В этом письме вопрос касается ребенка, но тему можно расширить до вопроса, где грань между нормальной целеустремленностью и короной Победителя.
Когда стоит преодолевать препятствия, а когда отступить?
ninel_215
Здравствуйте, уважаемая Эволюция!
Спасибо за возможность написать в рубрику.
Мой вопрос про воспитание дочки. Ей 5,5 лет. В начале учебного года записали её в танцевальный кружок рядом с домом. Для общего физического развития и она хотела танцевать. Через 2 занятия тренер сказал, каких детей он возьмёт с удовольствием, а какие совсем не догоняют. Это 5-6 человек из 25 примерно. Эти 5-6 могут ходить, но ориентироваться будут на сильных, иначе не будет результата. Это оказалась довольно крутая студия, дети там постоянно выступают где-то, я про это не знала. Дочка в числе этих 5-6, у нее и вправду получается плохо, и она сама это понимает. Но и не расстраивается сильно при этом и ходить дальше вроде хочет, хотя не очень охотно туда идёт.
Что тут будет лучше, забрать её из этой танцевальной студии, так как, наверное, разрыв между способными и не очень будет только увеличиваться и это не добавит ей мотивации, а будет только стресс. И не тратить силы и время, а какой-то другой кружок найти.
Или все-таки оставить, ведь совсем мало времени прошло, и, может, дома с ней позаниматься. Муж говорит, что, главное, чтобы ребёнок не нервничал, с одной стороны, с другой стороны, это жизнь и надо как-то учиться. Какая оптимальная среда для развития ребёнка, где он примерно как все? И какая тут должна быть моя правильная позиция как родителя?
Большое Вам спасибо за блог и все-все тесты!
С уважением,
Нина.
Когда вы хотите оценить, стоит ли вам заниматься каким-то проектом, не важно, о чем идет речь: о работе, о творчестве, о спорте или о любви, вы должны обратить внимание на три главные составляющие любого дела.
1. Успехи
Успехи — это объективная часть, она выражается материально и физически.
Если речь о работе, ваши успехи должны выражаться в росте зарплаты или карьеры, и чем больше рост, тем больше успехи.
Если вы раньше достигли заметных успехов, то стабилизацию достижений тоже можно считать успехом.
Когда успехи есть, одной этой составляющей достаточно, чтобы сделать вывод, что заниматься делом можно и даже нужно.
Если успехов нет совсем или они неоднозначны, возможно, вы тратите силы напрасно, и, чтобы понять так ли это, важно обратить внимание на следующую составляющую.
2. Резервы
К резервам относится все, что важно для положительных изменений и что вы пока не исчерпали.
Если прошло очень мало времени, например, то у вас в резерве есть время. Ваш неуспех можно считать временным и нормальным для начала.
Для каждого дела свой резервный срок. Чтобы оценить его, надо посмотреть на других. Если у большинства к этому времени уже проявились первые успехи, значит резерва времени у вас очень мало, а если к этому времени большинство продвинутых достигли многого, значит резерва времени, чтобы продвинуться, у вас вообще нет.
Для некоторых дел нужны материальные вложения, физические затраты и здесь тоже можно ориентироваться на свои резервы, есть ли у вас деньги и достаточно ли здоровья, чтобы продолжать какое-то время вкладываться без результата.
И особенно нужно обратить внимание, есть ли у вас внутренний резерв для изменения тактики, стратегии, позиции, установки, хватает ли вам гибкости, чтобы меняться и искать верный подход.
Победителей отличает как раз отсутствие гибкости, вот почему они ломают себя о преграды. Ни отказаться они не могут, ни изменить подход, просто стучатся лбом как бараны.
3. Мотивация
Это последняя составляющая, на которую нужно обратить внимание.
Хочется ли вам продолжать это дело, много ли у вас желания и сил.
Важно не путать запас сил с кредитом, который дает корона Победителя. Часто людям жаль того, что они уже вложили и только поэтому им хочется продолжать. Надо постараться оценить запас спонтанных сил, настоящей мотивации.
Если нет ни первого, ни второго, но есть третье, можно продолжать.
А вот если нет третьего, то продолжать имеет смысл только при выраженном первом.
Но надо помнить, что так бывает редко и часто это только видимость.
Если вам не хочется, но успехи есть, скорее всего либо успехи вам мерещатся, либо ваша планка притязаний сильно задрана.
Очень редко бывает, что человеку не хочется заниматься тем, что у него получается по-настоящему хорошо. Может быть получается нормально, но если нет мотивации, больших успехов не светит, а скоро будет даже спад.
Но если вдруг ваши успехи действительно велики, а мотивации мало, надо поискать причину такого противоречия в дефектах самооценки. Может быть кажется, что нечто другое, более сложное и престижное получится так же хорошо, поэтому успехи в более простом не радуют. Или кажется, что то же самое можно получить без затрат и поэтому успехи не радуют. Стоит трезво оценить свои возможности и если перспектива не мерещится, можно дерзать и перейти на тот уровень. А если мерещится, надо это осознать, и мотивация к тому, что получается, вернется.
Это касается не только работы, но и отношений, и даже брака. Иногда одному из супругов начинает казаться, что он нравится людям с ОЗ намного выше, чем его супруг, более красивым, более состоятельным. И тогда на супруга смотреть не хочется, хотя до этого с ним все было хорошо. Если осознать, что на подвиги тянет корона Победителя, можно увидеть, как дорог и как хорош собственный супруг. Плохо, если придется понять это слишком поздно.
В дружбе и в учебе все то же самое.
Попробуйте разобрать письмо матери о дочке с точки зрения этих трех составляющих.
И если у вас сейчас есть в каком-то ресурсе сомнения, стоит ли что-то продолжать, оцените это по схеме, в комментариях, чтобы все видели примеры.
Комментарии
viva_la_vida3 18.09.21 11:48
В письме у дочки автора нету первой составляющей, зато однозначно есть вторая: прошло совсем мало времени, еще и студия рядом с домом. С мотивацией как-то неоднозначно. «Не тратить силы и время» и «разрыв между способными и не очень будет только увеличиваться» в данном случае, наверное, плохой локус контроля, когда хочется гарантий, что все получится заранее. Разрыв можно и сокращать, особенно если наладить третью составояющую. Если рассматривать мотивацию ребенка, то она тоже не исчерпала себя и, возможно, при правильной поддержке родителей можно помочь ребенку ее усилить.
evo_lutio 18.09.21 11:52
«Однозначно есть вторая».
Чтобы правильно оценить резервы, нужно понять, сколько времени достаточно для первых успехов.
Преподаватель через два занятия оценил 6 детей как менее способных. Скорее всего он считает, что успехов у них не будет. Так как у него есть опыт и представление о необходимом уровне, эту оценку можно считать относительно точной.
«Студия рядом с домом» — это какой резерв?
Возможно это плюс к мотивации, но как резерв это так себе.
Что можно еще рассматривать как резерв в данном случае?
viva_la_vida3 18.09.21 12:13
Если есть возможность нанять личного тренера на короткий срок с целью сократить отставание от группы, то, может, это можно считать резервом. Предварительно обсудить с тренером группы, какие именно слабые стороны надо подтянуть и какой срок он считает достаточным.
evo_lutio 18.09.21 12:33
И начинать надо с преподавателя самого.
Есть ли у него время подтянуть отстающих? Надо спросить про частные уроки.
Похоже, он на это намекнул, когда сказал, что будет ориентироваться на лучших. Он дал понять, что если возиться с худшими, их тоже можно подтянуть, но на общем уроке времени на это нет.
marinashch77 18.09.21 15:06
Видимо для меня смена места жительства, такой проект. Есть успехи в карьере, что дает реальную возможность устроиться на работу в городе куда думаю переехать (хочется сменить климат на более мягкий и иметь больше возможностей для путешествий). Но нехватает резервов, нет уверенности, что хватит денег, чтобы купить квартиру не хуже, чем сейчас живу, в кредиты влезать не хочется и видимо мотивация пока слабовата, не так велико желание переехать, как страшат трудности связанные с переездом.
rebelsystem 18.09.21 16:54
3 года назад возникла идея связать консультации родителей в детском саду с лекциям специалистов по темам, которых мы так или иначе касались на консультациях.
Приглашённые специалисты не цепляли родителей. Понимая специфику аудитории и имея уже какое-то у неё доверие, мы с двумя коллегами стали читать лекции сами. Изначально это была моя идея, девочки не хотели. Но из этого вырисовывалось что-то интересное и для нас, и родители реагировали хорошо, и девочки в какой-то момент этим тоже загорелись.
Но потом из-за пандемии все прервалось. Мы попробовали сделать то же самое он-лайн, ничего не вышло. Нам было сложно, энергии в этом не было, родители быстро потеряли интерес. Сейчас стоит вопрос продолжать или нет.
1. Лекций нет больше года, на них уже нет запроса, первая попытка собрать родителей после пандемии закончилась хаосом, разбродом.
Но был промежуточный хороший результат. И мы вышли в консультациях с родителями на другой уровень обсуждения и решения их вопросов.
2. Из резервов — времени не хватает на все, за что мы взялись, даже без лекции. Но, с другой стороны, мы можем не торопиться, нас никто не подгоняет.
3. Мотивация упала у коллег, после неудачного последнего опыта. У меня есть мотивация и много, и коллеги готовы в целом участвовать, хотя они обозначают, что не верят в то, что в этом есть смысл и делают это только из-за наших отношений.
Я хочу продолжать. Вижу в этом смысл. Понимаю, что какое-то время это потребует моих больших вложений, потому что мне больше нужно. Понимаю, что нужно заново работать над формированием запроса родителей, учитывать сопротивление коллег, даже если они идут в эту историю.
viva_la_vida3 18.09.21 17:25
Я 10 лет живу в Нидерландах, местный язык знаю очень плохо.
1. В свое время я учила язык и успешно сдала 6 языковых экзаменов для получения гражданства. Все сдала с первой попытки с хорошими баллами. Этот уровень фактически уровень первоклассника, а то и детского садика. Не могу сказать, что причиной остановки в изучении были неуспехи, которые я пытаюсь от себя скрыть. Была мотивация получить безвиз для путешествий практически по всему миру и я быстро все выучила и сдала, когда по остальным критериям проходила для получения гражданства. Если продолжить обучение сейчас, то я уверена в успехах как минимум на год обучения. Речь не идет о том уровне языка, на котором сложности возникают у многих.
2. Резервы есть, работодатель оплатит обучение, можно даже частные уроки. Возможно, получится договориться делать это в рабочее время. От меня само собой потребуется как минимум дополнительное время на домашние задания. Такое время я смогу найти.
3. Здесь, мне кажется, основной затык. Для работы мне язык не особо нужен. На новой работе впервые желательно знать язык, фактически 1 час в неделю есть звонок, когда все говорят по-голландски, а я и еще один иностранец по-английски. До этого я всегда работала исключительно по-английски и всегда есть куча всего, что можно выучить кроме языка, что мне больше в радость и работодателю больше полезно. Мотивацию надо искать в области лучшей социализации в обществе, мне кажется, но такой мотивации уже пару лет не могу найти. Всегда есть что-то другое более важное. Сейчас надо решить на что потратить остаток бюджета на обучение в этом году и у меня опять сомнения: вроде, давно пора выучить местный язык, но это такое интересное и это, может уже в 2022…
chs_designer 18.09.21 17:49
Возможно, пока нет успехов (что в данном случае — догнать основной состав по уровню), надо сделать упор на резервы и мотивацию.
Если у ребенка есть большое желание заниматься, то резервы помогут ему. Например время и здоровье.
Тратить больше времени на тренировки, чем другие дети — тратить время дома: повторять и разбирать движения, делать упражнения, растяжку, смотреть видео.
И здоровье пока является резервом в том смысле, что такой юный возраст лучше для начала танцевальной карьеры, он позволяет дольше учиться, набирать форму, улучшать осанку, растяжку.
Планка получается сразу высокая — догнать основной состав, но если у ребенка есть желание, мотивация, и интерес, то он может справиться.
Впервые опубликовано — evo-lutio