Опасность рефлексии

img3945-485813

Рефлексия вытесняется, подавляется и блокируется не просто так.

Это защитный механизм психики.

Человек не готов осознать то, с чем он ничего не может сделать или сделает что-то, а потом пожалеет. Предчувствуя это заранее, он блокирует рефлексию.

Вот почему столько лет я не поднимала эту тему. Мы должны были получше разобраться с границами.

Хорошие границы — самая лучшая, эффективная и верная защита.

Если у вас хорошие границы, вы в безопасности.

А вот если ваши притязания, цели, желания и планы постоянно вылезают за границы, вы в опасности и честная рефлексия становится для вас вредной.

Представьте себе типичного Штурмана. У него плохое мы, он ощущает единство душ со своей половинкой и рулит этим мы, которого в реальности нет. Он направляет мы, контролирует, он планирует, исходя из уверенности, что половинка его довольна и даже счастлива, слушает его и внимает. И вдруг этот Штурман узнает об измене. Или просто его решают бросить. Столько лет, он тратил все свои деньги, все свои силы, рассчитывая на свое влияние, и вдруг все закончилось. У него выбили табуретку из-под ног.

Что сообщает ему его честная рефлексия? Что его предали, унизили, растоптали, а перед этим обманули. Источник его боли — его партнер (не важно, деловой, семейный или любовный). Предателя надо уничтожить или хотя бы наказать. Если слияние слишком сильно, то источником боли может ощущаться конкурент, тот с кем Штурману изменили или кого он подозревает. Это он украл половинку и он должен быть уничтожен или наказан. Во всяком случае свою собственность надо вернуть, иначе смерть. Вот какой будет его честная рефлексия.

Честная рефлексия в случае плохих границ не решает проблему, а усугубляет ее.

Человек вынашивает планы мести, он не может отказаться от того, что считает своим, его раздирают противоречия, и если он честно рефлексирует свои эмоции, он чувствует жажду мести и страх совершить преступление и эти эмоции одинаково сильны. У него внутренний конфликт такой силы, что он просто вынужден подавить одну из эмоций или обе, чтобы прийти хоть в какое-то равновесие и не сойти с ума.

Вот почему бесполезно стремиться к ясной и честной рефлексии, если у вас плохие границы.

Работа над рефлексией должна происходить одновременно с работой над границами.

Это позволит вписать ваши сознательные планы, ваши цели и стремления в ваши границы, чтобы они касались ваших реальных возможностей, а не иллюзорной власти над людьми и миром. В этом случае честная рефлексия будет открывать перед вами фронт реальной работы. Вы не будете ощущать боль и гнев за то, что вам не принадлежит, потому что не будете ощущать это своим.

Понимаете, в каких случаях возникает боль, гнев и страх?

Это сигнальные эмоции, которые призывают организм активизировать ресурсы для самозащиты.

Боль — это значит, что какой-то части вашего тела или души нанесен ущерб. Боль призывает вас мобилизоваться и принять срочные меры для спасения и восстановления.

Гнев — это значит, что некто угрожает вашей целостности, вашему чувству достоинства, хочет подчинить вас или лишить законных прав. Гнев призывает вас собраться и защитить себя.

Страх — это значит, что нечто угрожает вашей физической безопасности и вам необходимо спасаться бегством или защитить себя иначе.

Все сильные эмоции сигнализируют, что вы должны срочно принять меры и вы можете принять эти меры.

Испытывать сильные эмоции по поводу того, что никак от вас не зависит и нисколько вам не принадлежит, человек не должен. Это нецелесообразно, это саморазрушительно. И если люди испытывают такие эмоции, то лишь потому, что ощущают это нечто зависящим от себя и принадлежащим себе. Но ощущают не стабильно. Обычно корона шатается в такие моменты и человек чувствует то гнев, то страх, то свое полное право, то отсутствие прав. И он вынужден блокировать рефлексию, чтобы его шатало поменьше. Или доводить себя до аффекта, чтобы сделать гнев доминантой.

Локус контроля как циркуль рисует вам круг границ согласно тому кем вы себя чувствуете, как вы сами ощущаете свою территорию. Если локус контроля внешний и на вас корона, то вы чувствуете свою территорию намного больше.

Представьте себе насколько далеко от реальных границ человек в короне ощущает свои границы.

И его рефлексия будет послушно сигналить о боли, гневе, страхе и радости, исходя из тех границ, которые рисует ему его локус контроля.

Когда мы говорим «границы», мы часто имеем в виду две совершенно разные вещи: «реальные границы» — то, на что человек действительно имеет право (рычаги влияния и возможность это защищать) и «ощущаемые границы» — то, где человек часто ни прав не имеет, ни рычагов, ни реальных возможностей, но считает это своим. Часто еще и третье: способность видеть реальные границы.

Плохие границы — это когда ощущаемые границы очень сильно расходятся с реальными.

Отсутствие границ — это когда ощущаемая граница проводится произвольно, как в голову взбредет.

Хорошие границы — это когда ощущаемые границы совпадают с реальными.

Рефлексия не занимается формированием границ! Она сигнализирует то, что вы чувствуете, исходя из ощущаемых границ.

Если вы идентифицированы с кем-то, вы будете испытывать боль, гнев, страх за этого человека, даже если лично вашему телу и имуществу ничего не грозит. И вы будете навязывать ему свою волю, желая его направить и спасти. А он будет ощущать ваше насилие и сопротивляться. Причем делать это будет в границах, а значит очень эффективно в отличие от вас.

Если вы диссоциированы от себя, вы можете не испытывать гнева, когда вас унижают и лишают прав, и даже физическую боль вы можете воспринимать очень притупленно. Ваш локус контроля не опознает вас как свою территорию, он считает своим нечто другое, и себя он видит в ком-то или чем-то другом. Так при сильной аддикции своим и даже собой человек ощущает аддиктин, например своего кумира, а себя чем-то побочным, неважным и несущественным. Именно поэтому так легко разрушает себя.

Локус контроля у обычного человека далеко не всегда внутри него и даже редко. Человек постоянно куда-то «улетает», поскольку человек там, где его локус. Обычно его локус следует за фокусом и человек ощущает себя там, где его внимание.

Знаменитые гурджиевские практики были направлены на то, чтобы научить учеников держать локус контроля внутри. «Помнить себя» называл это Гурджиев. Если вы попробуете в течение дня фиксировать, где находится ваш локус, часто ли вы помните себя, ощущаете себя внутри себя, вы с удивлением обнаружите, что это случается редко. Может получиться так, что пытаясь поместить внутрь себя локус, вы все время будете помещать фокус внутрь себя, отрывая внимание от работы и дел и думая о себе. А вот держать локус внутри, а фокус на делах — это высокий уровень мастерства. У большинства людей это бывает только в момент творческого вдохновения, очень редко. Но приносит высокий результат и стоит того, чтобы этому учиться.

С таким блуждающим локусом ничего удивительного, что границы люди все время ощущают не там, где они есть. Все, что приглянулось, присваивается, все, что заинтересовало, кажется своим. И в этом случае честная рефлексия не только невозможна, но и опасна. Потому и невозможна, что опасна.

Постоянно рефлексировать свою жадность, зависть, раздражение или тягу к чужому неприятно. А если решить, что желания надо выражать, получится совсем засада. Такое агрессивное решето никого до добра не доведет.

Когда мы разбираем нерыб или рыбаков, многие думают, что они тщательно фильтруют свои желания и выражают только те, которые в границах, а остальные держат в секрете. На самом деле у рыбаков и нет никаких желаний мимо границ, таких, которые надо было бы тщательно скрывать. Не доносить до каждого встречного — да, но скрывать — нет. Нельзя думать, что нерыбы сдерживают свою решето. У них нет решета и почти никогда нет сита, то есть нет того, что они могли бы выплескивать.

Представьте себе, как гармонично выглядит человек, который может честно рефлексировать свои эмоции и искренне их выражать. Для этого нужно только одно: чтобы его локус контроля был на месте и он хорошо ощущал свои реальные границы. Тогда у него не будет ни одного вредного для него желания.

По большому счету хорошего локуса достаточно. Невозможно, чтобы локус ваш был хорош, а границы плохие. Если вы точно осознаете, где вы, кто вы, у вас и самооценка в порядке, вы и возможности хорошо видите, а вот если идентичность ваша плывет и вы принимаете за себя какую-то воображаемую персону, более авторитетную, более красивую, более богатую, чем вы, вам все время кажется, что ваши границы шире, чем есть. И тогда ваша рефлексия сигналит вам, что ваши права нарушают, что вашим правам угрожают, тогда, когда это вообще не ваши правы и вас не касаются.

Как вы понимаете, это и есть корона — вот такое нарушение самоидентификации и искажение самооценки.

Как можно описать актуальную задачу для большинства читателей?

Глупо будет, если все будут бороться за честную рефлексию, забыв про локус и границы.

Рефлексия будет либо нечестной, либо противоречивой и изменчивой. То одно вы честно рефлексируете, то другое, то третье, и все это честно. Границы все время плывут и меняются (ощущаемые границы, реальные конечно нет) и поэтому скачет рефлексия как давление гипертоника. Чтобы прояснить и стабилизировать рефлексию, надо сформировать границы. Это значит сделать ощущение границ адекватным реальным границам, то есть своим реальным возможностям.

Замечали за собой, в каких случаях отрефлексировать честно эмоции особенно сложно?

Можете проанализировать почему так?

А когда легко?

Комментарии

ivan_470    21.10.20 13:48
«Замечали за собой, в каких случаях отрефлексировать честно эмоции особенно сложно?»
Когда происходит что-то, что задевает корону и чувствуется сильная эмоция, пытаешься её ухватить и понять а почему, и начинаешь чувствуешь уже что-то другое, как в посте описано. И непонятно, а что правильно, какая из эмоций более честная. Из-за короны и сложно, неразбериха начинается.

«Можете проанализировать почему так?»
Возможно это происходит от движений локуса туда-сюда, меняются ощущаемые границы и вслед за этим рефлексия, и там уже ощущения другие.

«А когда легко?»
Легко видимо тогда, когда короны нет. Всё должно быть понятно и без качелей.

common_man    21.10.20 14:08
«Замечали за собой, в каких случаях отрефлексировать честно эмоции особенно сложно?
Можете проанализировать почему так?»

Когда в слиянии сразу с несколькими субъектами действия. Локус скачет от одного участника к другому, ищет точку опоры, а вместо рефлексии корона выдумывает, что ты чувствуешь нервами, находящимися в этой точке. В общем, когда картина мира не только сильно, но и разнообразно отличается от реальности.

«А когда легко?»

Когда рассчитывал только на себя и был готов изменениям среды.

ivan3452    21.10.20 14:29
«Замечали за собой, в каких случаях отрефлексировать честно эмоции особенно сложно?»

Сложно орефлексировать эмоции было, когда не видел свою зависимость от кого то или чего то.

«Можете проанализировать почему так?»

Потому что не готов был лишиться ништяков, которые получал от тех, от кого зависел.

А когда легко?

Когда скромнее стал и на себя больше опираться стал, тогда легче стало со своими эмоциями справляться и адекватней их выражать.

here_et_there    21.10.20 14:54
«Замечали за собой, в каких случаях отрефлексировать честно эмоции особенно сложно? Можете проанализировать почему так?»

Кажется, что часто честно признать какую-то «некрасивую» эмоцию мешает белое пальто. Придумываешь целые конструкции, чтобы ее приукрасить, или представить себе в другом свете. А потом ведь приходится действовать согласно этим сочинениям

«А когда легко?»

Замечала, что чем устойчивее себя чувствуешь эмоционально — не на подъёме, и не в упадке — тем легче принимаешь в себе и какие-то неприятные вещи. Видимо, в такие моменты корона не так мешает, больше собран в себе

sozerzanije    21.10.20 15:48
«А когда легко?»

Легко, когда рефлексия идёт во время работы. Это и маркер тоже. Если в какой-то деятельности обидно, завидно, оскорбительно и прочие «неприятные» эмоции, то значит и не деятельность это, а дуракаваляние. Когда работаешь по-настоящему, то легко видеть границы своих возможностей.

okmary    21.10.20 15:57
«Замечали за собой, в каких случаях отрефлексировать честно эмоции особенно сложно?»

Сложно, когда эмоция не вписывается в образ себя, идеализированный, в короне.
Когда отрефлексировав эмоцию, придется признать, например, что я далеко не так этична, как хотелось бы.

«А когда легко?»
Легко, когда без короны, потому что после сразу понимаешь, кто виноват и что делать.

vl4ze    21.10.20 17:03
Сложно рефлексировать «неподобающие» эмоции, их хочется убрать из поля зрения, отвернуться от них.
Например, когда завидуешь кому-то, или когда злорадствуешь неудаче друга. Вроде эмоция есть, но будто при обыске находят что-то запрещенное и ты такой — «это не моё».

Наверное это от попытки сохранить в своих глазах свой образ более красивым, но без правки границ и локуса это получается только методом избирательной слепоты.
Зависть, она же из-за претензии на чужое. Может быть неосознанной и не рационализированной, но раз возникла эмоция, значит есть и претензия. А значит корявый локус и кривые границы.
И белое пальто еще, будто ты уж настолько преисполнен святостью, что уж ничто порочное тебе не свойственно. Если принять, что ты — простой чел, то и сам факт наличия таких эмоций не будет страшной новостью. А в БП даже проблемы не увидеть, не то, чтобы границы править и искать решение.

tatty2009    21.10.20 18:15
«Замечали за собой, в каких случаях отрефлексировать честно эмоции особенно сложно?»
Самое сложное, когда быстро что-то происходит и нужно отреагировать. Бывает сразу много эмоций и чаще всего они противоречивые.

«Можете проанализировать почему так?»
Причина в том, что локус улетает автоматом. Эмоции накрывают, а остановится во время пока навык не сформировался.

«А когда легко?»
Когда есть время — легче.

Например, переписка может легче даваться, чем общение по телефону.

senisatan    21.10.20 18:31
«Замечали за собой, в каких случаях отрефлексировать честно эмоции особенно сложно?»

Наверное, которые ставят под сомнение
качества, записанные в свои «сильные стороны». Качества, через которые идентифицируешься и как бы считаешь их конкурентным преимуществом.

Кажется, хорошей иллюстрацией может быть
сцена фильма «Револьвер» Гая Ричи.

Мужчина обьясняет, как всегда выигрывает в шахматы: «я должен скармливать тебе маленькие кусочки, заставляя поверить, что ты сам их выиграл, потому что ты умён, а я — глуп».
В конце партии убежденность в этом достигает апогея и противник в полной уверенности в своём превосходстве не замечает опасную раскладку и проигрывает.
«Так жертва затягивает на своей шее петлю». «Найти слабую сторону и кинуть кости».

Проигравший, считающий себя крайне умным и проницательным, повелся на уловки и не мог понять, как же ОН проиграл.

Можете проанализировать почему так?

Возможно, что такая внутренняя пометка «сильная сторона» даёт ощущение безопасности и широких границ

evo_lutio    21.10.20 20:25
Какую-то ерунду вы написали.

Накрутили что-то из заумных цитат.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio