Мерилин Монро и терапия травм

img4811-554361

Последний психоаналитик Мерилин Монро Ральф Гринсон так описывал психотерапию с Монро, что очевидно: он надевал на нее колпачок, а на себя корону Спасателя. Увидите это? А секрет обаяния Монро?

«Гринсон начал следующую беседу с обычных вопросов о первых годах жизни и детстве. Мэрилин долго молчала, затем обронила только одно имя: Грейс.

— Кем она была для вас?

— Никто, подруга моей настоящей матери, то есть, я хотела сказать, ненастоящей. Настоящая — это Грейс; она хотела сделать из меня кинозвезду. Что хотела сделать из меня мама, я не знаю. Убить меня? Странно, я только вам могу об этом сказать. Я всегда говорю журналистам, что моя мать умерла. Она жива, но я не вру, говоря, что она мертвая. Когда меня отдали в детский дом на Эль Сентро-авеню, я кричала: «Нет, я не сирота! У меня есть мама! У нее рыжие волосы и нежные руки». Я говорила правду, только вот она ни разу до меня не дотронулась.

Гринсон счел, что эта история об умершей матери не была ложью. Мертвая была на самом деле жива, но когда Мэрилин сказала, что ее живая мать словно мертвая, она говорила правду. Он не стал интерпретировать.

— Чему вы учились, прежде чем стать актрисой?

— Я не закончила среднюю школу. Я позировала, была натурщицей. Всматривалась в зеркала или в людей, чтобы узнать, кто я такая.

— Вам для этого нужен был взгляд других людей? Мужчин?

— Почему же только мужчин? Мэрилин не существует. Когда я выхожу из своей гримерной на съемочную площадку, я Норма Джин. И даже когда камера снимает, Мэрилин Монро есть только на экране.

— Вы поэтому испытываете такую сильную тревогу, когда должны сниматься? Вы боитесь, что кино украдет у вас ваш образ? Женщина на экране — не вы? Образ дает вам жизнь и в то же время он вас убивает? А живой взгляд настоящих людей в реальной жизни?

— Слишком много вопросов, доктор! Я не знаю. Мужчины на меня не смотрят. Они бросают на меня взгляд, но это не то. С вами все по-другому. В первый раз, когда вы меня приняли, вы посмотрели на меня словно из глубины самого себя. Как будто во мне был кто-то, с кем вы собирались меня познакомить. Мне от этого стало легче.

Психоаналитику понадобилось некоторое время, чтобы заметить одну странную, беспокоящую деталь. В промежутке между двумя взглядами, когда никто на нее не смотрел, лицо Мэрилин, расслабляясь, словно увядало, умирало.

Хотя Мэрилин сразу показалась Гринсону умной, его, тем не менее, удивила ее любовь к поэзии, театру и классической музыке. Артур Миллер, третий муж Мэрилин Монро, за которого она вышла четыре года назад, решил расширить ее кругозор, и за это она до сих пор была ему благодарна. В то же время она не упускала случая высказать ядовитую обиду на него: он холодный, бесчувственный, его привлекают другие женщины, им помыкает его собственная мать. В ту пору ее брак уже пошатнулся. Ив Монтан стал лишь предлогом. В действительности она отдалилась от мужа по другим причинам.

Психоаналитик специально встретился с Миллером и обнаружил, что он действительно дорожит своей женой и искренне обеспокоен ее состоянием, хотя время от времени сердится и отталкивает ее. «Мэрилин нуждается в безусловной любви и преданности. Иначе все для нее невыносимо».

Впоследствии Гринсон думал, что Монро, вероятно, в итоге прогнала Артура Миллера по сексуальным причинам. Она считала себя фригидной, и ей было трудно получить больше нескольких оргазмов с одним и тем же мужчиной.

После смерти Мэрилин один разговор подтвердил чувство, которое появилось у Гринсона, когда он увидел ее впервые: у нее есть тело, но она — не это тело.

«В конечном итоге, — сказал ему Миллер, устремив взгляд в пустоту, — что-то божественное рождалось из этой бесплотности. Она была совершенно неспособна порицать, осуждать — даже тех людей, которые причинили ей боль. Находясь рядом с ней, любой встречал безусловное приятие, входил в зону какой-то лучезарной святости, покинув ту жизнь, в которой безраздельно царствует подозрение. Она была наполовину королевой, наполовину потерянной девочкой, то поклоняясь своему телу, то отчаиваясь из-за него».

Вскоре после этого психоаналитик рассказал своему коллеге Уэкслеру о впечатлениях от начала терапии. «Когда ее тревога растет, она начинает действовать, как сирота, брошенный ребенок, проявляя мазохизм, который провоцирует окружающих на то, чтобы плохо обращаться с ней, оскорблять ее. История ее прошлого все более и более фиксируется на травмах, которые переживают сироты. Эта тридцатичетырехлетняя женщина до сих пор живет в убеждении, что она всего лишь брошенная беззащитная девочка. Она чувствует себя маленькой и незначительной. В то же время весьма гордится своей внешностью, хотя и не удовлетворена сексуально. Она считает себя очень красивой, даже самой красивой на свете. Когда она должна появиться на людях, то делает все, чтобы выглядеть обольстительно и произвести хорошее впечатление; а у себя дома, когда никто ее не видит, совершенно не обращает внимания на то, во что одета. Украшать свое тело — это для нее основной способ обрести некоторую стабильность, придать жизни смысл. Я сказал ей, что, насколько я знаю, действительно красивые женщины не все время красивы. В некоторые моменты, в некоторых ракурсах они банальны и даже уродливы. Это и есть красота — не состояние, а преходящий момент. Как мне показалось, она не поняла моих слов», — заключил Гринсон, покидая своего компаньона и не оставив ему возможности ответить. Уэкслер хорошо знал его, он понимал что Ральфу Гринсону не хватает не столько ответов, сколько вопросов» (М. Шнайдер «Последний сеанс Мерилин»)

Смерть Мерилин от суицида (или просто передозировки) оказалась серьезным ударом по Гринсону и по психоанализу в целом. Психоанализ даже называли одной из возможных причин ее смерти. А Гринсон так и не смог оправиться после произошедшего, в том числе и физически, свернул терапевтическую деятельность, болел и хандрил. Этот несчастный опыт прошел трактором и по его судьбе.

На самом деле у Мерилин была душевнобольная мать, из-за чего девочку забрали в сиротский приют, психически больная бабушка, а сама она регулярно принимала большие дозы препаратов наркотического действия, стремясь справиться с бессонницей, которую в свою очередь провоцировали отмена этих препаратов. К смерти ее привело, в основном, это, а не что-то другое. Она опаздывала на несколько часов на съемки из-за лошадиных доз снотворных, которые она принимала, и эти опоздания и конфликты со съемочной группой вгоняли ее в стресс, с которым она опять справлялась с помощью препаратов. Ей нужна была терапия отвлекающая ее от сампокопания и обращающая ее фокус вовне, на ресурсы.

Гринсон честно лез из кожи, чтобы помочь ей. Мерилин хотела, чтобы он работал с ней очно каждый день и постоянно был на связи по телефону. Гринсон был очарован Монро, а она была в восторге после знакомства с ним и говорила домработнице Лине Пепитоун, по воспоминаниям той:

— Лина, Лина, наконец-то я нашла себе его. Я нашла себе Иисуса!

— Иисуса?

— Да, Лина, я зову его Иисусом. Он для меня творит чудеса!

(«Случай Мерилин М. и другие провалы психоанализа» Л. Мекаччи)

Дальше Лина описывала, что чем больше продолжалось погружение Мерилин в эпизоды прошлого, тем чаще она говорила про свое «сиротство» и свое несчастное детство, а раньше об этом не упоминала.

Случай Гринсона и Мерилин подтолкнул психоаналитическое общество к пересмотру правил терапии, к осознанию роли границ в общении психотерапевта и клиента.

Нет сомнений, что терапия при которой терапевт и клиент находятся в таком слиянии как Гринсон и Мерилин, может быть опасна, особенно для неуравновешенных клиентов. Многие обвиняли Гринсона в том, что он завладел умом Мерлин из корыстных соображений, она приносила ему большие деньги. Но Гринсоном двигала, конечно, не корысть, а любовь к ней, которую он сам не мог честно отрефлексировать из-за короны Спасателя.

Сможете описать эту корону?

«Анна Фрейд сразу же обратилась к нему с соболезнованиями: «Я страшно сожалею о Мэрилин Монро. Я точно знаю, что вы чувствуете, потому что у меня случилось то же самое с одним из моих пациентов, который несколько лет назад принял цианид перед моим возвращением из США. Постоянно прокручиваешь все в голове, чтобы найти, что можно было сделать лучше, и остаешься с ужасным чувством поражения. Но, знаете, я думаю, что в таких случаях нас действительно побеждает что-то, что сильнее нас и против чего психоанализ, несмотря на всю его действенность, слишком слабое оружие».

Гринсон ответил тотчас же:

«Дорогая, дражайшая Анна Фрейд.

С Вашей стороны действительно великодушно написать мне с таким пониманием. Это был страшный удар во многих отношениях. Она была моя пациентка, я заботился о ней. Она была такой жалкой, в ее жизни было так много страшного. У меня были надежды, связанные с ней, мы думали, что продвигаемся вперед. Теперь она мертва, и я осознаю, что все мое знание, мое желание и моя решимость оказались недостаточны. На самом деле я был для нее больше, чем внимательный терапевт. Чем я был для нее? Я не знаю. Возможно, братом по оружию в битве с тьмой. Возможно, мне следовало увидеть, что я был для нее и врагом, так же, как и она для меня. «Рабочий альянс» имеет свои пределы. Это не моя вина, но я последний мужчина, который бросил эту странную и несчастную женщину. Видит бог, я старался, но не смог преодолеть все деструктивные силы, которые были развязаны в ней несчастьями ее прошлой и даже настоящей жизни. Иногда я думаю, что весь мир желал ее смерти — или, во всяком случае, многие люди в мире, особенно те, кто после ее смерти скорбел напоказ. Это приводит меня в ярость. Но, прежде всего, я чувствую печаль и разочарование. Это удар не только по моей гордости, но и по моей науке, хорошим представителем которой я себя считаю. Мне понадобится время, чтобы пережить это; я знаю, что от этого останется шрам. Мои добрые друзья прислали мне сочувственные письма, и это помогло. Мне больно вспоминать, но, только думая об этом, я смогу это когда-нибудь забыть…» (Шнайдер)

Что касается Анны Фрейд, она тоже занималась с Мерилин терапией и провела несколько сеансов (1956 год), после которых у Мерилин был очень здоровый и плодотворный период, по ее отзывам и отзывам близких. Потом она снова искала психотерапевта, Анна порекомендовала ей Крис, а позже Крис порекомендовала ей Гринсона (1960 год).

Что же имело такой хороший эффект в случае Анны Фрейд?

Анна убедила Мерилин начать посещать приют и играть там с детьми. Скорее всего именно это помогло Мерилин обрести устойчивость, а не копание в детстве.

До этого Мерилин страдала из-за очередного выкидыша и тщетных попыток стать матерью. Возможность играть с маленькими детьми, особенно сиротами — лучший способ терапии депрессий у несостоявшихся матерей. Если женщина очень хочет, но не может родить, ей следует обратить свое внимание в сторону маленьких сирот или маленьких родственников, если они есть, то есть в сторону детей, о которых она может всерьез заботиться, а не просто изредка играть как с детьми подруг.

Это помогает прийти в равновесие куда лучше, чем обвинение природы и родителей в отсутствии собственных детей.

По приведенным отрывкам видно, что большее уважение к Мерилин и отсутствие жалости принесли бы Гринсону больше успеха?

А понятно ли из фрагментов, что психолог должен помогать переводу фокуса на других, а не залипанию на себе, блужданию в прошлом и копанию в травмах? Терапия может быть очень вредной, если человек погружается в себя, суживая мир до точки своего Я.

Комментарии

iron_vobla    08.12.21 16:26
« — Слишком много вопросов, доктор! Я не знаю. Мужчины на меня не смотрят. Они бросают на меня взгляд, но это не то. С вами все по-другому. В первый раз, когда вы меня приняли, вы посмотрели на меня словно из глубины самого себя. Как будто во мне был кто-то, с кем вы собирались меня познакомить. Мне от этого стало легче.»

Возможно, вот в этом отрывке про обаяние есть
Во время общения фокус на собеседнике и она сама вот в этом своём образе
«Мужчины на меня не смотрят» говорит ему секс-символ эпохи
И ещё какой он для неё особенный, и как с ним всё по-другому (хотя с ним и должно быть по-другому — он психотерапевт её) и она одновременно как будто и восхищается его профессионализмом и работой и выделяет среди мужчин и он не справился с этим ее потоком обаяния и слил границы

evo_lutio    08.12.21 17:51
Да, конечно.

Все так.

igurova2018    08.12.21 17:05
«— … Всматривалась в зеркала или в людей, чтобы узнать, кто я такая.

— Вам для этого нужен был взгляд других людей? Мужчин?

— Почему же только мужчин? Мэрилин не существует. Когда я выхожу из своей гримерной на съемочную площадку, я Норма Джин. И даже когда камера снимает, Мэрилин Монро есть только на экране.

— Вы поэтому испытываете такую сильную тревогу, когда должны сниматься? Вы боитесь, что кино украдет у вас ваш образ? Женщина на экране — не вы? Образ дает вам жизнь и в то же время он вас убивает? А живой взгляд настоящих людей в реальной жизни?»

Мэрилин описывает период самоопределения, где она внимательно изучала свою внешность и обратную связь от людей.
Гринсон заподозрил слишком сильную зависимость от мужского взгляда, хотя речи об этом не шло.
Мэрилин отрицает это, показывает свою способность разделять себя и персону.
Гринсон же не может смириться с тем, что ничего страшного с Мэрилин не происходит, что по крайней мере в этой части жизни она справляется, и выдвигает сразу несколько предположений, одно страшнее другого. Переводит внимание Мэрилин на мысли о диссоциации и на том, что что-то может ее убивать.

evo_lutio    08.12.21 18:03
Почему-то именно туда, где у нее все отлично, он направляет взгляд.

И выискивает проблемы там, где она — богиня.

Нет бы поговорил про ее реальные страхи.

Они у нее не были связаны ни с сексом, ни с мужчинами, ни с телом, ни с чем таким, там у нее все было отлично.

Совсем другие вещи ее мучили.

yulia_che    08.12.21 19:02
Видимо, потому что как раз спасать аналитику хотелось её, как мужчине. Он, как Спасатель, видел свою «силу» в том, чтобы доказать ей, что она очаровательна для мужчин и преподнести главный приз, очаровала Его, аналитика-психотерапевта. А ей, кажется, как раз его очарованность была очевидна. Она применяла довольно незатейливые методы, «с Вами всё по-другому». И сюдя по тому, что автор книги до сих пор не видит этого, слова Мерелин бережно сложены в шкатулочку.

evo_lutio    08.12.21 21:50
Автор книги другой человек. Какая ещё шкатулочка?

И Гринсон не голодный рапан, секс его интересовал намного меньше, чем работа, он был предан своей профессии.

Чушь какую-то вы написали, он совсем не это ей доказывал. Он пытался ей объяснять, что красота не главное.

shamanova    08.12.21 17:32
“— Вы поэтому испытываете такую сильную тревогу, когда должны сниматься? Вы боитесь, что кино украдет у вас ваш образ? Женщина на экране — не вы? Образ дает вам жизнь и в то же время он вас убивает? А живой взгляд настоящих людей в реальной жизни?

— Слишком много вопросов, доктор!”

Вот эти вопросы, будто и не вопросы вовсе. Психоаналитик здесь будто забыл кто у кого на приеме и излил на Мэрилин своё решето с «прояснилось» и с побуждением тот час с ним согласиться.
Здесь ещё видно, как он смотрит на кумира миллионов (если не миллиардов) на много десятилетий вперёд с такой снисходительностью, дескать, «все эти богатые и знаменитые такие же слабые и ранимые, тех красивых и сильных людей, которых мы видим, на самом деле не существует, они существуют лишь на экране, но это мираж и фикция. Вот она настоящая, сидит передо мной эта брошенная беззащитная девочка со своим увядающим лицом, которую убивает женщина на экране, и никто не видит ее так, как я, они лишь «бросают взгляд».»

evo_lutio    08.12.21 18:05
Да, столько жалости к успеху.

Все равно что ему, известному психоаналитику, сказать:

«Ты с таким остервенением копаешься в душах других, чтобы скрыть от себя собственную пустоту?»

Кроме глупого хамства в этом не будет ничего.

vivrepourvivre    08.12.21 17:35
«Последний психоаналитик Мерилин Монро Ральф Гринсон так описывал психотерапию с Монро, что очевидно: он надевал на нее колпачок, а на себя корону Спасателя. Увидите это?»

Гринсон считал, что причина всех проблем Монро — некие «деструктивные силы», корень которых в неблагополучном детстве и травматичном опыте из прошлого. По мнению психотерапевта, это делало актрису странной и глубоко несчастной женщиной, а исправить это могло и должно было лишь наличие «брата по оружию» и кого-то, кто «больше, чем просто терапевт». Здесь Ральф Гринсон проецировал на Мерилин Монро своё желание близости, а называя себя последним мужчиной, бросившим звезду, он фактически презентует себя её партнёром, которым он ей не являлся и хотя бы уже поэтому бросить её не мог, к тому же и в качестве терапевта он присутствовал в её жизни до последних дней. Нежелание говорить о неблагополучном детстве, которое было у Монро поначалу, Гринсон принимал за попытку отрицания и даже вытеснения этого опыта, что, как ему казалось, подтверждало это в качестве настоящей причины всех проблем в настоящем. При этом ему же казалось, что постоянное обращение к этой теме со стороны «брата по оружию», объединившемуся за всё хорошее против всего плохого («альянс»), сможет спасти актрису от всех страданий. Может быть, первое было колпачком на Монро, второе короной Спасателя на себе. Ральф Гринсон не замечал, что сам всячески содействовал к оживлению в Мерилин Монро травматичных воспоминаний, а постоянное возвращение к детскому опыту и эфемерному воздействию окружающего «зла» в виде недоброжелателей никак не способствовали положительной динамике в терапии актрисы.

evo_lutio    08.12.21 18:31
Если человек лежит на кушетке, ему можно навязать любую идею.

Под легким давлением он вспомнит, как его насиловали родители во сне, как его привязывали в полгода и раскачивали на люстре, демонически хохоча, как он безумно страдал в год и два от страха и одиночества, даже если в реальности был смешливым и румяным карапузом.

Кушеткой нужно пользоваться осторожно, чтобы не натаскать репейника и не навыращивать монстров.

Поток свободных ассоциаций должен быть свободным.

Но лучше не поощрять бесконечное решето, а направлять поток сознания в конструктивное русло вопросами:

— Как это изменить?

— Что с этим можно сделать?

— От кого это зависит?

Так можно худо-бедно вырулить в пространство тех желаний, реализация которых в границах клиента.

И это уже будет конструктивный диалог.

vivrepourvivre    08.12.21 19:43
В тексте видно, как фокус Гринсона то и дело падает на тело Мерилин Монро. Вероятно можно сказать, что в этом фрагменте речь идёт о плохо рефлексируемом психоаналитиком влечении к актрисе, из-за которого он был сфокусирован на имидже Нормы Джин, её телесности, сексуальности, визуальном облике:

«После смерти Мэрилин один разговор подтвердил чувство, которое появилось у Гринсона, когда он увидел ее впервые: у нее есть тело, но она — не это тело»

Здесь господин Гринсон буквально сам формулирует этот конфликт, только ошибочно приписывает его самой Мерилин, а не самому себе. «У неё есть тело», но она якобы что-то другое. Скорее это психоаналитик старался отвлечься от тела Монро, безуспешно, от чего и возникло это странное противопоставление, за которым последовала попытка внушения актрисе беспокойства по поводу деперсонализации.

«Когда ее тревога растет, она начинает действовать, как сирота, брошенный ребенок»

Когда человек находится в состоянии тревоги, ему трудно управлять собой. Это не признак жизни внутри человека «брошенного ребёнка», а ухудшение самоконтроля на фоне высокого уровня тревожности и низкоэнергетического состояния. Такая тревожность может быть связана с косяками и их последствиями, а находясь в этом состоянии человек косячит ещё больше, даже если речь идёт не про приём сильнодействующих препаратов. Обращая в этот момент внимание на «внутреннего брошенного ребёнка» и лелея его, проблема не уменьшается, а растёт, и тревожность лишь возрастает. Если бы психотерапевт был сконцентрирован на прокачке ресурсов, он бы не формулировал проблему подобным образом. И сама фраза про сироту — следствие жалости и недостаточного уважения со стороны психотерапевта.

«Эта тридцатичетырехлетняя женщина до сих пор живет в убеждении, что она всего лишь брошенная беззащитная девочка. Она чувствует себя маленькой и незначительной»

Это проекция из-под короны Спасателя: так воспринимал Норму Джин сам Гринсон, а не она сама.

evo_lutio    08.12.21 20:28
Она одарила его восторгом и назвала его Иисусом. Эта женщина по уровню обаяния была супер-хищницей. От такой мужчине не уйти.

Гринсон, кстати, откровенно писал, что они были «странной парой», она, такая красивая, и он такой некрасивый.

Вот у него были проблемы с телесностью, ему надо было учиться у этой воплощённой Афродиты.

evo_lutio    08.12.21 20:38
Ещё один супер-обаятельный и сексуальный человек, Марлон Брандо, писал, что она очень раскована и нежна как любовница.

А мужчины с сексуальными проблемами вечно называли ее зажатой, фригидной и несчастной.

Заметно по ней! Если ММ зажата, то все остальные вообще не живые.

romashka43    08.12.21 21:19
Цискаридзе в интервью Стрелец рассказывал, какие фильмы его вдохновляют. И о Монро:

«…потом «В джазе только девушки». Когда я первый раз посмотрел проход Мэрилин Монро на вокзале… Для меня до сих пор это одно из самых женственных явлений на экране. Она не играет, понимаете? Она плывет. Это сыграть невозможно, сколько людей пыталось это повторить, но ни у кого не получилось. Органика, кошачья органика, ее переиграть в кадре невозможно. Монро ведь ненавидели за это, потому что люди, величайшие драматические артисты с ней рядом играли, а она просто одним плечом поведет и убивала их всех. Органика. Это бог дал. Наградил таким. Есть замечательный фильм «Принц и танцовщица», где Лоуренс Оливье великий с ней играет – и она его в кадре убивает просто. Он гениально играет, а Мэрилин Монро его как куренка сделала».

evo_lutio    08.12.21 21:56
Во время съёмок «Принц и танцовшица» она как раз занималась с Анной Фрейд.

Про съёмки этого фильма снят довольно глупый фильм «Семь дней и ночей с Мерилин». Кто-то видел?

shamanova    08.12.21 21:55
Он практически как те женщины, которые рассматривают фотографии звёзд и говорят: «Ой, ну она толстая какая-то, и ноги коротковаты, и вообще, у неё целлюлит пышным цветом.» И делают вывод, что все эти секс-символы ничего такого из себя не представляют, так, мишура, что звёзды ни чем этих женщин не лучше. Даже хуже! У них-то ноги длиннее. И весят они меньше. И в спорт-зал Мэрилин не ходила, а ей было бы полезно. И вообще, у неё три развода, фригидна была, все вон говорят, а они-то доярки со стажем звёзды в постели. Но отчего-то для Мэрилин — бриллианты, слава и любовь мира, а им — не то чтобы то же самое.
Вот только не видят, что одного движения ее брови было достаточно, чтобы пронзить сердце насквозь.

vivrepourvivre    08.12.21 20:41
«Она одарила его восторгом и назвала его Иисусом»

Назвала Спасателя Спасителем.

evo_lutio    08.12.21 22:00
Он по профессии был реальный спасатель, без короны, но вот Мерилин он спасал не от того.

rebelsystem    08.12.21 20:46
В письме Анне Фрейд у Гринсона фокус только на себе, плохое «мы». Смерть Мерилин как будто крутиться только вокруг него и зависела максимально от него:

«У меня были надежды, связанные с ней, мы думали, что продвигаемся вперед.»

«Теперь она мертва, и я осознаю, что все мое знание, мое желание и моя решимость оказались недостаточны. На самом деле я был для нее больше, чем внимательный терапевт. Чем я был для нее?»

Все, что он пишет про Мерилин, что она была «жалкой», «страной и несчастной».

evo_lutio    08.12.21 21:52
Да.

anastasiya_kn    08.12.21 20:49
Может быть, вот это еще к секрету обаяния

«Она была совершенно неспособна порицать, осуждать — даже тех людей, которые причинили ей боль. Находясь рядом с ней, любой встречал безусловное приятие»

romashka43    08.12.21 21:24
Ирочка)

evo_lutio    08.12.21 22:05
Это и называют «женственность», мягкость и теплоту.

lemyshok    08.12.21 21:33
Тут наверное весь этот кусок подходит:

«что-то божественное рождалось из этой бесплотности. Она была совершенно неспособна порицать, осуждать — даже тех людей, которые причинили ей боль. Находясь рядом с ней, любой встречал безусловное приятие, входил в зону какой-то лучезарной святости, покинув ту жизнь, в которой безраздельно царствует подозрение.»

Бесплотность — это, возможно, эффект хороших границ и отсутствие багов. Как от людей с большими багами ощущение тяжести и грузности, так и от людей без них — лёгкость и невесомость, как будто не человек, а сказочная фея. Вот у неё наверное это было, умение общаться в границах и с фокусом на другом, и не только не грузить самой, но и с него снимать груз в какой-то мере. Поэтому ни подозрения, ни напряжения рядом с ней не возникало.

evo_lutio    08.12.21 21:41
Все-таки хороших границ в повседневном общении у неё не было, иначе она была бы устойчива и не шаталась так.

Но с принятием своего тела, пола, своей внешности, своей сексуальности все было в порядке.

vivrepourvivre    08.12.21 21:42
Может быть и про имидж тоже…

Сказочная фея, спустившаяся с Облаков.

vivrepourvivre    08.12.21 21:56
Не об этом, конечно, речь совсем, но ассоциативный ряд соответствует типу имиджа Облако: «лучезарно», «бесплотно». То есть описывая даже что-то вообще другое, автор тут заворожён имиджем Монро.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio