Теория и практика

img2873-143652

Между теорией и практикой существует разрыв.

У некоторых людей этот разрыв небольшой и преодолеть его, то есть интегрировать теорию в практику, вполне реально. У других людей разрыв такой большой, что теория никак не влияет на практику, то есть знать они может и знают, но умозрительно, а применять на практике не могут.

А иногда разрыв бывает настолько большим, что попытка применить теорию на практике дает обратный эффект, разрушительный, и теория начинает казаться вредной.

Вообще, зачем нужна теория?

Теория – это обобщение опыта предшественников. Если бы каждый человек все постигал эмпирическим путем, то есть на собственном, личном опыте, он вечно изобретал бы колесо. Кое-какие простые навыки он мог бы скопировать у старших товарищей, но, не зная никакой теории, то есть не услышав от них описание алгоритма, он бы не смог овладеть сложными навыками, не понял бы, как это делать.

То есть теория помогает многократно увеличить эффективность обучения. Человек не проходит заново путь предшественников, а получает их опыт в виде программы, которую может установить себе. Однако в отличие от компьютера установка программы происходит не механическим нажиманием кнопок, а в процессе так называемой интеграции теории в практику. Через осмысление: анализ (разложение на части) и новый синтез (собственное конструирование).

Правильная интеграция помогает преодолеть тот самый разрыв между теорией и практикой, который делает теорию бесполезной.

От чего это зависит?

Успешная интеграция теории в практику зависит, в основном, от двух вещей.

1. От собственной мотивации.

2. От правильной настройки локуса.

1. Собственная мотивация

Главная слабость школьного обучения – низкая мотивация для изучения теории.

Школьник не имеет потребности тратить свою энергию на запоминание дат, формул, схем, потому что он не видит их практического применения, не стремится делать что-то на основе этих формул, сам не рвется решать никакие задачи. Вот когда ему надо решать какую-то задачу и к этому есть собственный мотив, он готов много отдать за то, чтобы найти нужную формулу. Он готов перерыть все учебники, если горит мотивом. И найдя эту формулу, он буквально впитывает ее своей памятью, запоминает быстро и основательно. Тут же применяет и запоминает еще лучше. Но все это происходит только в процессе решения задачи, а не отдельно от этого процесса.

То же самое происходит с любой теорией. Вы не сможете дочитать и тем более не сумеете запомнить статью на тему, которая в данный момент вас не касается или касается не очень или противоречит вашему ходу мыслей. Но вы буквально проглотите десяток или десятки статей, если находитесь в поиске решения проблемы, которая в этих статьях описана и описана с убедительной для вас стороны. Вы будете жадно впитывать каждое слово и уровень запоминания и понимания поднимется во много раз (хотя чрезмерная потребность заставляет видеть в тексте то, чего там нет, проецировать желаемое).

Когда мотивации нет, мозг находится в спящем режиме или занимается решением какой-то другой задачи, направить своей внимание сюда невозможно. Когда есть собственный поиск в этом направлении, концентрация внимания возрастает, поглощаемость информации увеличивается. Это похоже на щупальце, которым насекомое обхватывает пищу. Цепко и быстро, но только если хочет есть и нашла это съедобным.

Поэтому главное условие для хорошего усвоения теории: вы должны быть в собственном активном поиске решения описанной проблемы. Усвоить теорию на всякий случай и впрок невозможно. Вы должны решать какую-то свою(!) задачу, лучше практическую, хотя некоторых людей и решение теоретических задач очень мотивирует, но это люди научного, аналитического склада, для них ментальное конструирование является практикой. Но большинство людей ориентируются на то, что приносит им непосредственное удовольствие и выгоду, связано с их работой (и учебой) или личной жизнью (семьей, любовью, дружбой).

«Мне это не интересно» – «А мне интересно» – это разница в мотивации. Первый не понял, куда это можно было бы применить и зачем, а второй увидел, как именно это может лично ему пригодиться.

«Я ничего не понял» – «А я понял все» – разница тоже в мотивации чаще всего. Первый не стал вникать, потому что голова его занята другим, а второй увидел ответы на свои вопросы и внимание его включилось на полную, а с ним – и понимание.

Поэтому если вы хотите чему-то научиться – применяйте теорию на практике, решайте интересную и полезную вам задачу.

2. Правильная настройка локуса

Второе условие для усвоения теории – нормальный локус контроля.

Если вы пытаетесь использовать теорию как инструкцию, отключив свой собственный критический разум и свою проактивность, то есть хотите быть слепым механизмом, который в точности повторяет описанную в теории схему, не осмысляя и не адаптируя к своей собственной ситуации, теория становится для вас бесполезна или даже вредна.

Все примеры, которые приводятся в теории (в том числе и в моем блоге) это приблизительные конструкции для иллюстрации работы алгоритма. Я стараюсь охватить максимум вариантов, но всегда останется простор для индивидуальных случаев. Ваша личная ситуация всегда будет отличаться. Нельзя воспринимать теорию как инструкцию и пытаться послушно приложить к себе. Надо понять суть, а дальше осмысленно(!) использовать эту суть для своего случая. Надо взять из теории ее гибкую конструкцию и создать свой собственный алгоритм проактивным путем, то есть изнутри, осознанно, самостоятельно. И не оптом, а каждый раз для каждого своего случая!

Даже формулы школьной физики применяются для решения задач не простым наложением кальки. Надо сложить массы разных предметов, для этого надо перевести массы в одни единицы, надо увидеть, что иногда масса названа другими словами, но это тоже масса, а может быть массу какого-то предмета нужно сначала вычислить, применив другую формулу. То есть необходимо понимание, что такое масса, представление об этом, внутренний образ этого, а не только внешняя формула. Иначе окажется, что массу вы не нашли или приняли за массу что-то другое и решили задачу неверно. Виновата ли в этом формула? Нет, только ваше неумение ее применить, ваше ожидание, чтобы в задаче все точно так же, как в примере учебника, ваше нежелание думать, а желание сэкономить энергию и спать половиной мозга во время решения задач.

Хороший локус контроля дает вам правильный ориентир для применения теории. Вы точно знаете, что ваша задача всегда — особенная и что ответственность за ее решение — на вас. Задача может быть очень похожа на примеры учебника, но все-таки есть обстоятельства, которые вносят в задачу другие элементы, вы должны их учесть, вы должны увидеть, как будет выглядеть общая формула в вашем случае, она изменится, сохранив при этом суть, она усложнится или наоборот упростится. Настройтесь думать, решать, выбирать и взять на себя ответственность за использование теории, не ожидая, что ваша двойка станет виной того, кто подсунул вам шпаргалку с не той формулой. Нет, двойка появится напротив вашей фамилии, а не его.

Баг ученица, которым грешат люди, пишущие мне хвалебные письма (не надо меня хвалить, лучшая похвала, если вы будете применять теорию осознанно, а не послушно) — это ожидание, что кто-то не просто расскажет, как, но и поможет тебе воплотить и даже большую часть возьмет на себя, а ты останешься маленьким и беспомощным, будешь стоять, развесив ушки, и петь дифирамбы авторитету. Каким бы ни был авторитет, ваша интерпретация — это не совсем то, что он имел в виду, а ваша ситуация отличается от той, которую он описывал в примерах. Попытайтесь сначала осмыслить то, что он описывает, поймите суть и логику системы, а потом пересмотрите свою ситуацию, учитывая новое понимание.

То есть чтобы интегрировать теорию в практику, надо поставить в центр себя(!) и свое активное, мыслящее, волевое начало, а теорией пользоваться как инструментом, а не самому становиться пассивным инструментом для воплощения теории. Вы — начало начал, теория — одна из ваших опор.

А с выключенной головой и спящей волей теорию в свою практику вы никак не интегрируете, теория так и останется сама по себе, отдельно.

Какие трудности с воплощением теории, друзья? Только не жалуйтесь, пожалуйста, а пишите, что не получается, почему, и как справляетесь с этим.

Комментарии

samlady    13.12.16 07:48
Мне по работе часто приходится сталкиваться с чем-то новым, что нужно применить на практике. Я изучаю все: от закона, который это регулирует (причем всегда начиная с понятийного аппарата, без этого вообще ловить нечего), подзаконные акты, судебные решения, разъяснения. Потом курю форумы, консультируюсь у братьев по разуму. Только тогда что-то получается применить с ненулевым результатом.

Трудности были когда я по молодости пыталась облегчить себе задачу, и искала в интернете готовые инструкции. Они, конечно были, и достаточно подробные, но получалось так, что я оказывалась связана той конкретной ситуацией, описанной в инструкции. А у меня (образно) шрифт не тот. И все, я пролетаю, и ничего сделать не могу.

Также были трудности и теорией: начитаюсь законов, а какую-нибудь мелочь из практики упущу. Приду в неприемный день, или попаду к инспектору-самодуру.

Еще, язык когда учишь иностранный, то практика разговорная — это, конечно, хорошо и эффективно. Но опять же, без грамматики (теории) ты оказываешься в плену у готовых конструкций, и не можешь пользоваться языком в полной мере, передавать оттенки смысла и т.д.

evo_lutio    13.12.16 09:17
Да, чем больше выходишь на уровень базы и базы базы, тем больше свободы применения. Чем более абстрактен принцип, тем он лучше интегрируется, чем больше практических нюансов прописано, тем сложнее интеграция.

lidia46    13.12.16 07:58
Мне корона мешает применять теорию дисбаланса на себя. Читаешь про других в письмах в рубрику — все ясно. Вот она ждет, страдает, липнет — она минус и что делать — понятно, описано, разжевано, только начинай действовать .
А как начинаешь про свою ситуацию размышлять так сразу занавес падает и наступает темнота. Ну да я жду, страдаю, липну, но ведь не может же быть чтоб он не любил. Он точно любит я это чувствую….надо еще разок ему позвонить или еще сто первый разок ему об этом сказать…

evo_lutio    13.12.16 09:27
Так он обычно любит чуть-чуть.

Только от навязчивости вашей эта любовь уменьшится, а не увеличится.

Не надо путать чужого человека с мамой, которая услышав, что малыш хочет кушать и зовет, счастлива, что он жив, здоров, имеет хороший аппетит. Мама считает малыша своей частичкой, а чужой человек пока нет, он наоборот думает, не отжали бы чего у него.

lidia46    13.12.16 10:00
Это все понимать для меня стало возможно только когда я поняла базу, основу — про локус контроля, инфантилизм.

zasimka    13.12.16 10:21
Тоже проблемы есть с применением теории на свой частный случай.
Помогает действительно изучение базы — сначала читал блог по тэгам которые были интересны, сейчас читаю с самого начала все посты, в комментариях много полезного можно подчерпнуть.
Сначала воспринимал некоторые посты как готовые решения, фишки — но потом понял что для применения всего что написано нужен здравый смысл и свои работающие мозги.
На себя применять помогает обдумывание писем в ЭвоЛаб, задачки — брал карандаш и думал, писал ответы, подчеркивал противоречия, приемы, которые увидел.
Мешают еще рациональным, «экологичным» действиям эмоциональные качели — но тут помогает целеполагание и планирование, понимание чего хочу и чего могу, калибровка правильная локуса контроля.

anna_actio    13.12.16 08:03
В студенчестве я зарабатывала тем, что выполняла контрольные для заочников. Физика, высшая математика и все гуманитарные типа философии, социологии. Те предметы, которые сама изучала. И однажды, вечером, позвонила клиентка: «Мне срочно нужна курсовая по экономике! Завтра утром! Заплачу двойную цену». Объяснений, что библиотеки уже закрыты (тогда компа-интернета еще не было у меня) и вообще я не в теме не принимала. Включился азарт. Была методичка и часов 10-12. Мозг включился и понеслась. В итоге, она потом рассказала, что препод поставил четыре за работу — типа, выполнена на твердый трояк, но, видно, что студент сам работал, вникал.

Вашу теорию в полной мере мешает интегрировать локус. И корона. Потому что мотивация присутствует, вижу значимые улучшения в своей жизни после применения того, во что вникла и поняла. Взять те же шары. Услышала только, что это слова, приятные собеседнику. А то, что должны быть уместны, ограничены, искренни, взаимны — мимо. И вроде ведь уже чувствовала, что передоз, но все равно забрасывала. И с кормом та же история. В итоге мужчины до того в сиропе, что глаз не кажут, отмываются. Теперь думаю, что как с гранатой без чеки буду с рыбацкими инструментами обращаться. Осторожно, и держать при себе, чтоб не убить отношения в зародыше. И понемногу экспериментировать, дозировано. И наблюдать, анализировать последствия.

evo_lutio    13.12.16 09:22
Да инструменты — это не граната.

Все, что вы будете кидать бессмысленно и без тормозов, будет гранатой.

Скалки, щипцы ничем не лучше чем передоз шаров, то есть передоз шаров в щипцы и превращается.

Если ничего не будете делать, а ровно сидеть, и это ничем не лучше.

То есть никак не поможет правило — «буду держать при себе ваши инструменты». Ну держите, толку то.

Не при себе держать надо, а думать что вы делаете, зачем и почему, и какой будет эффект. Немного встаньте на место человека и представьте не божественно прекрасную уже любимую девушку, которая сто раз пишет про любовь, а незнакомую чужую бабу с кучей проблем, которая пишет «люблю, скучаю, плохо без тебя, еще хочу, еще». Какой эффект будет? Будет только страх, что вот сейчас на тебе повиснут и все свои проблемы, котов, родственников, ипотеки, бывших и пр. переложат.

gre_mar    13.12.16 08:41
Я многого просто не понимаю. То есть, вроде сами слова понятные, но когда пытаюсь приложить к себе и своей ситуации, мысленно, понимаю, что ничего не понимаю. То есть, не могу уловить сути, принципа действия.
Работаю над короной и локусом, стараюсь отрефлексировать свои действия и реакции на них. Пока иду путем набивания шишек и понимания, что нужно было сделать, постфактум.

evo_lutio    13.12.16 09:15
Тогда рано комментировать.

balenciaga022    13.12.16 09:33
Теорию воплощать удается пока корону снимаю. Шары и корм получаются, результат вижу. С крючками беда, потому что, полагаю, фантазии не хватает и эмпатии. Пока муж мне был никем легче было с крючками (и то они были неосознанные тогда и кривоватые). Теперь пока думаю о том как сделать крючок ращу его фигуру в поле до необъятного и лечу в минус, но я люблю состояние небольшого минуса, а вот минус большой мешает здраво мыслить и все кажется распрекрасным и как-то сразу забывается теория и что нужны крючки, шары, корм. Включается жадность и отношение к мужу как к золотой антилопе, благодаря чему нас выбрасывает в дефолт. Потом стараюсь рефлексировать, что становлюсь тухлой, снимаю корону, перестаю бить хвостом и начинаю грести веслом.
И баг штурман цвел порой. Мол вот я начитавшаяся и знающая теорию Эволюции сейчас как сделаю нас счастливыми ОБОИХ, ты главное, не сопротивляйся, милый, и делай как сказано и будет тебе счастье!
Сейчас учу себя скромности и проактивности, ну и не расслабляться как только малейший положительный результат увидела.

niletta    13.12.16 09:49
Основная проблема: снять корону, настроить локус. В какие-то моменты замечаю корону, и думаю: ну вот я же знаю что она есть, какая я молодец. Получается, протерла корону свою, убедилась что она на месте и дальше пошла. Где-то получается её снять, по-настоящему признать свою обыкновенность, где-то пока нет.
С необходимостью изучения теории столкнулась недавно. Всегда хотелось рисовать, но не рисовала, потому что не получалось сразу то, что хочется. Ну а с чего вдруг должно получаться, если даже основ теории не знаю? Теперь хожу в школу рисования, знакомлюсь с основами. Нашла несколько сюжетов, которые хочется нарисовать, так интереснее пробовать разные техники, искать что больше подойдёт.

krasinskaya_yu    13.12.16 09:53
У меня много ошибок было на практике.
Первая — проактивность выключала эмоции и наоборот. Недавно только удалось это отследить. Стала думать и действовать в семье слишком от головы.
Во-вторых, забыла, что ресурсы — это не первые шаги, а результаты. Слишком рано забросила все свои хитрые приемчики безресурсной женушки, которые работали и мужа не раздражали (однако не давали развиваться ни отношениям, ни мне, но на период декрета годились). Слишком рано сожгла свою лягушачью шкуру — такая ассоциация.
И много еще. Но удач еще больше, намного больше. И совсем другие горизонты

soutenshou    13.12.16 10:01
Труднее всего усваивать и воплощать теорию в тех областях, где не хватает опыта или практики. В свою очередь, практики в них мало оттого, что мало мотивации ими заниматься. Решаю это постепенно — начиная с небольших шагов и экспериментов, чтобы в случае неудачи не потерять желание продолжать, и ища возможности совместить это с тем, что удаётся лучше.

К примеру, на работе или в занятиях единоборствами есть и опыт (многолетний), и мотивация (развитие способностей, самообеспечение, здоровье, любимое занятие) — поэтому там теория и обучение новому идут достаточно успешно, и соответственно есть результаты. В области знакомств наоборот — очень интересует теория, но не хватает практики и есть трудности, поэтому понимание приходит медленно.

irene_dy    13.12.16 10:07
В процессе интегрирования теории в практику мне всегда не хватает скорости реакции. Я решаю задачу дольше отведенного на нее времени, крепка задним умом. Например, в борьбе – понимаю, что надо было сделать по видео схватки, а не в процессе. Или в языке – долго мусолю три слова, с ужасом понимая, что больше ни одного не помню, а через минуту после разговора всплывает красивая фраза на нужную тему. И в отношениях так же, получается что-то сделать правильно, когда хватает времени сообразить. Наверное, это тоже вариант короны и проблем с локусом – я себя переоцениваю и ставлю себе задачи, которые пока не могу решить, вне локуса, считаю теорию, которая еле-еле понята, уже интегрированной. В итоге новые знания используются плохо. Стараюсь корону эту снимать и говорить себе, что пока рано рассчитывать на большую скорость, надо тренироваться еще, используя на соревнованиях более простые и базовые приемы, составлять фразы заранее, не надеяться на свою мгновенную реакцию.

zosya_bereza    13.12.16 10:19
Теорию понимаю, чужие ситуации могу проанализировать более-менее, свои тоже стало удаваться.

Но когда речь заходит о своих ситуациях в отношениях, главная проблема в том, что понимаю, как надо бы правильно сделать, но зачастую на это нет сил, если зависимость от человека эмоциональная.
Слишком большой стресс.

Сейчас чувствую, что это постепенно стало меняться, но впереди большой путь.

elle_fa    13.12.16 11:26
Поначалу, пытаясь реализовать всё, что казалось таким логичным, органичным и красивым в теории, налажала по полной… Была и липкость, и подмена понятий, и неуёмная жажда неофита воплотить всё сразу…)) Разрушительный эффект горе-активности конечно печалил, но вспоминала пример из блога про навыки вождения авто — то, что в начале кажется высшей математикой, становится с практикой естественным, как воздух, и облегчает жизнь. Сейчас практическое применение воспринимаю как игру. Вышла из дома — проверила корону и локус (взяла права и документы на машину), можно ехать каждый день по одному маршруту, но интереснее осваивать новые тропы (даже если длиннее — дорога живописнее). Радуюсь, когда получается отслеживать свои типичные шаблонные реакции и менять их на новые. Не всегда удачно, т.к. изменение в одном тянет за собой необходимость изменения и в другом, где пока тоже всё ново и не понятно, как реагировать и действовать дальше… Но пытаюсь смотреть стороны — это выглядит красиво? вызывает ли желание быть ближе или хочется отойти от такого индивида? За счет отслеживания вроде с каждым разом изящнее. Крючки дают приятный и быстрый эффект. Но больше всего изменений за счет отслеживания и устранения багов (чётко ощутила, что они сводят на нет даже удачные крючки и шары).

e_kirke    13.12.16 11:28
Я думаю, что у меня низкая мотивация для практического применения. А теорию хочется все время подучить. Кажется, что плохо её поняла. Ощущение, что нет именно базы с которой можно подойти к практике, и вот будь она, тогда можно было бы и начать, но понимание сути вечно кажется недостаточным, будто я ничего толком и не знаю.
Поэтому стараюсь вписывать теорию в жизнь небольшими шажками, по возможности создавать ситуации получения моментальной выгоды от применения пусть и не полного понимания теории. Например, как выше был пример, получить деньги за решение контрольной.

alise_ayres    13.12.16 12:03
Недавно в начинающихся отношениях покатилась в минус. Вот тогда то у меня мотивация на изучение теории взлетела разом. Я перечитала книгу, перечитала посты про рыбалку, даже делала конспекты того, что мне казалось особенно важным. В голове более менее уложились понятия локуса и границ. Тяжело пока в применении рыбацких инструментов, а именно тяжело меру почувствовать. Щипцы и скалки получается не доставать, но с крючками, шарами и кормом пока только экспериментирую. Тяжелее всего с крючками, видимо не хватает эмпатии, чтобы понять что может зацепить человека. Отсюда и шары не всегда уместные получались видимо. Поймала себя на мысли, что и правда хотелось как в школе подсмотреть ответ в конце учебника. Или как рецепт приготовления блюда: берешь это, добавляешь то, опа и готово. Сейчас понимаю, что в жизни так не будет.

evo_lutio    13.12.16 14:34
Даже в кулинарии так не получится.

marinashch77    13.12.16 12:16
Тяжелее всего снять корону, избавиться от эгоизма и развить эмпатию, для лучшего понимания партнера пытаюсь представлять себя на его месте. Часто не могу понять или я в иллюзиях, а он просто ко мне охладел или я зажралась, довела его и нужно первой извиниться.

alisavchudesah    13.12.16 12:34
Мне кажется, это не взаимоисключающие вещи. Практика показывает: зажралась, вот и он охладел. Только извинениями тут уже делу не поможешь (возможно, я со стороны своей запущенной ситуации сужу).

reka_onega    13.12.16 12:21
В университетские и школьные годы я не любила теорию совсем — старалась быстро прочитать теоретические материалы по предметам, иногда вообще их пропускала, интереснее было разбираться, решая задачки. Действовала по принципу «начну решать, а если будет непонятно, уже почитаю теорию». Уже позже, через несколько лет опыта по работе захотелось не просто уметь решать конкретные задачи, но и систематизировать ситуацию в целом, продумывать стратегический подход, а для этого потребовалась теория.

В отношениях, наоборот, всегда была интересна теория, т.к. практика всегда давала очень непредсказуемые результаты. Всегда хотелось понять закономерности, почему в ответ на одно — положительная динамика со стороны партнера, в ответ на что-то похожее — резко отрицательная. Пока у меня актуальная проблема со систематизацией теории, кажется, что слишком много разных аспектов. Например, Вы писали про инструмент корм — иногда применим и полезен, иногда вреден, и т.д. Многие вещи проясняются благодаря Вашему блогу и книге. Также для систематизации мне иногда помогают ментальные карты.

evo_lutio    13.12.16 14:32
Корм иногда вреден, да, когда это уха.

Один принцип всего надо понять. Если вы не нужны, ничего от вас не нужно.

И можно на все случаи прикладывать, на любые инструменты и ситуации. Логику понять надо.

reka_onega    13.12.16 14:44
Принцип понятен, но для себя постоянно пытаюсь разобраться «А как стать более нужной?», здесь для меня обычно и начинаются сложности. Отчасти пытаюсь их решить с помощью практики — совершаю какие-то поступки, потом пытаюсь объективно оценить результат и вывести закономерности. Когда эмпирические выводы и теория сходятся, кажется, что пришло «озарение»))

evo_lutio    13.12.16 14:45
Как стать нужной — это другой вопрос. Но количество корма должно быть пропорционально нужности. Вот и все.

evahappy    13.12.16 12:28
Корона и очень низкая эмпатия мешают. Очень сложно признать, что ты для окружающих никто, не нужен и не интересен. И строить исходя из этого отношения.
Отсюда иллюзии разрастаются. Хотя какие бы сладкие они не были, привкус самообмана все равно теперь чувствуется.

Инфантилизм тоже, лень эта инфантильная. Все время хочется отхватить какой-то бонус и подчивать на нем, свесив лапы. Хоть и манит цель, быть проактивным, всегда с азартом встречать вызов жизни, любить ее и проходить этот квест.

soulmate_fbb    13.12.16 12:55
Есть трудности с установкой границ при переделе территории. Насколько я поняла, что именно происходит: я не уверена, где конкретно моя территория и в итоге я ее сливаю, а после злюсь.
Прогресс пока в том, что я уже могу постфактум отрефлексировать причину раздражения как слив границ и в статичных ситуациях как, например, на работе, я теперь знаю, где проходит граница моего права. Как следствие, стало меньше чувства вины за не сделанную сверхмерную работу и вылезла из энергетической ямы, в которой сидела полгода. И все только благодаря чтению этого блога! Спасибо Вам!
В динамике пока соображаю медленно, например, если мужчина недостаточно нравится, не получается последовательно отказать. И пропускаю нужный момент и элементарно не знаю как. Умею только либо грубо посылать незнакомцев, либо ни да, ни нет и пропасть с радаров. Я так понимаю, проблема в вежливости: как отказать, но не обидеть. Начала смотреть фильмы и отмечать, как героини обозначают границы, какие фразы используют и т.д.

Еще были трудности с экологичным уходом: проштудировала Ваши посты по тегам, но не до конца поняла. Тогда была как раз ситуация подходящая, хоть и безвыходная, и я решила попробовать потренироваться на практике в надежде, что в полевых условиях лучше освою материал. О чувствах сказала, но получились, кажется, щипцы. Видимо, как раз все наоборот я и сделала))). Пока не разобралась, но как решаю проблему: вчера наконец купила Вашу книгу, теперь надеюсь восполнить пробелы в теории, разложить по полочкам. У меня бывает, что одна и та же мысль, но изложенная другими словами, лучше доходит.

blackstar_69    13.12.16 13:03
Моя главная трудность в низкой мотивации. Чтобы получить более интересные задачи, мне надо самостоятельно освоить новые/упущенные технологии, которые я не знаю именно потому, что они не касаются меня на данный момент. Но когда я начинаю заниматься, то всегда находятся более важные дела, профит за которые я получу прямо сейчас, а не на какой-то отдалённый момент в будущем. Иногда удаётся придумать небольшие задачки, чтобы что-нибудь попробовать, но на что-то более-менее серьёзное меня уже не хватает.

astveld    13.12.16 13:14
Мне кажется, моя главная проблема в применении теории — слабое эго. По мере чтения вашей книги я поняла, что если ты сильный, открытый, наполненный энергией человек, — то создаются инструменты легко, без мучительного многомесячного рожания одного кривого крючка. Знание теориии помогает эту энергию направить правильно, но оно не компенсирует ее дефицит. А в эго хуже всего с локусом контроля: я когда делаю ваш тест, очень редко могу сказать: «Обстоятельства благоприятны», обычно: «Ну в каком месте они благоприятны?»)

Я заметила, что неплохой результат мне дают некоторые физические упражнения: особенно бег и планка. Создается ощущение какого-то «подтягивания к центру», как будто размазанная такая субстанция меня собирается вокруг гравитационного центра. Далеко не со всеми упражнениями так, но вот эти работают, и после есть ощущение этой собранности, воли.

vorushin    13.12.16 13:17
Я замечаю следующие повторяющиеся проблемы:

1. Берусь за что-то слишком сложное, не освоив более базовых вещей. Через неделю запутываюсь, кажется что ничего не понятно, остываю. (чрезмерные амбиции, неадекватная самооценка)

2. Не нахожу проектов для непосредственного применения новых знаний на практике (мотивация)

3. Ожидаю, что новая звездная книга или курс разрешат все мои вопросы и сделают меня супер-экспертом в новой области (локус)

С первым пунктом сильно помогают аналогии из спорта. Не сделаешь с первой попытки олимпийский лифт со 100 кг штангой — нужно сначала изучать технику, наращивать силу, работать над динамикой. А то получается «попробовал играть на скрипке — не получилось, значит не мое».

Второй и третий пункты пока очень актуальны и не разрешены. После этой статьи более четко осознал их важность.

lissana1712    13.12.16 13:37
Не получается правильно оценить ситуацию и свое место в ней, особенно когда личная заинтересованность бьет через край. Соответственно не знаю что сказать и как правильно поступить для развития разговора в сторону интересной беседы или решения конфликта.
Очень помогает мантра «я обычный — не хороший не плохой» — в ситуации общения снижает градус драмы «на меня все смотрят» или «я сейчас кааак блесну», а когда входит в привычку, то качественно меняет восприятие ситуации. Ну и расширение кругозора — книги и выставки

evo_lutio    13.12.16 14:26
А когда заявки в друзья пишете, говорите, что все понятно. Печаль с вами.

veselo_info    13.12.16 13:52
Очень стала хорошо чувствовать, когда залезают в мои границы. Вернее даже, я раньше тоже чувствовала, но не могла объяснить почему у меня возникает раздражение на человека и пропадает желание с ним общаться (винила себя), а теперь осознанно вижу почему и что имею веские причины защищаться. Раньше просто молча уходила или стояла и слушала (когда не возможно было уйти), как на меня вываливается тонна не нужной информации и советов как жить. А теперь стала анализировать, что конкретно я могу сделать, чтобы защитить себя и чтобы больше не лезли в мои границы. Терпения терпеть этого нет. Конфликтов не хочется, но и защитить себя становится очень важно. Второе — это надо преодолеть стресс того, что ты будешь для кого-то плохой. Как только понимаешь, что ты не можешь для всех быть хорошей и что ты не Королева Английская, то сразу становится легче за себя постоять. Одна проблема: некоторые люди в течение 10 лет ходят в грязных сапогах по моим границам, и встретить для них отпор — неожиданность. Но пару людей отпали и стало намного легче: это сколько сил уходило на терпение по сути малозначимых людей. Еще пару человек стали так трепетно вежливы и внимательны, что диву даешься. Главное вот это поймать, когда они границы переходят и сделать пику, не оскорбляя другого и не выходя из своих границ.

И еще, когда начинаешь видеть, что кроется за словами и поступками людей, то фрустрируешься. Помогло осознание того, что у каждого своя дорога и четкое осознание, что я отвечаю только за себя. Что там делают и думают другие — это не мое дело по сути. Со своей бы жизнью разобраться. Как Вы писали: себя спасать надо.

soulmate_fbb    13.12.16 14:06
В профессиональной деятельности обычно отношение к теории немного специфическое. Для нас теория — результат работы коллег, который 1) не всегда может быть верен 2) чаще всего имеет только очень опосредованное отношение к нашей проблеме (а иначе, зачем наше исследование?).
Поэтому одна из интересных особенностей работы заключается в том, что всегда делаешь что-то в первый и чаще всего в последний или предпоследний раз (и это жаль). Зато как следствие, практически каждый день учишься чему-то новому. А раз ты, в идеале, первый, кому это вообще надо, то сочинять приходится на ходу («learning by doing»).

Потому процесс самого обучения выглядит примерно так: у нас есть проблема, найти, что делали другие, ага, система у них другая — в топку! а это мне подойдет? все, наверное, нет, но вот этот кусочек можно попробовать. А вот это возьмем из другой статьи и здесь соединим. Пробуем на практике. Не получилось? почему? как можно исправить? => обратно к литературе. Получилось? => обобщаем => сравниваем с существующей теорией.
И таких скачков между теорией и практикой обычно много и они создают интерес. Это, по сути, как прохождение квеста, ну или как в школе задачки по математике. Главное — только чтоб они были по силам. К сожалению, это не всегда так, с возрастанием амбициозности задач, дофамина становится мало и тогда научные сотрудники начинают очень много бегать))) и еще ходят шутки про фрустрированных постдоков

evo_lutio    13.12.16 14:23
Ничего не поняла.

Вы ничему не учились? Сразу к исследованиям приступили? Вместо школы, вуза и пту?

soulmate_fbb    13.12.16 15:11
Училась, конечно, и в школе, и в университете и в аспирантуре. Там обучение было, как Вы описали. В основном, от теории к практике (лекция, потом семинар по теме, где решаются задачи, по которым теория рассказывалась на лекции, то есть при помощи практических занятий закреплялись теоретические знание). Но это больше для меня не актуально.

Теперь я веду научную работу (вместе с моим боссом и коллабораторами, потому пишу «мы»). Изучаем процессы, которые еще ни кем не были поняты, то есть теории нет. В этом ответ на Ваш вопрос, ее нет, либо ей не всегда можно доверять или напрямую применить. Поэтому мы комбинируем то, что сделали и поняли другие для других систем, немножко видоизменяем и смотрим, как оно на практике. Если не получается, повторяем цикл, то есть теория-практика и так, пока не найдем что-то очень интересное, что можно публиковать и/или изучать дальше.

Корона, конечно же, есть: например, исследование очень амбициозное, но у нас и самая большая в мире выборка пациентов с этим видом раком, хорошие финансовые возможности и экспертиза, возможно, одна из лучших в мире (это все про обстоятельства). А что касается меня, я думаю, что мне под силу этот проект и в этом мои профессиональные амбиции. Мне моя работа приносит радость и удовлетворение.

Но у меня были проекты, которые были мне не под силу, или в которых нас опередили другие группы, и это было тяжело, потому что сил было вложено много, а результата ноль, и для дальнейшей карьеры никакого выигрыша. Потому что за вложенные усилия в науке грамоту не дают, это не школа, либо есть публикация, либо ее нет, а нет публикации — нет и гранта и перспективы уже не те. Это как миллион в банке сгорел, а даже копейки спасти не получилось, тогда наступает фрустрация. Ну отвлекаешься, спортом например.

Я поняла сначала вопрос как про воплощение теории из Вашего блога, ответила выше, но потом увидела комментарии про работу и написала про работу тоже. В моей жизни только в этих двух аспектах сейчас присутствует обучение.

core_lena    13.12.16 14:49
Мотивации у меня — вагон и маленькая тележка. Полночи могу читать и читать, потом перечитывать, пытаясь понять как лучше применить на себе.
А вот с практикой совсем беда. Блог читаю полтора года. Ну и яростно пытаюсь применить прочитанное на практике. Получается что-то из серии «заставь дурака Богу молиться…»
Последний двухлетний роман закончился тем, что после очередной серии моих «подстроек снизу», «экологичных расставаний» и «пик» мужчина напился до чертиков и писал, что я его разочаровала и обманула и что он на всех ресурсах, где у меня реклама, оставит комментарии, что я авантюристка и завлекаю мужчин непонятно с какой целью.
А цель-то моя была — чтобы он влюбился посильней…
Сижу теперь, рефлексирую, как можно было быть такой тупой идиоткой… Толком ничего не понимая лезть к человеку с «пиками» и «шарами».
Решила забить пока полностью на любовный ресурс. Заняться имиджем, работой, творчеством. Надеюсь, посидит мужчина без меня несколько месяцев, может отойдёт от моей «проактивности» и опять появится.
А тут я обновлённая и поумневшая…

dmitryrozman    13.12.16 15:02
проблема очень хорошо знакома. пока что увидел только один вариант решения — больше практики, разной
иначе не получается в реальной ситуации рассмотреть модельную и включить голову
на моделях — всё вроде понятно. в реальной жизни — нет

вот с мотивацией пока не понял что делать

evo_lutio    13.12.16 17:08
Задачи искать.

ext_3699329    13.12.16 15:34
В работе (управление проектами, соответственно, и людьми) обычно сразу же применяю изученное, прямо прет от этого. Причём в обе стороны: и когда узнала фишечку, применила и пронаблюдала результат. И когда читаю теорию, понимаю, что наблюдала это на практике, а теперь могу ещё раз проанализировать и систематизировать. Но подводит систематичность применения/последовательность, если речь идёт про какие-то долговременные инструменты из теории. То есть, если каждую неделю нужно делать то-то, то после пары недель энтузиазм гаснет (даже если есть результат). Думаю так получается, потому что я ленивая и зачастую поверхностная.

В отношениях мешает применять теорию гордыня. Типа сказать ему хорошее первой (или вообще что-то хорошее)? Или сказать про чувства пред уходом? Да ни в жизнь. Раньше ещё думала, что страхи мешают, ну типа страх быть отвергнутой, страх, что все увидят меня жалкой и тд. Но потом поняла, что не бывает таких страхов — это все гордыня и жадность. Борюсь тем, что говорю себе о том, что гордыня грех, и надо попробовать сделать/применить, а потом посмотреть, что будет.

Часто за собой замечаю, что если речь касается незнакомых областей, то избегаю практики, говоря себе, что надо сначала побольше насобирать примеров/теории или составить план. Например, я года три не меняла свой стиль в одежде, говоря себе, что надо сначала найти образы, которые мне нравятся (сохраняла на комп), потом проанализировать, что купить вперёд (писала бесконечные списки и реально выписывала в скольких образах я применю вот этот вот лак для ногтей или рубашку). Пять лет я уже «вынашиваю проект кабинета мечты», сохраняя какие-то картинки того, что мне нравится….Когда для курсов по шитью нужно было выбрать модель для пошива, то пересмотрела журналов 20-30, прежде, чем что-то взяла, вместо того, чтобы взять первую модель, что понравилась и начать шить. Пока не смогла отрефлексировать почему так. Наверное это тоже из-за лени: имитирую деятельность (планирование, поиск примеров), вместо того, чтобы реально что-то делать

darya_nvkz    13.12.16 15:34
Самое сложное оказалось — крючки. Немножко получается с теми, кого знаю, так как понимаю, чем зацепить можно, что им интересно будет. Там пытаюсь сделать так, чтобы кто-то рассказал обо мне или «случайно» в теме или действии оказаться. А вот с малознакомыми — очень тяжело, соображалка совсем не работает. Случайно удается порой, но чуть-чуть совсем, если вдруг в тему попала. Благо люди обычно довольно быстро раскрываются хоть немножко и уже проще становится. Еще определение типов фрустрации в жизни тяжело дается. Ну то есть Рапунцель Рапунцелевну и Пескаря еще вижу, а вот остальных — никак. Тут очень помогает описание смешанных типов вроде КСЖ и КДЧ, и понимание, что с разными партнерами люди могут вести себя по разному. Ну и корона не снимается. Только один зубец отрефлексируешь, начнешь ловить себя, тут же другой вылезает. Или оказывается, что ослиную шкуру натянула. Но уже много чего вижу хотя бы постфактум и многое предотвращаю. Отношения с людьми улучшились, и начала отношение к себе калибровать, раньше вообще никак с этим было.

evo_lutio    13.12.16 17:08
А где вы можете увидеть другие типы, если вы сама рапунцель? Казановам вы не нужны, печориных мало очень. Вот и не видите поэтому.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio