Анна Каренина

img2534-193556

«Анну Каренину» Шахназарова посмотрела.

Вся линия с воспоминаниями Вронского ужасна. Написавший сценарий в соавторстве с Толстым и дополнивший его новыми линиями, от скромности не умрет, это понятно, но пошлости можно было бы и поменьше. Постаревший Сережа Каренин с глазами брошенной собачки, пафосные стенания Вронского тридцать лет спустя, девочка китайская как призрак дочки, все это даже обсуждать не хочется.

Давайте обсудим не фильм, а историю Анны?

Анна у Лизы Боярской, кстати, получилась хорошая. Ей бы еще грудь пышную покатые полные плечи, и была бы Анна Толстого. Вот такая вот страстная, нетерпимая, властная женщина, которая считает, что «уважение — это когда нет любви», что уважением люди прикрывают дыру, где должна быть страсть.

Уважение для Анны — пустой звук и фальшивка. Чужие границы — ханжество. Приличия и порядки — отвратительны и лицемерны. Только слияние, только хардкор! Есть только ее жадная эгоцентричная голодная страсть, желающая поглотить избранника с головой, растворить его словно соляная кислота, а если поглотить и растворить нельзя, лучше умереть. Жизнь не имеет смысла.

Характер Анны — очень современный. Сейчас через одну — вот такие вот «роковые красавицы», которые считают, что любовь — это когда ради их каприза готовы умереть, и на меньшее они не согласны.

Ну а достаются таким эгоцентричным аннам вронские, которые не то что умирать ради них не хотят, но даже и страсти особенной не испытывают, а если вдруг испытывают, то недолго. Видеть такую жалкую реальность аннам неприятно, приходится выращивать корону, ну а когда корона слетает… всем приходят мысли кинуться под поезд. Кидаются не все, к счастью, некоторые возвращают корону на место, некоторые взрослеют.

Посмотрим, из чего состоит история Анны.

Она встречает Вронского, тот увлекается ею и начинает, как это принято в свете, волочиться. Он опытный ловелас и ему нравится процесс охоты. Он получает обратную связь, он видит, что Анна тоже неравнодушна к нему, поэтому его мотивация и азарт растут. Большинство мужчин, увлеченных замужними красавицами, либо отстают от них, не получив взаимности, либо добиваются их, если получают от них сигналы одобрения. Начавшись, роман какое-то время развивается, а потом чаще всего сходит на нет. Все светские и придворные романы таковы, хотя некоторые романы продолжались долгие годы, а изредка, всю жизнь. Бывало что любовник действительно любил и добивался развода или дожидался, когда его любимая овдовеет, чтобы жениться на ней. В случае с Вронским такой длинный роман был маловероятен, он довольно быстро остыл бы к Анне. Хотя если бы она отталкивала его каждый раз, когда он начинал остывать, он мог бы снова наращивать градус влечения и стремиться к ней. Но для этого Анна должна была оставаться с Карениным, уважать своего мужа, заботиться о сыне, иметь свои интересы, иметь Себя, а не только жажду любви.

Главная загвоздка (и даже преступление) Анны в том, что Каренин ей противен. Он готов все простить, сохранять дистанцию, не навязываться, не ждать никакой близости и любви, поддерживать ее, он умоляет ее всего лишь об уважении, о человеческом, о родственном отношении и сочувствии к нему: не позорить его и сына, не создавать им проблем, не превращать их жизнь в ад. Но Анна слишком страстная и слишком зациклена на себе и своей страсти. Каренин омерзителен ей, потому что стоит на пути ее слияния с Вронским.

Хочет ли Вронский слияния с Анной? Нет, совсем нет. Но ей наплевать на это. Какая разница, чего хочет или не хочет Вронский, если захотела она? Какая мелочь — желание избранника. Он — ее избранник, он ей подходит, а значит она наградит его собой, вопреки всему миру и ему самому.

Вронский не сразу понял, насколько он попал. Ему нравилось преследовать ее и томиться, ему нравилась вот эта вот страстная игра по захвату воображения Анны. Это то, что он умел и любил, хотя в этот раз ставка была выше и мотивация больше, чем всегда. Он никуда не торопился, ему нравился сам процесс. Хотя и победа ему тоже очень понравилась. В это было и чувственное удовольствие и корм для тщеславия и триумф охотника. Но он еще не знал, что не на ту напал.

Анна не собиралась, шурша юбками, прибегать к нему на свидания и убегать, оставив тень сомнений в сердце, а спустя время успокаивать, иногда волновать его перерывами в свиданиях, если пыл его уменьшился, вызывать ревность, танцуя на балах с другими, заставлять метаться и голову ломать, как бы не наскучить ей, как бы удержать ее интерес. Анна не стала вести себя как настоящая роковая женщина вела бы себя с таким как Вронский (не умела совсем, да и презирала наверняка такое поведение). Роковые женщины иногда случались в свете, способные свести мужчину с ума и дать ему почувствовать все грани любовного рая и ада (особенно вот такому мужчине, ищущему охоты, такие отзывчивы на игру). Роковых женщин в истории было немало. Все они отличались эмпатией и самоуважением. А неустойчивая от своего эгоцентризма Анна тут же накинулась на Вронского, уже немного остывшего после победы, всем своим разгоряченным телом и прилипла к нему намертво, не обращая никакого внимания на него самого.

Разгорячилась Анна от своего же сопротивления, от того, чем те самые роковые женщины разогревают мужчин, сами сохраняя волю (и потому только получая власть, без воли власть не получишь). Воля не исключает страсти, но должно присутствовать то и другое, чтобы не превратиться в расплавленный кисель. Анна сама распалилась и сама же расплавилась от тех преград, которые она ставила на пути Вронского, когда отказывала ему. То, что для Вронского было интересной игрой, доставляющей если и муки, то сладкие, волнующие, для Анны было проверкой его чувств перед абсолютным с ним слиянием. Она убедилась, что Вронский достоин ее и наградила его собой, выключив не только эмпатию, но и обычное зрение и слух.

Некоторые считают любовь Анны Настоящей. Но что же настоящего в том, чтобы не замечать того, кого ты любишь, не интересоваться его желаниями, проецировать на него свои хочу?

Вся история любви Анны — это глюки ее короны.

Вскоре после начала романа, не замечая уже спадающей динамики, она объявила Каренину, что любит Вронского, хотя Каренин просил избавить его от откровений, и поспешила обрадовать счастливчика. Счастливчик был как-будто совсем не рад, но Анна решила, что он беспокоится за нее и стала заверять его в своей решимости, раздражаясь на его туповатость. Вронский просил соблюдать приличия в обществе, но Анна доказывала ему, что ей наплевать на мнения окружающих. Ей не приходила в голову мысль, что не плевать Вронскому, что есть еще его репутация, его интересы, его планы, его желания, нет, она убеждена, что он озабочен только ее чувствами и заботой о ней. А как иначе?

Когда она начинает догадываться, что у Вронского есть какие-то собственные соображения, отличные от ее, она приходит в ярость. После ее жертвы он обязан всецело принадлежать ей, должен поклоняться ей и считать единственным смыслом своего существования. Она становится сварлива, ревнива, гневлива и требовательна. И вот эту жадную пасть свою Анна и называет любовью. Очень многие называют любовью именно эту голодную пасть.

Она ругает мать Вронского, а когда он просит не высказываться о его матери неуважительно, заявляет, что его мать не любит его, потому что не приняла Анну, не увидела, что лишь Анна — счастье ее сына. Вронский давно устал от Анны, но она и знать не желает, что он не считает ее своим счастьем, а считает давно уже бедой.

А потом до нее внезапно доходит, что он тяготится ею. Внезапно и резко доходит. Ненависть ее и разочарование так велики, что она решает умереть. Она не хочет переживать расставание с Вронским и видеть, насколько ее значимость незначительна для него, какое облегчение он почувствует, отделавшись от нее наконец. Она понимает это внезапно и решает умереть, чтобы остаться хотя бы трагической фигурой в его памяти, а не жалкой.

Пытаясь поглотить Вронского, Анна растворилась сама и потеряла себя, сделав единственным смыслом своего существования его. Этому слиянию немного противостояло другое слияние, ее с сыном, но слияние с Вронским победило. Маленькая дочка осталась сиротой, она так и не заняла сколько-нибудь важного места в сердце матери.

Это апофеоз того, что переживает минус в дисбалансе. И светские нормы тут ни при чем. (Хотя приличия = уважение к чужим границам)

Будь даже свету плевать на шашни Анны и Вронского и на рога Каренина, Анна все равно не смогла бы пережить охлаждение избранника. Уж слишком грандиозна она была в своих глазах для него. Слишком важна для нее была эта ее грандиозность. Слишком пустяковым было все остальное, кроме этого.

Комментарии

polina_ponc    17.06.17 23:28
У Голсуорси в Саге о Форсайтах есть та же Эллен, такой же Сомс, с той разницей, что любовник Элен погиб и далее она через годы жизни в одиночестве всё-таки поняла, что такое уважение уже в отношениях с Джоном.
Когда мне было 15 лет и я прочитала роман, я очень сочуствовала Эллен, а перечитав его спустя 20 лет, я на стороне Сомса. Он тоже просил уважения и приличий.

matsea    18.06.17 02:50
Сомс ее еще трахнул насильно, уже когда был любовник, и это оказалось для нее пожизненной трагедией. Про жизнь Анны и Каренина в спальне ничего, по моему, нет, но непохоже, что Каренин на что-то там претендовал. Но для Анны (и для героини Галсуорси — та же эпоха) секс с любовником — это прям переворот. Анна рыдает после первого секса с Вронским, отчасти от стыда. Героиня Галсуорси в этом смысле более адекватна — приходит домой вся красивая и говорит мужу, что была в раю. Когда я это все читала, мне казалось, что порядочные викторианские женщины просто не могли иметь любовников и жить при этом с мужьями, держа язык за зубами — они бы тогда считали себя распутными, а это ужас-ужас. Но читая пост, осознала, что это не так, конечно — все другие изменяли же мужьям, у той же Анны есть подруга Бетси, которя ведет себя очень адекватно. Интересно, что для Толстого Бетси нелюбимая героиня, он сам душой за Анну. У него там даже Левин Анной очаровался.

arcobaleno_ru    18.06.17 05:03
Ну уж не «все» другие :))

evo_lutio    18.06.17 05:58
Не все, но многие.

Ходить на балы регулярно и не увлекаться ни кем хотя бы на уровне флирта технически невозможно.

Вот те, кто не ходили по балам, да, сохраняли верность супругам. Образ жизни влияет на поведение.

evo_lutio    18.06.17 05:52
А в чем порядочность — не жить с мужьями?

Спать с мужем ее никто не просил.

«Толстой душой на стороне Анны» — это в учебниках советских писали. Якобы он против социальных приличий восставал. Чушь какая-то.

Как можно стремиться бросить мужа и прилипнуть к любовнику, если любовник против, муж против, сын против, все против, только ее половой орган за. Что в это порядочного? Где порядок? Порядок — это «я решила, что хочу так, и будет так!»

Ну это если бы она богом была, она бы порядок устанавливала. А порядочные — те, кто следуют порядку, а не устанавливают свой вопреки интересам всех.

Она очень непорядочная и весь свет ей сообщал об этом.

evo_lutio    18.06.17 05:55
Порядочная — Татьяна Ларина.

katerinafoto    18.06.17 06:02
Порядочность не даёт уйти в сильный минус дисбаланса и разрушить себя. Опоры сохраняются. Стержень свой есть.

evo_lutio    18.06.17 06:04
Порядочность — уважение к порядку, то есть социальным нормам — к границам и интересам других людей.

А непорядочность — плевать мне на всех, я так захотел и будет по-моему.

Справедливо, когда такие огребают.

evo_lutio    18.06.17 05:54
Каренин сообщал ей, что освобождает ее от обязанностей жены, но сохраняет все права, просит только не позорить его.

solodka    18.06.17 06:31
Так за нее душой, что даже роман ее именем назвал ))

В России начала XIX века высшее общество не осуждало связи на стороне: волочиться за замужней дамой было в порядке вещей. Женщинам не пристало вступать в связь с мужчиной до свадьбы: это было бы позорно. А иметь любовников после — нет.

Но Анна хочет бросить мужа, и это другое. Чтобы выйти замуж за Вронского, ей нужно получить развод от Каренина. А развестись в то время по «несходству характеров» было нельзя. Для развода необходима веская причина. В случае Анны ею могла быть только измена. Чтобы Анна снова могла заключить брак, обвинение в прелюбодеянии должен взять на себя ее муж. Но тогда бы он солгал перед церковью, прошел через унижение, скандал, огласку и не смог бы никогда больше жениться.

evo_lutio    18.06.17 06:45
Еще все путают с современным временем.

Сейчас, когда легко развестись, жить с мужем, имея любовника, и правда довольно глупо, неудобно (если любовник зовет, если нет, непонятно, к кому уходить и зачем).

Тогда страсти были отдельно, браки отдельно. Жить с мужем в огромном доме и уважать его — это все равно, что жить с отцом. Почему нет? Это сложно только в воображении дам из однушки, которые спят на одной раскладушке с пьяным мужем и он домогается.

evo_lutio    18.06.17 06:51
Но и сейчас, если общие дети, все непросто, надо их учитывать, а не только свою страсть.

evo_lutio    18.06.17 06:56
Кстати, то что общество не осуждало связи замужних.

Очень гуманно. Иначе совсем была бы духота при условии незыблемых браков.

И с добрачными связями гуманно. В заботе о возможных детях — нельзя. А в браке можно, даже если вдруг от другого, муж несет опеку. Точнее не то что можно, но ничего, не смертельно.

Гуманные правила, если думать об интересах всех. Только аннам-эгоисткам кажется, что это лицемерие. Это компромисс.

katerinafoto    18.06.17 05:48
Ещё мадам Бовари вспомнилась.

evo_lutio    18.06.17 06:01
Есть несколько классических романов, где любовники добиваются того, чтобы женщина бросила мужа.

Это другая история.

Вронский этого не хотел, разве что под щипцами говорил.

Сейчас то же самое у многих. Любовник не зовет, но женщины бегут к нему от мужа. Бежали бы в свою сторону хотя бы, а не к нему на шею. Иначе их ждут только унижения.

evo_lutio    18.06.17 06:07
Вот это вот «я люблю и я буду с ним!»

Нет, дорогая, он не вещь, ты не хозяйка, ты не можешь быть с ним, если ему не хочется.

katerinafoto    18.06.17 06:34
И тут на помощь приходит корона, скрывающая то, что ему не хочется. Или объясняющая этот факт хитрым образом. Робкий, скромный, зависимый от мнения общества и т.д. Работает много. )))

evo_lutio    18.06.17 06:47
Да, если бы они осознавали, что он не хочет, все было бы проще, но им-то кажется, что их нельзя не хотеть.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio