Письмо: «Старшая-подросток»

Сложней всего людям определить свои границы на общей территории.

Вот воспитание детей — такая территория. Оба родителя имеют равные права. И юридически, и с точки зрения поля. Мы о втором будем говорить. Даже если муж, как бывает часто, меньше занимается детьми, но обеспечивает быт материально, он имеет равные с женой права на участие в воспитании. Если муж совсем не вкладывается и детьми не занимается, он не имеет прав. И даже юридически его можно прав лишить. Но мы не об юридических правах сейчас. Мы о том, что если от человека предполагаются вложения, ему принадлежат и права. Поэтому когда жены думают, что будут только брать у мужей и командовать ими, а руководить воспитанием будут сами, они косячат на общей территории. Руководство надо делить и единственный способ сделать это, договориться мирно, идя на уступки.

Очень часто при совместном родительстве возникают конфликты и разногласия. И особенно это касается ребенка-подростка.

С подростком дело осложняется еще тем, что у него уже много личной территории, и руководство родителей осуществляется с его косвенного согласия. Если у подростка с родителями начинается война, те могут лишиться всех прав, подросток может объявить их своими врагами и сепарироваться от них психологически и даже физически, буквально возведя стену или даже уйдя жить в другое место, в общежитие учебного заведения или к бабушке-дедушке. То есть права родителей на территорию подростка хоть и есть, но только в ситуации мирных с ним отношений, хотя бы относительно мирных.

И эта территория, на которую родители имеют право, делится поровну между всеми родителями, принимающими участие в опеке. Если есть бабушка-дедушка или старшие сестры-братья, которые очень активно вкладываются в жизнь ребенка, им тоже должно доставаться право голоса. Как совету акционеров.

Чтобы всем не перессориться и не потерять доверие подростка, важно соблюдать известное правило. Устраивать между собой разборки на тему воспитания на его глазах нельзя. Это самым худшим образом повлияет и на ваши отношения между собой, и на подростка, и на ваши отношения с ним. Этим вы подрываете и авторитет второго родителя и свой собственный.

Вот это главное правило, но его всегда почти нарушают родители, так они косячут на территории своего партнера по воспитанию и сливают его и себя. И у подростка в результате этого часто начинается фрустрация семьи и даже депрессия, он теряет ориентиры, перестает уважать родителей, иногда начинает их даже презирать и ему становится противно, что такие люди пытаются им командовать. С этим связано большинство подростковых бунтов — родители теряют авторитет, подростку стыдно за них и он сопротивляется их власти.

Потом ситуация нередко выправляется, когда подросток отделяется, материально встает на ноги, перестает быть подростком и постепенно начинает относиться к родителям с нежностью, сам начинает их опекать. Но вот весь период, когда вы должны быть руководителями и воспитателями, а авторитет ваш равен нулю, могут быть войны.

Чтобы вернуть себе авторитет, жизненно необходимо прекратить междоусобицу, перестать воевать с другим родителем.

Даже если вы бывшие супруги, заключите мир, научитесь компромиссу и уважению друг к другу. Иначе у вас очень много шансов потерять родительский авторитет и утратить возможность помочь подростку. Он будет искать ориентиров не у вас, а там, куда его занесет.

kaly_na
Здравствуйте, уважаемая Эволюция! Спасибо вам за редкую возможность получить ценную информацию!

Нам с мужем по 40 с небольшим, скоро будет 20 лет, как в браке. Живем в Москве. У нас двое детей, старшая -подросток. Сейчас получается, что с мужем возникают конфликтные ситуации из-за разногласий в общении с ней.

Муж активный, деятельный человек. Дочь учится хорошо, но постепенно забросила все доп.занятия (художественная гимнастика, художественная школа), получается, что со след.года остается только школьная нагрузка. И по дому ленится уже помогать, большую часть времени сидит дома в телефоне.

И меня, и мужа это больше всего беспокоит, только высказываем это по разному. Муж, говорит, что я не реагирую или не так реагирую как надо на это, например, когда он, говорит ей, чтоб она перестала сидеть в телефоне и шла гулять или чем то занялась, слово за слово переходит к грубости, я согласна с ним , он правильно все говорит, не согласна только в какой форме, иногда говорю, чтобы он не грубил. Можем в итоге и между собой поругаться, тк его выражение » мы должны дуть в одну дуду, а ты молчишь». А мне жалко ее , что толку вдвоем отчитывать.

(Вот автор делает мужу замечания при дочери. Это ее Штурман и Училка, потому что территория общая, закрывать рот мужу нельзя. Где-то наедине обсуждать его подход можно, но и там стараться делать это уважительно. Общая территория — это не ваша, это территория, где человек имеет право поступать по-своему, и вы по-своему, но не мешая ему и не затыкая ему рот. Если вы начинаете воевать на общей территории, вы эту территорию потеряете оба, если не сможете разделить. Разделить в данном случае — вежливо и четко договориться, что делает муж, что вы, и не мешать друг другу)

У дочери характер замкнутый, живого общения мало, какие то приятели через общение в соцсетях. Она поставила пароль на телефон уже давно, хотя мы и не смотрели с кем она общается. Вчера вдруг слово за слово переписывалась с ней, редко разговаривает о своих каких то переживаниях.

Д: какая энергия, у меня ее никогда не было и не будет.

Я: М. , проблема, что нет энергии, это проблема у всех людей. Но она решаема как раз.

Д: да, ну и как же ее решить? ЕСЛИ КТО ТО СКАЖЕТ ЧТО ВОТ У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ ОТ ЭТОГО УЖ ЯВНО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ.

Я: Легче жить, если у тебя независимая от чужого мнения самооценка. Например, меня, не раздавит, если мне прохожий, скажет, что я уродина или что то подобное.

Д: ну на прохожего это уже тупо обижаться. Вот если это скажет человек близкий то капец. Поэтому я не хочу друзей. И не хочу ни с кем общаться. зачем мне
люди

Я: нет. смотря какой контекст. если в гневе такое говорят, то это косяк этих друзей и твоя реакция, например, дистанция или прекращение общения будет адекватной. если друзьям при этом ты дорога, то хуже будет не тебе. Ну а если это сказано обдумано, то это не друзья М.

(Здесь автор читает дочери лекцию, пересказывая смутно понятое из блога. Лекции — это худшее, что вы можете предложить подростку. Даже если он сам просит вас рассказать что-то, объяснить, вы должны избегать лекций. При личном общении с друзьями и взрослыми детьми непрошенные лекции недопустимы, даже с маленькими детьми они должны быть очень деликатны, в игровой и диалоговой форме. Кто понимает, почему едва вы нацепляете очки Училки и берете указку, подростка начинает потряхивать от негатива и ему хочется опровергать все? Даже уважающего вас подростка так, а тем более того, кто не считает вас успешным и компетентным)

Д: Мне никто уже не друзья.

Я: Поверь мне очень редко, когда у человека есть настоящие друзья. Это нормально. Все равно надо общаться и иметь приятелей.

Д: не нормально когда у человека нет ни одной опоры. кому бы он мог все рассказывать и получать поддержку.

Я: Человек должен опираться максимально на себя, он от этого сильнее. Когда ты привыкла на поддержку кого то, а потом ее резко теряешь, Это будет очень и очень жестко. Ты не одна к тому же у тебя есть семья.

Д: я не могу вам все подряд рассказывать, у вас реакции слишком уж негативные.

Я: не обязательно все всем рассказывать.

Д: да, я не могу вам ничего уже доверять, я если случайно что-то не так сделаю вы на меня кричите в особенности папа, я ничего такого не делаю, а он уже кричит, как будто конец света.

Я: Посмотри на Л. (сын), слава богу он не сильно обижается. Мне тоже это обижает, но я не долго злюсь.

(Заигравшись в Училку и получив отпор, автор начинает выклянчивать крошки доверия и делает это, сливая мужа. Папа плохой, а мама хорошая. Она думает, что согласившись с доченькой, станет ее подружкой. Но только теряет авторитет еще больше. Теперь она оказывается еще и дурой, у которой несчастная личная жизнь и которая жалуется на мужа и не уважает его. Так какое она имеет право тогда давать советы?)

Д: ненавижу людей особенно которые очень наглые и часто используют других.

Я: наглые никому не нравятся. Это нормально, каждый делает что хочет. Относись к этому спокойно. Просто это уже ответственность и проблема этого человека.

Д: как после такого можно людей вообще любить, животные даже получше будут.

(Опять автор учит, опять вещает. И ведь она приводит это в письме, потому что считает это образцом мудрости. И вопрос ее: почему на такие мудрые речи дочка ерепенится. Все, что вы пытаетесь подать в формате Училки, то есть читая лекции тому, кто не собирается у вас учиться, давать советы тому, кто не просит у вас консультации, всегда воспринимается с раздражением, с отрицанием, с гневом. Потребовать у подростка выполнять обязанности, особенно те, о которых вы предварительно с ним договорились, вы можете. А вот долбать его своей лекцией, если он не просит, не можете. Кто понимает, почему так?)

Я переживаю, что она не хочет ничем заниматься, что часто подавленное настроение. Как реагировать на то, что муж об этом говорит, чтобы не доходило до конфликта? Стоит ли более жестко требовать , чтобы она пошла на дополнительные занятия? Нас с мужем часто дома не бывает , мы то на спорт , то вечером или в выходной в театр. Старшая никуда с нами не хочет, а младший вроде сам себя развлекает и друзья есть, и доп. занятия.

(Вы должны обсудить с мужем эту ситуацию. Сказать ему, что признаете свою неправоту, когда спорите с ним при дочери. Пообещайте ему не спорить при ней, поддерживать его, но взамен попросите его держать себя в руках и выдвигать требования в менее грубой форме. При этом вы должны учесть, что держать в руках себя не так просто, и если муж не сдержит слово, выполняйте свое все равно, не спорьте с ним при дочери, только наедине. Наедине скажите ему, что он опять был слишком груб, но говорите не как Училка, а как со-партнер по общему делу, то есть деликатно. Осознайте, что только вдвоем вы можете создать зону влияния, а по одиночке ваш авторитет будет полностью разбит. Никогда не жалуйтесь дочке на отца как на мужа, это табу, если хотите сохранить свой и его авторитет для нее. Вы все время пытаетесь на нее опереться, когда ноете ей. Получается, что вы и сами — девочка, такая как она, только уже старая, немодная, но пытающаяся делать важный вид. Тогда любая ее успешная у мальчиков подружка — намного авторитетней вас)

Спасибо, что дочитали, надеюсь попасть в эволюциолаб.

Комментарии

viva_la_vida3    13.07.21 14:14
«Вчера вдруг слово за слово переписывалась с ней, редко разговаривает о своих каких то переживаниях.

Д: какая энергия, у меня ее никогда не было и не будет.

Я: М. , проблема, что нет энергии, это проблема у всех людей. Но она решаема как раз.»

По ответу дочки понятно, что никакого запроса от нее на обсуждение энергии вообще и энергии у нее в частности не было. В этот момент хотя бы по обратной связи можно было понять, что это был баг, но для автора это стало только началом лекции.

damir4a    13.07.21 14:41
«редко разговаривает о своих каких то переживаниях»

Понятно почему редко. Мама читает лекции, папа кричит.

evo_lutio    13.07.21 15:09
Папа не пишет письмо, пишет мама. Мама тоже думает, что может заставить папу делать так, как надо.

Папа имеет право воспитывать как считает нужным.

И пока мама не признает в нем полноправного воспитателя, ничего хорошего не будет.

Вы же начинаете обсуждать отца, словно считаете, что автор должна влиять на мужа и запрещать ему кричать.

О чем вы? Просто поворчать что ли?

evo_lutio    13.07.21 15:10
И крик — это не всегда баг, а Училка — абсолютно всегда.

dmitrykovalchuk    13.07.21 14:35
«Потребовать у подростка выполнять обязанности, особенно те, о которых вы предварительно с ним договорились, вы можете. А вот долбать его своей лекцией, если он не просит, не можете. Кто понимает, почему так?»

Договариваясь с подростком на счет обязанностей родитель показывает, что относится к нему как к взрослому и не считает, что тот просто должен выполнять «потому что». А в момент заключения договорённости возникает общая территория, у обеих сторон возникают права и обязанности, в том числе право требовать выполнения этих обязанностей.

А когда родители начинают читать нотации — они выходят из границ, считая территорию подростка общей, чем вызывают раздражение и протест просто по факту неуважения. И не важно насколько прав родитель в своей лекции.

evo_lutio    13.07.21 15:12
Так вы будете родителем-Оправдашкой, если считаете, что надо объяснять, почему. Вы будете точно такой же Училкой, читающей лекции.

Вы вообще не поняли вопроса. Я спрашиваю про право на требования, а вы рассказываете, почему надо все «объяснять».

Плевать подросток хотел на ваши объяснения, снимите корону.

ninel_215    13.07.21 14:41
«Потребовать у подростка выполнять обязанности, особенно те, о которых вы предварительно с ним договорились, вы можете. А вот долбать его своей лекцией, если он не просит, не можете. Кто понимает, почему так?»

Возможно, потребовать что-то сделать, это в границах, так как родитель дает опеку и у него есть определенные полномочия. И в этом есть понимание, что у подростку может это и не нравится. А непрошенная лекция, это уже щипцы, из подростка тянут согласие и понимание, отжимают внимание.

evo_lutio    13.07.21 15:15
Полномочия и в силу опеки и в силу возраста, статуса.

А вот добиваться согласия и буравить мозги — не в границах.

И на каждом шагу родители считают иначе и хотят согласия, единодушия, слияния.

Подросток имеет право быть не согласен, это личность.

А вот не выполнять кое-что не имеет права. Есть вещи, которые он обязан делать, есть вещи, которые он не имеет права делать. Принимать наркотики, например, ночевать вне дома не имеет права. Обязан мыться, а не ходить грязный, должен есть нормальную еду, а не одни только чипсы.

corositore    13.07.21 14:54
«Я: Поверь мне очень редко, когда у человека есть настоящие друзья. Это нормально….»
Это совсем не нормально. А какая-то глухая фрустрация Дружбы, которой она хочет поделиться со своей дочерью.

evo_lutio    13.07.21 15:06
Друзья, это не важно.

Если бы она говорила, что настоящие друзья есть всегда и у всех, или что дружба — это непременное условие счастливой жизни, было бы ничем не лучше.

Это все одно и то же. Вы должны вред Училки увидеть, а не помогать автору читать более правильные лекции.

groonya    13.07.21 16:03
она настолько своей Училкой ослеплена, что не видит моментов в редком диалоге, где могла бы узнать чуть больше о жизни дочери, понять ее чуть лучше. она не задает ей ни одного вопроса, только спешит предоставить готовые ответы на все.

viva_la_vida3    13.07.21 15:07
«Потребовать у подростка выполнять обязанности, особенно те, о которых вы предварительно с ним договорились, вы можете. А вот долбать его своей лекцией, если он не просит, не можете. Кто понимает, почему так?»

Возможно, требование выполнять обязанность если воспринимается, как давление, то это давление чтобы подросток что-то сделал. А лекция — давление на мозг, чтобы подросток не только делал, как надо, имея собственные мысли на этот счет, но и думал, как надо без всякого инакомыслия.

evo_lutio    13.07.21 15:19
Регулировать поведение родитель имеет право. Не во всем, но в жизненно важных и социально значимых вопросах — да.

А вот власть над мыслями и эмоциями — это мимо границ. Подросток сам пусть решает, соглашаться или нет.

Как думаете, почему многие родители считают наоборот? Они думают, что не должны заставлять делать, но обязаны влиять на мысли и чувства?

romashka43    13.07.21 15:28
Может из-за слияния. И они видят так — повлияю на мысли, а это уже скажется на поступках, и тогда уже не надо будет вмешиваться в отдельные моменты, просто по рельсам пойдет.

evo_lutio    13.07.21 15:29
Да. И еще.

Вот представьте, в каком случае родитель действительно влияет на мысли ребенка.

Вообще человек, в каком случае может повлиять на мысли и чувства и изменить их ход у другого человека?

4112917    13.07.21 15:31
Когда значимость этого человека огромна. Вот родители переоценивают сильно свою значимость.

evo_lutio    13.07.21 15:33
Значимость огромна, авторитет велик.

Родители хотят воображать себя такими для ребенка.

Оно и понятно, заманчиво, но так почти никогда не бывает, особенно с подростками, и чтобы так было, родитель должен иметь хорошие границы и хорошие опоры.

evo_lutio    13.07.21 15:34
И даже в этом случае нельзя сказать, что это прекрасно.

Стремление к сепарации — нормальный этап взросления. Плохо когда ребенок полностью подменяет свою личность личностью родителя. Он должен осознавать свое отдельное Я.

viva_la_vida3    13.07.21 15:41
Пытаются создать видимость такого безусловного авторитета и собственную нужду подменить на запрос ребенка, получаются щипцы. Наверное, изогнутые в этом случае.

romashka43    13.07.21 15:32
Человек может влиять, если является авторитетом. То есть его фигура для другого большая; но она никогда не будет такой у того, кто в слиянии с тем, на кого хочешь повлиять.

ninel_215    13.07.21 15:34
Возможно, если у другого есть запрос, он и сам хочет поменять, но, может, не знает как.

mepronto    13.07.21 15:59
Одного запроса недостаточно, не факт, что с этим запросом ребенок к родителю пойдет.

igurova2018    13.07.21 15:32
Наверное, считают, что заставляя что-то делать они подавляют его волю, что он дожен сам учиться принимать решение жить достойно, тут родители могут переоценивать способность ребенка к самоконтролю
А поучения вроде как прививают ценности, исходя из которых ребенок будет решать, и тут родители не считаются со спонтанностью ребенка

4112917    13.07.21 15:34
Еще, наверное, есть у большинства родителей слепое пятно по поводу длительности воспитания личности. Почему-то никому не приходит в голову, что вот я прочитаю пару лекций, и ребенок не то что ходить, а сразу на велике ездить начнет; а в отношении самостоятельности или ответственности прям убеждены, что вот пара нотаций, и сразу ответственным станет.

evo_lutio    13.07.21 15:43
В этом вашем рассуждении скрывается мысль, что двести лекций должно хватить.

Не на длительность должен быть ваш акцент, а на то, что личность формируется изнутри.

Даже ездить на велосипеде человек учится своим телом, а не вашем, не вы его тело как овощ обучаете, у него много внутренних усилий и своя мотивация.

А для формирования личности тем более это важно. Она вся целиком изнутри. Извне могут быть только стимулы и то не все.

e_kirke    13.07.21 15:58
Может это желание очень большой власти, СЗ.
Как по аналогии, когда женщина раздражается на вытащенное щипцами, потому что она и намекать была не должна. Так и тут, если будет думать как надо, то и делать будет.

evo_lutio    13.07.21 15:41
Друзья, возьмите фразы дочки и объясните, как должен выглядеть ответ ей без Училки.

Давайте на практике попробуем поправить локус, хотя бы умозрительно и моделируя.

Давайте попробуем увидеть, что же такое Училка и что будет если ее изъять из речи.

inlovewithearth    13.07.21 16:16
Попробую.

«- какая энергия, у меня ее никогда не было и не будет.»

— кто знает?

***

«- да, ну и как же ее решить? ЕСЛИ КТО ТО СКАЖЕТ ЧТО ВОТ У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ ОТ ЭТОГО УЖ ЯВНО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ.»

— а все — это что? чего тебе хочется?

***

«- ну на прохожего это уже тупо обижаться. Вот если это скажет человек близкий то капец. Поэтому я не хочу друзей. И не хочу ни с кем общаться. зачем мне люди»

— а людям ты зачем?

evo_lutio    13.07.21 16:28
Нет. Первые вопросы очень сложные, а сложные вопросы — тоже училкинское.

И еще в этом есть такое роскошное, фейское: загадывай желание, исполню.

А второй вопрос — чистая Училка. Еще и злая.

Народ, когда запрос на общение ваш, не вставайте вы в позу коучей.

К коучу пришли, попросили помощи и заплатили.

А здесь вы подлезли и пытаетесь строить из себя гуру.

Не видите диссонанс?

evo_lutio    13.07.21 16:30
Вообще в ваших фразах еще больше важности, вещания сверху и даже хамства.

Так с ребенком не говорят.

groonya    13.07.21 16:32
Например тут:

«Д: да, ну и как же ее решить? ЕСЛИ КТО ТО СКАЖЕТ ЧТО ВОТ У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ ОТ ЭТОГО УЖ ЯВНО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ.»

Ответ без Училки: «от этого не будет»

Подбадривать не имеет смысла, спорить тоже (тем более что дочь права). Можно только согласиться.

evo_lutio    13.07.21 16:38
Согласиться.

taushana    13.07.21 16:36
«Д: ненавижу людей особенно которые очень наглые и часто используют других».

— Мне тоже такие не нравятся.

evo_lutio    13.07.21 16:37
Конечно.

evahappy    13.07.21 16:37
«Д: да, ну и как же ее решить? ЕСЛИ КТО ТО СКАЖЕТ ЧТО ВОТ У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ ОТ ЭТОГО УЖ ЯВНО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ.
Я: Легче жить, если у тебя независимая от чужого мнения самооценка. Например, меня, не раздавит, если мне прохожий, скажет, что я уродина или что то подобное.»

Вместо второй фразы матери, может — Ну если кто-то скажет, то вряд ли, да, что-то будет. Энергия появляется от интереса. Своего. Помнишь что-то такое у себя? Что было интересно и энергии становилось больше? В телефоне что у тебя больший интерес вызывает?

evo_lutio    13.07.21 16:39
Это не Училка, но Психолог, чуткий подвид Училки.

То есть тоже должен быть запрос.

В ситуации как у автора нет запроса дочки, ее запрос.

 
Впервые опубликовано — evo-lutio