«Аферисты»

В комментариях к каждому письму я задаю вопросы: а как выглядело бы поведение в границах?

Обычно на такие вопросы мало кто решается отвечать, а те, кто решаются, редко попадают.

У нас с вами явный дефицит историй, где человек, нерыба или рыбак, действует в границах и растит свое КП.

Но вот, например, недавно вышедший фильм, «Аферисты» (2023) известного режиссера, Б. Карона, снявшего сериалы «Шерлок» и «Корона».

Из трех аферистов все трое — хищники, в той или иной степени.

В реальности настоящие хищники не бывают аферистами и мошенниками, это совершенно разный подход — быть таким магнетичными, чтобы тебе все давали и чужие ресурсы сами к тебе текли, или использовать обаяние, чтобы подойти поближе, а потом обворовать человека. Аферисты не дотягивают до хищного влияния, их подводит жадность, они используют обман и щипцы, то есть мало уважают границы. Поэтому магнетичными аферисты не бывают, максимум — обаятельными.

Но если абстрагироваться от этого противоречия, образы аферистов в фильме — вполне хищные.

Они легко выращивают значимость, создают большой перевес СЗ, КП и получают влияние.

И приемы, обеспечивающие такую динамику, показаны в фильме достоверно. Их мало, но они правдивы.

И учитывая наш дефицит таких иллюстраций, давайте некоторые из этих приемов разберем.

Я опишу несколько, а вы сможете дополнить, если посмотрите фильм на выходных.

Главная аферистка — это хищница Мадлен, 50+, которая выглядит и ведет себя примерно так, как и ведут себя настоящие хищницы в таком возрасте.

img5263-593045

Во-первых, стоит обратить внимание на ее имидж. Немолодые миллиардеры, одного из которых влюбляет в фильме Мадлен, всегда обращают внимание на таких женщин, красивых, элегантных, на 10-15 лет моложе, чем они, иногда даже на 5. Не на 30! Возраст дочек мало кого привлекает из тех, кто многое себе может позволить.

Элегантность — очень важное имиджевое качество, которое больше идет немолодым женщинам, чем молодым, и дает этим женщинам преимущество.

Когда говорят, что хороший вкус делает женщину с годами красивей, имеют в виду элегантность. Вкус — это чувство меры, чувство уместности и гармонии, то есть хорошее чувство границ в имидже, с учетом возраста, с учетом всего контекста.

Есть в плане ОЗ нечто, что во все века компенсировало финансовый мезальянс. Это аристократизм. Обедневшие дворяне всегда были привлекательной партией для разбогатевших купцов. И хотя сейчас классовые сословия как бы не актуальны, имидж аристократки привлекает богатых мужчин точно так же, как их привлекают дорогие произведения искусств. Это престижно, это хочется иметь перед глазами и показывать другим.

За счет чего достигается элегантность в имидже, как вы думаете?

Во-вторых, Мадлен сочетает женственность и сильный характер. Это второй фетиш состоявшихся мужчин. Любых, но состоявшиеся мужчины могут выбирать. Про таких женщин говорят, что они умеют прятать свой «мужской ум и мужской характер» и не конкурировать с мужчинами. Но дело не в конкуренции, а в том, что у них нет ни одного бага, а значит нет и конфликтогенов. Из-за хороших границ у них высокая толерантность к чужим багам, поэтому они приветливы, позитивны и легки в общении, их ничего не раздражает и не задевает, потому что задеть их не за что. Они ведут себя прилично, тактично, деликатно, но это не стоит им никакого специального напряжения, благодаря хорошим границам, которые сами держат как мышечный корсет, а они спонтанны и расслабленны, поэтому любой мужчина ощущает с ними комфорт, словно находится в райском саду с гурией. Однако умная и волевая подруга куда полезней гурии, поскольку жизнь состоит не только из блаженства. Вот почему такие женщины на вес золота, их СЗ быстро растет и компенсируют мезальянс

Кто понимает, почему только при очень хороших границах женщинам удается совмещать женственность и сильный характер? И почему при очень плохих не получается ни женственности, ни сильного характера?

Следующий аферист — Макс.

Более молодой партнер и подельник Мадлен, 40+,  хищник помельче. Как и полагается, он влюблен в Мадлен, предан ей, и кое-что умеет не хуже, чем она.

img5263-593791

Например, он умеет провоцировать для мелких пик, умеет делать из векторов собеседника маленькие крючки, умеет выдерживать паузу и надламывать шаблоны, все это он делает  практически в каждом диалоге, более грубо, чем Мадлен, но куда тоньше и эффективней, чем «боевые НЛП-сты» про которых мы недавно читали. Хотя грубей, чем они, сделать сложно.

Все приемы Макса просты, если видеть границы. Видеть границы — это значит видеть все векторы косяков и сливов другого и использовать их, оставаясь в границах.

Вот он подходит к полицейской, которая ругает нарушительницу (Сандру), заступается за бедную девочку, отсчитывает деньги на взятку, снимает дорогие часы, а потом извиняется и забирает это все. Это дерзкое появление не только вгоняет полицейскую в ступор, но и поражает девочку. «Боевой Нлп-ст» увидел бы в этом наезд + извинение. Однако, это наезд не на пустом месте. Наезд на пустом месте — косяк, извинение после этого — слив. А Макс вмешивается в сцену, где звучат угрозы, вмешивается в публичном месте, он использует вектор косяка полицейской и он не просто наезжает на нее, а тут же отсчитывает ей деньги, которые та действительно вымогает. То есть у него есть КП для такого наезда.  Извиняется он тоже не просто так, а когда полицейская называет марку его часов и спрашивает: «Ты пьяный?» Она согласна на взятку, но ломается, оказывает легкое сопротивление, поэтому Макс извиняется и забирает все. И полицейская идет за ним как на поводке. Эффектный ход пленяет Сандру, это не только крючок для нее, но и корм, выкуп за нее. Однако корм от незнакомца выглядит подозрительно и поэтому Сандра сначала огрызается, подозревает, что ее хотят использовать. Тогда Макс  дает ей однозначно понять и даже демонстрирует, что у него нет к ней никакого личного интереса, только деловое предложение. Так получается второй крючок и третий. Сандра уже приготовилась, что к ней будут приставать, но ей ничего из этого не светит, и теперь незнакомец кажется ей во много раз привлекательней, а его намек на общее дело интригует . Опишете стурктуру всех трех крючков?

Третья аферистка, Сандра, 25+  — мелкая хищница, которую Макс слепил, то есть воспитал из маргиналки, условно освобожденной наркоманки,  с плоховатыми границами.

img5263-593587

К сожалению, мы почти не видим, как Макс тренирует ее границы, скорее всего автор и сам имеет об этом смутное представление, поэтому мы видим только как Сандра входит в роль хорошей девушки, чтобы потом соблазнить по плану Макса и Мадлен сына миллиардера.

Но мы видим изменение имиджа. Сравните с тем, что было:

img5263-593962

Больше всего бросается в глаза исчезновение настороженности, трагичности и колючести из образа.

Из грубоватой и травмированной маргиналки Сандра становится спокойной, приличной и воспитанной. Макс штрафует ее за каждое ругательство, обучает хорошим манерам. Очень важен акцент на том, что грубость, ругательства, агрессивность  — это способ отпугнуть человека, в лучшем случае — колпачок, чтобы усыпить его бдительность. Что Мадлен, что Сандра в своем новом образе — тактичные, деликатные, добрые. Это лучшая открывашка для чужих границ.

И новая Сандра показывает нам довольно много приемов, если внимательно смотреть.

Когда она знакомится с жертвой, сыном миллиардера Томом, она, с одной стороны, лучезарно ему улыбается, пленяя его улыбкой, но с другой стороны, в ответ на его предложение поужинать теряется и неловко отказывается. То есть первый ход ее — улыбка, приветливая речь и выражение симпатии парню, второй ход — растерянность от его предложения и отказ. Отказ в ответ на шаг — ход очень сомнительный, это вектор косяка в таком контексте. Но потом Сандра поджидает Тома около магазина и извиняется за свой отказ. Получается даже сильней, чем просто согласие. Но это игра на грани, подражать такому нельзя, поскольку векторы косяка всегда почти рождают недоверие, даже если потом компенсируются. В данном же случае это позволяет Сандре сделать к Тому большой шаг, компенсируя отказ. Что-то подобное вы уже читали в историях про хищников. Они нередко позволяют себе маленький вектор косяка, чтобы компенсировать шагом или вложением. Но для этого надо очень хорошо видеть границы, иначе вектор косяка будет в одну сторону, вложение в другую и слив, и в результате такой рапаньей рыбалки вы уйдете на дно, в черное поле. С векторами и ходами на грани нельзя шутить, это варианты только для людей с очень хорошими границами. Понятно почему?

В фильме у Сандры с этим трюком все получилось хорошо, Том очаровался с первого взгляда, огорчился от отказа, обрадовался от ее извинения, и спустя пару часов общения с ней был уже влюблен по уши.

Остановлюсь пока на этом. Продолжим в комментариях вместе.

Комментарии

zhabakot    04.03.23 09:34
«Вот он подходит к полицейской, которая ругает нарушительницу (Сандру), заступается за бедную девочку, отсчитывает деньги на взятку, снимает дорогие часы, а потом извиняется и забирает это все … Извиняется он тоже не просто так, а когда полицейская называет марку его часов и спрашивает: «Ты пьяный?» Она согласна на взятку, но ломается, оказывает легкое сопротивление, поэтому Макс извиняется и забирает все. И полицейская идет за ним как на поводке» — возможно, здесь получилось так: вопрос «ты пьяный?» либо подразумевает опровержение опьянения и подтверждение того, что Макс в трезвом уме хочет отдать деньги и часы, либо выглядит, будто полицейская указывает Максу, что его присутствие неуместно, но она дает ему возможность уйти без конфликта, списав его поведение на алкоголь. Полицейская рассчитывает на первый вариант, Макс действует по второму. Его реакция в КП, но поскольку неочевидно сам ли он принял решение, а полицейскую подстегивает жадность, она решает считать, что сама его прогнала, идет за ним и становится инициатором обсуждения взятки

evo_lutio    04.03.23 14:32
То есть давайте посмотрим на механизм.
Макс наезжает на полицейскую и предлагает выкуп.
Его дальняя цель — найм девушки на работу, ближайшая цель — помощь ей.
Начинать с помощи — красивый ход, но предложить свою помощь незнакомцу — довольно сложная задача. Вы должны видеть, что помощь нужна и это предложение должно быть уместно. То есть это редкий случай, поэтому в фильмах мы видим обычно либо стихийное совпадение, либо подстроенное, либо дотянутое до границ. Вот здесь — дотянутое. Макс делает вид, что давно наблюдает за полицейской и возмущен ее наглым поведением.
Представьте себе, что он подошел бы и прямо сказал, что хочет дать взятку за незнакомую девушку. Это было бы неестественно, это выбивалось бы из границ нормального поведения. Просто так за незнакомых людей никто не платит, нужен повод, хотя бы сильное беспокойство за их благополучие. Макс же выбрал позицию борца за социальную справедливость.
И второй его ход — извинение и отказ от своего предложения — тоже не на пустом месте. Человек, который дает и забирает обратно просто так, или наезжает и тут же извиняется — косячит, то есть опять выбивается из границ. Нужно основание для перемены курса. Нужен ответный ход, отказ или какая-то новая информация, чтобы сказать: а, понятно, тогда нет. Или, а, тогда извините, не знал.
Видеть границы — это как раз и есть понимание, что нельзя делать ходы аутично, надо видеть, к кому, зачем, надо видеть, какой встречный ход и отвечать на него, а не на свои проекции.
Это очень просто, но мы будем это разбирать, потому что большинство вообще об этом не задумываются, они не видят в другом субъекта, не понимают, что ход не может быть в никуда, в вакуум, что он адресуется конкретному другому человеку и дальше все развивается с учетом его хода, с учетом его отношения.

kkhachaturyan    04.03.23 12:44
В фильме произвели впечатление несколько моментов, которые ранее были описаны в блоге , во время которых физически ощущаешь, как СЗ героев растет:
1) Сандра не смогла расплатиться за книгу и пообещала Тому занести деньги в другой раз. Наверняка сумма была небольшая, но Сандра вернула в тот же вечер со словами «сдачи не надо», такая честная и порядочная, обязательная. Доверие к ней после этого сразу выросло. И несмотря на то, что позже ей потребовалась сумма намного больше, к этому моменту у девушки уже была репутация человека, которому можно доверять.
2) Второй момент в доме у Ричарда и Мадлен, когда Макс разыграл сцену со своим другом «полицейским». Ричард уже достал деньги, чтобы спасти Макса, и тут Мадлен сдает своего же сына, признаваясь, что у него развлечение разыгрывать людей таким образом, помогая Ричарду сохранить деньги и вставая на его сторону, как бы против сына. После этого доверия к ней еще больше и больше сочувствия, что такой порядочной женщине достался такой бестолковый сын.

evo_lutio    04.03.23 14:37
Доверие к Сандре растет и еще от того, что она признается, что хотела получить приглашение, но растерялась, импульсивно отказалась, а потом переживала и вот пришла.
Это инсценированное поведение, но оно построено на хорошем понимании границ. Так вела бы себя девушка, которая не ожидала приглашения, которая не привыкла к приглашениям, которая не имеет целью знакомство. Она была бы застигнута врасплох. Но дальше эта девушка переживала бы и потом откровенно и бесхитростно все вывалила, это показывает, что она простодушна и хочет строить отношения без интриг, прямо и честно.
Так создается образ. И нужно иметь эмпатию, чтобы придумать такую линию поведения.
Если подобное постарается придумать человек без эмпатии, у него получится только серия ужимок, прыжков в разные стороны, холодно-горячо, дальше-ближе, без смысла и без понимания, зачем и что происходит. Вот почему рапан никогда не способен сыграть за нерыбу.

evo_lutio    04.03.23 14:41
А про Мадлен вы полностью правы.
На это и было расчитано. Такой дорогой, такой любимый, такой кумир — сын балбес. Но честность и порядочность Мадлен больше этого, ее уважение к себе и к жениху сильнее этого. Это поднимает ее в глазах последнего и увеличивает доверие к ней. Если раньше были сомнения по поводу ее меркантильных планов, теперь эти сомнения окончательно развеяны.

lorakamzay    04.03.23 15:18
Запомнилась сцена, когда Макс заделает Сандре неожиданное испытание, проверяет ее в деле — сможет ли она за познакомиться с определенным мужчиной в баре и пойти с ним в его номер. Она соглашается, казалось бы разочарованная в нем. Но в следующем эпизоде, когда Сандра задание выполнила и Макс врывается к ним в номер и выгоняет мужчину, видно как она меняет после такого поступка свое отношение к Максу.

evo_lutio    04.03.23 15:28
А зачем он его выгоняет?

lorakamzay    04.03.23 15:48
Чтобы посмотреть, если что-то ценное у него и забирает найденные деньги и драгоценности.

zhabakot    04.03.23 16:44
Возможно, это и была настоящая проверка способностей Сандры. На задании со знакомством она знает задачу заранее, понимает варианты развития событий и может отступить, если что-то пойдёт не так. Но Максу непонятно как она будет действовать в неожиданной ситуации, сможет ли включиться и правдоподобно сымпровизировать. Ведь к ее придуманной биографии вопросы у слушателей будут настоящие

adesigna    04.03.23 18:03
И это как будто проверка, как она будет действовать в ситуации, когда надо отнять что-то у жертвы мошенничества. Причем у той, которую Сандра к себе расположила до этого, выстроила какие-то человеческие отношения.

igurova2018    04.03.23 21:57
Может быть, чтобы Сандра могла больше доверять ему.

Сначала он как сутенер отправляет ее в номер, она расстраивается, но соглашается. А когда Макс выгоняет мужчину, оказывается, что нет, нужно было чтобы пригласил в номер и все.

zheniac    04.03.23 16:13
«Что Мадлен, что Сандра в своем новом образе — тактичные, деликатные, добрые»
Мадлен в сцене с Максом, едва переступив порог, просит прощения, что его ударила. Хотя вроде бы это и очень вписалось в их сценарий и было надо — показывает, что ей не все равно, она переживает за его боль.
У Макса образ другой, и тем не менее в сцене с мужем Мадлен он серьезно и встревоженно спрашивает «Как здоровье?», заметив врачей. Он весь такой, непутевый, но вроде бы и неплохой, и муж Мадлен будто даже с удовольствием дает ему денег. Макс не вызывает антипатии несмотря на свое асоциальное поведение, производит впечатление, что вот он все равно искренний и добрый.

anna_zotova    05.03.23 02:49
Макс еще извиняется потом за свои косяки. Показывает, что осознает, что вел себя не красиво и сожалеет об этом, чем частично их компенсирует.
И «смягчающие обстоятельства» подкидывает- не просто так грубит и хамит, а потому что напился, а напился, потому что девушка ушла к другому, и это после того, как он бизнес потерял. А потом и матушка «ушла к другому», когда он так нуждается в ее поддержке- понятна и его враждебность, и ревность к будущему отчиму.
Причем, обстоятельства становятся известны косвенно, из «случайно» услышанного разговора и от Мадлен, сам не жалуется и не ноет.

duhovniyplastyr    04.03.23 16:31
Впечатлило как Мадлен сочетает независимость и сдержанность с пылкостью. В диалогах как с Максом, так и с миллиардером она эмоциональна и горяча.
Еще был момент, который особо запомнился.
— Ты любишь меня? — спрашивает Мадлен Макса.
Такой вопрос от нее в контексте их отношений и происходящего это, наверное, шар. Его ревность открывает ей КП для такого вопроса, и как будто бы она еще и дает ему понять, что она сверху во всех смыслах и все должно быть так, как она скажет.
— К сожалению, — отвечает Макс. Это горячий шар и, возможно, еще немного предупреждение, что она может доиграться. Для рапана, во всяком случае, это был бы очень вкусный корм короне-кровопийце.

marinarakis    04.03.23 17:05
«Кто понимает, почему только при очень хороших границах женщинам удается совмещать женственность и сильный характер? И почему при очень плохих не получается ни женственности, ни сильного характера?»

Женственность подразумевает уважение и следование гендерным правилам, а сильный характер подразумевает уверенность в себе и умение добиваться своего. Для женщины с хорошими границами эти понятия не конфликтуют друг с другом.

Для женщины с плохими границами женственность и сильный характер — взаимоисключающие понятия. Женственность для них означает что-то вроде слабости и беззащитности, а сильный характер такие женщины считают скорее атрибутом мужественности.

Женщина с очень плохими границами за женственность принимает, вероятно, сексуально-вызывающий имидж, а за сильный характер — штурманство и скалки, поэтому у нее нет ни того, ни другого.

adesigna    04.03.23 20:16
Кажется, что сильный характер это про волевые действия, про способность решать свои проблемы, не опираясь на других людей. Добиться своего может и не получиться, даже у человека самого сильного характера — для положительного результата усилий необходимо ещё и, как минимум, способствующее этому стечение обстоятельств, а возможно и способствующее поведение других людей.
И такой сильный характер не может существовать при «женственности», под которой понимают взваливание себя на другого человека.

adesigna    04.03.23 20:30
Сандра в первом эпизоде общения с Томом всегда опирается только на очевидную информацию, ровно на тот объем, который Том ей раскрыл сам. Как будто он просто продавец, как будто он в стесненных условиях — живет с отцом. И когда он предлагает дать ей денег, она говорит «Что?… Я не понимаю…», уточняет обстоятельства и спрашивает «А почему я раньше об этом не знала?». Сандра отказывается от предложенных денег, говоря, что это большая сумма и что «мы друг другу почти чужие». На фоне того, что Том не раскрывал ей своих истинных обстоятельств жизни до этого разговора, её отказ — это поведение человека с достоинством. Который не будет близко взаимодействовать и обязываться перед тем, кто пошатнул доверие к себе.

terek    04.03.23 21:13
«За счет чего достигается элегантность в имидже, как вы думаете?»
По одному из определений, элегантность — это минимум усилий при максимуме результата.
Возможно, если брать имидж в в фильме, то здесь дело в той сдержанности, которая позволяет по максимуму использовать палитру более тонких оттенков. Всё уже давно в намёках и деталях. Здесь получается, чем общий тон тише, тем игра таких деталей в общем-то богаче становится. И интересней.
Там разве что только серьги полфильма совсем уж откровенно говорят, что муж миллиардер. И то, наверное, для красивой картинки фильма.

terek    04.03.23 22:43
Эпизод, где Макс начинает её учить. Наверное, драматургическое преувеличение про любимый фильм ради сюжетного хода. Но вот он ей рассказал про Титаник, и тут же дал задание, более того, обозначил объёмы. И тут же первый штраф. Притом сначала отдельным вопросом в сторону про деньги, а потом ставит перед фактом. Два раза. И в конце пояснил на её фразу про имя.
До этого эпизода у них были одни отношения (ну или она так думала, хотя она уже на рукавах повелась), после этого эпизода у них строгая иерархия.
Ну и что страха нет у него вообще. Даже намёка. Например, в конце когда на их встрече шорох начинается, так убедительно стоит, как будто не ему сидеть, если что. Ноль суеты. А так стоять в такой ситуации может только человек, который ну совсем ничего в жизни не присваивает, только взаимодействует. На контрасте с имиджем это всё ещё более неожиданно. Невольно герой симпатию вызывает.

anna_zotova    05.03.23 04:08
Эпизод, когда Макс ревнует Мадлен: «Я вижу, как ты на него смотришь. Он тебя зацепил.»
Мадлен сразу немного нивелирует это тем,что: «конечно, он же миллиардер», потому что деньги- их общая цель. А потом говорит о единственном объективном преимуществе Макса- возрасте, физической форме. И тут же показывает значимость этого для нее, инициируя близость, словно ей это больше надо, чем ему. Наверное, это шар и корм, которые компенсируют вектор косяка.

anna_zotova    05.03.23 04:33
И в финале, в самолете, зеркальная ситуация- Мадлен говорит Тому про Сандру: «Ты увлекся ею? Все нормально,я пойму». Как бы признавая и предлагая компенсацию за свой косяк, когда бросила его ради другого. И тут, вроде, рассматривать Сандру как вещь- вне границ, но Мадлен уверена,что та от Тома абсолютно без ума.

evo_lutio    05.03.23 07:42
Почему как вещь?
Какая связь между увлечением кем-то и овеществлением?
Вы как зубрилы, которые записали в шпаргалку что-то, но сути не поняли совсем.

evo_lutio    05.03.23 07:43
Где вектор косяка?
Какой вектор косяка?
Зачем вы пытаетесь угадать?

terek    05.03.23 08:03
Эпизод, где Мадлен елейно подбирает квартиру Тому.
Кажется, что у героини уже вообще все настройки слетели, и тут, когда она вывела его на реакцию про маму, она вдруг резко переключает тон и в грубой форме говорит ему повзрослеть. А на его справедливый аргумент, что у него украли приличную сумму денег, бьёт ему точно в правду, что да, украли, но ищет он эту девушку всё равно, только чтобы снова увидеть.
Странно звучит только «Не ври мне» после этого. Хотя может тоже такая себе инсценировка сильной женщины, которая переживает.

evo_lutio    05.03.23 12:41
Честно говоря, это слабая тема. Вообще, все сцены, где Мадлен — жадная мошенница, слабые.

evo_lutio    05.03.23 12:42
Ну у нее и не получается ничего.
В приближении к финалу автор наказывает Мадлен, показывает ее этическую уязвимость, поэтому там уже никакой рыбалкой и не пахнет.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio