Лирический диссонанс

Увидела в ленте обсуждение вот этой песни:

Певица Асия поет очень грустную песню, переполненную душераздирающими образами, но поет весело, задорно, улыбаясь, глаза ее горят и вся она сияет.

Я, как и автор поста, считаю, что это колпачок, а вот о том, как этот колпачок сделан, предлагаю поговорить.

Представьте себе, что Асия пела бы грустно, протяжно и уныло, глаза ее были бы потухшими, линия рта скорбной.

Это была бы песня-щипцы.

Но когда есть лирический диссонанс, то есть очень грустный текст и веселая мелодия + веселое исполнение, за таким диссонансом может стоять либо простая насмешка, либо колпачок, в том числе его неудачная попытка.

Простая насмешка может выглядеть так:

Колпачок чем-то похож на насмешку, но если простая насмешка — это насмешка над чувствами автора грустной песни, то колпачок получается благодаря самоиронии, благодаря способности посмотреть отстраненно на собственные страдания.

Неудачная попытка колпачка — это когда собственные чувства обесцениваются, отрицаются, а удачная попытка, то есть собственно колпачок — это когда удается посмеяться над собой, не умаляя своих чувств.

Так называемые «дворовые песни» или «блатные», точнее лучшие из них, характерны как раз таким колпачком:

Обратите внимание, как веселая манера исполнения выполняет роль анти-щипцов. Мы верим, что лирический герой влюблен до потери пульса в девушку, мы понимаем, что страдания его велики, однако его способность смеяться над своим плачевным состоянием делает его сильным в наших глазах. Он прикидывается дурачком, шутом, но мы чувствуем, как обстоят дела на самом деле.

Или здесь:

Здесь лирический герой дурачится от души, но мы понимаем, что за его колпачком стоят-таки серьезные чувства.

Вот здесь тоже колпачок:

Опишете, почему?

Приведете другие музыкальные примеры удачных и неудачных колпачков?

И примеры простых насмешек тоже приводите.

Комментарии

ivan3452    18.05.23 04:59
Думаю в первой части этого видео у Олега Меньшикова тоже получилось исполнить песню из поста в такой манере, что хочется надеть на него колпачок. Во второй части от Дискотеки аварии уже насмешка.

evo_lutio    18.05.23 08:57
Да какая там насмешка, это Училка, во второй части.
Рэп это вообще очень часто Училка, занудные, многословные назидания, как жить и что делать.
Мало кому удается это обойти.
А у Меньшикова — да, колпачок.

audiat    18.05.23 05:27
Вроде бы в этой песне есть попытка колпачка:

Надежда Кадышева «Не колдунья»

evo_lutio    18.05.23 08:59
Да, конечно, и очень удачная. В клипе нет, а в мотиве и исполнении песни — да.

duhovniyplastyr    18.05.23 06:06
Натали поет песню о предчувствии беды и разлуке, но при этом излучает легкость, игривость и независимость.
Получается, что она словами дает понять что «видно не судьба, видно нет любви, видно надо мной посмеялся ты», но при том всей невербаликой, языком тела говорит, что она и сама над этим может посмеяться и уже смеется, потому что свободна.
Наверное колпачок может получаться за счет декларации зависимости и уязвимости, при реальной внутренней независимости и силе.

evo_lutio    18.05.23 09:00
Да, верно о механизме колпачка.
Именно поэтому он и появляется. Кажется, что человек очень независим и устойчив, наполнен энергией, об этом говорит вся невербалика, мелодия и манера исполнения, тогда как вербально передается мессадж о страданиях и это выглядит колпачком.
В случае неудачного сочетания все выглядит фальшью или кривлянием.

duhovniyplastyr    18.05.23 06:19
Вот наверное песня-насмешка:

А здесь тот же исполнитель, но как будто колпачок обиженного поэта:

текст:

«Ах, не болело б сердце,
В бешеном ритме плечи трясутся.
Танцы, танцы, смешные слова —
Это все, что так любишь ты.

Пустая ты, нет в тебе искры Божьей!
И зачем я тебя полюбил?
И зачем предпочел тебя спорту?
Катится, катится жизнь по наклонному борту.

Ах, выйди-ка вон из зала!
Давишь ты, с мысли сбиваешь.
Позы нелепые, что за кокетство
В годы твои старые?

Пустая ты, и нет в тебе искры Божьей!
И шарм, если был, то иссяк,
Высохло все обаянье
Так затупились стрелы о сердце поэта,
О железное сердце поэта».

evo_lutio    18.05.23 09:03
Ничего подобное.
Весело ругает девушку, ничего нет о страданиях, это набор скалок. Шуточным тоном немного скрашиваются.

ww1234567    18.05.23 06:23
Наверное в этой песне пример удачного колпачка:
Герой весело поет о своем переживании расставания.

evo_lutio    18.05.23 09:05
Есть немного.

ikebana_g    18.05.23 07:21
Мне кажется в песне Окуджавы «Женщина Ваше Величество» на герое очень симпатичный колпачок. И такой горячий шар он посылает своей визави.

evo_lutio    18.05.23 09:07
Нет колпачка и нет диссонанса, манера исполнения полностью соответствует тексту.

max_kszonegin    18.05.23 08:12
Мне кажется у Владимира Маркина в песне «Колокола» получился колпачок.
Несмотря на то, что он поёт грустную песню не весело, а наоборот нарачито заунывным тоном, но из-за этого получился эфект самоиронии и самостёба и песня воспринимается весело. При этом в силе его чувств сомнений не возникает.

evo_lutio    18.05.23 08:32
Нет, это пример насмешки как раз.

adaptatio    18.05.23 08:46
В этой песне герой поет о своём обломе, но делает это весело, задорно и очень энергично. За счет этого образ получается гораздо симпатичнее, чем если бы он выражал обиду или печаль.
Кажется, что это колпачок, как и на заглавном кадре видео.

evo_lutio    18.05.23 09:10
Да, это оно.

common_man    18.05.23 09:16
В это старой песне насмешка

evo_lutio    18.05.23 09:28
Нет-нет, в этой прекрасной известной песне как раз колпачок.
В данной манере исполнения не так ярко выражен, а вообще да.

afonn    18.05.23 09:18
Кажется, здесь пример колпачка. Лирический герой рассказывает о своём бедственном положении, но в довольно весёлой манере

evo_lutio    18.05.23 09:30
Сомнительно.

vivrepourvivre    18.05.23 09:37
В русской народной песне «Белилицы, румяницы вы мои» в обработке С. В. Рахманинова и исполнении Надежды Плевицкой, наверное, есть такой колпачок. Лирическая героиня рассказывает, как её собирается побить муж, но делает это если не весело, то разухабисто и задорно, — это производит ощущение большой устойчивости и силы героини даже на физическом плане.

evo_lutio    18.05.23 09:57
В народных песнях, включая частушки, очень часто используется этот прием.
Так же как и в дворовых песнях, которые тоже часть фольклора.

mepronto    18.05.23 10:21
Особенно часто в русских хороводных и плясовых песнях. Задорная манера связана с тем, что под эти песни танцевали и водили хороводы.
Песня Асии из поста восходит к жанру русской хороводной — крутящаяся мелодия, повторяющаяся от разных звуков. Этот же жанр у песни «Белилицы, румяницы», и например у песни «Порушка-Параня», в которой тоже невесёлый текст:
И родственная по жанру украинская плясовая «Ти ж мене підманула», которую выше в комментариях упомянули.

gotika_black    18.05.23 10:22
Наверное, у Анны Герман колпачок и анти-щипцы. Особенно в последнем припеве, когда «красивая и смелая» уже перешла дорогу. А мимике и жестах: » как прекрасен мир»

vivrepourvivre    18.05.23 10:28
У Вертинского в песне «Мадам, уже падают листья» есть зазор между самоироничной манерой исполнения и поэтическим содержанием. Герой с улыбкой поёт, как «напевает в тоске» и «совсем безнадёжно», и что в конце героиня к нему больше никогда не придёт, и его колпачок располагает слушателя. В исполнении О. Меньшикова это тоже есть.

common_man    18.05.23 10:32
Был пост на похожую тему, в котором разбирали ЗВ и «ЗВ» в песнях:
https://psychoalchemy.ru//evo-lutioljru985899/

rough_rosemary    18.05.23 11:55
В комментариях там не в тему эта песня приведена, а здесь в тему кажется, колпачок по манере исполнения тоже: Вертинский с такими нежными интонациями и иронией поет о своих разочарованиях в женщинах. И с самоиронией.

common_man    18.05.23 10:47
В этой старой неаполитанской песне, переведенной на русский, колпачок на колпачке.


Герой «не может» набраться смелости признаться девушке в любви, поэтому подробно и красочно рассказывает о своей любви ее подругам.

Текст:
Скажите, девушки, подружке вашей,
Что я не сплю ночей о ней мечтая,
Что всех красавиц она милей и краше,
Что сам хотел признаться ей,
Но слов я не нашел.

Очей прекрасных огонь я обожаю,
Скажите, что иного я счастья не желаю,
Что нежной страстью, как цепью, я прикован,
Что без нее в душе моей тревоги не унять.

Когда б я только смелости набрался,
Я б ей сказал: «Напрасно ты скрываешь,
Что нежной страстью ко мне сама пылаешь.
Расстанься с хитрой маской и сердце мне отдай».

Очей прекрасных огонь я обожаю,
Скажите, что иного я счастья не желаю,
Что нежной страстью как цепью я прикован,
Что без нее в душе моей тревоги не унять.

evo_lutio    18.05.23 11:03
Вот уж чего тут нет, так это колпачка. И лирического диссонанса нет совсем.
Здесь герой вовлекает подружек и, если мы допустим, что любовь его не взаимна, то это слив, даже не вектор слива. Если же взаимна, то это очень большие шары с привлечением публики.
Песня красивая, исполнитель прекрасный, поэтому хочется верить, что конечно это шары.
Но все равно смущает куплет про хитрую маску. При взаимной любви это похоже на жесткую провокацию, в другом случае ничего хорошего.
То есть запас СЗ должен быть большой. Для песни это по умолчанию допускается. А если брать пример в жизни — плохой ориентир.

common_man    18.05.23 11:02
В «Горьком меде» Буйнова диссонанс манеры исполнения с текстом.

В «Горьком меде» Самоцветов тоже колпачок, но он совсем по-другому устроен: герой якобы страдает оттого, что не может разорвать связь, но по тексту понятно, что влечение с женщиной у них взаимное.

evo_lutio    18.05.23 11:10
У Буйнова тот самый колпачок, о котором мы говорим, а на втором видео вообще другая песня и колпачка там нет, там все прямолинейно.

evo_lutio    18.05.23 11:17
Сравните две манеры исполнения одной песни.
В первой нет диссонанса, во второй есть.
В чем разница по восприятию ситуации?

taushana    18.05.23 11:55
Во втором варианте манера исполнения кажется какой-то благостной, вместе с выражением лица певицы. Она вроде как прощает этого бедолагу с плащом, выдает свою корону Спасателя. В первом варианте этого нет.

evo_lutio    18.05.23 12:02
Вы и про Асию в исходном посте написали, что она считает свое сердечко израненное сокровищем.
И здесь вам мерещится корона, когда человек поет о страданиях своих с улыбкой.
Ваши проекции, что она именно прощает и считает бедолагой героя, в тексте этого нет.
В тексте о том, что она любила тихо и не навязывалась, а сейчас вспоминает все это с улыбкой.
Если у вас появляется раздражение к тем, кто не хочет страдать честно и откровенно, а улыбается и шутит, это говорит о том, что вы «девушка-плюс» и вас очень пугает позиция минуса.
Корона Спасателя в песнях тоже бывает, но для этого в тексте должно быть что-то об этом. А здесь ваши домыслы.
Жалобный текст песни отчасти компенсируется веселой манерой и при определенном контексте может быть даже колпачком.

rough_rosemary    18.05.23 12:10
От легкого тона любовь героини как будто с анти-щипцами, ничего ей от мужчины не нужно, что у неё ни есть, всё ей достаточно и радует, и вдохновляет)
А от первой как будто мужчина постоянно убегает, а она всё цепляется и страдает, и вообще ведет себя как маньячка :)

evo_lutio    18.05.23 12:18
Во втором видео слева от Хомчик сидит рыжеволосая напарница и поет эту же песню очень серьезно, будто выступает свидетелем на суде.
Вот это все о роли невербалики при общении.
Почему хищники не любят переписки.

calendu1a    18.05.23 15:49
В первом исполнении слышится » как жалко, что боялся». А во втором: никакого сожаления о ситуации нет. А ирония: «чего, серьёзно испугался? Того, что дырка от гвоздя пропадет? « Героиня переживает гамму чувств, ловя звуки в ветре, которые не зависят от присутсвия героя.

sezession    18.05.23 20:21
У первой исполнительницы ещё и голос очень напряжённый, и драматические паузы — нет никакой эмоциональной отстраненности и взгляда со стороны, она вся в эмоции погружена.

evo_lutio    18.05.23 11:24
А вот этот шедевр?
Здесь за счет колпачка удается отвести фокус даже от преступления. Кто проанализирует, как сделан шутовской колпачок?

lemyshok    18.05.23 21:20
Тут манера исполнения такая развесёлая и голос вибрирует так, как будто она чуть ли не сквозь смех эту историю рассказывает, тогда как описываемая ситуация «долго страдала, убила тебя, потом себя» в принципе хуже некуда, это уже всё, непоправимая катастрофа. И когда в ситуации непоправимой катастрофы, на которую человек осознанно пошёл, он так бодро и радостно об этом рассказывает, получается настолько большой контраст между сюжетом и подачей, что это уже на грани абсурда, то есть человек или абсолютно несгибаемый, что ему даже смерть нипочём, или уже с ума сошёл от страданий.

lemyshok    18.05.23 21:29
Вот в этой самой наверно известной песне такого жанра тоже убийство любимого человека за предательство, и тоже, кажется, явный диссонанс манеры исполнения и самой истории. Так что не можешь и преступнику тоже не сочувствовать в какой-то степени:

rebelsystem    18.05.23 11:46
Вот тут как будто колпачок. Такой расслабленный и кайфовый тут образ при том, что лирической герой просит, чтобы его не бросали.

evo_lutio    18.05.23 12:09
Ну он немного приободряется, когда у него Училка и он ей назидает, как надо жить в их почтенном возрасте.
А дальше то скулит, то угрожает ударить или даже убить, но потом успокаивает, что он не такой, а «другой бы полоснул». Видимо автор так понимает настоящую любовь.
Все мимо границ, то слив, то косяк.
В чем «кайфовость» образа не ясно.

rebelsystem    18.05.23 11:53
Вот это, наверное, насмешка. Даже гротеск.
Образ парня со слезой и прямым взглядом, певица, которая поет про любовь с заломленными бровками, вся обстановка вокруг, даже если не понимать текст, все это, с одной стороны, как будто нарочито, а с другой, так красиво и по-настоящему).

evo_lutio    18.05.23 12:12
Почему гротеск, я не поняла.
И почему для вас гротеск и «по-настоящему)» это одно и то же.

rebelsystem    18.05.23 14:14
Для меня нарочито и гротеск противоречит «настоящему».

rebelsystem    18.05.23 12:05
Вот тут насмешка из-за диссонанса между стилем, образом исполнителя и текстом песни.
Изначально во многих песнях Цоя и в этой тоже есть диссонанс. Он поет о трудностях, проблемах, о том, как все сложно местами и плохо вокруг, но все это в очень устойчивом, сильном, независимом ключе и образе.

evo_lutio    18.05.23 12:15
У Цоя много колпачков, это верно. У него все песни почти рыбацкие, хотя большинство не про любовь.
А здесь просто прикольный кавер, насмешки над текстом нет.

rebelsystem    18.05.23 12:21
Вот тут колпачок. Девушка поет «без тебя жизни нет», но при этом она такая легкая, открытая, яркая, в ней много силы и энергии.

evo_lutio    18.05.23 13:19
Первоисточник куда лучше, и там да, колпачок.

egbo    18.05.23 15:44
Возможно, в этой песне Алены Апины есть насмешка

calendu1a    18.05.23 16:33
Вот в этой песне, колпачок. Герой страдает без отца, но музыка и манера исполнения энергичные и жизнеутверждающие

Перевод: Скажите мне, откуда он,
Я наконец узнал бы, куда мне идти.
Мама говорит, что если мы хорошо поищем,
То обязательно найдем.

Она говорит, что он всегда недалеко,
Что ему просто приходится много работать.
Мама говорит: «Работать — это хорошо»
Гораздо лучше, чем быть в плохой компании,
не так ли?

Где твой отец?
Скажи мне, где твой отец.
Ему даже не нужно ничего говорить —
Он знает, что что-то не так.

Ах, чертов отец,
Скажи мне, где же ты прячешься?
Я, должно быть, уже не меньше тысячи раз
Считал на пальцах.

Где же ты, папа, где ты?
Где же ты, папа, где ты?
Где же ты, папа, где ты?
Где же ты, где же ты, папа, где ты?

Верим мы или нет, но однажды
Настанет день, когда вера покинет нас.
Когда-нибудь все мы будем отцами,
Что изо дня в день будут где-то пропадать.

Будем ли мы ужасными?
Будем ли достойными восхищения?
Дарующими жизнь или гениями?
Объясните нам,
кто рожает безответственных.

Ах, объясните нам, в чьей это власти.
Все знают, как делать детей,
Но никто не знает, как делать отцов,
Мистер Всезнайка унаследовал бы это,
да где уж там!

Нужно сосать большой палец или нет?
Скажите нам, откуда знать… Должно быть,
Уже не меньше тысячи раз мы грызли свои пальцы…

lemyshok    18.05.23 22:02
Вряд ли может быть колпачок у человека, который вполне взрослым голосом поёт о многочисленных претензиях к много работающему отцу. Его и мама пытается угомонить, но он ни в какую, он ведь лучше знает, что такое быть ответственным отцом, и почему его — безответственный, хоть сам и не был ещё. То, что он поёт об этом энергично, больше на бодрую требовательную Попрошайку похоже, а не на колпачок.

calendu1a    19.05.23 01:45
Тоже показалось странным, называть работающего отца безответсвенным. Поэтому подумала, что отца всё же нет. А мать сыну говорит, что отец всегда рядом, что на работе, работать хорошо, но где именно он находится никто не знает.

evo_lutio    19.05.23 11:43
Даже если его нет, взрослому парню иметь столько претензий к папе — анти-колпачок, то есть Попрошайка.

adaptatio    18.05.23 16:41
В этой песне, наверно, простая насмешка. Диссонанс между тем, что герой по тексту песни вроде сильно переживает за друга, который «почти что погибает». Но по невербалике и в целом по тексту понятно, что герой скорее троллит друга, преследующего девушку.
А в этой песне той же группы похожая структура, но герой песни скорее смеётся над собой. Описывается ситуация «у любви нашей села батарейка», то есть вялого дефолта. При этом песня полна страсти за счёт манеры исполнения и большей части текста, что создаёт диссонанс. Здесь, кажется, колпачок получается из-за этого.

evo_lutio    18.05.23 17:01
Вялый дефолт — это не любовные страдания, и манера полностью соответствует тексту, описывается тягомотина и мотив такой, завывающий.

calendu1a    18.05.23 16:53
Здесь, возможно, колпачок. Герой в трудной жизненной ситуации, за поддержкой обратиться не к кому, любимая пропала. Остается радоваться жизни, даже трамвайная дуга «искрит»

iron_vobla    18.05.23 19:48
Вот в этой песне вроде бы диссонанс между текстом и тем как и кем она исполняется, но текст не грустный, а скорее стёб и даже кривляния в адрес героини, поэтому больше похоже на насмешку в первых двух куплетах, но у этого исполнителя такой имидж был ещё.
А в третьем, возможно, уже получился бы колпачок

Ляпис Трубецкой — Ты кинула
Я ласкал твою шейку ногтиком
Поливал твое тельце дождиком
Я кормил тебя десертом с вилочки
Я заштопал на твоем белье все дырочки
Но ты
Ты, ты кинула, ты
Ты, ты кинула, ты
Ты, ты кинула, ты
Ты, ты, ты

Я читал тебе вслух стихотворения
Покупал дорогие печения
Я выгуливал твою глупую, глупую собачку
А помнишь, подарил иностранную жевачку
Но ты
Ты, ты кинула, ты
Ты, ты кинула, ты
Ты, ты кинула, ты
Ты, ты, ты

Улетели в трубу все старания
И остались мне на голову страдания
И плачу, и плачу, и плачу я
И смеются, и смеются надо мной твои друзья
Что ты
Ты, ты кинула, ты
Ты, ты кинула, ты
Ты, ты кинула, ты
Ты, ты, ты

corositore    19.05.23 07:31
Ещё важный момент, мне кажется, чтобы лирический диссонанс возник — должно быть явно видно, что исполнитель эмоционально вовлечён, а не просто сотрясает воздух с улыбочкой исполняя грустную песню и не задумываясь о словах. Если слушатель не поверит, песня будет ощущаться фальшивкой и только раздражать.

evo_lutio    19.05.23 11:38
Лирический диссонанс — это не хорошо и не плохо, он возникает от любого противоречия между вербальной информацией и невербальной. Будет это хорошо или плохо, зависит от разных вещей, но «исполнитель эмоционально вовлечен» — абстрактная характеристика, похожая на лаз в голову. Вы можете о более конкретных и более объективных критериях написать.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio