С верхом и низом как с дыханием. Когда впервые пробуешь контролировать дыхание, оно учащается, сбивается и начинается что-то вроде удушья.
Тем не менее контроль дыхания входит во многие практики, и телесные, и психологические, и даже духовные.
В большинстве случаев верх и низ вы определяете автоматически, легко, но если начинаете задумываться, в голове возникает путаница.
К счастью, у нас есть шпаргалка.
Восемь названий баговБаг – пограничный дефект, устойчивая форма специфического нарушения границ... Прочитать есть у нас, которые все постоянные читатели уже выучили и достаточно освоили.
И эти восемь названий нам пригодятся.
Баг — это заход мимо границ. Заходы мимо границ бывают сверху, бывают снизу, поэтому баги есть верхние, есть нижние.
Четыре верхних бага мы знаем: Штурман, Училка, Ищейка и Выскочка.
Четыре нижних бага: Попрошайка, Ученица, Оправдашка и Кривляка.
Это вот самые популярные заходы сверху и снизу, мимо границ.
Мимо границ — это значит, что вы заходите сверху или снизу, не имея на то никаких оснований.
Но если вдруг основания есть, то ваши ходы — в границах.
Каждый баг имеет свой аналог в границах. И зная баги, вам будет легко запомнить четыре главные ситуации, когда ваша позиция сверху — в границах. И четыре ситуации, когда ваша позиция снизу — в границах.
Вот, например, баг Штурман.
Баг характерен тем, что вы присваиваете руководящую роль там, где у вас ее нет.
Вас никто не назначал главным, вы сами себя назначили и пытаетесь рулить партнером так, будто он нуждается в вашем руководстве.
Это баг.
А как будет выглядеть руководство в границах?
Вас должны назначить или попросить, ваш авторитет должны признать, в вашем руководстве должны нуждаться.
В этом случае вы будете сверху — в границах. Но в границах вы будете от и до. Только там, где идет этот самый процесс, которым вы руководите. Закончился он, закончилась и ваша верхняя роль. Там, где вы переступаете границу необходимости и пользы для второго человека, ваше доминирование — штурманство, то есть баг.
Вот первый случай, когда верхняя роль в границах. Если вы руководитель. Это касается не только работы, а любой ситуации, где вы более грамотны, компетентны, и партнеру это очевидно. Если не очевидно, значит ваш авторитет не признают. И если в реальности вы действительно компетентны, а партнер это отрицает, значит ваша СЗ меньше ОЗ. Это дефолт или дисбаланс-минус.
Кстати, отсюда понятно, почему нельзя быть в нижней позиции, если по сути вы — наверху.
Если ваша СЗ меньше вашей ОЗ, то есть ваш партнер отрицает вашу компетенцию там, где все остальные люди признают (по сути уважает вас меньше, чем чужие люди), и вы согласны взаимодействовать на таких условиях, вы сливаетесь в дисбалансе вниз.
Если вы врач, а жена в грош не ставит ваше мнение о лечении болезней и предпочитает спрашивать в интернете, вы должны видеть свою низкую СЗ. Профессиональная компетенция и объективный жизненный опыт (например намного больших стаж вождения автомобиля, опыт воспитания детей, навыки приготовления пищи и так далее) дают вам право при прочих равных руководить общим делом, иметь больше власти. Соглашаться на подчиненную роль, будучи во много раз более грамотным и умелым — это слив. Лучше уж отказаться участвовать вообще.
Этот момент хорошо понятен?
Вторая ситуация — обучение. Если вы должны научить чему-то, вы вынуждены занять верхнюю позицию.
Если второму это не нравится, значит он не должен у вас учиться. Если он хочет, чтобы вы учили его, но были с ним на равных, он хочет слишком многого.
Багом Училка это становится тогда, когда у вас никто не собирается учиться, а вы учите, не замечая этого. Часто Училки имеют такую плохую рефлексию, что не видят своего учительства. Им кажется, что они делятся мнением, но делают они это сверху и тоном назидания.
Обратная ситуация, когда вы пытаетесь учить, но заходите снизу. Понятно, как получается слив? Представьте, что вы должны научить приятеля чему-то. Можете ли вы сделать это из равной позиции или снизу? Многие не видят отличий между обращением на равных и сверху. Разница в том, что на равных вы признаете одинаковую компетенцию, свою и приятеля, и не объясняете, как надо. Снизу — это когда вы считаете, что он умеет и знает лучше, чем вы, и вам есть чему поучиться.
Кто опишет, как получается слив в этом случае?
То же самое касается оказания помощи. Если вы оказываете помощь снизу, вы сливаетесь, как и при попытке учить другого чему-то снизу.
Следующая ситуация, когда позиция сверху в границах — это очевидное ваше преимущество по ОЗ в той области, которой касается общение. Вас не просят руководить, учить, но вы явно опережаете собеседника или партнера в том, о чем идет речь. Идет речь о бизнесе, но у вас крупный и успешный бизнес, а у партнера успехи во много раз хуже. Идет речь о имидже, но вы стильный и модный человек, а собеседник ваш не по этой части. Идет речь о любви, но у вас в личной жизни все отлично, а приятель ваш одинок. Ваша позиция верхняя, пока идет речь о том, где вы имеете явное преимущество.
Если преимущества ваши не очевидны или речь об этом не идет вообще, а вы хвастаетесь, вы — Выскочка.
И последняя из основных ситуация, когда позиция сверху в границах. Вы хозяин территории или спонсор мероприятия. В этом случае вы имеете право на контроль, а контроль осуществляется только сверху, не снизу.
Если вы путаете свою территорию с чужой, получается баг Ищейка.
Понятно, почему нельзя быть спонсором, но стесняться контролировать? Почему это слив?
Про нижнюю позицию в границах напишу дальше.
Пока давайте верхнюю обсудим.
Итак, четыре ситуации главные у нас получились:
1. Вы сверху, если вы руководите общим делом.
2. Вы сверху, если вы обучаете другого или оказываете ему помощь.
3. Вы сверху, если имеете объективное превосходство в данной области.
4. Вы сверху, если вы хозяин или спонсор.
Если вы не можете быть сверху в этих ситуациях, вам лучше вообще в этом не участвовать.
Понятно почему?
Описывайте с примерами конкретными, а не общими словам из моего же поста.
Комментарии
shamanova 11.08.20 15:51
«Обратная ситуация, когда вы пытаетесь учить, но заходите снизу. Понятно, как получается слив? «
Чтобы кого-то научить, этот кто-то должен признавать тебя авторитетом в той области, в которой ты его учишь. Если же ты сам встал снизу, ни о каком авторитете с твоей стороны не может быть и речи. Если ты встал снизу, то второй получает право «фильтровать», менять ход обучения, сомневаться в твоих знаниях. А ты теперь вынужден подпрыгивать и танцевать перед ним, чтобы чему-то научить и как-то заинтересовать, зачастую просто пропуская важные и сложные вещи, ведь это заставит ученика скучать.
REPLY
rebelsystem 11.08.20 16:00
“Если вы не можете быть сверху в этих ситуациях, вам лучше вообще в этом не участвовать.
Понятно почему?”
Потому что это слив своей территории, своей фигуры, предательство себя, своего дела и тех, кто с тобой занимается общим делом. Человек, который боится быть сверху в границах, боится ответсвенности. А без отвественности ничего хорошего он не сделает ни для других, ни для себя.
REPLY
vl4ze 11.08.20 16:01
«Понятно, почему нельзя быть спонсором, но стесняться контролировать? Почему это слив?»
Недавно делал ремонт и мне было так неловко лезть в детали, стоять над душой, доставать нюансами. Думал, что ребята — профессионалы, зачем я буду лезть туда, где шарю меньше.
Как всё вышло уже можно догадаться. Качество работы низкое, деньги потрачены, «а куда ж я смотрел!».
Либо контролируй процессы, которые протекают за твой счёт, либо нечего на зеркало пенять.
А ведь всё из-за мнимой грандиозности, если честно перед собой сознаться. Думаешь, как бы не выглядело, что ты такой важный и зазнавшийся. Себя в своих глазах видишь в 5 раз выше. И начинаешь спускаться, пригибаться. А по факту выглядишь как классический лох.
REPLY
rindman 11.08.20 16:22
«1. Вы сверху, если вы руководите общим делом.
Если вы не можете быть сверху в этих ситуациях, вам лучше вообще в этом не участвовать.
Понятно почему?»
Может, к нему вопросы будут потом. Если провал — его вина. А если успех, где он подчиненный, то Акелла уже не тот, можно списывать.
Стив Джобс ушел из Эппл, когда его отстранили от поста руководителя проекта, запретив принимать ключевые решения. Максимум консультации. В итоге его потом просили вернуться.
REPLY
zhiznhorosha 11.08.20 16:23
«Если вы не можете быть сверху в этих ситуациях, вам лучше вообще в этом не участвовать.
Понятно почему?»
Потому что во всех этих ситуациях вы отдаёте энергию, опеку. И если это делать коленопреклонённо, то вы самим этим фактом обесцениваете отдаваемую энергию. В итоге все в проигрыше. Вы слились, а тот, кому вы слились думает в ключе «и какой я дряни сейчас наелся?»
Например недавно было о нижней позиции оказывающего услугу за деньги. Но ведь если услуга высококвалифицированна, то это именно тот, кто оказывает — сверху! Оплата — это всего лишь компенсация за отданную энергию. И воспринимать этот процесс так, будто заказчик сверху — это априори позиционировать себя неким мошенником, который просочился в щель, навязал себя, сделает ну хоть что-нибудь, лишь бы хапнуть клиентских денег. Наверное только в такой ситуации услуга может оказаться снизу.
REPLY
franny_berry 11.08.20 16:29
«Понятно, почему нельзя быть спонсором, но стесняться контролировать? Почему это слив?»
Потому что получается «здесь моя территория, но если вы будете наглеть, я её защищать не буду,мне неловко.»
Какой ты тогда хозяин, если у себя дома позволяешь творить любой беспредел и не решаешься вмешаться? Это нифига не твоя территория тогда, а сам ты шут гороховый.
REPLY
jackieolj 11.08.20 17:13
«Понятно, почему нельзя быть спонсором, но стесняться контролировать? Почему это слив?»
Возможно, выбирая мероприятие для спонсорства, выбираешь тех, кто будет представлять твоё лицо. Если спонсированное мероприятие организовано плохо, в голове участников и зрителей останется ассоциация бренда-спонсора с посредственностью, произойдёт его обесценивание — слив.
Без контроля спонсором в процессе подготовки, подготовка идёт по чужим стандартам. Спрашивать, когда все готово слишком поздно. И это слив спонсорского взноса и репутации, если твои стандарты «внезапно» оказались выше.
REPLY
___tais 11.08.20 19:15
Когда занимаюсь здоровьем мамы, моя СЗ уступает моей ОЗ, и это сильно затрудняет проведение лечебно-диагностического процесса. Помогает подключение коллег. Отстраниться от вопроса лечения невозможно и нельзя. Но быть в границах у меня часто не получается.
REPLY
evo_lutio 12.08.20 06:55
С мамами это точно.
Здесь их верхняя-родительская роль конфликтует с верхней- профессиональной ребёнка.
REPLY
dmitrykovalchuk 11.08.20 23:39
«Вы сверху, если вы обучаете другого или оказываете ему помощь»
В школе было: один предмет, два учителя. Первая уже в возрасте, никакого спуска ученикам, она всегда права даже если неправа.
Вторая молодая, компетенция в предмете выше первой, но всегда как будто упрашивала учеников учиться, вступала в споры зачем-то, пыталась как бы быть равной. В итоге у неё на уроках даже ботаны фигней страдали, никто не слушал, полная вакханалия творилась.
REPLY
Впервые опубликовано — evo-lutio