Штурманы и Морозко

В ленте картинку увидела о сказке «Морозко».

И вообще часто вижу обсуждение этой сказки, она рвет Попрошайкам и Штурманам шаблоны.

img46-469444

Давайте на примере этой сказки разберемся получше в этих багах.

Векторная пара Штурман-Попрошайка — не просто баги, это правительство всех багов, это главная надежда и опора короны, это сама суть внешнего локуса.

Все остальные баги — производные от этих, вариации этих.

Завтра будут продаваться места на новое тестирование, в районе 10 часов по Москве. Тест будет в это воскресенье. И вот на тесте, чтобы отличить рапана от рыбы, рыбу от нерыбы, нерыбу от рыбака, вы должны оценить размеры их Штурмана и его половинки — Попрошайки. Чем больше у человека выражен первый, вторая или оба, тем хуже его состояние границ, тем больше его корона и сильней смещен локус. Именно в этом разница между рапаном, рыбой и остальными.

Сказка про Морозко — это символическое описание того, как устроена главная пара человеческих багов.

И того, как она портит человеку жизнь.

Сюжет этой сказки знают все. Были дочка Старухи и дочка Старика, которой Старуха приходилась мачехой. Захотела Старуха падчерицу извести и принудила мужа отвезти ее в лес на погибель к Морозко. Подчинился Старик злой бабе, отвез дочку в лес, посадил под дерево. Морозко пришел, стал девицу до костей пробирать и спрашивал ласково, тепло ли ей. А девица ему так же ласково отвечала. Тепло, мол, спасибо тебе. Удивился Морозко и обрадовался, закутал дочь Старика в шубы и коробом подарков наградил. Приехал Старик за дочкиными костями, а привез домой богатую невесту. Старуха позавидовала, снарядила свою дочь под ту же самую елку. Сидит дочка Старухи, благодетеля поджидает. Морозко пришел, стал ее морозить и щипать. А дочка Старухи давай его проклинать, приказывать ему, угрожать и ругать. Так и свел ее Морозко в могилу. Утром Старик приехал и привез Старухе обмороженный труп.

Вот такая страшная сказка про славянские жертвоприношения. Детей наши предки в жертву иногда приносили, чтобы умилостивить богов.

Но в каждой настоящей сказке есть мораль и эта мораль всегда про личную силу.

Личная сила — лучший оберег, и бывает эта личная сила только при трех условиях.

1) Короны быть не должно, то есть самооценка должна быть очень адекватной и трезвой.

2) Локус контроля должен быть внутренним, то есть опираться и рассчитывать надо только на себя.

3) Границы должны быть хорошими, то есть надо точно видеть свои возможности и свою зону ответственности и не путать это все с чужим.

Вот три условия для личной силы.

И все сказки так или иначе про это. Как и притчи, и мифы, и басни.

В сказках часто бывают Старухи и Старики, а так же их дочки.

Старуха и Старик — то же самое, что и алхимические Королева и Король.

Дочка — это личность человека.

Королева — поток спонтанности, Король — саморегуляция. Хорошо, когда пара эта дружна и дочка у них общая.

Но у людей чаще всего ум и сердце не в ладах, саморегуляция и спонтанность не дружат.

И чаще всего Старик служит злой Старухе, боится ее, не может обуздать, старается выполнять ее прихоти и капризы, но злая баба все больше его презирает, все чаще его пинает, все недовольней становится. Как в жизни бывает в парах, где муж — тряпка. И внутри личности так всегда. Угождаете своим капризам безвольно, будете все больше и больше страдать.

Дочка Старухи — личность избалованная потоком внешних ресурсов, ленивая и капризная.

Дочка Старика — личность дисциплинированная и трудолюбивая, но несчастливая, пока Старуха ее гнобит.

А гнобит ее Старуха, потому что Старик — тряпка.

Морозко — рок и фатум, часто злой, но по своему произволу и добрый тоже.

Старик в рабстве у злой Старухи отвозит дочь в лес на потеху Морозко и съедение голодным волкам.

Но не тут-то было.

В экстремальных условиях личность собралась и прошла инициацию на пять с плюсом.

В чем состояла эта инициация?

В том же самом, в чем состоят все испытания в человеческой жизни.

Ей было предложено действовать, выбирая опору, исходя из чувства границ.

Все испытания устроены так. Вы должны понять, где начинаются и заканчиваются ваши возможности и правильно распорядиться собой. Если вы сделали не меньше, чем должны, и не больше, чем можете, вы переходите на следующий уровень. Так можно довольно быстро проходить квест под названием жизнь и двигаться по лестнице социального успеха.

Почему обычных людей так бомбит от этой сказки?

Не от актрисы, играющей роль Настеньки в фильме, с фальшивым тоненьким голосочком, а от героини сказки.

Героиня сказки большинству людей кажется полной дурой.

Потому что большинство людей — адские Штурманы и Попрошайки.

Отец привез свою дочь умирать и она была в курсе. Не «противный старикан» из-за елок к ней вышел, как часто пишут рапаны, все похожие на дочь Старухи, а сама Смерть.

Стала эта Смерть заигрывать с дочкой Старика, троллить ее и провоцировать.

И здесь очень важно, что говорит Штурман читателя.

Проверьте, насколько силен и могуч ваш Штурман.

Говорит ли он вам: «Надо сказать правду и не врать, что тепло!»

Это значит, что вы плоховато видите границы, потому что не учитываете, к кому вы обращаетесь.

К своему приятелю?

К заботливой нянюшке?

К доброму самаритянину, который шел мимо и нес на всякий случай пять шуб?

Вот вы пожалуетесь ему и он кинет вам одну шубейку.

Или это спрашивает виновник вашей беды и ваш враг? Он не в курсе, что вам хреново?

Плохо даже не то, что вы хотите говорить правду, не обращая внимания на лица, как Чацкий.

Плохо то, что вы даже не задумываетесь, для чего вы говорите и зачем. Это называется — решето.

Но это решето рыбье.

Ситуация может быть и хуже. Как в сказке у дочки Старухи.

Может быть рапанье решето. Совсем без понимания границ и ограничений.

Ваш Штурман может призывать вас потребовать и выразить гнев.

Вы выражаете гнев источнику своего дискомфорта, хотя ваш дискомфорт — его цель.

Вы можете либо обрадовать его, либо насмешить. Плохо то, что вы пытаетесь напугать и верите, что добьетесь изменений, если будете угрожать и требовать.

Чтобы угрозы ваши и требования были в границах, у вас должны быть рычаги.

Пусть бы у вас было хоть что-то вроде блефа, какая-то фикция, ваши угрозы уже не были бы так нелепы.

Но если нечем даже блефовать, а вы быкуете, плохо дело.

Вот это понимание: можете ли вы угрожать, в праве ли вы требовать — это основное, что помогает распрощаться со Штурманом.

И если при чтении сказки, вас охватывает гнев по отношению к «слишком покладистой и смиренной» героине, это бушует ваш Штурман, это ваша привычка видеть себя намного больше и могущественней, чем вы являетесь.

Обычно Штурман приходит вместе с Попрошайкой. Штурман командует мимо границ, Попрошайка мимо границ требует.

Если вы начинаете замечать, что командовать смешно, а требовать глупо, ваши Штурман и Попрошайка становятся немного меньше.

И вы начинаете думаете, как дочка Старика могла уговорить Морозко не морозить ее.

Вы достаете свой любимый черный чемоданчик и начинаете перебирать варианты. Вы всегда так делаете, когда сталкиваетесь с тем, что решение зависит не от вас. Вы думаете про щипцы и другие манипуляции.

Привести вот такой довод? Соблазнить вот этим? Обещать это? Обменять на то?

Все эти варианты могут быть и не щипцами, когда это в границах.

В границах это бывает, когда ваши доводы готовы учитывать, могут соблазниться, рады обещаниям, открыты обмену.

В границах это, когда вам есть что предложить, когда от вас в чем-то зависят, когда заинтересованы в вас.

Но если в случае Морозко вам приходит все это в голову, с границами у вас плохо.

Могущественный дух стоит на дочкой Старика, а вы выдумываете, как ему могла бы пригодиться замерзающая девочка. Это значит вы и в жизни не видите границ.

Вам может прийти в голову — взмолиться и заплакать.

Это рыбья Попрошайка, которая в отличие от требовательной рапаньей Попрошайки означает, что вы догадываетесь о существовании границ. Но вы их не видите, если думаете, что все поддаются давлению на жалость и даже сам Морозко. Могущественных людей такое давление раздражает. Плачевное положение дочки Старика Морозко и сам видит, более того, он его источник и причина. Так какой смысл в давлении на него?

Не остается ничего, кроме того, что сделала героиня.

Еще можно было просто молчать, но молчание не в границах, если вы находитесь на чужой территории и полностью во власти другого.

Штурманы видят в героине тряпку, и это значит, что они считают тряпками всех, кто не молит о пощаде и не качает права, а принимает обстоятельства как они есть, с опорой на себя и открытым забралом.

Героев считают тряпками. Это очень серьезная деформация. С такой установкой локус контроля не поправишь, он пристегнут снаружи. И корону с такой установкой не снять, она прибита к голове.

Героиня Штурманов — дочка Старухи. Поехала в короне Сокровища за подарками, сразу выложила цель своего визита Морозко, громко требовала, проклинала его и поносила.

До момента, пока не окоченела, дочка Старухи бесилась и голосила. Она так и не сообразила ни разу, что она перед Морозко — мелочь пузатая, так и осталась в уверенности, что он обязан ей подчиниться.

Вот эта крайняя степень рапана.

Рыба испугалась бы и начала бы умолять о пощаде.

Рыба тоже Штурман, только Штурман более осторожный, потому что более вменяемый.

Протестируйте себя с помощью этой сказки. Что бы вы сделали на месте героини?

Как вы относились (бы) к героине сказки раньше, как относитесь сейчас?

Только не рассматривайте героиню фильма, у нее не на себя опора, у нее хитренькие щипцы. Понятно почему?

Комментарии

tveil612    23.07.20 13:25
«Только не рассматривайте героиню фильма, у нее не на себя опора, у нее хитренькие щипцы. Понятно почему? »

У Настеньки в фильме поза, мимика, голос — это щипцы. Сидит жалкая, из последних сил держится, чтобы дедушка увидел и сжалился.

valkyrie_helga    23.07.20 13:27
«Только не рассматривайте героиню фильма, у нее не на себя опора, у нее хитренькие щипцы. Понятно почему?»

Возможно как раз из-за ее образа несчастной девочки: грустные глазки, тоненький голосок, натянутая улыбка, когда говорит что ей тепло.

Это как подойти к витрине с сумочками со своим МЧ и на вопрос: «Что то хочешь?» вздохнуть, закатить глаза и сказать задумчивым голосом, что нет, конечно не хочу. Вроде и отказала, но по форме подачи понятно что щипцы.

evo_lutio    23.07.20 13:28
А понятно, что это все-таки лучше, чем потребовать у него сумочку?

evo_lutio    23.07.20 13:29
Народ, понятно, почему жалкая Настенька в фильме бесит, а Марфуша всем нравится?

tveil612    23.07.20 13:45
Может потому что Марфуше в исполнении Инны Чуриковой пофиг, чо за дед, даст шубу не даст. Мать сказала ей сидеть — она сидит, баранки лопает.

stokesequation    23.07.20 13:47
Больше независимости , чем у Настеньки.

evo_lutio    23.07.20 13:50
Независимость держится на собственных опорах.

У нее на чем?

Или вы про иллюзию независимости? Тогда рапаны всегда лидируют.

stokesequation    23.07.20 13:59
Морозко в киноадаптации плюшевый абсолютно, Марфуша его толкает, а он блеет как овца, и это дух зимы.
И отпускает ее домой. Подарков маловато дал, правда, вот и вся трагедия.

На фоне заискивающей Настеньки смотрится гораздо лучше.

С таким жалким Морозко, как в фильме, логичнее было бы Марфушу вагоном приданого одарить (по праву силы, она его избить могла), а Настеньке шиш с маслом.

evo_lutio    23.07.20 14:01
Да, киноадаптации это иногда зло.

fiona_20b    23.07.20 13:51
Возможно, щипцы Настеньки обращены в том числе к зрителям, она вытягивает из них сочувствие, и это раздражает. А скалки Марфуши обращены не к зрителям, к тому же комичны…

ninel_215    23.07.20 13:52
Настенька со своей добротой и скромностью выглядит фальшивкой, возможно, из-за имиджа, в котором много щипцов. А Марфуша, хоть и отрицательная героиня, но она абсолютно настоящая, у неё имидж соответствует характеру.

evo_lutio    23.07.20 14:00
Она не выглядит фальшивкой, она и есть фальшивка.

Вон про Училку пример. Делает вид, что скромная, а Училка до неба.

taushana    23.07.20 13:30
«Только не рассматривайте героиню фильма, у нее не на себя опора, у нее хитренькие щипцы. Понятно почему?»

Там Настенька сидит в трескучий мороз под елкой. На коленках сидит, в снегу, ресничками заиндевевшими мырг-мырг. Без щипцов, наверное, было бы, если она это отвечала, когда домой по снегу шла, или вокруг елки бегала, чтобы согреться. Стояла хотя бы, синичек отогревала. А не демонстративно кулачками друг о друга стучала и на пальцы дула, когда Морозко спрашивает «Тепло ли тебе?» Здесь понятно, что ей, конечно, тепло, только пальцы сейчас отвалятся, спасай, дедуля.

adesigna    23.07.20 13:31
Героиня фильма, в отличии от сказки, отвечая Морозко, сидит и дует на руки — согревает. Фактически дыба у героини получилась.
Спрашивает Морозко, когда он снимает шубу, не замерзнет ли он сам. Тоже давление на жалость и неадекват восприятия. Что так холодно, что ты — сам хозяин холода — замерзнешь!
Предъявляет Морозко, пусть и по поводу птички, что он злой и безжалостный. Морозко в ответ на скалку перед нею оправдывается.

evo_lutio    23.07.20 13:32
Прекрасная Училка.

evo_lutio    23.07.20 13:40
Училкой своей Настенька и бесит всех в основном.

Совсем границ не видит. Голосочек писклявый, ножки-ручки тоненькие, но учит и наставляет людей и богов.

adesigna    23.07.20 14:45
Если нищий спросит помогающего ему миллионера «Тебе самому-то на еду останется?», то это или троллинг, или нищий еще и не от мира сего и не различает огромную имущественную дистанцию между собой и миллионером.

stokesequation    23.07.20 13:49
В историях героям бросается вызов от превосходящей силы, это всегда провокация и изощренный садистский троллинг.

Жаловаться и топать ногой идиотски, молить о пощаде бесполезно. То есть герой понимает, что что бы он не делал, он погибнет. Но всегда есть ответ и действие из возможных, которые позволяют сохранить лицо и даже в этой ситуации вызвать симпатию у мучителя.

— Тебя сразу прикончить или желаешь помучиться?
— Лучше, конечно, помучиться.

evo_lutio    23.07.20 13:52
Или.

— Ну что, будешь просить о пощаде?
— Нет, не буду.

petr_bass    23.07.20 15:12
Как диалог военнопленного и немца, в романе Шолохова «Судьба человека»

polina_ponc    23.07.20 14:12
Девушка из соцсетей думает, что сила в правде и можно без учета иерархии вещать эту свою «правду» кому угодно, руки-в-боки. И в дискуссии вступать.
Иерархия для них — пустое слово.
Сказку эту очень люблю с детства. Именно за стойкость героини и за скромность. Во многих сказках вот это рефреном-«не сдамся, не покажу слабость, выстою».

akalur    23.07.20 14:19
«Как вы относились (бы) к героине сказки раньше, как относитесь сейчас?»

Раньше с недоумением и восхищением — надо иметь дух и самообладание сказать «тепло», когда смертельно холодно. Но было непонятно, почему нельзя просто молчать и стараться сохранить жизненные силы. По сути, у меня включалась молчаливая Попрошайка — заткнуться и надеяться на милость Морозко и достаточность своих жизненных сил.
Теперь понимаю, что именно сказать «тепло» и было способом сохранить жизненные силы героини, способом выжить.

rough_rosemary    23.07.20 15:21
сказочная Настенька с Морозко как Тарас в истории про Тараса, Зою и её брата:

Брат приставил пистолет к его лбу, потом к сердцу, потом направил ниже пояса. Все это время Тарас хоть и холодел, и наверное белел, и слегка терял сознание, но не возражал и ни о чем не просил. Просто стоял. Брат что-то спрашивал, но Тарасу казалось, что все вопросы риторические и он не знал, что ответить, и не отвечал.

Скорее всего брат был удивлен и решил, что Тарас очень смел. Он не собирался его убивать, но был уверен, что мальчишка будет рыдать и просить его не трогать, обещая сделать все, что прикажут. А Тарас не плакал и не просил. Он говорит, что подумал, как наверное хочется убить нытика и плаксу, если в твоей руке пистолет, а человека с чувством собственного достоинства убивать неприятно и неловко. Когда он смотрел фильмы про героев, он всегда обращал внимание, что палачам трудно убивать смелых людей, а трусов убивать легко. Поэтому Тарас смотрел в глаза брату. Он смотрел ему в глаза и взглядом как бы призывал его к совести, мол, ну неужели ты убьешь меня, я такой молодой, такой здоровый парень, а ты меня убьешь как больную собаку.

Брат был потрясен. Он сказал, что пошутил, потом зачем-то сказал, что пистолет фейковый (хотя Тарас разбирался в пистолетах и даже учился стрелять и видел, что пистолет не фейк), потом что он не заряжен, потом что-то еще сказал. Дальше он похвалил Тараса за смелость, похлопал по плечу, и заглядывая в глаза стал просить ничего не говорить Зое. Тарас пожал плечами. Брат пытался ему дать денег, а когда Тарас отказался, сунул несколько бумажек насильно, сказав: «Купишь Зое цветов».

 
Впервые опубликовано — evo-lutio