Синдром отличника

Вот что я заметила, наблюдая за участниками курса.

Научиться видеть поле большинству мешает одна вещь.

Чтобы видеть поле, нужен всего один навык — способность видеть людей как субъектов.

Это значит понимать, что каждая фигура в поле управляется своим собственным кукловодом.

На каждую фигуру — свой кукловод, своя воля.

Большинство людей воспринимают реальность так, будто они — единственный кукловод и все фигуры привязаны к их пальцам как марионетки. Иногда пальцы их не слушаются и надо потренироваться, чтобы управлять фигурами ловко. Примерно так они представляют себе рыбалку — научиться манипулировать фигурами как пальцами своей руки.

Вот почему они залезают в чужую голову, планируют за других, потому что видят вместо нескольких суверенных Я единое Мы.

Они не чувствуют, что каждым движет своя воля, свои интересы, свои влечения, своя польза и своя выгода.

Поэтому они не обращают внимания на способы, как привлечь чужую волю на свою сторону, как найти общие интересы, чем вызвать влечение другого, они все время копаются в себе, формулируют свои желания, злятся на свои непослушные пальцы, словно их воля царит над всем. Это и называется слиянием.

Умозрительно они признают, что у всех есть воля, но в ситуации этого не чувствуют, не принимают этого в расчет, не имеют чужую волю в виду.

Как только формируется вот этот главный навык — видеть над каждой фигурой отдельного кукловода, поле становится видно и процессы в нем понятны. Ровно так, как если бы у вас открылся третий глаз.

Дальше уже понимание растет быстро, каждая ситуация интегрируется в новую картину и пополняет ее, это происходит стремительно и каждый день.

Но вот этот блок неразделения границ, это слияние, мешающее увидеть субъектов — это непроходимая плотина, на борьбу с которой иногда уходят годы, а большинство с этим даже не борются, так и живут.

И чем умней, чем интеллектуальней человек, тем виртуозней он иногда уклоняется от этой борьбы, тем хитрей рационализирует свою плотину, чтобы ее сохранить.

Вот почему существует много интеллектуальных рапанов и не так мало туповатых нерыб.

Про последних говорят, что у них очень развит «эмоциональный интеллект», а обычный так себе.

Интеллект может быть хорошим, а границы плохими. И наоборот.

Курс «Психоалхимия. Траблшутинг», экватор которого мы сегодня пересекли, то есть прошли ровно половину, 7 дней, построен так, чтобы вскрывать упомянутую плотину как минимум 9 раз за квест.

Каждое вскрытие плотины — это значок «тест провален» или «тест пройден», когда участник курса выбирает вариант хода за героя-нерыбу.

И провалы, и победы вскрывают плотину. Но по-разному.

Когда вы видите «провален», вы испытываете негативную реакцию и ваш мозг запоминает правильный ход как оберегающий вас от негатива. Понимают ход и ситуацию все по-разному, иногда вообще не понимают, вот почему ход запоминается у всех по-своему, не у всех верно, но абсолютно у всех это работает на разделение границ. Независимо от понимания хода!

Именно в этот момент вы ощущаете чужие границ, причем чувствуете, что нарушать их опасно.

Когда вы видите «тест пройден», вы испытываете положительную реакцию и ваш мозг запоминает правильный ход как что-то, связанное с наградой. Вы опять можете не до конца понимать, что это за ход и что за контекст, но ваше непонимание не мешает почувствовать границы. В отличие от первого случая, с провалом, вы запоминаете границы как нечто очень приятное и полезное для вас.

То и другое одинаково полезно.

Таким образом, каким бы ни был ваш результат, эффект для формирования границ есть в любом случае, и он должен быть у всех участников. Корона ваша и ваш ЗВ этот эффект могут минимизировать, но даже в этом случае он будет, а чем меньше корона и лучше локус контроля, тем ощутимей и полезней вам будет эффект.

Это будет происходить со всеми, для этого не нужно даже понимания. Я делала этот курс тщательно и долго, в нем есть все, что для этого нужно.

Но существует одна вещь, которая мешает мне вам помогать.

Сейчас я попробую ее описать, а вы в комментариях дополните меня своей рефлексией по этому поводу и наблюдениями за другими участниками, которых вы видите в комментариях в ленте на курсе, когда мы обсуждаем материалы.

Многие люди, даже наверное большинство, воспринимают квесты на курсе как возможность накормить свою корону.

Это «синдром отличников», пятерка ради самолюбования, а не ради обучения.

Что происходит с такими людьми?

Они готовятся к квесту как к экзамену, настраивают свой интеллект, внимательно следят за формулировкой вопроса, чтобы предсказать и предугадать правильный ход.

Контекст они почти не проживают, потому что боятся отвлекаться. Проживание — это переключение на эмоции, а они стараются думать интеллектом. Им нужен высокий балл за квест, желательно все 9, но не меньше 7, иначе их корону бомбит, они несчастны, настроение их испорчено.

Если им удалось угадать все ответы, у них эйфория, их корона пирует, они чувствуют себя нерыбами.

Это очень глупо, друзья — идти на курс за кормом для короны.

Зачем вам считать себя нерыбами, если личная жизнь ваша хромает на одну или обе ноги?

Вы живете в браке в дефолте, хорошо если не в остром, или вы в разводе, что само по себе — уже провал.

Вы плюсуете в отношениях или сидите в зеленом винограде, а может быть постоянно избегаете отношений, потому что не верите в свою способность держать баланс.

Вот на что похожа жизнь большинства людей, и моих комментаторов тоже, за редкими исключениями.

И даже если в личной жизни у вас в данный момент все неплохо, признайтесь, положа руку на сердце, вам есть куда расти.

Вы хотели бы научиться тому, чего пока не умеете, хотели бы улучшить свои границы. Вот для чего есть смысл приходить на курс.

Зачем вам эйфория на квестах?

Если получится так, что у вас будут все 9, каждый день, а в личной жизни та же самая беда, это докажет только то, что вы умеете угадывать или что мои квесты слишком просты для вас и легко берутся вашим интеллектом. Границы ваши не станут лучше от того, что вы вычислите правильный ответ.

Обучение совсем не так проходит. Оно происходит в тот момент, как вы прошли тест в квесте, прочитали и осмыслили правильный ответ, в этот момент вы способны на инсайт и можете прочувствовать субъектность героя, можете пережить сложный и недоступный многим для переживания «феномен чужих границ» и понять изнутри, что такое ход в границах. После квеста, читая заключение, вы должны увидеть поле и всю линию ходов героя, весь общий рисунок его действий. Только в конце квеста поле ситуации вы должны увидеть ясно. В начале оно видно лишь частично, поэтому многие ходы вам заведомо не очевидны.

Увидеть линию целиком — это самая главная часть квеста. Заключение — это кульминация каждого дня обучения.

Только видя линию целиком, вы и учитесь рыбалке. Квест нужен только для того, чтобы втянуть вас поглубже, дать почувствовать ходы изнутри. А главное — увидеть всю линию. Но вы часто смотрите на нее маленькими обиженными глазками сквозь слезы разочарования в себе и главный рычаг обучения используете лишь частично.

Если вы проходите квест на 7 или 8 из 9, вы должны обратить внимание не на свою браваду, а на то, почему эти ходы верны, вам нужно увидеть героя и его ходы, увидеть стратегию. А вы почиваете на лаврах и радуетесь, что вы выиграли. Лучше бы вы выигрывали в жизни, а во время курса учились бы, а не радовались выигрышу.

И когда вы проваливаете тест в квесте (их в каждом квесте 9), вы должны не печали предаваться и не злиться на себя, что не удалось угадать, а обратить взор к герою, к его ситуации, почувствовать, как ход героя расширяет красное поле, как он участвует в общей линии поведения. Пока вы будете фокусироваться на этом и переживать это, а не свою боль, ваши собственные границы станут лучше.

А ваш фокус постоянно улетает к короне. То кормлению ее, то к оплакиванию, что не удалось накормить.

Это я постоянно читаю в комментариях и вижу по обсуждениям в ленте.

Это ваша цель — подтвердить, что вы уже сейчас имеете отличные границы, что вы все умеете, а ваша несчастная личная жизнь — это досадное недоразумение, это случайность.

На самом же деле вы должны думать про баллы только на финальном испытании, за это вы получите мой сертификат, а во время остальных дней курса вы должны думать только о ситуациях, стратегия, чувствах героев, их ходах, о поле, о фигурах, и ничего не должны думать о своих баллах, по крайне мере не должны кормить ими свою корону.

Получается у кого-то так проходить курс?

В каких-то конкретных заданиях получалось?

Можете себя на такое настроить?

Давайте обсудим это, друзья.

Комментарии

ivan3452    09.10.21 14:33
«Получается у кого-то так проходить курс?

В каких-то конкретных заданиях получалось?

Можете себя на такое настроить?»

Думаю, что получается. У меня такой настрой появляется, если удалось купить место на тест. Главное дело сделано, удача улыбнулась. Дальше нужно только делать свое дело. Открыть разум и проходить это приключение. Просто знаю, что все равно что то изменится во мне во время прохождения теста. Стараюсь максимально включиться в процесс, но и не бояться ошибиться.
На курсе был высокий результат за Печорина против Асии — 8/9 и низкий за Алису с Ольгой 2/9
Очень рад всем результатам, ведь процесс идёт, значит и изменения происходят.

evo_lutio    09.10.21 14:40
Низкий балл за квест означает, что общая линия поведения героя была в процессе квеста не очевидна, но это не значит, что ее нельзя понять сразу после квеста.

Еще как можно и нужно. Именно такую линию, которая в процессе казалась непонятной, и можно понять и осознать лучше, если обратиться к ней с интересом, а не с обидой.

evo_lutio    09.10.21 14:41
Друзья, вы видите, что целая линия всегда очень единообразна, имеет четкий рисунок и ходы очень часто повторяются в течение квеста или нанизываются как бусины один за другим?

ivan3452    09.10.21 14:50
Да, видна линия. В процессе иногда ясно, иногда мутно, но после завершения хорошо видна эта нить.
И хочется надеть эти бусы на себя, чтобы они всегда со мной были и никогда не забывались.

kay_vi    09.10.21 18:55
Я особенно на сегодняшнем тесте это ощутила. Казанова начал с того, что стал ругать Онегина, а закончил тем, что, наоборот, стал хвалить. Я ошиблась в первом тесте, но потом по логике вопросов осознала, что сейчас линия Казановы — поддержать мысль, насколько с Онегиным тяжело.

Так я успешно дошла до вопроса, солжет он про Шелли или нет. И на этом моменте спотыкнулась уже сильно. Понимала, что есть какая-то стратегия, но не попадала в нее до самого конца. Только из заключения и обсуждений поняла, что происходило.

И вот когда появился последний вопрос, который звучал, как первый, меня пронзила мысль, что вот — все, что Казанова делал, это чтобы Золушка снова полюбила Онегина, и теперь надо говорить о нем хорошее, ведь и она уже дорожит Онегиным и готова бороться за брак.

Это как в «Пути героя»: герой возвращается туда, откуда начал. Проблема все та же, но герой обновлен, поэтому ответ совсем другой.

evo_lutio    09.10.21 19:14
Вы зря так подробно задания разбираете.

Некоторые их не проходили еще.

Некоторые еще будут проходить курс.

Вы пишете то, что читателям, которые курс не проходят, вообще не понятно, как будто у нас чат.

Пишите общие, понятные и интересные всем выводы, а не процесс своего переваривания.

q_ora    09.10.21 14:46
Первый день были хорошие баллы и я радовалась своей «ловкости». Второй день начала и ответ за ответом провал, расстроилась, сделала перерыв. В ленте Вы написали как надо к баллам относится. Пыталась понять почему же я не вижу верных ходов. И как то стало понятно что я вообще не за Печорина играю, а прямо ощущаю себя в шкуре Асии, и хочется спрятаться от конфликта, все сгладить, комфортненько чтобы стало. И скорее всего это моя солидарочка, про которую я обычно думаю, ну уж этого у меня нет.

rotanovalex    09.10.21 15:01
«Получается у кого-то так проходить курс?

В каких-то конкретных заданиях получалось?

Можете себя на такое настроить?»

Сегодня была сложная дилемма. До сих пор всегда когда интуиция стучала в висках, иногда кричала что надо так, но я б поступил как дундук — я и отвечал как поступил бы, по-дундукски. В таких случаях ответы всегда были неправильны: интуиция не подводила, к красивым баллам же не стремлюсь. А тут в двух случаях засомневался. Решил что уже могу в реале и так и так ответить, раньше таких сомнений не было. Ну и не жестил, ответил ближе к интуиции. Ответы были правильными. Но я не уверен что я правильно поступил, все-таки мое сомнение было таким, легким, ответ в стиле дундука был бы возможно искреннее, а баллы-то здесь без разницы.

Сомнения в себе облегчены тем что все равно три ответа неправильных: поскольку я совершенно не предугадал траекторию Казановы — я и не мог ответить верно. И хорошо что был искренним: тот случай когда угаданные баллы на ЕГЭ разочаровывают в себе больше чем честно проваленный тест т.к. цельность исчезает, вектор усилий уходит на внутреннюю копошню, а не на внешние вызовы, поскольку честный проигрыш не расщепляет, не дает сомневаться в себе, а нечестная победа беременна постоянными сомнениями. В общем, честный (перед собой) проигрыш вдлинную дешевле обходится: себе веришь.

В любом случае ошибаться весьма неприятно, но пипец как вштыривает, а от себя на курсе отжать хочется больше чем баллы. Поэтому стараюсь отвечать даже не столько за героев, сколько за себя на их месте. Так потом яснее где ошибся.

pure_salt    09.10.21 15:27
«Получается у кого-то так проходить курс?

В каких-то конкретных заданиях получалось?

Можете себя на такое настроить?»

Мне интересно ошибаться. У меня есть страх, что я не понимаю стратегию, логику. Когда ошибаюсь, это как сигнал. Я думаю: а почему ошиблась? Ага, я вот так думаю, чувствую, а герой тогда по-другому, вот так.
И дальше, как клубок разматываю от своей ошибки.
Но, конечно, приятнее не ошибаться.

gasdmitry    09.10.21 15:29
Вот не знаю… Интересно получается — когда пытаюсь отвечать пытаясь умом осмыслить ситуацию, какие-то резоны подключить, результаты не очень.
Пробую поставить себя на место героя и исходить из того, что ходы должны вести к повышению его значимости — результаты лучше. После правильного ответа, таки радуюсь. после неправильного огорчаюсь. Но неправильный, действительно прикольно — как вспышка — ну вот же у дурень, а ведь так очевидно было. После того как увидел правильный ответ.

Еще, первое ощущение от курса — ну как совсем просто и легко. И тут же понимание, как непросто сделать так, чтобы было ощущение легкости от курса для проходящих его.

evo_lutio    09.10.21 16:47
В каком смысле легко?

Легко хорошие баллы набрать?

Какая у вас фамилия? Я пойду посмотрю ваши баллы и насколько вам легко.

Пока я вижу много жалующихся, как сложно дать правильный ответ.

И если бы я сделала еще сложней, все сидели бы обиженные, включая вас.

gasdmitry    09.10.21 17:25
Не, в смысле ощущения легкости при прохождении. Корявое выражение — но не грузит, нет напряга. По баллам там как раз так себе — чуть больше 50% в первых тестах, немного побольше потом.
Дмитрий Моргунов, мое имя/фамилия.
Не сидел бы обиженный я в любом случае.

evo_lutio    09.10.21 17:32
Вот это: «Еще, первое ощущение от курса — ну как совсем просто и легко»баг Попрошайка.

Это претензия, что как-то слишком просто.

То, что вам кажется что это не претензия, а просто мысли вслух, означает, что Попрошайка у вас совсем не отрефлексирована.

Если вам слишком легко, попробуйте активней включать голову и думать, станет сложней и результат будет лучше.

Курс — не легкий, он сложный для рыб, недоступный для рапанов, и непростой для нерыб.

gasdmitry    09.10.21 17:39
Спасибо.

axinya888    09.10.21 15:42
“Получается у кого-то так проходить курс?

В каких-то конкретных заданиях получалось?

Можете себя на такое настроить?”
В начале был азарт проверить свои знания на практике, результаты были низкие, но после прочтения заключения все пазлы складывались, все становилось ясно и уже не было «боязни» низких баллов, наоборот, мысли об оценках ушли на задний план. Наиболее удачными оказались задания с Алисой и Казановой

evo_lutio    09.10.21 16:44
Народ, который просится ко мне в друзья, в том числе участники курса.

Что-то у некоторых никак не сложится. Пишут и пишут с аккаунтов фейсбука, гугла и всех остальных, по десять раз некоторые ломятся с разных аккаунтов, но не могут догадаться, что такое — аккаунт ЖЖ.

Технический идиотизм, видимо.

vl4ze    09.10.21 16:48
Я так и стараюсь, но всё равно иногда крадутся эти мысли «не может быть такой странный выбор, наверняка странное — правильно».
Ничего с этим не могу поделать. Причем не всегда странное правильно в таких случаях. Да и странное оно лишь для меня, как потом иногда выясняется.

Сильно по поводу ошибок не переживаю, тем более, моя ситуация в реале как раз описана в посте. Но сильно переживаю, когда разница между тем, как я видел линию и как она потом описана в заключении уж слишком велика. Такое было пока дважды. Посмотрим дальше, мне кажется, дальше будет еще сложнее.

evo_lutio    09.10.21 17:08
Дальше не будет сложней.

И вообще, все, кто думают, что дальше будет сложней или легче, не понимают, что каждая из ситуаций сложна для одних, проще для других. Они все разные и дальше вам тоже будет то легче, то сложней.

Каждая ситуация — это отдельный и очень своеобразный кейс.

Они все приблизительно равной сложности, плюс-минус.

Так что разница именно в том, что какие-то линии вы видите лучше, какие-то хуже.

И это возможность для самоанализа.

evo_lutio    09.10.21 17:10
Потому и называется Траблшутинг, что все задачи, которые решают герои — это разные типы проблем.

13 алгоритмов рыбалки, распределенные на 13 отдельных тупиков и выходов из тупиков.

deg36    09.10.21 16:52
Когда начала проходить задания на курсе за Печорина против Асии, в начале были одни провалы в ответах. Может потому что переживала , так как это один из любимых моих героев. Я разозлилась на себя из-за малодушия и трусости. Потом забила на баллы и решила, что надо смелые и дерзкие действия выбирать. И процесс пошёл!)) и это так круто оказалось.
Стала замечать за собой, что ошибки в ответах появляются часто из-за страха и жадности.

missis_sho    09.10.21 17:04
«После квеста, читая заключение, вы должны увидеть поле и всю линию ходов героя, весь общий рисунок его действий. Только в конце квеста поле ситуации вы должны увидеть ясно.»

Во время игры за КСЖ испытывала мучительное раздражение на себя, что не понимаю, чего он добивается, шла наощупь и, соответственно, много неправильных ответов. Когда прочитала заключение, как будто зажегся свет, я увидела, к чему он вел. Это было очень яркое впечатление, как занозу выдернула.

evo_lutio    09.10.21 17:16
Слушайте, а вот расскажите мне, откуда у вас вот это » мучительное раздражение на себя»?

У многих это вижу и глазам не верю.

Вы реально думаете, что можете легко играть за нерыб? Раздражаетесь, что не можете?

Вы о себе так много мните?

Тем более вы — женщина, за брутального и наглого КСЖ?

Друзья, где вы берете такие короны и почему никто не стесняется их демонстрировать?

«Злость на себя».

За что?

Вы живете в иллюзиях, что рыбалка — это доступный вам уровень?

До сих пор не поняли, какой ваш реальный уровень, или что?

evo_lutio    09.10.21 17:18
И вот это страшное огорчение, когда вы не можете угадать ход.

Как будто это нечто по умолчанию ваше, которое вдруг отобрали.

Хотя верней было бы удивляться, когда вы угадываете ход.

Угадать, кстати, не так уж сложно, варианта всего два.

Но корону бомбит у многих так, будто все, кто пришли на курс, уже спустились со ступеньки выше.

valeriya_strom    09.10.21 17:31
«Получается у кого-то так проходить курс?

В каких-то конкретных заданиях получалось?

Можете себя на такое настроить?»

Спасибо за рекомендации, стала их применять. Неправильные ответы я стараюсь осмыслить и понять, почему вектор хода нерыбы в эту сторону, а не в другую. Появляется интерес, что за игру ведет герой.

Думаю, стоит перечитать предыдущие диалоги и обсуждения.

Картина в целом не ясная, понятны какие-то отдельные моменты. Но, наверное, это тоже не мало.

evo_lutio    09.10.21 17:35
Если после прочтения заключения линия героя совсем не ясна, это плохо.

lu_mos    09.10.21 17:53
«После квеста, читая заключение, вы должны увидеть поле и всю линию ходов героя, весь общий рисунок его действий. Только в конце квеста поле ситуации вы должны увидеть ясно.»

Не всегда даже в конце квеста удается увидеть ситуацию ясно. Самое большое сопротивление вызывают Печорин и КСЖ.
Правильный ответ получается выбрать чаще всего если линия героя хоть немного просматривается. Тогда получается выбрать несколько правильных ответов подряд. А потом в какой-то момент как будто натыкаешься на стену. Линию не видно совсем, не понятно куда ведет герой. Тогда следуют один за другим неправильные ответы. Иногда получается увидеть линию снова, иногда нет.

lena_int    09.10.21 18:06
«Получается у кого-то так проходить курс?

В каких-то конкретных заданиях получалось?

Можете себя на такое настроить?»

Получается/не получается где-то 50/50. Мозг да, переодически уводит в режим «решить головоломку», а не прожить ситуацию с героем.

В основном в тех уроках, где сложнее спонтанно чувствовать свой шаг.

Только вот задумалась про мотивацию свою так делать. Не для диплома точно. Похоже просто да, корона: почувствовать себя умнее/хитрее. :/

evo_lutio    09.10.21 18:12
Никуда эти баллы не попадут.

Я специально отключила функцию автоматических сертификатов с баллами, чтобы люди не подсказывали друг другу и не боролись за балл.

Можно ведь посмотреть у знакомых, почитать комментарии и ответить на 9 из 9.

Может некоторые так и делают.

Но какой смысл?

Я оставила сертификаты только за финальное испытание. Я понимаю, что хочется соревнования и призы.

Но обучение — это не что совсем другое.

Это возможность все слабые, спрятанные места обнаружить, а на соревнованиях надо предъявить самые сильные, а слабые спрятать.

_katja_    09.10.21 18:32
«… обратить взор к герою, к его ситуации, почувствовать, как ход героя расширяет красное поле, как он участвует в общей линии поведения. Пока вы будете фокусироваться на этом и переживать это, а не свою боль, ваши собственные границы станут лучше.»

Стала выписывать рефлексию по ходу теста, стараясь прочувствовать всё, что происходит с каждым из героев, какой он, какая у него сейчас цель и какая конкретно может быть задача в каждом из вариантов вопроса. Представляю, исходя из введения, какое развитие диалога могло бы работать на цель героя. Иногда появляется ощущение, что вот так будет красиво, изящно – становится очень красивый герой, или ситуация.
Оценки теста позволяют посмотреть, правильный ли был вектор, и возможно, ощущения. Постараться нащупать, в каком месте, и почему — ошибки. Если ответы правильны – очень интересно разобраться, почему, не случайное ли это совпадение, какая за этим была общая линия. Фокус не на оценках, а на процессе.

irina_kulik    09.10.21 18:57
«Получается у кого-то так проходить курс?»
Думаю получается, во время прохождения теста пытаюсь «достичь» цель, которую герой поставил себе. Пытаюсь предугадать дальнейшее развитее ситуации при выборе того или иного ответа. Вообще когда делаю тест, то прям с нетерпением иду к Заключению, где все раскладывается по полочкам. Потом обдумываю, на следующий день читаю ещё раз Задание-Заключение.
За балы перестала переживать, когда прочитала, что они только формально, никто их не считает и ни на что они не влияют.

sever_jug    09.10.21 19:49
У меня нет огорчений, если ответы неверные. Наоборот, страшно накормить корону иллюзией понимания. Ведь «если ты такой умный, то чего такой бедный» (с)

Сегодня получили с подругой рекомендации по питанию от диетолога. Подруга с очень большим лишним весом так радостно: О! А ведь мы с мужем именно так и питаемся!))
Думаю: да, дружище, с таким настроем далеко не уехать)

evo_lutio    09.10.21 19:53
Да.

Если не замечать, что калорийность ее дневного рациона в два раза выше, чем описывает диетолог, далеко не уедешь.

Это значит проблема переедания даже не видна, отрицается.

А вес берется из воздуха.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio