родители могут оказывать информационную поддержку по запросу. Обязательно давая понять, что секс связан с любовью.

Родители, возникала такая проблема?

Комментарии

sheridan_2012    20.06.17 07:38
Когда была маленькая, я услышала по телевизору слово секс. Подошла к бабушке, спросить — а что это такое? — Иди у дедушки спроси. — Дедушка не сказал, что не знает. Тогда бабушка перевела моё внимание — давай я сейчас на стол накрою, положу тебе котлеток и всё расскажу. А после котлет я и сама забыла про этот вопрос. Но, как я уже позже узнала во взрослом возрасте, бабушка долго ещё стебала деда, что он не знает, что такое секс

elektrokatze    20.06.17 08:00
Дочка недавно застала меня врасплох. Ребенку скоро 5 лет. Как попадают дети в живот. Кожу, что разрезают, помещают ребенка и потом зашивают. Я сказала, нет не так. А как объясню, когда немного подрастешь. Хотя сама призадумалась, как объяснить, чтоб лишнего не сказать и удовлетворить интерес ребенка, когда в следующий раз спросит.

evo_lutio    20.06.17 08:21
Не надо «когда подрастешь». Вы же крючок создаете, разве не понимаете? Ребенок сидит и думает, почему сейчас нельзя и что это такое — что только взрослым знать можно.

Не интригуйте и не интересничайте никогда.

Надо сказать что он вырастает в животе из маленькой клетки.

И так на все вопросы, по существу.

lorengrim    20.06.17 08:30
Когда сын спросил, как ребенок попадает к маме в живот, я сказала, вырастает из маленькой клеточки, как дерево из семечки. Начала рассказывать про то как растут деревья, но он сказал «да понятно, понятно» — и убежал заниматься своими делами. Не особо ему и интересно было.

evo_lutio    20.06.17 08:35
Конечно.

samlady    20.06.17 08:42
Я моему сыну так и ответила, что из клетки из маминого организма. У сына тут же возник вопрос «а причем здесь тогда папа?». Сказала, что клетка папы попадает в организм мамы и там формируется общая клетка, из которой растет ребенок. Сразу спросил каким образом клетка папы попадает в организм мамы. Уклончиво ответить не получалось, сын припер к стенке и требовал точности в описании механизма, переберал все варианты: «через нос? Через ухо?». Пришлось признаться, что через половые органы, у сына был шок.

Мои родители в свое время в ответ на мое аналогичное любопытство ответили: «потому что сначала папа должен маму удовлетворить». Это непонятное слово сразу отбило у меня охоту выяснять дальше. Удовлетворить так удовлетворить, это что-то скучное и неинтересное наверное.

evo_lutio    20.06.17 08:57
А не факт, что скучное.

Девочке скучно может быть, а парню может стать интересно — как он должен удовлетворить.

Тем более это вранье. Не обязательно удовлетворять.

Но если ребенок пытлив, это неплохо. Главное отвечать по запросу и не больше.

dinuka    20.06.17 10:47
Я говорила что-то вроде, что когда люди друг-друга любят, так крепко обнимаются, что часть клеток может и попасть каким-то образом.

katerinafoto    20.06.17 11:11
Мне мама так говорила и я заволновалась, что вдруг у меня у шестилетней ребёнок родится. У меня был тогда мальчик. Мама успокоила. Сказала, что в моем возрасте дети родиться не могут. Что надо сперва большой стать.
Ещё я любила слушать про роддом. Как мама меня рожала. Сам процесс она не описывала. А вот ощущение счастья и чуда я помню хорошо.

fiona_20b    20.06.17 08:15
помню что лет в семь спросила отца «Что такое «половые отношения «», где-то услышала. Он сказал, это отношения между полами. Эта бесстрастность и самоочевидность ответа поставила меня в тупик , дальнейшего интереса не возникло в то время. Хотя знала что это что-то полузапретное и непонятное.

evo_lutio    20.06.17 08:23
Ну это ведь и правда отношения между полами.

Надо сказать, что женщины относятся к женскому полу, а мужчины к мужскому.

И вот особенно близкие отношения между ними называются половыми.

Ну и все.

niletta    20.06.17 08:39
Сыну 7 лет. Подходит и спрашивает: «Вот женщина выходит замуж и рожает ребёнка. Объясни мне как её организм понимает, что она уже замужем?»
Сказала, что это не организм понимает, а сама женщина. И чтоб родить ребёнка не обязательно быть замужем, но очень желательно.

evo_lutio    20.06.17 08:57
))

severock    20.06.17 08:45
Значит не плохо, что в целом на тормозах спустил. Хотя был момент когда, в силу своего распиздяйства, на вопрос откуда берутся дети сослался на энимал планет. Видали же передачу про волков? Ну и вот. Я то сам деревенский, у нас с эти проще было.
А вот когда пришла пора распедалить про менархе (я и слова-то такого не знал никогда), вот тогда я подсел на измену. Как блин об этом говорить-то вообще?

evo_lutio    20.06.17 08:54
Ну папе сложно. Может и не надо. Родственницу женского пола попросить или врача какого.

sana_ra    20.06.17 09:43
Я, когда маленькая была, любила смотреть с бабушкой мексиканские аналоги санта-барбары. И вот однажды, трагичная линия с изнасилованием главной героини растянулась на несколько серий. Без подробностей, конечно, но слово «изнасилование» звучало часто. Я спросила у бабушки, о чем речь вообще. Такой накал эмоциональный, но не понятно ж нифига. Та зависла сильно на пару минут, а потом объяснила, что это когда ты не хочешь поцелуя, а тебя целуют насильно. Поцелуй без любви?! Негодяй! Да еще и синяков наставил. Но стало как-то все ясно сразу.

rough_rosemary    20.06.17 10:11
Вспомнилась история про ребёнка, который пристал к родителям «а что такое трахаться?» Когда они, смущаясь, попытались перевести тему, он насел ещё больше. Пришлось обьяснить. А потом оказалось, что он услышал это слово от брата за игрой: персонаж ударился об стену и брат сказал: «вот это он трахнулся!»)

evo_lutio    20.06.17 10:15
Да, надо спросить, где слышал. Всегда надо контекст понимать)

ironsea    20.06.17 10:29
«волны бьются аборт корабля» ага)

darastrix_    20.06.17 10:22
Нам задачу облегчило наличие дома рыбок и пары попугайчиков.
Особенно попугайчики. помимо самого процесса дети наблюдают и реакцию окружающих: бабушка стесняется, дедушка ржет, мама с папой спокойно реагируют.

ironsea    20.06.17 10:28
В школе когда учился, в 8 классе из каждого класса с уроков сняли учеников из «группы риска» — хулиганов, двоечников и так далее — на лекцию. Завуч немного подумав и меня позвала как знала и всего было несколько девочек. Лекцию проводил врач из КВД про ЗППП, строго и назидательно рассказывал про ужасы болезней, с подробностями и симптомами, а про презервативы ничего не сказал.
У родителей были книжки самиздатовские спрятаны ненадежно, а одноклассники порнофотки под партами передавали, а потом перестройка, гласность, спидинфо и кабельное телевидение и стало почти всё доступно и интересно.

atoti    20.06.17 10:51
Я из родителей, которые торопятся рассказать.
Сыну 13 и он ни разу вопросов на тему секса или отношений не задавал. Все разы, что я пыталась инициировать разговор, мягко съезжал с темы.
Прочитала пост и чуть успокоилась, а то уже думала, что с ним что-то не так.

Дочь лет с 5 начала интересоваться темой появления детей. Но на мои попытки углубиться в анатомию, интерес теряла. Про живот и любовь папы с мамой было достаточно.
Потом начала заниматься в кружке юных натуралистов и видимо нашла там ответы на все вопросы. Меня давно не спрашивала.

lilechka_malish    20.06.17 11:14
Моим девчонкам подружки сказали, что папа маме передаёт семечку. ))) потом мы уже обсудили , откуда рождаются.

lilechka_malish    20.06.17 11:15
О, ещё услышали слово секс.. спросили. Ответила, что в переводе с англ — пол.

mama_po    20.06.17 12:24
Дочь, когда училась в 4 классе (10 лет), рассказала, что девочка из класса уговаривала одноклассниц после уроков в школьной библиотеке порно на ее телефоне смотреть. и дочка потом спросила а ты когда маленькой была смотрела порно? я сказала что некоторые вещи, они для взрослых. И не всем взрослым они нужны.
Провела беседу, что порно или алкоголь, детям от них плохо, они не могут с ними бороться, с трудом конечно подбирала аргументы.
После этой ситуации, когда ребенок учился в 5 классе, рассказ о том что одноклассник девочкам перерассказывает сюжет 50 оттенков серого, уже воспринялся не так остро для меня.

jane_bess    20.06.17 12:32
Я лет в 8 попала в неприятную ситуацию, когда старый вахтер в детском санатории полез меня щупать и наглаживать, когда я попросила у него разрешения позвонить домой (очень скучала, а сотовых тогда не было, а у него был обычный городской на вахте). Я не знала тогда ничего про «половые отношения», но мне стало неловко и неприятно, но я не смела ничего возразить, ведь он был пожилой человек. Зато когда приехала бабушка (до телефона я все-таки добралась тогда, да) и я ей рассказала про этот эпизод, поднялся кипиш. Ну и стало понятно, что ощущения меня не подвели и действительно произошло что-то нехорошее.
А ликбез я получила сильно позже, в старшей группе летнего лагеря, но тема эта меня откровенно отталкивала. По сути я нормально стала к сексу относится уже когда замуж вышла, до этого какая-то дикая была.

irene_dy    20.06.17 13:12
Мой старший сын с раннего детства интересовался биологией, и мы с ним читали разные научно-популярные книги, Жизнь на Земле, например. И там подробно описывалось, кто как дышит, питается, размножается. Так что объяснить откуда дети было просто — люди млекопитающие, вот у них все так и есть. И вопросов особо не возникало. А потом, когда ему уже 9 лет было, и у нас должен был родиться младший, он очень удивился, он себе придумал, что надо в специальную больницу ложиться, чтобы ребенка зачать, а мы вроде не ложились. А я-то думала, что он все знает.

Потом через год на даче он рассказывал соседской девочке, где у нас что расположено, здесь, говорит, спят мои родители. А она ему тихо — и они тут занимаются сексом! И он сразу — нет!!! Видно, родителей не хотел себе представлять, как они могут таким заниматься вообще.

krasivaya_ledi    20.06.17 14:49
Мы живем в канаде 2 года, здесь обновленный sexual education ввели в школах с 2016 года. Он такой что про гениталии детям с 1 класса расказывают. А в13 , как моей дочке, про то что есть мультигендерность ( 6 полов) и секс меньшинства которых надо уважать. Она мало вопросов задает мне после этих уроков, там все в красках рассказывают слишком подробно. Мальчишки у них ржут а девочки краснеют. Шоком для нее больше чем про «откуда беруться дети», было когда друг в классе объявил что он гей. Не знаю, шокирует это все конечно..

evo_lutio    20.06.17 15:48
Главное, чтобы пол не меняли уже в 13, а то потом вдруг обратно захочется или хвост пришить.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio